Антисемитизм в Советском Союзе
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
![]() |
![]() |
Февральская революция в России официально положила конец многовековому режиму антисемитизма в Российской империи , юридически упразднив черту оседлости . [ 1 ] Однако предыдущее наследие антисемитизма было продолжено и развито советским государством , особенно при Иосифе Сталине . После 1948 года антисемитизм достиг новых высот в Советском Союзе , особенно во время антикосмополитической кампании , в ходе которой были арестованы или убиты многочисленные на идиш . поэты, писатели, художники и скульпторы, писавшие [ 2 ] [ 3 ] Кульминацией этой кампании стал так называемый « Заговор врачей» , в ходе которого группа врачей (почти все из которых были евреями) была подвергнута показательному суду по обвинению в заговоре с целью убийства Сталина. [ 4 ] Хотя после смерти Сталина репрессии ослабли, преследования евреев продолжались до конца 1980-х годов (см.: отказники ). [ 5 ]
История
[ редактировать ]До революции
[ редактировать ]При царях евреи, которых в Российской империи в 1880-х годах насчитывалось около 5 миллионов и в основном жили в бедности, были заключены в черту оседлости , где они подвергались предрассудкам и преследованиям. [ 6 ] часто в форме дискриминационных законов, и они часто становились жертвами погромов , [ 1 ] многие из которых были либо организованы, либо молчаливо одобрены царскими властями. [ 6 ] В ответ на притеснения, которым они подвергались, многие евреи либо эмигрировали из Российской империи, либо присоединились к радикальным политическим партиям, таким как Еврейский Бунд , Большевики , [ 6 ] Партия социалистов-революционеров , [ 7 ] и меньшевики . [ 8 ] Существовали также многочисленные антисемитские публикации той эпохи, получившие широкое распространение. [ 1 ]
После революции
[ редактировать ]Февральская революция и Временное правительство
[ редактировать ]отменило Временное правительство России все ограничения, наложенные на евреев царским правительством, что было сделано параллельно еврейской эмансипации в Западной Европе, которая произошла в XIX веке и отменила еврейские инвалидности .
Большевики
[ редактировать ]Октябрьская революция привела к приходу к власти большевиков . Распад других еврейских групп после революции дал Евсекции большее влияние на еврейские общины, что способствовало разрушению традиционной еврейской жизни, сионистского движения и еврейской культуры. [ 9 ] В 1918 году Евсекция была создана для пропаганды марксизма , секуляризма и еврейской ассимиляции в советское общество, а также для предположительного привнесения коммунизма в еврейские массы. [ 10 ]
В августе 1919 года еврейская собственность, включая синагоги , была конфискована советским правительством, и многие еврейские общины были распущены. Антирелигиозные законы против всех проявлений религии и религиозного образования распространялись на все религиозные группы, включая еврейские общины. Многие раввины и другие религиозные деятели были вынуждены уйти со своих постов под угрозой жестоких преследований. Этот тип преследования продолжался и в 1920-е годы. [ 11 ]
В марте 1919 года Ленин произнес речь «Об антиеврейских погромах». [ 12 ] где он осудил антисемитизм как «попытку отвлечь ненависть рабочих и крестьян от эксплуататоров к евреям». Выступление соответствовало предыдущему осуждению антисемитских погромов , совершаемых антибольшевистскими силами ( Белая армия , Украинская народная армия и другие) во время Гражданской войны в России . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] В 1914 году Ленин сказал: «Ни одна национальность в России не угнетается и не преследуется так, как евреи». [ 16 ]
В Красной Армии и на рабочих местах проводились информационные кампании против антисемитизма, а частью советского законодательства стало положение, запрещающее разжигание пропаганды против какой-либо этнической принадлежности. [ 17 ] Официальная позиция советского правительства при Иосифе Сталине в 1934 году заключалась в противодействии антисемитизму «в любой точке мира» и заявлении о выражении «братских чувств к еврейскому народу», восхваляющем вклад евреев в международный социализм. [ 18 ]
При Сталине
