Jump to content

Пикси

Пикси
Пикси играют на скелете коровы,
нарисовано Джоном Д. Баттеном около 1894 г.
Группировка Легендарное существо
Сказочный
Спрайт
Страна Великобритания
Область Девон и Корнуолл

Пикси pizkie (также называемый pisky , pixy , pixi , в , piskie или pigsie некоторых частях Корнуолла и Девона ) — мифическое существо британского фольклора . Предполагается, что пикси особенно сконцентрированы в высокогорных болотах вокруг Девона. [1] и Корнуолл, [2] предполагая некоторое кельтское происхождение веры и имени. Однако слово «пикси» (в различных формах) также встречается в Дорсете , Сомерсете и в меньшей степени в Сассексе , Уилтшире и Хэмпшире . [3]

Подобно ирландским и шотландским Аос Си (также пишется как Аос Сидхе ), пикси, как полагают, населяют древние подземные места, такие как каменные круги , курганы , дольмены , кольцевые крепости или менгиры . [4] В традиционных региональных преданиях пикси обычно добродушны, озорны, невысокого роста и похожи на детей; они любят танцы и борьбу на открытом воздухе, в которых выступают всю ночь.

В современную эпоху их обычно изображают с заостренными ушами , часто в зеленой одежде и остроконечной шляпе. Традиционные истории описывают их как носящих грязные, рваные связки тряпок, которые они выбрасывают в качестве подарков, содержащих новую одежду. [5] На других изображениях их глаза направлены вверх на внешнем конце. Однако это условности викторианской эпохи , а не часть старой мифологии. [ нужна ссылка ]

Этимология и происхождение

[ редактировать ]

Происхождение слова «пикси» неясно. Оно могло произойти от шведского диалектного слова «pyske» , что означает «маленькая фея ». [6] Другие оспаривают это, учитывая, что нет никаких правдоподобных аргументов в пользу нордических диалектных записей на юго-западе Британии, вместо этого утверждая - ввиду корнуоллского происхождения пикси - что этот термин более кельтский по происхождению, хотя явный предок этого слова неизвестен. . Термин Pobel Vean (Маленькие люди) часто используется для обозначения всех них вместе. [7] [8] Учитывая место происхождения, возможно, оно происходит от протобританского *bɨx, которое превратилось в bych, small, в средневаллийском языке и bihan в бретонском языке. [ нужна ссылка ] Переход от b к p можно легко объяснить сандхи , возникающим после использования старого артикля или местоимения. [ нужна ссылка ]

Очень похожие аналоги существуют в близкородственных ирландской ( Aos Sí ), мэнской ( Mooinjer veggey ), валлийской Tylwyth Teg («Справедливая семья») и бретонской ( корриган ) культурах. Хотя их общие имена не связаны между собой, существует высокая степень местных вариаций имен. В западном Пенвите , районе позднего выживания корнуоллского языка , спригганы отличаются от пикси своим злобным характером, а молотки отличаются своей связью с добычей олова в Корнуолле .

Считается, что мифология пикси возникла еще до присутствия христиан в Британии. Романо-британские духи с капюшонами genii cucullati — возможные древние кельтские предки — такие карликовые духи носили традиционные плащи с капюшонами, связанные с британцами, и скрывали фаллические кинжалы. В христианскую эпоху их иногда называли душами детей, умерших некрещеными (аналогично вере в Лимбо ). Эти дети меняли свой внешний вид на пикси, когда их одежду помещали в глиняные погребальные горшки, которые в их земной жизни использовались в качестве игрушек. В викторианскую эпоху распространенной идеей было то, что пикси были народной памятью пиктов, но это в значительной степени было опровергнуто и рассматривается в научных кругах как норвежская пропаганда против пиктов. [9] Это предположение до сих пор упоминается в современной литературе, но доказанной связи нет, а этимологическая основа считается неоднозначной. [10] Некоторые исследователи 19-го века делали более общие заявления о происхождении пикси или связывали их с Паком (Корнуолл Букка ), мифологическим существом, которое иногда называют феей; имя Пак (ирландский: Púca , валлийский: Pwca ) также имеет неопределенное происхождение.

