Эрзянская родная религия
( Родная религия эрзя эрзя : эрзянь озномате , латинизированная: erzań pazneń oznomate ), также называемая эрзянским неоязычеством , представляет собой современное возрождение этнической религии эрзянской мордвины пазнэнь , народа волжско-финского этнического происхождения, проживающего в республике Мордовия . в составе России или в пограничных землях России . Имя зародившегося бога по эрзянской традиции – Инешкипаз.
Мордва со почти полностью христианизирована еще времен Киевской Руси. [ устаревший источник ] , хотя в фольклоре и некоторых деревнях сохранились языческие обычаи [ нужны разъяснения ] полностью сохранил родную веру по крайней мере до дальнейшей миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в 17 веке и в начале 20 века. [1] Неоязыческое возрождение началось в 1990 году. [2] наряду с религией многих других местных религий в России, поскольку Советский Союз был на грани распада.
По данным ученого Виктора Шнирельмана , 2% эрзя придерживаются родной веры и не исповедуют христианство. [2] Приверженцы эрзянской организации «Мастор» организуют « Раськен' озкс » ( букв. « Родная молитва » ежегодное национальное эрзянское богослужение ) с участием членов организации «Масторава» и других. [3] [4] [5]
История [ править ]
Возрождение родной религии эрзян росло параллельно и при поддержке мордовского национализма , начавшегося в последние годы советского режима . [6] Возрождение национального самосознания мордвы поначалу было затруднено, так как они были меньшинством в своей стране и пресса, имевшая большое влияние, занимала жесткую коммунистическую линию. [6] Российские демократы и коммунисты враждебно относились к мордовским националистам. [6]
В начале перестройки мордовская национальная интеллигенция вела энергичную и успешную кампанию против русского православия , названного «религией оккупации», « русифицирующей идеологической силой». [6] Позже министерство культуры Саранска поддержало возрождение мордовской культуры и язычества, что вызвало протест местных православных епископов. [6] Это был кружок, породивший первых неоязычников, организацию «Масторава» , возглавляемую местной поэтессой Раисой Кемайкиной, группу саранской интеллигенции, целью которой была полная реконструкция языческого мировоззрения и религиозные службы, перерабатывающие фольклорные, этнографические и лингвистические исследования. [6]
Масторава — Эрзянское общество национального возрождения [ править ]
Организация «Масторава» была создана в 1990 году с целью «восстановления эрзянских общин», а также содействия возрождению язычества. [2] Ассоциация официально зарегистрирована в Москве с 2002 года. [7] Нынешний президент - Николай Васильевич Бутилов.
Эрзян Мастор [ править ]
Эрзянский Мастор ( эрзянское название: «Эрзянская земля») — более поздняя организация, отколовшаяся от ассоциации Масторава . Сначала его возглавляла Раиса Кемайкина ( Мариз Кемаль ; Маризь Кемаль). [6] Группа ориентирована на эрзя, преследует политические цели по распространению эрзянского язычества и ведет боевую борьбу против христианства. [8] следующие заявления В 1992 году Кемайкина опубликовала в чувашской газете «Атлас» , отвечая на вопрос о своем отношении к христианству: [6]
Я категорически против этого. В роли официальной государственной религии России христианство душило религии других народов, превращая их в невольных духовных рабов. [...] это хуже тюрьмы. Рано или поздно люди выходят из тюрьмы и снова становятся хозяевами своей судьбы. Заключенный – это человек, временно потерявший свободу. Но раб не пленник, он даже свободы не желает. Христианство на протяжении многих веков превратило наши народы в рабов, лишив их свободы мысли и низведя до уровня покорного скота. В религии эрзя отношения между Богом и человеком иные, чем в христианстве. Это глубже, человечнее, красивее. [...] В нашей религии ценность человека не убивают и не подавляют, а превозносят. Вы никогда не услышите таких слов, как «ты раб Божий», или «подставь другую щеку», или «если кто-то отнимет у тебя пальто, отдай ему и рубашку», или «благослови врага твоего».
В 1992 году Кемайкина организовала первый за десятилетия или даже столетия языческий национальный ритуал, спонсируемый эрзянскими бизнесменами. [9] В соседних деревнях выучили давно забытые языческие молитвы, а Кемайкину провозгласили первой жрицей народа эрзя. [9] Телевизионные репортажи об этом и последующих национальных богослужениях вызвали энтузиазм по всей республике, и теперь «языческий вопрос» обсуждается от самых отдаленных деревень до университетских аудиторий. [9]
См. также [ править ]
- «Эрзянский мастер» Журнал
- Мокшен кой , родная религия мокшанской мордвы.
Ссылки [ править ]
- ^ Филатов, Сергей; Щипков, Александр. «Религиозное развитие народов Поволжья как модель для Российской Федерации» . Религия, государство и общество , Vol. 23, № 3, 1995. с. 234.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шнирельман, Виктор: «Христиане! Иди домой»: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем . Журнал современной религии, Vol. 17, № 2, 2002. с. 206. ( в архиве )
- ^ Republic of Mordovia. В селе Чукалы прошел эрзянский праздник "Раськень Озкс" Archived 2014-12-26 at the Wayback Machine .
- ^ Uralistica News. Мордовские СМИ молчат о празднике «Эрзянь Раськень Озкс» [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ 2013-это иень «Раськень озкс» Archived 2020-03-16 at the Wayback Machine . voel.ru.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Filatov, Shchipkov, Religious Developments Amongst the Volga Nations , p. 236 .
- ^ База данных российских организаций: Масторава .
- ↑ Веб-сайт Эрзяна Мастора: Христианизация. Архивировано 4 июля 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Filatov, Shchipkov. p. 237 .
Библиография [ править ]
- Шнирельман, Виктор: «Христиане! Иди домой»: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем . Журнал современной религии, Vol. 17, № 2, 2002.
- Филатов, Сергей; Щипков, Александр. Религиозное развитие народов Поволжья как модель для Российской Федерации . Религия, государство и общество, Том. 23, № 3, 1995. С. 234–237.
Внешние ссылки [ править ]
- Эрзян Мастор , официальный сайт