Список литовских богов и мифологических персонажей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2016 г. ) |
Список литовских богов основан на скудных письменных источниках и позднем фольклоре . Многие из них были прямо выдуманы . Литва приняла христианство в 1387 году, но элементы литовской мифологии сохранились до 19 века. В самых ранних письменных источниках, авторами которых являются иностранцы и христиане, литовские боги упоминаются лишь вкратце. Начиная с 16 века, языческая религия привлекала больше внимания авторов, но часто их рассказы были запутанными, противоречивыми и находились под сильным влиянием различных религиозных взглядов. Сбор и запись фольклора начались в XIX веке, когда языческая мифология стала фрагментированной и смешалась с христианскими традициями. Культы древних божеств трансформировались в фольклор (отдельные сказки, мифы, песни и т. д.) без сопутствующих ритуалов. Из-за таких трудностей с получением данных общепринятого списка литовских богов не существует. Разные авторы представляют крайне противоречивые реконструкции литовского пантеона.
Имена из фольклорных мифов и легенд
[ редактировать ]В этом разделе представлены имена богов, божественных или демонических существ и других персонажей литовских мифов, легенд, фольклора и сказок.
Боги и богини
[ редактировать ]- Ашвиени , божественные близнецы, тянувшие колесницу Солнца (ведические индуистские Ашвины ).
- Аушрине , Утренняя звезда, богиня, дочь Бога («диевайте»). Она была богиней утра. Альтернативно ее имя дается как Аушра («рассвет»). Ушас в ведическом индуизме .
- Ауштарас (Ауштра), бог северо-восточного ветра, стоящий у ворот рая и освещающий путь идущим в рай. Его функция светить этим маяком делает его похожим на Аушрине ; некоторые считают его ее двоюродным братом.
- Бангпутис , бог морей и бурь – он двуликий, как римский бог Янус .
- Далия , богиня судьбы и ткачества.
- Дейвес Валдитойос (литов. «Управляющие богини ») были богинями, которые шили одежду из человеческих жизней. Их было семь сестер: Верпянчиои (которая пряла нити жизни), Метанчиои (которая бросала ободья жизни), Аудея (ткачиха), Гадинтойя (которая порвала нить), Сергетоя (которая ругала Гадинтойю и спровоцировала войну между людьми). , Нукирпея (разрезавшая ткань жизни) и Ишскалбея (прачка). Они имеют сходство с греческими Судьбами и скандинавскими норнами . Дейвес Валдитойос был связан с Далией и Лаймой .
- Диевас («Бог»), верховное божество
- Диевас Сенелис («Божий старик»), учитель людей и судья их нравственности. Он похож на старого странствующего нищего. Диевас Сенелис владеет магией и медициной. Эпитет Диеваса.
- Габия , кормилица Благодатного огня, богиня, дочь Диеваса («диевайте»).
- Лайма , богиня Судьбы и беременных женщин.
- Менуо , Луна, сын Диеваса («бога»).
- Гром , главный бог. («бог») ( Парджанья / Индра в ведическом индуизме ).
- Праамжиус , Праамжиус, Прамшанс, Прамжимас, Праамжимас, эпитет Диеваса (главного бога); вероятно, более позднего литературного происхождения. [1]
- Солнце , Богиня Солнца ( Сурья в ведическом индуизме )
- Вакарине , богиня Вечерней звезды.
- Вейопатис , бог ветра и хозяин Давсоса (рая)
- Жемина , богиня, обожествленная почва ( фракийская Земеле; Замин на персидском и хинди означает «земля»).
- Звезды ( единственное число : звезда ), звезды. Сауле (солнце) – их мать, а иногда и [ когда определено как? ] с Луной как их отцом. Одна из самых важных звезд – Аушрине . Другие звезды, сестры Аушрине, менее важны, но они тоже иногда появляются в мифических историях. Особенно примечательны Вакарине или Вакаре (вечерняя Венера, которая застилает постель Сауле ), Индраджа ( Индра , индуистская богиня) (Юпитер), Селия ( шани , индуистская богиня) (Сатурн), Жиздре (Марс) и Вайвора (Меркурий).
