Клюришаун

Часть серии о |
Культура Ирландии |
---|
![]() |
История |
Люди |
Мифология и фольклор |
Религия |
Искусство |
Clurichaun ирландского ( / ˈ k l uː r ɪ k ɔː n / ) или clúrchán (от : clobhair -ceann [ 1 ] ) — озорная фея из ирландского фольклора, известная своей большой любовью к выпивке и склонностью посещать пивоварни , пабы и винные погреба . [ 2 ] Он связан с лепреконом , и его иногда отождествляют с сапожником и хранителем спрятанных сокровищ. [ 3 ] Это заставило некоторых фольклористов предположить, что клюрикон — это всего лишь гном, который пьет спиртное . [ 1 ] в то время как другие считают их региональными вариациями одного и того же существа. [ 4 ] Как и гном, клюрикон — одинокая фея, встречающаяся в одиночку, а не группами, в отличие от марширующих фей . [ 2 ]
Фольклор
[ редактировать ]В сказке «Погреб с привидениями», записанной Томасом Крофтоном Крокером в 1825 году, клюришаун по имени Наггенин посещает винный погреб ирландского лорда, выпивая все, что попадается на глаза, и устрашающе разыгрывая слуг. Его описывают как маленького человека ростом 6 дюймов (150 мм) с лицом, похожим на засохшее яблоко. У него мерцающие глаза и нос, покрасневший и фиолетовый от пьянства. Он носит красный ночной колпак, короткий кожаный фартук, голубые чулки и туфли с большими серебряными пряжками. Когда его обнаруживает хозяин дома, Наггинин отговаривает его переезжать в другое место, подразумевая, что он просто переедет с ним. [ 5 ]
В других описаниях он одет в красное, как и другие одинокие феи. [ 2 ] [ 6 ]
В другой сказке, «Мастер и человек», молодой человек по имени Билли Мак Дэниел однажды зимним вечером возвращается домой, когда предлагает ему стакан спиртного клюришаун , чтобы он согрелся. Он пьет напиток, но когда он отказывается платить за него, клюрикон заставляет его служить ему семь лет и один день. Билли, однако, в конце концов может разорвать свое рабство, призвав благословение Божие. В этой истории клюрикоун может проходить через замочные скважины, вторгаться в дома и винные погреба, а также превращать болотный камыш в лошадей, которых можно использовать в качестве ездовых животных. [ 7 ] Клюриконы также могут летать по воздуху на порывах, похожих на ведьм на их метлах. [ 8 ]
Томас Кейтли в своей «Мифологии фей» (1828) представляет историю клюрикона по имени Маленький Уайлдбин, который был более услужливым, чем другие представители его вида, но также быстро впадал в гнев и насилие, когда к нему пренебрегали. Он часто посещал винный погреб джентльмена -квакера по имени Харрис, и если один из слуг был настолько небрежен, чтобы оставить бочку с пивом включенной, то Маленький Уайлдбин вклинивался внутрь, чтобы остановить поток, пока кто-нибудь не приходил и не выключил ее. Ужин ему оставили в погребе, но однажды вечером повар не оставил ему ничего, кроме части селедки и холодного картофеля. В полночь Уайлдбин вытащил кухарку из ее постели и спустился по жесткой лестнице в подвал, оставив ее избитой и в синяках, так что она была прикована к постели на три недели. народных сказок По мотивам мистер Харрис пытался избавиться от Уайлдбина, переехав в другое место, но решил повернуть назад, когда обнаружил, что клюрикон переехал вместе с ним. [ 9 ]
Фольклорист Николас О'Кирни описал clurichaun в 1855 году следующим образом:
Клобхейнс был еще одним существом того же класса: веселым, краснолицым, пьяным парнем, и его всегда можно было найти в подвалах развратника, подобно Вакху , верхом на бочке с вином с полной кружкой. в руке, пьет и весело подпевает. Любой винный погреб, в котором обитал этот призрак, был обречен на быстрое разорение своего владельца. [ 10 ]
Кэтрин Бриггс заявила, что он был «своего рода маслянистым духом, пирующим в подвалах пьяниц или пугающим нечестных слуг, ворующих вино». [ 2 ]
Его также описывают как обманщика и шутника, а также нарушителя порядка и тишины в доме, шумящего днем и ночью. Несмотря на свой часто беспокойный характер, клюрикоун проявляет особую заботу о семье, к которой он привязался, стараясь защитить их собственность и жизнь, если ему не мешают. Эта двойственная природа делает его похожим на домашнего хобгоблина . [ 6 ]
Помимо любви к выпивке, клюрикон также любит курить трубки, и говорят, что маленькие одноразовые глиняные трубки, известные как «волшебные трубки», которые часто находят во время копания или пахоты, принадлежат ему. Он также знает секрет приготовления пива из вереска . [ 11 ]
Альтернативные варианты написания включают cluracan , [ 2 ] кларкон , [ 12 ] cluricaunцерковь [ 13 ] и клюрикон . [ 14 ]
Клюриконы и лепреконы
[ редактировать ]Хотя обычно лепрекона считают отдельными существами, некоторые характеристики иногда сливаются с характеристиками клюрикона, особенно как сапожника и хранителя сокровищ. [ 3 ] Клюришауна иногда изображают с кувшином эля или в кожаном фартуке с молотком в руке, насвистывающего во время работы. [ 15 ] Он также носит с собой волшебный кошелек (или иногда оловянную чашу для нищих ) с различными свойствами. Он может содержать шиллинг (известный как «счастливый шиллинг» или spre nakillenagh ), который всегда возвращается в кошелек, независимо от того, как часто он тратится. [ 11 ] или же он всегда может быть полон денег, и по этой причине смертные часто пытаются поймать клюрикона. [ 15 ] Даже если его поймают, у него есть сила исчезнуть, если он сможет заставить своего похитителя отвести взгляд хотя бы на мгновение. [ 16 ] Он часто носит с собой два таких кошелька: в одном содержится волшебный шиллинг, а в другом — обычная медная монета, и если его поймают, он подарит последнюю перед исчезновением. [ 11 ] Иногда говорят, что он, как и гном, знает о спрятанном сокровище, и его можно заставить раскрыть его местонахождение. В таких случаях одна из его уловок — создать иллюзию нескольких маркеров сокровищ, чтобы искатель не знал их точного местонахождения. [ 16 ]
Clurichaun также имеет много общих черт с biersal , типом кобольда, происходящим из германской мифологии и сохранившимся до наших дней в немецком фольклоре .
