Мать Луна
Мами Вата (Мама Вода) | |
---|---|
![]() Африканские моряки распознали иконографию водного божества Мами Вата в этом хромолитографическом плакате исполнителя Маладаматьяте 1880-х годов , созданном компанией Адольфа Фридлендера в Гамбурге , и разнесли его по всему миру, породив общий образ божества в Африке и в африканской диаспоре. [1] | |
Почитается в | Западноафриканский вуду , гаитянский вуду , народный католицизм , одинани , религия йоруба , луизианское вуду , черное американское худу. |
Праздник | 25 июня |
Атрибуты | Змеи, жемчуг, золото, бриллианты |
Покровительство | Вода, море, русалки, луна, рынки, гадание, исцеление, удача, деньги, музыка |
Мами Вата (также Мамба Мунту , Мать Воды , Ла Сирена , Мама Гло , Мама де Агуа и Ватрамама ) — водный дух, почитаемый в Западной , Центральной и Южной Африке и в афроамериканской диаспоре . [2] Духи Мами Вата обычно женщины, но иногда и мужчины. [3]
Атрибуты
[ редактировать ]Появление
[ редактировать ]Внешний вид ее волос варьируется от прямых, вьющихся до черных, зачесанных назад. [4] [5] Большинство научных источников предполагают, что имя «Мами Вата» является пиджин-английским производным слова «Мать-Вода», отражающим титул богини («мать воды» или «бабушка воды») на языке агни Кот-д'Ивуара. [6] хотя эта этимология оспаривается авторами-африканистами в пользу различных неанглийских этимологий, например, предположения о лингвистическом происхождении из древнеегипетского и месопотамского языков, таких как египетские термины « Мами » или « Мама », означающие «истина». « Уати » или « Уат-Ур » означает «океанская вода». [7] Хотя точный контекст этимологии оспаривается, цель имени Мами Вата, полученного из пиджин-английского языка, состоит в том, чтобы подчеркнуть ее «инаковость» и связь с африканской и африканской диаспорой. Мами Вата воспринимается африканцами как чужой дух, и признание ее и ее имени также является признанием того, что африканцы понимают миры, отличные от их собственного. [8]
Исторические свидетельства столь глубокой древности традиции богини никогда не предлагались. Этот термин, который обычно считается единым целым, применялся к ряду традиций африканских водных божеств в различных культурах. Эти африканские культуры часто были матриархальными, и хотя «Мами Вата» может относиться как к мужским, так и к женским божествам, чаще всего они считаются женскими и чаще всего принимают женскую форму в художественных изображениях. [9]

Мами Вата часто описывается как фигура, похожая на русалку , с верхней частью тела женщины (часто обнаженной) и задними конечностями рыбы или змеи. В других сказках Мами Вата внешне полностью человек (хотя на самом деле он никогда не был человеком). [ нужна ссылка ] Существование и духовное значение Мами Вата глубоко укоренено в древних традициях и мифологии прибрежных юго-восточных нигерийцев ( Эфик , Ибибио , Игбо , Бахумоно и Аннанг народы ). Мами Вата часто носит с собой дорогие безделушки, такие как расчески, зеркала и часы. Ее часто сопровождает большая змея (символ прорицания и божественности ), обвивающая ее и кладущая голову между ее грудей. [11] В других случаях она может попытаться выдать себя за вполне человека, бродя по оживленным рынкам или посещая бары. Она также может проявляться в ряде других форм, в том числе как мужчина. [5] Торговцы 20-го века принесли с собой подобные верования от Сенегала до Замбии . Поскольку традиции Мами Вата продолжали возрождаться, в них были включены местные водные божества. [12]
Символизм
[ редактировать ]Хотя Мами Вата обычно можно увидеть с зеркалом в руке, он способен воплощать с помощью этого инструмента ритуальные представления и церемонии поклонения африканцам. Ее зеркало представляет собой движение через настоящее и будущее; ее преданные могут создавать свою собственную реальность, представляя себя в воссоздании мира Мами Вата. В этом мире можно воплощать ее священные силы, воплощая вымыслы своей реальности. [8]
Вода
[ редактировать ]Традиции по обе стороны Атлантики рассказывают о духе, похищающем своих последователей или случайных людей, пока они плавают или катаются на лодке. Она переносит их в свое райское царство, которое может находиться под водой, в духовном мире или в том и другом. [4] Если она позволит им уйти, путешественники обычно возвращаются в сухой одежде и с новым духовным пониманием, отраженным в их взгляде. После встречи эти вернувшиеся часто становятся богаче, привлекательнее и более спокойными. [5]
Ван Стиприан далее сообщает, что в других сказках описываются речные путешественники (обычно мужчины), случайно встретившие дух. Она неизбежно приводит себя в порядок, расчесывает волосы и смотрит на себя в зеркало. Заметив злоумышленника, она убегает в воду и оставляет свои вещи. Затем путешественник забирает бесценные предметы. Позже ворюге во сне является Мами Вата и требует вернуть ей вещи. Если он согласится, она потребует от него обещания хранить ей сексуальную верность. Соглашение дарует человеку богатство; отказ вернуть имущество или хранить верность приносит человеку несчастье. [4]
Ее поклонение столь же разнообразно, как и ее посвященные, священство и прихожане. [12] хотя некоторые параллели можно провести. Группы людей могут собираться во имя ее имени, но дух гораздо более склонен к взаимодействию с последователями один на один. Таким образом, у нее есть много священников и медиумов в Африке, Америке и на Карибах, которые родились и были посвящены именно ей.