Герои и героини
[ редактировать ]- Паява , легендарная принцесса Кернаве.
- Юрате и Каститис — герои литовской легенды, ставшей впоследствии популярной, во многом благодаря своей современной поэтической интерпретации Майрониса . Королеву янтарного дворца Юрате в этой легенде можно считать проявлением богини моря.
Местные и природные духи
[ редактировать ]- Эжеринис , дух озер
- Явине , домашняя богиня, охраняющая зерно в амбарах .
- Джиеварас , домашний дух, охраняющий зерно. Жертвоприношения Дживарасу приносятся после сбора урожая ржи . Срезая зерно, женщины оставляли неразрезанными несколько пучков зерна, которые позже заплетали в косы. Они также оставляли под косой немного хлеба-соли и говорили: Давей маней, Жемеле, дуодаме ир тау ([Ты] дала для нас, Мать-Земля, мы даем и для тебя), просьба, чтобы земля продолжалась. быть плодотворным.
- Куполе , дух весенней растительности и цветов. Праздник Куполе (Куполинес) был связан с праздником Святого Иоанна Крестителя ( Йонинес ). На этом фестивале женщины собирали сакральные травы, танцевали и пели песни. Куполинес также известен как Расос . Сравните это с Зиеду мате в латышской мифологии , Купалой в польской мифологии и Иваном Купалой в русской мифологии.
- Духи полей , духи, бегающие по полям. Когда посевы на полях колыхались на ветру, люди воспринимали это как действия духов. К духам полей относятся Заяц, Медведь, Лисица, Кот, Бубис, Бубас, Бубе, Баубас , Бобабу, Боб, Бугабу, Рыжий, Краснозобый (красногорлый), Заляакис (зеленоглазый).
- Упинис , дух рек
Различные низшие существа
[ редактировать ]- Каукас , духи, похожие на лепреконов .
- Лауме , фееподобное существо женского пола ( пикси ). Описывается как бело-голубой, как само небо. Добрый дух, очень дружелюбен с богами Земли и Природы. Однако если кто-то попытается использовать их в личных целях, наказание будет суровым.
- Карлик , гномы .
- Призраки , духи умерших людей.
«Демонические» существа
[ редактировать ]- Айтварас , домашний дух, приносящий как удачу, так и неудачу.
- Баубас , злой дух с длинными худыми руками, морщинистыми пальцами и красными глазами. Он издевается над людьми, рвет им волосы или душит их. Для детей он эквивалент пугала англоязычных стран. Родители могли сказать плохо себя ведущему ребенку: «Веди себя хорошо, а то бабубы придут и заберут тебя». Также его можно описать как черное и темное существо, живущее под ковром или в каком-то темном месте дома.
- Гилтине - богиня смерти, также Жнец. Другие имена включают Каулиничию, Марас ( черная смерть или Чума), Марские девушки, Холера, Павиетре, Кладбищенец. [2] Ее священная птица – сова. Иногда ее считали сестрой Лаймы (удачи).
- Рагана, лесная ведьма.
- Слогутис означает боль, страдание или кошмар. Также может означать страх или плохие чувства.
- Пинчюкас , дьявол, не чистое злое существо христианства, а обманщик. Раньше - житель или даже бог трясин и топей.
- Жибуринис — страшный лесной дух, который выглядит как фосфоресцирующий скелет.
Святые места и вещи
[ редактировать ]- Даусос или Дангус , дом добрых душ. Даусос находится на высокой горе ( латышский Дебескалнс , или скандинавская Валгалла ), между двумя реками. В саду Даусос растут золотые яблони. День в саду вечен, но за его пределами – вечная ночь. Хозяином Даусоса является Вейопатис (Повелитель ветра) или Веяс (Ветер), который также является одним из старейших богов литовской мифологии. Веджас идентичен Ваю в индуизме . Ауштарас и Вейопатис — хранители ворот Даусоса (Dausų Vartai). В то время как Ауштарас показывает путь добрым душам, Веяс (Вейопатис) предает забвению плохие души.
