Монстр
В маори мифологии монстры ( Произношение маори: [ˈtaniɸa] ) [ 1 ] — большие сверхъестественные существа, обитающие в глубоких омутах рек, темных пещерах или в море, особенно в местах с опасными течениями или обманчивыми прибоями (гигантскими волнами). Их можно считать весьма уважаемыми кайтяки (защитниками ) людей и мест, или, в некоторых традициях, как опасных хищных существ, которые, например, похищали женщин, чтобы сделать их женами.
Этимология и тихоокеанские аналоги
[ редактировать ]Лингвисты реконструировали слово taniwha в протоокеанское * tanifa , что означает «вид акул». На Тонгане и Ниуэ ; тенифа относится к большой опасной акуле, как самоанская танифа и Токелауская . танифа — морское чудовище, пожирающее людей В большинстве других полинезийских языков родственные слова относятся к акулам или просто к рыбам. [ 2 ] Некоторые антропологи заявили, что у танива есть «аналоги, которые появляются в других полинезийских космологиях ». [ 3 ]
Характеристики
[ редактировать ]В море танива часто появляется в образе кита или большой акулы. [ 4 ] такие как южный кит или китовая акула ; [ 5 ] сравните название большой белой акулы на языке маори : манго-танива . Во внутренних водах они все еще могут иметь размеры китов, но больше похожи на геккона или туатару , имея ряд шипов вдоль спины. Другие танива выглядят как плавающее бревно, которое ведет себя сбивающим с толку образом (Орбелл 1998:149–150, Рид 1963:297). Некоторые могут прорываться сквозь землю, выкорчевывая при этом деревья. Легенды приписывают неким танива создание гаваней, прорубивших канал к океану. Те Гавань Веллингтона, Вангануи-а-Тара , по общему мнению, была высечена двумя танива. Окаменелые останки одного из них превратились в холм, возвышающийся над городом. Озеро Вайкаремоана в районе хребтов Те Уревера округа Вайроа также, по общему мнению, было высечено танива. Другие танива предположительно вызывали оползни возле озер и рек.
Танива может быть мужчиной или женщиной. Говорят, что танива Арайтеуру прибыла в Новую Зеландию на первых каноэ, и ее одиннадцати сыновьям приписывают создание различных ответвлений гавани Хокианга (Орбелл 1995: 184–185). [ 6 ]
Были некоторые предположения, основанные на нескольких морских наблюдениях, а также на предполагаемой среде обитания и физических представлениях о том, что миф о Танива может быть основан на периодических популяциях морских крокодилов , которые редко пересекают пролив из Австралии. Северная Новая Зеландия в настоящее время, похоже, находится за пределами температурного диапазона, в котором популяция может поддерживать себя неопределенно долго, вымирая в необычно холодные зимы. [ 7 ]
Как опекуны
[ редактировать ]Большинство танива связаны с племенными группами; каждая группа может иметь свою собственную танива. Танива Урея, изображенная на этой странице, была связана как хранитель народа маори из района Хаураки . Многие известные танива прибыли с Гавайки , часто в качестве хранителей каноэ определенных предков. Прибыв в Аотеароа , они взяли на себя роль защитников потомков экипажа каноэ, которое они сопровождали. Происхождение многих других танива неизвестно.
