Водяная лошадь
![]() Предполагаемый скелет водяной лошади Орд, Скай . | |
Группировка | Мифологический |
---|---|
Подгруппа | Водный дух |
Похожие объекты | Келпи Никс Каждый |
Фольклор | Шотландская мифология Ирландская мифология |
Другое имя (а) | Огиски (Ирландия) |
Страна | Ирландия/Шотландия |
Область | Хайлендс Ирландия |
среда обитания | Море Морские озера Пресноводные озера |
Водяная лошадь ( Шотландский гэльский: [ɛxˈɯʃkʲə] , буквально « водяная лошадь ») — водный дух в ирландском и шотландском фольклоре , пишется какeach -uisce (англизированный как aughisky или ech-ushkya ) в Ирландии и cabbyl-ushtey на острове Мэн . Обычно он принимает форму лошади и похож на келпи , но гораздо более злобный.
Фольклор
[ редактировать ]Описание и атрибуты
[ редактировать ]Каждый-уисге, сверхъестественная водяная лошадь, обитающая в Шотландском нагорье , была описана фольклористкой Кэтрин Бриггс как «возможно, самая свирепая и самая опасная из всех водяных лошадей» . [ 1 ] Часто ошибочно принимаемый за келпи (который обитает в ручьях и реках), каждый-уисге обитает в море, морских и пресноводных озерах. [ 1 ] Каждый-уисге — это оборотень, маскирующийся под прекрасную лошадь, пони, красивого мужчину или огромную птицу, такую как олуша . [ 1 ] Если человек, находясь в форме лошади, сядет на него, он будет в безопасности только до тех пор, пока на каждом из них ездят внутри страны. Однако малейший взгляд или запах воды означает начало конца для наездника, поскольку кожа каждого-уисге становится липкой, и существо сразу же отправляется со своей жертвой в самую глубокую часть озера. После того как жертва утонула, каждый-уисге разрывает ее на части и пожирает все тело, кроме печени, которая всплывает на поверхность. [ 1 ]
Говорят, что в человеческом облике он выглядит как красивый мужчина, и его можно распознать как мифологическое существо только по водяным водорослям. [ 2 ] или обильный песок и грязь в его волосах. [ 3 ] Из-за этого люди в Хайленде часто опасались одиноких животных и незнакомцев у кромки воды, недалеко от того места, где, как считалось, обитал каждый-уисге.
Кнок-на-Бейст («Холм чудовища») — это название холма на острове Льюис , где каждый-уисг был убит братом женщины, которую он пытался соблазнить, в пресноводном озере Лох-а-Муилейн ( «Мельничное озеро»). [ 3 ]
Помимо человеческих жертв, граж-уисге часто становился жертвой крупного рогатого скота и овец, которых можно было выманить из воды запахом жареного мяса. Одна история из книги Джона Маккея « Больше рассказов Вест-Хайленда» звучит так:
Кузнец из Раасая потерял свою дочь из-за кажд-уисге. В отместку кузнец и его сын изготовили набор больших крючков в кузнице, которую они установили на берегу озера. Затем они зажарили овцу и нагрели крючки докрасна. Наконец из воды появился огромный туман, и каждый-уисге поднялся из глубины и схватил овец. Кузнец и его сын вонзили ему в плоть раскаленные крюки и после непродолжительной борьбы убили его. Утром от существа не осталось ничего, кроме желеобразной субстанции.