В Нигерии преданные обычно носят красно-белую одежду, поскольку эти цвета символизируют двойственную природу Мами. В иконографии игбо красный цвет представляет такие качества, как смерть, разрушение, жар, мужественность, телесность и власть. Напротив, белый символизирует смерть, но также может символизировать красоту, созидание, женственность, новую жизнь, духовность, прозрачность, воду и богатство. [5] Эти регалии могут также включать тканевую змею, обвивающую талию. [12] Мами Вата Святыни также могут быть украшены в этих цветах, и такие предметы, как колокольчики, резьба, христианские или индийские гравюры, куклы, благовония, духи и остатки предыдущих жертвоприношений, часто украшают такие места. [5] [12]
Интенсивные танцы в сопровождении музыкальных инструментов, таких как африканские гитары или гармошки, часто составляют основу поклонения Мами Вата. Последователи танцуют до состояния транса . В этот момент Мами Вата овладевает человеком и разговаривает с ним или с ней. [4] Подношения духу также важны, и Мами Вата предпочитает подарки в виде вкусной еды и напитков, алкоголя, ароматных предметов (таких как помада, порошок, благовония и мыло) и дорогих товаров, таких как украшения. [12] Современные поклонники обычно оставляют ей подарки в виде промышленных товаров, таких как кока-кола или дизайнерские украшения. [4]
Тем не менее, она во многом хочет, чтобы ее последователи были здоровы и обеспечены. [5] В более широком смысле люди винят духа во всех несчастьях. В Камеруне , например, Мами Вата считается причиной сильного отката , который ежегодно убивает множество пловцов вдоль побережья.
Секс
[ редактировать ]По словам Бастиана, ассоциация Мами Ваты с сексом и похотью несколько парадоксально связана с верностью . Согласно нигерийской традиции, последователи-мужчины могут столкнуться с духом в облике красивой, сексуально распущенной женщины , например, проститутки . В нигерийских популярных историях Мами Вата может соблазнить любимого преданного-мужчину, а затем показаться ему после коитуса. Затем она требует от него полной сексуальной верности и секретности по этому поводу. Принятие означает богатство и удачу; отказ означает разрушение его семьи, финансов и работы. [5]
Исцеление и плодородие
[ редактировать ]Еще одним важным аспектом божеств Мами Вата является их связь с целительством . Если кто-то заболевает неизлечимой, тяжелой болезнью, Мами Вата часто берет на себя вину. Болезнь является свидетельством того, что Мами Вата проявила интерес к больному человеку и что только она может его вылечить. Точно так же духу воды можно приписать и несколько других недугов. В Нигерии , например, она берет на себя вину за все: от головных болей до бесплодия. [5]
На самом деле, бесплодные матери часто призывают дух излечить свой недуг. Многие традиции утверждают, что сама Мами Вата бесплодна, поэтому, если она родит женщине ребенка, эта женщина по своей сути становится еще более отдаленной от истинной природы духа. Таким образом, у женщины будет меньше шансов стать богатой или привлекательной благодаря своей преданности Мами Вате. Изображения женщин с детьми часто украшают святыни духа. [5]
Священство Мами Вата
[ редактировать ]Люди, населяющие прибрежный регион из Бенина, Ганы и Того, поклоняются огромному пантеону водных божеств, из которых наиболее выдающимся является Мами Вата. В этом регионе существует целая иерархия жречества Мами Вата, которая проводит церемонии, поддерживает святыни, проводит ритуалы исцеления и посвящает новых священников и жриц в служение различным божествам Мами Вата. 15 февраля 2020 года в 9:00 утра в городе Котону, Бенин, Хуннон Бехумбеза, первосвященник Водоу и Мами Вата, был официально назначен Верховным Главой Мами Вата. Показателем того, насколько почитаем Мами Вата в регионе, была показана коронация Хуннона Бехумбезы на посту Верховного вождя Мами Вата. [13] в прямом эфире различных телевизионных новостных программ и публиковался в местных газетах. На коронации присутствовали сотни священников со всего региона, а также высшие сановники Воду и традиции Мами Вата. Также присутствовали министр культуры Республики Бенин и несколько чиновников местных органов власти.
