Погромы в Российской Империи
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Погромы в Российской империи ( рус . Еврейские погромы в Российской империи ) были крупномасштабными, целенаправленными и повторяющимися антиеврейскими беспорядками, начавшимися в 19 веке. Погромы начали происходить после того, как Императорская Россия , в которой раньше было очень мало евреев , приобрела территории с большим еврейским населением из Речи Посполитой и Османской империи с 1772 по 1815 год. Эти территории были обозначены « черта оседлости Российской Императорской Империей как ». правительство, в котором евреям неохотно разрешалось жить. В черту оседлости в первую очередь входили территории Польши , Украины , Белоруссии , Бессарабии (современная Молдавия ), Литвы и Крыма . Евреям было запрещено переселяться в другие части европейской части России (включая Финляндию ), если они не перешли из иудаизма или не получили университетский диплом или статус купца первой гильдии. Миграция на Кавказ , в Сибирь , на Дальний Восток или в Среднюю Азию не ограничивалась.
1821
[ редактировать ]Одесские погромы 1821 года иногда называют первыми погромами. После казни греко-православного патриарха Григория V в Константинополе в ответ были убиты 14 евреев. [1] Инициаторами погромов 1821 года были местные греки, имевшие значительную диаспору в портовых городах Новороссии . [2]
1881–1882
[ редактировать ]Использование термина «погром» стало обычным явлением в английском языке после того, как крупномасштабная волна антиеврейских беспорядков прокатилась по юго-западу Императорской России (современные Украина и Польша ) с 1881 по 1882 год; произошло более 200 антиеврейских событий когда в Российской империи , наиболее заметными из них были погромы, произошедшие в Киеве , Варшаве и Одессе . [3] Они изменили восприятие среди российских евреев и косвенно дали значительный импульс раннему сионистскому движению. [4] [5]
Чтобы обойти цензуру, эти погромы были названы в еврейской прессе «Бурями на Юге» или «Бурями в Негеве» ( ивр .: הסופות בנגב , Суфот БаНегев ). [6] Имена являются отсылкой к пророчеству в Исаии 21 :1. [7] Варианты перевода пророчества: «...Как бури на юге проходят, Так приходят из пустыни, из страшной земли». или: «Как вихри, проносящиеся по Негеву, приходит захватчик из пустыни, из страны ужаса» и так далее, [8] где « Негев » означает «Юг» на библейском иврите , а рассматриваемые погромы происходили на юге (юго-западе) европейской части Российской империи.
Событием, положившим начало погромам, стало убийство царя Александра II 13 марта [1 марта по старому стилю] 1881 года, в котором некоторые обвиняли «агентов иностранного влияния», подразумевая, что его совершили евреи. [9] [10] Одна из заговорщиц была еврейского происхождения, и значение ее роли в убийстве было сильно преувеличено во время последовавших за этим погромов. Еще один заговорщик, по необоснованным слухам, был евреем. [11] Степень ответственности российской прессы за поощрение восприятия убийства как еврейского акта оспаривается. [12]
Считается, что местные экономические условия, такие как задолженность перед еврейскими ростовщиками , в значительной степени способствовали беспорядкам, особенно в отношении участия деловых конкурентов местных евреев и участия железнодорожников . Индустриализация России привела к тому, что россияне стали переезжать в крупные города и покидать их. [13] Люди, пытавшиеся сбежать из больших городов, несли с собой свои антисемитские ценности, распространяли эти идеи по всей России и вызывали новые погромы в разных регионах России. [14] Утверждалось, что на самом деле это было более важно, чем слухи об ответственности евреев за смерть царя. [15] Однако эти слухи явно имели определенное значение, хотя бы как спусковой крючок, и в них было небольшое зерно истины: одна из близких соратниц убийц, Хеся Хелфман , родилась в еврейской семье. Тот факт, что все остальные убийцы были атеистами и что широкая еврейская община не имела никакого отношения к убийству, мало повлиял на распространение подобных антисемитских слухов, а убийство спровоцировало ответные нападения на еврейские общины. Во время этих погромов были разрушены тысячи еврейских домов; многие семьи оказались в нищете, а большое количество мужчин, женщин и детей получили ранения в 166 городах юго-западных провинций Империи, таких как Украина . [ нужна ссылка ]