Когда танива оказывали должное уважение, они обычно хорошо относились к своему народу. Танива действовал как страж, предупреждая о приближении врагов, передавая информацию через священника, который был медиумом; иногда танива спасала людей от утопления. Поскольку они жили в опасных или темных и мрачных местах, люди старались успокоить танива соответствующими подношениями, если им нужно было находиться поблизости или пройти мимо ее логова. Эти подношения часто представляли собой зеленую ветку, сопровождаемую соответствующим заклинанием. первую кумару ( сладкий картофель ) или первое таро . Во время сбора урожая танива часто преподносили [ 8 ]
Это слово, возникшее из-за роли танива как племенных стражей, может также относиться к вождям в комплиментарном смысле. Знаменитая поговорка тайнуи народа округа Вайкато обыгрывает этот двойной смысл: «Вайкато танива рау» («Вайкато ста вождей») (Mead & Groves 2001:421). [ 9 ]
Вити Ихимаэра , автор книги «Наездник на ките» , говорит, что у него есть женщина- монстр кайтяки (хранитель) по имени Хайне Те Арики, которая живет в реке Вайпаоа . [ 10 ]
Как пресловутые монстры
[ редактировать ]Выполняя свою роль опекунов, танива бдительно следили за тем, чтобы люди соблюдали ограничения, налагаемые тапу . Они позаботились о том, чтобы любые нарушения тапу были наказаны. Танива были особенно опасны для людей из других племен. Существует множество легенд о сражениях с танива как на суше, так и на море. Часто эти конфликты происходили вскоре после заселения Новой Зеландии, обычно после того, как танива напала и съела человека из племени, с которым она не имела никакого отношения. Людям всегда удается перехитрить и победить танива. Многие из этих танива описываются как существа, похожие на ящериц, а в некоторых историях говорится, что огромные звери были расчленены и съедены убийцами. [ 11 ] Когда Хоту-пуку, танива из округа Роторуа , был убит, его желудок вскрыли, обнажив множество тел мужчин, женщин и детей, целых и еще непереваренных, а также различные части тел. Танива проглотил все, что несли его жертвы, а в его желудке также было различное оружие, дротики, украшения из зеленого камня , акульи зубы, льняная одежда и ассортимент меховых и перьевых плащей высочайшего качества. [ 12 ]
Многие монстры были убийцами, но в данном конкретном случае Тамуре в конце концов приручил монстра Кайваре. Тамуре жил в Хаураки и считалось, что у него есть волшебное простое / пунаму, обладающее способностями побеждать монстров. Затем жители Манукау призвали Тамуре помочь убить монстра. Тамуре и Кайваре боролись, и Тамуре ударил монстра по голове. Хотя он не смог его убить, его действия укротили монстра. Кайваре все еще живет в воде, но теперь питается раками и осьминогами . [ 13 ]
Нгарара Хуарау — танива, известный из мифов нескольких групп маори на севере Южного острова. В большинстве версий истории монстр съедает нескольких жителей деревни и захватывает молодую женщину, которую держит в пещере у моря. Нгарара Хуарау в конце концов соблазняется приехать в местную деревню на пир, где он попадает в засаду и убивается жителями деревни. В каждой версии истории после его смерти хвост монстра отрывается и бросается далеко в водоем. В версии залива Вайнуи и такака маори хвост приземляется в бассейн у подножия водопада Вайнуи . [ 14 ]
Отношения с людьми
[ редактировать ]Иногда человек, имевший дело с танива при жизни, может превратиться в танива после смерти. Это случилось с Те Тахи-о-те-ранги, который был медиумом танива и однажды был спасен одним из существ. Тухейта, один из утонувших предков, стал танива, несмотря на то, что ранее он не имел дел с мифическими зверями. Иногда между людьми и танива складываются отношения. Хине-корако была женщиной-танива, вышедшей замуж за мужчину-человека, а Пания была женщиной из моря, которая вышла замуж за человека и родила танива (Орбелл 1998:150).