Самая ранняя опубликованная версия истории «Три поросенка» датируется Дартмуром в 1853 году и в ней вместо свиней есть три маленьких пикси. [11] В более старом диалекте Весткантри современные пары букв принятого произношения иногда транспонируются из старого саксонского написания ( waps для осы, aks для спросить и т. д.), в результате чего (пикси) появляются пикси вместо пикси (пикси), которые обычно встречаются в Девоне и Корнуолле в наше время. .

До появления современной художественной литературы мифология пикси в основном была локализована в Британии. Некоторые отмечают сходство с «северными феями», германскими и скандинавскими эльфами . [12] или нордический Томте , но пикси отличаются от них мифами и историями Девона и Корнуолла.

Корнуолл, Девон и Сомерсет

[ редактировать ]

До середины 19 века в городах Корнуолл и Девон существовало множество культурных изображений пикси и фей. Книги, посвященные домашним верованиям крестьянства, были наполнены случаями проявления пикси. Некоторые места были названы в честь связанных с ними пикси. В Девоне, недалеко от Чаллакомба , группа скал была названа в честь обитавших там пикси. в Тревоз-Хед Говорят, что в Корнуолле 600 пикси собрались, танцуя и смеясь, образовав круг, который появился на газоне, пока один из них, по имени Омфра, не потерял смех. После поиска среди курганов древних королей Корнуолла на Сент-Брок-Даунс , он пробирается через бездонный пруд Дозмари на Бодмин-Мур, пока его смех не восстановлен королем Артуром в форме Чаха . [13]

Дартмур Писки

В легендах, связанных с Дартмуром , пикси (или пикси ) маскируются под связку тряпок, чтобы заманить детей. Пикси Дартмура любят музыку, танцы и катание на дартмурских жеребятах . Обычно говорят, что эти пикси полезны людям, иногда помогая нуждающимся вдовам и другим людям по дому. Однако они не совсем безобидны, так как имеют репутацию вводящих в заблуждение путешественников, известных как «пикси-ведомые», и это можно вылечить, вывернув пальто наизнанку. [14] [15]

корнуоллских Говорят, что королевой пикси является Джоан Вад (факел), и считается, что она благословляет людей удачей. В Девоне пикси называют «невидимо маленькими, безвредными и дружелюбными для человека». [ нужна ссылка ]

В некоторых легендах и исторических отчетах они представлены как имеющие антропоморфный рост. Например, член семьи Элфордов в Тавистоке, Девон , успешно спрятался от войск Кромвеля в домике пикси. [16] Хотя со временем вход сузился, дом пикси, естественная пещера на Овечьем Торе , все еще доступен.

Говорят, что в Бакленд-Сент-Мэри , Сомерсет, пикси и феи были на войне. Пикси одержали победу и время от времени навещают их, в то время как феи, как говорят, ушли после своего поражения. [17]

К началу 19 века их контакты с людьми уменьшились. В Сэмюэля Дрю книге « Корнуолл» , вышедшей в 1824 году , Дрю утверждает: «Эпоха пикси, как и эпоха рыцарства , прошла. Пожалуй, в настоящее время вряд ли существует дом, который они, как считается, посещают. Даже поля и переулки, которые они раньше часто посещаемые места кажутся почти заброшенными. Их музыку редко слышно». [18]

День Пикси

[ редактировать ]

День Пикси — это старая традиция, которая проводится ежегодно в июне в в Восточном Девоне городе Оттери-Сент-Мэри . Этот день посвящен легенде о пикси, изгнанных из города в местные пещеры, известные как «Гостиная Пикси».

Легенда о Дне Пикси берет свое начало в первые дни христианства, когда местный епископ решил построить церковь в Оттери (Оттери Св. Марии) и заказал набор колоколов или звонарей из Уэльса, которых сопровождали. монахами во время их путешествия.

Пикси были обеспокоены, так как знали, что, как только колокола будут установлены, это станет похоронным звоном по их правлению на земле. Они заколдовали монахов, чтобы перенаправить их с дороги в Оттери на дорогу, ведущую их к краю обрыва в Сидмуте . Когда монахи собирались упасть со скалы, один из монахов ушиб палец ноги о камень и сказал: «Боже, благослови мою душу», разрушив заклинание.