Крупный погром произошел также в ночь с 15 на 16 апреля 1881 года (день православной Пасхи) в городе Елизаветграде (ныне Кропивницкий ). 17 апреля были отправлены армейские подразделения, которые были вынуждены применить огнестрельное оружие для тушения беспорядков. Однако это только накалило всю ситуацию в регионе, и через неделю по отдельным районам Херсонской губернии прокатилась серия погромов . [ нужна ссылка ]
26 апреля 1881 года еще большие беспорядки охватили город Киев . Киевский погром 1881 года считается самым страшным из произошедших в 1881 году. [16] Погромы 1881 года не прекратились и тогда. Они продолжались все лето, распространившись на большую территорию современной Украины: ( Подольскую губернию , Волынскую губернию , Черниговскую губернию , Екатеринославскую губернию и другие). Во время этих погромов начали формироваться первые местные еврейские организации самообороны — самая известная в Одессе, организованная еврейскими студентами Новороссийского университета . [ нужна ссылка ]
В течение десятилетий после погромов 1881 года многие правительственные чиновники придерживались антисемитского убеждения, что евреи в деревнях более опасны, чем евреи, живущие в городах. Министр внутренних дел Николай Павлович Игнатьев отверг теорию о том, что погромы были вызваны революционными социалистами, и вместо этого принял идею, что они были протестом сельского населения против эксплуатации евреев. Имея в виду эту идею, он пропагандировал идею о том, что погромы распространились из деревень в города. Историки сегодня признают, что, хотя сельское крестьянство в значительной степени участвовало в погромах, погромы начались в городах и распространились на деревни. [17]
Новый царь Александр III первоначально обвинил в беспорядках революционеров и самих евреев, а в мае 1882 года издал « Майские законы» — серию жестких ограничений для евреев. [ нужна ссылка ]
Погромы продолжались более трех лет и, как считалось, пользовались, по крайней мере, молчаливой поддержкой властей, хотя российское правительство также предпринимало попытки положить конец беспорядкам. [15]
Погромы и официальная реакция на них заставили многих российских евреев переоценить свое восприятие своего статуса в Российской империи и, таким образом, привели к значительной еврейской эмиграции , в основном в Соединенные Штаты . [ нужна ссылка ]
Потери
[ редактировать ]По меньшей мере 40 евреев были убиты во время погромов с апреля по декабрь 1881 года. [18]
Британская реакция
[ редактировать ]Лидеры еврейской общины Лондона не спешили высказываться. Только после поддержки Луизы Голдсмид и руководства со стороны анонимного писателя по имени «Юрисконталус» и редактора The Jewish Chronicle в 1881 году были предприняты действия. Публичные собрания проводились по всей стране, и еврейские и христианские лидеры в Великобритании выступили против зверства. [19]
1903–1906
[ редактировать ]Гораздо более кровавая волна погромов разразилась с 1903 по 1906 год, в результате чего около 2000 евреев были убиты и еще больше получили ранения, поскольку евреи взялись за оружие, чтобы защитить свои семьи и имущество от нападавших. В частности, погром 1905 года считается одним из самых серьезных случаев антиеврейского насилия в России того времени, как с точки зрения материального ущерба, так и с точки зрения человеческих жертв. Для сравнения, волна погромов, произошедшая между 1881 и 1882 годами, привела к меньшему количеству жертв. По данным полиции Одессы, минимум 400 евреев и 100 неевреев погибли, а около 300 человек, преимущественно евреев, получили ранения. Кроме того, ущерб был нанесен примерно 1632 жилым и коммерческим объектам, принадлежащим евреям. Некоторые считают эти цифры консервативными оценками, особенно в отношении количества раненых. Насилие против еврейской общины было крайним и включало в себя такие действия, как физическое насилие и другие формы причинения вреда мужчинам, женщинам и детям, которые в то время не участвовали в оппозиции правительству. В сообщениях также указываются случаи, когда людей выбрасывали из окон, сексуальное насилие в отношении женщин всех возрастных групп и насилие со смертельным исходом в отношении младенцев, свидетелями которого были их родители. [20] [21]
