Одесские погромы
Серия погромов против евреев в городе Одесса , Украина, тогда входившая в состав Российской империи , произошла в 19 и начале 20 веков. Они произошли в 1821, 1859, 1871, 1881 и 1905 годах. [ 1 ]
По словам Джаррода Тэнни , большинство историков начала XXI века согласны с тем, что предыдущие инциденты были результатом «трений, вызванных модернизацией», а не возрождением средневекового антисемитизма . [ 2 ] Погром 1905 года был значительно более масштабным, и антисемитизм сыграл в нем центральную роль.
В Одессе проживало многоэтническое население, включавшее греческую, еврейскую, русскую, украинскую и другие общины.
погром 1821 г.
[ редактировать ]Погром 1821 года, устроенный этническими греками, а не русскими, в некоторых источниках назван первым в новейший период в России:
В Одессе греки и евреи представляли собой две конкурирующие этнические и экономические общности, жившие бок о бок. Первый одесский погром в 1821 году был связан с началом греческой войны за независимость , в ходе которой евреев обвиняли в сочувствии османским властям и в помощи туркам в убийстве Константинопольского греческого патриарха Григория V , вытаскивании его из страны. труп трупа бродили по улицам и, наконец, бросали его в Босфор . [ 3 ]
погром 1859 г.
[ редактировать ]Согласно Еврейской энциклопедии (изд. 1906 г.),
Община не избежала ужасов погрома. Действительно, самый первый погром в России произошел в Одессе в 1859 году. На самом деле это был не русский, а греческий погром; ибо руководителями и почти всеми участниками были греческие моряки с кораблей в гавани и присоединившиеся к ним местные греки. Погром произошел на христианскую Пасху ; и местная пресса, никоим образом не враждебно настроенная по отношению к евреям, попыталась превратить это в случайную драку, поскольку греческая колония в то время доминировала как в управлении, так и в торговле Одессы. Дальнейшие погромы произошли в 1871, 1881 и 1886 годах». [ 4 ]
Историки отмечают экономический антагонизм между двумя городскими меньшинствами, а также религиозные трения. [ 5 ]
погром 1871 г.
[ редактировать ]Но после 1871 года погромы в Одессе приняли форму, более типичную для остальной части Российской империи:
«Хотя погром 1871 года был отчасти вызван слухом о том, что евреи подвергли вандализму церковь греческой общины, в нем приняли участие многие негреки. После этого русские пополнили ряды погромщиков в 1881, 1900 и 1905 годах». [ 6 ]
Во время погромов 1881 и 1905 годов были разрушены также многие греческие дома. [ 7 ]
Погром 1871 года рассматривается как поворотный момент в российской еврейской истории: «Одесский погром заставил некоторых еврейских публицистов, примером которых является писатель Перец Смоленскин , поставить под сомнение веру в возможность интеграции евреев в христианское общество и призвать к большему осознанию еврейской национальной идентичности». [ 8 ]
1881–1906 годы
[ редактировать ]В период после 1871 года погромы часто совершались с молчаливого одобрения царских властей. [ 9 ] Существуют доказательства того, что во время погрома 1905 года армия поддерживала толпу:
Большевик Пятницкий, находившийся в это время в Одессе, вспоминает, что произошло: «Там я увидел следующую сцену: банда молодых людей в возрасте от 25 до 20 лет, среди которых были милиционеры в штатском и сотрудники охранки , была собирали всех, кто был похож на еврея, мужчин, женщин и детей, раздевали донага и беспощадно избивали... Мы немедленно организовали группу революционеров, вооруженных револьверами... мы подбежали к ним и открыли по ним огонь. Они побежали. Но вдруг между нами и погромщиками возникла сплошная стена солдат, вооруженных и обращенных к нам. Солдаты ушли, а погромщики выходили еще несколько раз. нам, что погромщики действовали вместе с военными». [ 10 ]
погром 1905 года
[ редактировать ]Одесский погром 1905 года был самым жестоким антиеврейским погромом в истории Одессы. С 18 по 22 октября 1905 года этнические русские, украинцы и греки убили более 400 евреев и повредили или уничтожили более 1600 еврейских объектов собственности. [ 11 ]
Происхождение евреев Одессы
[ редактировать ]Город Одесса, основанный в конце 18 века, поощрял иностранную иммиграцию, особенно с целью содействия экономическому росту. По этой причине евреев в Одессе приветствовали гораздо лучше, чем во многих других частях черты оседлости . Но евреи Одессы не считались равными жителям-неевреям и страдали от антисемитизма . В XIX веке в Одессе произошел ряд серьезных антиеврейских погромов, и слухи о погромах возникали каждый год перед Пасхой. Еврейская и русская молодежь также часто вступали в жестокие драки друг с другом. [ 12 ]
Причины