Литература
[ редактировать ]Клюрикоун по имени Квикель — известный персонаж первого рассказа книги Четыре разных лица ». Си Джей Кала « [ 17 ]
Клюрикон появляется как обычный персонаж (под именем Клюракан ) в Нила Геймана знаменитом сериале комиксов «Песочный человек» и его спин-оффе « Сновидения» . Клюракан продолжает традицию постоянного пьянства, но изображается как высокая элегантная белокурая фея, хотя это, вероятно, связано с использованием магического «гламура», такого как тот, который использовала его сестра Нуала, и его истинный внешний вид тогда остался бы неизвестным. .
Clurichaun Naggeneen («немного выпить») волшебным образом связывает себя с «Mary's Place», преемником бара Callahan's Bar в рассказах Спайдера Робинсона . Там это слово пишется как «cluricaune». Вместо его настоящего имени используется «Наггенин» , раскрывать которое магическим существам неразумно. Наггинин спасает бар от банкротства благодаря своей способности пить огромное количество алкоголя и честно за него платить.
В сериале «Страна фей» есть клюрикон по имени Грэтчлинг Тыква Златоротый, хотя он совершенно не похож на типичного клюрикона, будучи массивным и чрезвычайно жестоким дикарем.
Комикс «Арло и Янис» за 17 марта 2010 г. [ 18 ] у двери пары стоит клюришаун. Арло приветствует его с усмешкой:
«Вера и бегорра! Сегодня День Святого Патрика, и вот приходит гном!»
Звонивший, ростом примерно в половину Арло, с «пузырями» из комиксов перед хмурым лицом, обозначающими пьянство, отвечает:
«На самом деле я клюришаун».
Арло: «А… что?»
Клюрикон: «Я как гном, только злее... И будь хоть пол-шанса, я выпью все твое вино!»
Арло: «Ой, эй! Даже если я не ирландец?!»
В романе Дороти Даннетт «Игра королев» Лаймонд «ошибочно» использует имя «О'Клурикон», чтобы намеренно оскорбить Кормака О'Коннора (см. стр. 361).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Йейтс, ВБ (1888). Сказки и народные сказки ирландского крестьянства . Лондон: Вальтер Скотт. п. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и Бриггс, Кэтрин (1976). Энциклопедия фей . Книги Пантеона. п. 77. ISBN 0394409183 .
- ^ Jump up to: а б Бриггс (1976), стр. 264–6.
- ^ Крокер, Томас Крофтон (1844, 1825). Сказочные легенды и традиции юга Ирландии (Том 1) . Леа и Бланшар. п. 79.
- ^ Крокер (1844, 1825), стр. 63–70.
- ^ Jump up to: а б О'Хэнлон, Джон (1870). Ирландский фольклор . Кэмерон и Фергюсон. п. 240.
- ^ Крокер (1844, 1825), стр. 70–76.
- ^ Крокер, Томас Крофтон (1828). Сказочные легенды и традиции юга Ирландии (Том 3) . Джон Мюррей. п. 96.
- ^ Кейтли, Томас (1884, 1828). Сказочная мифология . Лондон: Джордж Белл и сыновья. п. 369.
- ^ О'Кирни, Николас, изд. (1855). Труды Оссианского общества за 1854 год. Том. II. Фейс Десятина Чонаин Дублин: Оссианское общество. п. 19.
- ^ Jump up to: а б с Крокер (1828), с. 9.
- ^ Эванс-Венц, Уолтер (1911). Вера в фей в кельтских странах . Генри Фроуд, Издательство Оксфордского университета. п. 30.
- ^ Фрост, Уильям Генри (1900). Феи и народ Ирландии . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 62.
- ^ Крокер (1844, 1825), с. 63–79.
- ^ Jump up to: а б Крокер (1844, 1825), стр. 77–78.
- ^ Jump up to: а б Крокер (1828), с. 8.
- ^ Кала, CJ (2014). Четыре разных лица с. 8.
- ^ Джонсон, Джимми (15 марта 2010 г.) [2010 г.], Арло и Дженис Сент-Патрик, 2010 г. , заархивировано из оригинала 7 апреля 2015 г. Изображение в Интернете имеет заголовок «Арло и Дженис Сент-Патрик 2010.png», но на веб-страницах оно имеет только общий заголовок «Арло и Дженис, автор Джимми Джонсон, 17 марта 2010 года».