Пожизненный контракт
[ редактировать ]Социальные различия в Западной Африке распространили веру в индивидуальные контракты с духами как причину личного богатства и успеха в земной жизни. Мами Вата олицетворяет силу денег, богатства и славы, приобретенную при отсутствии этических законов и обязательств перед соседом. Уникальным исключением является пожизненный контракт, который воспринимается как частная инвестиция или как долгосрочный долг, который может быть погашен или обещан без выполнения. [14]
Другие ассоциации
[ редактировать ]По мере того как другие божества поглощаются фигурой Мами Ваты, дух часто приобретает характеристики, уникальные для определенного региона или культуры. В Тринидаде и Тобаго, например, Маман Дло играет роль хранителя природы , наказывая чрезмерно рьяных охотников или лесорубов. Она возлюбленная Папы Буа , духа природы. [ нужна ссылка ]
Истоки и развитие
[ редактировать ]
Считается, что вся древняя Африка до первого контакта с европейцами обладала множеством традиций водных духов. [2] Большинство из них считались женщинами. Двойная природа добра и зла не была редкостью, отражая тот факт, что вода является важным средством обеспечения связи, еды, питья, торговли и транспорта, но она может утопить людей, затопить поля или деревни и обеспечить проход злоумышленникам. Ван Стиприан предполагает, что она может быть основана на ламантине из Западной и Центральной Африки . [15] эта идея была предложена учеными Ганского совета по научным и промышленным исследованиям (CSIR) ; [16] на самом деле «Мами Вата» — распространенное название этого животного в этом регионе. Джилл Салмонс утверждает, что образ русалки мог возникнуть после контакта с европейцами. Например, на носах кораблей торговцев и работорговцев часто были вырезаны фигурки русалок, а среди моряков того времени были популярны сказки о русалках. [ нужна ссылка ] С другой стороны, во многих культурах Нигерии белый цвет традиционно ассоциируется с миром духов. Жители района Кросс-Ривер часто отбеливают кожу тальком или другими веществами, например, для ритуалов или в косметических целях. [5]
Изображение
[ редактировать ]Ван Стиприан также считает, что этот период познакомил Западную Африку с тем, что впоследствии стало окончательным образом Мами Ваты. [ нужна ссылка ] Примерно в 1887 году хромолитография самоанской заклинательницы змей в Нигерии появилась . По словам британского искусствоведа Кеннета К. Мюррея, плакат назывался Der Schlangenbändiger («Заклинатель змей») и первоначально был создан где-то между 1880 и 1887 годами. Доктор Тобиас Вендл, директор Африканского центра Iwalewa-Haus при университете из Байройта, не смог подтвердить это после обширных поисков (поскольку Der Schlangenbändiger — термин мужского рода, название кажется подозрительным). Он действительно обнаружил очень похожую фотографию под названием Die samoanische Schlangenbändigerin Maladamatjaute («Самоанская заклинательница змей (фем.) Maladamatjaute») в коллекции Архива Вильгельма-Циммермана в Гамбурге. [17] Каким бы ни было исходное изображение, это почти наверняка был плакат знаменитого заклинателя змей конца 19-го века, выступавшего под сценическим псевдонимом « Нала Дамаджанти », который появлялся в нескольких вариациях, особенно «Маладаматжауте», на многочисленных площадках, включая Фоли Бержер. в 1886 году. Это определение было также сделано Древалом в главе книги 2012 года, посвященной Мами Вата. [18]
Этот образ — соблазнительная женщина с длинными черными волосами и большой змеей, скользнувшей между ее грудей (неясно, человек ли она или русалка за изображением), — очевидно, захватил воображение африканцев, видевших его; это был окончательный образ духа. [19] Вскоре плакаты Мами Вата появились более чем в дюжине стран, а популярное изображение было воспроизведено в 1955 году компанией Shree Ram Calendar Company в Бомбее для африканского рынка. [1] Люди начали создавать собственное искусство Мами Вата, во многом под влиянием литографии. [ нужна ссылка ]
