Jump to content

Список литовских богов и мифологических персонажей

Список литовских богов основан на скудных письменных источниках и позднем фольклоре . Многие из них были прямо выдуманы . Литва приняла христианство в 1387 году, но элементы литовской мифологии сохранились до 19 века. В самых ранних письменных источниках, авторами которых являются иностранцы и христиане, литовские боги упоминаются лишь вкратце. Начиная с 16 века, языческая религия привлекала больше внимания авторов, но часто их рассказы были запутанными, противоречивыми и находились под сильным влиянием различных религиозных взглядов. Сбор и запись фольклора начались в XIX веке, когда языческая мифология стала фрагментированной и смешалась с христианскими традициями. Культы древних божеств трансформировались в фольклор (отдельные сказки, мифы, песни и т. д.) без сопутствующих ритуалов. Из-за таких трудностей с получением данных общепринятого списка литовских богов не существует. Разные авторы представляют крайне противоречивые реконструкции литовского пантеона.

Имена из фольклорных мифов и легенд

[ редактировать ]

В этом разделе представлены имена богов, божественных или демонических существ и других персонажей литовских мифов, легенд, фольклора и сказок.

Боги и богини

[ редактировать ]
  • Ашвиени , божественные близнецы, тянувшие колесницу Солнца (ведические индуистские Ашвины ).
  • Аушрине , Утренняя звезда, богиня, дочь Бога («диевайте»). Она была богиней утра. Альтернативно ее имя дается как Аушра («рассвет»). Ушас в ведическом индуизме .
  • Ауштарас (Ауштра), бог северо-восточного ветра, стоящий у ворот рая и освещающий путь идущим в рай. Его функция светить этим маяком делает его похожим на Аушрине ; некоторые считают его ее двоюродным братом.
  • Бангпутис , бог морей и бурь – он двуликий, как римский бог Янус .
  • Далия , богиня судьбы и ткачества.
  • Дейвес Валдитойос (литов. «Управляющие богини ») были богинями, которые шили одежду из человеческих жизней. Их было семь сестер: Верпянчиои (которая пряла нити жизни), Метанчиои (которая бросала ободья жизни), Аудея (ткачиха), Гадинтойя (которая порвала нить), Сергетоя (которая ругала Гадинтойю и спровоцировала войну между людьми). , Нукирпея (разрезавшая ткань жизни) и Ишскалбея (прачка). Они имеют сходство с греческими Судьбами и скандинавскими норнами . Дейвес Валдитойос был связан с Далией и Лаймой .
  • Диевас («Бог»), верховное божество
  • Диевас Сенелис («Божий старик»), учитель людей и судья их нравственности. Он похож на старого странствующего нищего. Диевас Сенелис владеет магией и медициной. Эпитет Диеваса.
  • Габия , кормилица Благодатного огня, богиня, дочь Диеваса («диевайте»).
  • Лайма , богиня Судьбы и беременных женщин.
  • Менуо , Луна, сын Диеваса («бога»).
  • Гром , главный бог. («бог») ( Парджанья / Индра в ведическом индуизме ).
  • Праамжиус , Праамжиус, Прамшанс, Прамжимас, Праамжимас, эпитет Диеваса (главного бога); вероятно, более позднего литературного происхождения. [1]
  • Солнце , Богиня Солнца ( Сурья в ведическом индуизме )
  • Вакарине , богиня Вечерней звезды.
  • Вейопатис , бог ветра и хозяин Давсоса (рая)
  • Жемина , богиня, обожествленная почва ( фракийская Земеле; Замин на персидском и хинди означает «земля»).
  • Звезды ( единственное число : звезда ), звезды. Сауле (солнце) – их мать, а иногда и [ когда определено как? ] с Луной как их отцом. Одна из самых важных звезд – Аушрине . Другие звезды, сестры Аушрине, менее важны, но они тоже иногда появляются в мифических историях. Особенно примечательны Вакарине или Вакаре (вечерняя Венера, которая застилает постель Сауле ), Индраджа ( Индра , индуистская богиня) (Юпитер), Селия ( шани , индуистская богиня) (Сатурн), Жиздре (Марс) и Вайвора (Меркурий).