Затем колокола были доставлены в Оттери и установлены. Однако чары пикси не были полностью разрушены; Каждый год в июньский день «пикси» выходят и захватывают городских звонарей, а затем заключают их в тюрьму в гостиной пикси, чтобы их спас викарий Оттери Святой Марии. Эту легенду каждый год воспроизводят группы Детенышей и Домовых из Оттери-Сент-Мэри со специально построенной Салоном Пикси на городской площади - оригинальную Салон Пикси можно найти на берегу реки Оттер .

Характеристики

[ редактировать ]
Иллюстрация Джона Бауэра к книге Альфреда Смедберга «Семь желаний» в Среди пикси и троллей» . антологии детских рассказов «

Пикси описываются в фольклоре и художественной литературе по-разному, чаще всего как плохо одетые или обнаженные. [19] В 1890 году Уильям Кроссинг отметил предпочтение пикси к украшениям: «Действительно, среди них существует своего рода слабость к нарядам, и кусок ленты, кажется,... очень ценится ими». [20]

Говорят, что некоторые пикси крадут детей или сбивают с пути путешественников. Кажется, это смесь волшебной мифологии, изначально не связанной с пикси; в 1850 году Томас Кейтли отметил, что большая часть мифологии девонских пикси, возможно, возникла из мифов о фейри. [21] Говорят, что пикси вознаграждают за внимание и наказывают за пренебрежение со стороны более крупных людей, чему Кейтли приводит примеры. Своим присутствием они приносят благословения тем, кто их любит.

Говорят, что пикси имеют духовную связь с лошадьми, катаясь на них ради удовольствия и запутывая гривы этих лошадей. [22]

В мифологии иногда говорят, что пикси имеют человеческое происхождение или «принадлежат человеческой природе», в отличие от фей, чья мифология связана с нематериальными и злокачественными духовными силами. В некоторых обсуждениях пикси представлены как бескрылые существа, похожие на пигмеев . Однако, вероятно, это более позднее приращение мифологии.

Один британский ученый заявил, что, по его мнению, «пикси, очевидно, были меньшей расой, и, учитывая большую неясность... рассказов о них, я считаю, что они были более ранней расой». [23]

Литературные интерпретации

[ редактировать ]

Многие поэты викторианской эпохи считали пикси волшебными существами. Примером может служить Сэмюэл Минтерн Пек . В своем стихотворении «Пикси» он пишет: [24]

«Говорят, их формы крошечные, но
Все человеческие беды они могут подчинить,
Или с палочкой или амулетом
Сможет завоевать для тебя девичье сердце;
И многие благословения умеют тушить
Сделать брак ярким;
Воздайте честь изысканному экипажу,
Пикси сегодня вечером за границей.

Английская поэтесса конца XIX века Нора Чессон резюмировала мифологию пикси в стихотворении под названием «Пикси». [25] Все домыслы и мифы она собрала в стихах:

Вы когда-нибудь видели Пикси, стадо не благословленное и не запрещенное?

Они ходят по водам; они плывут по земле,

Они делают зеленую траву зеленее там, где падают их шаги,

На их зов приходит самая дикая лань в лесу.

Они воруют из закрученных линней, выдаивают ключ из травы,

Служанки целуются во время доения, и никто не слышит, как они проходят.

Они перебегают из коровника в конюшню и скачут на необъезженных жеребятах,

Они ищут любовников, чтобы завоевать их души.

Пикси не знают печали, Пикси не чувствуют страха,

Они не заботятся ни о сборе урожая, ни о времени посева в году;

Возраст не трогает их, время жнеца проходит.

Пикси — те, кто не меняются, не стареют и не умирают.

Пикси, хотя и любят нас, видят, как мы уходим,

И не грустят о цветах, которые собрали вчера,

Сегодня малиновая наперстянка.

Если вчера вечером засох фиолетовый шланг в шланге

Завтра будет своя роза.

