Jump to content

Суд над «Бхагавад-Гитой как она есть» в России

Цветное изображение передней обложки русского издания «Бхагавад-гиты как она есть».
Русское издание " Бхагавад-гиты как она есть" , по которому судили в Томске .

Суд над « Бхагавад -гитой как она есть» в России — начавшийся в 2011 году судебный процесс о запрете русского издания книги « Бхагавад-гита как она есть» (1968), перевода и комментария индуистского священного текста «Бхагавад-гита» , по обвинению в том, что комментарии разжигал религиозный экстремизм. Он содержит перевод и комментарии А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады , основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), широко известного как движение Харе Кришна.

Судебный процесс был начат в июне 2011 года в Томске, Россия , на основании оценки книги учеными Томского государственного университета , которые пришли к выводу, что комментарии Прабхупады разжигают религиозную, социальную и расовую нетерпимость. Судебный процесс вызвал споры, о которых сообщалось в индийских, российских и международных СМИ, а также в социальных сетях. Индийское правительство резко раскритиковало предложенный запрет как «явно абсурдное» предприятие «невежественных, неправильно направленных или мотивированных лиц». Чрезвычайно широкая негативная реакция на судебный процесс вынудила российских чиновников принести извинения Индии, пообещав принять необходимые меры для предотвращения запрета. Судебный процесс также вызвал общественные протесты и судебные иски в Индии против предложенного запрета и вызвал резкую критику интеллектуального сообщества в России, ведущие российские ученые публично осудили продолжение судебного процесса. Ученые обратились к президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину за вмешательством и предупредили их о негативных последствиях судебного процесса для Индийско-российские отношения и международная репутация России.

В декабре 2011 года судья отклонил судебное дело, и это решение высоко оценили общины как в Индии, так и в России. 26 января 2012 года прокуратура Томска подала апелляционную жалобу на решение судьи, однако 21 марта 2012 года апелляционный суд отклонил ее, оставив в силе приговор суда первой инстанции. 29 мая 2012 года прокуратура Томской области приняла решение не оспаривать приговор апелляционного суда.

Черно-белое фото Раджива Ганди с книгой в окружении русских кришнаитов.
Премьер-министр Индии Раджив Ганди получает русский экземпляр « Бхагавад-гиты как она есть» от советских последователей Харе Кришна . Дели (Индия), 1989 г.
Цветная фотография президента в окружении последователей Харе Кришна в мантиях, держащего экземпляр Бхагавад-гиты на русском языке.
Президент Индии Пратибха Патил принимает русский экземпляр « Бхагавад-гиты как она есть» от ИСККОН лидеров Бхакти Виджняны Госвами (первый слева) и Гопала Кришны Госвами (третий слева). Нью-Дели, февраль 2011 г.

«Бхагавад-гита как она есть» — это русская версия основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады перевода и комментариев к «Бхагавад-гите» , почитаемому писанию почти для одного миллиарда индуистов. [ 1 ] Книга, центральное писание для последователей Харе Кришна , [ 2 ] был впервые опубликован Bhaktivedanta Book Trust в 1968 году. [ 3 ] и был переведен на 80 языков, и на сегодняшний день по всему миру распространено более 100 миллионов копий. [ 4 ] По мнению ученых, книгу ранее никогда не обвиняли в разжигании экстремизма. [ 5 ] [ 6 ] По данным ИСККОН, в 2004 и 2005 годах прокуратура Москвы не нашла экстремизма в предыдущем издании «Бхагавад-гиты как она есть» , которое имело лишь незначительные стилистические отличия от рассматриваемого издания. [ 7 ]

«Бхагавад-гита как она есть» была представлена ​​ряду мировых лидеров, в том числе премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону , который заявил, что «хранит копию книги в своем кабинете». [ 2 ] Посол Индии в России Аджай Малхотра заявил, что перевод Гиты Прабхупадой «является одним из лучших, которые вы можете найти, потому что он дает вам слова, значения и возможности понять ее в том виде, в каком она была написана». [ 1 ] В ноябре 2011 года президент Индии Пратибха Патил в послании ИСККОН в России по случаю его 40-летия похвалил организацию за «важную роль в популяризации благородного и вечного послания Шримад Бхагавад-гиты и содействии духовной гармонии во многих зарубежных странах». [ 8 ]

Суд над «Бхагавад -Гитой как она есть» последовал за запретом ряда публикаций таких групп, как Свидетели Иеговы и Церковь Саентологии . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Судебное дело

[ редактировать ]

Дело в суд возбудил в июне 2011 года прокурор Томска Виктор Федотов. [ 5 ] Прокурор основывал свое заявление на экспертизе " Бхагавад-гиты как она есть", проведенной по заказу ФСБ . [ 13 ] Его авторы — три профессора Томского государственного университета Сергей Аванесов, Валерий Свистунов и Валерий Наумов — пришли к выводу, что Бхактиведанты Свами комментарии к « Бхагавад-гите» содержат «признаки разжигания религиозной ненависти, унижения человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальность, язык, происхождение и религиозные убеждения», [ 6 ] [ 14 ] заявлять об исключительности религии Кришны, [ 5 ] [ 14 ] использовать уничижительные термины в отношении тех, кто не был преданными Кришны, [ 5 ] [ 14 ] и поощрять «социальную рознь», дискриминацию по «полу, расе, национальности и языку». [ 2 ] [ 14 ] Помимо этого, оно якобы содержало «призывы к враждебным, насильственным действиям против ряда социальных и религиозных групп». [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Таким образом, прокурор признал книгу противоречащей Федеральному закону № 114-ФЗ («О противодействии экстремистской деятельности»). [ 15 ] [ 18 ] [ 19 ] и обратился в суд с ходатайством о включении «Бхагавад-гиты как она есть» в Федеральный список экстремистских материалов , который запретил бы ее печать, хранение и распространение. [ 2 ] Федеральный список содержит более 1000 произведений, [ 9 ] Гитлера . » «Майн кампф Среди них [ 1 ] [ 2 ] [ 20 ] [ 21 ] рассматривается как разжигание этнической, социальной и религиозной ненависти. [ номер 1 ]

Первое, второе и третье слушания (август 2011 г.)

[ редактировать ]
Женщина-судья смотрит в открытую книгу
Федеральный судья Галина Бутенко изучает экземпляр « Бхагавад-гиты как она есть» во время первого судебного заседания. 12 августа 2011 г.

На первом, втором и третьем судебных заседаниях, состоявшихся 12, 18 и 29–30 августа 2011 года соответственно, федеральный судья Галина Бутенко отклонила оценку как неадекватную и субъективную после того, как эксперты прокуратуры заявили, что их мнение в оценке следует принять как частный, а не официальный. [ 5 ] [ 6 ] По словам Аванесова, экспертизу 2010 года запросил лично сотрудник ФСБ Дмитрий Великоцкий. [ 22 ] [ 23 ] Они также заявили, что « Бхагавад-гита как она есть» не содержит каких-либо экстремистских утверждений. [ 2 ] [ 5 ] Два приглашенных судом эксперта, Н. В. Серебренников (Томск) и Н. Н. Карпицкий (Томск), также отвергли письменное экспертное заключение, утверждая, что, хотя в комментариях Прабхупады использовались оскорбительные слова в адрес тех, кто не является преданными Кришны, использование этих слов не является попытка создать расовую или религиозную рознь, на что судья напомнил, что в Библии можно найти аналогичные эмоционально заряженные высказывания , например: «Не метайте бисер перед свиньями ». [ 5 ] Суд отметил, что, несмотря на некоторые заявления об исключительности комментариев Прабхупады, такие утверждения характерны для большинства религиозных текстов и поэтому не представляют никаких доказательств в поддержку обвинений, выдвинутых против книги. [ 5 ] [ 6 ]

В результате судья отложил следующее слушание до декабря 2011 года, поскольку обвинение потребовало новой оценки книги комиссией из трех профессоров Кемеровского государственного университета , в том числе лингвиста Михаила Осадчего, психолога Сергея Дранишникова и религиоведа Алексея Горбатова. [ 23 ] Мнения по этому поводу разделились: двое нашли в тексте признаки экстремизма, один – нет. [ 22 ] [ 24 ] После просьбы адвоката ИСККОН Михаила Фралова запросить у Российского комитета по правам человека заявление по поводу « Бхагавад-гиты как она есть» и прав религиозных меньшинств, судья согласился выслушать их мнение и отложил вынесение окончательного вердикта до 28 декабря 2011 года. [ 25 ]

Четвертое слушание и решение (декабрь 2011 г.)