Газета New York Times описала Первый кишинёвский погром на Пасху 1903 года:
Антиеврейские беспорядки в Кишиневе , Бессарабия [современная Молдова ], хуже, чем цензура позволяет опубликовать. Существовал хорошо продуманный план всеобщей резни евреев на следующий день после православной Пасхи. Толпу возглавляли священники, и общий клич «Убейте евреев» разнесся по всему городу. Евреи были застигнуты врасплох и зарезаны, как овцы. Число погибших 120 [Примечание: фактическое число погибших составило 47–48 человек. [22] ] и ранено около 500. Сцены ужаса, сопровождавшие эту резню, не поддаются описанию. Разъяренная и кровожадная толпа буквально растерзала младенцев. Местная полиция не предприняла никаких попыток остановить господство террора. На закате улицы были завалены трупами и ранеными. Те, кому удалось спастись, в ужасе бежали, и в настоящее время в городе практически нет евреев. [23]
Эта серия погромов затронула 64 города (в том числе Одессу , Екатеринослав , Киев , Кишинев , Симферополь , Ромны , Кременчуг , Николаев , Чернигов , Каменец-Подольский , Елизаветград ), а также 626 малых городов и сел, в основном на Украине и Бессарабия .
Историки, такие как Эдвард Радзинский, предполагают, что многие погромы были спровоцированы властями и поддержаны царской России тайной полицией ( Охраной ), даже если некоторые из них произошли спонтанно. [24] [25] Виновные, привлекавшиеся к ответственности, обычно получали помилование по царскому указу. [26]
Даже за пределами этих основных вспышек погромы оставались обычным явлением; В 1905 году в Одессе произошел антиеврейский бунт, в ходе которого были убиты тысячи евреев. [27]
1903 года Кишиневский погром , также известный как Кишиневская резня, на территории современной Молдовы унес жизни 47–49 человек. Это вызвало международный резонанс после того, как его опубликовали The Times и The New York Times . В 1905 году произошел второй, меньший по размеру Кишиневский погром.
Погром 20 июля 1905 года в Екатеринославе (ныне Днепр , Украина) был остановлен отрядом еврейской самообороны. Один мужчина из группы погиб.
31 июля 1905 года произошел первый погром за чертой оседлости , в городе Макарьеве (близ Нижнего Новгорода ), где патриотическое шествие под руководством городничего приняло буйный характер.
Во время погрома в Керчи в Крыму 31 июля 1905 года. [28] мэр приказал полиции открыть огонь по отряду самообороны, двое боевиков были убиты (один из них, П. Кириленко, был украинцем, присоединившимся к отряду еврейской самообороны). Погром устроили, очевидно, специально для этого привлеченные портовики.
После публикации Царского Манифеста от 17 октября 1905 года погромы вспыхнули в 660 городах, главным образом на территории нынешней Украины, в южных и юго-восточных районах черты оседлости. Напротив, в современной Литве погромов не было. В Беларуси и самой России инцидентов также было очень мало. произошло 24 погрома За пределами черты оседлости , но они были направлены против революционеров, а не против евреев.
В рассказах очевидцев местных молочников одесский погром 1905 года описывался следующим образом:
Три предыдущих дня они [еврейская семья] скрывались. К полудню пятницы погром уже подходил к концу. В пятницу вечером их соседи, русские, заверили их, что они могут идти домой. Они пошли и сели пить чай. И те же самые соседи, казалось бы, незаметно впустили убийц, так как никогда не слышали, как они стучатся в коридоре. Внезапно послышался стук в дверь и шаги незнакомцев. Чаепития все спрятались: слуга один, отец один, мать и дочь вместе. Первыми убийцы нашли мать и дочь. Они ударили мать топором по голове и порезали дочери руку. От их криков отец побежал, и его сбили на месте. Раненую мать позже доставили в больницу, а дочь отделалась легко. [29]
Наибольшее количество погромов зарегистрировано в Черниговской губернии на севере Украины. Погромы там в октябре 1905 года унесли жизни 800 евреев, материальный ущерб оценивается в 70 миллионов рублей. погибли 400 человек В Одессе , в Ростове-на-Дону - более 150 , в Екатеринославе - 67 , в Минске - 54 , в Симферополе - более 40, в Орше - более 30.
