Из оперы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2014 г. ) |
Опера Нуо или драма Нуо ( традиционный китайский : 儺戲 ; упрощенный китайский : 傩戏 ; пиньинь : nuóxì ) — одна из самых популярных народных опер Китая. , характеризующаяся своими особенностями, такими как свирепые маски, уникальные платья и украшения, странный язык, используемый в представлении, и загадочные сцены. опера Нуо Была выбрана [ кем? ] как одно из нематериальных культурных наследий Китая. Опера представляет собой религиозное представление, присущее культуре нуоизма , разновидности китайской народной религии . Цель Нуо оперы – отогнать дьяволов, болезни и злые влияния, а также просить благословения у богов. Пение и танцы включены в оперу Нуо, а исполнители носят костюмы и маски.
Нуо-опера — прямое и важное средство выражения культуры Нуо. [ нужна ссылка ] Другие формы представления культуры Нуо включают танец Нуо ( 傩ま/儺ま ), песню Нуо ( 傩歌/儺歌 ), жертвоприношение Нуо ( 傩fest ) и церемонию Нуо ( 傩仪/儺进 ) и другие. Символ оперы Нуо, маски, считаются сокровищем китайского народного искусства. [ 1 ]
Репертуар Нуо оперы обширен, и он варьируется от региона к региону. Оперы Нуо обычно основаны на известных китайских исторических событиях или народных историях, таких как «Роман о трех королевствах» , «Путешествие на Запад» , «Водные окраины» и история королей-драконов . Некоторые известные репертуары оперы Нуо включают «Леди Мэнцзян» , «Похватка желтого дьявола » и «История горы Лян» .
Во времена династии Чжоу (11 век – 256 г. до н.э.) этот вид искусства был очень популярен в долинах рек Янцзы , Хуанхэ и Нэньцзян. [ нужна ссылка ] Однако популярность оперы в этих речных долинах пошла на убыль. В настоящее время он по-прежнему остается популярным среди сельских районов Китая, таких как Гуйчжоу , Аньхой , Цзянси , Хубэй , Хунань провинции и Гуанси-Чжуанский автономный район . Он также популярен в регионах, населенных этническими меньшинствами, такими как Туцзя , Мяо , Дун и Яо . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Нуо означает клятву , обязательное высказывание или изгнание нечистой силы в китайской религиозной культуре. Китайский иероглиф «нуо» — «傩» в упрощенном китайском или «儺» в традиционном китайском. Это очень редкий иероглиф в современном китайском языке. Значение иероглифа «Нуо» — это шаблонный шаг по изгнанию дьявола в последний месяц китайского лунного нового года. [ 2 ] Китайский иероглиф слова «опера» — «戏» в упрощенном китайском или «戲» в традиционном китайском.
История
[ редактировать ]Опера Нуо – это вид народного драматического искусства, возникший на основе народной религии. [ 3 ] В « Аналектах» Конфуция упоминался «сельский житель Нуо» (или деревня Нуо). В «Люши Чунцю» упоминается, что существовал также обычай, согласно которому всякий раз, когда проводилось празднование, необходимо было использовать великий Нуо (или королевский Нуо). [ 4 ]
Источник
[ редактировать ]Примитивной формой оперы Нуо, восходящей к античности, является Нуодзи (упрощенное: 傩祭; традиционное: 儺祭), представляющее собой особую церемонию жертвоприношения. «Джи» означает жертвоприношение или жертвенные действия и события. Совершая религиозные обряды, люди молятся, чтобы предотвратить беду и получить удачу. Итак, Нуодзи сформировался как жертвенное действие или церемония поклонения богам и предкам. [ нужна ссылка ] Точная дата формирования Нуоцзи неизвестна, но церемония Нуо впервые была записана на костях оракула во времена династии Шан (17-11 века до н.э.) и процветала во времена династии Чжоу (11 век-256 до н.э.). [ нужна ссылка ]
Во времена династии Чжоу Нуодзи уже был очень популярен в центральных частях своей территории. Нуодзи исполняли в то время во время фестивалей и праздников с целью отогнать чертей и чуму. Нуодзи был очень важным социальным, политическим и религиозным событием, и было создано специальное правительственное ведомство, отвечающее за Нуодзи . [ нужна ссылка ] В то время, помимо грандиозной церемонии Нуо, проводимой королевским двором, в сельской местности также появилась народная церемония Нуо. [ 5 ]
