Общественная палата Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации ( русский язык : Общественная палата Российской Федерации ), иногда сокращаемая до Общественной палаты ( русский язык : Общественная палата ), является консультативным институтом гражданского общества, состоящим из 168 членов, созданным в 2005 году в России для анализа законопроектов и мониторинга деятельности. Парламента, Правительства и других органов государственной власти России и ее субъектов Федерации . Он выполняет роль, аналогичную комитету по надзору, и обладает консультативными полномочиями. Созыв палаты осуществляется сроком на три года. [1]
Создание Палаты
[ редактировать ]Создание палаты было предложено Владимиром Путиным 13 сентября 2004 года. Президентом России [2]
Общественная палата создана в соответствии с федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» (Полный текст: [1] ), одобренным Государственной Думой 16 марта, Советом Федерации России 23 марта. , был подписан Президентом 4 апреля, опубликован 7 апреля и вступил в силу 1 июля 2005 года. [3]
Назначение членов
[ редактировать ]Согласно статье 6 закона, президент назначает 42 члена палаты, которые должны иметь выдающиеся заслуги перед государством и обществом. [2] . 30 сентября 2005 года указанная группа была назначена Владимиром Путиным . [4]
15 ноября 2005 года состоялось созыв второго половины Палаты: первые 42 ее члена избрали еще 42 депутата от общероссийских общественных объединений. 23 декабря 2005 года эти 84 депутата в свою очередь избрали 42 представителя региональных и межрегиональных общественных объединений (Список членов Общественной палаты на русском языке: [3] ). Чтобы иметь право на участие в процедурах, общественные объединения должны были быть зарегистрированы как таковые не менее чем за год до 1 июля 2005 года.
Первое заседание палаты начало работу 22 января 2006 года. Палату возглавил Евгений Велихов секретарь Общественной палаты . Он физик, член Российской академии наук . [5] [1] [6]
Обзор
[ редактировать ]Согласно Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» целью Общественной палаты является содействие гражданам во взаимодействии с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свободы в процессе формирования и реализации государственной политики, а также осуществлять общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
В состав Общественной палаты входят видные граждане России, представители национальных, региональных и межрегиональных общественных организаций.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года установлен новый порядок формирования Общественной палаты. Пятый созыв (2014–2017 гг.) состоит из 166 членов, представляющих три одинаково важные группы:- 40 граждан, утвержденных указом Президента Российской Федерации;- 83 представителя региональных общественных палат;- 43 представителя национальных общественных объединений.Для достижения поставленных целей и задач Общественная палата проводит экспертизу проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов, проектов законов и нормативных актов Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Общественная палата выдает органам власти заключения по самым разным вопросам, выступая тем самым в качестве связующего звена между органами принятия решений РФ и гражданами РФ.Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений.Формы работы: гражданские форумы, общественные слушания, семинары, горячие линии, обращения граждан и т.д. Наиболее важные вопросы развития гражданского общества и страны в целом обычно рассматриваются на пленарных заседаниях, в которых принимают участие все члены Общественной палаты.Проводится 4 пленарных заседания в год. На первом пленарном заседании Палата избирает своего президента, вице-президентов на трехлетний срок, а также назначает комиссии и межкомиссионные рабочие группы по различным направлениям. Общественная палата пятого созыва состоит из 18 комиссий:
- Комиссия по развитию информационного сообщества, средств массовой информации и массовых коммуникаций
- Комиссия по развитию малого и среднего бизнеса
- Комиссия по инвестиционному климату
- Комиссия по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами
- Комиссия по общественной безопасности и связи с общественными наблюдательными комитетами
- Комиссия по экологии и охране окружающей среды
- Комиссия по благотворительности, волонтерству и развитию патриотизма
- Комиссия по развитию реального сектора экономики
- Комиссия по аграрному сектору и развитию сельских территорий
- Комиссия по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений
- Комиссия по развитию общественной дипломатии и поддержке граждан России за рубежом
- Комиссия по здравоохранению, физической культуре и пропаганде здорового образа жизни
- Комиссия по социальной поддержке личности и качеству жизни
- Комиссия по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ
- Комиссия по развитию науки и образования
- Комиссия по поддержке семьи, детей и материнства
- Комиссия по культуре
- Комиссия по поддержке молодежных инициатив
Ключевые результаты деятельности комиссий, а также общие тенденции по социально значимым вопросам находят отражение в ежегодных Отчетах Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. Отчет обычно принимается на пленарном заседании, проводимом в декабре. Совет Общественной палаты является постоянно действующим органом, создаваемым для решения актуальных вопросов деятельности Палаты. В его состав входят президент, почетный президент, вице-президенты и главы всех комиссий.Общественная палата России содействует формированию и развитию региональных Общественных палат.
