Талышская мифология
Мифология |
---|
Талышская мифология ( талыш: Толышә мифологијә, Tolışə mifoloqiyə ) — сложные мифологические представления талышского народа . Мифологическое мировоззрение талышей несет в себе синтез природного культа, зороастрийской религии, отраженной в Авесте , и элементов, пришедших с исламом . [ 1 ]
Изучение
[ редактировать ]Одним из самых ранних изображений талышского фольклора является работа педагога Теймурбека Байрамалибекова в « Сборнике материалов для описания мест и племен Кавказа » 1894–1899 годов. В трёх статьях Байрамалибеков описал талышские сказки, легенды и поверья. [ 2 ]
В 1894 году генерал-майор талышского происхождения Асад-бек Талышханов, живший в Тбилиси, помог лингвисту и этнографу Льву Лопатинскому в проверке собранных им талышских текстов на талышском языке . Два текста на талышском языке - это талышские сказки - "Волшебное яблоко" и "Трус" с переводом на русский язык опубликованы в " Сборнике материалов для описания мест и племен Кавказа ". [ 3 ]
В 1930 году -иранист учёный Борис Миллер в своём труде «Талышские тексты» опубликовал талышские анекдоты, рассказы, песни, сказки, пословицы и небольшой талышско - русско - французский словарь. [ нужна ссылка ]
В период Великой чистки 1936-1938 годов талышская аристократия - Зольфагар Ахмадзаде , Мирсалаев Беюкага , Насирли Музаффар и Ахундов Ширали была репрессирована, талышские школы, газеты были закрыты, само имя народа исчезло. В этот период и до 1989 года талышам было приказано называть азербайджанцами , соответственно это отразилось и на фольклоре, который представлялся как азербайджанский . [ 1 ]
После распада Советского Союза культурная деятельность талышей активизировалась, талышские сказки, мифологические образы и легенды публиковались в книгах и открывались талышскими газетами, например в газете « Толыши садо ». [ нужна ссылка ]
Основанная в 2010 году Талышская национальная академия занимается систематическим изучением талышского фольклора, мифологии и показывает изучаемые направления в выпусках изданий академии. Один из наиболее полных сборников талышских сказок « Tolışə xəlqi фольклор. Nəğılon iyən əfsonon » («Талышский фольклор. Сказки и легенды») отразил в сборниках сказок элементы талышской мифологии. [ нужна ссылка ]
Космогонические представления талышей
[ редактировать ]Предки талышей, как и другие народы, на раннем этапе формирования этнического сознания в таких природных явлениях , как, например, или Луны затмение Солнца , видели приближающуюся гибель мира. Во время Лунного затмения они стучали по медной посуде и стреляли из ружей, желая освободить ее путем запугивания и шума от рук тех чертей, которые якобы удерживали светило. Считалось, что эти дьяволы поймали луну и погрузили ее в большое и глубокое озеро, расположенное на «третьем небе». Только громкий шум или выстрелы людей могли заставить их отпустить луну на свободу. [ 4 ]
Как пережиток астральных культов характеризуются представления о Солнце в женской ипостаси и Луне в мужской. Считается, что эти светила были созданы Аллахом прекрасными, как ангелы . [ 5 ]
В талышских мифах молния и гроза также связаны со старухой, живущей на небе и враждующей с людьми; когда она злится, она садится на лошадь и скачет по небу. Всякий раз, когда нога лошади касается небесного свода, она высекает искру, которую мы называем молнией и громом – звуком копыт. [ 5 ] [ 6 ] Раньше по преданию талыши верили, что земля стоит на рогах быка, а бык – на рыбе. Когда рыба поворачивает голову, происходит землетрясение, но если рыба внезапно двинется, то земля окончательно рухнет. [ 6 ]
Священные рощи и деревья
[ редактировать ]Бук дуб , , а также платан считались у талышей священными деревьями. Ранние исследователи также отмечали конкретные экземпляры, бывшие объектами почитания - священный дуб в Машхане и на вершине Вахмаку у сел Рази и Пиада, бук на высоте Уля Чавес, священная роща платанов у села Веравул. . Места со священными деревьями, как и любое святилище, называются оджа ( очаг ). у талышей [ 5 ]
У подножия таких деревьев они зажигали свечи и оставляли деньги, веря, что их самые сокровенные желания сбудутся. Деревья украшали различными тканями и увешивали платками и тряпками. Рубить ветки таких деревьев было невозможно. Нарушитель этого табу мог поплатиться за это жизнью. [ 7 ]
Со временем талыши стали хоронить людей возле дерева и стали образовываться кладбища. Приходя в это место, талыши не только вспоминают своих умерших близких, но и поклоняются деревьям и камням, несущим святость. [ 4 ]
Божества и духи
[ редактировать ]- Аждахо ( Дракон ) [ 8 ] - дракон или змей, отрицательный герой, позднее образ великана.