Имена по письменным источникам
[ редактировать ]Летописи Древней Руси
[ редактировать ]Некоторые имена из литовской мифологии встречаются и в летописях Киевской Руси 13 века. Этим божествам тайно поклонялся король Литвы Миндаугас после своего крещения. Русские летописи считаются лучшим источником информации о древнем литовском пантеоне, которому поклонялись шляхта и военные.
- Совиюс в русских летописях XIII века был человеком, который ввёл языческий обычай сжигания тел после смерти. Согласно исследованиям Гинтараса Береснявичюса ,
- Жворуна (Зворуна) была эвфемизмом для богини охоты и леса, такой как римская Диана . Ее имя связано с дикими животными. В летописи упоминается, что она сука, то есть по зооморфной форме у нее кобель.
- Медейна (Medeinė) — еще один эвфемизм богини охоты и леса. Медейна также упоминается в 16 веке Я. Ласицким. Ей поклонялся король Миндаугас, и она представляла военные интересы воинов.
- Телиавелис (Телевелис) был могущественным кузнецом, который создал солнце и бросил его в небо. Этот миф сохранился в народных сказках начала XX века. Некоторые учёные, например К. Буга , пытались доказать, что Телевелис неправильно пишется как Калвелис (уменьшительное кузнец на литовском языке). Телиавелис имеет связи с финским Ильмариненом .
- Андаджус (Андаяс, Андохас и др.) упоминался в средневековых хрониках как верховное божество. Возможно, это эвфемизм для Диеваса . В летописях упоминается, что воины в бою призывают Андаюса.
- Нонадиевис (Нунадиевис; этимологизируется некоторыми учеными как Нумадиевис) — неправильно написанное имя верховного бога или просто очередной эвфемизм.
- Перкунас был богом грома, одним из самых могущественных божеств. Перкунас сохранился в народных поверьях и народных сказаниях до 20 века.
- Считается, что Дивирикс — один из эвфемизмов Перкунаса, что означает «лидер богов».
Мартинас Мажвидас
[ редактировать ]Мартинас Мажвидас в своем латинском предисловии к «Катехизису Прасты Задеи» (1547 г.) призвал людей отказаться от языческих обычаев и упомянул следующих богов: [3] [4]
- Перкунас (Перкуно) – бог грома
- Лаукосаргас (Laucosargus) – бог зерна и других сельскохозяйственных растений.
- Жемепатис (Семепат) – бог крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных.
- Айтварас и Каукос (Eithuaros and Caucos) – злые духи
Мацей Стрыйковски
[ редактировать ]Мацей Стрыйковский (1547–1593) – польско-литовский историк и автор «Хроники Польши, Литвы, Жемайтии и всей России» . В этой работе Стрыйковский представил два списка богов: старопрусский и литовский. Он перечислил 16 литовских богов: [5]
- Пракоримас (Прокоримос) – верховное божество. Стрийковский пояснил, что люди приносили в жертву Пракоримасу белых петухов. Их плоть делилась на три части: одну для крестьян, другую для жрецов (литов. žynys ) и третью для сожжения. Стрыйковский указывал, что Пракоримас был подобен прусскому верховному богу Окопирмасу .
- Ругутис (Ругучис) – бог брожения и ферментированных продуктов.
- Жемининкас (Земенник) – бог земли и земледелия. Культ жалтыса ( ужа) связан с культом Жемининкаса.
- Крумине (Kruminie Pradziu Warpu) – божество колосьев , поставщик урожая.
- Летувонис (литовский) – бог дождя.
- Каурирарис (Чаурирари) – божество войны и боевых коней. Этимология названия неясна. Владимир Топоров предположил, что оно происходит от литовского слова каурай (мех), а Вильгельм Маннхардт утверждал, что оно происходит от карас (война). [6]
- Сутварас (Сотварос) - бог всего скота.
- Семейный бог (Сейми Девос) – бог семьи.
- Упинис Девос - бог рек
- Бубилас – бог меда и пчел
- Дидис Ладо (Дзидзис Ладо) – великий бог. Празднества, песни и танцы в его честь продолжались с 25 мая по 25 июня. Есть сомнения, представляет ли это настоящего бога. [7]
- Гулбис (Гульби Дзиевос) – добрый дух каждого человека, ангел-хранитель.