[ редактировать ]Иосиф Сталин стал диктатором Советского Союза после борьбы за власть с Львом Троцким после смерти Ленина. Сталина обвиняли в том, что он прибегал к антисемитизму в некоторых своих аргументах против Троцкого, который был русским еврейского происхождения. Те, кто знал Сталина, такие как Никита Хрущев , предполагают, что Сталин долгое время питал негативные чувства к евреям, которые проявились еще до революции 1917 года. [ 19 ] Еще в 1907 году Сталин написал письмо, в котором проводил различие между «еврейской фракцией» и «истинно русской фракцией» в большевизме . [ 19 ] [ 20 ] Секретарь Сталина Борис Бажанов заявил, что Сталин допускал грубые антисемитские высказывания еще до смерти Ленина. [ 19 ] [ 21 ] Сталин проводил антисемитскую политику , которая была подкреплена его антизападничеством. [ 22 ] [ примечание 1 ] Антисемитизм, как выразились историк и антрополог Рафаэль Патаи и генетик Дженнифер Патай Винг в своей книге «Миф о еврейской расе» , «выражался на языке оппозиции сионизму ». [ 23 ] С 1936 года на показательном процессе над « Троцкистско-зиновьевским террористическим центром » подозреваемые, видные большевистские деятели, обвинялись в сокрытии своего еврейского происхождения под славянскими именами. [ 24 ]
3 мая 1939 года Сталин уволил министра иностранных дел Максима Литвинова , который был тесно связан с антинацистской позицией. Сталин сказал: «Советское правительство намеревалось улучшить свои отношения с Гитлером и, если возможно, подписать пакт с нацистской Германией. Как еврей и явный противник такой политики, Литвинов стоял на пути». [ 25 ] Этот шаг открыл Сталину возможность установить тесные связи с нацистским государством, а также провести тихую кампанию по смещению евреев с высоких советских постов. [ 26 ]
После Второй мировой войны антисемитизм открыто перерос в кампанию против « безродных космополитов ». [ 3 ] (эвфемизм слова «еврей»). В своей речи «О некоторых причинах отставания советской драматургии» на пленуме правления Союза советских писателей в декабре 1948 года Александр Фадеев приравнял космополитов к евреям. [ 22 ] [ примечание 2 ] В ходе этой антикосмополитической кампании были убиты многие ведущие еврейские писатели и художники. [ 3 ] появились такие термины, как «безродные космополиты», « буржуазные космополиты» и «лица, лишенные нации и племени» В газетах . [ 22 ] [ примечание 3 ] Советская печать обвиняла космополитов в «пресмыкании перед Западом », в помощи « американскому империализму », «рабском подражании буржуазной культуре» и «буржуазном эстетизме ». [ 22 ] [ примечание 4 ] Виктимизация евреев в СССР от рук нацистов была отвергнута, еврейские ученые были отстранены от науки , а евреям было отказано в праве на эмиграцию. [ 27 ] Сталинистская антисемитская кампания в конечном итоге завершилась заговором врачей в 1953 году. По словам Патаи и Патаи, заговор врачей был «явно направлен на полную ликвидацию еврейской культурной жизни». [ 3 ] Коммунистический антисемитизм при Сталине имел общую черту с нацистским и фашистским антисемитизмом в его вере в « мировой еврейский заговор ». [ 28 ]
Советский антисемитизм распространился на политику в советской оккупационной зоне Германии . историк Норман Наймарк Как отметил , чиновники Советской военной администрации в Германии (СВАГ) в 1947–48 годах проявляли «растущую одержимость» присутствием евреев в военной администрации, в частности их присутствием в Управлении пропаганды Департамента кадров. [ 29 ] Евреи в немецких университетах, сопротивлявшиеся советизации, характеризовались как имеющие «неарийское происхождение» и «присоединившиеся к буржуазным партиям». [ 30 ]
Такие ученые, как Эрих Гольдхаген, утверждают, что после смерти Сталина политика Советского Союза в отношении евреев и еврейского вопроса стала более сдержанной, с косвенной антисемитской политикой вместо прямого физического насилия. [ 31 ] Эрих Гольдхаген предполагает, что, несмотря на свою знаменитую критику Сталина , Никита Хрущев не рассматривал антисемитскую политику Сталина как «чудовищные действия» или «грубые нарушения основных ленинских принципов национальной политики советского государства». [ 32 ]
При Брежневе
[ редактировать ]Антисемитизм в Советском Союзе снова достиг пика во время правления Леонида Брежнева , после победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года . «Антисионистская» пропаганда, в том числе фильм «Секретное и явное» , часто носила антисемитский характер. [ 33 ] Многие из ближайших советников Брежнева, в первую очередь Михаил Суслов , также были ярыми антисемитами. [ 34 ] Еврейская эмиграция в Израиль и Соединенные Штаты, которая была разрешена в ограниченных количествах при правлении Хрущева, снова стала жестко ограничена, в первую очередь из-за опасений, что евреи представляют собой угрозу безопасности или предательству. [ 35 ] Потенциальным эмигрантам, или отказникам , часто требовалась виза или специальное приглашение от родственника, живущего за границей, чтобы их заявление хотя бы было рассмотрено советскими властями. Кроме того, для эмиграции необходимо было письменное разрешение всех ближайших членов семьи. Правила часто ужесточались, чтобы не допустить выезда евреев, а возможность апелляции разрешалась редко. Также требовалось уплатить значительные сборы как за эмиграцию, так и в качестве «возмещения». [ 36 ]