[ редактировать ]

28 декабря 2011 года федеральный судья Галина Бутенко отклонила ходатайство прокурора о запрете « Бхагавад-гиты как она есть» . [ 11 ] [ 12 ] [ 26 ] В постановлении суда указано, что основным критерием отнесения любого текста к экстремистскому является наличие призывов к экстремистским действиям и обоснований таких действий, а содержащаяся в книге пропаганда исключительности и критика политических, идеологических и религиозных убеждений не является достаточным основанием для отнесения его к таковому. [ 27 ]

Решение получило широкое освещение в международных СМИ. [ 28 ]

Обращение (март 2012 г.)

[ редактировать ]

26 января 2012 года прокуратура Томска обжаловала отказ суда признать русскую «Бхагавад-гиту как она есть» экстремистским текстом в вышестоящем суде, настаивая на запрете книги. [ 29 ] [ 30 ] и просить больше времени. [ 31 ]

Прокуратура настаивала на запрете русского перевода книги как "экстремистской литературы". [ 32 ] В обращении процитированы слова представителя МИД России Александра Лукашевича, который поставил под сомнение переведенную версию, подлинность ее лингвистики в отношении индуистских писаний и "семантические искажения". [ 32 ]

Генпрокурор Томска Василий Войкин заявил: "Когда мы имеем дело с такими материалами, мы просто обязаны с ними работать. Закон против экстремизма. Когда ученые говорят, что текст носит экстремистский характер, мы просто должны реагировать". . [ 33 ] Рассмотрение апелляционной жалобы было назначено на 6 марта 2012 года в Томском областном суде. [ 34 ] но позже был перенесен на 20 марта. [ 35 ]

16 февраля 2012 года, объясняя причину апелляции, первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман заявил в интервью во время своего визита в Томск, что общественность неправильно поняла первоначальный призыв прокуратуры признать « Бхагавад-гиту как она есть» экстремистской. текст. Он заявил, что прокуратура добивалась запрета русской версии комментариев к книге, а не самого индуистского текста, добавив: "Важно распознать жемчужины в болтовне именно в этом случае; восприятие этого вопроса обществом таково, что прокуроры выступают против концепций этой религии [индуизма]. Однако проблема в том, что в русском переводе есть параграфы, которые можно расценить как пропаганду экстремизма, поэтому прокуроры возбудили дело». Заместитель генерального прокурора России в Сибирском регионе Иван Семчишин подтвердил: "Именно поэтому прокурору теперь придется отстаивать свою позицию в апелляционном суде". [ 30 ] [ 36 ]

21 февраля 2012 года на пресс-конференции в офисе "Интерфакса" в Томске антикультовый активист Александр Дворкин заявил, что "книга-манифест Общества сознания Кришны " Бхагавад-гита как она есть " не имеет прямого отношения к оригиналу, будучи вольный и не совсем квалифицированный перевод». [ 37 ]

В ответ на обращение Вишва Хинду Паришад (ВХП) вместе с Международным обществом сознания Кришны (ИСККОН) заявили, что будут бороться «на международном уровне» против любых угроз запретить Бхагавад-гиту в России. [ 38 ]

Отклонение апелляции (март 2012 г.)

[ редактировать ]

Представитель обвинения заявил, что районный суд неправильно истолковал определение «экстремизма», заявив, что в нем необходимо содержать призывы к экстремистской деятельности, которые должны выражаться в каких-либо действиях, указав, что закон запрещает всякую пропаганду это разжигает любую ненависть. [ 39 ] [ 40 ]

21 марта 2012 года апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, отклонив ходатайство прокурора. [ 27 ] [ 41 ] 29 мая 2012 года прокурор Томской области Василий Войкин заявил, что прокуратура больше не будет обжаловать отказ суда признать «Бхагавад-гиту как она есть» экстремистской. [ 42 ]

Реакция на суд

[ редактировать ]

С 17 декабря 2011 года, когда Индо-Азиатская служба новостей (IANS) опубликовала репортаж штатного писателя Наллан Чакраварти Бипиндра (NC Bipindra) из Москвы о предлагаемом запрете «Бхагавад-гиты» в России, это событие стало главной новостью в индийских печатных и электронных изданиях. СМИ , с более чем 600 публикациями, включая редакционные статьи, во всех крупных газетах и ​​новостных телеканалах по состоянию на 27 декабря 2011 года. [ 43 ]

Парламент

[ редактировать ]

19 декабря 2011 года Бхартрухари Махтаб , лидер партии Биджу Джаната Дал , поднял вопрос о судебном процессе над «Бхагавад-Гитой» в индийском парламенте ( Лок Сабха ), потребовав знать, что предпринимает индийское правительство для защиты «религиозных прав Индусы в России». [ 21 ] Он также призвал правительство «донести это до российских властей по дипломатическим каналам». [ 21 ] Спикер Палаты представителей Мейра Кумар затем отклонила просьбы о выступлениях по этой теме и была вынуждена отложить заседание на фоне протестов против запрета Гиты, вызванных заявлением Махтаба: [ 21 ] когда разгневанные члены парламента всех партийных линий решительно осудили запрет, крича: «Мы не потерпим оскорбления Господа Кришны!» [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Одновременно этот вопрос был поднят в Раджья Сабхе (Верхней палате) . [ 47 ] Такое проявление политического единства удивило средства массовой информации и побудило члена Раджья Сабхи назвать парламентскую сессию 19 декабря «золотым днем ​​в нашей истории, когда все разногласия были устранены, чтобы выразить солидарность с Гитой, книгой Индии». [ 48 ]

20 декабря Сушма Сварадж , лидер крупнейшей оппозиционной партии БДП, потребовала от индийского правительства объявить Бхагавад-гиту «национальной книгой». [ 49 ] Ее шаг поддержал член БДП Раджья Сабха Тарун Виджай , который риторически спросил: «Можно ли запретить солнце, запретить Гималаи…?» [ 49 ] Члены разных партийных линий выразили свою поддержку. [ 49 ] Заместитель председателя Раджья Сабха К. Рахман Хан , член Индийского национального конгресса , заявил, что «вся палата согласна с этим и присоединяется к осуждению этого». [ 49 ] [ 50 ]

21 декабря делегация партии «Бхаратия Джаната» во главе с главой партии по иностранным делам Виджаем Джолли встретилась с заместителем главы российской миссии в Дели Денисом Алиповым, чтобы выразить «боль и страдания» партии в ходе судебного разбирательства по делу «Бхагавад-гиты» и потребовать, чтобы «подходящие меры» должны быть приняты российским правительством для немедленного прекращения судебного дела как необоснованного. Джолли также выразил удивление тем, что российское правительство позволило продолжать судебный процесс более полугода, несмотря на то, что « отношения Индии и России имеют первостепенное значение для обеих стран». Делегация также направила через российское посольство экземпляр «Бхагавад- гиты» президенту России Дмитрию Медведеву вместе с письмом, в котором делегация БДП подчеркнула президенту России, что «Гита» — это книга «возвышенных мыслей», которая «проповедует самоосознание». дисциплина... способствует спиритуализму и учит человечество необходимости выполнять обязанности по отношению к мирским обязанностям». [ 51 ]

Правительство

[ редактировать ]