Герои и героини

[ редактировать ]
  • Паява , легендарная принцесса Кернаве.
  • Юрате и Каститис — герои литовской легенды, ставшей впоследствии популярной, во многом благодаря своей современной поэтической интерпретации Майрониса . Королеву янтарного дворца Юрате в этой легенде можно считать проявлением богини моря.

Местные и природные духи

[ редактировать ]
  • Эжеринис , дух озер
  • Явине , домашняя богиня, охраняющая зерно в амбарах .
  • Джиеварас , домашний дух, охраняющий зерно. Жертвоприношения Дживарасу приносятся после сбора урожая ржи . Срезая зерно, женщины оставляли неразрезанными несколько пучков зерна, которые позже заплетали в косы. Они также оставляли под косой немного хлеба-соли и говорили: Давей маней, Жемеле, дуодаме ир тау ([Ты] дала для нас, Мать-Земля, мы даем и для тебя), просьба, чтобы земля продолжалась. быть плодотворным.
  • Куполе , дух весенней растительности и цветов. Праздник Куполе (Куполинес) был связан с праздником Святого Иоанна Крестителя ( Йонинес ). На этом фестивале женщины собирали сакральные травы, танцевали и пели песни. Куполинес также известен как Расос . Сравните это с Зиеду мате в латышской мифологии , Купалой в польской мифологии и Иваном Купалой в русской мифологии.
  • Духи полей , духи, бегающие по полям. Когда посевы на полях колыхались на ветру, люди воспринимали это как действия духов. К духам полей относятся Заяц, Медведь, Лисица, Кот, Бубис, Бубас, Бубе, Баубас , Бобабу, Боб, Бугабу, Рыжий, Краснозобый (красногорлый), Заляакис (зеленоглазый).
  • Упинис , дух рек

Различные низшие существа

[ редактировать ]
  • Каукас , духи, похожие на лепреконов .
  • Лауме , фееподобное существо женского пола ( пикси ). Описывается как бело-голубой, как само небо. Добрый дух, очень дружелюбен с богами Земли и Природы. Однако если кто-то попытается использовать их в личных целях, наказание будет суровым.
  • Карлик , гномы .
  • Призраки , духи умерших людей.

«Демонические» существа

[ редактировать ]
  • Айтварас , домашний дух, приносящий как удачу, так и неудачу.
  • Баубас , злой дух с длинными худыми руками, морщинистыми пальцами и красными глазами. Он издевается над людьми, рвет им волосы или душит их. Для детей он эквивалент пугала англоязычных стран. Родители могли сказать плохо себя ведущему ребенку: «Веди себя хорошо, а то бабубы придут и заберут тебя». Также его можно описать как черное и темное существо, живущее под ковром или в каком-то темном месте дома.
  • Гилтине - богиня смерти, также Жнец. Другие имена включают Каулиничию, Марас ( черная смерть или Чума), Марские девушки, Холера, Павиетре, Кладбищенец. [2] Ее священная птица – сова. Иногда ее считали сестрой Лаймы (удачи).
  • Рагана, лесная ведьма.
  • Слогутис означает боль, страдание или кошмар. Также может означать страх или плохие чувства.
  • Пинчюкас , дьявол, не чистое злое существо христианства, а обманщик. Раньше - житель или даже бог трясин и топей.
  • Жибуринис — страшный лесной дух, который выглядит как фосфоресцирующий скелет.

Святые места и вещи

[ редактировать ]
  • Даусос или Дангус , дом добрых душ. Даусос находится на высокой горе ( латышский Дебескалнс , или скандинавская Валгалла ), между двумя реками. В саду Даусос растут золотые яблони. День в саду вечен, но за его пределами – вечная ночь. Хозяином Даусоса является Вейопатис (Повелитель ветра) или Веяс (Ветер), который также является одним из старейших богов литовской мифологии. Веджас идентичен Ваю в индуизме . Ауштарас и Вейопатис — хранители ворот Даусоса (Dausų Vartai). В то время как Ауштарас показывает путь добрым душам, Веяс (Вейопатис) предает забвению плохие души.