Возрождение в наше время
[ редактировать ]
По мнению фотографа Ван Стиприана и некоторых западных антропологов, в 20 веке различные религии Западной Африки стали напоминать друг друга, особенно в городских районах. Гомогенизация была во многом результатом более тесного общения и мобильности людей из города в город и из страны в страну, хотя также предполагалась связь между природой духа и опасностями городской среды. Это привело к новому уровню стандартизации священников, посвящению новых преданных, ритуалам исцеления и храмам. [ нужна ссылка ]
20-й век также привел к возрождению Мами Вата на большей части Центральной и Южной Африки. В середине 1950-х годов торговцы импортировали копии «Заклинателя змей» из Бомбея и Англии и продавали их по всей Африке. торговцы из Западной Африки перевезли ее в Лубумбаши в Демократической Республике Конго В том же десятилетии (ДРК). Там дух стал популярной темой конголезских народных художников, которые размещали ее на стенах баров, магазинов и рыночных прилавков. Сенегальские торговцы и конголезские иммигранты, вероятно, привезли ее поклонение в Замбию к 1970-м годам. Тем временем конголезские и замбийские художники распространяют изображения Мами Вата в общественных местах Замбии. Дальнейшее распространение могло произойти во время сепаратистской гражданской войны в Нигерии , которая началась в 1967 году. Беженцы бежали во все части Западной и Центральной Африки, принося с собой свою веру в духа воды. [ нужна ссылка ]
Современные ДРК, Лесото , Южная Африка и Замбия сегодня образуют нынешнюю границу культа Мами Вата, хотя и размытую. Панафриканский дух воды ассимилирует местных водных духов этого региона, многие из которых представляют собой змеиные фигуры. Некоторыми примерами являются конголезско-замбийское читапо или накамвале , южноафриканское умамламбо и сото мамолапо или мамогашоа . Наиболее очевидным свидетельством этого поглощения является то, что многие из этих существ сегодня рассматриваются как русалки, а не как змеи, их традиционная форма. Эти усыновления часто приводят к путанице, когда аспекты нескольких существ объединяются под именем «Мами Вата». В Южной Африке, например, иногда говорят, что Мами Вата способен летать в форме торнадо, что является заимствованным аспектом водного духа кханьяпы . [ нужна ссылка ]
Через Атлантику
[ редактировать ]Новая обстановка лишь подчеркивала связь порабощенных с водой. В Гвиане, например, рабам приходилось отбиваться от болотных вод на плантациях, на которых они работали. [15] Впервые она упоминается в Голландской Гвиане в 1740-х годах в дневнике анонимного колониста:
Иногда случается, что тот или другой из черных рабов либо воображает правду, либо по подлости делает вид, будто видел и слышал привидение или призрак, которого они называют водной мамой, и этот призрак приказал бы им не работать над тем или иным день, но провести его как священный день для приношения крови белой курицы, окропить то или иное у воды и еще что-нибудь из этого обезьяньего дела, добавив в таких случаях, что, если они не подчинятся этому приказу , вскоре Watermama заставит их ребенка или мужа и т. д. умереть или причинить им вред иным образом. [20]
Рабы поклонялись духу, танцуя, а затем впадая в состояние, подобное трансу. В 1770-х годах голландские правители объявили вне закона ритуальные танцы, связанные с духом. Губернатор Ж. Непве писал, что
Папа, Наго, Арада и другие рабы, которых обычно привозят сюда под именем рабов Фида [Уида], привнесли в свои танцы определенные дьявольские практики, которые они перенесли на всех других рабов ; когда играется определенный ритм... ими овладевает их бог, которого обычно зовут Ватрамама. [21]
Коренные американцы колонии усыновили Ватермаму у рабов и слили ее со своими водными духами.
