Мифология Сенеки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Мифология Сенеки относится к мифологии Онёдовага : (народ Сенека), одной из шести наций Хауденосауни ( Конфедерация ирокезов) с северо-востока США и Канады.
Большинство историй Сенеки передавались устно и начали записываться в девятнадцатом веке. Этнолог Джеремия Кертин начал записывать рассказы в 1883 году. [1] В 1923 году Артур Паркер опубликовал «Мифы и народные сказки Сенеки» . Паркер выделил одиннадцать факторов, характеризующих фольклор Сенека: [2] : стр. 3–5
- Духи пронизывают всю природу
- Добрые духи постоянно воюют со злыми духами.
- Есть такое понятие как оренда или магическая сила .
- Любое существо, обладающее орендой, может трансформироваться в любую форму.
- Вся природа сознательна
- У всех живых существ есть душа
- Есть в небесном мире Хозяин жизни и души
- Духи ушедших людей и животных бродят по своим знакомым местам.
- Сны – это переживания души, когда она покидает тело.
- Есть монстры, которых люди редко видят
- Есть такие существа как волшебники, ведьмы и колдуны.
Истории [ править ]
Паркер делит рассказы на шесть групп: «Когда мир был новым», «Мальчики, бросившие вызов магии и преодолевшие ее», «Сказки о любви и браке», «Ужасающие истории о каннибалах и колдунах», «Сказки о говорящих животных». и «Сказки о великанах, пигмеях и медведях-монстрах».
Цифры [ править ]
Некоторые важные фигуры в мифологии Сенеки:
- Эагентчи (Авеха:'и — Плодородная Земля [2] ), чье имя переводится как «древняя», является Землей-матерью, или Первой Матерью. Ее гуронское имя — Атаенсик.
- Джиен был пауком размером с человека, который пережил большинство атак, потому что его сердце было погребено под землей. Он появляется в сказке «Хагованен и Отхегвенхда» и других. [1] : стр.376–388.
- Джоди'квадо ( Джотехквато ) — рогатая змея. Он фигурирует в рассказах «Рогатый змей убегает с девушкой». [2] : стр. 218–222. и «Великий Змей и молодая жена». [2] : стр. 223–227. Рогатая Змея «является подводным чудовищным змеем, и его голова украшена широко раскинутыми рогами... Он способен принимать облик человека и поэтому с удовольствием заманивает девушек в свое жилище. в нескольких случаях он появляется как доблестный спаситель женщин, брошенных на заколдованных островах». [2] : стр. 17–18.
- Дагваноенент — злобная северная ведьма, изображаемая в виде вихря. Отец ее ребенка убил ее.
- Гаасьендиета — огнедышащий дракон, обитающий в озере Онтарио. В человеческом обличии он появляется в «Испытаниях и смерти червяка». [1] : стр. 96–105. «Дедушка и внук и женщина-орлица», [1] : стр. 116–121. «Древесный червь и его теща Корояд», [1] : стр. 146–151. «Летяга и времена года», [1] : стр. 258–271. среди других.
- Хагондес — обманщик -каннибалист и дух-клоун.
- Кааква (также Канава ) — солнечное божество и бог света и истины, подчиненный Хавеннийо , богу плодородия.
- Дахдахват — животные, которые появляются во снах и видениях.
- Гагка ( Gá'ga:' ) — дух вороны.
- Аваэ Тегенджи (или Йегонджи) — «Мать-лебедь» — старуха, живущая со своими тремя прекрасными дочерьми. Она появляется в «Истории девушек, которые пошли за мужем». [1] : стр. 166–168.
- Гиджеса — духи ночного неба.
- Хадоуэ — эквивалент дриад у ирокезов.
- Нья'кваехе:х — гигантский лысый медведь. Члены Dewanondiisso:daik'ta:h (Общества пигмеев) включают кости Нья'кваехе:h в свои наборы амулетов. [3] Он появляется в сказках «Как мальчик перехитрил Нья'квахехе: х». [2] : стр.344–348. «Нья'квахе:х, Мамонтовый Медведь», [2] : стр.349–357. и «Мальчик и Нья'квахе: х», [2] : стр.358–364. и другие. Он «самый страшный из волшебных зверей и один из самых частых среди них, вмешивающихся в судьбу людей. Он любит участвовать в гонках и в различных формах, которые он принимает, стремится заставить мужчин, и особенно мальчиков, поставить свои живет на беге, который обычно длится от восхода до заката. У него есть уязвимое место на подошве одной из ног, и если какой-нибудь герой не ударит по нему, монстр не умрет». [2] : стр. 18
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Куртин, Иеремия (1923). Сенека Индийские мифы . Нью-Йорк: EPDutton & Company. ISBN 978-1-4047-2509-6 . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Паркер, Артур Касвелл. Сенека, мифы и народные сказки . Буффало, Нью-Йорк: Историческое общество Буффало . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Тайные медицинские общества Сенеки» . 66-й годовой отчет Музея штата Нью-Йорк . 2 : 119. 1912 . Проверено 23 апреля 2023 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Куртин, Иеремия; Хьюитт, JNB (1918). Сенека Художественная литература, легенды и мифы . Типография правительства США . Проверено 21 апреля 2023 г.
- Рукописная рукопись сборника рассказов Кертина и Хьюитта.