Коми народы
Общая численность населения | |
---|---|
ок. 553 000 (2002) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия , большая часть территории которой расположена в Республике Коми , Пермском крае , Ненецком автономном округе , Архангельской области и Мурманской области. | |
Россия |
|
Украина |
|
СНГ |
|
Эстония |
|
Финляндия |
|
Языки | |
Russian , Komi ( Zyryan , Permyak , Yazva ) | |
Религия | |
| |
Родственные этнические группы | |
Удмурты , другие пермяки |
Коми коми ( , родина которой находится на : комияс , латинизированное: комияс также коми-войтыр , коми-войтыр ) — коренная пермская этническая группа северо-востоке европейской части России в бассейнах рек Вычегда , Печоры и Камы . В основном они проживают в Республике Коми , Пермском крае , Мурманской области , Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в Российской Федерации. [7]
Имя
[ редактировать ]У коми существовало как минимум три названия: пермяки , зыряне (русские пермяки, зыряне ) и коми , последнее из которых было самоназванием народа. [8]
Название пермяки произошло от древнего названия земли между реками Мезень и Печора – Пермь или « Пермь » впервые появилось в X веке в русских источниках и Великая . [9] Было предложено несколько вариантов происхождения названия, но наиболее общепринятым является вепсское Peräma «задняя, внешняя или далекая земля», от вепсского perä «задний, крайний» и ma «земля». На древнескандинавском и древнеанглийском языках он был известен как Бьярмаланд и Беормас соответственно. [10] но эти германские названия могли обозначать какое-то другое место, а не русскую Пермь . [11]
С XX века это название применялось только к южным коми (коми-пермякам) Пермского края. [11] В России пермяк также означает «житель Перми или Пермского края» независимо от этнической принадлежности. [11]
Название северных коми – зыряне – имеет более противоречивое происхождение. Он существует с 14 века и имел много разных форм в различных русских источниках, таких как Серян, Сирьян, Сырян, Сурьян и Зирян, Зиранян, Зырян ( русские : серьяне, сирьяне, сыряне, сурьяне, зиряне, зыряне ), но последний наконец стал преобладающим. [12] Туркин считал, что оно может происходить от небольшого местного племени коми (вероятно, названного саран ), которое впервые встретилось с русскими, поэтому название стало умолчательным для всех северных коми. [13] Соседние уралоязычные народы называют коми похожими именами: ханты саран, саран, саран, саран , манси саран , ненец саннэр, саран , удмуртский сара-кум . [14]
Название Коми является эндонимом всех групп народа. Впервые оно было зафиксировано этнографами в XVIII веке. [15] Оно происходит от финно-угорского слова, означающего «мужчина, человек»: коми ком , удмуртский кум , мансийский ком, кум , ханты хум , селькупский кум , венгерский хим «мужчина». [15] Происхождение от названия реки Камы опровергнуто. [15] хотя некоторые ученые, такие как Паула Кокконен [16] склоняюсь к этой версии.
Подгруппы и географическое распространение
[ редактировать ]Коми народ делится на две основные группы: зыряне (север Коми) и пермяки (юг Коми). Они делятся на 8 крупных подгрупп (9, если считать почти ассимилированных коми Верхнего Прикамья), из которых делятся на несколько еще более мелких подгрупп. Коми традиционно называют по рекам, в которых они проживают:
- Коми-зыряне [17]
- Коми-ижма реки Ижмы ( коми : Ижватас, Изватас ; ненцы : нисма, нысма )
- Коми Кольского полуострова
- Komi of Nenets Autonomous Okrug
- Коми рек Нижней Оби и Ляпина
- Вашака и Мезень Коми рек
- Коми реки Вымь (коми: Эмватас, Эмватас )
- Коми Нижней Оби
- Коми реки Печоры (коми: Печораса , Печораса )
- Коми реки Вычегда (коми: Эйватас, Эжватас )
- Коми реки Сысолы (коми: Сыктывская, Сыктывская )
- Коми рек Летка и Луза (коми: Лузса, Луза )
- Коми-ижма реки Ижмы ( коми : Ижватас, Изватас ; ненцы : нисма, нысма )
- Komi-Permyaks
- Komi of the Yazva River
- Коми Верхней Камы (почти полностью ассимилировались с русскими)
Большинство коми проживает в Республике Коми как отдельном национально-административном субъекте Российской Федерации. На начало 2000-х их насчитывалось 256 тысяч. [18] Хотя большая часть населения Коми проживает в Республике Коми, они составляют там лишь 30% (256 000) от общей численности населения как заметное меньшинство. Около 60% (607 тысяч) — русские, около 6% (62 тысячи) — украинцы, 1,5% (15,5 тысяч) — татары и 1,4% (15 тысяч) — белорусы.