По словам представителей канцелярии премьер-министра Индии , «[t]этому вопросу уделяется самое пристальное внимание, и сотрудникам посольства Индии в Москве было поручено следить за этим делом с российскими властями», чтобы либо иметь дело отозвано государством или решено. [ 52 ] Государственный министр по делам парламента Раджив Шукла заявил, что индийские власти «информируют российское правительство» по этому вопросу. [ 47 ] Однако члены парламента обвинили правительство Индии в бездействии. Они сказали, что 1 ноября ИСККОН проинформировал премьер-министра Манмохана Сингха главного секретаря Пулока Чаттерджи о предстоящем судебном деле, призвав правительство использовать «некоторые министерские визиты на высоком уровне» в Москву до визита самого премьер-министра 15– 17 декабря, чтобы защитить Священное Писание от судебных исков. [ 47 ] [ 49 ] В письме, написанном комиссаром Руководящего совета ИСККОН Гопалой Кришной Госвами, цитируется оценка, в которой говорится, что «Кришна - зло и несовместим с христианскими взглядами». [ 49 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Несмотря на предварительное уведомление, которое было также направлено Объединенного прогрессивного альянса (ОПА) председателю Соне Ганди , министру торговли и промышленности Ананду Шарме и министру иностранных дел С.М. Кришне , вопрос не обсуждался с российским правительством в течение следующих шести официальных встреч. визиты индийских министров и высших должностных лиц в Москву. [ 49 ] [ 54 ] Официальные лица, входившие в состав делегации, сопровождавшей премьер-министра, подтвердили получение письма Индо -Азиатской службе новостей . [ 52 ] [ 54 ]

Министерство иностранных дел

[ редактировать ]
Цветная фотография министра иностранных дел Индии С.М. Кришны.
Индии Министр иностранных дел С. М. Кришна .

После того, как парламент потребовал отчета Министерства иностранных дел по этому вопросу, министр иностранных дел С.М. Кришна заявил, что ИСККОН было рекомендовано обратиться в суд и представить спор в свете российско-индийских отношений . [ 55 ] [ 56 ] Он также заявил в Лок Сабхе, что «Бхагавад-гита является исчерпывающим трактатом индийской мысли».

Высокий суд

[ редактировать ]

21 декабря Высокий суд Мумбаи допросил индийское правительство относительно мер, которые оно предпринимает для вмешательства в возможный запрет « Бхагавад-гиты» , и поручил правительству рассмотреть возможность представления позиции Индии по этому вопросу в суде в Томске. [ 57 ] [ 58 ] Решение Высокого суда было принято в ответ на иск об общественных интересах, поданный двумя местными активистами, обвиняющими индийское правительство в бездействии в отношении информирования российского суда о фактическом значении Бхагавад -гиты , а также в том, что посольство Индии «внимательно следит за этим вопросом». было недостаточно. [ 57 ] Суд отметил, что заявление министра иностранных дел Индии С.М. Кришны в парламенте не подразумевает прямого участия индийского правительства в слушаниях по делу Бхагавад-гиты 28 декабря , и попросил правительство представить свой ответ о шагах, предпринятых к 9 января. [ 58 ]

Религиозные группы

[ редактировать ]
Преданные ИСККОН митингуют перед российским консульством в Калькутте (Индия) с требованием остановить суд над « Бхагавад-гитой как она есть» . 19 декабря 2011 г.

19 декабря десятки последователей ИСККОН организовали митинг перед российским консульством в Калькутте , держа в руках экземпляры « Бхагавад-гиты как она есть» на разных языках и требуя прекратить преследование их самого важного писания. [ 20 ] Подобные марши протеста прошли в Нью-Дели. [ 59 ] и Чандигарх . [ 60 ] Гопал Кришна Госвами, комиссар Руководящего совета ИСККОН в Индии, заявил, что члены ИСККОН готовы усилить свои публичные протесты по всему миру, если их Священные Писания будут запрещены. Он сказал: «Я надеюсь, что индийское правительство сможет оказать давление на российское правительство, и вопрос будет решен законным путем. Это книга мира, и в ней нет ничего экстремального. Священные Писания не должны передаваться в суд». [ 59 ]

21 декабря весьма уважаемая исламская семинария Дарул Улум Деобанд опубликовала заявление, подписанное ее вице-канцлером Абул Касимом Номани, в защиту Бхагавад -гиты , в котором он осудил «российский диктат против индуистского священного писания». [ 61 ] Номани также назвал обвинения Гиты в экстремизме «совершенно безосновательными и крайне нежелательными». [ 61 ] утверждая, что предлагаемый запрет равносилен нарушению свободы совести, "закрепленной" в Конституции Индии, и призвал смело противостоять "российскому произволу". [ 61 ] Маулана Халид Рашид, глава Фиранги Махал , еще одного исламского центра высшего образования в Лакхнау , также осудил то, что он назвал «российским высокомерием», и призвал мусульман поддерживать индуистских последователей, одновременно призывая индийское правительство «занять твердую позицию, чтобы такое кощунственное вмешательство в будущем не предпринимается». [ 61 ]

22 декабря 2011 года организация Исаи Махасанг, представляющая христиан в индийском штате Мадхья-Прадеш, обратилась к президенту Индии Пратибхе Патилу и Папе Бенедикту XVI с просьбой вмешаться в судебный процесс по делу Бхагавад-гиты . Делегация Исаи Махасанги передала свой меморандум президенту через губернатора Мадхья-Прадеша Рама Нареша Ядава и Папе через посольство Святого Престола в Нью-Дели . Джерри Пол, генеральный секретарь организации «Исаи Махасанг», заявил, что из судебного дела против «Гиты» стало ясно, что «русские не осознают важности Гиты, учения и ценностей, которые она отстаивает, и, прежде всего, ее места в жизни человечества». миллионы индийцев». [ 62 ]

Видный индуистский учитель Шри Шри Рави Шанкар в своем Твиттере назвал предлагаемый запрет « Бхагавад-гиты» в России «непростительной потерей для народа России» и, в ответ на обвинения книги в «экстремизме» и «нетерпимости», высказал мнение, что это было шаг по запрету Священного Писания, которое демонстрирует нетерпимость и порождает терроризм, а не учение Гиты. [ 63 ]

Индуистские активисты

[ редактировать ]

20 декабря 2011 года Вишва Хинду Паришад (ВХП) пригрозила протестовать возле российских представительств в Индии, если Россия введет запрет. Генеральный секретарь VHP Правин Тогадиа заявил в своем заявлении, что Бхагавад-гита считается священной для всех индуистов и что ее принципы имеют универсальную привлекательность и «очень глубоко затрагивают человечество», приведя в качестве примера увлечение Альберта Эйнштейна этой книгой. Тогадиа также предупредил российские власти, что индийцы будут вынуждены бойкотировать российские товары, заводы и офисы в Индии в ответ на запрет Гиты в России. [ 64 ] Группа членов VHP провела марш протеста перед российским консульством в Мумбаи . [ 9 ] Активисты VHP и Bajrang Dal также устроили акцию протеста в Чандигархе , призвав индийское правительство защитить права индуистов в России и осудив предложенный запрет. [ 65 ] 23 декабря десятки активистов Раштравади Сена , жесткой индуистской группы, сожгли российский флаг и выкрикивали антироссийские лозунги во время марша протеста в Нью-Дели против предложенного запрета. Президент Раштравади Сена Джай Бхагван Гоял назвал Гиту «самой благочестивой книгой нации» и заявил, что оскорбление ее недопустимо. Протестующие также направили меморандум президенту Индии Пратибхе Патил и российскому посольству с требованием отменить запрет. Они также призвали президента объявить Бхагавад-гиту «национальным писанием», чтобы предотвратить подобные оскорбления в будущем. [ 66 ] Аналогичную акцию вместе с сожжением российского флага провели 26 декабря активисты правой индуистской организации « Шив Сена» в Амритсаре . [ нужна ссылка ] Аналогичным образом в Джамму подразделение Шри Рам Сена обратилось к индийским и российским властям с призывом предотвратить надвигающийся запрет Гиты «ради улучшения индийско-российских отношений». [ 67 ]

Атеисты и рационалисты

[ редактировать ]

Санал Эдамаруку , президент Индийской ассоциации рационалистов , выступил против запрета, призывая к праву читать любую литературу в рамках свободы выражения, даже если он считал, что книга пропагандирует кастовую систему. Точно так же доктор Джаягопал, основатель Атеистического общества Индии, выступил против запрета, несмотря на то, что считал книгу недемократичной и противоречащей духу конституции. Он также подозревал, что Русская православная церковь за запретом могла стоять . Мег Радж Миттер, основатель Общества Таркшил , также выступил против этого шага, но признал, что россиян, возможно, обидела книга, и их чувства следует уважать. [ 68 ]

