Таможенный кодекс России
Таможенный кодекс России | |
---|---|
![]() | |
Парламент России | |
Цитирование | 5221-1 |
Территориальная протяженность | Россия |
Принят | Парламент России |
Подписано | Президент России |
Подписано | 18 июня 1993 г. |
Началось | 21 июня 1993 г. |
Дата истечения срока | 1 июля 2010 г. |
Статус: Отменен |
Таможенный кодекс России – это закон, регулирующий таможенное дело России . Новый Таможенный кодекс Российской Федерации был принят 14 мая 2003 года взамен действовавшего в 1993 году. Необходимость принятия нового Кодекса возникла из-за проблем развития российской экономики и внешней торговли. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации призван повысить эффективность работы таможенных органов за счет упрощения таможенных формальностей и процедур. Тарифы регулируются документом «Российские таможенные тарифы» , который вступил в силу 1 апреля 2000 года.
История
[ редактировать ]Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден Таможенный кодекс СССР, регламентирующий государственную монополию внешней торговли и порядок осуществления внешнеторговых операций, перемещения товаров. через границу Советского Союза. [ 1 ] Таможенный кодекс СССР вступил в силу 1 июля 1964 года.
В конце 1980-х годов, с началом перехода к рыночной экономике, Таможенный кодекс устарел быстрее, чем происходили экономические преобразования, и все меньше отвечал требованиям новой эпохи. Поскольку внесение отдельных изменений в действующий Кодекс уже не предусматривало необходимых преобразований, в 1991 году Верховный Совет СССР утвердил новый Таможенный кодекс СССР, содержащий нормы, ориентированные на развитие рыночной экономики. [ 2 ]
Настоящий Кодекс в целях создания условий для коренного переустройства федеративных отношений, формирования рыночной экономики в рамках единого экономического пространства СССР и роста внешнеэкономической деятельности республик, национально-территориальных образований, предприятий и организаций, устанавливает принципы таможенного дела в СССР, основанные на единстве таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов. Кодекс направлен на обеспечение соблюдения таможенными и другими государственными органами, а также предприятиями, организациями и гражданами прав и обязанностей в сфере таможенного дела.
— Преамбула к Таможенному кодексу СССР 1991 г.
Однако к концу того же года Советский Союз прекратил свое существование, и формально кодекс регулировал правоотношения уже не существовавшего государства. При этом внешний рынок России стал открыт для всех предприятий. Законодатели столкнулись с острой необходимостью разработки нового таможенного законодательства, которое бы соответствовало реальному положению дел как во внешнеэкономической сфере, так и во внутренней экономической политике.
Первая редакция Таможенного кодекса России была представлена на подпись президенту Борису Ельцину в мае 1993 года. За основу были взяты нормы международных договоров по таможенным вопросам. Однако законопроект был возвращен в Верховный Совет России на доработку. [ 3 ] Повторная и уже успешная презентация нового кодекса состоялась месяц спустя, в июне 1993 года. Таможенный кодекс Российской Федерации был одобрен Верховным Советом РФ и подписан Президентом 18 июня 1993 года. Он состоял из 15 разделов, 64 главы и 456 статей.
Кстати, Таможенный кодекс 1993 года стал одним из первых крупных законодательных актов, принятых в современной России. На тот момент не существовало ни Налогового , ни Гражданского кодекса , ни Кодекса об административных правонарушениях, ни даже Конституции РФ , последняя вступила в силу только 25 декабря 1993 года.
Однако, несмотря на то, что новый Таможенный кодекс в большей степени соответствовал требованиям открытого внешнеэкономического рынка, его положения способствовали созданию административных барьеров при перемещении товаров через границу . [ 3 ] Таким образом, Кодекс не был актом исключительно прямого действия, поскольку содержал более 80 отсылочных норм. При этом право нормативного регулирования в таможенной сфере принадлежало как Правительству России , так и Государственному таможенному комитету. В отличие от международной практики, выпуск товаров был скорее разрешительным, а не уведомительным процессом. Наконец, сроки проведения таможенными органами операций таможенного контроля практически не регламентировались. Это привело к тому, что таможенное законодательство стало непрозрачным и ориентировано на таможенные органы, а не на участников внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, со временем стали появляться нормы, противоречащие новому российскому законодательству. Например, в 1998 году Конституционный Суд России признал неконституционной и отменил ее статью 266 Кодекса, которая позволяла таможенным органам конфисковывать имущество тех лиц, которые не завершили процедуры таможенного оформления в установленные сроки. [ 4 ] а в 2001 году по той же причине была отменена вторая часть статьи 247. [ 5 ] Тот факт, что меры ответственности за нарушения таможенного законодательства были перечислены в самом Кодексе, не соответствовал складывающейся законодательной практике, тогда как в 2001 году вступил в силу сводный Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
В целях повышения прозрачности таможенного законодательства в конце 1990-х годов началась работа над новой редакцией Таможенного кодекса Российской Федерации, а в ноябре 1999 года Государственная Дума приняла проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс». Российской Федерации» в первом чтении. [ 6 ] Впоследствии законопроект в течение трех лет дорабатывался и был принят Государственной Думой в окончательном варианте только в апреле 2003 года. [ 7 ] и подписан Президентом Российской Федерации 28 мая того же года. [ 8 ] Новый Таможенный кодекс содержал 6 разделов, 42 главы и 439 статей. По мнению экспертов, новый кодекс существенно повысил эффективность таможенного регулирования в России. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Указ Президиума ВС СССР От 05.05.1964 "Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР (вместе с Таможенным кодексом СССР)" " . Retrieved 2013-01-23 .
- ^ Jump up to: а б "Таможенный кодекс СССР (утв. ВС СССР 26.03.1991 № 2052-1)" . Archived from the original on 2013-05-10 . Retrieved 2013-01-23 .
- ^ Jump up to: а б Ян Моравек (2003). "Новый Таможенный кодекс Российской Федерации и совершенствование таможенного законодательства" . Право и экономика (6): 3–9. Archived from the original on 2016-03-06.
- ^ "Таможенный кодекс" . Archived from the original on 2013-01-16 . Retrieved 2013-01-24 .
- ^ "Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П" . Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2013-01-24 .
- ^ "Постановление ГД РФ от 23.11.1999 № 4581-II ГД О проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации" " (in Russian) . Retrieved 2013-01-23 .
- ^ "Постановление ГД ФС РФ от 25.04.2003 № 3968-III ГД "О Таможенном кодексе Российской Федерации (проект № 98090121-2)" " . Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2013-01-23 .
- ^ "Таможенный кодекс Российской Федерации (от 28.05.2003 № 61-ФЗ)" . Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2013-01-23 .
- ^ Липович, Н. К. (2004). "Новый таможенный кодекс РФ: Преемственность и новизна" . Archived from the original on 2016-03-07 . Retrieved 2013-01-23 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст Кодекса(pdf)
- Российская таможня: барьер для внешней торговли, инвестиций и проникновения?
Опросы российских и иностранных бизнесменов... Попытки правительства упростить таможенные процедуры принесли определенный успех,...