- Ганиклис (Гониглис Дзевос) – бог стад и пастухов.
- Швентпаукштинис (Swieczpunscynis) – бог всех домашних и диких птиц. Люди не приносили ему жертв, поскольку он был свободным духом.
- Бог дорог (Киелу Дзевос) – бог дорог, торговли и путешествий.
- Пушайтис или Пушкайтис (Пушайтис) – божество земли, обитающее в кустах бузины и повелевающее хтоническими карликами ( барстукасами ).
Ян Ласицки
[ редактировать ]Ян Ласицкий (Ласицюс) — польский протестантский активист. Он написал трактат об идолопоклонстве «О богах жемайтийцев, других сарматов и лжехристиан» ( De diis Samagitarum caeterorumque Sarmatarum et falsorum Christianorum , написанный ок. 1582 г. и опубликованный в 1615 г.). Этот 18-страничный трактат содержал списки 76 литовских богов с кратким описанием их функций. Ласицкий получил большую часть своей информации от Лашковского, польского мелкого дворянина , который работал королевским землемером. В списке были очень второстепенные божества, представляющие собой предметы повседневного обихода. Ласицкий также не был близко знаком с литовской культурой и языком. Таким образом, академическое мнение в списке варьируется от ценного ресурса до розыгрыша, призванного высмеять христианских святых через перевернутое зеркало. Божествами, упомянутыми Яном Ласицким, были: [8]
- Аукштеяс (Auxtheias Vissagistis) – эвфемизм верховного бога. Произошло от литовского слова aukštas (высокий).
- ŽemėpatisЗемопасиос
- Гром (Перкунос) – бог грома.
- Аудрос – бог бури
- Зарплата
- Аушра (Ауска) – утренняя звезда ( Венера ). Другое ее имя было Аушрине .
- Бежлея (Безля)
- Брекшта (Брекста) – богиня сумерек. Также это может быть эвфемизмом для Вакаре .
- Лигиций (Ligiczus)
- Датанус
- Кирнис (Кирнус) – местный бог вишни.
- Кремата - бог свиней [9]
- Пизий (Пицио) – бог супругов
- Медейна (Модейна и Рагайна) – богиня леса и охоты.
- Керпич и Шилинитис (Kierpiczus и Siliniczus) – боги леса, мхов и лишайников.
- Тавалас (Таввалс) – божество физической силы. Гинтарас Береснявичюс отмечал, что это божество могло быть тем же, что и средневековый Телявелис .
- Ортус
- Эжеринис (Эзерним) – дух или божество озер. Происходит от озера (озера).
- Сиджиус , Симонайтис и Вентис Рекичионис (Simonaitem, Sidzium, Ventis Rekicziouum) — духи, которым поклонялись отдельные дворянские семьи.
- Карвайтис Эрайтинис (Курввайцин Эрайчин) – божество телят и ягнят. [9]
- Гардунитис (Gardunithis) – защитник новорожденных ягнят. [10]
- Пригирститис (Prigirstitis) – слышит шепот.
- Тюнер (Дерфинтос)
- Бентис
- Лаукпатис (Лавукпатимо)
- Припаршис (Priparscis)
- Ратайничия (Ратаинича) - бог лошадей. [6]
- Валгина (Вальгина) – бог скота. [9]
- Крикстос (Kriksthos) – защитник надгробий. [9]
- Апидеме (Апидоме) – божество смены места жительства. Имя также известно из рукописного сборника проповедей 1573 года. [11]
- Криукис (Krukis) – божество свиней.
- Лаздона (Ласдона) – богиня фундука.
- Бубилас (вавилоняне) – домашний бог пчел , муж Аустеи.
- Жемина (Земина) – богиня земли и сельского хозяйства.
- Аустея (Аустея) - домашняя богиня пчел, часто изображаемая женой Бубиласа.
- Дуоитис
- Старые
- Губой и Тввертикос
- Велиуона (Виелона) – Богиня смерти.
- Варпулис
- Салаус - Ласицки не записывал никаких функций.
- Шлуотражис (Szlotrazis) - Ласицки не записывал никаких функций. Название происходит от слова šluota (метла). [12]
- Тиклис – Ласицки не записывал никаких функций.