В легенде «Танива из Кайпары » три сестры вышли собирать ягоды. Одна из сестер была особенно красива. На обратном пути танива устроила хаос, и сестры сбежали. Танива ловила сестер одну за другой, пытаясь поймать красавицу. Добившись успеха, он забрал ее обратно в свою пещеру. Прошло много лет, и женщина родила танива шестерых сыновей, трое из которых были похожи на их отца, а трое — полностью человеческие. Она дала образование всем своим сыновьям и, в частности, научила своих сыновей-людей военному искусству, помогая им изготавливать и использовать оружие. Затем человеческие сыновья убили трех своих братьев танива и, в конечном итоге, своего отца. Все они вернулись в свои дома. [ 15 ]
Современное использование
[ редактировать ]«В последние годы танива занимала видное место в новостных передачах Новой Зеландии - из-за того, что духи танива упоминались как в судебных делах, так и в различных юридических переговорах». [ 3 ] Убеждения в существовании танива могут вызывать споры, но взгляд на них изменился; вместо того, чтобы высмеивать их за задержку проектов развития и инфраструктуры, их начинают признавать индикаторами стихийных бедствий. [ 16 ]
В 2002 году Нгати Нахо, племя маори из района Меремер , успешно добилось изменения маршрута части главной автомагистрали страны, государственного шоссе 1 , чтобы защитить жилище своего легендарного защитника. Говорят, что эта танива имела вид большого белого угря, и Нгати Нахо утверждал, что ее нельзя удалять, а следует двигаться дальше самостоятельно; удалить танива означало бы навлечь на себя проблемы. Телевидение Новой Зеландии сообщило в ноябре 2002 года, что Transit New Zealand заключила сделку с Нгати Нахо, согласно которой «были сделаны уступки, чтобы гарантировать уважение танива». [ 17 ] Некоторые, например, журналист Брайан Радман, раскритиковали такие сделки в отношении «скрытных танива, которые время от времени поднимаются из болот и русел рек, требуя десятину от Transit New Zealand». [ 18 ]
В 2001 году «еще одним примечательным случаем танива, привлекшим большое внимание общественности, стал случай с предлагаемой тюрьмой Нортленд в Нгаве , которая в конечном итоге получила одобрение через суд». [ 19 ]
Академик маори Рангинуи Уокер сказал, что в современную эпоху танива была проявлением механизма выживания для некоторых маори. Это не означало, что в воде действительно скрывалось какое-то существо, это был просто их способ указать, что их беспокоит какой-то инцидент или событие. [ 20 ]
был эпизод В 2010 году в сериале «Правда о пункте назначения» , в котором Джош Гейтс и его команда отправились на поиски танивы, но не нашли веских доказательств. [ 21 ]
В 2021 году 28-й министр иностранных дел Новой Зеландии Наная Махута охарактеризовала китайско-новозеландские отношения как отношения между танива и драконом. [ 22 ]
Сходства с другими полинезийскими культурами
[ редактировать ]Мо'о или Мохо , рептильные божества, которых можно увидеть в гавайских преданиях, во многом разделяют характеристики Танивы как защитники и вредители для людей, меняющие форму и так далее. [ 23 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В эпизоде «Deep Down Under» сериала Power Rangers Dino Charge упоминается миф о Танива, но он отождествляется с такими криптидами , как Лохнесское чудовище .
В песне « Dirty Creature » новозеландской арт-рок-группы Split Enz Танива описывается как поднимающаяся из «реки страха» и парализующая своих жертв «щупальцами в мозгу», которые «связывают и затыкают [их] разум». ."
В первом эпизоде второй серии сериала « Веллингтонские паранормальные явления» полиция расследует пропажу рыбаков в районе гавани Веллингтона и встречает двух танива.
Танива — легендарное существо в карточной игре Magic: The Gathering. [ 24 ]
В 1874 году мозазавр Taniwhasaurus в честь Танива был назван , впервые обнаруженный в Новой Зеландии.
В фильме «Однажды были воинами» можно увидеть героиню Грейс Хеке, рассказывающую своим братьям и сестрам историю о Таниве возле семейного дома. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Как обычно со словами маори, танива имеет форму как единственного, так и множественного числа.
- ^ Интернет-проект полинезийского лексикона, запись Танифа
- ^ Jump up to: а б А. Асбьёрн Йон, « Дорога и Танива » в австралийском фольклоре: Ежегодный журнал фольклорных исследований 22 (2007), стр. 85–94 (стр. 85). ISBN 1-86389-831-X
- ^ Йон, А. Асбьёрн (2014). «Китовая дорога: переход от духовных связей к китобойному промыслу и наблюдению за китами в Аотеароа, Новая Зеландия» . Австралийский фольклор: Ежегодный журнал фольклорных исследований (29). Университет Новой Англии . Проверено 11 февраля 2016 г. .