К 19 веку приток порабощенных африканцев из других регионов низвел Уотермаму до положения в пантеоне божеств суринамской религии Винти . Когда Винти была объявлена вне закона в 1970-х годах, ее религиозные обряды потеряли часть своего значения в Суринаме. Более того, относительная нехватка свободы по сравнению с их африканскими собратьями помешала гомогенизации, которая произошла с культом Мами Вата по ту сторону Атлантики. [ нужна ссылка ]
На Гаити Ласиренн — лоа вуду , представляющий Мами Вату. Ее описывают как волевую, чувственную сирену, обладающую способностью топить соблазненных ею. [22] Ласиренн часто изображается полурыбой-получеловеком, но иногда изображается в виде кита. [23] Подобно многим другим изображениям Мами Ваты, Ласиренн часто изображают смотрящей на себя в зеркало, что является символическим представлением ее красоты. Ее часто связывают со странными отношениями среди чернокожих женщин. [24]
В популярной культуре
[ редактировать ]Мами Вата — популярная тема в искусстве, художественной литературе, поэзии, музыке и кино стран Карибского бассейна, Западной и Центральной Африки. Кажется, ее образ особенно привлекает художников, а богатые африканцы и туристы покупают картины и деревянные скульптуры духа. Она также занимает видное место в народном искусстве Африки: ее изображения украшают стены баров и гостиных, обложки альбомов и другие предметы. [25]
Та-Нехиси Коутс ссылается на Мами Вату в своем романе 2019 года « Танцовщица на воде ».
Мами Вата также оказалась популярной темой в Африки и литературе Карибского бассейна . Среди авторов, которые представили ее в своих художественных произведениях, - Уэйн Джерард Тротман в роли Мамы Дло в его романе « Кая Абания и Отец леса» , Патрик Шамуазо , Алекс Годар, Роз Мари Гиро ( Кот-д'Ивуар ), Флора Нвапа и Вероник Таджо ( Берег Слоновой Кости). «Мами-Вата» — это также название сатирической камерунской газеты. [ нужна ссылка ]
Персонаж Мами Ватанабэ из комикса « Фракционисты» является физическим проявлением духовной сущности Мами Вата. Чтобы передать это, автор использовал ряд особенностей. Ее имя Мами Ватанабэ - это пьеса о Мами Вата. Несмотря на то, что она японка, ее кожа затемнена в стиле японского гангуро . У нее также есть татуировка змеи на теле, и в сериале она получает в подарок часы и зеркало - два предмета, которые обычно ассоциируются с Мами Вата. [ нужна ссылка ]
Певица и автор песен С. Дж. Такер записала песню «La Sirene» в честь Мами Ватанабэ. Трубач Хью Масекела записал песню под названием «Mami Wata», которая появилась на компакт-диске его альбома The Boy's Doin' It . [26] Гвинейская группа, известная как Bembeya Jazz National, также записала народную песню «Mami Wata» для альбома Hommage à Demba Camara . [27]
Мами Вата появилась во втором сезоне канадского телешоу « Пропавшая девушка» на Showcase Television . Она также упоминается в телешоу « Речные монстры» , в то время как Джереми Уэйд ловит рыбу на реке Конго в эпизоде «Конго-убийца» . Она снова упоминается в эпизоде «Похититель тел», действие которого происходит в Гайане . Во втором эпизоде Уэйд предполагает, что легенды о Мами Вате в Гайане могли возникнуть в результате нападений арапаймы . [ нужна ссылка ]
Ласирен — ключевая фигура в эротическом историко-фантастическом романе канадско-ямайского писателя Нало Хопкинсона 2003 года «Соляные дороги» .
В нигерийско-американского писателя Ннеди Окорафора » 2014 года спекулятивном фантастическом романе Лагуна появляется инопланетный « под водами лагуны Лагоса космический корабль , и вновь прибывшие вызывают трансформации в природном и человеческом мире. Когда первый посол инопланетян ступает на пляж Бар в облике человеческой женщины, а затем исчезает в море, местный мальчик сравнивает ее с Мами Вата. Позже антагонист интерпретирует другого инопланетянина в женском обличье как Мами Вату и поддается ее соблазну, сопровождая ее в море для трансформации. [ нужна ссылка ]
Мами Вата также ненадолго появилась в «Воине Аката» Ннеди Окорафора.