- Алажень ( Алажень ) [ 9 ] - демоница или дикая женщина, пытающаяся навредить роженицам.
- Аламерд ( Аламерд ) — лесное существо мужского пола, подобное снеговику, дикое и опасное для человека и подобного ему духа, называемое Виаванголи/Биабан-гули ( Виәвәнғоли, Ғол) или Вурдалак . [ 10 ]
- Гара ( Gara ) — злое ночное существо.
- Джинны ( Ҹын ) — демоны, причиняющие вред человеку.
- Div ( См . ) [ 8 ] — грозное демоническое существо, которое часто называют глупым и неуклюжим.
- Дудук ( Дудук ) [ 11 ] - божество, покровитель дождя, приносящее благодать.
- Леду и Махмуд ( Ledu ijən Məhmud ) [ 2 ] - по легенде это братья, спасающие сестру; несут символ спасителя от врагов, они являются образом мессии . для талышей
- Сиях Галеш ( Сия Галеш, Сийо Голыш) [ 7 ] [ 10 ] - основной владелец и опекун скота.
- Сийо Чихо [ 10 ] - образ пастуха в черной мантии, способный принести удачу и исполнить желания.
- Peri (ПәриПери [ 2 ] - фея с магическими способностями.
- Хохан ( Хохан , Хохо ) — болотное чудовище.
- Хыдыр Наби (Хыдыр Наби, Хызыр) [ 12 ] или Кырди зоа ( Кырди зоә ) — олицетворение водного пространства и зелени и покровитель домашнего скота.
- Чошамба Хатун ( Чошамба Хатун ) [ 10 ] - существо, живущее в море.
- Шаша (Напиток) [ 7 ] — демоница размером с кошку, пытающаяся навредить ребенку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Толиша нагилон эйян афсонон карде карде тарихику. Толишский народный фольклор. Том 1 Нагилон иеян афсонон — Из истории записи талышских сказок и легенд . 2020. стр. 7–10.
- ^ Jump up to: а б с Алиев Д. (2020). Толишский народный фольклор. 1-й том Легенды о поедании Нагилона. Талышские сказки и легенды — Из истории записи талышских сказок и легенд . Баку. п. 10.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Талышские тексты. Сборник материалов для описания мест и племен Кавказа . Тбилиси. 1894. с. 24.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Orishev, Alexander; Mammadov, Azer (2015). "Talysh: Mythological picture of the world of the ethnos" . Вестник Московского Государственного Университета Культуры И Искусств . 2 (64): 110–116.
- ^ Jump up to: а б с Асатрян Г.С. (2011). Знакомство с историей и культурой талышей . Ереван: Кавказский центр иранских исследований. стр. 85–86. ISBN 978-99930-69-69-0 .
- ^ Jump up to: а б Асатрян Г.С. (2005). Талышские народные предания и сказки . Ереван: Кавказский центр иранских исследований. п. 64.
- ^ Jump up to: а б с Аракелов В. (2011). Религия и народные верования // Введение в историю и культуру талышского народа . стр. 73–88.
- ^ Jump up to: а б Мамедов А.А. (2011). Религиозно-мифологические элементы талышского этнического сознания . Вестник МГУКИ. стр. 87–92.
- ^ Мамедов А.А. (2017). Формирование зороастрийско-шиитской картины мира как предмет философского анализа . Москва. п. 145.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Абилов, Шахини Игбал; Мирзализаде И. (2011). Очерки истории и этнографии талышей . Минск. п. 201.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Абилов И.С. (2013). Некоторые магические практики в культуре Талышей // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2012-2013 гг . стр. 191–199.
- ^ Мамедов А.А. (2015). Становление талышского народного поэтического творчества // Социально-гуманитарные знания . стр. 329–338.