советский
Часть серии о |
Балтийская религия |
---|
Совий ( лит . Sovijus ) — персонаж балтийского мифа , записанный в русском переводе « Хронографии» византийского летописца Иоанна Малаласа (1261). Согласно мифу, Совий был зачинателем древней балтийской традиции сжигания умерших и последующих ритуалов жертвоприношения балтийским богам Андаюсу, Перкунасу , Жворуне и Телявелису . Другим его предназначением было также сопровождение мертвых душ в подземный мир, сродни древнеегипетскому Анубису и древнегреческому Харону . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Имя Совий
[ редактировать ]Происхождение и значение имени Совий оспариваются. Например, Эдуардс Вольтерс , лингвист, этнограф и археолог балтийских языков и культуры, утверждает, что это заимствованное слово из арабского языка, а филолог Антони Юлиан Межиньский утверждает, что оно произошло от названия литовского племени. Но большинство этимологов полагают, что оно происходит от индоевропейского корня sāue , означающего солнце.
Миф о Совии
[ редактировать ]Миф вращается вокруг трех основных способов захоронения – захоронения в земле, подвешивания на дереве и сжигания. Совий, после успешной охоты на кабана, отдал 9 его селезенок своим детям, чтобы они приготовили их. Вместо того, чтобы готовить их, дети ели селезенку. Разъяренный Совий отправился в ад. Пройдя через 8 ворот, ему потребовалась помощь одного из его сыновей, чтобы пройти через 9-е. После того, как оставшиеся братья были недовольны решением сына помочь отцу Совию, он пообещал забрать его обратно для захоронения. Пообедав с отцом, он уложил его спать [закопать] в землю, а на следующий день взял его спать на дереве. Совий был недоволен обоими методами захоронения, пока его не сожгли в огне, отметив, что он спал, как малыш в колыбели. Упоминается также, что Совий водил души в ад, чтобы они поклонялись вышеупомянутым богам.
Анализ
[ редактировать ]Миф о Совии является первым зафиксированным мифом балтийской религии . Смена методов захоронения предполагает различные методы предыдущих культур. Ученые считают, что миф о Совиях был оправданием метода сожжения умершего, хотя они не согласны с изображением в мифе. Стало очевидным два пути интерпретации мифа - один из них, стремящийся найти универсальную корреляцию между мифом и другими религиями (например, Гинтарас Береснявичюс ), и другой - стремящийся найти корреляцию в балтийской традиции (например, Йонас Басанавичюс);
- Альгирдас Юлиус Греймас предположил, что убийство кабана символически представляет собой падение старой системы поклонения и ритуалов, в то время как Совий спровоцирует новую - аналогично идее фольклориста Норбертаса Велиуса о том, что Совий, убив кабана, стал новым лидером. душ в подземный мир.
- Владимир Топоров предположил, что кабан олицетворяет солнце, а Совий — создатель нового, родственного имени Совий, относящемуся к солнцу и кузнечному делу. Он также высказал предположение, что миф представляет собой культ бога, при этом жертвоприношение огня богам является основной характеристикой посвящения центральной фигуре - Перкунасу.
- Йонас Басанавичюс предположил, что методы захоронения были родственны литовским, и поэтому видел в Совии просто реформатора метода захоронения, и, наоборот, Норбертас Велиус предположил, что метод захоронения из мифа о Совии противоречил методам, обнаруженным в близкородственных балтийско-прусских методах. мифы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Советский миф» . Универсальная литовская энциклопедия . ВЛЕ.
- ^ «Совиус» . Универсальная литовская энциклопедия . ВЛЕ.
- ^ Лемешкин, Илья. «Белизна и арабность советской саги. Происхождение мифонима» (PDF) . Карлов университет.
- ^ Береснявичюс, Гинтарас. «СОВЕТСКИЙ МИФ» (PDF) . Дауса.