Шабакс
Общая численность населения | |
---|---|
200 000–500 000 (оценка 2017 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Крупнейшие населенные пункты: Мосул , Годжали, Бартелла [2] [3] | |
Языки | |
Онлайн , арабский , курдский [4] | |
Религия | |
Шиитский ислам ( двунадесятник ), [5] Суннитский ислам |
Шабаки ( арабский : الشبك ; курдский : شەبەک , латинизированный: Шебек ) — группа со спорным этническим происхождением. Некоторые Шабаки идентифицируют себя как отдельную этническую группу , а другие - как этнических курдов . [6] [7] [8] Они живут к востоку от Мосула в Ираке . Однако их культурные традиции отличаются от курдов и арабов. [9] Исторически Шабак можно определить как этнорелигиозную группу . [10] По словам представителей Шабака, [ ВОЗ? ] Курдские власти намерены уничтожить их культуру и язык, при этом выражается обеспокоенность по поводу любых новых курдских языковых школ в деревнях Шабак. [11] Их происхождение оспаривается, и считают их курдами . некоторые ученые [12] Они говорят на языке шабаки и живут в религиозной общине ( таифа ) на Ниневийских равнинах . Предками шабаков были последователи ордена Сафавия , основанного курдским мистиком Сафи-ад-дином Ардабили в начале 14 века. [13] Основной религиозный текст Шабака называется Буйрук или Китаб аль-Манакиб (Книга образцовых деяний) и написан на туркменском языке . [14]
Члены трех курдских племен Баджалан (или Баджарваны), Зангана и Давуди живут в тех же деревнях, что и Шабаки, и их обычно принимают за Шабаков. [5]
Происхождение [ править ]
Происхождение слова Шабак неясно. Одна из теорий состоит в том, что Шабак — это арабское слово شبك , которое означает переплетение , что указывает на то, что народ Шабак произошел от многих разных племен. Остин Генри Лейард считал Шабаков потомками курдов, происходящих из Ирана, и считал, что они могут иметь родство с Али-Илахи . [12] Анастас Аль-Кармали также утверждал, что Шабаки были этническими курдами. [15] Другая теория предполагает, что шабаки произошли от анатолийских туркмен , которые были вынуждены поселиться в районе Мосула после поражения Исмаила I в битве при Чалдыране . [12]
Депортация и принудительная ассимиляция [ править ]
После переписи населения 1987 года иракский режим начал кампанию мести тем шабакам, которые решили объявить себя курдами. [12] Кампания включала как депортацию, так и принудительную ассимиляцию, и многие из них (вместе с курдами Зенгана и Хаврами ) были переселены в концентрационные лагеря ( муджаммаат по- арабски ), которые располагались в районе Харир Курдистанского региона . По оценкам, за этот период было убито 1160 шабаков. Кроме того, предпринимаются все большие усилия, чтобы заставить шабаков подавить свою собственную идентичность в пользу того, чтобы быть арабами. Усилия иракского правительства по принудительной ассимиляции , арабизации и религиозному преследованию поставили Шабаков под растущую угрозу. Как сказал исследователю некий Шабак: «Правительство заявило, что мы арабы, а не курды; но если это так, то почему они депортировали нас из наших домов?» [12] Политик ШАБАК Салим аль-Шабаки, представитель ШАБАК в иракском парламенте, заявил: «Шабаки являются частью курдской нации», подчеркнув, что Шабаки являются этническими курдами. [16]
21 августа 2006 года лидер Демократической партии Шабак Хунайн Каддо предложил создать отдельную провинцию в границах Ниневийской равнины для борьбы с курдификацией и арабизацией иракских меньшинств. 20 декабря 2006 года десять представителей ШАБАК единогласно проголосовали за невключение населенных ШАБАК районов Мосульского региона в состав Регионального правительства Курдистана . Ряд старост села Шабак отметили, что курдские власти угрожали им подписать петицию о регистрации. 30 июня 2011 года совет провинции Ниневия распределил 6000 участков земли среди государственных служащих. По словам главы Консультативного совета ШАБАК Салема Худра аш-Шабаки, большая часть этих участков была намеренно отдана арабам. [ нужна ссылка ] Хунаин аль-Каддо, политик Шабака, процитировал Хьюман Райтс Вотч , что: « Пешмерга не имеет подлинного интереса в защите своей общины, и что курдские силы безопасности больше заинтересованы в контроле Шабаков и их лидеров, чем в их защите». [17]
Религиозные верования [ править ]
Шабаки считают себя мусульманами-шиитами . [18]
Шабаки сочетают элементы суфизма со своей собственной концепцией божественной реальности . По мнению Шабакса, божественная реальность более продвинута, чем буквальное прочтение Корана , известное как шариат . Духовные наставники Шабака известны как пиры , и они хорошо разбираются в молитвах и ритуалах секты. Пирсы находятся под руководством Верховного Главы или Бабы . [12] Пирсы выступают посредниками между божественной силой и обычными шабаками. Их верования образуют синкретическую веру, подобную верованиям ярсанизма . [13]
Шабаки также считают поэзию Исмаила I ниспосланной Аллахом и читают стихи Исмаила во время религиозных собраний. [13]
