Театр Косово
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Театр в Косово, как и культура Косово, представляет собой двойную традицию.
Театр Этнической Албании основан главным образом на албанских народных традициях с османским влиянием .
Этнический сербский театр, как правило, включает в себя более общие славянские влияния, в том числе хорватские и словенские, русские и центральноевропейские.
Национальный театр Косово находится в Приштине , а в каждом городе есть свой театр.
История
[ редактировать ]Скудные археологические и исторические данные не дают достаточно информации для получения основных сведений о театре в Косово с древнейших времен до наших дней. Окарина , духовный инструмент, сделанный из пыли эпохи неолита , является одним из первых свидетельств того, что 3500 лет назад в Дардании могла существовать сценически-музыкальная жизнь. Погребальные танцы дардан (IV-II вв. до н. э.), найденные в Дардании, еще раз свидетельствуют о том, что в обрядах смерти использовались сценические элементы. Но самым важным свидетельством, доказывающим, что в Древней Дардании театр вел процветающую жизнь, является «Голова актера» (II век до н.э.), обнаруженная в Ульпиане . В последующие эпохи ( раннее средневековье ) в Косово, как и в других странах, театральные сцены в основном использовались для религиозных нужд, но и как развлекательные мероприятия, скорее всего, в различных традиционных праздниках (театральные игры в деревнях в зимний период). времена года, сохранившиеся до наших дней).
В XIX и начале XX века за обычными праздниками или семейными вечеринками в импровизированной обстановке, например, на верандах или верандах домов, окруженных простынями коврами, часто следовали представления и спектакли (содержащие комиксы), содержащие также песни и танцы.
Самый первый театр в современном Косово был создан в сентябре 1945 года в Призрене с ансамблем избранных актеров-любителей из разных городов Косово. Этот театр вместе с другими учреждениями в 1946 году превзошел Приштину по объекту, который также использовался для показа фильмов, с небольшой сценой, которая едва отвечает основным требованиям для скромной деятельности. Это здание, созданное как Дом культуры, в 1948 году стало зданием театра. Первой премьерой этого театра стал «Подозрительный человек» Б. Нушкита. Текст, впервые поставленный на албанском языке, был «Беса» Сами Фрашери , премьера которого состоялась в сезоне 1950/51. Руководитель театра Милутин Яснич отобрал талантливых актеров-любителей со всех территорий Албании для создания успешных пьес, в том числе из Гьяковы : Шани Палласка , Шабан Доми ; Вуштри : Абдуррахман и Мерибан Шала ; Косовска-Митровица : Мухаррем Кена ; Феризай : Катарина Йосипи , Матей Серреси ; Печ : Истреф Беголли .
Национальный театр Косово (сначала назывался Региональным театром , а затем Провинциальным народным театром ) был основан в октябре 1946 года в Призрене . Это было первое профессиональное театральное учреждение в Косово после Второй мировой войны . Очень скоро, через несколько месяцев после создания, театр переехал в столицу Косово Приштину .
Театр в Призрене
[ редактировать ]Призрен всегда был примечателен как город, где проводились разнообразные культурные мероприятия. Театральное искусство является примером такого культурного развития, которое началось в Призрене и проложило путь к успеху и в других городах Косово. Театральное искусство в Призрене начало развиваться примерно в 1880-х годах, сразу после открытия первой албанской школы в 1878 году, когда первые театральные пьесы, скорее всего, разыгрывались учениками первых открытых школ. Одними из первых участников, свидетельствовавших об успехе этих пьес, были Мати Логоречи и Лазер Лумези , оба первые учителя в школах Призрена, которые усердно работали с учениками.
Среди других театральных организаций самая известная была основана в 1920 году и называлась Shoqnija Zonja Ndihmëtare , которая готовила свои собственные пьесы, а также группу певцов или хор. Свидетельства подтверждают тот факт, что Лазер Лумези был драматургом большинства пьес этой организации. Одной из таких пьес была романтическая пьеса «Геновефа и Брабанит» («Геновефа» Брабани), вдохновленная романом Кристофера Шмидта и имевшая огромный успех. Другими пьесами, поставленными этой организацией, были Gjykimi I të pafajit (Суд над невиновными), Otavi dhe Silvestri (Отав и Сильверстер), Bardhi dhe Ferdinandi (Бард и Фердинанд), Nato (Нато), Nata e Kshnellash (Рождественская ночь), Zefi I. njoftun (Знаменитый Зеф), Barinjtë e Betlemit (Вифлеемские пастухи), Dredhite a Shaptukut (Уловки Шаптука) и Makaronat e Shejtanit (Макароны Дьявола). Под влиянием нынешнего образа жизни в Косово большинство пьес содержали религиозные, героические и обычно печальные дискурсы. Однако по праздникам эти пьесы представляли собой развлекательную беседу, за которой следовали традиционные танцы и песни . Другими известными организациями, поставившими блестящие пьесы, были такие организации, как Дрита , Мехрамет , Гаджрети и Экипи Культурор и Комитет Шкиптар .
Во время Второй мировой войны театральные постановки получили более широкое развитие. В 1942 году добродетельные пьесы стали известны почти в каждом городе Косово, и публика наслаждалась ими. Среди таких пьес можно упомянуть «Крюнгритья э Байрам Куррит» («Восстание Байрама Курри»), «Мризи и Занаве» («Ветер фейри»), «Тартуфи» («Тартюф»), «Вллаврасья» («Убийство брата») и др. Эта деятельность была постоянной работой педагога Лазера Лумези. Самыми известными актерами, сыгравшими в этих спектаклях, были Фрамуш Гомилла , Гьон Дехиса и Матей Вухай .
