Юэ опера
Юэ опера | |||
---|---|---|---|
![]() Спектакль «Роман западной палаты» в 2016 году студентов Шанхайской театральной академии . Актриса в красном играет мужского персонажа. | |||
Типовые инструменты | |||
Юэ опера | |||
Традиционный китайский | 越Шаосинская опера | ||
Упрощенный китайский | 越Шаосинская опера | ||
| |||
Шаосинская опера | |||
Традиционный китайский | Шаосинская опера | ||
Упрощенный китайский | Шаосинская опера | ||
|
Опера Юэ ( китайский : 越剧 ; пиньинь : Yuèjù ), также известная как опера Шаосин , [1] — популярный жанр китайской оперы . [2] Только пекинская опера считается более популярной в стране. [3] [4]
Опера Юэ, зародившаяся в 1906 году в Шэнчжоу , Шаосине , провинции Чжэцзян , демонстрирует актрис в мужских ролях, а также женственность с точки зрения пения, исполнения и постановки. Несмотря на свое сельское происхождение, он нашел второй дом в Шанхае , самом богатом городе Китая, где ему удалось превзойти как пекинскую оперу, так и родную Шанхайскую оперу . Поскольку опера Юэ исполняется на языке У , она наиболее популярна в регионах, говорящих на языке У, включая южный Цзянсу , Чжэцзян и Шанхай. Кроме того, у оперы немало поклонников в Гонконге из-за миграции шанхайцев в город. Как и его исполнители, поклонниками оперы Юэ являются в основном женщины, в результате чего в его репертуаре непропорционально много любовных историй и очень мало акробатических боев. [1]
История
[ редактировать ]



Предыстория
[ редактировать ]До 1906 года предшественником оперы Юэ было пение рассказов. Первоначально это было развлечением для жителей округа Шэн . Тексты песен в основном собраны из разговоров между фермерами во время работы. Зрители полюбили эти баллады за яркое описание повседневной жизни. Вторая опиумная война нанесла ущерб местной экономике округа Шэн, расположенного в районе Цзяннань , недалеко от Шанхая. Поскольку земледельцы округа Шэн испытывали трудности с заработком на жизнь, они начали превращать это народное искусство во второй источник дохода.
С годами накопление текстов составило фундаментальный исходный материал для оперы Юэ, и народная музыка постепенно приобрела свой собственный стиль. Исполнители также начали интегрировать в народную музыку простые актерские и аккомпанирующие инструменты. Постепенно он стал широко известен как в округе Шэн, так и в соседних округах.
Начало
[ редактировать ]Согласно устной истории, переданной практикующими Юэ-опера, Юэ-опера началась в 1906 году. [4] В конце первого месяца лунного года Чжэнъюэ ( упрощенный китайский : 正月) в 1906 году художники собрались вместе в Чэнь Ваньюаня ( упрощенный китайский доме : 陈万元). Хотя эти артисты обычно выступали только группами по два-три человека и никогда раньше не выступали вместе, Чен и другие жители призвали их поставить совместную постановку вместо многократного пересказа историй по отдельности. [4] Так было создано первое представление. Шоу имело большой успех, жители были в восторге и охотно о нем рассказывали.
Со временем все больше и больше стран приглашали их выступить. Поскольку тональность музыки была похожа на мелодию Шанге (Шань Гэ,山歌), люди назвали это искусство «Маленькие труппы мелодий и песен» ( пиньинь : Сяо Гэ Вэнь Шу Бан, упрощенный китайский : 小歌文书班). Слово «маленький» в названии указывает на его скромную народную основу и противопоставляет его «большой» формальной опере этого района.
