Совет Федерации (Россия)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Совет Федерации Совет Федерации Sovet Federatsii | |
---|---|
Федеральное Собрание России | |
Тип | |
Тип | |
История | |
Основан | 1993 год [1] |
Предшественник | Совет Национальностей Конституционная конференция России |
Лидерство | |
Структура | |
Сиденья | 178 [а] |
Политические группы |
|
Продолжительность срока | 5 лет |
Выборы | |
Последние выборы | 12 декабря 1993 г. (Процесс формирования изменился с декабря 1995 года в результате отмены выборов) |
Место встречи | |
26 Bol'shaya Dmitrovka, Moscow | |
Веб-сайт | |
www.council.gov.ru |
Совет Федерации , [б] неофициально Сенат , [с] — верхняя палата Федерального Собрания России . Он был установлен Конституцией Российской Федерации в 1993 году.
Каждый из 89 субъектов федерации России (в том числе два аннексированных в 2014 году и еще четыре в 2022 году , не признанных международным сообществом) – состоит из 24 республик , 48 областей , девяти краев , трёх городов федерального значения , четырёх автономных округов и одна автономная область - направляет в Совет двух сенаторов , всего 178 сенаторов. Кроме того, Конституция предусматривает также назначение пожизненными сенаторами сенаторов от Российской Федерации, которых может быть не более 30 (до семи из них пожизненно), а также (опционально) бывших президентов (с 2020 г. [update] таких пожизненных сенаторов не бывает).
Совет проводит свои заседания в главном здании на Большой Дмитровке в Москве , бывшем доме Советского государственного строительного агентства ( Госстроя ), а дополнительные офисы и помещения для комитетов расположены на Новом Арбате . Две палаты Федерального Собрания физически разделены: Государственная Дума располагается в другой части Москвы, на улице Охотный ряд . Заседания Совета Федерации проходят в Москве с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря. Заседания открыты для публики, хотя место проведения заседаний может быть изменено по желанию Совета Федерации, а также могут быть созваны закрытые заседания.
В целях преемственности спикер ( председатель ) Совета Федерации является третьей по значимости должностью в Российской Федерации после президента и премьер-министра. В случае недееспособности президента и премьер-министра исполняющим обязанности Президента Российской Федерации становится председатель Совета Федерации . [2] [3]
История
[ редактировать ]Современная история Совета Федерации начинается во время конституционного кризиса 1993 года реформы и реформы правительственной структуры президента Бориса Ельцина , когда непопулярные неолиберальные противостояли все более радикальному Конгрессу народных депутатов , законодательному органу страны. В течение года конгресс становился все более недовольным тем, как Ельцин и его кабинет управляли барахтающейся российской экономикой , а также его планами по созданию новой конституции Российской Федерации , которая заменит советской 1978 года РСФСР Конституцию действующую эпохи. В условиях обострения кризиса 21 сентября Ельцин издал Указ Президента № 1400. Указ фактически отменил обсуждавшуюся тогда конституционную реформу, а также юридически распустил Конгресс народных депутатов, предписав заменить его совершенно новой федеральной законодательной структурой и предоставить президенту расширенные исполнительные полномочия. После войны слов и актов неповиновения с обеих сторон президент Ельцин внезапно положил конец борьбе за власть в правительстве, приказав Российская армия будет бомбардировать и штурмовать Белый дом России , законодательное здание, в период со 2 по 4 октября 1993 года.
После разгрома Конгресса народных депутатов и других членов федерального и территориальных правительств, которые первоначально поддерживали то, что он считал мятежным законодательным органом, Ельцин представил новую конституцию. Помня о событиях 1993 года, Ельцин разработал конституцию, которая предусматривала расширение полномочий исполнительной власти при назначении премьер-министров , отмену вето и создание более сильного исполнительного совета безопасности. Конституция также предусматривала создание двухпалатного Федерального собрания, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. Хотя Ельцин создал Совет Федерации в июле 1993 года, чтобы собрать представителей регионов (кроме Чечни ) для поддержки более раннего проекта конституции, заменяющей документ 1978 года, этот Совет Федерации должен был стать постоянной частью законодательного органа.
Порядок формирования Совета Федерации путем выборов, проводимых по мажоритарной системе, был определен Указами Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1626 "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". и № 1846 от 6 ноября 1993 года «Об уточнении к Постановлению о выборах депутатов Государственной Думы и Постановлению о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году».