17 марта 1949 года организация под названием Албанский молодежный комитет решила изменить свое название на Культурно-художественное общество Агими или ШКА Агими , что представило публике некоторых известных и трудолюбивых художников, чей талант будут помнить и сегодня. В состав этой организации входили Кристе Бериша , Лезе Спайи-Кена , Коле Б. Широка , Сефо Бето Красники , Диана Вокши , Кун Ладжи , Бислим Муйай и Беким Фехмиу .
В 1950 году Призренский народный совет одобрил решение о создании Призренского любительского театра , и сразу же началась подготовка к постановкам различных спектаклей. Первые спектакли организовала Кристе Бериша, известная актриса и режиссер. Одной из первых и успешных пьес, показанных коллективом этого театра, была пьеса «Урими» . Первыми актерами Призренского любительского театра были Кристе Бериша, Гьон Ороши-Кола , Шабан Доми , Дрита Доброши , Антон Хетта , Симон Красники , Гьон Марку и многие другие. Этот коллектив продолжал работать в Любительском театре до основания Профессионального театра в Приштине .
Театр в Гьякове
[ редактировать ]Театр Гьяковой был основан 24 декабря 1977 года ансамблем актеров и актрис, состоявшим из бывших любителей, когда-то окончивших актерское мастерство в Высшей педагогической школе в Приштине . С начала работы и до сегодняшнего дня свою деятельность театр развивался под влиянием личности актера Хади Шеху , который был режиссером, а также главным героем важнейших пьес. Режиссерами театра Гьяковой также были сербы и албанцы , но среди них можно упомянуть режиссеров последних трех поколений косовцев, таких как Мухаррем Кена , Экрем Криезиу , Атде Гаши , Фетах Мехмети , Фадил Хисай , Агим Сопи , Селами Тараку. , Луан Дакка , Агим Селими , Илир Бокши , Хакиф Муллики , Эсат Браджшори , Зана Ходжа и др. Также необходимо упомянуть одного из главных участников этого театра — Сулеймана Локаджа (алб. Sulejman Lokaj ), работавшего в качестве ведущего а также актер театра с 1976 по 1992 год. Гьякова известна своими актерами, которые продолжают свое дело и сегодня. Среди них можно отметить Хади Шеху , Хюсен Бинаку , Рамазан Беркани , Кефсере Беркани , Мирвете Куртиши , Джахья Шеху , Ахмет Бакиджа , Армонд Морина (алб. Армонд Морина ), Куштрим Ходжа (алб. Куштрим Ходжа ) и др.
Театр в Пече
[ редактировать ]Театр Печа (или Профессиональный театр) «Истреф Беголли» является центром профессиональных артистов Печа, который действовал в Пече более 60 лет. Среди наиболее известных артистов, внесших вклад в воспитание поколений этого театра, — Абдурахман Шала , Истреф Беголли , Фарук Беголли , Мелихате Верс , Криста Бериша Малогами и Рагип Локша . Спектакли, подготовленные в Театре Печа, также участвовали в фестивальных любительских театрах Югославии . Среди самых известных пьес были «Кулла э Хасим Байрактарит» («Башня Хасима Байрактари») и «Нита » Йосипа Рела , также признанные лучшими спектаклями в Хваре , Хорватия . Другие выдающиеся постановки в память о самых успешных пьесах: «Дредхите э Шаптукут» («Проделки Шаптукута»), «Хакмарья» («Месть») Юсуфа Келеменди , «Дила » Йосипа Рела , Шате Шальянет («Семь шалжан»), Валсин э кук («Красный вальс»). и т. д.
Театр Ода
[ редактировать ]Театр ODA (альб. Teatri Oda ) был впервые открыт Лираком Челаем (актером) и Флораном Мехмети (режиссером) в конце 2002 года. Первая премьера Monologet e Vagines (монологов Вагины) была показана 1 марта 2003 года. Таким образом, 1 Март известен как юбилей основания этого театра. Театр Ода — единственный независимый театр в Косово, имеющий собственное пространство. Он является постоянным членом крупнейшей сети театров Европы под названием Informal European Theater Meeting – IETM и Balkan Express Network ( Балканская театральная сеть). Помимо представлений, главный зал театра Ода также используется для проведения различных музыкальных концертов, кинопоказов, рекламных акций, записи телепередач, сериалов, музыкальных клипов и фильмов. В театре Ода часто проводились различные выставки, скорее всего художественные (картины и скульптуры).
Театр Додона
[ редактировать ]Театр Додона (алб. Teatri Dodona ; ранее известный как Театр для взрослых и детей) был основан в 1986 году. Это театр, где молодые артисты, студенты, продвигают свои художественные театральные постановки. Театр Додона также известен как «Театр кукол», который постоянно ставит спектакли для детей, используя кукол-марионеток для создания художественных пьес. Театр Додона присутствовал на нескольких международных фестивалях, на которых был отмечен очень важными сценическими наградами в области искусства.
Ссылки
[ редактировать ]- «Деятельность в начале». Ииуй из Талии. Призрен: Сипринт, 2009. 73–96. Распечатать.
- Хадждар Салиху. «Театр и его популярная история». Народный театр в Гьякове. Дин Мехмети. Гьякова: НП, 1987. 3–10. Распечатать.
- Фадил Хисай. Театр. 5-6 изд. Приштина: Ассоциация развития исполнительских искусств СИТХИ, 2000. Печать.
- Реджеп Исмаджли и Мехмет Краджа. Монографический обзор Косово. Приштина: Академия наук и искусств Косово, 2011. Печать.
- Софижан. Беким Фехмиу и «ментальные карты» / Bekim Fehmiu Et Les «cartes Mentales» Цифровое изображение. Фликр. Yahoo!, 10 февраля 2011 г. Интернет. 24 февраля 2013 г.