Ирландский театр
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2012 г. ) |
Часть серии о |
Культура Ирландии |
---|
История |
Люди |
Мифология и фольклор |
Религия |
Искусство |
История ирландского театра начинается в средние века и долгое время ограничивалась дворами гэльских и «староанглийских» — потомков нормандских захватчиков XII века — жителей Ирландии. [1] Первым театральным зданием в Ирландии был Театр на Вербург-Стрит , основанный в 1637 году, за которым в 1662 году последовал Театр Смок-Элли .
С 17 века театральные постановки в Ирландии, как правило, служили политическим целям английской колониальной администрации, но по мере открытия большего количества театров и роста популярности публики стали ставиться более разнообразные развлечения. Многие дублинские театры наладили связи со своими лондонскими аналогами, а исполнители и постановки из британской столицы часто попадали на ирландскую сцену. Однако почти все ирландские драматурги от Уильяма Конгрива до Джорджа Бернарда Шоу считали необходимым покинуть родной остров, чтобы утвердиться.
В начале 20-го века начали появляться театры и театральные труппы, занимающиеся постановкой ирландских пьес и развитием коренных писателей, режиссеров и исполнителей. Это позволило многим наиболее выдающимся ирландским драматургам изучить свое ремесло и завоевать репутацию в Ирландии, а не в Великобритании или Соединенных Штатах.
Исторические театральные здания
[ редактировать ]В Ирландии сохранилось несколько исторических театральных зданий, и лишь небольшое их меньшинство было построено до 20 века. Театр «Гейети» в Дублине был основан в 1871 году и, несмотря на многочисленные изменения, сохранил некоторые черты викторианской эпохи и остается старейшим и постоянно действующим общественным театром Ирландии. [2] Королевский театр в Уотерфорде был построен в 1876 году, но сохранил некоторые структурные материалы из предшествовавшего ему здания театра 1785 года и считается старейшим постоянно действующим театром Ирландии. [3] Театр Smock Alley был преобразован в 2012 году из церковного здания начала 19 века, в котором использовались ткани предшествующего ему театра 18 века, и построен на фундаменте первого Королевского театра 1662 года. [4] Поэтому его часто называют «старейшим новым театром Ирландии» или «новейшим старым театром». [5] Театр Лорда Амьена был построен как частное театральное крыло Олдборо-Хауса в 1795 году и использовался как таковое до 1830 года. Несмотря на изменения в интерьере, структурно здание осталось точно таким, каким оно было спроектировано и построено впервые, и поэтому считается самым старым. специально построенное здание театра в Ирландии. [6] [7]
Маленькое начало
[ редактировать ]Хотя, по всей видимости, пьесы на религиозные темы в Ирландии ставились еще в XIV веке, первым хорошо задокументированным примером театральной постановки в Ирландии является постановка « Горбодука» 1601 года , представленная лордом Маунтджоем, лордом-депутатом Ирландии в 1601 году. Большой зал Дублинского замка . Пьеса была написана Томасом Саквиллом и Томасом Нортоном для рождественских праздников 1561/2 года во Внутреннем Темпле в Лондоне и, по-видимому, была выбрана потому, что это была история разделенного королевства, погружающегося в анархию, которая была применима к ситуации в Ирландии. во время выступления. Маунтджой положил начало моде, и в последующие тридцать лет частные выступления стали обычным явлением в великих домах по всей Ирландии.
Театр Вербург-стрит в Дублине обычно называют «первым театром, построенным по индивидуальному заказу в городе», «единственным театром до Реставрации за пределами Лондона» и «первым ирландским театром».
Суд в Килкенни
[ редактировать ]В 1642 году в результате Гражданской войны в Англии дублинские роялисты были вынуждены бежать из города. Многие из них отправились в Килкенни, чтобы присоединиться к образовавшейся в этом городе конфедерации древнеангличан и ирландцев. В Килкенни существовала традиция драматических представлений, восходящая к 1366 году, и дублинская труппа, значительно сократившаяся, обосновалась в их новом доме. По крайней мере, одна новая пьеса была опубликована в Килкенни; Трагедия ярости Колы, ИЛИ, Страдания Лиренды , откровенно политическое произведение, в названии которого Лиренда является анаграммой Ирландии.