В 1906 году погромы продолжались: январь — в Гомеле , июнь — в Белостоке (около 80 погибших) и август — в Седльце (около 30 погибших). Резню организовали российская тайная полиция и военные.
Во многих из этих инцидентов наиболее видными участниками были железнодорожные рабочие, промышленные рабочие, мелкие лавочники и ремесленники, а также (если город был речным портом (например, Днепр ) или морским портом (например, Керчь )), портовые рабочие ; крестьяне присоединились главным образом для грабежа. [30]
Причины
[ редактировать ]Историк Боб Вайнберг связывает корни погрома со сложной социальной и политической ситуацией в России того периода. Он утверждает, что часть объяснения жестокости лежит в сфере политики идентичности. Для некоторых вовлеченных лиц их действия были не просто актами насилия, но и выражением их православных убеждений и лояльности российскому монарху. Ощущение подрыва власти и изменений в политических структурах, похоже, усилило это мнение, о чем свидетельствуют такие события, как вандализм в отношении портретов царя Николая II , который вызвал враждебность и сплотил тех, кто сопротивлялся переменам. [31]
Вайнберг далее утверждает, что погромы послужили предохранительным клапаном для разрядки растущего общественного недовольства, которое в противном случае могло бы привести к революционным восстаниям. Он утверждает, что еврейская община была выбрана в качестве стратегического козла отпущения, чтобы перенаправить народное недовольство от противостояния автократическому режиму и вместо этого сосредоточить его на внутренней маргинализированной группе. Эта тактика не была новшеством одесских погромов 1905 года , но имела исторические прецеденты, такие как волна погромов 1881 года, жертвами которой аналогичным образом стали еврейские общины.
Ответ Соединенных Штатов
[ редактировать ]Погромы все больше возмущали американское общественное мнение. [32] Немецкие евреи, хорошо зарекомендовавшие себя в Соединенных Штатах, хотя и не пострадали напрямую от российских погромов, были хорошо организованы и убедили Вашингтон поддержать дело евреев в России. [33] [34] Под руководством Оскара Штрауса , Джейкоба Шиффа , Майера Сульцбергера и раввина Стивена Сэмюэля Уайза они организовали митинги протеста, выпустили рекламные материалы и встретились с президентом Теодором Рузвельтом и госсекретарем Джоном Хэем . Стюарт Э. Ни сообщает, что в апреле 1903 года Рузвельт получил 363 обращения, 107 писем и 24 петиции, подписанные тысячами христиан, общественных и церковных лидеров, — все они призывали царя прекратить преследования евреев. Публичные митинги прошли во множестве городов и завершились в Карнеги-холле в мае в Нью-Йорке. Царь немного отступил и уволил одного местного чиновника после кишиневского погрома , который Рузвельт открыто осудил. Но Рузвельт в то время был посредником в войне между Россией и Японией и не мог публично занять чью-либо сторону. Поэтому госсекретарь Хэй взял на себя инициативу в Вашингтоне. Наконец, Рузвельт направил петицию царю, который отклонил ее, заявив, что виноваты сами евреи. Рузвельт завоевал поддержку евреев во время своего убедительного переизбрания в 1904 году. . Погромы продолжались, сотни тысяч евреев бежали из России, большинство из них направлялись в Лондон или Нью-Йорк. Когда американское общественное мнение повернулось против России, Конгресс официально осудил ее политику в 1906 году. Рузвельт вел себя сдержанно, как и его новый госсекретарь Элиху Рут . Однако в конце 1906 года Рузвельт все же назначил первого еврея в кабинет министров, назначив Оскара Штрауса своим министром торговли и труда. [35] [36]
Среди других видных американцев, осудивших действия России, был кардинал Джеймс Гиббонс . [37]
Организация
[ редактировать ]Обычно считается, что погромы были организованы или, по крайней мере, при попустительстве властей. [38] [39] [40] [41] Однако эта точка зрения была оспорена Хансом Роггером, И. Михаэлем Аронсоном и Джоном Клиром , которые не смогли найти документацию о такой санкции в государственных архивах. [42] [43]
Однако антисемитская политика, проводившаяся с 1881 по 1917 год, сделала их возможными. Официальное преследование и притеснение евреев побудило многочисленных антисемитов предположить, что их насилие было законным. Это мнение подкреплялось активным участием нескольких крупных и многих мелких чиновников в разжигании нападений, а также нежеланием правительства остановить погромы и наказать виновных в них.