Общественный контроль
[ редактировать ]В 2008 году вступил в силу Федеральный закон «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах содержания под стражей и оказании помощи лицам, содержащимся в местах содержания под стражей». В соответствии с Законом Общественная палата координирует работу по созданию общественных наблюдательных комитетов в субъектах РФ. Значимой вехой и признанием эффективности деятельности Общественной палаты стало принятие в июле 2014 года Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля, его цели и задачи, принципы и формы, а также порядок и методы определения и раскрытия его результатов.Закон закрепляет право граждан и общественных организаций осуществлять общественный контроль, определяет субъектов и объекты общественного контроля, их правовой статус, права и обязанности, формы сотрудничества. Закон предоставляет гражданам России возможность осуществлять свое право на участие в управлении делами государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 32). Общественный надзор все чаще рассматривается как платформа для диалога между гражданским обществом и органами государственной власти. Поощряя поиск решения социальных проблем, общественный контроль обеспечивает рост как гражданской активности, так и социальной ответственности. Общественные советы при министерствах и ведомствах являются постоянно действующими совещательно-совещательными органами общественного контроля. Они призваны обеспечить взаимодействие граждан России с органами федеральной, региональной и местной власти, учитывать требования и интересы граждан, защищать их права и свободы при разработке и реализации государственной политики. Общественные советы призваны осуществлять контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, в том числе за государственными закупками. Общественные советы созданы при 53 федеральных органах власти (ФСБ, Минфине, МВД).В 2015 году Общественная палата и Экспертный совет при Правительстве РФ ввели новый порядок создания советов: 75% членов общественных советов будет номинироваться Общественной палатой РФ, а остальные 25% - Экспертным советом при Правительстве РФ. Такая пропорция обеспечивает разумный баланс между представителями общественных организаций и экспертного сообщества.
Общественная экспертиза считается одним из ключевых инструментов общественного контроля. Согласно закону общественная экспертиза представляет собой анализ и оценку актов и решений, принимаемых центральными и местными органами власти, проверку документации на предмет соблюдения законодательства, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов неправительственных организаций, некоммерческие организации (НПО и НКО). За последние десять лет Общественная палата рассмотрела более 500 законопроектов, касающихся самых разных сфер – от государственного строительства до поддержки семьи и детей. Большинство экспертиз содержат предложения и дополнения к проектам законов. Как уже говорилось, выводы и предложения Общественной палаты носят рекомендательный характер.В 2014 году Общественная палата опробовала новый подход к экспертизе - так называемые «нулевые чтения» проектов нормативных правовых актов в рамках совершенствования законотворческого процесса. Иными словами, «нулевые чтения» подразумевают участие общественности не только в оценке подготовленных проектов документов, но и вклад в создание проектов документов, т.е. обсуждение концептуальной основы, формулирование основных идей. «Нулевые чтения» способствуют открытому диалогу между гражданским обществом и властями. Принятые обществом «нулевые показания» стали постоянным атрибутом Общественной палаты. В 2014 году было проведено более 20 «нулевых чтений», в которых приняли участие эксперты экономической и социальной сферы. В 2015 году их число увеличилось вдвое, что свидетельствует о востребованности данной инициативы.В заключение отметим, что экзаменационная деятельность Общественной палаты направлена на учет социально значимых интересов граждан РФ, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
Форум активных граждан «Сообщество»
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( февраль 2019 г. ) |
Форум активных граждан «Сообщество» — новая успешная практика Общественной палаты, запущенная в 2015 году. Это коммуникационная площадка для общества, бизнеса и власти.С марта по ноябрь 2015 года в девяти федеральных округах прошли региональные общественные форумы, участники которых обсудили развитие некоммерческого сектора в регионах, наиболее важные проблемы и пути их решения, а также поддержку наиболее эффективных практик гражданской активности. Лучшие предложения вошли в ежегодный доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. В 2016 году форумы сообщества планировалось провести во всех федеральных округах.
В течение года [ который? ] В региональных форумах сообщества приняли участие 3492 человека, а в итоговом форуме сообщества, состоявшемся в Москве 4 ноября (День народного единства), - 3500 человек.Форумы открыты для участия. Официальных приглашений ни для властей, ни для членов Общественной палаты России и региональных общественных палат, общественных организаций, общественных деятелей и активистов нет. Всем желающим принять участие в Форуме предлагается подать заявку онлайн. В большинстве регионов местные власти продемонстрировали готовность вести диалог с гражданскими активистами.
