Jump to content

Коми народы

(Перенаправлено с Коми )
Ну давай же
Коми люди, сфотографированные в 2006 году в Ханты-Мансийском автономном округе.
Общая численность населения
ок. 553 000 (2002)
Регионы со значительной численностью населения
Россия , большая часть территории которой расположена в Республике Коми , Пермском крае , Ненецком автономном округе , Архангельской области и Мурманской области.
 Россия
  • Коми-зыряне 293 406 (2002 г.), 228 235 (2010 г.)
  • Komi-Permyaks 125,235 (2002), 94,456 (2010) [1] [2]
 Украина
  • Коми-зыряне и коми-пермяки 2710 (2001 г.) [3]
 СНГ
  • Коми-зыряне 8210 (1989)
  • Komi-Permyaks 4,791 (1989) [4]
 Эстония
  • Коми-зыряне и коми-пермяки 95 (2011) [5]
 Финляндия
  • Коми спикеры 29 (2017) [6]
Языки
Russian , Komi ( Zyryan , Permyak , Yazva )
Религия
Родственные этнические группы
Удмурты , другие пермяки

Коми коми ( , родина которой находится на : комияс , латинизированное: комияс также коми-войтыр , коми-войтыр ) — коренная пермская этническая группа северо-востоке европейской части России в бассейнах рек Вычегда , Печоры и Камы . В основном они проживают в Республике Коми , Пермском крае , Мурманской области , Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в Российской Федерации. [7]

У коми существовало как минимум три названия: пермяки , зыряне (русские пермяки, зыряне ) и коми , последнее из которых было самоназванием народа. [8]

Название пермяки произошло от древнего названия земли между реками Мезень и Печора Пермь или « Пермь » впервые появилось в X веке в русских источниках и Великая . [9] Было предложено несколько вариантов происхождения названия, но наиболее общепринятым является вепсское Peräma «задняя, ​​внешняя или далекая земля», от вепсского perä «задний, крайний» и ma «земля». На древнескандинавском и древнеанглийском языках он был известен как Бьярмаланд и Беормас соответственно. [10] но эти германские названия могли обозначать какое-то другое место, а не русскую Пермь . [11]

С XX века это название применялось только к южным коми (коми-пермякам) Пермского края. [11] В России пермяк также означает «житель Перми или Пермского края» независимо от этнической принадлежности. [11]

Название северных коми – зыряне – имеет более противоречивое происхождение. Он существует с 14 века и имел много разных форм в различных русских источниках, таких как Серян, Сирьян, Сырян, Сурьян и Зирян, Зиранян, Зырян ( русские : серьяне, сирьяне, сыряне, сурьяне, зиряне, зыряне ), но последний наконец стал преобладающим. [12] Туркин считал, что оно может происходить от небольшого местного племени коми (вероятно, названного саран ), которое впервые встретилось с русскими, поэтому название стало умолчательным для всех северных коми. [13] Соседние уралоязычные народы называют коми похожими именами: ханты саран, саран, саран, саран , манси саран , ненец саннэр, саран , удмуртский сара-кум . [14]

Название Коми является эндонимом всех групп народа. Впервые оно было зафиксировано этнографами в XVIII веке. [15] Оно происходит от финно-угорского слова, означающего «мужчина, человек»: коми ком , удмуртский кум , мансийский ком, кум , ханты хум , селькупский кум , венгерский хим «мужчина». [15] Происхождение от названия реки Камы опровергнуто. [15] хотя некоторые ученые, такие как Паула Кокконен [16] склоняюсь к этой версии.

Подгруппы и географическое распространение

[ редактировать ]
  Коми-зыряне
  Komi-Permyaks
  Komi of the Yazva River
  Коми Верхней Камы (Зюздино или Афанасьево ), почти полностью ассимилированные

Коми народ делится на две основные группы: зыряне (север Коми) и пермяки (юг Коми). Они делятся на 8 крупных подгрупп (9, если считать почти ассимилированных коми Верхнего Прикамья), из которых делятся на несколько еще более мелких подгрупп. Коми традиционно называют по рекам, в которых они проживают:

Большинство коми проживает в Республике Коми как отдельном национально-административном субъекте Российской Федерации. На начало 2000-х их насчитывалось 256 тысяч. [18] Хотя большая часть населения Коми проживает в Республике Коми, они составляют там лишь 30% (256 000) от общей численности населения как заметное меньшинство. Около 60% (607 тысяч) — русские, около 6% (62 тысячи) — украинцы, 1,5% (15,5 тысяч) — татары и 1,4% (15 тысяч) — белорусы.

