Jump to content

Одесские погромы

(Перенаправлено из Одесских погромов 1821 года )
Члены Еврейского Трудового Бунда с телами своих товарищей, погибших в Одессе во время русской революции 1905 года .

Серия погромов против евреев в городе Одесса , Украина, тогда входившая в состав Российской империи , произошла в 19 и начале 20 веков. Они произошли в 1821, 1859, 1871, 1881 и 1905 годах. [ 1 ]

По словам Джаррода Тэнни , большинство историков начала XXI века согласны с тем, что предыдущие инциденты были результатом «трений, вызванных модернизацией», а не возрождением средневекового антисемитизма . [ 2 ] Погром 1905 года был значительно более масштабным, и антисемитизм сыграл в нем центральную роль.

В Одессе проживало многоэтническое население, включавшее греческую, еврейскую, русскую, украинскую и другие общины.

погром 1821 г.

[ редактировать ]

Погром 1821 года, устроенный этническими греками, а не русскими, в некоторых источниках назван первым в новейший период в России:

В Одессе греки и евреи представляли собой две конкурирующие этнические и экономические общности, жившие бок о бок. Первый одесский погром в 1821 году был связан с началом греческой войны за независимость , в ходе которой евреев обвиняли в сочувствии османским властям и в помощи туркам в убийстве Константинопольского греческого патриарха Григория V , вытаскивании его из страны. труп трупа бродили по улицам и, наконец, бросали его в Босфор . [ 3 ]

погром 1859 г.

[ редактировать ]

Согласно Еврейской энциклопедии (изд. 1906 г.),

Община не избежала ужасов погрома. Действительно, самый первый погром в России произошел в Одессе в 1859 году. На самом деле это был не русский, а греческий погром; ибо руководителями и почти всеми участниками были греческие моряки с кораблей в гавани и присоединившиеся к ним местные греки. Погром произошел на христианскую Пасху ; и местная пресса, никоим образом не враждебно настроенная по отношению к евреям, попыталась превратить это в случайную драку, поскольку греческая колония в то время доминировала как в управлении, так и в торговле Одессы. Дальнейшие погромы произошли в 1871, 1881 и 1886 годах». [ 4 ]

Историки отмечают экономический антагонизм между двумя городскими меньшинствами, а также религиозные трения. [ 5 ]

погром 1871 г.

[ редактировать ]

Но после 1871 года погромы в Одессе приняли форму, более типичную для остальной части Российской империи:

«Хотя погром 1871 года был отчасти вызван слухом о том, что евреи подвергли вандализму церковь греческой общины, в нем приняли участие многие негреки. После этого русские пополнили ряды погромщиков в 1881, 1900 и 1905 годах». [ 6 ]

Во время погромов 1881 и 1905 годов были разрушены также многие греческие дома. [ 7 ]

Погром 1871 года рассматривается как поворотный момент в российской еврейской истории: «Одесский погром заставил некоторых еврейских публицистов, примером которых является писатель Перец Смоленскин , поставить под сомнение веру в возможность интеграции евреев в христианское общество и призвать к большему осознанию еврейской национальной идентичности». [ 8 ]

1881–1906 годы

[ редактировать ]

В период после 1871 года погромы часто совершались с молчаливого одобрения царских властей. [ 9 ] Существуют доказательства того, что во время погрома 1905 года армия поддерживала толпу:

Большевик Пятницкий, находившийся в это время в Одессе, вспоминает, что произошло: «Там я увидел следующую сцену: банда молодых людей в возрасте от 25 до 20 лет, среди которых были милиционеры в штатском и сотрудники охранки , была собирали всех, кто был похож на еврея, мужчин, женщин и детей, раздевали донага и беспощадно избивали... Мы немедленно организовали группу революционеров, вооруженных револьверами... мы подбежали к ним и открыли по ним огонь. Они побежали. Но вдруг между нами и погромщиками возникла сплошная стена солдат, вооруженных и обращенных к нам. Солдаты ушли, а погромщики выходили еще несколько раз. нам, что погромщики действовали вместе с военными». [ 10 ]

погром 1905 года

[ редактировать ]

Одесский погром 1905 года был самым жестоким антиеврейским погромом в истории Одессы. С 18 по 22 октября 1905 года этнические русские, украинцы и греки убили более 400 евреев и повредили или уничтожили более 1600 еврейских объектов собственности. [ 11 ]

Происхождение евреев Одессы

[ редактировать ]