Институциональный расизм против евреев был широко распространен в Советском Союзе при Брежневе, при этом многие секторы правительства были закрыты. [ 37 ] После провала дела Дымшица-Кузнецова об угоне самолета , в ходе которого 12 отказников безуспешно попытались угнать самолет и бежать на запад, последовали репрессии против евреев и движения отказников. Неофициальные центры по изучению иврита , Торы и еврейской культуры были закрыты. [ 38 ]
Сразу после Шестидневной войны 1967 года антисемитская обстановка стала вызывать у многих советских евреев желание эмигрировать в Израиль. Украинский радиоинженер-еврей Борис Кочубиевский стремился переехать в Израиль . В письме Брежневу Кочубиевский заявил:
Я еврей. Я хочу жить в еврейском государстве. Это мое право, как и право украинца жить в Украине, право россиянина жить в России, право грузина жить в Грузии. Я хочу жить в Израиле. Это моя мечта, это цель не только моей жизни, но и жизни сотен предшествовавших мне поколений, моих предков, изгнанных со своей земли. Я хочу, чтобы мои дети учились на иврите. Я хочу читать еврейские газеты, хочу ходить в еврейский театр. Что в этом плохого? В чем мое преступление...? [ 39 ]
Через неделю его вызвали в бюро КГБ и без допроса доставили в психиатрическую больницу в его родном городе Киеве (подробнее см.: Политическое злоупотребление психиатрией в Советском Союзе ). [ 40 ] Хотя это может показаться единичным инцидентом, последствия Шестидневной войны затронули почти каждого еврея в Советском Союзе. [ 40 ] Евреи, подвергшиеся ассимиляции при предыдущих режимах, теперь столкнулись с новым ощущением силы и возрождения своей еврейской веры и наследия. 23 февраля 1979 года по городам Москве и Ленинграду была распространена шестистраничная статья, в которой Брежнев и еще семь человек критиковались за то, что они «сионисты». [ 41 ] В статье содержались следы глубоко укоренившегося антисемитизма, в которой анонимный автор, член Русской организации освобождения , излагал способы выявления сионистов; в их число входили «волосатая грудь и руки», «бегущие глаза» и «крючковидный нос». [ 42 ]
Большой шаг в оказании помощи советским евреям был сделан в Соединенных Штатах 18 октября 1974 года, когда сенатор Генри М. Джексон , советник по национальной безопасности Генри Киссинджер , сенатор Джейкоб Джавитс и конгрессмен Чарльз Вэник встретились, чтобы обсудить завершение « Джексонского соглашения ». – Поправка Вэника », которая почти год находилась в подвешенном состоянии в Конгрессе США. [ 43 ] После встречи Джексон сообщил репортерам, что «историческое понимание в области прав человека» было достигнуто, и хотя он «не стал комментировать то, что сделали русские [...], здесь [произошёл] полный поворот в вопросе основные моменты». [ 43 ] Поправка была призвана вознаградить Советский Союз за то, что он позволил некоторым советским евреям покинуть страну.
22 февраля 1981 года в своей речи, которая длилась более 5 часов, советский премьер Леонид Брежнев осудил антисемитизм в Советском Союзе. [ 44 ] Хотя Ленин и Сталин в различных заявлениях и речах имели примерно одно и то же, это был первый случай, когда высокопоставленный советский чиновник сделал это перед всей партией. [ 44 ] Брежнев признал, что антисемитизм существует внутри Восточного блока, и увидел, что существует множество различных этнических групп, «требования» которых не удовлетворяются. [ 44 ] На протяжении десятилетий люди разного этнического или религиозного происхождения ассимилировались в советское общество и лишались возможности или ресурсов для получения образования или исповедания своей религии, как они это делали раньше. [ 44 ] Брежнев сделал официальной советской политикой предоставление этим этническим группам этих «требований» и назвал причиной это опасение «возникновения межэтнической напряженности». [ 44 ] За объявлением политики последовало общее, но важное партийное послание;
КПСС боролась и всегда будет решительно бороться с такими чуждыми природе социализма явлениями [межэтнической напряженности], как шовинизм или национализм, со всякими националистическими отклонениями, как, скажем, антисемитизм или сионизм. Мы против тенденций, направленных на искусственное размывание национальных особенностей. Но в той же степени мы считаем недопустимым их искусственное преувеличение. Священный долг партии — воспитывать трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордого чувства принадлежности к единой великой Советской Родине. [ 45 ] [ 46 ]