Разработка
[ редактировать ]Во время и после династии Тан (618-907) Нуоцзи постепенно превратился в танцевальную драму и стал скорее развлечением, чем ритуалом. [ нужна ссылка ] Это превратилось в замаскированную драму, разыгранную священником, совершающим экзорцизм, и была описана как «театр с презентационным аспектом, фестивалем и идеей собраний для установления связей и норм». [ нужна ссылка ] Ритуалы вошли в жизнь людей и рассматриваются как комментарии к китайской жизни. [ 5 ]
Во времена династии Сун люди начали выступать в масках (960–1279) во времена Нуодзи ; таким образом в основном сформировалась Нуо-опера. Во времена династии Цин (1644-1911) опера Нуо, отделившаяся от Нуоцзи , стала уникальным исполнительским искусством. В 1930-х и 1940-х годах оперу Нуо начали исполнять в оживленных городах. [ 1 ]
Сегодня популярность оперы Нуо снизилась, и ее обычно можно увидеть только во время Праздника Весны и других важных традиционных китайских праздников в отдаленных горных районах, таких как провинции Гуйчжоу , Хунань , Цзянси , Юньнань , Сычуань и Аньхой . [ 5 ]
После создания Китайской Народной Республики
[ редактировать ]нуоизм Китайское правительство пропагандировало как матрицу этнической идентичности, например, народа Туцзя . [ 6 ]
Разновидности
[ редактировать ]Нуо-опера сильно различается от места к месту, поскольку местная культура и обычаи оказывают большое влияние на форму, маски, костюмы и условности нуо-оперы. В целом оперу Нуо можно разделить на следующие категории: Гуйчжоу , Цзянси , Аньхой и Юньнань. [ нужна ссылка ] .
Гуйчжоу Нуо
[ редактировать ]Гуйчжоу является центром драмы нуо на юго-западе Китая благодаря своей долгой оперной истории и богатому репертуару. В Аньшуне , городе в провинции Гуйчжоу , нуо- опера является основным развлечением. [ нужна ссылка ] . Музыкальные инструменты включают один гонг и один барабан . Барабанщик играет очень важную роль во время выступления. Участок земли служит сценой. В результате Гуйчжоу Нуо также называют Диси (наземная опера).
Единственные два случая исполнения оперы Нуо - это Праздник Весны (Китайский Новый год) и середина 7-го лунного месяца, время сбора урожая риса. Люди надеются, что опера Нуо сможет отогнать неудачу и принести хороший урожай. [ нужна ссылка ] Год за годом это представление привлекает множество местных жителей. Иногда драма может длиться дюжину дней. Как и в большинстве других областей, Нуо Драма в Тунбу исполняется мужчинами. В тот момент, когда танцор надевает маску, он не будет говорить или действовать небрежно, поскольку надевание маски означает, что дух уже находится на нем. [ 2 ]
Цзянси Нуо
[ редактировать ]Цзянси ( английский ) Нуо широко известен как Ган Нуо, поскольку Ган ( язык ) является аббревиатурой провинции Цзянси . Опера Нуо наиболее популярна в уездах Наньфэн и Шанли провинции Цзянси. [ нужна ссылка ] С конца династии Цин до наших дней существовало около 150 оперных коллективов Нуо. Храм бога Нуо , который был построен во времена династии Мин и до сих пор хорошо функционирует, позволяя людям поклоняться богу Нуо . [ нужна ссылка ] Около 80 оперных программ Нуо прошлого существуют и сегодня. Количество оперных масок Нуо в Цзянси превышает 2000, и около 2000 профессиональных оперных артистов Нуо исполняют народные артисты. [ нужна ссылка ] . В уезде Шанли популярна поговорка, согласно которой в древние времена каждые пять километров появлялся бог Нуо. Таким образом, в округе Шанли сохранилось более 20 храмов бога Нуо. [ 7 ]
Танец Нуо, одно из самых древних искусств и необходимый элемент оперы Нуо, существует в Наньфэне , Цзянси , уже более 2000 лет. [ нужна ссылка ] Движения танца Наньфэн Нуо просты, но мощны и сохраняют свой древний характер. [ 8 ] Танец Наньфэн Нуо даже считался «активным ископаемым китайского танцевального искусства». [ 9 ] назвал уезд Наньфэн «Деревней китайского народного искусства-Нуо» В 1996 году Департамент национальной культуры Китая . [ 8 ]