Большая часть населения Республики Коми проживает в городских центрах. Заметное меньшинство продолжает жить в деревнях. Население коми в сельской местности, как правило, выше, чем население коми в городских районах, где этнические русские составляют большинство населения. Как и у остальных финно-угорских народов России, численность населения продолжает неуклонно сокращаться — перепись 2010 года зафиксировала лишь 228 235 человек, указавших свою национальность как «коми», по сравнению с 336 309, зафиксированными как коми в переписи 1989 года.

Письма старопермским (анбурским) письмом.

Коми язык относится к пермской ветви уральской семьи . ограничено Взаимопонимание с удмуртским языком . [19] Существуют два основных диалекта: зырский в Республике Коми и пермяцкий в Коми-Пермяцком округе, которые традиционно рассматривались как отдельные языки. Они взаимопонятны, и их также можно считать образующими один язык с двумя региональными языковыми стандартами. [20] Два отдельных стандарта были созданы в раннюю советскую эпоху отчасти из-за традиционных административных границ, а отчасти для того, чтобы помешать панкоми националистическим устремлениям. [21] До XVIII века коми писалось старопермским алфавитом (коми: Важ Перым гижӧм, 𐍮𐍐‎𐍕 𐍟‎𐍔‎𐍠𐍨𐍜 𐍒‎𐍣‎𐍕𐍩𐍜‎, Важ Перым гижём ), также известный как Анбур в отношении его первые две буквы, которые были изобретены святым Стефаном Пермским в 14 веке и использовались до 16 века, после чего они стали использоваться в качестве криптографической системы письма для русскоязычных. [22]

Кириллица использовалась с 19 века и ненадолго была заменена латинским алфавитом между 1929 и 1933 годами. В настоящее время язык коми пишется кириллицей с добавлением двух дополнительных букв - Іі и Ӧӧ - для обозначения гласных звуков, которых нет в русском языке. Первая книга, напечатанная на Коми (руководство по прививкам), появилась в 1815 году. [22]

На основе лингвистической реконструкции предполагается , что доисторические пермяки в течение первого тысячелетия до нашей эры разделились на два народа: коми и удмурты . К XVI-XVII векам коми еще больше разделились на коми-пермяков (оставшихся в бассейне реки Камы ) и коми-зырян (перекочевавших на север). [15]

С XII века русские стали проникать в Пермский край, а коми вступили в контакт с Новгородом . Новгородские торговцы ездили в этот регион в поисках мехов и шкур животных. [23] Новгородцы называли юг Коми « Великой Пермью ». Коми князья объединили Великую Пермь с центром в крепости Чердынь . По мере развития Средневековья Новгород уступил место Москве как ведущей русской державе в регионе. [24]

В 1365 году Дмитрий Донской московский князь поручил Стефану Пермскому обратить регион в христианство. Миссия Стефана привела к созданию Пермской епархии в 1383 году. После его смерти Стефан стал покровителем коми. Он также разработал алфавит коми языка . [25]

Некоторые коми сопротивлялись христианизации, особенно шаман Пама. Пермский князь принял крещение только в 1470 году (ему было присвоено христианское имя Михаил), возможно, в попытке предотвратить военное давление России в регионе. Обращение Михаила в христианство не смогло остановить нападение Москвы, которая захватила Чердынь в 1472 году. Михаилу было разрешено сохранить свой титул князя, но теперь он был вассалом Москвы. Герцогство просуществовало только до 1505 года, когда сын Михаила Матвей был заменен русским губернатором и независимости Коми пришел конец. [26]

В 1500-х годах многие русские мигранты начали переселяться в регион, положив начало длительному процессу колонизации и попыткам ассимилировать коми. Сыктывкар ( до 1930 г. Усть-Сысольск ) был основан как главный русский город региона в XVIII веке. Российское правительство создало на севере исправительные поселения для преступников и политических заключенных. В Коми произошло несколько восстаний в знак протеста против российского правления и притока славянских поселенцев, особенно после того, как в 1860-х годах в регион прибыло большое количество освобожденных крепостных. Возникло также национальное движение за возрождение культуры Коми. [27]