- Бержулис (Бирзулис) - Ласицким функция не зафиксирована. Судя по этимологии, это мог быть бог берез и березового сока .
- Шеричиус (Сириц) - Ласицким функция не зафиксирована. Название, возможно, происходит от слова «шерти» (корма). [12]
- Дваргантис (Двваргонт) - Ласицким функция не зафиксирована.
- Кламалс – Ласицки не указал ни одной функции.
- Атлайбас (Атлайбос) - Ласицким функция не записана.
- Нумейас
- Убланичя (Вланича) – покровительница нищих. [13]
- Дугнай – дух муки
- Пессея
- Тратитас Кирбихсту - божество искры, огня
- Алабатис
- Не говори мне
- UžpelenėАспеление
- Сторож (Будинтая)
- Свекровь
- Раугуземапати - божество закваски, закваски и брожения.
- Луигегельдас
- Земенник
- Вайжгантас (Вайзгантос) – бог льна.
- Габиджа (Габи) – богиня домашнего огня.
- Smik smik per velėną (Smik Smik Perleuenu) – скорее фраза, чем существо.
- Ежиагалис (Эзагулис) – бог смерти
- Кайт (Воздушные змеи)
- Каукас (Кауки)
- Гивате (Giuoitos) — черная змея (см. также змеи )
- Шрутис и Мехутеле – божества краски и цвета. [12]
Мэтью Преториус
[ редактировать ]Божествами, упомянутыми Маттеусом Преториусом (1635–1704), были: [12]
- Заллус – бог разногласий
- Желиус (Зелус) – бог травы
- Шулининис (Шулиннийс) – бог колодцев.
- Бангпутис, Вейопатис, Бичбирбис, Гилтине, Гота, Баучю Баубис, Карвайтис, Эрайтис, Скалса, Биржулис / Биржулис, Пригирститис / Гиристис, Лигичюс / Лигеус, Келиос девас / Келукис
- Дребкулис и Магила — прусско-литовские.
- Габжауя (Габвартас) [14]
Теодор Нарбутт
[ редактировать ]Польско-литовский историк Теодор Нарбутт написал десятитомный труд «История литовской нации» ( Dzieje starożytne narodu Litewskiego ) между 1835 и 1841 годами. Первый том содержал описание литовской мифологии. Однако современные историки обвиняют Нарбутта в фальсификации исторических фактов и распространении домыслов. Так, некоторые боги, упомянутые только Нарбуттом и неизвестные из других источников, обычно трактуются как выдумки автора.
Мужские божества
[ редактировать ]- Праамжиус (Прамжимас) – высший бог, определяет судьбы людей, мира и других богов.
- Укапирмас (Оккапирмас) – предшествовал времени, его праздник отмечается 25 декабря.
- Виршайтис (Виршайтос) – охраняемые домашние животные. Нарбутт утверждал, что он эквивалентен Аустеясу Виссагистису, упомянутому Ласицким, и римскому Сатурну.
- Перкунас (Перкунас) – бог грома
- Ковас (Кавас) – бог войны
- Рагутис – бог пива, водки, медовухи.
- Сантварас или Сотварас (Сотварос) – бог дневного света, поэты, врачи
- Атримпас (Атримпос) – бог моря и воды.
- Гардайтис (Gardeoldiis) – бог ветра, бури, защитник кораблей.
- Поклиус (Поклус) – бог смерти и подземного мира.
- Криукис (Кругис) – бог кузнецов.
- Земиеникс (Ziemienikas) – бог земли, урожая и тьмы.
- Пателас (Патело) – летающий бог воздуха, похожий на ангела.
- Шнейбратас (Снейбрато) – бог птиц и охоты.
- Ведра (Кабиры) – троица
Женские божества
[ редактировать ]- Прауриме (Прауриме) – богиня священного огня, ей служили вайдилутес.
- Лада (Ладо) – великая богиня, праздник Расос. ей посвящен
- Будте (Будте) – богиня мудрости.
- Лайма (Лайма) – богиня судьбы
- Поленгабия – богиня каминов.
- Матергабия — богиня хлеба и хлебобулочных изделий.