Спектакли были простыми. Актерами часто были крестьяне, которые выступали между напряженными сельскохозяйственными сезонами. У них часто не было костюмов и лишь несколько реквизитов, хотя иногда они арендовали простые костюмы у более крупных местных оперных трупп. Музыкальное сопровождение было скудным и состояло лишь из пары барабанов и деревянной колотушки, на которой исполнитель играл за сценой. Это сделало выступления очень мобильными, что позволило труппам выступать по всему региону. В опере использовался простой язык на просторечии, что сделало ее доступной и популярной среди местного населения. [4]
Начальная разработка
[ редактировать ]По мере того как «Маленькие труппы мелодий и песен» увеличивались в размерах и популярности, они вошли в театры Шанхая. Благодаря своему уникальному, элегантному и мягкому стилю пения по сравнению с другими политическими и зрелищными представлениями, опера Юэ нашла здесь публику. Вскоре в 1916 году он изменил свое название на Гражданскую оперу Шаосин ( пиньинь : Шао Син Вэнь Си 绍兴文戏), чтобы лучше представлять свои представления как произведения искусства, отражающие региональную культуру. Однако и стиль пения, и скрипка банху (аккомпанемент), которые использовались в Шаосинской гражданской опере, были недостаточно развиты и вульгарны по сравнению с другими, более тонкими оперными жанрами в Шанхае. Вскоре он потерял свой престиж и популярность в этом большом городе.
Вернувшись к своим корням в уезде Шэн, артисты Шаосинской гражданской оперы, такие как Ван Цзиньшуй (王金水, 1879–1944), приложили большие усилия для улучшения своего исполнения и стиля пения. Эти артисты впитали суть различных оперных стилей, включая Пекинскую оперу, которую они видели в Шанхае. В ходе этого процесса выдающимся плодом этого смешения стал Шаг Четырех Гонг (四工腔|p= Sì Gōng Qiang). Эта музыкальная подача необычна, потому что она разрешила неестественный статус женщин, когда они играют мужские роли. Гражданская оперная труппа Шаоксина продолжила систематическое обучение стилю пения и звуковой практике. использовались Эрху и другие хуцины в качестве альтернативного аккомпанемента для настройки музыки.
Опера в женском исполнении
[ редактировать ]Когда Цзиньшуй Ван вернулся в округ Шэн, он был глубоко впечатлен процветающей артистической атмосферой в Шанхае. За это время он увидел различные формы оперы и увидел возможности для бизнеса в создании оперы в исполнении женщин. В феврале 1923 года он открыл оперный класс для девочек и потратил огромные деньги на привлечение и вознаграждение молодых женщин. («Класс» здесь — это организация, в которой члены работают и учатся одновременно.)
Однако первый класс просуществовал всего шесть лет. По окончании ученичества девушки она была преобразована в первую профессиональную женскую труппу. В 1920-е годы социальный статус как женщин, так и деятелей искусств (также известных как Сизи, 戏子) был очень скромным. Правительства предполагали, что оперы в исполнении женщин снизят ценность искусства. Под сильным давлением и на ограниченном бизнес-рынке первая волна художниц покинула класс после шести лет, чтобы выйти замуж.
Прогресс, достигнутый этими художниками, был примечательным. По мере того как влияние их оперы росло, создавалось все больше и больше женских классов. К началу 1930-х годов в провинции Чжэцзян было также около двухсот женских классов и две тысячи учениц. [5]
Расцвет Шаосинской буквальной оперы в начале 1930-х годов.
[ редактировать ]Есть два хорошо известных объяснения возникновения Шаосинской буквальной оперы в то время. Одним из них является экономическое стимулирование. В начале 20-го века у молодых китаянок было только два способа зарабатывать себе на жизнь. Их либо отправляли в богатую семью в качестве невесты-ребенка , либо на фабрики работать. В 1929 году крах Уолл-стрит имел огромное глобальное влияние. Многие фабрики в Шанхае закрылись, и в результате у женщин часто не было другого выбора, кроме как посещать оперные классы в женском исполнении, чтобы заработать на жизнь. Эти женщины обычно проходили трехмесячное актерское обучение, а затем участвовали в спектаклях, чтобы получить больше актерского опыта.