Имена по письменным источникам

[ редактировать ]

Летописи Древней Руси

[ редактировать ]

Некоторые имена из литовской мифологии встречаются и в летописях Киевской Руси 13 века. Этим божествам тайно поклонялся король Литвы Миндаугас после своего крещения. Русские летописи считаются лучшим источником информации о древнем литовском пантеоне, которому поклонялись шляхта и военные.

  • Совиюс в русских летописях XIII века был человеком, который ввёл языческий обычай сжигания тел после смерти. Согласно исследованиям Гинтараса Береснявичюса ,
  • Жворуна (Зворуна) была эвфемизмом для богини охоты и леса, такой как римская Диана . Ее имя связано с дикими животными. В летописи упоминается, что она сука, то есть по зооморфной форме у нее кобель.
  • Медейна (Medeinė) — еще один эвфемизм богини охоты и леса. Медейна также упоминается в 16 веке Я. Ласицким. Ей поклонялся король Миндаугас, и она представляла военные интересы воинов.
  • Телиавелис (Телевелис) был могущественным кузнецом, который создал солнце и бросил его в небо. Этот миф сохранился в народных сказках начала XX века. Некоторые учёные, например К. Буга , пытались доказать, что Телевелис неправильно пишется как Калвелис (уменьшительное кузнец на литовском языке). Телиавелис имеет связи с финским Ильмариненом .
  • Андаджус (Андаяс, Андохас и др.) упоминался в средневековых хрониках как верховное божество. Возможно, это эвфемизм для Диеваса . В летописях упоминается, что воины в бою призывают Андаюса.
  • Нонадиевис (Нунадиевис; этимологизируется некоторыми учеными как Нумадиевис) — неправильно написанное имя верховного бога или просто очередной эвфемизм.
  • Перкунас был богом грома, одним из самых могущественных божеств. Перкунас сохранился в народных поверьях и народных сказаниях до 20 века.
  • Считается, что Дивирикс — один из эвфемизмов Перкунаса, что означает «лидер богов».

Мартинас Мажвидас

[ редактировать ]

Мартинас Мажвидас в своем латинском предисловии к «Катехизису Прасты Задеи» (1547 г.) призвал людей отказаться от языческих обычаев и упомянул следующих богов: [3] [4]

  • Перкунас (Перкуно) – бог грома
  • Лаукосаргас (Laucosargus) – бог зерна и других сельскохозяйственных растений.
  • Жемепатис (Семепат) – бог крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных.
  • Айтварас и Каукос (Eithuaros and Caucos) – злые духи

Мацей Стрыйковски

[ редактировать ]

Мацей Стрыйковский (1547–1593) – польско-литовский историк и автор «Хроники Польши, Литвы, Жемайтии и всей России» . В этой работе Стрыйковский представил два списка богов: старопрусский и литовский. Он перечислил 16 литовских богов: [5]

  1. Пракоримас (Прокоримос) – верховное божество. Стрийковский пояснил, что люди приносили в жертву Пракоримасу белых петухов. Их плоть делилась на три части: одну для крестьян, другую для жрецов (литов. žynys ) и третью для сожжения. Стрыйковский указывал, что Пракоримас был подобен прусскому верховному богу Окопирмасу .
  2. Ругутис (Ругучис) – бог брожения и ферментированных продуктов.
  3. Жемининкас (Земенник) – бог земли и земледелия. Культ жалтыса ( ужа) связан с культом Жемининкаса.
  4. Крумине (Kruminie Pradziu Warpu) – божество колосьев , поставщик урожая.
  5. Летувонис (литовский) – бог дождя.
  6. Каурирарис (Чаурирари) – божество войны и боевых коней. Этимология названия неясна. Владимир Топоров предположил, что оно происходит от литовского слова каурай (мех), а Вильгельм Маннхардт утверждал, что оно происходит от карас (война). [6]
  7. Сутварас (Сотварос) - бог всего скота.
  8. Семейный бог (Сейми Девос) – бог семьи.
  9. Упинис Девос - бог рек
  10. Бубилас – бог меда и пчел
  11. Дидис Ладо (Дзидзис Ладо) – великий бог. Празднества, песни и танцы в его честь продолжались с 25 мая по 25 июня. Есть сомнения, представляет ли это настоящего бога. [7]
  12. Гулбис (Гульби Дзиевос) – добрый дух каждого человека, ангел-хранитель.
  13. Ганиклис (Гониглис Дзевос) – бог стад и пастухов.
  14. Швентпаукштинис (Swieczpunscynis) – бог всех домашних и диких птиц. Люди не приносили ему жертв, поскольку он был свободным духом.
  15. Бог дорог (Киелу Дзевос) – бог дорог, торговли и путешествий.
  16. Пушайтис или Пушкайтис (Пушайтис) – божество земли, обитающее в кустах бузины и повелевающее хтоническими карликами ( барстукасами ).