Мами Вата — ключевой персонаж второй и третьей книг серии «Тристан Стронг» автора Кваме Мбалия. [28]
В романе «Морская кожа» нигерийско-валлийской писательницы Наташи Боуэн 2021 года Мами Вата - одно из семи существ, созданных Йемоджой для сбора душ мертвых порабощенных африканцев, а главный герой Сими - Мами Вата. [ нужна ссылка ]
В 2022 году художественный фильм « Няня» , сценарий и режиссер Никьяту Джусу , изображает фигуру Мами Ваты по отношению к главной героине Аише, сенегальке, живущей в США. Фильм получил приз лучшего жюри Sundance 2022 . кинофестиваля [29] [ циклическая ссылка ] Впоследствии он был приобретен Amazon Studios и Blumhouse и открыт в США 23 ноября 2022 года. [30] и на Amazon Prime 16 декабря 2022 г. [31]
В третьем сезоне Ghostwriter в эпизоде «Красноречивый призрак на заливе» фигурирует Мами Вата. [ нужна ссылка ]
Моник Роффи написала вымышленный роман под названием «Русалка из Черной раковины» (2022), в котором рассказывается о своего рода Мами Вата. [32]
В 2023 году в черно-белом художественном фильме «Мами Вата» , сценарий и режиссер Си Джей Обаси , рассказывается история двух сестер, которые должны сражаться, чтобы спасти свою деревню от повстанцев и восстановить славу богини-русалки на своей земле. Фильм получил приз жюри за операторскую работу на «Сандэнс-2023» . кинофестивале [ нужна ссылка ]
Во втором сезоне Drag Race France участвовала участница по имени Мами Ватта, ивуарийско-французская дрэг-исполнительница. В конечном итоге она заняла 3-е место в соревновании.
Действие дебютного романа Залики Рид-Бенты « » 2023 года Река Мумма происходит в ямайской диаспоре в Торонто. В нем главный дух является движущей силой поисков главного героя и часто присутствует на протяжении всего романа.
Имена
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2014 г. ) |
Штат/Территория/Регион | Имя использовано |
---|---|
![]() | я прыгнул |
![]() | Маву-Лису (иногда рассматривается как аспект Мами Вата) |
![]() | Йемонджа (или Йеманджа ; в народе его отождествляют с духом) |
![]() | Мохана, Мать Воды |
![]() | Йемания (или Йемайя ; в народе ее отождествляют с духом) |
![]() | Сирен («Русалка»), Мадам Пуассон («Хозяйка-рыба»), Мамба Мунту |
![]() | Маман де л'О («Мать воды»), Маман Дло, Мама Гло |
![]() | Манмандло |
![]() | Мать Вода |
![]() | Мамаджо |
![]() | Маман де л'О , Маман Дло |
![]() | У нас есть Ватт |
![]() | Ватрамама |
![]() | Русалка , Ла Балейн («Кит»; лоа Рады) |
![]() | Река Мумма, Река Мама, Речная Дева |
![]() | Ламанте (вероятное искажение названия «Ламантин», которое является французским названием ламантина, животного, на котором Ван Стиприан предположил, что она может быть основана. Это животное дало название городу на Мартинике, Ле Ламентен...), Манман Дло, Маман Дило |
![]() | Маман де л'О , Маман Дло |
![]() | Йоруба : Йемоджа , Игбо : Ммуоммири («Повелительница вод»), [33] Эдо : Обанамен/Оба н'амен («Король/Королева вод»), Ибибио / Эфик : Ндем, Хумоно : Мехьяньи. |
![]() | Куитикуити, Мбозе, Маканга, Бунзи , Камбизи |
![]() | Зулу : Мамламбо ; Народ коса : мамламбо , ндебеле : но-мламбо. |
![]() | Вотермама, Ватрамама |
![]() | Маман де л'О , Маман Дло, Маман Дгло, Маман Дло, [34] Мама Глоу [35] |
![]() | Тобоси, Мать Воды, Йемайя, Нкаяла, Бунси, Мама Дло |
![]() | Английский : Пчела, английский и река |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Древаль, Генри (лето 2008 г.). «Искусство Мами Вата для водных духов в Африке и ее диаспорах». Африканское искусство : 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б Бленч, Роджер. 2022. Териантропы в Африке древние и современные: от наскальных рисунков до Мами Вата . Кембридж: Образовательный фонд Кей Уильямсон.