Город Одесса, основанный в конце 18 века, поощрял иностранную иммиграцию, особенно с целью содействия экономическому росту. По этой причине евреев в Одессе приветствовали гораздо лучше, чем во многих других частях черты оседлости . Но евреи Одессы не считались равными жителям-неевреям и страдали от антисемитизма . В XIX веке в Одессе произошел ряд серьезных антиеврейских погромов, и слухи о погромах возникали каждый год перед Пасхой. Еврейская и русская молодежь также часто вступали в жестокие драки друг с другом. [ 12 ]

Сочетание экономического спада, поддержки евреями Японии в войне против России, поддержки евреями Октябрьского манифеста и резни в июне 1905 года — все это способствовало большой напряженности между неевреями и еврейской общиной Одессы в 1905 году. [ нужна ссылка ]

Долгосрочные причины

[ редактировать ]

Антисемитизм среди греков:

Растущий антисемитизм в результате изменения места евреев в экономике Одессы создал среду, способствующую погромам. Когда Крымская война нарушила торговые пути, многие греческие коммерческие фирмы вывели свой бизнес из Одессы из-за банкротства или желания искать более выгодные торговые точки. Чтобы заполнить образовавшийся вакуум в торговле зерном , еврейские купцы расширили бизнес и стали получать большую прибыль. Распространению антисемитизма среди греков в Одессе способствовало множество факторов, в том числе: успех многих еврейских торговцев, их преференциальный наем еврейских рабочих и слухи о враждебных действиях евреев по отношению к грекам. [ 13 ]

Антисемитизм среди россиян:

Многие россияне обвиняли евреев в своих проблемах, таких как ограниченные возможности трудоустройства и низкая заработная плата. Они указали на резкий рост еврейского населения в Одессе: с 14% (14 000 из 100 000) в 1858 году до 35% (140 000 из 400 000) в 1897 году. Эти цифры способствовали подозрению в том, что евреи обладают большим богатством, властью и влиянием в Одессе. Хотя к концу XIX века евреи занимали высокие посты в промышленности, большая часть богатства Одессы принадлежала неевреям. Евреи определенно не доминировали в экономике Одессы и не контролировали Одессу политически. [ 14 ] В отличие от других этнических и религиозных групп, богатые евреи не могли превратить богатство в политическую власть. Из 3449 сотрудников имперского правительства только 71 был евреем. После гражданской реформы 1892 года евреи больше не могли выбирать представителей в городские советы; вместо этого специальный отдел по муниципальным делам назначил шесть евреев в состав Одесского городского совета, состоящего из шестидесяти человек. [ 15 ] Учитывая, что 35% населения Одессы в 1897 году составляли евреи, ограничение представительства в городском совете до 10% должностей было дискриминационным.

Непосредственные причины

[ редактировать ]

Значительный экономический спад в Одессе на рубеже 20-го века сыграл важную роль в октябрьском погроме 1905 года. Ограничение торговли, сокращение промышленного производства и русско-японская война привели к высокому уровню безработицы в Одессе. Многие рабочие презирали евреев за увольнения во время экономического спада. Ненависть к евреям усилилась, когда ряд евреев не поддержали войну с Японией. Патриотически настроенные россияне назвали евреев непатриотичными и нелояльными. [ 16 ]

Опасения погрома в апреле 1905 года побудили Национальный комитет еврейской самообороны призвать евреев вооружиться и защитить свою собственность. Неевреям угрожали вооруженным возмездием в случае погрома. Хотя погром произошел только в октябре, страх перед ним вновь возник в июне, когда евреи были объявлены виновными в подстрекательстве к стрельбе, а также поджогам в порту. 13 июня 1905 года казаки расстреляли нескольких бастующих рабочих. На следующий день большие группы рабочих прекратили работу и напали на полицию с камнями и оружием. В тот же вечер в Одессу прибыл броненосец , «Потемкин» экипаж которого взбунтовался 14 июня. Тысячи одесситов отправились в порт, чтобы увидеть броненосец и поддержать восставших моряков. Во второй половине дня 15 июня неуправляемая толпа начала совершать набеги на склады и поджигать деревянные постройки в гавани. Хаос возник, когда, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки, военные заблокировали гавань и открыли огонь по толпе. Забастовки, беспорядки и прибытие Потемкин привел к гибели более 1000 человек в Одесском порту . Через несколько дней после зверского инцидента в гавани появилась антисемитская брошюра « Одесские дни », в которой в трагедии обвинялись евреи. «Одесские дни» требовали от евреев компенсации неевреям, разоружения евреев Одессы и обыска всех еврейских квартир в городе. [ 17 ] Хотя июньские события не сразу вызвали погром, но сформировалась достаточная для октябрьского погрома антисемитская среда.