Аньхой Нуо
[ редактировать ]Аньхой ( 安徽 ) Нуо особенный, потому что он исполняется на клановой основе, а не труппой, как в других местах. Чичжоу Нуо - самая известная опера Нуо Аньхой Нуо. [ нужна ссылка ] Истоки культуры Нуо в районах Чичжоу являются одними из самых древних и прослеживаются на протяжении тысячелетий, начиная с периода неолита. [ нужна ссылка ] Недавно он был включен в Первый национальный каталог нематериального культурного наследия. [ нужна ссылка ] Чичжоу Нуо Опера разделена на три исполнительских формата: Нуо Ритуал. Нуо-танцы и нуо-драма. Полный сценический спектакль должен сочетаться с драматическим сюжетом, ролевой игрой, типом роли и qiemo (декорациями, сценой и реквизитом). Исполнительскому мастерству можно научиться только через устные инструкции и личные учения, передаваемые ученикам лично из поколения в поколение. Поэтому исполнительское искусство нуо-оперы обычно передается внутри клана из поколения в поколение. [ 4 ] В год может проводиться две жертвенные церемонии (на которых обязательно исполняются оперы Нуо): «весенняя жертвенная церемония», которая проводится где-то между седьмым и пятнадцатым днями первого лунного месяца, и «осенняя жертвенная церемония». ", который проводится в пятнадцатый день восьмого лунного месяца. Помимо этих двух церемоний, в течение года никаких представлений не проводится. [ нужна ссылка ]
Танец, имеющий ярко выраженный местный колорит, продолжается и сегодня во многих деревнях округа Гуичи провинции Чичжоу. Окруженные туманом благовоний и дыма, красочно одетые танцоры Нуо ходят на ходулях и в масках во время выступления, выражая свои пожелания жертвоприношения своим предкам, молясь о благословении и рассеивании зла. Выступая в горных деревнях, танцорам приходится надевать маски на лоб, чтобы зрители, стоящие на окрестных склонах, могли их ясно видеть. Для сопровождения танца используются различные музыкальные инструменты: барабан , колокольчик , глиняная чаша, бамбуковая флейта и суона . В районе Чичжоу популярно высказывание, что деревня не считалась бы деревней без оперы Нуо. [ 4 ]
Когда исполняется опера «Чичжоу Нуо», она обычно состоит из трех интегрированных компонентов: танец нуо, основное исполнение и приветствие и комплименты. Некоторые из известных репертуаров Чичжоу Нуо - «Лю Вэньлун», «Мэн Цзяннюй», «Фан Силкин», «Чжан Вэньсянь» и т. Д. [ 4 ]
Юньнань Нуо
[ редактировать ]Опера «Леопард Нуо» в городе Чусюн , Юньнань , отличается тем, что все танцоры нарисованы леопардовым узором на своих обнаженных телах. Свирепый и ловкий леопард считается наиболее способным отгонять дьяволов. [ нужна ссылка ] Леопардов играют двенадцать мальчиков И около 10 лет. Утром в день выступления юным танцорам на спине, руках, ногах и животе будет нарисован леопардовый узор в черном, белом, красном и желтом цветах. На груди у них нарисован юэ-кин — четырехструнный щипковый инструмент с звуковой коробкой в форме полной луны. Их лица покрыты пальмовыми листьями, а головы украшены двумя фазаньими хвостами. Когда грим закончен, танцоры вступают в роли леопардов, запрещая дальнейшие разговоры. [ 2 ]
Деревенские крыши, соединенные лестницами или деревянными панелями, образуют сцену для «леопардов». В кульминационный момент танца леопарды бегают за молодыми девушками, наблюдающими за представлением, пока девушки не отводят их домой, где уже приготовлены закуски. Леопарды съедают некоторые закуски, а также выбрасывают их, продолжая танцевать. Это отпугивающее дьявола действие совершается в комнатах, кухнях и ларьках одной семьи за другой; леопарды рассеивают бесов для всех жителей деревни. [ 2 ]
В фильме « Езда в одиночку на тысячи миль» режиссера Чжана Имоу Юньнань Нуо заметно изображен и показан.