Хотя большинству вопрос антисемитизма казался забытым очень случайно и почти случайно, на самом деле он был тщательно рассчитан и спланирован, как и все остальное, что делала партия. [ 45 ] В то время Советский Союз ощущал давление со всего мира с требованием устранить многие нарушения прав человека, происходящие в пределах его границ, и это заявление было ответом на запросы таких стран, как Австралия и Бельгия. [ 45 ] Хотя партия, казалось, занимала жесткую позицию в отношении антисемитизма, факт оставался фактом: антисемитская пропаганда уже давно присутствовала в Советском Союзе, что чрезвычайно затрудняло немедленное решение проблем. [ 45 ] Более того, еврейские организации в Вашингтоне обращали внимание американских лидеров на проблемы советского еврейства. [ 45 ]
Однако антисемитизм оставался широко распространенным как внутри Коммунистической партии, так и за ее пределами; Антисемитские СМИ продолжали публиковаться с согласия правительства, в то время как антисемитская пропаганда (которая, по разным оценкам, была работой крайне правых групп или советского правительства) распространялась по городам Советского Союза в конце 1970-х годов. [ 47 ] На картине Михаила Савицкого 1979 года « Летний театр » изображены охранник нацистского лагеря смерти и еврейский узник, ухмыляющиеся между грудой русских трупов. [ 48 ] [ 49 ]
Правые движения
[ редактировать ]Первые сообщения о неонацистских организациях в СССР появились во второй половине 1950-х годов. В некоторых случаях участников привлекала прежде всего эстетика нацизма (ритуалы, парады, униформа, культ физической подготовки, архитектура). Другие организации больше интересовались идеологией нацистов, их программой и образом Адольфа Гитлера . [ 50 ] Становление неонацизма в СССР относится к рубежу 1960-х и 1970-х годов; в этот период эти организации по-прежнему предпочитали действовать подпольно.
Современное российское неоязычество оформилось во второй половине 1970-х годов. [ 51 ] и связан с деятельностью сторонников антисемитизма, особенно московского арабиста Валерия Емельянова (языческое имя Велемир) и бывшего диссидента и неонацистского активиста Алексея Добровольского (языческое имя Доброслав).
В 1957 году, под влиянием Венгерской революции , Добровольский создал Русскую национал-социалистическую партию и позже был заключен в тюрьму. С 1964 года сотрудничал с Национальным союзом русских солидаристов . 5 декабря 1965 года организовал демонстрацию на Пушкинской площади. В 1968 году он участвовал в «Суде четырёх» . В 1969 году Добровольский купил библиотеку и погрузился в историю, эзотерику и парапсихологию, сотрудничая с Валерием Емельяновым. В 1989 году он принял участие в создании «Московской языческой общины», которую возглавил Александр Белов (Селидор), и утвердил восьмилучевой « коловрат » как символ «возрождающегося язычества». С 1990 года сотрудничал с неоязыческой Русской партией Корчагина. Добровольский провел первый массовый обряд имянаречения, получивший распространение в Родноверии. Позже он удалился в заброшенное село Васенёво Кировской области , где жил отшельником и проводил летние каникулы Купалы. Возглавил «Русское освободительное движение» (РОД). [ 52 ]
Валерий Емельянов (языческое имя - Велемир) в 1967 году защитил кандидатскую диссертацию в Высшей партийной школе. Хорошее знание арабского языка и особенностей службы позволило Емельянову получить обширные контакты в арабском мире, в том числе с самыми высокопоставленными чиновниками. Из этих источников он почерпнул свое понимание «сионизма». Емельянов был автором одного из первых манифестов русского неоязычества - анонимного письма под названием "Критические заметки русского человека о патриотическом журнале "Вече"", опубликованного в 1973 году. После появления заметок журнал был закрыт. ликвидирована в 1974 г., а ее редактор В. Осипов арестован.
В 1970-е годы Емельянов написал книгу «Десионизация» , впервые опубликованную в 1979 году на арабском языке в Сирии в газете «Аль-Баас» по поручению президента Сирии Хафеза Асада . фотокопия этой книги, якобы выпущенная Организацией освобождения Палестины В то же время в Москве распространялась в Париже. В книге рассказывается о древней цивилизации «ариев- венетов » (в частности, идеи из Книги Велеса использованы ; например, Прав-Яв-Навь ), единственных автохтонов Европы, живших в гармонии с природой и создававших первый алфавит, но побежденный иудео-"сионистами", которые представляли собой гибриды преступников разных рас, созданные египетскими и месопотамскими жрецами. С тех пор мир обречен на вечную борьбу двух сил – национал-патриотов и «талмудических сионистов».