Другое объяснение заключалось в том, что исполнительский стиль «Буквальной оперы Шаосин» соответствовал женской природе. [ нужна ссылка ] . Поскольку, по данным газеты округа Шэн того времени, молодые женщины, как правило, более блистательны на сцене, нежные и нежные черты буквального искусства Шаосина становились более выдающимися при таком освещении. Кроме того, Четыре Гун Цян более ярко и деликатно работали над женскими выступлениями. [ нужна ссылка ]
Эволюция
[ редактировать ]Зародившись в народных песнях и балладных пениях сельских районов Чжэцзяна, опираясь на опыт других развитых китайских оперных форм, таких как пекинская опера и Куньцю , Юэджу стал популярным в Шанхае в начале 1930-х годов. Во время Второй китайско-японской войны исполнители Юэджу в Шанхае начали движение за реформирование исполнения Юэджу, которое черпало влияние литературы нового стиля (часть Движения за новую культуру ), западной драмы и кино, что делало их оперу заметно отличающейся от другие формы в Китае. Система, ориентированная на режиссера, заменила систему сюжета сцены, которая диктовала, как должна действовать часть или сцена. Все большее внимание уделялось изображению личности и психологии персонажей. Были разработаны новые оперы на новые темы, в том числе экранизация романа Лу Синя «Новогоднее жертвоприношение»《祝福》. [6]
После основания Китайской Народной Республики Юэджу сначала правящая Коммунистическая партия Китая приветствовала , а пика популярности он достиг в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В этот период возрос акцент на драматический реализм и экспрессионизм. [6] Однако во время Культурной революции , как и другие традиционные виды китайского искусства, представления Юэджу были объявлены вне закона, что вызвало серьезную задержку в его развитии. С 1980-х годов Юэджу снова стал популярным, хотя ему бросили вызов новые формы развлечений. [ нужна ссылка ]
Черты лица Юэджу элегантные и мягкие, подходят для рассказов любовных историй. Первоначально его исполняли только мужчины, но женские группы начали выступать в этом стиле в 1923 году, а в 1930-е годы этот стиль стал только женским. [7]
«Две сестры по сцене» — фильм 1964 года с участием Шаосинской оперы. В новую эпоху опера Шаосин была включена в национальный список нематериального культурного наследия. [8] [ нужен лучший источник ]
Известные актеры
[ редактировать ]
- Юань Сюэфэнь
- Ван Вэньцзюань
- Фу Цюаньсян
- Льв Жуйин
- Чжан Юнься
- Цзинь Цайфэн
- Ци Ясянь
- Би Чуньфан
- Фан Жуйцзюань
- Инь Гуйфан
- Сюй Юлань
- Лу Цзиньхуа
- Чжу Шуйжао
- Чжао Чжиган
- Мао Вэйтао
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мелвин, Шейла (4 сентября 1999 г.). «В крепость Шаосинской оперы» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ма Хайли | (2012) «Развитие обучения и перформативности в Шанхае ЮэДжу », 3:3, 334-348 дои : 10.1080/19443927.2012.720122 .
- ^ «People's Daily Online — Опера Юэджу: искусство вековой давности» . ru.people.cn . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года.
- ^ Jump up to: а б с д Цзян, Цзинь (2009). Женщины играют мужчин: опера Юэ и социальные изменения в Шанхае двадцатого века . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98844-3 .
- ^ Гао, И Лун. Историческая история Юэ Оперы (1-е изд.).
- ^ Jump up to: а б Мэй, Вэйдун; Мэй, Вэй (2013). Оценка традиционной китайской оперы (Первое изд.). Новая Звезда Пресс. п. 200. ИСБН 978-7513306867 .
- ^ «Родной город оперы Юэджу отмечает 100-летие» . Китайский интернет-информационный центр . Китайская газета . 6 апреля 2006 года . Проверено 2 августа 2010 г.
- ^ «Исследование текущей ситуации и тенденций развития оперного художественного образования Юэ — Baidu Wenku . wenku.baidu.com »