17 октября царь Николай II издал Октябрьский манифест , который устанавливал гражданские свободы для народа и обещал создать выборное собрание. Об этом сообщили в Одессе 18 октября, вызвав празднование на улицах. Евреи надеялись, что Манифест приведет к большей свободе и уменьшению антисемитизма в Российской империи. [ 18 ] В то время как многие евреи и либералы в Одессе праздновали Октябрьский манифест, консерваторы считали этот документ угрозой самодержавию и могуществу Российской империи.

Октябрьский погром

[ редактировать ]

Подготовка к погрому: 14–17 октября.

[ редактировать ]

14 октября несколько старшеклассников прогуляли занятия и попытались, но безуспешно из-за вмешательства полиции, присоединиться к митингам, проходившим в университете. В процессе их перехвата вооруженный полицейский ранил нескольких молодых людей. [ 19 ] На следующий день радикальные студенты и революционеры вооружились и призвали других рабочих оказать им поддержку. [ 20 ] 16 октября студенты и рабочие вышли на улицы и воздвигли баррикады. Пытаясь сохранить порядок, полиция боролась с ними, убив нескольких студентов. Хотя студентов планировали публичные похороны, одесский городской губернатор Д. М. Нейдхарт приказал похоронить тела тайно, чтобы ограничить митинг вокруг гибели. [ 21 ] 17 октября полиция и военные продолжали следить за улицами, хотя серьезных столкновений не произошло. Около 4000 рабочих, среди которых было много евреев, объявили забастовку. [ 22 ]

Кризис: 18 октября

[ редактировать ]

18 октября евреи и либералы приветствовали новость об Октябрьском манифесте. Хотя демонстрации начались мирно, они быстро переросли в насилие. Те, кто скандировал антирежимную пропаганду, вызвали проблемы, когда вынесли красные флаги и антиимперскую пропаганду. По мере роста насилия между сторонниками и противниками Октябрьского манифеста, члены последней группы начали вымещать свой гнев на одесских евреях, называя их корнем проблем России. Когда группа евреев попросила нескольких русских рабочих проявить уважение к красному флагу, на улице вспыхнула драка, которая вскоре переросла в антиеврейский бунт. [ 23 ]

Погром: 19–21 октября.

[ редактировать ]

Основная часть октябрьского погрома произошла 19-21 октября, а наиболее сильным был 20 октября. Насилие распространилось по всей Одессе, от центра города до пригородов и близлежащих деревень. Мятежники продемонстрировали отличную организацию в разных частях Одессы, координируя свою численность в зависимости от размера подвергшегося нападению района. Вместо того, чтобы защищать евреев и положить конец погромам, многие полицейские и солдаты в штатском наблюдали за резней или участвовали в ней. Хотя они понесли много потерь и в конечном итоге были побеждены, силы еврейской самообороны успешно защитили некоторые дома, а также улицы и даже кварталы. [ 24 ]

градоначальник Нейдгарт и командир Одесского военного гарнизона А. В. Каульбарс 21 октября, после большей части погрома, на улицах появились . Они приказали участникам беспорядков покинуть улицы и пойти домой. Бездействие Нейдхарта и Каульбарса до этого момента стало предметом споров и привело к последующей отставке Нейдхарта с должности. [ 25 ]

Согласно последующему отчету, написанному британским консулом в Одессе Чарльзом Стюартом Смитом, Нейдхарт приказал полиции уйти с улиц, предоставив мафии полную свободу действий в убийствах, изнасилованиях и грабежах. Стюарт Смит обратился к г-ну Нейдхарту с решительным протестом, призывая его прекратить погром и вернуть полицию к исполнению своих обязанностей. Французский генеральный консул написал префекту то же самое. На следующий день погром утих. «Совершенно очевидно, — сообщил Стюарт Смит Министерству иностранных дел, — что последние беспорядки были подготовлены и организованы полицией, которая открыто руководила работой по разрушениям, грабежам и убийствам». Через несколько недель он написал: «Были надежды, что будет настоящее судебное расследование всего дела с должным распределением вины; но император поблагодарил войска, и Нейдгарту, видимо, была предоставлена ​​другая должность (Нижний Новгород). В одной газете сообщается, что М. Витте возражал, но ему ответили, что уже поздно, назначение назначено. Я надеялся, что закон одержит реальную победу над беззаконием высокопоставленных чиновников, но мои надежды тают». [ 26 ]

Последствия и еврейский ответ

[ редактировать ]

По разным данным, число евреев, убитых в октябрьском погроме, оценивается от 302 до 1000 человек. Другая важная статистика погрома включает около 5000 раненых евреев, материальный ущерб на сумму 3,75 миллиона рублей, 1400 разрушенных предприятий и 3000 семей, доведенных до нищеты. Одесский еврейский центральный комитет помощи жертвам погромов 1905 года собрал от евреев Одессы и за рубежом 672 833 рубля на помощь пострадавшим от погрома. Всего комитет оказал помощь 2499 семьям, пострадавшим от октябрьского погрома. [ 27 ]