С другой стороны, далитский ученый -марксист Читтибабу Падавала поддержал запрет, поскольку считал, что Гита пропагандирует неравенство с рождения, в отличие от других религиозных текстов. [ 68 ]

Русская община в Гоа

[ редактировать ]

21 декабря 2011 года русская община Гоа выступила с заявлением, осуждающим предлагаемый запрет Бхагавад -гиты в России. Выступая от имени 150-тысячной общины, российское консульство в Гоа Викрам Варма заявил: «Русская община в Гоа в целом осуждает возможность запрета любого из древних индийских писаний. Русская община в Гоа воспринимает это как а также большая часть россиян, посещающих Гоа, считает, что глубина знаний и мудрости, предлагаемых Бхагавад-Гитой, не может быть понята случайному читателю. Общепризнано, что все древние индуистские писания имеют огромное значение не только для Индии, но и для всего мира. остальной мир». [ 69 ]

Общество

[ редактировать ]

Суд вызвал общественные протесты в Индии. 16 декабря 2011 года была запущена онлайн-петиция с требованием остановить суд над Бхагавад-Гитой , и к 22 декабря в ней приняли участие более 45 000 человек со всего мира, в основном из Индии. [ 60 ]

Эта тема стала вирусной в социальных сетях, а хэштег #Gita стал ведущим трендом в индийском Твиттере . [ 20 ] [ 60 ] [ 63 ] Известный поэт и автор текстов Джавед Ахтар , например, написал в Твиттере: «Запретить Гиту? Неужели они сошли с ума. Эта великая книга мудрости принадлежит не только индуистам, но и всему человечеству». [ 63 ] [ 70 ] Член парламента Навин Джиндал написал в своем блоге: «Я приветствую заявление посла России в Индии, осуждающее полемику вокруг Бхагавад-гиты ». [ 63 ] Джаната Дал Лидер партии Субраманиан Свами написал в Твиттере: "Рад сообщить, что посол России скажет моей дочери по телевидению, что он изучает Гиту, и Россия скоро исправит ситуацию. Хорошо?" [ 63 ] и знаменитость Болливуда Фара Хан предложила в ретвите: «Русские запретили Гиту. В отместку давайте запретим что-то столь же священное для них: водку». [ 63 ]

Выдающиеся общественные деятели широкого социального спектра также осудили судебный процесс. [ 71 ] Ярый антифундаменталист Рам Пунияни из Комитета общественной дружбы ЕКТА назвал решение о запрете перевода Бхагавад-гиты «иррациональным». [ 71 ] предполагая, что возможные сомнительные отрывки следует проанализировать и обсудить, но они не являются основанием для судебного иска. [ 71 ] Бывший президент Студенческого исламского движения Индии Шахид Бадр Фалахи заявил, что он «полностью против» [ 71 ] этот или любой другой запрет на религиозные книги, призывающий к «равному мнению по вопросам, касающимся каждой религии». [ 71 ] Рам Мадхав , национальный исполнительный член Раштрия Сваямсевак Сангх, назвал попытку запрета «позорным актом», запланированным некоторыми «фундаменталистскими группами в России», чтобы представить Бхагавад Гиту как «руководство по террору». [ 71 ] Он подчеркнул статус Гиты как одного из самых священных текстов, почитаемых во всех религиях, и выразил надежду, что российское правительство поможет остановить судебный процесс. [ 71 ]

В России

[ редактировать ]

Российское общество, похоже, смущено судебным делом по поводу "Гиты", а средства массовой информации в основном осуждают продолжающийся судебный процесс, публикуя сообщения под заголовком "Суд над индийской книгой позорит Томск". Известная российская интернет-газета «Газета.ру» опубликовала сатирическую статью о том, как произведение, созданное 5000 лет назад, внезапно стало экстремистским документом. [ 5 ]

Индийская диаспора и ИСККОН

[ редактировать ]

Последователи Харе Кришна, насчитывающие более 100 000 членов и более 100 центров в России, выразили опасения, что суд по их основному писанию, если он будет поддержан судом, повлечет за собой запрет всего их движения и религии по всей стране. [ 2 ] [ 49 ] [ 52 ] 15-тысячная индуистская община в России разделяла опасения. [ 49 ] 1 ноября лидер ИСККОН в Индии Гопал Кришна Госвами обратился к индийскому правительству с просьбой вмешаться и разрешить предстоящий судебный процесс, сообщив о нем российским властям во время официальных визитов Индии в Москву. [ 49 ] Последователи индуизма в России из Индии, Бангладеш , Маврикия , Непала и других стран провели экстренное собрание, на котором создали Индуистский совет России, призванный защищать их интересы в России, и избрали Садху Прию Даса , уроженца Индии, членом ИСККОН в качестве его председателя. Дас сообщил, что они интересуются мнением российского омбудсмена и экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга, главных центров индологии в России, [ 5 ] и что они доверяли российской судебной системе, надеясь, что «наконец-то правда восторжествует». [ 55 ] [ 72 ]

Члены ИСККОН утверждали, что судебное дело было инициировано Русской Православной Церковью с целью ограничить их деятельность в России. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 20 ] [ 73 ] [ 74 ]

28 ноября на круглом столе, организованном российской газетой «Московский комсомолец» , ученые и члены Российской академии наук вместе с несколькими религиозными деятелями заявили в резолюции, что «нет никаких оснований для проведения такого суда и самого факта Инициирование судебного процесса прокурором является оскорблением религиозных чувств последователей вайшнавизма в Индии и России и нанесет серьезный удар по индийско-российским отношениям». [ 5 ]

Сергей Серебрянный, руководитель Института высших гуманитарных исследований РГГУ , индолог , заявил, что российские суды дают термину "экстремизм" очень широкое толкование, что позволяет им называть экстремистским все, что направлено против власти. , будь то светское или религиозное. Он также высказал мнение, что, хотя Прабхупада дополнил свою версию Бхагавад-гиты собственными идеями и убеждениями, его последователи "имеют такое же право на свободу совести, как и верующие других религиозных конфессий, соблюдающие законы Российской Федерации". [ нужна ссылка ]

Российский индолог Евгения Ванина из Института востоковедения РАН написала статью, в которой резко критикует судебное дело по поводу « Бхагавад-гиты» , которую «почитают миллионы в Индии, Непале, Шри-Ланке и везде, где живут индуисты». Она напомнила, что в Европе Гитой «восхищались многие великие философы и мыслители, такие как Гердер, Шопенгауэр и Толстой», и сочла ироничным то, что, хотя индуистские писания были впервые переведены на русский язык в 1788 году, «никто не поместил эту книгу и ее переводчиков на суде в православной Российской империи в 1788 году, а судят в светской демократической России». Ванина также утверждал, что обвинения в экстремизме против «обильных» комментариев Прабхупады к « Бхагавад-гите» ошибочны и основаны на «примитивной» проверке религиозного текста на наличие негативных слов (таких как «дурак», «враг», «демон», « убийство"). По мнению Ваниной, при таком подходе любой древний текст, от греческих мифов до Библии и Корана, можно признать экстремистским, особенно когда «специалистам по философской суицидологии поручается вынесение суждения по древнеиндийским текстам». В заключение Ванина высказала мнение, что, несмотря на право людей на свое отношение к «русскому парню, одетому в индийскую одежду и поющему Харе Кришна», последователи ИСККОН имеют право исповедовать свою религию, и что Русская Православная Церковь вместо того, чтобы призывать к запрету конкурентов или пытаются юридически приравнять свою священную книгу к «Майн кампф » следует проанализировать причины, которые удерживают молодых россиян от присоединения к Церкви. В противном случае, прогнозировала Ванина, "людей снова начнут сжигать заживо". [ 6 ]