Русское правление в этом регионе рухнуло после Первой мировой войны и революций 1917 года . [ нужна ссылка ] В последующей Гражданской войне в России боролись большевики с союзниками за контроль над регионом. [ нужна ссылка ] Интервенционистские войска союзников поощряли коми к созданию собственного независимого государства с помощью политических заключенных, освобожденных из местных колоний. [ нужна ссылка ] После ухода союзников в 1919 году власть захватили большевики. Они продвигали коми культуру с помощью политики коренизации , но усиление индустриализации нанесло ущерб традиционному образу жизни коми и ландшафту республики. Сталинские чистки 1930-х годов опустошили коми интеллигенцию, которую обвиняли в «буржуазном национализме».

Этот отдаленный и негостеприимный регион также считался идеальным местом для ГУЛАГа . Приток политических заключенных и быстрая индустриализация региона в результате Второй мировой войны оставили коми меньшинством на их собственных землях. Сталин провел дальнейшие чистки коми-интеллектуального класса в 1940-х и 1950-х годах, при этом язык и культура коми были подавлены. После распада Советского Союза в 1991 году коми вновь заявили о своих претензиях на самостоятельную идентичность.

Культура

[ редактировать ]

Архитектура

[ редактировать ]
Финно-угорский этнопарк, Ыб, Сыктывдинский район

Поселения коми представляли собой большие многодворовые погосты и деревни, которые обычно строились вдоль реки или вблизи нее. Поскольку народ коми проживает на территориях, густо покрытых лесами, основным материалом для строительства домов и хозяйственных построек традиционно является древесина. Жилища коми во многом по своему внутреннему устройству напоминают северорусские дома .

У коми существуют два основных типа домов: сысольский (Сысольский тип) и вымский (Бымский тип). Дом Sysol имеет квадратную форму и разделен внутри на коммерческую часть и частную часть для жильцов. Дом Вымского типа не так-то легко отличить от дома Сысола, его основные отличия заключаются в окнах и внутреннем устройстве. Коми-ижемцы, живущие в редколесистых местностях, живут в кетовых палатках.

Монастырь с церквями Михаила Архангела и Стефана Пермского, Усть-Вымь .

Усилия Стефана Пермского по обращению коми народа в православие позволили коми начать строительство и экспериментировать с церковной архитектурой, создав множество церквей с шатровой крышей, аналогичных постройкам, происходящим в Северной России и Поморье. Хотя большинство церквей на территории республики были построены из дерева, отдельные церкви и монастыри имели каменную конструкцию. В 1917 году в республике было более 430 церквей, но их число сократилось до 130, 31 из которых зарегистрирована в рамках программ наследия. [28]

Ижемско-саамский хор и кильдинский хор в Ловозере Мурманской области .

Национальная одежда коми весьма разнообразна и имеет многочисленные местные варианты. Если мужская одежда на всех территориях проживания коми оставалась в основном одинаковой (за исключением зимних костюмов коми-мужчин), то женская одежда имела большее разнообразие: в каждом регионе был свой особый тип одежды. Эти различия заключаются в технике вышивки, типе ткани и орнаменте. В целом традиционная одежда южных и центральных коми очень напоминает одежду северных русских и других финно-угорских групп, тогда как костюм ижемских коми имеет много общих черт с ненцами.

Блюдо пельмени , вероятно, возникло у коми-пермяков и удмуртов.

Охота, собирательство и рыбная ловля издавна были основным источником питания коми народа, что выражалось в преобладании в рационе большинства коми мяса, рыбы, ягод и грибов. В рационе северных коми более распространены мясные блюда, а на юге – блюда с добавлением ягод. Популярные блюда коми кухни — зерновые пироги с рыбой, различные каши, сербанки , другие кислые супы, холодные супы на хлебной основе, квас и т. д. Популярное русское блюдо пельмени пельмени, вероятно, имеет истоки из кухни коми и удмуртов (пермяков). ) народов, его название ( пельнянь, пельнянь ) на обоих языках означает «колосный хлеб». [29]

Современное изображение народной сказки, собранной у коми Удорского района .

