Окарина
Классификация | Духовые , деревянные духовые инструменты , аэрофон |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 421.221.42 ( Сосуд-флейта с каналом и отверстиями для пальцев) |
Связанные инструменты | |
Сюнь , слайд-свисток , оловянный свисток , молинукай | |
Звуковой образец | |
Окарина (также известная как картофельная флейта) — духовой музыкальный инструмент ; это разновидность сосудистой флейты . [1] Существуют вариации, но типичная окарина представляет собой замкнутое пространство с четырьмя-двенадцатью отверстиями для пальцев и мундштуком , выступающим из тела. Традиционно его изготавливают из глины или керамики , но используются и другие материалы, такие как пластик, дерево, стекло, металл или кость.
История
[ редактировать ]Окарина принадлежит к очень древнему семейству инструментов, возраст которого, как полагают, составляет более 12 000 лет. [2] Инструменты типа окарины имели особое значение в китайской и мезоамериканской культурах. Для китайцев этот инструмент сыграл важную роль в их долгой истории песни и танца. Окарина имеет характеристики, похожие на сюнь (塤), еще один важный китайский инструмент (но отличается тем, что окарина использует внутренний канал, тогда как сюнь выдувается через внешний край). [3] В Корее сюнь известен как хун ( корейский : 훈 ; ханджа : 壎 ). В Японии сюнь известен как цутибуэ ( 土笛 , букв. « земляная флейта » ) . Различные экспедиции в Мезоамерику, в том числе экспедиция Кортеса , привели к тому, что окарина появилась при дворах Европы. И майя , и ацтеки создавали версии окарины, но именно ацтеки привезли в Европу песни и танцы, сопровождавшие окарину. Окарина стала популярной в европейских сообществах как игрушечный инструмент. [1]
Одна из старейших окарин, найденных в Европе, родом из Руника , Косово . Окарина Руника — это духовой инструмент эпохи неолита , похожий на флейту, и самый ранний доисторический музыкальный инструмент, когда-либо записанный в Косово. [4] Современная европейская окарина восходит к 19 веку, когда Джузеппе Донати из Будрио , города недалеко от Болоньи, Италия , превратил окарину из игрушки, игравшей всего несколько нот, в более совершенный инструмент (известный как первый «классический инструмент»). «окарина»). Слово окарина происходит от слова ucaréna , что на болонском диалекте означает «маленький гусь». Более ранняя форма была известна в Европе как драгоценный рог , который изготавливался из рогов серны животных ( голландский : драгоценные камни ). [5]
В 1964 году английский математик Джон Тейлор разработал систему аппликатуры, которая позволяла окарине играть полную хроматическую октаву, используя всего четыре отверстия. [1] Сейчас это известно как английская система аппликатуры и широко используется для подвесных окарин. Он также используется в некоторых многокамерных окаринах, особенно в тех, которые предназначены для одновременного воспроизведения более чем одной ноты.
В СМИ
[ редактировать ]Окарина фигурирует в для NES игре EarthBound Beginnings , а также в The Legend of Zelda: A Link to the Past , но она играет более заметную роль в последующих играх для Nintendo 64 , The Legend of Zelda: Ocarina of Time и The Legend of Зельда: Маска Маджоры . Этим играм приписывают увеличение популярности и продаж окарин. [6] Окарина также фигурирует в The Legend of Zelda: The Minish Cap на Gameboy Advance как Окарина Ветра. В финской детской книге 1953 года «Тирлиттан » главный герой также играет на окарине. [7]
Использование
[ редактировать ]Французский композитор Пьер Арве (1924–1980) написал для окарины несколько музыкальных произведений. Одна из них — «Веселая окарина» — стала хорошо известна в Великобритании, когда она использовалась в качестве регулярного музыкального фрагмента в детской программе BBC Vision On , транслировавшейся в период с 1964 по 1976 год. [8]
Венгерско-австрийский композитор Дьёрдь Лигети (1923–2006) призвал использовать четыре окарины (которые будут исполнены духовыми музыкантами, дублирующими свои инструменты) в своем Скрипичном концерте , завершенном в 1993 году. В 1974 году польский композитор Кшиштоф Пендерецкий (1933–2020) включил 12 окарин в композиции «Сон Иакова» . Позже он включил 50 из них в заключительную часть своей Симфонии № 8 , завершенной в 2008 году, где они предназначены для исполнения членами хора.