Пикси являются «промежуточными», не прокляты Богом и не особенно благословлены. Они совершают неожиданные поступки, благословляют землю и являются лесными существами, которых другие дикие существа находят привлекательными и неопасными. Они любят людей, берут некоторых себе в пару, и почти не имеют возраста. Они крылатые, порхают с места на место. [ нужна ссылка ]

Традиция Дня Пикси в Сэмюэля Тейлора Кольриджа родном городе Оттери-Сент-Мэри в Восточном Девоне послужила источником вдохновения для его стихотворения « Песни Пикси ». [26]

Писательница викторианской эпохи Мэри Элизабет Уиткомб делила пикси на племена в зависимости от личности и поступков. [27] Писательница Анна Элиза Брей предположила, что пикси и феи — это разные виды. [28]

См. также

[ редактировать ]

флаг Портал Корнуолла

  1. ^ Р. Тотнеа: «Пикси», «Один раз в неделю» , 25 мая 1867 г., стр. 608, отмечает преобладание веры в пикси в Девоне.
  2. ^ «Фольклор Девона», журнал Fraser's Magazine , декабрь 1875 г., стр. 773 и далее.
  3. ^ Райт, Джозеф (1903). Словарь диалектов английского языка . Том. 4. Лондон: Фроуд и сын. стр. 530–531.
  4. ^ Воображаемые пейзажи: археология, восприятие и фольклор в изучении средневекового Девона, Люси Франклин, 2006.
  5. ^ Английские леса и лесные деревья, исторические, легендарные и описательные, Ингрэм, Кук и компания, 1853 г.
  6. ^ Э.М. Киркпатрик, изд. (1983). Словарь Чемберса 20-го века (новое издание). п. 978.
  7. ^ «Пикси | Этимология, происхождение и значение слова пикси по etymonline» . www.etymonline.com . Проверено 2 июля 2023 г.
  8. ^ Традиционные корнуоллские истории и рифмы, издание 1992 г., Lodenek Press
  9. ^ «Шотландская вера в фей» (2007), стр. 21–22.
  10. ^ «Закуски на южном побережье в Англии», в: Harpers New Monthly Magazine , (1869), стр. 29–41.
  11. ^ Английские леса и лесные деревья: исторические, легендарные и описательные (Лондон: Ингрэм, Кук и компания, 1853), стр. 189-90
  12. ^ например, Джон Текрей Банс : Сказки: их происхождение и значение 1878, стр. 133.
  13. ^ Традиционные корнуоллские истории и стишки , издание 1992 года, Lodenek Press.
  14. ^ Уильям Кроссинг, Сказки о дартмурских пикси , 1890, стр. 6.
  15. ^ Саймон Янг (2016). «Пикси под предводительством Девона и Юго-Запада». Отчет и операции Девонширской ассоциации . 148 : 311–336.
  16. ^ Справочник для путешественников в Девоне, издание 1887 года, стр. 230.
  17. ^ Кэтрин Мэри Бриггс : Феи в традициях и литературе, страница 179.
  18. ^ История Корнуолла от самых ранних записей и традиций до наших дней, 2 тома. 1824.
  19. ^ Роберт Хант: Популярные романы Запада Англии, 1881, стр. 96.
  20. ^ Уильям Кроссинг: Сказки о дартмурских пикси , 1890, стр. 5.
  21. ^ Кейтли, Томас (1850). Сказочная мифология . Лондон. п. 299 . Проверено 3 июля 2023 г. Короче говоря, все, что где-либо еще делают феи, боггарты и другие подобные существа, в Девоне делают пикси. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  22. Девон Пикси, Один раз в неделю , 23 февраля 1867 г., страницы 204–5.
  23. ^ К. Спенс Бейт : «Гримспаунд и связанные с ним реликвии», Годовой отчет о транзакциях Плимутского института, Том. 5. часть 1, 1873–4, стр. 46.
  24. ^ Баллады и Рондо, 1881, стр. 47.
  25. ^ Нора Чессон: Аквамарины , Лондон, 1902, стр. 81.
  26. ^ Сарай (редактор): Полное собрание сочинений Сэмюэля Тейлора Кольриджа, Том. 7, 1854 г., стр. 24.
  27. ^ Давные дни Девона и Корнуолла, 1874 г., стр. 45.
  28. ^ Легенды, суеверия и зарисовки Девоншира, 1844 г., стр. 169.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8aea1b8822e06a601ec22a95f97aa828__1721111820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/28/8aea1b8822e06a601ec22a95f97aa828.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pixie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)