Ян Ласицки

[ редактировать ]

Ян Ласицкий (Ласицюс) — польский протестантский активист. Он написал трактат об идолопоклонстве «О богах жемайтийцев, других сарматов и лжехристиан» ( De diis Samagitarum caeterorumque Sarmatarum et falsorum Christianorum , написанный ок. 1582 г. и опубликованный в 1615 г.). Этот 18-страничный трактат содержал списки 76 литовских богов с кратким описанием их функций. Ласицкий получил большую часть своей информации от Лашковского, польского мелкого дворянина , который работал королевским землемером. В списке были очень второстепенные божества, представляющие собой предметы повседневного обихода. Ласицкий также не был близко знаком с литовской культурой и языком. Таким образом, академическое мнение в списке варьируется от ценного ресурса до розыгрыша, призванного высмеять христианских святых через перевернутое зеркало. Божествами, упомянутыми Яном Ласицким, были: [8]

  1. Аукштеяс (Auxtheias Vissagistis) – эвфемизм верховного бога. Произошло от литовского слова aukštas (высокий).
  2. ŽemėpatisЗемопасиос
  3. Гром (Перкунос) – бог грома.
  4. Аудрос – бог бури
  5. Зарплата
  6. Аушра (Ауска) – утренняя звезда ( Венера ). Другое ее имя было Аушрине .
  7. Бежлея (Безля)
  8. Брекшта (Брекста) – богиня сумерек. Также это может быть эвфемизмом для Вакаре .
  9. Лигиций (Ligiczus)
  10. Датанус
  11. Кирнис (Кирнус) – местный бог вишни.
  12. Кремата - бог свиней [9]
  13. Пизий (Пицио) – бог супругов
  14. Медейна (Модейна и Рагайна) – богиня леса и охоты.
  15. Керпич и Шилинитис (Kierpiczus и Siliniczus) – боги леса, мхов и лишайников.
  16. Тавалас (Таввалс) – божество физической силы. Гинтарас Береснявичюс отмечал, что это божество могло быть тем же, что и средневековый Телявелис .
  17. Ортус
  18. Эжеринис (Эзерним) – дух или божество озер. Происходит от озера (озера).
  19. Сиджиус , Симонайтис и Вентис Рекичионис (Simonaitem, Sidzium, Ventis Rekicziouum) — духи, которым поклонялись отдельные дворянские семьи.
  20. Карвайтис Эрайтинис (Курввайцин Эрайчин) – божество телят и ягнят. [9]
  21. Гардунитис (Gardunithis) – защитник новорожденных ягнят. [10]
  22. Пригирститис (Prigirstitis) – слышит шепот.
  23. Тюнер (Дерфинтос)
  24. Бентис
  25. Лаукпатис (Лавукпатимо)
  26. Припаршис (Priparscis)
  27. Ратайничия (Ратаинича) - бог лошадей. [6]
  28. Валгина (Вальгина) – бог скота. [9]
  29. Крикстос (Kriksthos) – защитник надгробий. [9]
  30. Апидеме (Апидоме) – божество смены места жительства. Имя также известно из рукописного сборника проповедей 1573 года. [11]
  31. Криукис (Krukis) – божество свиней.
  32. Лаздона (Ласдона) – богиня фундука.
  33. Бубилас (вавилоняне) – домашний бог пчел , муж Аустеи.
  34. Жемина (Земина) – богиня земли и сельского хозяйства.
  35. Аустея (Аустея) - домашняя богиня пчел, часто изображаемая женой Бубиласа.
  36. Дуоитис
  37. Старые
  38. Губой и Тввертикос
  39. Велиуона (Виелона) – Богиня смерти.
  40. Варпулис
  41. Салаус - Ласицки не записывал никаких функций.
  42. Шлуотражис (Szlotrazis) - Ласицки не записывал никаких функций. Название происходит от слова šluota (метла). [12]
  43. Тиклис – Ласицки не записывал никаких функций.
  44. Бержулис (Бирзулис) - Ласицким функция не зафиксирована. Судя по этимологии, это мог быть бог берез и березового сока .
  45. Шеричиус (Сириц) - Ласицким функция не зафиксирована. Название, возможно, происходит от слова «шерти» (корма). [12]
  46. Дваргантис (Двваргонт) - Ласицким функция не зафиксирована.
  47. Кламалс – Ласицки не указал ни одной функции.
  48. Атлайбас (Атлайбос) - Ласицким функция не записана.
  49. Нумейас
  50. Убланичя (Вланича) – покровительница нищих. [13]
  51. Дугнай – дух муки
  52. Пессея
  53. Тратитас Кирбихсту - божество искры, огня
  54. Алабатис
  55. Не говори мне
  56. UžpelenėАспеление
  57. Сторож (Будинтая)
  58. Свекровь
  59. Раугуземапати - божество закваски, закваски и брожения.
  60. Луигегельдас
  61. Земенник
  62. Вайжгантас (Вайзгантос) – бог льна.
  63. Габиджа (Габи) – богиня домашнего огня.
  64. Smik smik per velėną (Smik Smik Perleuenu) – скорее фраза, чем существо.
  65. Ежиагалис (Эзагулис) – бог смерти
  66. Кайт (Воздушные змеи)
  67. Каукас (Кауки)
  68. Гивате (Giuoitos) — черная змея (см. также змеи )
  69. Шрутис и Мехутеле – божества краски и цвета. [12]