Историк, профессор Дипломатической академии при МИД России Андрей Володин высказал мнение, что запрет Гиты « противоречит базовому принципу толерантности, свойственному российской цивилизации». По его словам, этот процесс, прошедший в Томске, "одной из интеллектуальных столиц России, вызывает сомнения в здравомыслии местных лидеров и зрелости интеллектуального сообщества в одном из главных академических и университетских центров страны". На вопрос, какие силы в России заинтересованы в запрете « Бхагавад-гиты» Володин ответил, что «все спецслужбы мира, включая ЦРУ и МИ-6, никогда бы не придумали более эффективного шага по компрометации России в Индии». и в мире». [ 75 ]

Правительство

[ редактировать ]

В интервью CNN-IBN посол России в Индии Александр Кадакин назвал Бхагавад-гиту "источником мудрости и вдохновения не только для народа Индии, но и для России, и для мира". [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] и похвалил индийский парламент и правительство за их решительную позицию по делу Бхагавад-гиты в России, полагая, что обе страны, будучи светскими, демократическими и многоконфессиональными, «не должны допускать подобных вещей». [ 76 ] Он заверил, что российское правительство использует все средства, чтобы положить конец скандалу с Бхагавад-Гитой , и добавил, что считает "категорически недопустимым" передавать какие-либо священные писания "для изучения невежественным людям" в суд, а не на научные форумы. [ 79 ] [ 76 ] [ 78 ] Кадакин исключил возможность прямого влияния российского правительства на решение суда, но добавил, что правительство еще "может что-то сделать", и назвал зачинщиков суда "сумасшедшими", чье "безумие следует остановить". [ 76 ] Он также ответил на вопрос о возможных извинениях российского правительства перед народом Индии, заявив, что, поскольку дело начало не российское правительство, ему «не за что извиняться, [но] можно только свидетельствовать и повторять любовь, привязанность и высочайшее уважение, которые наша нация испытывает к Бхагват-Гите». [ 76 ]

27 декабря 2011 года, после встречи с министром иностранных дел Индии С.М. Кришной, на которой Кришна подтвердил серьезную обеспокоенность Индии по этому поводу, Кадакин заявил журналистам, что российское правительство сделает все возможное, чтобы предотвратить запрет. [ 80 ] Он сказал, что, хотя это и судебный процесс, российское правительство может попросить народ России «выразить нашу любовь и восхищение Гитой... что [гарантии] вы можете получить от любого человека в России». Он также добавил, что прочитал Гиту и считает ее величайшим писанием мира, и утверждал, что «ни одно священное писание, будь то Библия, Коран или Гита, не может быть передано в суд». [ 80 ]

По словам государственного министра по делам парламента Раджива Шуклы, высокопоставленный российский министр также «выразил сожаление» по поводу сложившейся ситуации. [ 47 ]

России Главный директор по правам человека Владимир Лукин заявил, что попытка запретить «Бхагавад-гиту как она есть» представляет собой «ущемление конституционного права на свободу совести». [ 81 ] и что было «неприемлемо» запретить « Бхагавад-гиту, как она написана» основателем ИСККОН Бхактиведантой Свами Прабхупадой в России, поскольку, по его словам, это «книга, уважаемая во всем мире». [ 72 ] Будучи омбудсменом в России, Владимир Лукун взял судебное дело по «Бхагавад-гите» на особый контроль [ 76 ] и даст показания в суде 28 декабря с просьбой снять обвинения. [ 82 ]

На брифинге 22 декабря 2011 года официальный представитель МИД России Александр Лукашевич попытался прояснить ряд моментов, которые, по-видимому, были неправильно поняты его индийскими коллегами: «В июне этого года томская прокуратура возбудила судебное дело против третьего издания русского перевода «Бхагавад-гиты». Как это есть» с целью внесения его в федеральный список экстремистских материалов. Хочу подчеркнуть, что речь идет не о «Бхагавад-гите» — религиозно-философской поэме, входящей в состав великого индийского эпоса «Махабхарата». — один из самых известных текстов древней индуистской литературы. В России книга впервые была издана на русском языке в 1788 году, а затем выдержала множество изданий в разные годы и в различных переводах. Дело Томского суда о признании материалов экстремистскими. Русскоязычное издание «Бхагавад-гиты как она есть», написанной в 1968 году А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем Международного общества сознания Кришны. Работа представляет собой авторизованный перевод оригинала с санскрита на английский язык. На русский язык книга была переведена в 1984 году. Как видно из имеющихся материалов, претензии правоохранительных органов касаются не столько самого текста книги, двойной перевод которого страдает смысловыми искажениями, сколько комментариев автора, расцененных как подпадает под действие статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». [ 18 ] [ 19 ] [ 82 ] [ 83 ]

Уполномоченный по правам человека Томской области Нелли Кречетова назвала судебный процесс "абсурдным". Выступая на радиостанции "Эхо Москвы" , она сказала: "Эту книгу считают священной более миллиарда человек во всем мире, а в самой России книга находится в обращении уже 20 лет". Она продолжила, что не было никаких явных случаев экстремизма, вызванных распространением книги. Запрет книги, по ее словам, будет равнозначен "нарушению конституционных прав граждан на свободу совести и веры". [ 5 ]

Международный

[ редактировать ]

Агентство Associated Press сообщило, что попытка запретить «Бхагавад-гиту как она есть» вызвала возмущение индуистов во всем мире. [ 10 ]

Судебное дело вызвало протесты американских индуистских активистов, которые назвали судебный процесс «нападкой на свободу вероисповедания и принижением всей индуистской общины». [ 84 ] Индуистско -американский фонд (HAF), базирующийся в Вашингтоне, округ Колумбия, выразил «шок и возмущение» по поводу попытки запрета. Субхаг Шукла, управляющий директор HAF, назвал действия российских прокуроров «неоправданными» и «драконовской попыткой ограничить религиозную свободу индуистов в России». Шукла добавил, что «продвигая узкую и нетерпимую программу, демонизирующую священное писание, почитаемое более чем одним миллиардом индуистов во всем мире, российские чиновники действуют вопреки принципам свободного демократического общества». [ 85 ] Члены HAF выразили свою обеспокоенность в официальном заявлении российскому посольству в Вашингтоне, округ Колумбия, с просьбой провести последующую встречу для мониторинга ситуации и призвали российскую судебную систему и правительство «поддерживать основные права своих индуистских граждан». Они также предупредили, что «любое решение суда или закон, запрещающий Бхагавад-гиту или любую другую индуистскую религиозную литературу, будет рассматриваться как прямое посягательство на гражданские свободы индуистской общины России и оскорбление индуистов во всем мире». [ 85 ]

В Катманду , Непал, консорциум индуистских организаций страны Rastriya Dharma Sabha Nepal осудил предложенный запрет, призвав правительство и парламент поддержать Бхагавад-гиту . Председатель Дхарма Сабха Мадхав Бхаттараи также попросил парламент обсудить этот вопрос и обсудить его с правительством России и посольством в Непале. [ 86 ] Другой протест выразила Непальская ассоциация рекламных услуг Шримадбхагавата (SPSA), которая подчеркнула, что Гита не является экстремистской, а «наставляет человека к самодисциплине и ответственности перед человеческими обязанностями», и сообщила о планах провести митинги против потенциального запрета. . [ 87 ]

Государственный департамент США в своем ежегодном отчете о свободе вероисповедания в мире за 2011 год назвал судебный процесс по делу «Бхагавад-гиты» одним из примеров «выборочного применения существующих юридических ограничений свободы вероисповедания» со стороны российского правительства. В докладе цитируются слова Уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, который заявил, что "борьба с терроризмом - это борьба с реальным террористическим планированием и созданием группировок, а не с интерпретацией древних священных книг какой бы то ни было веры". [ 13 ]

Реакция на обращение

[ редактировать ]