Чарльз Стюарт Смит, британский консул, позже писал, что беззаконие царило настолько, что в течение многих месяцев улицы оставались небезопасными. Вооруженные грабежи были обычным явлением. Через шесть месяцев после погрома он написал в частном письме: «Преступность продолжается с одиозной интенсивностью. Грабежи «Черной вороны» утихли, но бомбы бросают, а убийства происходят слишком часто. Мой друг-хирург рассказал мне, что раньше в городской больнице каждую неделю поступали один или два случая ножевых ранений; теперь их бывает один или два в день». [ 28 ]

Это было одно из событий, в результате которого в последующие годы многие евреи эмигрировали из Одессы и Украины в Западную Европу и в Соединенные Штаты.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Роберт Вайнберг, « Погром 1905 года в Одессе: пример » в книге «Погромы: антиеврейское насилие в современной российской истории» , Джон Д. Клиер и Шломо Ламброза, ред. (Кембридж, 1992): 248–89; Роберт Вайнберг « Рабочие, погромы и революция 1905 года в Одессе » The Russian Review , вып. 46, 1987, стр. 53–75.
  2. ^ Тэнни, Джаррод (2011). Город разбойников и шнорреров: российские евреи и миф о старой Одессе . ISBN  978-0253356468 . Подобные инциденты с применением насилия, как утверждает сегодня большинство историков, были в основном продуктом разногласий, вызванных модернизацией, а не возрождением средневекового антисемитизма и юдофобии.
  3. ^ Ариэль Паркански « Антисемитизм и погромы, архивированные 6 октября 2014 г. в Wayback Machine », KehilaLinks
  4. ^ «Одесса» , Еврейская энциклопедия , изд. 1906 г.
  5. ^ Революция 1905 года в Одессе: Кровь на ступеньках , Роберт Вайнберг, с. 16
  6. ^ Ариэль Паркански « Антисемитизм и погромы, архивированные 6 октября 2014 г. в Wayback Machine », KehilaLinks
  7. ^ Портовые евреи: еврейские общины в космополитических морских торговых центрах , 1550, Давид Чесарани, с. 168
  8. ^ Джон Клиер « Погромы », Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO.
  9. ^ Николай II. Жизнь и смерть Эдварда Радзинского (русское изд., 1997) с.89. По словам Эдварда Радзинского , Сергей Витте , назначенный председателем Совета министров России в 1905 году, отмечал в своих «Воспоминаниях» , что обнаружил, что некоторые прокламации, призывающие к погромам, печатались и распространялись полицией.
  10. ^ Алан Вудс. Большевизм: дорога к революции. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Часть вторая: Первая русская революция
  11. ^ Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований, Том 2, L – Z, изд. Ричард С. Леви (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005), св. «Одесские погромы».
  12. ^ Роберт Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», в книге «Погромы: антиеврейское насилие в современной российской истории», изд. Джон Д. Клиер и Шломо Ламброза. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992), 250–251.
  13. ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 251.
  14. ^ Роберт Вайнберг, «Антиеврейское насилие и революция в поздней имперской России», в « Беспорядках и погромах», изд. Пол Брасс. (Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1996), 58–59.
  15. ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 254.
  16. ^ Херлихи, Патрисия. «Десятилетие смуты, 1904–1914», в Одессе: История 1794–1914 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета (1986), стр. 304.
  17. ^ Вайнберг, Погром 1905 года в Одессе , с. 256.
  18. ^ Вайнберг, Роберт. «Передохновение и новое противостояние», в книге «Революция 1905 года в Одессе: кровь на ступеньках» . Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, 1993. стр. 161.
  19. ^ Херлихи, «Десятилетие беспорядков, 1904-1914», 305.
  20. ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 260.
  21. ^ Херлихи, «Десятилетие беспорядков, 1904–1914», 306–307.
  22. ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 260.
  23. ^ Вайнберг, «Погром 1905 года в Одессе», 260–262.
  24. ^ Херлихи, стр. 306.
  25. ^ Херлихи, стр. 306–307.
  26. ^ Последний раз Джеймса Стюарта Смита (частное издание, 2019), электронная книга, стр. 54–55.
  27. ^ Херлихи, стр. 307.
  28. ^ Последний раз Джеймса Стюарта Смита (частное издание, 2019), электронная книга, стр. 55–56.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4574c6c2603ee56e024ff94bd512723__1717467120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/23/e4574c6c2603ee56e024ff94bd512723.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Odessa pogroms - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)