Мэтью Преториус

[ редактировать ]

Божествами, упомянутыми Маттеусом Преториусом (1635–1704), были: [12]

  • Заллус – бог разногласий
  • Желиус (Зелус) – бог травы
  • Шулининис (Шулиннийс) – бог колодцев.
  • Бангпутис, Вейопатис, Бичбирбис, Гилтине, Гота, Баучю Баубис, Карвайтис, Эрайтис, Скалса, Биржулис / Биржулис, Пригирститис / Гиристис, Лигичюс / Лигеус, Келиос девас / Келукис
  • Дребкулис и Магила — прусско-литовские.
  • Габжауя (Габвартас) [14]

Теодор Нарбутт

[ редактировать ]

Польско-литовский историк Теодор Нарбутт написал десятитомный труд «История литовской нации» ( Dzieje starożytne narodu Litewskiego ) между 1835 и 1841 годами. Первый том содержал описание литовской мифологии. Однако современные историки обвиняют Нарбутта в фальсификации исторических фактов и распространении домыслов. Так, некоторые боги, упомянутые только Нарбуттом и неизвестные из других источников, обычно трактуются как выдумки автора.

Мужские божества

[ редактировать ]
  • Праамжиус (Прамжимас) – высший бог, определяет судьбы людей, мира и других богов.
  • Укапирмас (Оккапирмас) – предшествовал времени, его праздник отмечается 25 декабря.
  • Виршайтис (Виршайтос) – охраняемые домашние животные. Нарбутт утверждал, что он эквивалентен Аустеясу Виссагистису, упомянутому Ласицким, и римскому Сатурну.
  • Перкунас (Перкунас) – бог грома
  • Ковас (Кавас) – бог войны
  • Рагутис – бог пива, водки, медовухи.
  • Сантварас или Сотварас (Сотварос) – бог дневного света, поэты, врачи
  • Атримпас (Атримпос) – бог моря и воды.
  • Гардайтис (Gardeoldiis) – бог ветра, бури, защитник кораблей.
  • Поклиус (Поклус) – бог смерти и подземного мира.
  • Криукис (Кругис) – бог кузнецов.
  • Земиеникс (Ziemienikas) – бог земли, урожая и тьмы.
  • Пателас (Патело) – летающий бог воздуха, похожий на ангела.
  • Шнейбратас (Снейбрато) – бог птиц и охоты.
  • Ведра (Кабиры) – троица