24 февраля 2012 года российские религиоведы и эксперты провели общероссийскую конференцию «Бхагавад-гита в истории и современном обществе» . в Томском государственном университете [ 88 ] Они заявили, что «озадачены» продолжающимися попытками томской прокуратуры объявить « Бхагавад-гиту такой, какая она есть » экстремистской. Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН от , индолог Ирина Глушкова заявила в интервью РИА Новости , что существуют различные школы индуизма «и каждая школа основана на своем писании или комментарии», добавив, что « эта точка зрения « Бхагавад-гита как она есть» имеет право на существование, как и любой другой комментарий или писание. Это фундаментальный принцип индуизма, и нет другого индуизма, кто бы его ни говорил, ни Дворкин, ни томская прокуратура». [ 88 ] Она также заявила, что «недопустимо» подвергать « Бхагавад-гиту как она есть» уголовному суду, поскольку «она неотделима от оригинальной Бхагавад-гиты , поскольку обе они являются частью одной и той же культуры». [ 89 ] Философ Татьяна Любимова , главный научный сотрудник Института философии РАН , рассказала, что большинство древних писаний, в том числе « Бхагавад-гита» , с годами перерабатывались или адаптировались, чтобы современные люди могли лучше их понимать. [ 88 ]

12 марта 2012 года группа из двадцати ведущих российских философов , востоковедов и филологов опубликовала открытое письмо, адресованное как президенту России Дмитрию Медведеву , так и премьер-министру России и избранному президенту Владимиру Путину России в , копии которого были отправлены Генеральному прокурору Министерство юстиции. и Общественная палата , призывая правящий тандем взять судебное дело « Бхагавад-гита как она есть» под свой «личный контроль». [ 35 ] [ 90 ] Ученые заявили, что были встревожены попыткой томской прокуратуры отменить решение суда, отклонившей ранее самые крайние обвинения против книги, и подачей измененного ходатайства с просьбой запретить только комментарии Бхактиведанты Свами и освободить оригинальный текст от обвинений в экстремизме. Ученые раскритиковали обвинение прокурора в экстремистских комментариях как «неправдивое и противоречащее традициям индуизма». [ 35 ] Они подчеркнули, что, вопреки обвинениям прокурора, « Бхагавад-гиту как она есть» часть последователей индуизма считала священной как принадлежащую к комментаторской традиции бенгальского вайшнавизма , «одной из самых популярных ветвей индуизма». [ 35 ] и «не содержало никаких признаков экстремизма и не возбуждало ненависти по этническому, религиозному или какому-либо иному признаку». [ 35 ] Ученые также предупредили высшее руководство России, что судебный процесс "дискредитирует культурные и демократические ценности России в глазах цивилизованного мира и вбивает клин в российско-индийские отношения". [ 35 ]

Максим Осипов, представитель Руководящего совета ИСККОН, заявил, что комментарий к « Бхагавад-гите как она есть » является «точным и ясным отражением» религиозной традиции, которой учил Прабхупада, основатель- ачарья Международного общества сознания Кришны. [ 88 ]

Реакция на решение суда

[ редактировать ]

«Я приветствую сегодняшнее решение Почетного районного суда Томска, который оставил без удовлетворения апелляционную жалобу по делу «Бхагавад-гиты» . Хорошо, что решение суда первой инстанции по этому делу подтверждено. Я верю, что этот вопрос является актуальным. теперь окончательно позади», — заявил Аджай Малхотра , посол Индии в Российской Федерации. [ 91 ]

«Мы ценим это разумное решение деликатного вопроса и рады оставить этот эпизод позади. Мы также ценим усилия всех друзей в России, которые сделали этот результат возможным. Это еще раз демонстрирует, что народы Индии и России имеют глубокую понимания культур друг друга и всегда будут отвергать любые попытки принизить наши общие цивилизационные ценности», — заявил официальный представитель министерства иностранных дел Индии Вишну Пракаш. [ 10 ] [ 11 ]

В России

[ редактировать ]

Комиссар по правам человека

[ редактировать ]

11 апреля 2012 года в России Владимир Лукин Уполномоченный правам человека по «предостерег от судебных решений по текстам Бхагавад-гиты , основанных на заключениях судей, а не экспертиз». Лукин заявил, что «томские [судьи] рассмотрели то, чего им не следовало… Это должно было быть делом богословов и историков ». Лукин отмечал, что « Уинстон Черчилль однажды сказал: Глупость — это тоже дар Божий, но нельзя ею злоупотреблять». [ 92 ] [ 93 ]

28 декабря 2011 года, в день, когда Томский суд снял обвинения в экстремизме с « Бхагавад-гиты как она есть» , директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Совета Роман Силантьев заявил, что экспертиза « Бхагавад-гиты как она есть» как экстремистской была корректной. и что «это не имеет ничего общего с традиционным индуизмом».

Он также назвал преданных Кришны в России маргинальными членами псевдоиндуистских культов с «крайне отвратительной репутацией» и осудил их благотворительные программы по раздаче еды, заявив, что это неприемлемо для православных, мусульман, евреев и буддистов. [ 94 ]

18 января 2012 года ряд исламских лидеров России осудили последователей Харе Кришна в России как «деструктивный культ» и призвали российские власти не поддаваться давлению Индии в отношении предлагаемого запрета « Бхагавад-гиты как она есть» . муфтий Об этом заявил председатель исполкома Всероссийского управления мусульман Мухаммедгали Хузин. "Я считаю, что российские власти должны быть принципиально жесткими в этом вопросе и не должны поддаваться никаким провокациям и давлению. Я думаю, что Россия может обойтись без полуграмотных интерпретаций древнего эпоса". Первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов предложил «погасить долг» кришнаитам в России за благотворительную раздачу продуктов питания путем «доставки питательных халяльных говяжьих консервов голодающим кришнаитам Индии». .Мы готовы лично раздать это мясо российским кришнаитам». [ 95 ] [ 96 ] Однако другие общероссийские исламские зонтичные организации отвергли их заявления как «к счастью» не отражающие мнение большинства российских мусульман по данному вопросу. [ 96 ]

27 января 2012 года группа русских православных активистов вошла в помещение московского храма Кришны и попыталась передать властям храма коробку говяжьих консервов. Группа заявила, что их действия были ответом на сожжение российского флага в Индии индуистскими фундаменталистами, протестовавшими против предложенного запрета « Бхагавад-гиты как она есть », которую они назвали «антироссийским… позорным актом» и «одним из шаги в беспрецедентной кампании давления на российский суд». [ 97 ]