- Перкунайтеле (Перкунателе) – жена Перкунаса
- Пильвите (Пильвите) – богиня денег, богатства и удачи.
- Летува (Liethua) – богиня свободы, удовольствия, радости.
- Велиуона (Веллона) – богиня вечности, загробной жизни.
- Пергрубе (Пергрубие) – богиня весны, цветов, садов.
- Милда – богиня любви, ухаживания
- Крумине (Крумине) – богиня зерна, земледелия.
- Ниоле – хозяйка подземного мира, жена Поклиуса.
- Алабатис – богиня льна
- Аушра (Ауссра) – богиня утра.
- Безелея – вечерняя богиня
- Брекшта (Brekszta) – богиня тьмы и снов.
- Круонис (Хроника) – богиня времени
- Успариния – богиня сухопутных границ.
- Верпея (Werpeja) – ткачиха нити жизни.
- Гонду – богиня свадеб
- Упине (Упине) – богиня рек, родников.
- Ратайничия (Ратайничу) - богиня, защищающая лошадей.
- Валгине (Вальгина) – богиня, защищающая домашних животных.
- Луобо гельда (Лайбегельда) – богиня знаний и слухов.
- Меслу боба (бабушка Махслу) – богиня мусора
- Будинтойя – дух, пробуждающий спящих людей
- Аустея (Austheja) – богиня пчел.
- Рагутиене Пати (Рагутенапати) – жена Рагутиса
- Мать-Земля (Земмес махти) – богиня подземелий, ответственная за потерянные вещи.
- Гайла (Гайла) – дух, мучающий людей и животных.
- Нерис – нимфа реки Нерис.
- Дугне (Нижняя) – нимфа рек.
- Рагана – богиня деревьев
- Лаздона – богиня фундука
- Медзиойна – богиня лесов.
- Пайаута – почитаемая женщина, дочь герцога Керния , жена Живинбудаса.
- Бируте (Бирута) – почитаемая женщина, жена Кястутиса.
Другие письменные источники
[ редактировать ]В этом разделе собраны те имена литовских и прусских богов или других мифических существ, которые упоминаются в старых трактатах по истории или философии, иногда сопровождаемые краткими описаниями, и которые известны из нескольких независимых источников или от их аналогов под другими именами в более поздних сборниках. из мифов и сказок.
- Димстипатис (упомянутый Йокубасом Лавинскисом) — мужское божество ( genius loci ). Это домашний бог, хранитель домов и хранитель домашнего очага. Люди приносили в жертву петухов божеству и черных кур. Птицы были сварены; позже люди собирались вокруг котла и ели птиц. Кости сгорели. Иногда Димстипатиса реконструируют как бога домохозяек, которому приносили в жертву свиней . Димстипатис также считался силой, защищающей от пожаров. [3]
- Дирволика, Носолус (иезуитские отчеты с 1605 г.) [15]
- Пагирнис (сообщения иезуитов за 1605 г.) [3]
- Баукурис (Колледжи Кразиу) [16]
- Велинас (упоминается Константинасом Сирвидасом ) [2]
- Явине («Явинне» Якоба Бродовского ) [15]
- Лайма ( Дэниел Кляйн в 1666 году) [17]
Другие имена
[ редактировать ]Здесь приведены имена персонажей, которые были более маргинальными в литовской мифологии или менее известны из существующих источников. На самом деле они обозначают некоторых духов или местных божеств, которые не играют главной роли в мифологии литовцев.
- Близгулис , бог снега. Его имя означает «Тот, кто сверкает».
- Джунда , богиня войны
- Баубис , домашний бог мяса и скота .
- Дивитис , богоподобный герой рыбацких легенд. Рыбаки на море пели песни о Дивитисе.
- Гардайтис , бог (дух?) кораблей и моряков.
- Ягаубис , домашний дух огня и печи .
- Раса , дочь Куполе и Кауполиса. Она богиня летней зелени и цветов.
- Мокас , камень, обладающий способностью учить людей, иногда встречается в семьях - с женой Мокене и детьми Мокиукасом.