Поселения [ править ]
Список поселений, где преобладает шабак, на Ниневийских равнинах : [5]
- Аббасиды
- Али Раш
- Баданат Блоу
- Баданат Уля
- Они пьяны
- Басатлия Сагира
- Байбух
- Базгиртан
- Они поцарапали
- Чунджи
- Даравиш
- Дайридж
- Годжали
- Гора Гарибан
- Очень хорошо
- Кахриз
- Хазна
- Киретах / Гарайтах
- Манара Шабак
- Муфтий
- См. Шор
- Кара Таппа
- Sadah
- Саламия
- Работа
- Шахразад
- Шейх Амир
- Тахрава
- Таваджина
- Терджилле
- Тисхараб
Список смешанных поселений на Ниневийских равнинах: [5]
- Абу Джарван (Шабак – баджаланский курдский )
- Бартелла (Шабак- ассирийский ) [19]
- Басатлия (Шабак- курдский )
- Башбита (смешанный курдский)
- Башика (Шабак- езидский )
- Бир Халлан (смешанный курдский)
- Бирма (смешанный курдский)
- Фадила (смешанный курдский)
- Хасан Шами (смешанный курдско- арабский )
- Джилу Хан (смешанный курдский)
- Кабарли (смешанный курдский)
- Кануна (смешанный курдский)
- Харабат Султан (смешанный курдский)
- Хорсабад (смешанный курдский)
- Орта Хараб (смешанный курдский)
- Бахдида /Каракош/Хамдания ( ассирийский -Шабак) [20]
- Каркаша (смешанный курдский)
- Шамсият (Шабак- Туркменский )
- Суммакия (смешанный курдский)
- Высокий Акуб (смешанный курдский)
- Таллара (смешанный курдский)
- Топзава (смешанный курдский)
- Тубрак Зияра (смешанный курдский)
- Умар Кабджи (смешанный курдский)
- Умаркан (смешанный курдский)
- Янгиджа (смешанный курдский)
- Яримджа (Шабак-Туркменский)
- Зара Хатун (смешанный курдский)
По состоянию на март 2019 года все вышеперечисленные поселения находятся под федеральным контролем и являются спорными территориями Северного Ирака . [21]
Ссылки [ править ]
- ^ «Перекресток: будущее меньшинств Ирака после ИГИЛ» (PDF) . Международная группа по правам меньшинств . п. 9 . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Часть I: ИГИЛ эксплуатировало маргинализированные группы меньшинств Ирака» . Рудав. 27 апреля 2017 года . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ Си Джей Эдмондс (1967). «Паломничество в Лалиш». п. 87.
- ^ Кристин М. Хелмс. Арабизм и ислам: безгосударственные нации и безнациональные государства . п. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Аббуд, Зухайр Казем (2009). Шабак в Ираке (на арабском языке). АИРП. п. 42. ИСБН 9789953362700 .
- ^ «Шабак» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г. Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Ахмед М. (19 января 2016 г.). Иракские курды и государственное строительство . Спрингер. ISBN 978-1-137-03408-3 .
Поскольку курды Шабак — группа религиозного меньшинства — были по закону лишены права покупать землю в Мосуле, и эти...
- ^ «Курдская академия языка | делает курдский язык новым» .
- ^ Танеджа, Прети (2011). «Меньшинства Ирака: участие в общественной жизни» (PDF) . Международная группа по правам меньшинств . п. 9 . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ ван Зоонен, Дэйв; Вирья, Хогир (2017). «Шабаки: представления о примирении и конфликте» (PDF) . Ближневосточный научно-исследовательский институт . п. 6 . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Шанкс, Келси (19 ноября 2015 г.). Образование и этнополитика: защита идентичности в Ираке . Рутледж. п. 122. ИСБН 978-1-317-52042-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лизенберг, Мишель (декабрь 1994 г.). «Шабак и Какаи: динамика этнической принадлежности в Иракском Курдистане» (PDF) . Амстердамский университет: 5–6 . Проверено 30 марта 2019 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Амаль Виноградова (1974). «Этническая принадлежность, культурная неоднородность и влиятельные лица в Северном Ираке: случай Шабака» . Американский этнолог . 1 (1): 207–218. дои : 10.1525/ae.1974.1.1.02a00110 .
- ^ Мартин ван Брюнессен (2000). Муллы, суфии и еретики: роль религии в курдском обществе: Сборник статей . Исис Пресс. п. 3000.
- ^ Шабак, Бекташи, Сефеви и Кизилбаш (1-е изд.). Сиракузы: Издательство Сиракузского университета . 1987. ISBN 0-8156-2411-5 .
- ^ «Меньшинство Шабака хочет, чтобы только Пешмерга освободила их дома» . Рудав . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ «На уязвимой земле» . Хьюман Райтс Вотч. 10 ноября 2009 г.
- ^ Имранали Панджвани. Шииты Самарры: наследие и политика общины в Ираке . п. 172.
- ^ « Доверие утеряно: иракские христиане опасаются возвращения из-за шиитской милиции» . The Daily Star - Ливан. 12 февраля 2019 г.
- ^ Эрика Гастон (5 августа 2017 г.). «Ирак после ИГИЛ: Каракош, район Хамдания» . ГППи . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ «Госдепартамент США заявляет, что захват Ираком спорных территорий вызвал «злоупотребления и зверства» » . Рудав. 14 марта 2019 года . Проверено 25 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Али, Салах Салим. «Шабак: Любопытная секта в исламе». Журнал исламских исследований 60. 2 (1992): 521-528. ( ISSN 0336-156X )
- Али, Салах Салим. «Шабак: любопытная секта в исламе». Хамдард Исламус 23.2 (апрель – июнь 2000 г.): 73–78. ( ISSN 0250-7196 )