После восстановления монархии в 1661 году Джону Огилби было поручено спроектировать триумфальные арки и написать маски для въезда нового короля в Лондон. Огилби был восстановлен в должности Хозяина пиршеств и вернулся в Дублин, чтобы открыть новый театр в Смок-Элли . Несмотря на то, что этот новый театр начинался хорошо, он по существу находился под контролем администрации Дублинского замка и ставил в основном простюартовские произведения и классику Шекспира. В результате в Лондон потянулись талантливые ирландские драматурги и актеры.
Реставрация
[ редактировать ]Ранним примером этой тенденции является Уильям Конгрив , один из самых важных писателей лондонской сцены конца XVIII века. Хотя Конгрив родился в Йоркшире , он вырос в Ирландии и учился у Джонатана Свифта в Килкенни и в Тринити-колледже Дублина . После окончания университета Конгрив переехал в Лондон, чтобы изучать право в Темпле и продолжить литературную карьеру. Его первую пьесу «Старый холостяк» (1693) спонсировал Джон Драйден , и он написал еще как минимум четыре пьесы. Последняя из них, «Путь мира » (1700 г.), является той работой Конгрива, которую регулярно возрождают на современной сцене. Однако на момент создания это была относительная неудача, и больше произведений для театра он не писал.
С восшествием на престол Вильгельма Оранского весь облик Дублинского замка, включая его отношение к театру, изменился. Театр на Смок-аллее существовал до 1780-х годов, а новые театры, такие как Королевский театр, Театр Квинса и Театр Гейети в 19 веке открылись . Однако неизменным на протяжении следующих 200 лет было то, что главное действие в истории ирландского театра происходило за пределами самой Ирландии, главным образом в Лондоне.
18 век
[ редактировать ]В 18 веке появились два крупных ирландских драматурга, Оливер Голдсмит и Ричард Бринсли Шеридан , которые были двумя из самых успешных драматургов на лондонской сцене 18 века. Голдсмит (1728–1774) родился в Роскоммоне и вырос в сельской местности. Он поступил в Тринити-колледж в 1745 году и окончил его в 1749 году. Он вернулся в семейный дом, а в 1751 году начал путешествовать, наконец поселившись в Лондоне в 1756 году, где опубликовал стихи, прозу и две пьесы « Добродушный человек» . «1768» и «Она наклоняется, чтобы победить » 1773. Последний имел огромный успех и до сих пор регулярно возрождается.
Шеридан (1751–1816) родился в Дублине в семье с сильными литературными и театральными традициями. Его мать была писательницей, а отец был менеджером театра Smock Alley. Семья переехала в Англию в 1750-х годах, и Шеридан посещал государственную школу Харроу . Его первая пьеса «Соперники» (1775) была поставлена в Ковент-Гардене и имела мгновенный успех. Он впоследствии стал самым значительным лондонским драматургом конца 18 века, написав такие пьесы, как «Школа скандала» и «Критик» . Он был владельцем театра Друри-Лейн , который он купил у Дэвида Гаррика . Театр сгорел в 1809 году, и Шеридан прожил остаток своей жизни в стесненных обстоятельствах. Он похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства .
19 век
[ редактировать ]После Шеридана следующим ирландским драматургом исторического значения был Дион Бусико (1820–1890). Бусико родился в Дублине, но для завершения образования уехал в Англию. В школе он начал писать драматические скетчи и вскоре занялся актерским мастерством под сценическим псевдонимом Ли Мортон. Его первой пьесой была «Легенда о Дьявольской дамбе» (1838), в которой он играл самого себя в Брайтоне . Его первой лондонской постановкой была «Лондонская гарантия 1841 года». Она имела большой успех, и он, казалось, собирался стать главным автором комедий своего времени. Однако следующие несколько его пьес не имели такого успеха, и Бусико оказался в долгах. Он частично восстановил свою репутацию благодаря «Корсиканские братья» хорошо построенной мелодраме (1852).