По мнению Емельянова, мощным инструментом в руках «сионизма» является христианство, созданное евреями специально с целью порабощения других народов. Для Емельянова Иисус был одновременно «обычным еврейским расистом» и «масоном», а князь Владимир Святославич был наделен еврейской кровью. Среди иллюстраций к этой книге были репродукции картин Константина Васильева на тему борьбы русских богатырей со злыми силами и, прежде всего, картина « Илья Муромец побеждает христианскую чуму», ставшая с тех пор популярной среди неоязычников. . Распространение идей, изложенных Емельяновым в «Десионизации» и на лекциях в «Обществе знаний» в начале 1970-х годов, вызвало международный протест, заявленный американским сенатором Джейкобом Джавитсом послу СССР в США Анатолию Добрынину в 1973 году, после чего его лекции было прекращено.
Емельянов начал обвинять в «сионизме» широкий круг людей, включая правящую элиту во главе с Леонидом Брежневым. В 1980 году он пытался распространять экземпляры «Десионизации» среди членов Политбюро ЦК КПСС и в его секретариате. [ 53 ] В 1987 году основал Всемирный антисионистский и антимасонский фронт «Память» (неоязыческое крыло Общества «Память» ). [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
В 1970 году текст под названием «Слово нации» был распространен в СССР в самиздате . В нем выражался неприятие либерально-демократических идей, распространенных в то время среди части российских диссидентов, а в качестве программы провозглашались идеи сильного государства и формирования новой элиты. Для поддержания порядка и борьбы с преступностью авторитарная власть должна опираться на «народные дружины » (аналог « черных сотен »), находящихся вне юрисдикции любого закона. Автор выдвигает требования борьбы с «ущемлением прав русского народа» и «еврейской монополией в науке и культуре», «биологическим вырождением белой расы» вследствие распространения «демократических космополитических идей», «случайной гибридизации». «рас, призыв к «национальной революции», после которой правящей нацией должны стать «настоящие русские по крови и духу».
Полная русская версия этого документа была опубликована в эмигрантском журнале «Вече» в 1981 году, где автор писал о возможном превращении США в «инструмент достижения мирового господства черной расы» и отмечал особую миссию России по спасению мира. цивилизация. «Слово нации» подписали «Российские патриоты». Позже стало известно, что ее автором был А. М. Иванов (Скуратов), один из основателей российского неоязыческого движения и сторонник борьбы с «иудео-христианством».
В конце 1971 года в самиздате был распространен и текст под названием «Письмо Солженицыну», подписанный именем «Иван Самолвин», но написанный Емельяновым. В «Письме» говорилось о связях евреев с масонами и тайном заговоре с целью захвата власти над миром. Октябрьская революция представлена как реализация этих тайных замыслов. Утверждается, что «истинная история» предков русского народа тщательно скрывается от народа. Эти документы оказали существенное влияние на развитие российского расизма и неонацизма. [ 57 ]
В советское время Виктор Безверхий (Остромысл) основал движение Петербургского ведизма (ветвь славянского неоязычества). Он почитал Гитлера и Генриха Гиммлера и пропагандировал в узком кругу своих учеников расовые и антисемитские теории , призывая к избавлению человечества от «неполноценных потомков», якобы возникающих в результате межрасовых браков . Таких «неполноценных людей» он называл «ублюдками», называл их « жидами , индейцами или цыганами и мулатами » и считал, что они мешают обществу достичь социальной справедливости.
В 51 год Безверхий дал клятву «посвятить всю свою жизнь борьбе с иудаизмом — смертельным врагом человечества». Текст этой клятвы, написанный кровью, был найден у него во время обыска в 1988 году. Безверхий разработал теорию «ведизма», согласно которой, в частности: «все народы будут просеяны через сито расовой идентичности, Арии будут объединены, на их место будут поставлены азиатские, африканские и индийские элементы, а мулаты будут устранены за ненадобностью». [ 53 ] «Союз венетов» На базе неформального «Союза волхвов», существовавшего с 1986 года, Безверхим в июне 1990 года основал в Ленинграде . [ 58 ] [ 59 ]
Первые публичные выступления неонацистов в России произошли в 1981 году в Кургане , а затем в Южноуральске , Нижнем Тагиле , Свердловске и Ленинграде. [ 60 ] [ 61 ]
В 1982 году, в день рождения Гитлера, группа московских школьников провела на Пушкинской площади нацистскую демонстрацию . [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм в России
- Антисемитизм в Российской империи
- История евреев в России.