Большая часть населения Республики Коми проживает в городских центрах. Заметное меньшинство продолжает жить в деревнях. Население коми в сельской местности, как правило, выше, чем население коми в городских районах, где этнические русские составляют большинство населения. Как и у остальных финно-угорских народов России, численность населения продолжает неуклонно сокращаться — перепись 2010 года зафиксировала лишь 228 235 человек, указавших свою национальность как «коми», по сравнению с 336 309, зафиксированными как коми в переписи 1989 года.
Язык
[ редактировать ]Коми язык относится к пермской ветви уральской семьи . ограничено Взаимопонимание с удмуртским языком . [19] Существуют два основных диалекта: зырский в Республике Коми и пермяцкий в Коми-Пермяцком округе, которые традиционно рассматривались как отдельные языки. Они взаимопонятны, и их также можно считать образующими один язык с двумя региональными языковыми стандартами. [20] Два отдельных стандарта были созданы в раннюю советскую эпоху отчасти из-за традиционных административных границ, а отчасти для того, чтобы помешать панкоми националистическим устремлениям. [21] До XVIII века коми писалось старопермским алфавитом (коми: Важ Перым гижӧм, 𐍮𐍐𐍕 𐍟𐍔𐍠𐍨𐍜 𐍒𐍣𐍕𐍩𐍜, Важ Перым гижём ), также известный как Анбур в отношении его первые две буквы, которые были изобретены святым Стефаном Пермским в 14 веке и использовались до 16 века, после чего они стали использоваться в качестве криптографической системы письма для русскоязычных. [22]
Кириллица использовалась с 19 века и ненадолго была заменена латинским алфавитом между 1929 и 1933 годами. В настоящее время язык коми пишется кириллицей с добавлением двух дополнительных букв - Іі и Ӧӧ - для обозначения гласных звуков, которых нет в русском языке. Первая книга, напечатанная на Коми (руководство по прививкам), появилась в 1815 году. [22]
История
[ редактировать ]На основе лингвистической реконструкции предполагается , что доисторические пермяки в течение первого тысячелетия до нашей эры разделились на два народа: коми и удмурты . К XVI-XVII векам коми еще больше разделились на коми-пермяков (оставшихся в бассейне реки Камы ) и коми-зырян (перекочевавших на север). [15]
С XII века русские стали проникать в Пермский край, а коми вступили в контакт с Новгородом . Новгородские торговцы ездили в этот регион в поисках мехов и шкур животных. [23] Новгородцы называли юг Коми « Великой Пермью ». Коми князья объединили Великую Пермь с центром в крепости Чердынь . По мере развития Средневековья Новгород уступил место Москве как ведущей русской державе в регионе. [24]
В 1365 году Дмитрий Донской московский князь поручил Стефану Пермскому обратить регион в христианство. Миссия Стефана привела к созданию Пермской епархии в 1383 году. После его смерти Стефан стал покровителем коми. Он также разработал алфавит коми языка . [25]
Некоторые коми сопротивлялись христианизации, особенно шаман Пама. Пермский князь принял крещение только в 1470 году (ему было присвоено христианское имя Михаил), возможно, в попытке предотвратить военное давление России в регионе. Обращение Михаила в христианство не смогло остановить нападение Москвы, которая захватила Чердынь в 1472 году. Михаилу было разрешено сохранить свой титул князя, но теперь он был вассалом Москвы. Герцогство просуществовало только до 1505 года, когда сын Михаила Матвей был заменен русским губернатором и независимости Коми пришел конец. [26]
В 1500-х годах многие русские мигранты начали переселяться в регион, положив начало длительному процессу колонизации и попыткам ассимилировать коми. Сыктывкар ( до 1930 г. Усть-Сысольск ) был основан как главный русский город региона в XVIII веке. Российское правительство создало на севере исправительные поселения для преступников и политических заключенных. В Коми произошло несколько восстаний в знак протеста против российского правления и притока славянских поселенцев, особенно после того, как в 1860-х годах в регион прибыло большое количество освобожденных крепостных. Возникло также национальное движение за возрождение культуры Коми. [27]
Русское правление в этом регионе рухнуло после Первой мировой войны и революций 1917 года . [ нужна ссылка ] В последующей Гражданской войне в России боролись большевики с союзниками за контроль над регионом. [ нужна ссылка ] Интервенционистские войска союзников поощряли коми к созданию собственного независимого государства с помощью политических заключенных, освобожденных из местных колоний. [ нужна ссылка ] После ухода союзников в 1919 году власть захватили большевики. Они продвигали коми культуру с помощью политики коренизации , но усиление индустриализации нанесло ущерб традиционному образу жизни коми и ландшафту республики. Сталинские чистки 1930-х годов опустошили коми интеллигенцию, которую обвиняли в «буржуазном национализме».
