Jump to content

Талышская мифология

Талышская мифология ( талыш: Толышә мифологијә, Tolışə mifoloqiyə ) — сложные мифологические представления талышского народа . Мифологическое мировоззрение талышей несет в себе синтез природного культа, зороастрийской религии, отраженной в Авесте , и элементов, пришедших с исламом . [ 1 ]

Изучение

[ редактировать ]

Одним из самых ранних изображений талышского фольклора является работа педагога Теймурбека Байрамалибекова в « Сборнике материалов для описания мест и племен Кавказа » 1894–1899 годов. В трёх статьях Байрамалибеков описал талышские сказки, легенды и поверья. [ 2 ]

В 1894 году генерал-майор талышского происхождения Асад-бек Талышханов, живший в Тбилиси, помог лингвисту и этнографу Льву Лопатинскому в проверке собранных им талышских текстов на талышском языке . Два текста на талышском языке - это талышские сказки - "Волшебное яблоко" и "Трус" с переводом на русский язык опубликованы в " Сборнике материалов для описания мест и племен Кавказа ". [ 3 ]

В 1930 году -иранист учёный Борис Миллер в своём труде «Талышские тексты» опубликовал талышские анекдоты, рассказы, песни, сказки, пословицы и небольшой талышско - русско - французский словарь. [ нужна ссылка ]

В период Великой чистки 1936-1938 годов талышская аристократия - Зольфагар Ахмадзаде , Мирсалаев Беюкага , Насирли Музаффар и Ахундов Ширали была репрессирована, талышские школы, газеты были закрыты, само имя народа исчезло. В этот период и до 1989 года талышам было приказано называть азербайджанцами , соответственно это отразилось и на фольклоре, который представлялся как азербайджанский . [ 1 ]

После распада Советского Союза культурная деятельность талышей активизировалась, талышские сказки, мифологические образы и легенды публиковались в книгах и открывались талышскими газетами, например в газете « Толыши садо ». [ нужна ссылка ]

Основанная в 2010 году Талышская национальная академия занимается систематическим изучением талышского фольклора, мифологии и показывает изучаемые направления в выпусках изданий академии. Один из наиболее полных сборников талышских сказок « Tolışə xəlqi фольклор. Nəğılon iyən əfsonon » («Талышский фольклор. Сказки и легенды») отразил в сборниках сказок элементы талышской мифологии. [ нужна ссылка ]

Космогонические представления талышей

[ редактировать ]

Предки талышей, как и другие народы, на раннем этапе формирования этнического сознания в таких природных явлениях , как, например, или Луны затмение Солнца , видели приближающуюся гибель мира. Во время Лунного затмения они стучали по медной посуде и стреляли из ружей, желая освободить ее путем запугивания и шума от рук тех чертей, которые якобы удерживали светило. Считалось, что эти дьяволы поймали луну и погрузили ее в большое и глубокое озеро, расположенное на «третьем небе». Только громкий шум или выстрелы людей могли заставить их отпустить луну на свободу. [ 4 ]

Как пережиток астральных культов характеризуются представления о Солнце в женской ипостаси и Луне в мужской. Считается, что эти светила были созданы Аллахом прекрасными, как ангелы . [ 5 ]

В талышских мифах молния и гроза также связаны со старухой, живущей на небе и враждующей с людьми; когда она злится, она садится на лошадь и скачет по небу. Всякий раз, когда нога лошади касается небесного свода, она высекает искру, которую мы называем молнией и громом – звуком копыт. [ 5 ] [ 6 ] Раньше по преданию талыши верили, что земля стоит на рогах быка, а бык – на рыбе. Когда рыба поворачивает голову, происходит землетрясение, но если рыба внезапно двинется, то земля окончательно рухнет. [ 6 ]

Священные рощи и деревья

[ редактировать ]

Бук дуб , , а также платан считались у талышей священными деревьями. Ранние исследователи также отмечали конкретные экземпляры, бывшие объектами почитания - священный дуб в Машхане и на вершине Вахмаку у сел Рази и Пиада, бук на высоте Уля Чавес, священная роща платанов у села Веравул. . Места со священными деревьями, как и любое святилище, называются оджа ( очаг ). у талышей [ 5 ]

У подножия таких деревьев они зажигали свечи и оставляли деньги, веря, что их самые сокровенные желания сбудутся. Деревья украшали различными тканями и увешивали платками и тряпками. Рубить ветки таких деревьев было невозможно. Нарушитель этого табу мог поплатиться за это жизнью. [ 7 ]