- ^ New Zealand Geographic , 2019, Киты вернулись.
- ^ «Белый дельфин, который регулярно встречал корабли в районе Французского перевала, стал известен Пакехе как Пелорус Джек , но был признан народом маори Тухиранги». Орбелл, М. Иллюстрированная энциклопедия мифов и легенд маори (1995), стр. 225.
- ^ Тайна Танива раскрыта: морские крокодилы посещают Новую Зеландию? Расследовать ежедневный журнал
- ^ Орбелл 1998: 149-150.
- ^ Более полная версия поговорки «Вайкато танива рау, хе пико хе танива, хе пико хе танива» (Вайкато ста танива, по танива на каждом повороте) подразумевает, что на территории есть танива, то есть могущественный вождь. каждый изгиб реки Вайкато.
- ^ Кин, Бэзил (1 марта 2009 г.). «Танива сегодня: Танива и идентичность» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Маори, какими они были: краткий отчет о жизни маори, какой она была в фольклоре доевропейских времен, стр. 49.
- ^ Орбелл 1998: 149–150, Рид 1963: 299. Рид отмечает, что содержимое желудка Хоту-пуку представляло собой довольно стандартный список, который повторялся во многих других рассказах о танива.
- ^ Рид А.В., «Тростниковая книга мифологии маори» (2004), стр. 288-289.
- ^ Митчелл, Хилари; Митчелл, Джон (2004). История маори Нельсона и Мальборо . Веллингтон, Новая Зеландия: Huia Publishers. стр. 23–25. ISBN 1869690877 .
- ^ Рид А.В., «Тростниковая книга мифологии маори» (2004), стр. 285-286.
- ^ Кингсбери, Дж (2022). «Относимся к танива серьезно». Азиатский философский журнал . 1 . дои : 10.1007/s44204-022-00052-0 . hdl : 10289/16445 .
- ^ «Дорожные проблемы Танивы уменьшились» . Телевидение Новой Зеландии . 12 ноября 2002 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ Рудман, Брайан (6 июня 2007 г.). «Брайан Рудман: Страдайте, маленькие дети, — и берегитесь космического корабля» . Новозеландский Вестник . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ А. Асбьёрн Йон, « Дорога и Танива Дорога и Танива » в австралийском фольклоре: Ежегодный журнал фольклорных исследований 22 (2007), стр.85-94 (стр.86). ISBN 1-86389-831-X
- ^ КОРБЕТТ, ЯНВАРЬ (9 ноября 2002 г.). «Транзит и танива» . Новозеландский Вестник . ISSN 1170-0777 . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ "Правда о пункте назначения" Шахтерский город с привидениями / Танива (телеэпизод) на IMDb
- ^ Махута, Наная (19 апреля 2021 г.). " "Хе Танива Хе Танива, Хе Танива Хе Танива - Дракон и Танива" " . Beehive.govt.nz . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Му - Драконы-оборотни, гавайская мифология
- ^ «Танива (Мираж) — Сообщество — Собиратель — Magic: The Gathering» . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ «Учебное пособие «Когда-то были воинами» (PDF) . Комиссия по кинематографии Новой Зеландии .
Ссылки
[ редактировать ]- А. Асбьёрн Йон, «Дорога и Танива» в австралийском фольклоре 22 (2007), стр. 85–94. ISBN 1-86389-831-X
- Х. М. Мид , Н. Гроув, Высказывания предков, Высказывания предков ( издательство Университета Виктории : Веллингтон), 2001.
- М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифов и легенд маори ( Издательство Кентерберийского университета : Крайстчерч), 1998.
- М. Орбелл, «Иллюстрированная энциклопедия мифов и легенд маори» (издательство Кентерберийского университета: Крайстчерч), 1995.
- М. Орбелл, «Традиционные истории маори» ( Reed Publishing : Окленд), 1992.
- А.В. Рид , «Тростниковая книга мифологии маори» (Reed Publishing: Окленд), 2004.
- А. В. Рид, Сокровищница фольклора маори (AH & AW Reed: Веллингтон), 1963.