Влияние
[ редактировать ]Погромы 1880-х годов вызвали международный резонанс и, наряду с суровыми законами, послужили толчком к массовой еврейской эмиграции из России. Среди принятых антисемитских законов были Майские законы 1882 года , которые запрещали евреям переселяться в деревни, якобы в попытке устранить причину погромов (хотя на самом деле погромы были вызваны совсем другой причиной). Большинство членов Российской Высшей комиссии по пересмотру еврейского законодательства (1883–1888) фактически отмечало тот факт, что почти все погромы начались в городах, и пыталось отменить законы. Однако меньшинство в Верховной комиссии проигнорировало факты и поддержало законы. [44] Два миллиона евреев бежали из Российской империи в период с 1880 по 1920 год, многие из них уехали в Великобританию и США . [45] В ответ Соединенное Королевство приняло Закон об иностранцах 1905 года , который впервые ввел иммиграционный контроль, основная цель которого заключалась в сокращении притока восточноевропейских евреев. [46]
В ответ на погромы и другие притеснения царского периода евреи становились все более политически активными. Участие евреев во Всеобщем еврейском рабочем бунде , в просторечии известном как Бунд, и в большевистских движениях находилось под прямым влиянием погромов. Точно так же организация еврейских лиг самообороны, которые остановили погромщиков в определенных районах во время второго кишиневского погрома , таких как Ховевей-Цион , привела к сильному принятию сионизма , особенно российскими евреями .
Культурные ссылки
[ редактировать ]В 1903 году еврейский поэт Хайим Нахман Бялик написал стихотворение « В городе резни». [47] в ответ на кишиневский погром .
В книге Эли Визеля « Испытание Бога» изображены евреи, спасающиеся от погрома и устраивающие фиктивный «суд над Богом» за его халатность в том, что он не помог им в борьбе с кровожадной толпой. В конце концов оказывается, что таинственный незнакомец, выступавший в роли защитника Бога, — не кто иной, как Люцифер . Опыт российского еврея также описан в Эли Визеля » «Завете .
Погром — одно из центральных событий музыкальной пьесы « Скрипач на крыше» , адаптированной по мотивам рассказов русского писателя Шолом-Алейхема « Тевье -молочник» . О погромах пишет Алейхем в рассказе «Лех-Лехо». [48] Знаменитый бродвейский мюзикл и фильм «Скрипач на крыше» показали жестокость русских погромов евреев в вымышленной Анатевке в начале 20 века.
В анимационном музыкальном драматическом фильме для взрослых «Американская поп-музыка» , действие которого происходит во времена императорской России в конце 1890-х годов, жена раввина и ее маленький сын Залми сбегают в Америку, в то время как раввина убивают казаки.
В анимационном фильме «Американский хвост» , действие которого происходит во время и после погромов 1880-х годов, Файвел и деревня его семьи разрушены погромом. (Файвел и его семья — мыши, а нападавшие на них казаки — кошки.)
В романе «Жертвоприношение» Адель Уайзман также рассказывается о семье, которая была вынуждена покинуть свои дома после погрома в их родной стране и эмигрировала в Канаду после того, как потеряла двух сыновей в результате беспорядков и едва выжила сама. Потеря и убийство сыновей преследуют всю историю.
Марк Твен дает графическое описание русских погромов в «Размышлениях о религии», часть 3, опубликованных в 1906 году. [49]
Джозеф Жоффо описывает раннюю историю своей матери, еврейки в России царя Николая II , в биографической книге «Анна и ее оркестр». Он описывает набеги казаков на еврейские кварталы и возможное возмездие, нанесенное отцом и братьями Анны казакам, которые убивали и сжигали дома по приказу царя.