Типы
[ редактировать ]Существует много разных стилей окарин, различающихся по форме и количеству отверстий:
- Поперечная (сладкий картофель). Это самый известный вид окарины. Он имеет округлую форму и удерживается двумя руками горизонтально. В зависимости от количества отверстий игрок открывает на одно отверстие больше, чем предыдущая нота, чтобы подняться по высоте. Две наиболее распространенные поперечные окарины — это 10-луночная (изобретая Джузеппе Донати в Италии) и 12-луночная. У них есть диапазон от октавы плюс четвертая до октавы плюс второстепенная шестая.
- Подвески:
- Английский кулон - обычно они очень маленькие и портативные, в них используется английская система аппликатуры, разработанная Джоном Тейлором. [1] (4–6 лунок). Эта система аппликатуры позволяет им достичь диапазона от октавы до октавы плюс мажорная секунда.
- Перуанский кулон – датируемый временами инков, используемый в качестве инструментов для фестивалей, ритуалов и церемоний. Их часто можно увидеть с изображениями животных. Обычно они имеют 8–9 отверстий.
- Линейные - эти окарины обычно имеют прямоугольную или овальную форму и сконструированы таким образом, что при игре инструмент направлен в сторону от музыканта. Большинство встроенных окарин имеют аналогичную или идентичную систему аппликатуры, что и поперечные окарины.
- Многокамерные окарины (более известные как «двойные» и «тройные» окарины). Эти окарины, по сути, представляют собой две окарины, объединенные в один корпус, с двумя отдельными мундштуками и двумя отдельными наборами отверстий для пальцев. Такая конструкция обычно либо расширяет диапазон инструмента, либо позволяет играть несколько нот одновременно. Хотя многокамерные окарины могут быть выполнены в поперечном, линейном или подвесном стиле, поперечный стиль является наиболее распространенным. Типичная поперечная двойная окарина играет две октавы плюс малую треть , а поперечная тройная окарина обычно играет в диапазоне около двух октав плюс малая септима .
- Клавиши и слайды. Начиная с конца 19 века, несколько производителей также производили окарины с клавишами и слайдами. Эти механизмы либо расширяют диапазон инструмента, помогают пальцам доходить до широко расположенных отверстий, либо облегчают воспроизведение нот, не соответствующих родной тональности инструмента. [9]
Галерея
[ редактировать ]- Поперечная окарина
- Мейсенская фарфоровая поперечная окарина "Голубой лук", начало 20 века.
- Вид поперечных окарин спереди и сзади. Двойные отверстия спереди указывают на систему аппликатуры, разработанную в Японии 20-го века.
- Металлическая поперечная окарина 1875 г.
- Английская подвесная окарина, изобретенная в 1960-х годах Джоном Тейлором, воспроизводит целую октаву, используя всего лишь четыре отверстия для пальцев.
- Английская подвеска-окарина (без струн, с двумя отверстиями для подвески), удерживаемая в руке.
- Встроенная окарина
- Двухкамерная линейная окарина.
- Двухкамерный английский кулон.
- Двухкамерная поперечная окарина (мундштук сбоку)
- Азиатская двухкамерная окарина. Два отверстия в мундштуке хорошо видны, что позволяет музыканту играть расширенный диапазон нот (всего 17, в данном случае от A4 до C6).
- Трехкамерная окарина в басовом регистре.
- Коллекция окарин
- Подборка новинок «чайкаринок», которые одновременно являются функциональными чашками.
- Окарины в форме совы продаются в магазине на Тайване.
- Окарина из бутылки
- Керамическая доколумбовая окарина, ок. 13:00–15:00, народ Тайрона, Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, Колумбия.
- Дизайн окарины, основанный на главном инструменте из видеоигры The Legend of Zelda: Ocarina of Time.