Женские божества

[ редактировать ]
Богиня Мильда работы Казимежа Альхимовича (1910), Национальный музей в Варшаве.
  • Прауриме (Прауриме) – богиня священного огня, ей служили вайдилутес.
  • Лада (Ладо) – великая богиня, праздник Расос. ей посвящен
  • Будте (Будте) – богиня мудрости.
  • Лайма (Лайма) – богиня судьбы
  • Поленгабия – богиня каминов.
  • Матергабия — богиня хлеба и хлебобулочных изделий.
  • Перкунайтеле (Перкунателе) – жена Перкунаса
  • Пильвите (Пильвите) – богиня денег, богатства и удачи.
  • Летува (Liethua) – богиня свободы, удовольствия, радости.
  • Велиуона (Веллона) – богиня вечности, загробной жизни.
  • Пергрубе (Пергрубие) – богиня весны, цветов, садов.
  • Милда – богиня любви, ухаживания
  • Крумине (Крумине) – богиня зерна, земледелия.
  • Ниоле – хозяйка подземного мира, жена Поклиуса.
  • Алабатис – богиня льна
  • Аушра (Ауссра) – богиня утра.
  • Безелея – вечерняя богиня
  • Брекшта (Brekszta) – богиня тьмы и снов.
  • Круонис (Хроника) – богиня времени
  • Успариния – богиня сухопутных границ.
  • Верпея (Werpeja) – ткачиха нити жизни.
  • Гонду – богиня свадеб
  • Упине (Упине) – богиня рек, родников.
  • Ратайничия (Ратайничу) - богиня, защищающая лошадей.
  • Валгине (Вальгина) – богиня, защищающая домашних животных.
  • Луобо гельда (Лайбегельда) – богиня знаний и слухов.
  • Меслу боба (бабушка Махслу) – богиня мусора
  • Будинтойя – дух, пробуждающий спящих людей
  • Аустея (Austheja) – богиня пчел.
  • Рагутиене Пати (Рагутенапати) – жена Рагутиса
  • Мать-Земля (Земмес махти) – богиня подземелий, ответственная за потерянные вещи.
  • Гайла (Гайла) – дух, мучающий людей и животных.
  • Нерис – нимфа реки Нерис.
  • Дугне (Нижняя) – нимфа рек.
  • Рагана – богиня деревьев
  • Лаздона – богиня фундука
  • Медзиойна – богиня лесов.
  • Пайаута – почитаемая женщина, дочь герцога Керния , жена Живинбудаса.
  • Бируте (Бирута) – почитаемая женщина, жена Кястутиса.

Другие письменные источники

[ редактировать ]

В этом разделе собраны те имена литовских и прусских богов или других мифических существ, которые упоминаются в старых трактатах по истории или философии, иногда сопровождаемые краткими описаниями, и которые известны из нескольких независимых источников или от их аналогов под другими именами в более поздних сборниках. из мифов и сказок.

  • Димстипатис (упомянутый Йокубасом Лавинскисом) — мужское божество ( genius loci ). Это домашний бог, хранитель домов и хранитель домашнего очага. Люди приносили в жертву петухов божеству и черных кур. Птицы были сварены; позже люди собирались вокруг котла и ели птиц. Кости сгорели. Иногда Димстипатиса реконструируют как бога домохозяек, которому приносили в жертву свиней . Димстипатис также считался силой, защищающей от пожаров. [3]
  • Дирволика, Носолус (иезуитские отчеты с 1605 г.) [15]
  • Пагирнис (сообщения иезуитов за 1605 г.) [3]
  • Баукурис (Колледжи Кразиу) [16]
  • Велинас (упоминается Константинасом Сирвидасом ) [2]
  • Явине («Явинне» Якоба Бродовского ) [15]
  • Лайма ( Дэниел Кляйн в 1666 году) [17]

Другие имена

[ редактировать ]

Здесь приведены имена персонажей, которые были более маргинальными в литовской мифологии или менее известны из существующих источников. На самом деле они обозначают некоторых духов или местных божеств, которые не играют главной роли в мифологии литовцев.