В Бернарда Маламуда романе «Наладчик» , действие которого происходит в царской России примерно в 1911 году, русско-еврейский мастер Яков Бог был ошибочно заключен в тюрьму за весьма маловероятное преступление. Позже по нему был снят фильм режиссера Джона Франкенхаймера по сценарию Далтона Трамбо .
Исаак Бабель вспоминает погром, который он пережил в детстве в Николаеве , ок. 1905, в «Истории моей голубятни» . Другой погром путешественников в поезде в начале 1918 года он описывает в рассказе «Путь».
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм
- История антисемитизма
- Мученичество в иудаизме
- Религиозный антисемитизм
- Антисемитизм в Российской империи
- Антисемитизм в Советском Союзе
- Антисемитизм в России
- Антисемитизм в Европе
- Антисемитизм в Соединенных Штатах
- Британские ответы на антиеврейские погромы в Российской империи
- Эмансипация евреев в Англии#Погромы в России
- История евреев в России и Советском Союзе.
- Еврейская эмансипация
- Погромы Гражданской войны в России
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Одесские погромы . Архивировано 21 января 2007 года в Wayback Machine Центра еврейского самообразования «Мория».
- ^ Погром (Виртуальная еврейская энциклопедия) (на русском языке)
- ^ (на польском языке) Погром . Архивировано 6 февраля 2010 года в Wayback Machine , на основе Алины Кала , Ханны Венгжинек, Габриэлы Залевской, История и культура польских евреев. Словарь , WSiP.
- ^ Леон Пинскер (1882) Автоэмансипация
- ^ Ицхак Маор, «Суфот Банегев» как фактор роста национализма среди еврейской интеллигенции, 1981, JSTOR 23526296.
- ^ Глава 13 «Бури на юге», 1881–1882 гг . ( doi : 10.9783/9780812200812.143 ) из книги: Исраэль Барталь (Перевод Хая Наор), Евреи Восточной Европы, 1772-1881 , 2005 г.
- ↑ Дневник раввина Розенблюма , раздел «Погромы 1882 года — Суфот БаНегев»
- ^ Исаия 21:1 в Biblehub.
- ↑ «Еврейские хроники» , 6 мая 1881 г., цитируется в книге Бенджамина Блеха, « Свидетеля еврейской истории».
- ^ Sankt-Peterburgskie Vedomosti newspaper №65, March 8 (20), 1881
- ^ Артур Мориус Фрэнсис, Нигилизм: Философия небытия (2015), с. 64.
- ^ Стивен М. Берк, Год кризиса, год надежды: российское еврейство и погромы 1881–1882 годов (Гринвуд, 1985), стр. 54–55.
- ^ Аронсон, Майкл. Географические и социально-экономические факторы антиеврейских погромов 1881 года в России . Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
- ^ Аронсон, Майкл. Географические и социально-экономические факторы антиеврейских погромов 1881 года в России . Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б И. Майкл Аронсон, «Географические и социально-экономические факторы антиеврейских погромов 1881 года в России», Russian Review , Vol. 39, № 1. (январь 1980 г.), стр. 18–31.
- ^ Виртуальная еврейская энциклопедия «Погром » (на русском языке)
- ^ Аронсон, Майкл. Географические и социально-экономические факторы антиеврейских погромов 1881 года в России . Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
- ^ «Русские еврейские ужасы: девятимесячный отчет о грабежах, убийствах и произволе» . Нью-Йорк Таймс . 28 января 1882 года . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ КС Монако (2013). Подъем современной еврейской политики: экстраординарное движение . Рутледж. стр. 148–. ISBN 978-0-415-65983-3 .
- ^ Вайнберг, Роберт. Революция 1905 года в Одессе: кровь на ступеньках . 1993, с. 164.
- ^ Аврутин, Юджин М. и Элисса Бемпорад, ред. Погромы: документальная история. Издательство Оксфордского университета, 2021, с. 90.
- ^ Хилари Л. Рубинштейн , Дэниел К. Кон-Шербок, Авраам Дж. Эдельхейт, Уильям Д. Рубинштейн , Евреи в современном мире , Oxford University Press, 2002.