[ редактировать ]Сочетание экономического спада, поддержки евреями Японии в войне против России, поддержки евреями Октябрьского манифеста и резни в июне 1905 года — все это способствовало большой напряженности между неевреями и еврейской общиной Одессы в 1905 году. [ нужна ссылка ]
Долгосрочные причины
[ редактировать ]Антисемитизм среди греков:
Растущий антисемитизм в результате изменения места евреев в экономике Одессы создал среду, способствующую погромам. Когда Крымская война нарушила торговые пути, многие греческие коммерческие фирмы вывели свой бизнес из Одессы из-за банкротства или желания искать более выгодные торговые точки. Чтобы заполнить образовавшийся вакуум в торговле зерном , еврейские купцы расширили бизнес и стали получать большую прибыль. Распространению антисемитизма среди греков в Одессе способствовало множество факторов, в том числе: успех многих еврейских торговцев, их преференциальный наем еврейских рабочих и слухи о враждебных действиях евреев по отношению к грекам. [ 13 ]
Антисемитизм среди россиян:
Многие россияне обвиняли евреев в своих проблемах, таких как ограниченные возможности трудоустройства и низкая заработная плата. Они указали на резкий рост еврейского населения в Одессе: с 14% (14 000 из 100 000) в 1858 году до 35% (140 000 из 400 000) в 1897 году. Эти цифры способствовали подозрению в том, что евреи обладают большим богатством, властью и влиянием в Одессе. Хотя к концу XIX века евреи занимали высокие посты в промышленности, большая часть богатства Одессы принадлежала неевреям. Евреи определенно не доминировали в экономике Одессы и не контролировали Одессу политически. [ 14 ] В отличие от других этнических и религиозных групп, богатые евреи не могли превратить богатство в политическую власть. Из 3449 сотрудников имперского правительства только 71 был евреем. После гражданской реформы 1892 года евреи больше не могли выбирать представителей в городские советы; вместо этого специальный отдел по муниципальным делам назначил шесть евреев в состав Одесского городского совета, состоящего из шестидесяти человек. [ 15 ] Учитывая, что 35% населения Одессы в 1897 году составляли евреи, ограничение представительства в городском совете до 10% должностей было дискриминационным.
Непосредственные причины
[ редактировать ]Значительный экономический спад в Одессе на рубеже 20-го века сыграл важную роль в октябрьском погроме 1905 года. Ограничение торговли, сокращение промышленного производства и русско-японская война привели к высокому уровню безработицы в Одессе. Многие рабочие презирали евреев за увольнения во время экономического спада. Ненависть к евреям усилилась, когда ряд евреев не поддержали войну с Японией. Патриотически настроенные россияне назвали евреев непатриотичными и нелояльными. [ 16 ]
Опасения погрома в апреле 1905 года побудили Национальный комитет еврейской самообороны призвать евреев вооружиться и защитить свою собственность. Неевреям угрожали вооруженным возмездием в случае погрома. Хотя погром произошел только в октябре, страх перед ним вновь возник в июне, когда евреи были объявлены виновными в подстрекательстве к стрельбе, а также поджогам в порту. 13 июня 1905 года казаки расстреляли нескольких бастующих рабочих. На следующий день большие группы рабочих прекратили работу и напали на полицию с камнями и оружием. В тот же вечер в Одессу прибыл броненосец , «Потемкин» экипаж которого взбунтовался 14 июня. Тысячи одесситов отправились в порт, чтобы увидеть броненосец и поддержать восставших моряков. Во второй половине дня 15 июня неуправляемая толпа начала совершать набеги на склады и поджигать деревянные постройки в гавани. Хаос возник, когда, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки, военные заблокировали гавань и открыли огонь по толпе. Забастовки, беспорядки и прибытие Потемкин привел к гибели более 1000 человек в Одесском порту . Через несколько дней после зверского инцидента в гавани появилась антисемитская брошюра « Одесские дни », в которой в трагедии обвинялись евреи. «Одесские дни» требовали от евреев компенсации неевреям, разоружения евреев Одессы и обыска всех еврейских квартир в городе. [ 17 ] Хотя июньские события не сразу вызвали погром, но сформировалась достаточная для октябрьского погрома антисемитская среда.
17 октября царь Николай II издал Октябрьский манифест , который устанавливал гражданские свободы для народа и обещал создать выборное собрание. Об этом сообщили в Одессе 18 октября, вызвав празднование на улицах. Евреи надеялись, что Манифест приведет к большей свободе и уменьшению антисемитизма в Российской империи. [ 18 ] В то время как многие евреи и либералы в Одессе праздновали Октябрьский манифест, консерваторы считали этот документ угрозой самодержавию и могуществу Российской империи.
Октябрьский погром
[ редактировать ]Подготовка к погрому: 14–17 октября.