См. также
[ редактировать ]- Протоиндоевропейская мифология
- Индоевропейская космогония
- Латышская мифология
- Литовская мифология
- Прусская мифология
- Ромува (храм)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Навсегда». Энциклопедия мифологии , том. 2. Вильнюс. Борозда. 1999. 291 с.
- ^ Jump up to: а б Бальсис, Римантас (2005). «Прусские и литовские божества смерти (подземного мира, мертвых): от Патула до Каулинитии» (PDF) . Литовцы и литовцы. Этническая культура (на литовском языке). IV : 27–51.
- ^ Jump up to: а б с Береснявичюс, Гинтарас (16.12.2006). «Лаукпатис и Димстипатис. Боги поля и дома» . Северные Афины (на литовском языке) (825 г.). ISSN 1392-7760 .
- ^ Адальберт Безценбергер, изд. Литовские и латвийские гравюры XVI века . Геттинген: Роберт Пеппмюлер. п. 3 .
- ^ Береснявичюс, Гинтарас (август 2006 г.). «Список литовских богов в «Хронике» М. Стрийковского (1)» . Год (на литовском языке). 8–9 (89). ISSN 0134-3211 .
- ^ Jump up to: а б Бальсис, Римантас (2006). «Конские (лошадиные) божества в письменных источниках» . Жемайчай жема (на литовском языке) (3): 17–19. ISSN 1392-2610 .
- ^ Балсис, Замечания (2006). «Лада (Дидис Ладо) в балтийских и славянских письменных источниках » Балтийско-славянский акт. Археология, история, этнография и Linguarum Scientia (30): 597–609. ISSN 0065-1044 . Архивировано из оригинала 1 июля 2011 г.
- ^ Ласицкий, Ян (1868) [1615]. Брошюра о богах самагитов (на латыни). Рига: Я. Бакмейстер. стр. 10 -16. OCLC 60605501 .
- ^ Jump up to: а б с д Митчел, BW (апрель 1919 г.). «Ранние века культуры» . Классический журнал . 7 (14): 421.
- ^ Паулауските, Тереза (21 августа 2004 г.). «Чему поклонялись земаиты в XVI веке – богам или демонам?» . Северные Афины (на литовском языке) (713 г.). ISSN 1392-7760 .
- ^ Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Пятно». Литовская энциклопедия . Том. И. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 113–114. LCCN 74-114275 .
- ^ Jump up to: а б с д Бальсис, Римантас (2007). «Некоторые гипотезы Мотеяса Преториуса и их интерпретации в трудах мифологов конца 20 — начала 21 века» (PDF) . Res Humanitariae (на литовском языке). Я : 76–94. ISSN 1822-7708 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
- ^ Разаускас, Дайнюс (4 декабря 2009 г.). «Печь — это алтарь, святилище дома » . Северные Афины (на литовском языке) (967 г.). ISSN 1392-7760 .
- ^ «Айдай» . www.aidai.us . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Она Версецкене, изд. (2004). «Домашние боги. Балтийские домашние боги» . Литовская этническая культура. Дома в этнической культуре (на литовском языке). Электронное издательство. ISBN 9955-606-04-5 .
- ^ Зинкус
- ^ Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Лайма». Литовская энциклопедия . Том. III. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 269–270. LCCN 74-114275 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Литовская религия и мифология Гинтараса Береснявичюса
- Юрате Баранова; и др., ред. (2001). «Глава IV: Литовская мифология Гинтараса Береснявичюса» . Литовская философия: личности и идеи Литовские философские исследования, ii . Культурное наследие и современные изменения, серия IVa, Восточная и Центральная Европа, том 17. Совет по исследованию ценностей и философии. ISBN 1-56518-137-9 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 7 сентября 2007 г.
- Гинтарас Береснявичюс о периодизации и богах в литовской мифологии. [1]
- Альгирдас Жюльен Греймас , «О богах и людях: исследования литовской мифологии», Университет Индианы. Пресса (ноябрь 1992 г.)
- Коженяускене, Регина. « Метафорическое выражение культа дуба в литовской этнической культуре: по жемайтскому рассказу «Баублис»». В: Литуанистика 2012, № 1, стр. 63-74. ISSN 0235-716X .