- История евреев в Советском Союзе
- Холокост в России
- Холокост в Советском Союзе
- Израильско-российские отношения
- Еврейская автономная область
- Лицо еврейской национальности
- Расизм в России
- Расизм в Советском Союзе
- отказник
- Религия в России
- Религия в Советском Союзе
- Советский антисионизм
- Советский Союз и арабо-израильский конфликт
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Константин Азадовский , член редколлегии культурного журнала «Новое литературное обозрение» , и Борис Егоров , научный сотрудник СПбГУ , в статье « От антизападничества к антисемитизму», опубликованной в « Журнале исследований холодной войны», пишут «Политика Сталина, направленная на антизападничество и антисемитизм, усиливала друг друга и объединялась в идее космополитизма». [1]
- ↑ Константин Азадовский и Борис Егоров в статье « От антизападничества к антисемитизму», опубликованной в « Журнале исследований холодной войны» , пишут: «Однако в 1949 году нападки на космополитов (космополитию) приобрели явно антисемитский характер. Термин «космополит», который стал все чаще появляться в газетных заголовках, все чаще сочетался в лексиконе того времени со словом «безродные». Практика отождествления космополитов с евреями была ознаменована речью, произнесенной в конце декабря 1948 года Анатолием. Фадеев на пленуме правления Союза советских писателей. За его речью, озаглавленной «О некоторых причинах отставания советской драматургии», через месяц последовала видная редакционная статья в «Правде» «Об антипатриотической группе». «Антипатриотическая группа театральных критиков» состояла из Александра Борщаговского, Абрама Гурвича, Ефима Холодова, Юлия Юзовского и некоторых других, также еврейского происхождения. Во всех последующих статьях и выступлениях антипатриотизм театра и литературоведов (а позднее и литературоведов) была однозначно связана с их еврейской национальностью». [2]
- ↑ Константин Азадовский и Борис Егоров в статье « От антизападничества к антисемитизму», опубликованной в « Журнале исследований холодной войны», пишут: «В газетных статьях постоянно появлялись такие термины, как «безродные космополиты» , «буржуазные космополиты» и «лица, лишенные нации или племени» . Все это были кодовые слова для евреев и именно так понимались люди того времени». [3]
- ^ Константин Азадовский и Борис Егоров в статье « От антизападничества к антисемитизму» , опубликованной в « Журнале исследований холодной войны», пишут: «Из многих преступлений, приписываемых евреям/космополитам в советской прессе, самыми злонамеренными были «пресмыкание перед Запад», пособничество «американскому империализму», «рабское подражание буржуазной культуре» и всеобъемлющее злодеяние «буржуазного эстетизма» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Троцкий, Леон (май 1941 г.). «Термидор и антисемитизм» . Новый Интернационал . VII (4) . Проверено 15 октября 2016 г .: Первоначально написано 22 февраля 1937 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Азадовский Константин; Борис Егоров (2002). «От антизападничества к антисемитизму: Сталин и влияние «антикосмополитических» кампаний на советскую культуру» . Журнал исследований холодной войны . 4 (1): 66–80. дои : 10.1162/152039702753344834 . ISSN 1520-3972 . S2CID 57565840 . Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вопросы и ответы 1989 .
- ^ « Советский Союз»: Заговор врачей 1953 года — последняя сталинская чистка» . Энциклопедия иудаики . Том. 6. 1971. с. 144. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 15 июня 2010 г .: см. столбец 144.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Государственный антисемитизм в СССР (цикл статей)
- ^ Перейти обратно: а б с Коррин, Крис; Фейн, Терри (31 июля 2015 г.). AQA A-level История царской и коммунистической России: 1855-1964 гг . Хачетт Великобритания; Ходдерское образование; Динамическое обучение. стр. 48–49. ISBN 9781471837807 . Проверено 8 сентября 2015 г.
- ^ Пинкус, Бенджамин (26 января 1990 г.). Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . п. 44. ИСБН 978-0-521-38926-6 .
- ^ Альберт С. Линдеманн (1997). Слезы Исава: современный антисемитизм и рост евреев . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . п. 429 . ISBN 978-0-521-79538-8 . Проверено 15 октября 2016 г.
- ↑ Евреи в Советском Союзе с 1917 года , Нью-Йорк, 1988: «В то время как еврейские секции изо всех сил пытались определить себя, набрать новый персонал и донести коммунистическое послание на «еврейскую улицу», Бунд и социалистические сионисты переживали тяжелые времена. внутренние кризисы и внешнее давление, которые в конечном итоге разрушили их единство и независимость.36 Их распад дал Евсекции контроль над еврейскими общинами и расчистил путь для разрушения традиционной еврейской жизни, сионистского движения и еврейской культуры».
- ^ Пайпс, Ричард (1993). Россия при большевистском режиме . А. А. Кнопф. п. 363 . ISBN 978-0-394-50242-7 .
- ^ "Россия". Энциклопедия иудаики . Том. 17. ООО «Издательство «Кетер», стр. 531–553.
- ↑ Речь Ленина в марте 1919 года «Об антиеврейских погромах» ( текст , )
- ^ Бенджамин Пинкус. Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Издательство Кембриджского университета, 1988.