В 1853 году он переехал в Нью-Йорк, где вскоре стал популярным благодаря таким пьесам, как «Бедные Нью-Йорка» (1857), «Дот» (1859, по мотивам » Чарльза Диккенса ) «Сверчка у очага и «Окторун» (1859). Эти пьесы затрагивали такие проблемы, как городская бедность и рабство . Бусико также участвовал в принятии закона об авторском праве 1856 года через Конгресс . Его последней пьесой в Нью-Йорке была «Коллин Баун» (1860). В том же году Бусико вернулся в Лондон, чтобы поставить «Коллин Баун» , и спектакль был показан в 247 спектаклях в Театре Адельфи. Он написал еще несколько успешных пьес, в том числе «Шогран» (1875) и «Роберт Эммет» (1884). Эти более поздние пьесы помогли увековечить стереотип пьяного, вспыльчивого и болтливого ирландца, который был распространен на британской сцене со времен Шекспира. Другие ирландские драматурги того периода включают Джона Бэнима и Джеральда Гриффина , чей роман «Коллегианы» лег в основу «Коллин Баун» .
Бусико широко известен как самый остроумный ирландский драматург между Шериданом и Оскаром Уайльдом (1854–1900). Уайльд родился в Дублине в литераторской семье и учился в Тринити-колледже, где сделал блестящую карьеру. В 1874 году он выиграл стипендию в колледже Магдалины в Оксфорде . Здесь он начал свою карьеру писателя, получив премию Ньюдигейта за свою поэму «Равенна» . Его учеба была прервана на втором году обучения в Оксфорде, когда его отец умер, оставив большие долги.
За свою короткую, но блестящую литературную карьеру Уайльд написал стихи, рассказы, критику и роман, но его пьесы, вероятно, представляют собой его самое прочное наследие. Первый сценический успех Уайльда пришел к постановке «Веер леди Уиндермир» (1892), в результате которой он стал самым обсуждаемым драматургом в Лондоне. В том же году он написал «Неважную женщину» (1893), «Идеальный муж» (1895) и свою самую известную пьесу «Как важно быть серьезным» .
Благодаря этим пьесам Уайльд стал доминировать в британском театре поздней викторианской эпохи . Его пьесы отличаются легкостью остроумия, но он также умудрился затронуть некоторые серьезные проблемы, связанные с сексуальными и классовыми ролями и идентичностью, поскольку он сам писал, что «относится к серьезным вещам легкомысленно, а к легким - серьезно». События в личной жизни Уайльда превзошли его литературный успех, и он умер в Париже в 1900 году. Он остается одной из величайших фигур в истории ирландского театра, и его пьесы часто ставятся во всем англоязычном мире.
Современник Уайльда Джордж Бернард Шоу (1856–1950) был писателем совсем другого типа. Шоу родился в Дублине и в 1876 году переехал в Лондон, намереваясь стать писателем. Здесь он стал активным участником социалистической политики и стал членом Фабианского общества . Он также был очень публичным вегетарианцем. На его сочинения для сцены повлиял Генрик Ибсен . Его ранние политические пьесы не пользовались популярностью, но он совершил прорыв в «Другом острове» Джона Буля (1904). Шоу был чрезвычайно плодовитым, и его собрание сочинений составило 36 томов. Многие из его пьес сейчас забыты, но некоторые из них, в том числе «Майор Барбара» , «Святая Жанна» (обычно считающаяся его шедевром) и «Пигмалион» , до сих пор регулярно ставятся. «Пигмалион» послужил основой для фильма «Моя прекрасная леди» , что принесло пользу Национальной галерее Ирландии , поскольку Шоу оставил галерее гонорары за пьесу. Сейчас у входа в галерею стоит статуя драматурга. В 1925 году он получил Нобелевскую премию по литературе .