Подобно Сенату США , Совет Федерации будет состоять из двух представителей от каждого субъекта Федерации . В отличие от Государственной Думы, которая состояла из представителей сотен округов по всей стране, Совет Федерации должен был действовать как более или менее голос федеральных подразделений России. Первые дебаты по поводу его создания были сосредоточены на том, следует ли вообще избирать Совет Федерации. Чтобы решить некоторые проблемы на первых запланированных выборах Совета в декабре, Ельцин издал Указ Президента № 1628 от 11 октября, предусматривающий, что кандидатам на первые выборы необходимо не менее двух процентов, или 25 000 подписей - в зависимости от того, что будет больше - от жителей своей области. Население республики, края, автономного округа или города федерального значения. Это помогло предыдущим территориальным элитам остаться в рамках национальной политики. Указ также предусматривал единый двухлетний срок до новых выборов в 1995 году.
Первые выборы Совета состоялись 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Государственную Думу и референдумом по новой Конституции Российской Федерации . Теперь, когда конституция вступила в силу после ее успешного принятия, выборы в Совет должны были быть предоставлены исключительно территориальным властям: один сенатор избирался от законодательного собрания субъекта, а другой - от исполнительной власти субъекта. Позже это было кодифицировано в 1995 году, когда истек первый срок полномочий Совета.
Однако в конституции не уточнялось, как должны избираться сенаторы. К 1995 году, используя эту конституционную аномалию, региональные руководители могли занимать должности ex officio как на своих региональных исполнительных постах , так и в Совете Федерации. В то время как в Государственной Думе в это время проводилось множество серьезных дебатов по российской политике, Совет стал лоббистом региональных интересов, конкурирующим за федеральное внимание.
Приход к власти президента Владимира Путина после отставки Ельцина 31 декабря 1999 года принес много новых изменений в Совет Федерации. В рамках своих главных политических целей в первые месяцы своего президентства в 2000 году Путин предложил закон о реформе, направленный на изменение состава Совета, который позволил бы губернаторам регионов назначать советников, но не заседать в Совете самостоятельно, освободив его от влияния Путина. расценили как вопиющее личное кумовство со стороны региональных лидеров. Совет яростно сопротивлялся плану Путина, осознавая, что их роль в федеральной политике, сама их способность пользоваться плодами жизни в Москве и их парламентская неприкосновенность закончатся. На фоне угроз Госдумы преодолеть вето Совета и угроз Путина возбудить федеральные уголовные дела против губернаторов регионов, Совет отступил и неохотно поддержал закон в июле 2000 года. В результате освободившиеся места заняла волна новых, дружественных Кремлю сенаторов. при полной поддержке Путина. Последний из двух сенаторов-губернаторов был отстранен от должности в начале 2002 года.
После кризиса с заложниками в школе в Беслане в сентябре 2004 года президент Путин инициировал радикальную перетряску федеральной системы , предложив заменить прямые выборы губернаторов регионов назначениями самим президентом . Эти назначения впоследствии могли быть подтверждены или отклонены региональными законодательными собраниями. Этот шаг также обеспечил больший контроль над Советом со стороны исполнительной власти благодаря законам, которые предусматривают, что региональные руководители имеют право голоса при выборе делегатов в Совет Федерации.
С 2000 года Совет Федерации во многом оставался стабильным органом. Однако критики утверждают, что тактика Путина по реформированию Совета была откровенно недемократичной и антифедеральной, утверждая, что реформы создали орган исполнительной власти и правящей партии «Единая Россия» , аналогичный тому, каким был Совет Национальностей во времена Советский период.
Должностные лица и члены
[ редактировать ]Как установлено статьей 101 Конституции РФ , Совет Федерации "избирает из числа своих депутатов председателя Совета". Некоторые из официальных обязанностей председателя включают председательство на заседаниях, формулирование и представление проектов повесток дня, издание приказов и консультации с различными комитетами Совета, действия в качестве официального представителя Совета в Федеральном собрании и подписание резолюций, которые будут направлены президенту или государству . Дума .
Нынешний председатель — Валентина Матвиенко .
Сенаторы могут сохранять членство в своих партиях. Однако их просят не доводить партийную фракционность до самого места. После реформ 2000 года Совет установил весьма тесные отношения с Кремлем , помогая принимать ключевые законы, которые желает Кремль.