Фольклор и религия

[ редактировать ]

Большинство коми мифов связано с шаманизмом и язычеством. Наиболее распространены мифы о сотворении мира в результате борьбы двух богов, Эна (коми: Эн) и Омоля (коми: Омёль ). Эти два божества в мифах коми считаются богами-создателями, создавшими всё живое в мире (хотя именно Эн оживил их). По мере того, как коми постепенно обращались в христианство, изображения Эна и Омоля начали отражать изображения Бога и Сатаны, в которых Омоль будет изображаться как последний из-за его попыток помешать процессу создания Эна. [30]

Даже с христианизацией коми в фольклоре коми относительно мало христианских преданий и сказаний, но широкое распространение получили сказания о чудинах , которые являются язычниками и бегут от новых порядков в леса. Некоторые известные персонажи коми мифологии включают Джиркапа (Йиркапа) из Синдора , который, как полагают коми, изобрел лыжи , [31] Джома (Ёма), который считается коми эквивалентом Бабы -Яги , и Пера (Пера), персонаж из сказок коми-пермяков, известный своей храбростью.

Информация о дохристианской религии коми недостаточно изучена, официальные исследования российских этнологов начались только во второй половине XIX века. Клавдий Алексеевич Попов (1874 г.), Александр Васильевич Красов (1896 г.) и Каллистрат Фалолеевич Жаков [ ru ] (1901 г.) - все предпринимали попытки реконструировать древнюю религию коми-зырян. Николай Абрамович Рогов (1858, 1860), Николай Добротворский (1883), Иван Николаевич Смирнов (1891) и Владимир Михайлович Янович (1903) реконструировали аспекты религии коми с акцентом на мир природы. Согласно «Житию святого Стефана, епископа Пермского » (1897) Епифания Мудрого, у коми предков было много божеств, деревянные изображения которых стояли в посвященных культовых святилищах для высших божеств, а домашние божества хранились в коми. жилища.

Генетика

[ редактировать ]

Однородительские линии

[ редактировать ]

Более половины мужчин коми имеют гаплогруппу N , типичную для уралоязычных народов. 37 процентов из них несут свой субклад N1c и 18,5 процентов принадлежат к подгруппе N-P43 . Вторая по распространенности Y-гаплогруппа для Коми — R1a (27,4%). [32]

Среди гаплогрупп мтДНК наиболее распространена H (33%). каждый четвертый имеет гаплогруппу U. Примерно К его подгруппе U4 принадлежит 13,6 процента , а к подгруппе U5 — 9,9 процента . Гаплогруппа Т встречается с частотой 13,3 процента. [32]

Аутосомная ДНК

[ редактировать ]

Исследование популяций северо-восточной Европы, опубликованное в марте 2013 года, показало, что коми-зыряне образуют особый полюс генетического разнообразия. [33]