20 и 21 века
[ редактировать ]Аббатство и после
[ редактировать ]Коренная перемена в истории ирландского театра произошла с созданием в Дублине в 1899 году Ирландского литературного театра У. Б. Йейтса , леди Грегори , Джорджа Мура и Эдварда Мартина . За этим последовало Ирландское национальное театральное общество , позже ставшее театром «Эбби» . [8] [9] История этого театра хорошо документирована, а о его важности можно судить по списку писателей, чьи пьесы впервые были поставлены здесь в начале 20 века. В их число входили У. Б. Йейтс , леди Грегори , Джон Миллингтон Синдж , Джордж Мур и Шон О'Кейси . Не менее важно то, что благодаря введению Йейтсом через Эзру Паунда элементов японского театра Но , тенденции мифологизировать повседневные ситуации и особенно сильного внимания к произведениям на диалектах хиберно-английского языка, аббатство должно было создать стиль это сильно увлекало будущих ирландских драматургов. Действительно, можно сказать, что аббатство создало основные элементы национального театрального стиля.
В этот период также наблюдался рост написания пьес на ирландском языке, особенно после создания в 1928 году театра «Тайдхбхеарк» , посвященного ирландскому языку. Театр Gate , также основанный в 1928 году под руководством Хилтона Эдвардса и Мишеля Маклиаммоира , познакомил ирландскую публику со многими классиками европейской сцены.
Середина 20 века
[ редактировать ]В двадцатом веке известность получили ряд ирландских драматургов. Сэмюэл Беккет, вероятно, самый значительный из них. Беккет сделал долгую карьеру романиста и поэта, прежде чем его первая пьеса « В ожидании Годо» (1953) принесла ему известность. Эта пьеса, как и его вторая, «Финал» , является одним из величайших произведений абсурдистского театра. Беккет был удостоен Нобелевской премии в 1969 году.
, Лирический театр основанный в 1944 году Остином Кларком, базировался в аббатстве до 1951 года и поставил многие собственные стихотворные пьесы Кларка . С середины 1950-х годов унитарная церковь в Сент-Стивенс-Грин в Дублине была домом для театра Амхаркланн ан Дамер / Театра Дамер . «Дамер» поставил как профессиональный, так и любительский театр на ирландском языке. В 1958 году здесь состоялась мировая премьера спектакля Бехана. Театр Брендана » «Заложник закрылся в 1981 году. Бехан впоследствии стал чрезвычайно популярным драматургом, особенно благодаря своей работе с Литтлвуд Джоан Королевским театром в Стратфорде. Восточный Лондон.
Среди других важных ирландских драматургов этого периода: Денис Джонстон , Томас Килрой , Том Мерфи , Хью Леонард , Фрэнк МакГиннесс и Джон Б. Кин .
Последние события
[ редактировать ]В целом аббатство оказало доминирующее влияние на театр Ирландии на протяжении 20 века. Пример Беккета почти полностью проигнорировали, хотя его пьесы регулярно ставятся на ирландской сцене. Бехан в использовании песен и прямом обращении к публике находился под влиянием Бертольта Брехта , а Денис Джонстон использовал модернистские приемы, включая найденные тексты и коллажи , но их произведения мало повлияли на драматургов, пришедших после них. В 1970-х и 1980-х годах появился ряд компаний, которые бросили вызов доминированию аббатства и представили различные стили и подходы. В их число входили «Фокус-театр» , «Машина страсти», «Детская Т-компания» , « Проект-театр» , «Красный чайник» , «Театр друидов» , «КОМАНДА» и « День поля ». Эти компании воспитали ряд писателей, актеров и режиссеров, которые добились успеха в Лондоне, Бродвее и Голливуде или в других литературных областях. В их число входят Энда Уолш , Джо О Бирн , Питер Шеридан , Брайан Фрил , Стивен Ри , Гарри Хайнс , Мартин МакДона , Конор Макферсон , Марина Карр , Джимми Мерфи , Билли Рош и Гэбриел Бирн . в Трали, графство Керри, основал Сиамса Тайр, Национальный народный театр Ирландии В 1974 году Пэт Ахерн .