- ^ Наоми Бланк. «Переопределение еврейского вопроса от Ленина до Горбачева: терминология или идеология». В: Яаков Рои, редактор. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Рутледж, 1995.
- ^ Уильям Кори. Русский антисемитизм, Память и демонология сионизма . Рутледж, 1995.
- ^ Роджер, Ганс (январь 1986 г.). Еврейская политика и правая политика в императорской России . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520045965 .
- ^ Дмитрий Волкогонов, Ленин: Новая биография, Свободная пресса, 1994.
- ^ Сколник, Фред ; Майкл Беренбаум , ред. (2007). "Коммунизм". Энциклопедия иудаики (PDF) . Том. 5 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan USA. п. 96. ИСБН 978-0-02-865928-2 . Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рои, Яаков (1995). Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Абингдон, Англия: Рутледж . стр. 103–6. ISBN 0-7146-4619-9 .
- ^ Монтефиоре, Саймон Себаг (2008). Молодой Сталин . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . п. 165. ИСБН 978-1-4000-9613-8 .
- ^ Кун, Миклош (2003). Сталин: Неизвестный портрет . Будапешт, Венгрия: Издательство Центральноевропейского университета . п. 287. ИСБН 963-9241-19-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Азадовский Константин; Егоров, Борис (зима 2002 г.). «От антизападничества к антисемитизму» . Журнал исследований холодной войны . 4 (1). Кембридж, Массачусетс: MIT Press : 66–80. дои : 10.1162/152039702753344834 . S2CID 57565840 .
- ^ Вопросы и ответы 1989 , с. 178.
- ^ «Антисемитизм в России. Российская дезинформация и вдохновение антисемитизма – Fundacja INFO OPS Polska» (на польском языке). 24 июня 2020 г. Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Фишер, Луи (1952). Жизнь и смерть Сталина . Харпер. п. 62.
- ^ Джеффри Херф, Еврейский враг: нацистская пропаганда во время Второй мировой войны и Холокоста (Гарвардский университет, 2006), стр. 56
- ^ Горовиц, Ирвинг Луи (2007). «Куба, Кастро и антисемитизм» (PDF) . Современная психология . 26 (3–4): 183–190. дои : 10.1007/s12144-007-9016-4 . ISSN 0737-8262 . OCLC 9460062 . S2CID 54911894 . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Лакер 2006 , с. 177
- ^ Наймарк, Норман М. (1995). Русские в Германии: история советской зоны оккупации, 1945–1949 гг . Кембридж, Массачусетс: Белкнап из Гарвардского университета. п. 338. ИСБН 978-0674784062 .
- ^ Наймарк (1994), стр.444
- ^ Гольдхаген 1987 , с. 389
- ^ Гольдхаген 1987 , с. 390
- ^ Фомин, Валерий (1996). Кино и власть: Советское кино, 1965-1985: Документы, свидетельства и размышления (на русском языке). Материк. стр. 120–121.
- ^ Млечин Леонид (7 июля 2019 г.). « Вы нам ястребов дайте, дайте нам ястребов!»: Почему выявление евреев стало важнейшей проблемой в послевоенном СССР» . Новая газета . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Джозеф Даннер. Антиеврейская дискриминация после окончания Второй мировой войны . Тематические исследования по правам человека и основным свободам: мировой обзор. Том. 1. Виллем А. Винховен и Уинифред Крам Юинг (редакторы). Издательство Мартинуса Нийхоффа. 1975. Гаага. ISBN 90-247-1779-5 , ISBN 90-247-1780-9 ; страницы 69-82
- ^ Гарбузов Леонид. «Борьба за сохранение этнической идентичности: подавление еврейской культуры эмиграционной политикой Советского Союза в 1945-1985 годах» (PDF) . Журнал международного права Бостонского университета : 168–169.
- ^ Даннер, Джозеф (1975). Тематические исследования по правам человека и основным свободам . Гаага: Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 100-1 69–82. ISBN 9024717809 .
- ^ Сотрудники проекта «Отказник». «Исторический обзор» . Проект «Отказник» . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Беккерман, Гал (2010). Когда они придут за нами, мы все уйдем . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Беккерман, Гал (2010). Когда они придут за нами, мы все уйдем . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 103.
- ^ Кори, Уильям (1984). Роберт О. Фридман (ред.). Брежнев и советский антисемитизм . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 31.
- ^ Кори, Уильям. Брежнев и советский антисемитизм . п. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Беккерман, Гал (2010). Когда они придут за нами, мы все уйдем . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 305.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кори, Уильям. Брежнев и советский антисемитизм . п. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кори, Уильям. Брежнев и советский антисемитизм . п. 30.
- ^ "никто". Повада . 23 февраля 1981 г. с. 38.