Со временем талыши стали хоронить людей возле дерева и стали образовываться кладбища. Приходя в это место, талыши не только вспоминают своих умерших близких, но и поклоняются деревьям и камням, несущим святость. [ 4 ]

Божества и духи

[ редактировать ]
  • Аждахо ( Дракон ) [ 8 ] - дракон или змей, отрицательный герой, позднее образ великана.
  • Алажень ( Алажень ) [ 9 ] - демоница или дикая женщина, пытающаяся навредить роженицам.
  • Аламерд ( Аламерд ) — лесное существо мужского пола, подобное снеговику, дикое и опасное для человека и подобного ему духа, называемое Виаванголи/Биабан-гули ( Виәвәнғоли, Ғол) или Вурдалак . [ 10 ]
  • Гара ( Gara ) — злое ночное существо.
  • Джинны ( Ҹын ) — демоны, причиняющие вред человеку.
  • Div ( См . ) [ 8 ] — грозное демоническое существо, которое часто называют глупым и неуклюжим.
  • Дудук ( Дудук ) [ 11 ] - божество, покровитель дождя, приносящее благодать.
  • Леду и Махмуд ( Ledu ijən Məhmud ) [ 2 ] - по легенде это братья, спасающие сестру; несут символ спасителя от врагов, они являются образом мессии . для талышей
  • Сиях Галеш ( Сия Галеш, Сийо Голыш) [ 7 ] [ 10 ] - основной владелец и опекун скота.
  • Сийо Чихо [ 10 ] - образ пастуха в черной мантии, способный принести удачу и исполнить желания.
  • Peri (ПәриПери [ 2 ] - фея с магическими способностями.
  • Хохан ( Хохан , Хохо ) — болотное чудовище.
  • Хыдыр Наби (Хыдыр Наби, Хызыр) [ 12 ] или Кырди зоа ( Кырди зоә ) — олицетворение водного пространства и зелени и покровитель домашнего скота.
  • Чошамба Хатун ( Чошамба Хатун ) [ 10 ] - существо, живущее в море.
  • Шаша (Напиток) [ 7 ] — демоница размером с кошку, пытающаяся навредить ребенку.
  1. ^ Jump up to: а б Толиша нагилон эйян афсонон карде карде тарихику. Толишский народный фольклор. Том 1 Нагилон иеян афсонон — Из истории записи талышских сказок и легенд . 2020. стр. 7–10.
  2. ^ Jump up to: а б с Алиев Д. (2020). Толишский народный фольклор. 1-й том Легенды о поедании Нагилона. Талышские сказки и легенды — Из истории записи талышских сказок и легенд . Баку. п. 10. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Талышские тексты. Сборник материалов для описания мест и племен Кавказа . Тбилиси. 1894. с. 24. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б Orishev, Alexander; Mammadov, Azer (2015). "Talysh: Mythological picture of the world of the ethnos" . Вестник Московского Государственного Университета Культуры И Искусств . 2 (64): 110–116.
  5. ^ Jump up to: а б с Асатрян Г.С. (2011). Знакомство с историей и культурой талышей . Ереван: Кавказский центр иранских исследований. стр. 85–86. ISBN  978-99930-69-69-0 .
  6. ^ Jump up to: а б Асатрян Г.С. (2005). Талышские народные предания и сказки . Ереван: Кавказский центр иранских исследований. п. 64.
  7. ^ Jump up to: а б с Аракелов В. (2011). Религия и народные верования // Введение в историю и культуру талышского народа . стр. 73–88.
  8. ^ Jump up to: а б Мамедов А.А. (2011). Религиозно-мифологические элементы талышского этнического сознания . Вестник МГУКИ. стр. 87–92.
  9. ^ Мамедов А.А. (2017). Формирование зороастрийско-шиитской картины мира как предмет философского анализа . Москва. п. 145. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Jump up to: а б с д Абилов, Шахини Игбал; Мирзализаде И. (2011). Очерки истории и этнографии талышей . Минск. п. 201. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Абилов И.С. (2013). Некоторые магические практики в культуре Талышей // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2012-2013 гг . стр. 191–199.
  12. ^ Мамедов А.А. (2015). Становление талышского народного поэтического творчества // Социально-гуманитарные знания . стр. 329–338.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed2e3e3c64e02c80526364c290b0929e__1720322220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/9e/ed2e3e3c64e02c80526364c290b0929e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Talysh mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)