Этот отдаленный и негостеприимный регион также считался идеальным местом для ГУЛАГа . Приток политических заключенных и быстрая индустриализация региона в результате Второй мировой войны оставили коми меньшинством на их собственных землях. Сталин провел дальнейшие чистки коми-интеллектуального класса в 1940-х и 1950-х годах, при этом язык и культура коми были подавлены. После распада Советского Союза в 1991 году коми вновь заявили о своих претензиях на самостоятельную идентичность.
Культура
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Поселения коми представляли собой большие многодворовые погосты и деревни, которые обычно строились вдоль реки или вблизи нее. Поскольку народ коми проживает на территориях, густо покрытых лесами, основным материалом для строительства домов и хозяйственных построек традиционно является древесина. Жилища коми во многом по своему внутреннему устройству напоминают северорусские дома .
У коми существуют два основных типа домов: сысольский (Сысольский тип) и вымский (Бымский тип). Дом Sysol имеет квадратную форму и разделен внутри на коммерческую часть и частную часть для жильцов. Дом Вымского типа не так-то легко отличить от дома Сысола, его основные отличия заключаются в окнах и внутреннем устройстве. Коми-ижемцы, живущие в редколесистых местностях, живут в кетовых палатках.
Усилия Стефана Пермского по обращению коми народа в православие позволили коми начать строительство и экспериментировать с церковной архитектурой, создав множество церквей с шатровой крышей, аналогичных постройкам, происходящим в Северной России и Поморье. Хотя большинство церквей на территории республики были построены из дерева, отдельные церкви и монастыри имели каменную конструкцию. В 1917 году в республике было более 430 церквей, но их число сократилось до 130, 31 из которых зарегистрирована в рамках программ наследия. [28]
Одежда
[ редактировать ]Национальная одежда коми весьма разнообразна и имеет многочисленные местные варианты. Если мужская одежда на всех территориях проживания коми оставалась в основном одинаковой (за исключением зимних костюмов коми-мужчин), то женская одежда имела большее разнообразие: в каждом регионе был свой особый тип одежды. Эти различия заключаются в технике вышивки, типе ткани и орнаменте. В целом традиционная одежда южных и центральных коми очень напоминает одежду северных русских и других финно-угорских групп, тогда как костюм ижемских коми имеет много общих черт с ненцами.
Кухня
[ редактировать ]Охота, собирательство и рыбная ловля издавна были основным источником питания коми народа, что выражалось в преобладании в рационе большинства коми мяса, рыбы, ягод и грибов. В рационе северных коми более распространены мясные блюда, а на юге – блюда с добавлением ягод. Популярные блюда коми кухни — зерновые пироги с рыбой, различные каши, сербанки , другие кислые супы, холодные супы на хлебной основе, квас и т. д. Популярное русское блюдо пельмени пельмени, вероятно, имеет истоки из кухни коми и удмуртов (пермяков). ) народов, его название ( пельнянь, пельнянь ) на обоих языках означает «колосный хлеб». [29]
Фольклор и религия
[ редактировать ]Большинство коми мифов связано с шаманизмом и язычеством. Наиболее распространены мифы о сотворении мира в результате борьбы двух богов, Эна (коми: Эн) и Омоля (коми: Омёль ). Эти два божества в мифах коми считаются богами-создателями, создавшими всё живое в мире (хотя именно Эн оживил их). По мере того, как коми постепенно обращались в христианство, изображения Эна и Омоля начали отражать изображения Бога и Сатаны, в которых Омоль будет изображаться как последний из-за его попыток помешать процессу создания Эна. [30]
Даже с христианизацией коми в фольклоре коми относительно мало христианских преданий и сказаний, но широкое распространение получили сказания о чудинах , которые являются язычниками и бегут от новых порядков в леса. Некоторые известные персонажи коми мифологии включают Джиркапа (Йиркапа) из Синдора , который, как полагают коми, изобрел лыжи , [31] Джома (Ёма), который считается коми эквивалентом Бабы -Яги , и Пера (Пера), персонаж из сказок коми-пермяков, известный своей храбростью.