Маски
[ редактировать ]Самая отличительная особенность оперы Нуо – исполнители носят маски. Разные роли требуют разных масок, чтобы раскрыть персонажей через меняющиеся черты лица и украшения. Маски очень эстетичны. Искусство, выбранные материалы, цвета и способы применения оперных масок Нуо различаются в зависимости от региона, этнической группы, культуры и эстетических интересов. Эта особенность добавляет маскам красоты. [ нужна ссылка ] Маски в основном изготавливаются из тополя и ивы, поскольку тополь легкий и менее склонен к растрескиванию, а ива широко считается обладающей силой отгонять зло. [ 10 ] Нуо-опера включает в себя множество акробатических представлений, таких как попадание в горячий котел, держание обожженных камней, пересечение огненной ямы, глотание и раздувание огня, а также наступление на гору мечей. Поскольку большинство артистов прошли специальную подготовку, они умеют давать захватывающие представления. [ 11 ]
Количество масок, используемых в одной драме, колеблется от нескольких десятков до двухсот. [ нужна ссылка ] В Нуо Драме используются пять видов масок, а именно: гражданский генерал, военный генерал, старый генерал, молодой генерал и женщина-генерал с другими второстепенными ролями, такими как солдаты и даосские монахи. [ 2 ] Каждая маска нуо имеет фиксированное имя, представляет определенную роль и имеет легендарные истории о своем происхождении. В Гуйчжоу , провинции с самым большим репертуаром нуо-драмы, для исполнения всего произведения нуо-драмы требуется не менее 24 масок. [ нужна ссылка ] Маски могут выглядеть отважными и воинственными, суровыми и жесткими или нежными и добрыми, и они бывают разных стилей и представляют разные фигуры. Например, поскольку в обязанности доблестных богов входит вызывать трепет и рассеивать призраков и дьяволов, их маски обычно имеют рога и выступающие зубы и имеют очень свирепый вид. [ 10 ]
Маски наделены загадочным религиозным и культурным смыслом как в оперных спектаклях Нуодзи, так и в Нуо. Люди в кругах культуры Нуо, считающие маски символами и носителями богов, соблюдают различные правила и условности. Например, перед изготовлением масок проводится церемония возведения статуи Будды; перед их использованием проводится церемония открытия футляра; и их хранение, церемония запечатывания футляра. Согласно правилам, женщинам не разрешается прикасаться к маскам или носить их, а изготавливать, использовать и хранить маски могут только мужчины. Если человек носит маску, предполагается, что им одержим бог или дух. И поэтому он не должен говорить. [ 11 ]
Исследования также показывают, что на раскраску лица в пекинской опере и изменение лица в сычуаньской опере повлияли оперные маски Нуо. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Чжан, Тяньлинь Чжан Тяньлинь: Нуоси: загадочная китайская опера и ее маски . Страница 49, Женщины в Китае (01/2007).
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Нуо-драма Китая: история, маска, регион» . Travelchinaguide.com . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ У Цзинся У Цзинся: Драматическое искусство как культурно-исторический осадок - Происхождение, развитие и художественная сущность оперы Нуо . Страница 93, № 5, 2006, Этнические исследования Гуйчжоу .
- ^ Jump up to: а б с д Добро пожаловать в Аньхой!
- ^ Jump up to: а б с «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 19 июня 2008 г. Проверено 17 октября 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Лан Ли. Меняющаяся роль популярной религии Нуо (傩) в современной китайской политике. Современные азиатские исследования (Импакт-фактор: 0,36). 01/2010; 44(02):1-23. DOI:10.1017/S0026749X10000090
- ^ Бай Му 白木: Историческая культура Нуо в Китае . Страница 52, № 8, 2006 г., Вэньшичунцю (文史春秋).
- ^ Jump up to: а б «FourP - Домашняя страница» .
- ^ "Сборник китайских национальных и народных танцев Цзянси"
- ^ Jump up to: а б Культура Нуо – наследие древней китайской драмы
- ^ Jump up to: а б Чжан, Тяньлинь Чжан Тяньлинь: Нуоси: загадочная китайская опера и ее маски . Страница 50, Женщины в Китае (01/2007).
Мин Тянь, «Китайский Нуо и японский Но: роль Нуо в возникновении и формировании Но», Сравнительная драматургия, Vol. 37, № 3/4 (осень/зима 2003–04), стр. 343–360.