- ^ Клозе, Кевин (15 июля 1979 г.). «Советские евреи видят рост антисемитизма» . Вашингтон Пост . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Крейг Р. Уитни (26 июня 1979 г.), «Многие в Советском Союзе обеспокоены всплеском антисемитизма» , The New York Times , получено 14 октября 2023 г.
- ^ «Летний театр Михаила Савицкого из цикла «Номер лагеря смерти, вытатуированный на моем сердце» . Алами . 31 марта 1979 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Чарный, Семен Александрович Нацистские группы в СССР в 1950—1980-е годы // Неприкосновенный запас. 2004. № 5 (37).
- ^ Shizhensky, Roman (2020). "Современное "родноверие": реперные точки" (in Russian). Доклад на круглом столе: «Славянское язычество XXI века: проблемы генезиса и развития», held on February 15, 2020 at the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin.
- ^ Shizhensky, Roman (2021). "Неоязычество и средний класс" . Lecture hall "Krapivensky 4". 03.02.2021.
- ^ Перейти обратно: а б Шнирельманн, Виктор (2015). Арийский миф в современном мире . Новый литературный обзор. ISBN 9785444804223 .
- ^ Reznik, Semyon (1991). Красное и коричневое, Книга о советском нацизме . Washington: Vyzov. p. 560.
- ^ V. D. Solovey «Память»: история, идеология, политическая практика // Русское дело сегодня. Кн. 1. «Память». M.: ЦИМО Institute of Anthropology and Ethnography , 1991. P. 12—95.
- ^ Лакер, Уолтер (1993). Черная сотня: подъем крайне правых в России . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. ISBN 0-06-018336-5 .
- ^ Шнирельманн, Виктор (2012). Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России (на русском языке). Библейско-теологический институт святого апостола Андрея Первозванного . п. xiv + 302. ISBN 978-5-89647-291-9 .
- ^ Gaidukov, Alexey (2005). Современное славянское (русское) язычество в Петербурге: конфессиональная динамика за десятилетие (in Russian). Saint Petersburg: Svetoch. pp. 39–57. ISBN 5-901621-16-6 .
- ^ Айтамурто, Каарина (2016). Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-1472460271 .
- ^ Перейти обратно: а б Alexander Tarasov Советские фашисты: обезьяна выбирает череп // Novaya Gazeta . 2017. № 42 (2619). 21.04.2017. P. 15—18.
- ^ Alexander Tarasov Советские фашисты: «школа» киллеров // Novaya Gazeta . 2017. № 45 (2622). 28.04.2017. С. 11—14.
Источники
[ редактировать ]- Маклеллан, Дэвид (1980), Маркс до марксизма , Макмиллан , ISBN 978-0-333-27882-6 .
- Лакер, Уолтер (2006), Меняющееся лицо антисемитизма: от древних времен до наших дней , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-530429-9 .
- Гриффин, Роджер; Фельдман, Мэтью (2004), Фашизм: критические концепции в политической науке , том. Ви, Тейлор и Фрэнсис , ISBN 978-0-415-29020-3 .
- Мах, Здислав (2007), «Построение идентичности в посткоммунистическом обществе: этническая, национальная и европейская», Идентичность и сети: формирование гендера и этнической принадлежности в разных культурах , Berghahn Books, ISBN 978-1-84545-162-2 .
- Патай, Рафаэль ; Патай, Дженнифер (1989). Миф о еврейской расе . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-1948-3 . Проверено 16 октября 2016 г. .
- Гольдхаген, Эрих (1987), «Коммунизм и антисемитизм», Сохраняющийся вопрос: социологические перспективы и социальные контексты современного антисемитизма , Уолтер де Грюйтер , ISBN 978-3-11-010170-6 .
- Поссони, Стефан Т. (1976), «Антисемитизм на российской орбите», Тематические исследования по правам человека и основным свободам: Мировой обзор , том. 2, Издательство Мартинуса Нийхоффа , ISBN 978-90-247-1781-1 .
- Баски, Дональд Ф. (2002), Коммунизм в истории и теории: от утопического социализма до падения Советского Союза , Издательская группа Greenwood , ISBN 978-0-275-97748-1 .
- Хэмпшер-Монк, Иэн (1992), История современной политической мысли: основные политические мыслители от Гоббса до Маркса , Уайли-Блэквелл , ISBN 978-1-55786-147-4 .
- Марч, Люк (2002), «Оценка идеологии КПРФ: назад к социализму?», Коммунистическая партия в постсоветской России , Manchester University Press , ISBN 978-0-7190-6044-1 .
- Ури, Скотт. «Воплощение зла: исследование антисемитизма в холодной войне в Восточной Европе и за ее пределами». Восточноевропейские еврейские дела, 50, 3 (2020).