  • Близгулис , бог снега. Его имя означает «Тот, кто сверкает».
  • Джунда , богиня войны
  • Баубис , домашний бог мяса и скота .
  • Дивитис , богоподобный герой рыбацких легенд. Рыбаки на море пели песни о Дивитисе.
  • Гардайтис , бог (дух?) кораблей и моряков.
  • Ягаубис , домашний дух огня и печи .
  • Раса , дочь Куполе и Кауполиса. Она богиня летней зелени и цветов.
  • Мокас , камень, обладающий способностью учить людей, иногда встречается в семьях - с женой Мокене и детьми Мокиукасом.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Навсегда». Энциклопедия мифологии , том. 2. Вильнюс. Борозда. 1999. 291 с.
  2. ^ Jump up to: а б Бальсис, Римантас (2005). «Прусские и литовские божества смерти (подземного мира, мертвых): от Патула до Каулинитии» (PDF) . Литовцы и литовцы. Этническая культура (на литовском языке). IV : 27–51.
  3. ^ Jump up to: а б с Береснявичюс, Гинтарас (16.12.2006). «Лаукпатис и Димстипатис. Боги поля и дома» . Северные Афины (на литовском языке) (825 г.). ISSN   1392-7760 .
  4. ^ Адальберт Безценбергер, изд. Литовские и латвийские гравюры XVI века . Геттинген: Роберт Пеппмюлер. п. 3 .
  5. ^ Береснявичюс, Гинтарас (август 2006 г.). «Список литовских богов в «Хронике» М. Стрийковского (1)» . Год (на литовском языке). 8–9 (89). ISSN   0134-3211 .
  6. ^ Jump up to: а б Бальсис, Римантас (2006). «Конские (лошадиные) божества в письменных источниках» . Жемайчай жема (на литовском языке) (3): 17–19. ISSN   1392-2610 .
  7. ^ Балсис, Замечания (2006). «Лада (Дидис Ладо) в балтийских и славянских письменных источниках » Балтийско-славянский акт. Археология, история, этнография и Linguarum Scientia (30): 597–609. ISSN   0065-1044 . Архивировано из оригинала 1 июля 2011 г.
  8. ^ Ласицкий, Ян (1868) [1615]. Брошюра о богах самагитов (на латыни). Рига: Я. Бакмейстер. стр. 10 -16. OCLC   60605501 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Митчел, BW (апрель 1919 г.). «Ранние века культуры» . Классический журнал . 7 (14): 421.
  10. ^ Паулауските, Тереза ​​(21 августа 2004 г.). «Чему поклонялись земаиты в XVI веке – богам или демонам?» . Северные Афины (на литовском языке) (713 г.). ISSN   1392-7760 .
  11. ^ Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Пятно». Литовская энциклопедия . Том. И. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 113–114. LCCN   74-114275 .
  12. ^ Jump up to: а б с д Бальсис, Римантас (2007). «Некоторые гипотезы Мотеяса Преториуса и их интерпретации в трудах мифологов конца 20 — начала 21 века» (PDF) . Res Humanitariae (на литовском языке). Я : 76–94. ISSN   1822-7708 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
  13. ^ Разаускас, Дайнюс (4 декабря 2009 г.). «Печь — это алтарь, святилище дома » . Северные Афины (на литовском языке) (967 г.). ISSN   1392-7760 .
  14. ^ «Айдай» . www.aidai.us . Проверено 9 апреля 2018 г.
  15. ^ Jump up to: а б Она Версецкене, изд. (2004). «Домашние боги. Балтийские домашние боги» . Литовская этническая культура. Дома в этнической культуре (на литовском языке). Электронное издательство. ISBN  9955-606-04-5 .
  16. ^ Зинкус
  17. ^ Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Лайма». Литовская энциклопедия . Том. III. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. стр. 269–270. LCCN   74-114275 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae943f53dc29b38a627abdf574b7cc99__1715723760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/99/ae943f53dc29b38a627abdf574b7cc99.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of Lithuanian gods and mythological figures - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)