- ^ «Осуждение еврейской резни», в The New York Times , 28 апреля 1903 г.
- ^ Николай II. Жизнь и смерть Эдварда Радзинского (русское изд., 1997) с. 89. По словам Радзинского, Сергей Витте (назначенный премьер-министром в 1905 году) заметил в своих «Мемуарах» , что он обнаружил, что некоторые прокламации, призывающие к погромам, были напечатаны и распространены полицией.
- ^ Радзинский, Эдвард (30 марта 2011 г.). Последний царь: Жизнь и смерть Николая II . Издательская группа Кнопфа Doubleday. стр. 69, 77, 79. ISBN. 978-0-307-75462-2 .
Погромы, организованные полицией, казались царю священным порывом народного негодования против революционеров.
- ^ "декабрь 1907 – Газетные "старости"(Архив)" .
- ^ Роберт Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе: пример» в книге « Погромы: антиеврейское насилие в современной российской истории» , Джон Д. Клиер и Шломо Ламброза, ред. (Кембридж, 1992): 248–89.
- ^ Керчь
- ^ Odesskii pogrom i samooborona (Paris: Impremerie Ch. Noblet, 1906), 1718, 31–32. Translated from the Russian by Eugenia Tietz-Sokolskaya.
- ^ Погромы
- ^ Аврутин, Юджин М. и Элисса Бемпорад, ред. Погромы: документальная история. Oxford University Press, 2021. стр. 90–91.
- ^ Тейлор Стултс, «Рузвельт, российское преследование евреев и американское общественное мнение», Еврейские социальные исследования (1971) 33 № 3, стр. 13–22.
- ^ Джеральд Сорин, Время строительства: Третья миграция, 1880–1920 (1995), стр. 200–206, 302–303.
- ^ Алан Дж. Уорд, «Дипломатия иммигрантского меньшинства: американские евреи и Россия, 1901–1912». Бюллетень Британской ассоциации американских исследований 9 (1964): 7–23.
- ^ Стюарт Э. Ни, «Дипломатия нейтралитета: Теодор Рузвельт и русские погромы 1903–1906 годов», Presidential Studies Quarterly (1989), 19 № 1, стр. 71–78.
- ^ Энн Э. Хили, «Царский антисемитизм и российско-американские отношения». Славянское обозрение 42.3 (1983): 408–425.
- ^ Розенау, Уильям (1928). «Кардинал Гиббонс и его отношение к еврейским проблемам» . Публикации Американского еврейского исторического общества (31): 219–224. JSTOR 43059497 .
- ^ "Погромы" .
- ^ «CFCA – Координационный форум по противодействию антисемитизму» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 г. Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ "История евреев Российской империи. Погром в Балте" . Archived from the original on March 21, 2012 . Retrieved December 13, 2012 .
- ^ «Виртуальный Кишивев – Погром 1903 года» .
- ^ Джон Клиер, Христиане и евреи и «диалог насилия» в поздней имперской России, 2002, с. 167, «Несмотря на самые активные поиски властей, сторонние агитаторы и подстрекатели так и не были найдены. Городская интеллигенция привлекалась к участию редко... Все современные описания погромов изображают их как анархических бунтовщиков, а не идеологических протестов. участники, по-видимому, погромы были формой карнавала, смены ролей, «мира, перевернутого с ног на голову». Похоже, что вопросы статуса и уважения играли роль в погромах, в которых участвовали (преимущественно крестьяне, горожане). пролетариат, бродяги, гастарбайтеры, демобилизованные солдаты и другие неустроенные элементы) хотели поставить евреев «на место».
- ^ Соня Вайнберг, Погромы и беспорядки: реакция немецкой прессы на антиеврейское насилие в Германии и России (1881–1882) , Питер Ланг , 2010, стр. 210.
- ^ Аронсон, Майкл. Географические и социально-экономические факторы антиеврейских погромов 1881 года в России . Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
- ^ Левин, Рода Г. (1979). «Стереотип и реальность в опыте еврейских иммигрантов в Миннеаполисе» (PDF) . История Миннесоты . 46 (7). Историческое общество Миннесоты: 259 . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Дэвид Розенберг, « Иммиграция » на Channel 4. сайте
- ^ «В городе резни» .