[ редактировать ]14 октября несколько старшеклассников прогуляли занятия и попытались, но безуспешно из-за вмешательства полиции, присоединиться к митингам, проходившим в университете. В процессе их перехвата вооруженный полицейский ранил нескольких молодых людей. [ 19 ] На следующий день радикальные студенты и революционеры вооружились и призвали других рабочих оказать им поддержку. [ 20 ] 16 октября студенты и рабочие вышли на улицы и воздвигли баррикады. Пытаясь сохранить порядок, полиция боролась с ними, убив нескольких студентов. Хотя студентов планировали публичные похороны, одесский городской губернатор Д. М. Нейдхарт приказал похоронить тела тайно, чтобы ограничить митинг вокруг гибели. [ 21 ] 17 октября полиция и военные продолжали следить за улицами, хотя серьезных столкновений не произошло. Около 4000 рабочих, среди которых было много евреев, объявили забастовку. [ 22 ]
Кризис: 18 октября
[ редактировать ]18 октября евреи и либералы приветствовали новость об Октябрьском манифесте. Хотя демонстрации начались мирно, они быстро переросли в насилие. Те, кто скандировал антирежимную пропаганду, вызвали проблемы, когда вынесли красные флаги и антиимперскую пропаганду. По мере роста насилия между сторонниками и противниками Октябрьского манифеста, члены последней группы начали вымещать свой гнев на одесских евреях, называя их корнем проблем России. Когда группа евреев попросила нескольких русских рабочих проявить уважение к красному флагу, на улице вспыхнула драка, которая вскоре переросла в антиеврейский бунт. [ 23 ]
Погром: 19–21 октября.
[ редактировать ]Основная часть октябрьского погрома произошла 19-21 октября, а наиболее сильным был 20 октября. Насилие распространилось по всей Одессе, от центра города до пригородов и близлежащих деревень. Мятежники продемонстрировали отличную организацию в разных частях Одессы, координируя свою численность в зависимости от размера подвергшегося нападению района. Вместо того, чтобы защищать евреев и положить конец погромам, многие полицейские и солдаты в штатском наблюдали за резней или участвовали в ней. Хотя они понесли много потерь и в конечном итоге были побеждены, силы еврейской самообороны успешно защитили некоторые дома, а также улицы и даже кварталы. [ 24 ]
градоначальник Нейдгарт и командир Одесского военного гарнизона А. В. Каульбарс 21 октября, после большей части погрома, на улицах появились . Они приказали участникам беспорядков покинуть улицы и пойти домой. Бездействие Нейдхарта и Каульбарса до этого момента стало предметом споров и привело к последующей отставке Нейдхарта с должности. [ 25 ]
Согласно последующему отчету, написанному британским консулом в Одессе Чарльзом Стюартом Смитом, Нейдхарт приказал полиции уйти с улиц, предоставив мафии полную свободу действий в убийствах, изнасилованиях и грабежах. Стюарт Смит обратился к г-ну Нейдхарту с решительным протестом, призывая его прекратить погром и вернуть полицию к исполнению своих обязанностей. Французский генеральный консул написал префекту то же самое. На следующий день погром утих. «Совершенно очевидно, — сообщил Стюарт Смит Министерству иностранных дел, — что последние беспорядки были подготовлены и организованы полицией, которая открыто руководила работой по разрушениям, грабежам и убийствам». Через несколько недель он написал: «Были надежды, что будет настоящее судебное расследование всего дела с должным распределением вины; но император поблагодарил войска, и Нейдгарту, видимо, была предоставлена другая должность (Нижний Новгород). В одной газете сообщается, что М. Витте возражал, но ему ответили, что уже поздно, назначение назначено. Я надеялся, что закон одержит реальную победу над беззаконием высокопоставленных чиновников, но мои надежды тают». [ 26 ]
Последствия и еврейский ответ
[ редактировать ]По разным данным, число евреев, убитых в октябрьском погроме, оценивается от 302 до 1000 человек. Другая важная статистика погрома включает около 5000 раненых евреев, материальный ущерб на сумму 3,75 миллиона рублей, 1400 разрушенных предприятий и 3000 семей, доведенных до нищеты. Одесский еврейский центральный комитет помощи жертвам погромов 1905 года собрал от евреев Одессы и за рубежом 672 833 рубля на помощь пострадавшим от погрома. Всего комитет оказал помощь 2499 семьям, пострадавшим от октябрьского погрома. [ 27 ]
Чарльз Стюарт Смит, британский консул, позже писал, что беззаконие царило настолько, что в течение многих месяцев улицы оставались небезопасными. Вооруженные грабежи были обычным явлением. Через шесть месяцев после погрома он написал в частном письме: «Преступность продолжается с одиозной интенсивностью. Грабежи «Черной вороны» утихли, но бомбы бросают, а убийства происходят слишком часто. Мой друг-хирург рассказал мне, что раньше в городской больнице каждую неделю поступали один или два случая ножевых ранений; теперь их бывает один или два в день». [ 28 ]
Это было одно из событий, в результате которого в последующие годы многие евреи эмигрировали из Одессы и Украины в Западную Европу и в Соединенные Штаты.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Вайнберг, « Погром 1905 года в Одессе: пример » в книге «Погромы: антиеврейское насилие в современной российской истории» , Джон Д. Клиер и Шломо Ламброза, ред. (Кембридж, 1992): 248–89; Роберт Вайнберг « Рабочие, погромы и революция 1905 года в Одессе » The Russian Review , вып. 46, 1987, стр. 53–75.