31 января 2012 года глава Традиционной буддийской Сангхи России Андрей Балджиров назвал индийские власти, которые просили российское правительство помочь предотвратить предлагаемый запрет «Бхагавад-гиты как она есть», «дезинформацией» и «оказыванием давления» и выступил против предложил построить храм Кришны в Москве, потому что «в Москве есть последователи буддизма, у которых еще нет храма». [ 98 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с * Пагнамента, Робин (20 декабря 2011 г.). «Гнев по поводу запрета индуистских писаний» . Таймс . Архивировано из оригинала 10 мая 2015 года . Проверено 21 декабря 2011 г. (требуется подписка)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Александр Братерский (28 ноября 2011 г.). «В Томске грозит запрет Священной Книге Кришны» . Москва Таймс . Архивировано из оригинала 26 декабря 2011 года . Проверено 17 декабря 2011 г. (требуется подписка)
  3. ^ «Разрешите спор о Гите, — говорит Кришна российскому правительству» . Индостан Таймс . 20 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 года . Проверено 21 декабря 2011 г.
  4. ^ Арора, Раджат (20 декабря 2011 г.). «ИСККОН: Если «Гиту» запретят, мы усилим протест» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 21 декабря 2011 года . Проверено 21 декабря 2011 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Маурья, Абхай (22 декабря 2011 г.). «Русские устроили нечестивый скандал из-за священной книги» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 17 мая 2012 года . Проверено 24 декабря 2011 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Ванина, Елена (23 декабря 2011 г.). «Опасности привлечения Гиты к суду» . Отчет о России и Индии . Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
  7. ^ Мехта, Мона (28 декабря 2011 г.). "Московские суды отказались от дел "Гиты"" . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  8. ^ «Столкнувшись с делом о запрете Гиты, индуисты строят храм Кришны в Москве» . Времена Индии . ИАНС . 25 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2011 года . Проверено 26 декабря 2011 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Кейтс, Гленн (23 декабря 2011 г.). «В России Бхагавад Гита имеет дату в суде» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 декабря 2011 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д * "Российский суд рассмотрит вопрос о запрете ключевого текста движения Харе Кришна" . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д "Российский суд отклонил запрет "Гиты"" . Индостан Таймс . 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с «Российский суд отклонил ходатайство о запрете «Гиты»» . ИБНЛайв . 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Государственный департамент США . «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2011 год» (PDF) . Бюро демократии, прав человека и труда . Проверено 1 августа 2012 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и RIA Novosti (31 August 2012). "Перевод священного писания кришнаитов проверят на экстремизм" [Translation of the sacred Krishna scriptures to be tried for extremism] (in Russian).
  15. ^ Перейти обратно: а б Первый зам генпрокурора, высказавшийся по суду над "Бхагавад-гитой", недостаточно информирован, считают юристы, участвовавшие в процессе [Адвокаты: Первый заместитель генерального прокурора недостаточно информирован, чтобы комментировать процесс над «Бхагавад-гитой»]. NEWSru . 17 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Проверено 23 марта 2012 г.
  16. ^ Прокуратура Томска подала апелляцию на решение суда о "Бхагавад-гите" [Прокуратура подала апелляционную жалобу на решение Томского суда по «Бхагавад-гите»]. NEWSru.com (на русском языке). 26 января 2012 года. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года . Проверено 24 марта 2012 г.
  17. ^ Прокуратура Томска настаивает на экстремистском характере "Бхагавад-гиты" и подала апелляцию [Прокуратура Томска настаивает на экстремистском характере "Бхагавад-гиты" и подала апелляцию"]. Газета.ру (на русском языке). 26 января 2012. Архивировано из оригинала 30 марта 2012. Проверено 24 марта 2012 .
  18. ^ Перейти обратно: а б «В Томске состоялся суд по поводу перевода «Бхагавад-гиты», а не собственно книги – служения» . Интерфакс . 23 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 5 января 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Интерфакс (23 декабря 2011 г.). "В Томске состоялся суд по поводу перевода "Бхагавад-гиты", а не собственно книги - служения" . Отчет о России и Индии . Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 19 марта 2012 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Прусти, Нигам (19 декабря 2011 г.). «Поднимите возмущение в Индии в связи с призывом России запретить индуистскую священную книгу» . Рейтер . Архивировано из оригинала 27 января 2012 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д «Индийские депутаты недовольны тем, что российский суд рассматривает вопрос о запрете индуистских книг» . Би-би-си . 19 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 19 декабря 2011 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Корли, Феликс (5 января 2012 г.). "РОССИЯ: Остановлено ли "безумие" по запрету религиозных публикаций?" . Форум 18 . Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 21 марта 2012 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Попова, Анна (28 December 2011). "На поле дхармы" . Lenta.ru . Archived from the original on 7 January 2012 . Retrieved 28 December 2011 .
  24. ^ ИТАР-ТАСС (28 декабря 2011 г.). Томский суд отказался признать "Бхагавад-гиту" экстремистской [Томский суд отказался признать «Бхагавад-гиту» экстремистской] (на русском языке). Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 26 марта 2012 г.
  25. ^ «Пока индусы сплачиваются, российский суд откладывает приговор Гите» . Таймс оф Индия . ИАНС . 20 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 24 декабря 2011 г.
  26. ^ "Российский суд отказался запретить "Гиту": отчет" . НДТВ . ПТИ . 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б ИТАР-ТАСС (21 марта 2012 г.). «Сибирский суд отказывается признать «Бхагавад-гиту» экстремистской книгой» . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 29 марта 2012 г.
  28. ^ * «Российский суд отклонил предложенный запрет индуистских текстов» . Новости АВС . Ассошиэйтед Пресс . 28 декабря 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  29. ^ «Приговор Гиты: российские прокуроры планируют подать апелляцию» . Таймс оф Индия . 26 января 2012 года. Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 26 января 2012 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б «Запретить только русские комментарии в священной книге индусов – прокуроры» . РИА Новости . 16 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
  31. ^ «Российская прокуратура обратится в вышестоящий суд с требованием запрета «Гиты»» . Экономические времена . 26 января 2012 года . Проверено 26 января 2012 г. [ мертвая ссылка ]
  32. ^ Перейти обратно: а б «Приговор Гиты: российские прокуроры планируют подать апелляцию» . Первый пост . 26 января 2012 года. Архивировано из оригинала 28 января 2012 года . Проверено 26 января 2012 г.
  33. ^ «Прокуратура обжалует отрицательное решение по делу «Бхагавад-гиты»» . РАСПИ. 1 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2015 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
  34. ^ «Апелляция по делу «Бхагавад-гиты» будет рассмотрена в марте» . РАПСИ (Российское агентство правовой информации) . 14 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2015 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Радюшин Владимир (15 марта 2012 г.). «Обращение русских учёных к Гите» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 16 марта 2012 г.
  36. ^ В Генпрокуратуре считают, что дело "Бхагавад-гиты" представляется в обществе искаженно [Прокуратура считает, что дело «Бхагавад-гиты» искажено в обществе]. NEWSru.com (на русском языке). 16 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 24 марта 2012 г.
  37. ^ «Жалобы прокуратуры по делу о книге «Бхагавад-гита» правомерны – эксперт» . Интерфакс . 21 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
  38. ^ «VHP и ИСККОН будут бороться против попытки запрета Гиты» . Таймс оф Индия . 23 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года . Проверено 23 февраля 2012 г.
  39. ^ Echo Moskvy (21 March 2012). "Томский суд вновь отказал прокуратуре в запрете книги "Бхагавад-гита как она есть" " . Archived from the original on 3 February 2016 . Retrieved 1 April 2012 .
  40. ^ NEWSru (21 March 2012). "Суд в Томске вновь отказался признать экстремистской книгу "Бхагавад-гита как она есть" " . Archived from the original on 22 March 2012 . Retrieved 1 April 2012 .
  41. ^ "Российский суд отклонил ходатайство о запрете "Гиты"" . НДТВ . Пресс Траст Индии . 21 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Проверено 21 марта 2012 г.
  42. ^ «Прокуроры не будут оспаривать отказ суда признать «Бхагавад-гиту как она есть» экстремистской» . Российское агентство правовой информации . РИА Новости . 29 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 г. . Проверено 29 мая 2012 г.
  43. ^ «Тема: Бхагавад Гита» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
  44. ^ «Депутаты просят правительство вмешаться, поскольку российский суд рассматривает вопрос о запрете Гиты» . НДТВ . 20 декабря 2011 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  45. ^ «Парламентский скандал из-за Бхагавад-гиты грозит запретом в России» . Таймс оф Индия . 19 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 г.
  46. ^ «Суд над Бхагавад-Гитой в России закрывает индийский парламент» . Хранитель . Лондон. Рейтер . 19 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2013 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б с д «Протесты в парламенте из-за разногласий по поводу Бхагвад-гиты» . Индус . Ченнаи, Индия. Пресс Траст Индии . 20 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  48. ^ Виджай, Тарун (2 декабря 2011 г.). «Политическое единство вокруг Гиты: исторический день в наше время» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Объявить Бхагавад-гиту национальной книгой требует БДП» . Индостан Таймс . 20 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  50. ^ МАНС (20 декабря 2011 г.). «Раджья Сабха осуждает попытку России запретить Гиту» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  51. ^ «Примите меры по отзыву дела Гиты: БДП в Россию» . Перспективы . 21 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д NC Бипиндра (17 декабря 2011 г.). «Бхагавад-гите грозит «экстремистское» клеймение и запрет в России» . Индо-Азиатская служба новостей . Времена Индии . Архивировано из оригинала 18 декабря 2011 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