- ^ Древал, Генри Джон (2008). «Введение: составление карты путешествия». В Древале, Генри Джон (ред.). Священные воды: искусство Мами Вата и других божеств Африки и диаспоры . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 1. ISBN 978-0-253-35156-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Из Стиприана 325.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бастиан, Мисти Л. «Нвааньи Мара Мма: Мами Вата, более чем красивая женщина» . Кафедра антропологии Колледжа Франклина и Маршалла. Архивировано 17 апреля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Пик, Филип; Янка, Квеси (2004). Африканский фольклор: Энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 1135948739 .
- ^ Ирогбу, Патрик (2010). Исцеление безумия: исследование медицины игбо в современной Нигерии . Корпорация Xlibris. п. 204. ИСБН 978-1450096294 .
- ^ Перейти обратно: а б Древал, Генри Джон (1988). «Исполнение другого: поклонение Мами Вата в Африке». ТДР . 32 (2): 160–185. дои : 10.2307/1145857 . ISSN 1054-2043 . JSTOR 1145857 .
- ^ Александр, Скай (2012). Русалки Мифы, легенды и предания . Эйвон, Массачусетс: Адамс Медиа.
- ^ «Фигурка Мами Вата» . Институт искусств Миннеаполиса. 1950-е годы . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ Гор, Чарльз; Невадомский, Иосиф (1997). «Практика и деятельность в поклонении Мамми Вата в Южной Нигерии» . Африканское искусство . 30 (2): 60–95. дои : 10.2307/3337422 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3337422 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Современность и тайна: Мами Вата в африканском искусстве .
- ^ «Хуннон Бехумбеза назначен верховным главой Мами Вата» . Проверено 15 февраля 2020 г.
- ^ Кьяра Пуссетти (2010). «Этнографии новых клинических встреч: эмоциональная борьба иммигрантов и транскультурная психиатрия в Португалии» . Этнографика . 14 (1): 115–133. дои : 10.4000/etnografica.174 . ISSN 0873-6561 . OCLC 6733630734 . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б От Стиприана 324
- ^ Панафриканское агентство новостей (5 апреля 2001 г.). «Гана: Ганские ученые разгадывают тайну «Мами-воды» » (на французском языке) . Проверено 5 марта 2014 г.
- ^ Тобиас Вендл, « Траектории иконы, Ганс Химмельхебер и исследование культа Мами Вата. Архивировано 29 декабря 2014 г. в Wayback Machine », About Africa , 2008. По состоянию на 2 марта 2014 г.
- ^ Древал, Генри Джон (2013). «Красивый зверь: Водное божество Мами Вата в Африке» . В Асе Саймоне Миттмане; Питер Дж. Дендл (ред.). Напарник Эшгейта по исследованиям монстров и чудовищ . Фарнем [ua]: Эшгейт. п. 90 . ISBN 9781472418012 .
- ^ «Происхождение Мами Ваты» . АртИстории . Институт искусств Миннеаполиса. п. 2 . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ Аноним. Черновик описания суринамского языка , ок. 1744. Цитируется по ван Стиприану 327.
- ^ Ж. Непве (ок. 1775). «Аннотации к книге Дж. Д. Херлейна « Описание поселения Зуринаме ». Цитируется по Ван Стиприану 327-8. Акцент в оригинале.
- ^ Тинсли, Омисеке Наташа (9 февраля 2018 г.). Зеркала Эзили . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822372080 .
- ^ Аверилл, Гейдж (21 июня 1997 г.). День охотника, день добычи: популярная музыка и власть на Гаити . Издательство Чикагского университета. п. 231 . ISBN 9780226032917 .
ласиренн.
- ^ Селес, Урсула (2011). «Восстание морской тайны: Лва Ласиренн в гаитянском водоу». Журнал гаитянских исследований . 17 (1): 193–210. JSTOR 41711916 .
- ^ Из Стиприяана 331.
- ^ «Мальчик делает это: Хью Масекела» . Проверено 20 мая 2012 г.
- ^ Bembeya Jazz National "Мами Вата". Дань Дембе Камаре , Syliphone/Syllart Records, 1996.
- ^ «Тристан Стронг» . PenguinRandomhouse.com . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ «Кинофестиваль Сандэнс» . 2022.
- ^ «Билеты Фанданго» .
- ^ «Амазон Прайм» . Амазонка .