В 1990-е и 2000-е годы пришла новая волна театральных трупп. К ним относятся: Варавва, Театральная труппа Барнсторм, Бедрок, Синий плащ, B*spoke, Кукурузная биржа, Коркадорка, Фишамбл, Театральная группа KATS, Loose Canon, Ouroborous и Pan Pan. В начале 2010 года у ряда этих компаний была сокращена значительная часть, а в некоторых случаях и все финансирование Совета по делам искусств, и еще неизвестно, продолжат ли они свою деятельность.
Театр на ирландском языке
[ редактировать ]Театр на ирландском языке пережил периоды выдающейся продуктивности с момента его зарождения в эпоху гэльского возрождения , несмотря на частую нехватку подготовленных актеров и режиссеров, небольшую и разбросанную аудиторию и трудности с поиском постоянных театральных помещений.
Самые ранние пьесы часто были основаны на народных темах или имели целью укрепление национализма. Лишь в конце двадцатых годов началась настоящая изощренность, и даже тогда работа во многом зависела от работы одаренных любителей, работающих в драматических обществах и немногих доступных театрах. Им мешало отсутствие давней драматической традиции, такой как существовавшая в Англии, и утверждалось, что, за выдающимися исключениями, влияние европейской классики в то время было незначительным. [10]
С 1942 года театр «Эбби» начал время от времени ставить постановки на ирландском языке; со временем это привело к концентрации на пантомиме в ущерб более длительной и серьезной работе. [11] Чтобы исправить это, возникли новые театральные труппы, и как продолжение аббатства был создан An Phéacóg Nua (Театр «Новый Павлин»), небольшой театр, специализирующийся на драме на ирландском языке. Задачу представить инновационный театр на ирландском языке взял на себя театр «Ан Дамер» в самом сердце Дублина. Он продолжил традицию постановки как оригинальных произведений, так и переводов. Там работали профессиональные режиссеры, а среди драматургов были Эоган О Туайриск , Шон О Туама , Брендан Бехан и Майреад Ни Града . Он служил тренировочной площадкой для таких актеров, как Найл Тойбин , добившихся успеха в других местах. В 1981 году он лишился государственной субсидии и закрылся, а новые театральные труппы, возникшие на его месте, не имели постоянного дома. [12] [11]
Taibhdhearc . , театр Голуэя , основанный в 1928 году, был посвящен постановкам на ирландском языке Видными среди участников были писатель и актер Мишель Маклиаммуар и его компаньон Хилтон Эдвардс, которые также работали с театром Gate в Дублине. На протяжении многих лет «Тайбхдарк» ставил постановки, получившие высокую оценку критиков, но между сторонниками оригинальной и переведенной драмы всегда существовала напряженность. Существовала постоянная потребность в новых сценариях и достаточном финансировании, чтобы превратить Тайбхарк в национальный театр. [11] Количество полнометражных пьес на ирландском языке, представленных там, сейчас минимально.
Ирландский театр по-прежнему зависит от сочетания любительских и профессиональных талантов. В число нынешних компаний входят Aisteoirí Bulfin, Fíbín (с упором на телесность и визуальные эффекты, включая маски и кукольные представления) и белфастскую группу Aisling Ghéar, интересующуюся экспериментами. Дублин, традиционно театральный центр, до сих пор не имеет постоянного театра, посвященного исключительно постановкам на ирландском языке. [11] хотя Театр Павлин продолжает ставить пьесы на ирландском языке. [13] По словам ирландского историка театра Филипа О'Лири, «ирландский театр был живой, хотя зачастую и невидимой формой искусства, со своими труппами, площадками, призами и, конечно же, критиками». [14] Несмотря на свои проблемы, он демонстрирует постоянную жизнеспособность. [11]
См. также
[ редактировать ]- Ирландская литература
- Список ирландских драматургов
- Список ирландских театров и театральных трупп
- Ирландская фантастика
- Ирландская поэзия
- Список ирландских поэтов
Библиография
[ редактировать ]- Питер Кавана: Ирландский театр (Трали: Керриман, 1946).
