Гражданская оборона в России.
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2020 г. ) |
Гражданская оборона в России — это система мер по защите людей и материальных ценностей на территории Российской Федерации в случае военных действий, стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также подготовка таких мер. Эти меры включают укрытие, эвакуацию, средства маскировки, первую помощь и базовое обслуживание жителей.
Порядок организации гражданской обороны закреплен федеральными законами «О гражданской обороне» (1998 г.), «О защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) и «О аварийно-спасательных службах» (1995 г.).
История [ править ]
Впервые мероприятия гражданской обороны в России начали проводиться во время Первой мировой войны. Появление авиации и химического оружия способствовало нанесению ударов по экономическим и инфраструктурным объектам, расположенным в тылу противника. Нередко бомбардировки городов проводились с целью запугать и деморализовать население. Поэтому военное командование армии и власти приступили к разработке и осуществлению мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий. Они заключались в проведении отключений электроэнергии, информировании населения, доведении до населения правил поведения в случае воздушного нападения или применения боевых отравляющих веществ, оказании медицинской помощи, обеспечении населения средствами индивидуальной защиты, тушении пожаров, оборудовании убежищ, и т. д. Эти мероприятия проводились в крупных городах Российской империи: Петрограде, Одессе, Севастополе, Варшаве, Минске, Риге, Гродно, Белостоке, Бресте, Таллинне. На государственном уровне мероприятия гражданской обороны впервые были проведены при отражении нападения Германии на Петроград в феврале - марте 1918 года. 3 марта 1918 года Комитет революционной обороны Петрограда обратился к населению Петрограда и его окрестностей, где до них довели основные требования ПВО и ХЗ. [1]
После окончания Первой мировой войны меры гражданской обороны были еще более усовершенствованы. Как государственная система Гражданская оборона берет свое начало с 4 октября 1932 года, когда в составе системы ПВО страны была сформирована местная противовоздушная оборона (МПЛА). Местная противовоздушная оборона — система мероприятий, проводимых совместно с местными властями в целях защиты населения и объектов экономики от атак противника с воздуха, ликвидации последствий его атак, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта. , и т. д.
В 1940 году как Главное управление местной ПВО оно было включено в систему НКВД — МВД СССР .
В 1961 году Местная ПВО была реорганизована в Гражданскую оборону СССР, была введена должность начальника Гражданской обороны.
С 1965 года гражданская оборона приняла окончательную организационную форму, штабы гражданской обороны были созданы при каждом ведомстве, во всех городах, крупных поселках, на крупных предприятиях, регламентировалась их работа и взаимодействие с партийно-государственным аппаратом и военным управлением. . Регулярные учения по гражданской обороне начались с гражданским населением всех возрастов – от детей до пожилых людей (такие меры проводились и раньше, но теперь они приняли универсальный и регулярный характер). [2]
В 1971 году руководство гражданской обороной было возложено на Министерство обороны СССР , повседневное руководство возложено на начальника гражданской обороны, заместителя министра обороны СССР (начальника войск гражданской обороны).
Ответственность за местную гражданскую оборону возлагалась на Советы Министров республик Советского Союза , исполнительные комитеты Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководителями которых были руководители гражданской обороны. При них были созданы штабы гражданской обороны и различные службы.
В 1991 году система гражданской обороны была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 года - МЧС России).
Организация [ править ]
Гражданская оборона в России организована иерархически от федерального центра до конкретных организаций (предприятий, заводов, вузов и т. д.) – основного звена системы. На каждом уровне создается свое подразделение гражданской обороны:
- Специализированные подразделения в конкретных организациях (например, отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны МОЭСК , центр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МГУ );
- Специальные подразделения местных администраций (например, отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Серпуховского района Московской области);
территориальные центры гражданской обороны, которыми оснащены спасательные воинские части МЧС ( например, Департамент гражданской защиты Приморского края);
- Специальные подразделения федеральных ведомств (например, отдел госслужбы и мобилизационной подготовки Минэнерго России , департамент гражданской обороны Минтранса России );
- Министерство по чрезвычайным ситуациям .
Руководство гражданской обороной на различных уровнях возложено на соответствующих руководителей - правительство России, руководителей федеральных и региональных ведомств, местных руководителей и руководителей организаций. Они принимают основные решения и несут (кроме правительства) личную ответственность (уголовную и административную) за ведение гражданской обороны.
Координация работы различных сил возложена на региональные, межрегиональные и федеральные центры кризисного управления, созданные при МЧС. [3]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Багдасарян А.О. Исторический опыт защиты населения от воздушного нападения и химического оружия в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.). Красногорская типография, 2017. ISBN 978-5-906731-36-4
- ^ СССР: Реорганизация гражданской обороны . // Военное обозрение . — Октябрь 1965 г. — Том. 45 — № 10 — С. 105.
- ^ ФЗ «О гражданской обороне» (1998), статья 4.1