Информация о дохристианской религии коми недостаточно изучена, официальные исследования российских этнологов начались только во второй половине XIX века. Клавдий Алексеевич Попов (1874 г.), Александр Васильевич Красов (1896 г.) и Каллистрат Фалолеевич Жаков (1901 г.) - все предпринимали попытки реконструировать древнюю религию коми-зырян. Николай Абрамович Рогов (1858, 1860), Николай Добротворский (1883), Иван Николаевич Смирнов (1891) и Владимир Михайлович Янович (1903) реконструировали аспекты религии коми с акцентом на мир природы. Согласно «Житию святого Стефана, епископа Пермского » (1897) Епифания Мудрого, у коми предков было много божеств, деревянные изображения которых стояли в посвященных культовых святилищах для высших божеств, а домашние божества хранились в коми. жилища.
Генетика
[ редактировать ]Однородительские линии
[ редактировать ]Более половины мужчин коми имеют гаплогруппу N , типичную для уралоязычных народов. 37 процентов из них несут свой субклад N1c и 18,5 процентов принадлежат к подгруппе N-P43 . Вторая по распространенности Y-гаплогруппа для Коми — R1a (27,4%). [32]
Среди гаплогрупп мтДНК наиболее распространена H (33%). каждый четвертый имеет гаплогруппу U. Примерно К его подгруппе U4 принадлежит 13,6 процента , а к подгруппе U5 — 9,9 процента . Гаплогруппа Т встречается с частотой 13,3 процента. [32]
Аутосомная ДНК
[ редактировать ]Исследование популяций северо-восточной Европы, опубликованное в марте 2013 года, показало, что коми-зыряне образуют особый полюс генетического разнообразия. [33]
Согласно исследованию 2018 года, 19 процентов аутосомных предков коми можно оценить как нганасанские . Этот сибирский компонент типичен для уральских популяций. [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Российская перепись 2010. Национальности» . demoscope.ru (на русском языке). Демоскоп Еженедельник. Архивировано из оригинала 22 июня 2011 г.
- ^ «Российская перепись 2002 года. Национальности» . demoscope.ru (на русском языке). Демоскоп Еженедельник. Архивировано из оригинала 21 мая 2012 г.
- ^ «Национальный состав населения» . 2001.ukrcensus.gov.ua (на украинском языке). Государственный комитет статистики Украины, перепись 2001 года.
- ^ «Советская перепись 1989 года. Национальности» . demoscope.ru (на русском языке). Демоскоп Еженедельник. Архивировано из оригинала 16 марта 2010 г.
- ^ RL0428: Население по национальности, полу и месту жительства, 31 декабря 2011 г.
- ^ «Население 31.12. В качестве переменных: провинция, язык, возраст, пол, год и данные» . Архивировано из оригинала 07 апреля 2021 г. Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ «Коми | Республика Коми, уральцы, коренные народы | Британника» . www.britanica.com . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Туркин 1995 , с. 25.
- ^ Туркин 1995 , стр. 17–20.
- ^ Туркин 1995 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Туркин 1995 , с. 20.
- ^ Туркин 1995 , стр. 20–25.
- ^ Туркин 1995 , стр. 24–25.
- ^ Туркин 1995 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д Туркин 1995 , с. 25–26.
- ^ Таагепера 1999 , с. 301.
- ↑ Хотя название «зырян» в целом считается устаревшим, некоторые представители этноса предпочитают его, считая, что «коми» подразумевает большую русификацию ; см. Марджори Мандельштам Бальцер, «Упорство этнической принадлежности: сибирская сага в глобальной перспективе» ( Princeton University Press , 1999; ISBN 0-691-00673-3 ), с. 238, нет. 8. [ сомнительно – обсудить ]
- ^ "Тысячелетие народа Коми: человек и климат | Интересный журнал о Республике Коми" . 2009-02-05. Archived from the original on 2009-02-05 . Retrieved 2022-08-29 .