- Джеймс Моран: Постановка Пасхального восстания: 1916 год как театр
- Р. Пайн: Театр Дублинские ворота 1928–1978 (Кембридж: Чедвик-Хили, 1984)
- Р. Пайн: Брайан Фрил и ирландская драма (Лондон: Routledge, 1990)
- Р. Пайн: Прорицатель: искусство Брайана Фрила (Дублин: University College Dublin Press, 1999)
- Энтони Рош: Современная ирландская драма – от Беккета до МакГиннесса
- Алан Дж. Флетчер: драма, спектакль и политика в докромвельской Ирландии (Торонто: издательство Университета Торонто и Корк: издательство Коркского университета, 2000)
- Эй Джей Флетчер: Драма и исполнительское искусство в докромвельской Ирландии. Источники и документы с древнейших времен до 1642 года (Кембридж: DS Brewer, 2001).
- Кристофер Мораш: История ирландского театра, 1601–2000 (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2002).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алан Дж. Флетчер: Драма, представление и политика в докромвельской Ирландии (Торонто: Toronto University Press и Корк: Cork University Press, 2000); Эй Джей Флетчер: Драма и исполнительское искусство в докромвельской Ирландии. Источники и документы с древнейших времен до 1642 года (Кембридж: DS Brewer, 2001).
- ^ «Краткая история» . GaietyTheatre.ie. Архивировано из оригинала 17 января 2010 года.
- ^ Королевский театр, Уотерфорд « История Королевского театра »
- ↑ Симпсон, Л. «Археологические раскопки в театре Smock Alley» (Margaret Gowen & Co. Ltd), 17 марта 2010 г.
- ^ Веб-сайт Smockalley Наша история
- ^ Рональд В. Лайтбаун, «Граф-архитектор: Эдвард Август Стратфорд (1736–1801), 2-й граф Олдборо», OLL Editions совместно с Ирландским грузинским обществом (2009)
- ↑ Лайн, Лаура « Историк, возглавляющий кампанию за прекращение сноса… » Dublin Live, 29 июня 2018 г.
- ^ Эдвард Кенни (племянник Мэра Ника Шиублая): Великолепные годы: воспоминания Мэра Ника Шиублая , рассказанные Эдварду Кенни, с приложениями и списками ирландских театральных пьес, 1899–1916. Даффи и компания, Дублин. 1955 год
- ^ Аббатство 1904–1978, стр. 37–39.
- ^ Обзор Фиаха Мак Конгхейла « Подземный театр: основные драматурги ирландского языка, 1930–80» , Филип О'Лири, UCD Press (2017). ISBN 9781910820155 : ComharTaighde , https://comhartaighde.ie/eagrain/5/macconghail/ .
- ^ Jump up to: а б с д и Брайан О Кончубхейр, «Скручивание на ветру: сценический театр на ирландском языке 1884–2014», в книге Николаса Грена и Криса Мораша, Оксфордский справочник современного ирландского театра , Oxford University Press, 2016 г.
- ^ Ни Шиннеид, Майреад. «Дамер: История театра». Гаэль-Линн 2008.
- ^ Британская энциклопедия , «Ирландия: повседневная жизнь и социальные обычаи»: https://www.britannica.com/place/Ireland/Daily-life-and-social-customs
- ^ О'Лири, Филип. Подземный театр: крупные драматурги на ирландском языке, 1930–80 . UCD Press (2017): с. xiii. ISBN 9781910820155
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с ирландским театром , в Wikisource