В форумах также приняли участие федеральные и региональные эксперты и практики в различных сферах: общественный контроль, взаимодействие общества, бизнеса и власти, фандрайзинг, волонтёрство и благотворительность, неформальные сообщества, вовлечение граждан и др. Привлечение экспертов и лидеров общества позволило вызывают серьезные, порой острые дискуссии. Форумы сообществ – это и поиск лидеров мнений, и доступ к социальной мобильности для гражданских активистов и представителей НКО.
Международная деятельность
[ редактировать ]Общественная палата способствует активному сотрудничеству с международным сообществом. С 2005 года подписано более 25 меморандумов и соглашений о сотрудничестве с институтами гражданского общества разных стран. Кроме того, в 2006 году Общественная палата России стала членом Международной ассоциации экономических и социальных советов и аналогичных учреждений (МАЭСИС). AICESIS была создана в 1999 году. Это уникальная организация, объединяющая институты гражданского общества 74 стран четырех континентов – Азии, Африки, Европы и Америки. Членами Ассоциации являются трехсторонние экономические и социальные советы (правительственные чиновники, работодатели и профсоюзы), общественные палаты/советы и аналогичные учреждения, действующие на национальном уровне и уполномоченные национальной конституцией, законом или любым другим официальным актом, подтверждающим их право представлять гражданские права. общества и защищать национальную экономическую и социальную безопасность. В 2013 году Общественная палата была избрана Президентом Ассоциации сроком на два года, что стало признанием зрелости российского гражданского общества. Основной темой председательства Российской палаты стала «Национальный человеческий капитал и новые источники национальной конкурентоспособности». Взаимодействие Общественной палаты с институтами гражданского общества разных стран основывается на следующих принципах:
- совместные усилия по развитию отношений и взаимопонимания между народами;
- поддержка общепринятых принципов и норм международного права для поддержания международного мира и безопасности;
- содействие экономическим связям;
- содействие культурным и образовательным обменам.
В 2012 году при Общественной палате был создан Российский общественный совет по международному сотрудничеству и общественной дипломатии (далее — Совет) — экспертно-консультативный орган по вопросам внешней политики России, в состав которого вошли более 40 видных представителей некоммерческого сектора и экспертного сообщества, принимающих активное участие в международных программах и исследованиях.По итогам встреч в большинстве случаев были приняты резолюции и рекомендации, отражающие консолидированную позицию ведущих институтов гражданского общества по рассматриваемым темам; Позднее они были направлены в профильные органы государственной власти.
Члены Пятого созыва (2014–2017 гг.)
[ редактировать ]- Иван Абажер
- Valentin Agarkov
- Лейла Амерханова
- Vladimir Andreychenko
- Кирилл Андросов
- Игорь, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан (Цветков)
- Эдуард Бабрашев
- Дмитрий Бадовский
- Сергей Багненко
- Andrey Balzhirov
- Igor Batishchev
- Valery Biryukov
- Dmitry Biryukov
- Yelena Blashchuk
- Vyacheslav Bocharov
- Марина Богословская
- Сегодня Бокерия
- Alexander Boroda
- Leonid Borodin
- Александр Боржко
- Александр Бречалов
- Лидия Будченко
- Vladimir Bulatov
- Ирина Бурмыкина
- Александр Бутузов
- Vsevolod Chaplin
- Viktor Cherepov
- Сергей Чернин
- Всеволод Чернов
- Alexandr Chislov
- Вадим Чубаров
- Dmitry Chugunov
- Николай Дайхс
- Olga Danilova
- Andrey Dementyev
- Нина Дергунова
- Olga Deyeva
- Джозеф Дискин
- Роман Дошчинский
- Nikolay Drozdov
- Lyubov Dukhanina
- Sergey Fakhretdinov
- Георгий Федоров
- Владимир Фисинин
- Равиль Гайнетдин