  53. ^ «Объявить «Бхагавад-гиту» национальной книгой, - сообщает БДП правительству» . Индия сегодня . Индо-Азиатская служба новостей . 20 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Проверено 20 марта 2012 г.
  54. ^ Перейти обратно: а б с «Индия заранее уведомила о запрете «Гиты» в России» . Азиатский век . 20 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б «Гита-роу: Индия разговаривает с российскими властями» . Государственный деятель . 20 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 12 января 2013 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
  56. ^ "Российский суд отклонил ходатайство о запрете "Бхагавад-гиты"" . Ежедневные новости и анализ . ПТИ . 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 10 января 2012 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б Секейра, Рози (22 декабря 2011 г.). «ХК: Центр может представлять Индию в деле о запрете Гиты» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 22 декабря 2011 .
  58. ^ Перейти обратно: а б «Какие шаги предприняты по делу о запрете Гиты: ХК правительству» . Индийский экспресс . 22 декабря 2011 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б Арора, Раджат (20 декабря 2011 г.). «ИСККОН: Если Гиту запретят, мы усилим протест» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 21 декабря 2011 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Неги, Химанси (20 декабря 2011 г.). «Суд над «Бхагавад-гитой» собирает онлайн-поддержку» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б с д Мишра, Манджари (22 декабря 2011 г.). «Дарул Улум Деобанд призывает индуистов и мусульман объединиться на Гите» . Таймс оф Индия Архивировано из оригинала 3 января . Получено 22 декабря.
  62. ^ Сингх, Махим Пратап (22 декабря 2011 г.). «Христиане в парламенте выступают против предложенного Россией запрета Гиты» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Запрет Бхагавад-гиты: возмущение растет по мере роста продаж» . Ежедневный Бхаскар . с входом PTI . 21 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  64. ^ «VHP угрожает российским истеблишментам возмездием, если «Гиту» запретят» . Азиатский век . 20 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 22 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  65. ^ «VHP и Баджранг Дал протестуют против предложения запретить Бхагвад Гиту» . Ежедневный Бхаскар . с входом PTI . 21 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  66. ^ «Индуистская группа жесткой линии протестует против запрета Бхагавад-гиты» . Новости След Индия . АНИ . 23 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  67. ^ "Рам Сена призывает российских чиновников мирно решить вопрос с Гитой" . ИБН в прямом эфире . ПТИ . 23 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  68. ^ Перейти обратно: а б «Атеисты и рационалисты выступают против запрета Бхагват Гиты» . Экономические времена. 23 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 26 января 2012 года . Проверено 5 сентября 2013 г.
  69. ^ «Русские в Гоа подвергают сомнению возможность запрета Гиты» . Таймс оф Индия . Сеть новостей Таймс . 22 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  70. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нанджаппа, Вики (23 декабря 2011 г.). «Запрет Бхагавад-гиты: три взгляда, три решения» . Новости Редиффа . Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
  71. ^ Перейти обратно: а б "Запрет "Гиты": Российский суд отложил приговор до 28 декабря" . Государственный деятель . Пресс Траст Индии . 19 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  72. ^ "Томский суд отклонил ходатайство о запрете "Бхагавад-гиты" " . Отчет о России и Индии . 28 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 1 апреля 2012 г.
  73. ^ «Бхагавад-гита в суде: преодоление неожиданного препятствия на пути к отношениям» . Отчет о России и Индии . 10 января 2012 года. Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 1 апреля 2012 г.
  74. ^ Володин Андрей (23 декабря 2011 г.). «Гита-ряд: проверка русской толерантности» . Отчет о России и Индии . Архивировано из оригинала 13 февраля 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
  75. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хайдар, Сухасини (20 декабря 2011 г.). «Бхагвад-Гита и в России священный текст» . CNN-ИБН . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  76. ^ Рана, Приетика (20 декабря 2011 г.). «Экстремистский ярлык Бхагавад-гиты раздражает законодателей» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б ТНН (21 декабря 2011 г.). «Привлечение Священного Писания в суд недопустимо: российский посол» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  78. ^ «Россия выражает сожаление по поводу разногласий по поводу Бхагвад-гиты» . Индийский экспресс . 20 декабря 2011 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  79. ^ Перейти обратно: а б «Кришна обсуждает спор по Бхагавад-гите с послом России» . Таймс оф Индия . ПТИ . 27 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 3 января 2013 г. . Проверено 27 декабря 2011 г.
  80. ^ Радюшин, Владимир (20 декабря 2011 г.). «Индия просит Россию прекратить дело против перевода Гиты» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б Радюшин, Владимир (23 декабря 2011 г.). «Запрет Гиты: Россия отвергает жалобы Индии» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
  82. ^ Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 22 декабря 2011 года [Брифинг представителя МИД России г-на Лукашевича, 22 декабря 2011 г.] (Пресс-релиз) (на русском языке). МИД . 22 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 19 марта 2012 г.
  83. ^ «Индусы расстроены попыткой запрета Бхагавад-гиты со стороны российского города» . АНИ . Yahoo! Новости . 29 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 11 июня 2012 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
  84. ^ Перейти обратно: а б Джа, Лалит К. (21 декабря 2011 г.). «Индусы в США возмущены попытками запретить Гиту в России» . Новости МСН . ПТИ . Архивировано из оригинала 4 января 2013 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
  85. ^ «Дхарма Сабха Непал осуждает запрет Гиты» . Гималайские Таймс . 22 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2012 года . Проверено 26 декабря 2011 г.
  86. ^ « Бхагват Гита не является экстремистской литературой » . Гималайские Таймс . 22 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 4 января 2013 года . Проверено 26 декабря 2011 г.
  87. ^ Перейти обратно: а б с д «Случай Бхагавад-гиты ставит в тупик ученых» . РАПСИ. 24 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2013 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
  88. ^ Рассматривать "Бхагавад-гиту как она есть" с точки зрения Уголовного кодекса - недопустимо, утверждают ученые [Ученые: Недопустимо рассматривать Бхагавад-гиту такой, какая она есть, через Уголовный кодекс] (на русском языке). Интерфакс . 24 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2015 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
  89. ^ Российские ученые просят Медведева и Путина взять процесс над "Бхагавад-гитой" под личный контроль [Российские учёные просят Медведева и Путина взять судебное дело по «Бхагавад-гите» под личный контроль]. NEWSru . 15 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 16 марта 2012 г.
  90. ^ «Томский суд прекратил дело по «Бхагавад-гите»» . 21 марта 2012 г.
  91. ^ «Российский омбудсмен предостерегает по поводу постановлений Гиты» . Индия сегодня . 12 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
  92. ^ «Тексты Бхагавад-гиты для оценки экспертов – российский омбудсмен» . РИА Новости . 11 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 11 апреля 2012 г.
  93. ^ "Томский суд не признал перевод "Бхагавад-гиты" экстремистским" . Интерфакс . 28 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 21 января 2012 г. Проверено 16 февраля 2012 г.
  94. ^ «Российские мусульмане считают кришнаитов сектой и готовы поставлять им халяльное мясо» . Интерфакс . 18 января 2012 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
  95. ^ Перейти обратно: а б «Сибирские прокуроры предпринимают очередную попытку запретить интерпретацию Гиты Прабхупадой» . Отчет о России и Индии . 26 января 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
  96. ^ «Православные передали московским кришнаитам партию тушенки в знак протеста против сжигания российского флага» . 27 января 2012 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
  97. ^ В буддийской общине РФ выступают против строительства храма кришнаитов в Москве [Буддийская община России выступила против строительства храма Кришны в Москве] (на русском языке). Интерфакс . 31 января 2012 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. После распада Советского Союза у российского государства возникли проблемы с популистскими правыми движениями, часто организованными на националистической основе. В рамках попытки сократить это количество Федеральный список экстремистских материалов ведется . В список были добавлены такие тексты, как Гитлера » «Майн кампф , поскольку они используются правыми движениями. ( Уильямс, Кристофер; Хэнсон, Стивен (1999). Сабрина П. Рамет (ред.). Национал-социализм, левый патриотизм или суперимпериализм? «Радикальные правые» в России. Радикальные правые в Центральной и Восточной Европе с 1989 года . Посткоммунистические культурные исследования. Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 257–278. ISBN  978-0-271-01811-9 . )
[ редактировать ]

Документы

[ редактировать ]

Сообщения СМИ

[ редактировать ]

Видеорепортаж

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff844deaac67c2f11c7175bcd293eb17__1720023780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/17/ff844deaac67c2f11c7175bcd293eb17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhagavad Gita As It Is trial in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)