- ^ Тэнни, Джаррод (2011). Город разбойников и шнорреров: российские евреи и миф о старой Одессе . ISBN 978-0253356468 .
Подобные инциденты с применением насилия, как утверждает сегодня большинство историков, были в основном продуктом разногласий, вызванных модернизацией, а не возрождением средневекового антисемитизма и юдофобии.
- ^ Ариэль Паркански « Антисемитизм и погромы, архивированные 6 октября 2014 г. в Wayback Machine », KehilaLinks
- ^ «Одесса» , Еврейская энциклопедия , изд. 1906 г.
- ^ Революция 1905 года в Одессе: Кровь на ступеньках , Роберт Вайнберг, с. 16
- ^ Ариэль Паркански « Антисемитизм и погромы, архивированные 6 октября 2014 г. в Wayback Machine », KehilaLinks
- ^ Портовые евреи: еврейские общины в космополитических морских торговых центрах , 1550, Давид Чесарани, с. 168
- ^ Джон Клиер « Погромы », Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO.
- ^ Николай II. Жизнь и смерть Эдварда Радзинского (русское изд., 1997) с.89. По словам Эдварда Радзинского , Сергей Витте , назначенный председателем Совета министров России в 1905 году, отмечал в своих «Воспоминаниях» , что обнаружил, что некоторые прокламации, призывающие к погромам, печатались и распространялись полицией.
- ^ Алан Вудс. Большевизм: дорога к революции. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Часть вторая: Первая русская революция
- ^ Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований, Том 2, L – Z, изд. Ричард С. Леви (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005), св. «Одесские погромы».
- ^ Роберт Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», в книге «Погромы: антиеврейское насилие в современной российской истории», изд. Джон Д. Клиер и Шломо Ламброза. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992), 250–251.
- ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 251.
- ^ Роберт Вайнберг, «Антиеврейское насилие и революция в поздней имперской России», в « Беспорядках и погромах», изд. Пол Брасс. (Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1996), 58–59.
- ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 254.
- ^ Херлихи, Патрисия. «Десятилетие смуты, 1904–1914», в Одессе: История 1794–1914 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета (1986), стр. 304.
- ^ Вайнберг, Погром 1905 года в Одессе , с. 256.
- ^ Вайнберг, Роберт. «Передохновение и новое противостояние», в книге «Революция 1905 года в Одессе: кровь на ступеньках» . Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, 1993. стр. 161.
- ^ Херлихи, «Десятилетие беспорядков, 1904-1914», 305.
- ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 260.
- ^ Херлихи, «Десятилетие беспорядков, 1904–1914», 306–307.
- ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 260.
- ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 260–262.
- ^ Херлихи, стр. 306.
- ^ Херлихи, стр. 306–307.
- ^ Последний раз Джеймса Стюарта Смита (частное издание, 2019), электронная книга, стр. 54–55.
- ^ Херлихи, стр. 307.
- ^ Последний раз Джеймса Стюарта Смита (частное издание, 2019), электронная книга, стр. 55–56.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вайнберг, Роберт (1992). «Погром 1905 года в Одессе: отрывки из истории». У Джона Д. Клиера; Шломо Ламброза (ред.). Погромы: антиеврейское насилие в современной истории России (PDF) . стр. 248–89.
- « Погромы, 1871-1906 » Центр онлайн-иудаических исследований COJS.org
- Антиеврейские погромы в Российской империи
- Еврейская украинская история
- Евреи и иудаизм в Одессе
- История Одессы
- Резня в Украине
- Херсонская губерния
- Конфликты 1821 года
- Конфликты 1859 года
- Конфликты 1871 года
- Конфликты 1881 года
- Конфликты 1905 года
- Массовое убийство в 1905 году.
- Убийства 1821 года в Российской империи
- Убийства 1859 года в Российской империи
- Убийства 1871 года в Российской империи
- Убийства 1881 года в Российской империи
- Убийства 1905 года в Российской империи
- Военная история Одессы
- 1821 год в иудаизме
- 1859 г. в иудаизме
- 1871 г. в иудаизме
- 1881 год в иудаизме
- 1905 год в иудаизме