- ^ Таагепера 1999 , с. 310.
- ^ Коза-Надь, Марианна; Лаксус, Джоанна; Скрибник, Елена, ред. (24 марта 2022 г.). Оксфордский путеводитель по уральским языкам . Издательство Оксфордского университета. п. 487. дои : 10.1093/bear/9780198767664.001.0001 . ISBN 978-0-19-182151-6 .
- ^ Коза-Надь, Марианна; Лаксус, Джоанна; Скрибник, Елена, ред. (24 марта 2022 г.). Оксфордский путеводитель по уральским языкам . Издательство Оксфордского университета. п. 472. дои : 10.1093/bear/9780198767664.001.0001 . ISBN 978-0-19-182151-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Таагепера 1999 , с. 313.
- ^ Парлонс Коми, стр. 113–114.
- ^ Таагепера 1999 , с. 299.
- ^ Парлонс Коми, стр. 114–115.
- ^ Таагепера 1999 , стр. 300–301.
- ^ Парлонс Коми стр.115
- ^ «ЧТО РАССКАЗАЛИ СТЕНЫ» . 07.04.2015. Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 г. Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Флориан (24 июня 2017 г.). «Пельмени, сибирские пельмени | Продовольственная перестройка» . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ «Религия Коми | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ "Йиркап < Герои коми легенд и преданий < Фольклор | Культурная карта Республики Коми" . cultmap.nbrkomi.ru . Retrieved 2022-08-30 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (21 сентября 2018 г.). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN 1474-760X . ПМК 6151024 . ПМИД 30241495 .
- ^ Хрунин, Андрей В. (7 марта 2013 г.). «Полногеномный анализ популяций европейской части России выявил новый полюс генетического разнообразия в Северной Европе» . ПЛОС ОДИН . 8 (3): e58552. Бибкод : 2013PLoSO...858552K . дои : 10.1371/journal.pone.0058552 . ПМЦ 3591355 . ПМИД 23505534 .
Источники
[ редактировать ]- Апрель, Ив (2006). Поговорим о коми . Харматтан.
- Минахан, Джеймс (2002a). «Коми» . Энциклопедия народов без гражданства . Том. II (Д – К). Гринвуд. стр. 1003–1008. ISBN 9780313321108 .
- Минахан, Джеймс (2002b). «Пермяки» . Энциклопедия народов без гражданства . Том. III (слева направо). Гринвуд. стр. 1505–1509. ISBN 9780313321115 .
- Таагепера, Рейн (1999). Финно-угорские республики и Российское государство . К. Херст и Ко.
- Туркин, А. Я. (1995). «Происхождение названий народа коми» [Туркин, Адольф. Происхождение названий народа коми. Уральское языкознание (на русском языке). XXXI (1): 17–28. дои : 10.3176/lu.1995.1.03 . ISSN 0868-4731 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цыпанов, Евгений (март 2001 г.). «Язык и этническая мобилизация среди коми в постсоветский период». Национальные документы . 29 (1): 109–128. дои : 10.1080/00905990120036402 . S2CID 154436659 .
- Истомин Кирилл В.; Шабаев, Юрий П. (2016). «Коми-ижемцы и коми-пермяки: языковые барьеры на пути к географической и этнической идентичности». Регион . 5 (1): 53–74. дои : 10.1353/рег.2016.0000 . JSTOR 24896614 . S2CID 147432795 .
- Сборники сказок
- Kallistrat F. Zhakov . " Зыряношя Сказки ". In: " Живая старина ". Vol. 17, 1908, Tome 2. pp. 232-242.
- Вихманн, Юрьё . Syrjänische Volksdichtung . Хельсинки: Финно-угриенское общество, 1916.
- Фокос-Фукс, Давид Рафаэль (1951). Volksdichtung der Komi (Syrjanen) . Будапешт: Академическое издательство .
- "Коми народные сказки" [Komi Folk Tales]. Составитель [Compiler]: Федор Плесовский [Fëdor Plesovsky]. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Английский
[ редактировать ]- Коми-ижемцы против Всемирного банка
- Ну давай же [ мертвая ссылка ]
- Коми пермяк
- Финно-угорский медиацентр