- ^ Шолом-Алейхем. Тевье-молочник и железнодорожные истории . Schocken Books, Inc: 1987. с. 116–131.
- ^ «Марк Твен, Размышления о религии - Обернский журнал» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 26 ноября 2011 г. Размышления о религии
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнольд, Ричард. Русский национализм и этническое насилие: символическое насилие, линчевание, погромы и массовые убийства (Routledge, 2016).
- Аронсон, И. Майкл. Неспокойная вода: истоки антиеврейских погромов 1881 года в России (University of Pittsburgh Press, 1990).
- Лёви, Белла. «Российские евреи. Истребление или эмансипация?» Еврейский ежеквартальный обзор 6, вып. 3 (1894): 533–46. https://doi.org/10.2307/1450058 .
- Герасимов, Илья В. «Антиеврейское насилие. Переосмысление погрома в истории Восточной Европы». Ab Imperio 2012.3 (2012): 396–412. онлайн
- Гольдштейн, Йосси. «Воздействие российского терроризма в Кишиневе на сионистское движение и еврейскую интеллигенцию». Терроризм и политическое насилие 25.4 (2013): 587–596.
- Гросфельд, Ирена, Сейхун Оркан Сакалли и Екатерина Журавская. «Посреднические меньшинства и этническое насилие: антиеврейские погромы в Российской империи». Обзор экономических исследований 87.1 (2020): 289–342. онлайн
- Хамфри, Кэролайн. «Одесса: Погромы в космополитическом городе». в посткосмополитических городах: исследования городского сосуществования (2012): 17–64.
- Судья Эдвард Х. Пасха в Кишиневе: анатомия погрома (NYU Press, 1995).
- Клиер, Джон Дойл. Русские, евреи и погромы 1881–1882 гг . (2014).
- Пенковер, Монти Ноам. «Кишиневский погром 1903 года: поворотный момент в еврейской истории». Современный иудаизм 24.3 (2004): 187–225. онлайн
- Шёнберг, Филип Эрнест. «Американская реакция на Кишиневский погром 1903 года». Американский еврейский исторический квартал 63.3 (1974): 262–283. онлайн
- Стальюнас, Дарюс. «Антиеврейские волнения в северо-западных провинциях в начале 1880-х годов». Восточноевропейские дела евреев 34.2 (2004): 119–138.
- Вайнберг, Роберт. «Рабочие, погромы и революция 1905 года в Одессе». Русское обозрение 46.1 (1987): 53–75. онлайн
- Журавская, Екатерина, Ирена Гросфельд и Сейхун Оркан Сакалли. «Посреднические меньшинства и этническое насилие: антиеврейские погромы в Российской империи». (2018). онлайн
Историография
[ редактировать ]- Будницкий Олег. «Евреи, погромы и белое движение: историографическая критика». Критика: Исследования в истории России и Евразии 2.4 (2001): 1–23.
- Декель-Чен, Джонатан и др., ред. Антиеврейское насилие: переосмысление погромов в истории Восточной Европы (Indiana UP, 2010).
- Карлип, Джошуа М. «Между мартирологией и историографией: Элиас Чериковер и создание историка погромов». Восточноевропейские дела евреев 38.3 (2008): 257–280.
- Клиер, Джон Дойл и Шломо Ламброза, ред. Погромы: антиеврейское насилие в современной истории России (2004).
- Вайнберг, Роберт. «Визуализация погромов в русской истории». Еврейская история (1998): 71–92. онлайн
- Зипперштейн, Стивен Дж. Погром: Кишинев и поворот истории (Liveright, 2018). онлайн
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Речь Ленина : Об антиеврейских погромах ( Текст речи , )
- Еврейская история Российской Федерации (в период Второй мировой войны)
- Справочник по современной истории: Еврейская хроника : надругательства над евреями в России, 6 мая 1881 г.
- Страница еврейской виртуальной библиотеки «Погромы»
- История погромов в Одессе
- Погром 1905 года в Одессе: пример
- Kishinev pogrom history