Согласно статье 98, все члены Совета пользуются иммунитетом от ареста, задержания и обысков. В 2007 году в закон о Совете Федерации были внесены изменения, и теперь сенатор должен проживать не менее десяти лет на представляемой территории.
Статус членов Совета Федерации определен Федеральным законом: «О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Президиум
[ редактировать ]Президиум председателя состоит из заместителей , четырех председателя и генерального секретаря .
Политическая принадлежность
[ редактировать ]В отличие от Государственной Думы с ее разделением на партии и лидеров, в 2002 году парламентские группы были запрещены после избрания Миронова председателем и парламентских процедур по роспуску всех политических фракций, хотя их члены связаны с некоторыми крупными российскими политическими партиями.
Выборы
[ редактировать ]В отличие от Государственной Думы и законодательных собраний провинций по всей России , Совет не избирается прямым голосованием, а избирается территориальными политиками, что в некотором отношении напоминает структуру Сената США до принятия Семнадцатой поправки 1913 года. Единственным исключением из этого правила была первая поправка. Совет Федерации (1994–1996), избранный 12 декабря 1993 года.
Согласно статье 95, в состав Совета входят представители каждого субъекта Российской Федерации — по два от каждого. Законодательный орган провинции избирает одного сенатора, а другой назначается губернатором провинции и утверждается законодательным органом. До 2000 года все губернаторы провинций и главы законодательных собраний провинций также были членами Совета. После прихода к власти президента Путина эта практика была прекращена под давлением Кремля , запретившего губернаторам занимать сдвоенные должности.
Условия членства в Совете также не определены на национальном уровне из-за сохраняющегося территориального характера палаты. Сроки определяются в зависимости от региональных органов, которые они представляют.
В 2001–2004 годах региональные органы имели возможность отозвать своего сенатора в той же процедуре, в которой они его назначали. Подобные воспоминания когда-то случались довольно часто. Однако новый закон, принятый в декабре 2004 года, требовал, чтобы председатель Совета Федерации сначала инициировал процедуру отзыва. С тех пор процедура не использовалась.
1 января 2013 года вступил в силу последний Закон о порядке формирования Совета Федерации: согласно закону, Совет Федерации состоит из двух делегатов от каждого субъекта Российской Федерации, один из которых представляет законодательное собрание данного региона, а другой - областные исполнительные власти. Будет две разные процедуры выборов, по одной для каждого типа членов. (Федеральный закон № 229, ст. 1.1.) Кандидат в Сенаторы от законодательного собрания субъекта субъекта должен быть членом законодательного собрания субъекта субъекта. Кандидаты выдвигаются председателем областного законодательного собрания, одной фракцией партии, представленной в собрании, или не менее чем одной пятой членов собрания. Затем областное законодательное собрание проголосует за избрание одного из выдвинутых кандидатов. [4]
В июле 2014 года была одобрена поправка к закону, которая добавила еще 17 сенаторов, номинируемых президентом.
Представитель региональной исполнительной власти - второй тип делегата в Совете Федерации - назначается губернатором субъекта Российской Федерации (или главой автономной республики). Делегат выбирается из числа трех человек, назначенных кандидатами на должность губернатора/главы соответствующего региона. Победитель выборов губернатора/республиканского руководства затем назначает одного из трех делегатов, ранее назначенных для назначения в Совет, сенатором от указанного региона. [4]
Полномочия
[ редактировать ]Совет Федерации рассматривается как более формальная палата Федерального Собрания. Поскольку его федералистский дизайн и право голоса строго ограничены провинциальными элитами, Совет считается менее восприимчивым к радикальным изменениям.
На Совет возложено сотрудничество с Государственной Думой при доработке и голосовании по законопроектам. Федеральные законы о бюджете , таможенном регулировании , кредитном контроле и ратификации международных договоров подлежат рассмотрению Советом после их принятия Государственной Думой, куда вносится большая часть законодательства.
Особыми полномочиями, которыми наделены только сенаторы Совета Федерации, являются:
- Согласование изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения ;
- Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения ;
- Принятие решения о возможности применения Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- объявление выборов Президента Российской Федерации ;
- Импичмент Президенту Российской Федерации;
- Утверждение представлений Президента судей Конституционного Суда Российской Федерации , Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Правительства Российской Федерации;
- Утверждение кандидатуры Президента Генерального прокурора Российской Федерации ;
- Назначение заместителя председателя и половины аудиторов Счетной палаты.