- ^ «Русалка из Черной Раковины» . PenguinRandomhouse.com . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Нваоргу, Эндрю Э. (2001). Культурные символы: христианская перспектива . Международная ассоциация Африки. п. 95.
- ^ Алан Надель (редактор); Барбара Льюис (16 мая 2010 г.). Август Уилсон: Завершение цикла двадцатого века . Университет Айовы Пресс. п. 149. ИСБН 978-1-58729-875-2 .
{{cite book}}
:|author1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Олувгбемига Огборо-Коул. (2009) Мами Ватан - Рассказы на нигерийском пиджин-английском языке. Антена Верлаг. Германия
Библиография
[ редактировать ]- Древал, Генри Джон (2008). Священные воды: искусство Мами Вата и других божеств Африки и диаспоры . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35156-2 .
- Древал, Генри Джон (2008a). «Мами Вата: Искусство водных духов в Африке и ее диаспорах». Африканское искусство . 41 (2): 60–83. дои : 10.1162/afar.2008.41.2.60 . JSTOR 20447886 . S2CID 57570377 .
- Огборо-Коул, Олувгбемига (2009). «Мами Вата - рассказы на нигерийском пиджин-английском языке» Афина Верлаг, Германия. ISBN 978-3-89896-354-1
- Николсон, Пол и Ян Шоу. Словарь Британского музея Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея, 1995. ISBN 0-7141-0982-7 .
- ван Стиприан, Алекс (2005). «Ватрамама/Мами Вата: Три столетия креолизации водного духа в Западной Африке, Суринаме и Европе». Матату: Журнал африканской культуры и общества . 27/28 (1): 323–37. дои : 10.1163/18757421-90000459 . ISSN 0932-9714 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амадиум, Ифи (2002). «Тела, выбор, глобализующиеся неоколониальные чары: африканские матриархи и мамина вода». Меридианы . 2 (2): 41–66. дои : 10.1215/15366936-2.2.41 . JSTOR 40338499 . По состоянию на 28 января 2023 г.
- Древал, Генри Джон (1988). «Интерпретация, изобретение и повторное представление в поклонении Мами Вата». Журнал фольклорных исследований . 25 (1/2): 101–39. JSTOR 3814277 .
- Древаль, Генри Джон (1988a). «Русалки, зеркала и заклинатели змей: святилища Игбо Мами Вата». Африканское искусство . 21 (2): 38–96. дои : 10.2307/3336527 . JSTOR 3336527 .
- ФОРТЕ, Юнг Ран. «ЗЕРКАЛА И ВОДЫ: Практика и наглядность в бенинских культах Мами Вата». В: Амбивалентность: фотография и видимость в истории Африки . Под редакцией ПАТРИЦИИ ХЕЙС и ГЭРИ МИНКЛИ. Издательство Университета Огайо, 2019. стр. 283–303. JSTOR, https://doi.org/10.2307/j.ctv224tp5b.16 . По состоянию на 28 января 2023 г.
- Гор, Чарльз; Невадомский, Иосиф (1997). «Практика и деятельность в поклонении Мамми Вата в Южной Нигерии». Африканское искусство . 30 (2): 60–95. дои : 10.2307/3337422 . JSTOR 3337422 . По состоянию на 28 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Хоуннон Бехумбеза назначен верховным главой Мами Вата 15 февраля 2020 г. (c) Бехумбеза. Ютуб
- Хоуннон Бехумбеза избран президентом Ассоциации адептов Мами Вата (c) Icone TV. Ютуб
- Мами Вата: Видео подношения воды в Бенине, Западная Африка (c) YouTube
- Мами Вата: Духи роскоши: могут ли роскошь и духовность сосуществовать? Ютуб
- «Водные духи и русалки: дело Медного пояса». Юго-восточный региональный семинар по африканским исследованиям
- «Мамочка вода» — фильм Жана Руша на студии Icarus Films.
- Мами Вата: Искусство водных духов в Африке и ее диаспорах , Смитсоновский национальный музей африканского искусства, веб-сайт выставки 2009 г.
- Карибская мифология
- Легендарные существа женского пола
- Богини плодородия
- Богини удачи
- Богини здоровья
- Богини любви и похоти
- Матери-богини
- Морские и речные богини
- Змеиные богини
- Южноамериканские богини
- Богини Вуду
- Водные богини
- Западноафриканский водун
- Гуманоиды-рыбы и амфибии
- Культура Конго
- Африканская мифология
- Африканские богини
- Религия банту