- Шамиль Ганцев
- Eduard Gavrilov
- Виктор Грачёв
- Natalya Gramolina
- Владислав Гриб
- Максим Григорьев
- Дмитрий Григорович
- Sergey Grigoryev
- Диана Гурцкая
- Vyacheslav Gvozdev
- (Sergey Pologrudov) Ignaty, Metropolitan of Khabarovsk and Priamurie
- Олег Калинский
- Sergey Kashnikov
- Evgeny Kazantsev
- Магомед Хаджимуратов
- Александр Хамидуллин
- Султан Хамзаев
- Артём Кирьянов
- Andrey Klemeshev
- Tatyana Klimenko
- Maria Komarova
- Вячеслав Корепанов
- Mikhail Kornev
- Валерий Коровин
- Игорь Коровкин
- Ольга Костина
- Andrey Kovalchuk
- Vladimir Kovalchuk
- Veronika Krasheninnikova
- Альберт Крганов
- Анатолий Кучерена
- Заур Кучиев
- Yaroslav Kuzminov
- Легойда Владимир Романович
- Михаил Лермонтов
- Дмитрий Лескин
- Эльвира Лифанова
- Larisa Litvinyuk
- Айгун Магомедов
- Галина Макашина
- Степан Мальцев
- Takhir Mamedov
- Сергей Марков
- Исхак Машбаш
- Елена Мигунова
- Lidia Mikheyeva
- Irina Minkh
- Иван Мохначук
- Andrey Molchanov
- Lev Mukhlayev
- Alexander Muzykantsky
- Заурби Нахушев
- Nikolay Naumenko
- Vladimir Neroyev
- Богдан Новорок
- Владимир Окрепилов
- Sergei Ordzhonikidze
- Pyotr Orlov
- Николай Остарков
- Светлана Паршкова
- Инна Паршутина
- Nikolay Pashtayev
- Татьяна Пастухова
- Александр Пелин
- Ольга Оно полетело
- Oleg Polukhin
- Yury Polyakov
- Galina Polyanskaya
- Кристина Потупчик
- Михаил Прудников
- Константин Райкин
- Andrey Razbrodin
- Aleksey Repik
- Yelena Reutskaya
- Михаил Руднев
- Sergey Rudov
- Александр Русаков
- Sergey Ryakhosky
- Денис Рыжий
- Dmitry Sazonov
- Евгений Семеняко
- Valery Serov
- Ирина Скворцова
- Yelena Shapkina
- Vladimir Shaposhnikov
- Константин Шаврин
- Sergey Shchetinin
- Lyubov Shevlyakova
- Александр Шипулин
- Александр Шолохов
- Игорь Шпектор
- Vladimir Shuglya
- Ирина Скворцова
- Владимир Слепак
- Ирина Сорокина
- Nikolay Strelkov
- Andrey Suknev
- Maksim Surayev
- Елена Сутормина
- Павел Сычев
- Зураб Церетели
- Сангаджи Тарбаев
- Aleksey Tishchenko
- Азамат Тлисов
- Yelena Topoleva-Soldunova
- Андрей Царев
- Vladimir Tsukanov
- Антон Цветков
- Yevgenia Uvarkina
- Валерий Васильев
- Natalya Vavilova
- Лидия Вележева
- Евгений Велихов
- Владимир Винницкий
- Lyudmila Vinogradova
- Владимир Власов
- Виктор Власов
- Светлана Яремчук
- Natalya Yepikhina
- Viktor Yermakov
- Olga Yezhkova
- Tatyana Zabegina
- Виктор Заболоцкий
- Andrey Zaitsev
- Константин Затулин
- Yulia Zimova
- Андрей Зверев
См. также
[ редактировать ]Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "В Кремле проходит первое пленарное заседание Общественной палаты РФ" . РИА Новости (in Russian). 2006-01-22. Archived from the original on 2021-04-29 . Retrieved 2021-04-29 .
- ^ Дуглас, 2017, с. 130-131
- ^ Liebert, Condrey, Goncharov, 2017, p. 29
- ^ 37 % россиян ничего не знают об Общественной палате // Пресс-служба ОП РФ
- ^ "Общественная палата РФ: история создания и принципы формирования" . РИА Новости (in Russian). 2015-07-01. Archived from the original on 2021-04-29 . Retrieved 2021-04-29 .
- ^ "Общественная палата (ОП) РФ. Досье" . ТАСС . Archived from the original on 2021-05-04 . Retrieved 2021-05-04 .
Литература
[ редактировать ]- Надя Дуглас: Общественный контроль над Вооруженными Силами Российской Федерации. — Спрингер, 2017. — С. 130–132. — 369 с. — ISBN 9783319563848 .
- Салтанат Либерт, Стивен Э. Кондри, Дмитрий Гончаров: Государственное управление в посткоммунистических странах. Бывший Советский Союз, Центральная и Восточная Европа и Монголия. — Рутледж, 2017. — С. 29. — 379 с. — ISBN 9781351552691 .
- Альфред Б. Эванс, Лаура А. Генри, Лиза Сандстрем. Российское гражданское общество. Критическая оценка. — Рутледж, 2016. — С. 151–152. — 364 с. — ISBN 9781317460459 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на английском языке)
- Официальный сайт (на русском языке)