Для принятия законов Советом Федерации необходимо проголосовать более половины из 178 сенаторов. При рассмотрении федеральных конституционных законов для принятия необходимо три четверти голосов Совета. Если Совет наложит вето на закон, принятый Государственной Думой, обе палаты будут уполномочены сформировать Согласительный комитет для формирования компромиссного законопроекта, по которому обе палаты должны будут проголосовать еще раз. Преодолеть вето Совета Федерации могут две трети депутатов Думы.
Комитеты
[ редактировать ]Комитеты составляют ключевой компонент структуры Совета. Для сенаторов существуют шестнадцать комитетов и семь комиссий, которые рассматривают законодательство и политику по ряду вопросов, начиная от иностранных дел, федеральных дел, молодежи и спорта. Руководство этими комитетами определяется председателем Совета, который остается в курсе их выводов. В состав этих комитетов входят:
- Комитет по конституционному законодательству
- Комитет по судебным и правовым вопросам
- Комитет по обороне и безопасности
- Бюджетный комитет
- Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению
- Комитет по иностранным делам
- Комитет по Содружеству Независимых Государств
- Комитет по федеральным делам и региональной политике
- Комитет по местному самоуправлению
- Комитет социальной политики
- Комитет по экономической политике, бизнесу и собственности
- Комитет промышленной политики
- Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды
- Комитет по продовольственной и сельскохозяйственной политике
- Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии
- Комитет по северным территориям и коренным меньшинствам
- Комиссия по регламенту и организации парламентской деятельности
- Комиссия Совета Федерации по контролю за деятельностью Совета Федерации
- Комиссия по путям и средствам реализации конституционных полномочий Совета Федерации
- Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации
- Комиссия по делам молодежи и спорта
- Комиссия по информационной политике
- Комиссия по естественным монополиям
Председатели Совета Федерации
[ редактировать ]- Владимир Шумейко (13 января 1994 г. - 23 января 1996 г.)
- Yegor Stroyev (23 January 1996 – 5 December 2001)
- Сергей Миронов (5 декабря 2001 г. - 18 мая 2011 г.)
- Александр Торшин (19 мая - 21 сентября 2011) ( исполняющий обязанности )
- Valentina Matviyenko (21 September 2011 – present day)
Полпреды президента в Совете Федерации
[ редактировать ]- Aleksandr Yakovlev (18 February 1994 – 10 February 1996; as Presidential Envoy to the Federal Assembly)
- Anatoly Sliva (10 February 1996 – 27 October 1998)
- Yury Yarov (7 December 1998 – 13 April 1999)
- Vyacheslav Khizhnyakov (12 May 1999 – 5 April 2004)
- Alexander Kotenkov (5 April 2004 – 30 October 2013)
- Артур Муравьев (с 30 октября 2013 г.) [5] [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В состав субъектов Федерации России входят несколько, не признанных на международном уровне частью России. Республика Крым и Севастополь были аннексированы в 2014 году, а Донецкая Народная Республика , Луганская Народная Республика , Запорожская и Херсонская области – в 2022 году.
- ^ Russian : Совет Федерации , romanized : Sovet Federatsii , common abbreviation: Совфед , Sovfed
- ^ Russian : Сенат , romanized : Senat
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Федеральное Собрание Российской Федерации» . Архивировано из оригинала 03 мая 2020 г. Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ "Пост Председателя Совета Федерации РФ – это третий пост в стране. В случае недееспособности президента и премьера именно председатель верхней палаты парламента должен возглавить государство."
- ^ "Почему у нас третье лицо в государстве Председатель Совета Федерации? Потому что это федерация, он не распускается, он действует постоянно." - Сергей Шахрай
- ^ Перейти обратно: а б Рудик, Питер (4 января 2013 г.). «Россия: Новый порядок формирования верхней палаты парламента» . Глобальный правовой монитор . Юридическая библиотека Конгресса (текст, являющийся общественным достоянием, размещен непосредственно на этой странице) . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ Полномочным представителем Президента в Совете Федерации назначен Артур Муравьёв // Президент России
- ^ Руководство и основные должностные лица Администрации Президента России // Президент России
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макфол, Майкл. Незавершенная революция в России . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2001.
- Херспринг, Дейл Р. Путинская Россия . Лэнхэм, Мэриленд: издательство Rowman and Littlefield, 2005.