Согласно исследованию 2018 года, 19 процентов аутосомных предков коми можно оценить как нганасанские . Этот сибирский компонент типичен для уральских популяций. [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Российская перепись 2010. Национальности» . demoscope.ru (на русском языке). Демоскоп Еженедельник. Архивировано из оригинала 22 июня 2011 г.
  2. ^ «Российская перепись 2002 года. Национальности» . demoscope.ru (на русском языке). Демоскоп Еженедельник. Архивировано из оригинала 21 мая 2012 г.
  3. ^ «Национальный состав населения» . 2001.ukrcensus.gov.ua (на украинском языке). Государственный комитет статистики Украины, перепись 2001 года.
  4. ^ «Советская перепись 1989 года. Национальности» . demoscope.ru (на русском языке). Демоскоп Еженедельник. Архивировано из оригинала 16 марта 2010 г.
  5. ^ RL0428: Население по национальности, полу и месту жительства, 31 декабря 2011 г.
  6. ^ «Население 31.12. В качестве переменных: провинция, язык, возраст, пол, год и данные» . Архивировано из оригинала 07 апреля 2021 г. Проверено 22 июля 2019 г.
  7. ^ «Коми | Республика Коми, уральцы, коренные народы | Британника» . www.britanica.com . Проверено 30 декабря 2023 г.
  8. ^ Туркин 1995 , с. 25.
  9. ^ Туркин 1995 , стр. 17–20.
  10. ^ Туркин 1995 , с. 19.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Туркин 1995 , с. 20.
  12. ^ Туркин 1995 , стр. 20–25.
  13. ^ Туркин 1995 , стр. 24–25.
  14. ^ Туркин 1995 , с. 23.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Туркин 1995 , с. 25–26.
  16. ^ Таагепера 1999 , с. 301.
  17. Хотя название «зырян» в целом считается устаревшим, некоторые представители этноса предпочитают его, считая, что «коми» подразумевает большую русификацию ; см. Марджори Мандельштам Бальцер, «Упорство этнической принадлежности: сибирская сага в глобальной перспективе» ( Princeton University Press , 1999; ISBN   0-691-00673-3 ), с. 238, нет. 8. [ сомнительно обсудить ]
  18. ^ "Тысячелетие народа Коми: человек и климат | Интересный журнал о Республике Коми" . 2009-02-05. Archived from the original on 2009-02-05 . Retrieved 2022-08-29 .
  19. ^ Таагепера 1999 , с. 310.
  20. ^ Коза-Надь, Марианна; Лаксус, Джоанна; Скрибник, Елена, ред. (24 марта 2022 г.). Оксфордский путеводитель по уральским языкам . Издательство Оксфордского университета. п. 487. дои : 10.1093/bear/9780198767664.001.0001 . ISBN  978-0-19-182151-6 .
  21. ^ Коза-Надь, Марианна; Лаксус, Джоанна; Скрибник, Елена, ред. (24 марта 2022 г.). Оксфордский путеводитель по уральским языкам . Издательство Оксфордского университета. п. 472. дои : 10.1093/bear/9780198767664.001.0001 . ISBN  978-0-19-182151-6 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Таагепера 1999 , с. 313.
  23. ^ Парлонс Коми, стр. 113–114.
  24. ^ Таагепера 1999 , с. 299.
  25. ^ Парлонс Коми, стр. 114–115.
  26. ^ Таагепера 1999 , стр. 300–301.
  27. ^ Парлонс Коми стр.115
  28. ^ «ЧТО РАССКАЗАЛИ СТЕНЫ» . 07.04.2015. Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 г. Проверено 29 августа 2022 г.
  29. ^ Флориан (24 июня 2017 г.). «Пельмени, сибирские пельмени | Продовольственная перестройка» . Проверено 30 августа 2022 г.
  30. ^ «Религия Коми | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 30 августа 2022 г.
  31. ^ "Йиркап < Герои коми легенд и преданий < Фольклор | Культурная карта Республики Коми" . cultmap.nbrkomi.ru . Retrieved 2022-08-30 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (21 сентября 2018 г.). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN   1474-760X . ПМК   6151024 . ПМИД   30241495 .
  33. ^ Хрунин, Андрей В. (7 марта 2013 г.). «Полногеномный анализ популяций европейской части России выявил новый полюс генетического разнообразия в Северной Европе» . ПЛОС ОДИН . 8 (3): e58552. Бибкод : 2013PLoSO...858552K . дои : 10.1371/journal.pone.0058552 . ПМЦ   3591355 . ПМИД   23505534 .

Источники

[ редактировать ]
  • Апрель, Ив (2006). Поговорим о коми . Харматтан.
  • Минахан, Джеймс (2002a). «Коми» . Энциклопедия народов без гражданства . Том. II (Д – К). Гринвуд. стр. 1003–1008. ISBN  9780313321108 .
  • Минахан, Джеймс (2002b). «Пермяки» . Энциклопедия народов без гражданства . Том. III (слева направо). Гринвуд. стр. 1505–1509. ISBN  9780313321115 .
  • Таагепера, Рейн (1999). Финно-угорские республики и Российское государство . К. Херст и Ко.
  • Туркин, А. Я. (1995). «Происхождение названий народа коми» [Туркин, Адольф. Происхождение названий народа коми. Уральское языкознание (на русском языке). XXXI (1): 17–28. дои : 10.3176/lu.1995.1.03 . ISSN   0868-4731 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Сборники сказок
[ редактировать ]

Английский

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2824aed20edb71ef1c834b08ffbdd2a__1719346440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/2a/c2824aed20edb71ef1c834b08ffbdd2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Komi peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)