Шотландский фольклорист Джон Грегорсон Кэмпбелл записал множество сказок и традиций, касающихся каждого-уисге. В одном из рассказов человек, которого водяная лошадь собиралась унести в озеро, смог спастись, поставив обе ноги по обе стороны от узких ворот, через которые бежала лошадь, и тем самым с силой сдернул себя с ее спины. Мальчик, который задел лошадь пальцем и застрял, смог спастись, отрезав ее. Хайлендский флибустьер встретил водяного коня в его человеческом облике и дважды выстрелил в него из ружья, но безрезультатно, но когда он зарядил его серебряной монетой и снова выстрелил, человек отступил и нырнул обратно в озеро. Каждый элемент непредсказуем. Известно, что он выходит на сушу и нападает на одиночных особей, в то время как по другим сведениям он позволяет использовать себя в качестве сельскохозяйственной рабочей силы до тех пор, пока его владелец не сядет ему на спину и не будет унесен в озеро. В своем хищническом голоде водные лошади могут даже напасть на себе подобных, если запах предыдущего наездника-человека достаточно силен на теле монстра. [ 4 ]
Аффлек Грей записывает по две истории о реке Спей в Кэрнгормсе. An t-Each Ban представлял собой белую водяную лошадь, которая, несмотря на то, что она не была обычного черного цвета, была в остальном «традиционной», разыскивая путешественников в бурные ночи в форме лошади и прыгая со своими жертвами в глубокие заводи. Желтая лошадь Спея имела еще более необычный окрас, и ее предпочтительными жертвами были супружеские пары. Грей также отмечает, что каждый из горных уисге «кажется, был богато одет», и что если бы женщина могла заполучить богатые уздечки и заменить их коровьими кандалами, тогда она имела бы власть над каждым уисжем до конца своей жизни. жизнь и что уздечка принесет ей удачу. [ 5 ]
Водяные лошади и женщины
[ редактировать ]Каждый-уисге также питает особое желание к человеческим женщинам. Кэмпбелл заявляет, что «любая женщина, на которую он наложил свой след, обязательно в конце концов станет его жертвой». Молодая женщина, пасущая скот, встретила водяного коня в виде красивого юноши, который положил голову ей на колени и заснул. Когда он потянулся, она обнаружила, что у него лошадиные копыта, и тихо убежала (в вариантах сказки она обнаруживает в его волосах водоросли или песок). В другом рассказе водяная лошадь в человеческом облике пришла в дом женщины, где она была одна, и попыталась ухаживать за ней, но все, что он получил за свои нежелательные ухаживания, - это кипяток, брошенный ему между ног. Он выбежал из дома, ревя от боли. В третьей сказке отец и трое его сыновей сговорились убить водяную лошадь, которая пришла в дом, чтобы увидеть дочь. Когда они схватили молодого человека, он снова принял свой конский облик и хотел унести их в озеро, но в борьбе им удалось убить его своим оружием. кортики . Однако, несмотря на свои амурные наклонности, каждый-уисге с такой же вероятностью просто пожирает женщин так же, как и свои жертвы-мужчины. [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]Аугиски , или ирландская водяная лошадь , во многом похожа на шотландскую разновидность. Иногда он выходит из воды, чтобы скакать по суше, и, несмотря на опасность, если авгиски удастся поймать и приручить, из него получится лучший из скакунов, если ему не позволят взглянуть на океан. [ 6 ]
Кабилл -уштей (или каббил-уштей ), мэнская водяная лошадь, которую иногда путают или отождествляют с глаштыном , столь же прожорлива, как и каждый-уисге, хотя о ней рассказывают не так много историй. В одном из них рассказывается, как каббыл-уштей вышел из Авин Дху (Черной реки) и сожрал корову фермера, а позже забрал его дочь-подростка. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бриггс, Кэтрин (1976). Энциклопедия фей, хобгоблинов, домовых, буги и других сверхъестественных существ . Хармондсворт, Миддлсекс: Penguin Books. стр. 115–16. ISBN 0-394-73467-Х .
- ^ Варнер, Гэри Р. (2007), Существа в тумане: маленькие люди, дикие люди и духовные существа по всему миру: исследование сравнительной мифологии , Алгора, с. 24, ISBN 978-0-87586-545-4
- ^ Jump up to: а б Макфейл, Малькольм (1896). «Фольклор Гебридских островов» . Фольклор . 7 (4): 400–04. дои : 10.1080/0015587X.1896.9720386 .
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Джон Грегорсон (1900). Суеверия горной местности и островов Шотландии . Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья. стр. 203–15.
- ^ Грей, Аффлек (1987). Легенды Кэрнгормов . Эдинбург: Основное издательство. стр. 41–42. ISBN 1851580670 .
- ^ Йейтс, Уильям Батлер (1888). Сказки и народные сказки ирландского крестьянства . Лондон: Вальтер Скотт. п. 94.
- ^ Гилл, В. Уолтер (1929). Стрелок из мэнского альбома для вырезок. Ч. 4.