Музыкальное представление
[ редактировать ]Звукопроизводство и акустика
[ редактировать ]Как работает окарина:
- Воздух поступает через ветровой проход
- Воздух ударяет по губам , издавая звук.
- Воздух пульсирует внутри и снаружи окарины, поскольку сосуд резонирует с определенной высотой звука (см. Резонатор Гельмгольца ).
- Закрытие отверстий снижает высоту звука; раскрытие дыр повышает тон
- Более мягкое дуновение снижает высоту звука; дуя сильнее, он поднимается. Сила дыхания может изменить высоту звука на несколько полутонов, из которых в любом случае полезно примерно треть полутона. [10] Слишком много или слишком мало воздуха повредит тону. [11] Вот почему окарины обычно не имеют механизма настройки или динамического диапазона и почему трудно научиться играть на них в гармонии.
Воздушная струя направляется на губу посредством соска или внутреннего канала, представляющего собой сужающуюся прямоугольную прорезь в мундштуке, а не опирается на губы играющего, как в поперечной флейте . Как и у других флейт, воздушный поток быстро чередуется между внутренней и внешней стороной губ, поскольку давление в камере окарины колеблется.
Сначала звук представляет собой «шум» широкого спектра (т.е. «шиф»), но избирательно усиливаются те частоты, которые совпадают с основной частотой резонирующей камеры (которая зависит от аппликатуры). необычайно Резонансная камера Гельмгольца избирательна в усилении одной частоты. Большинство резонаторов также усиливают больше обертонов . [12] В результате окарины и другие сосудистые флейты имеют характерный безголосый звук.
В отличие от многих флейт, окарины не полагаются на длину трубы для создания определенного тона. Вместо этого тон зависит от отношения общей площади поверхности открытых отверстий к общему кубическому объему, заключенному в инструменте. [13] Это означает, что, в отличие от поперечной флейты или блокфлейты , звук создается за счет резонанса всей полости и расположение отверстий на окарине во многом не имеет значения — их размер является наиболее важным фактором. Однако следует избегать инструментов, у которых тоновые отверстия расположены близко к голосу/амбушюру; поскольку окарина является резонатором Гельмгольца , это ослабляет тональное производство.
Резонатор . окарины может создавать обертоны , но из-за общей «яйцевидной» формы эти обертоны находятся на много октав выше шкалы основных нот [12] В подобных инструментах-резонаторах Гельмгольца с узкой формой конуса, таких как Gemshorn или Tonette , доступны некоторые частичные обертоны. Техника передувания для получения диапазона более высоких нот возможна с помощью окарины, но не используется широко, поскольку получаемая нота недостаточно «чиста», поэтому диапазон доступных звуков ограничен общей площадью отверстий.
Некоторые производители окарин обходят эти физические ограничения, создавая окарины с двумя или тремя резонирующими камерами, каждая со своими дыхательными путями и губами . Есть две основные системы, определяющие настройку этих дополнительных камер: азиатская система и система Паккиони. Азиатская система максимизирует диапазон, начиная каждую камеру на полутон выше самой высокой ноты предыдущей камеры. Вместо этого система Pacchioni фокусируется на сглаживании перехода между камерами за счет небольшого перекрытия их диапазонов, тем самым облегчая воспроизведение мелодий, попадающих в этот диапазон. [14]
Нотная запись и табулатура
[ редактировать ]Музыка окарины пишется тремя основными способами. Наиболее очевидным является использование нот. Существуют архивы нот , написанных специально для окарины или адаптированных из нот для фортепиано. Поскольку некоторые окарины полностью хроматические и на них можно играть в профессиональных музыкальных ситуациях, в том числе в классической и народной , ноты являются идеальным обозначением для окарин.
Во-вторых, это использование числовых табулатур, в которых музыкальные ноты выражаются в виде цифр. Некоторые производители разработали собственную систему числовых табулатур для своих окарин, другие придерживаются более универсальной системы, в которой числа соответствуют разным нотам гаммы. Этот метод обычно используют новички, которые еще не научились читать ноты.
Третий метод использует графическую табулатуру, похожую на рисунок отверстий для пальцев окарины, с затемненными отверстиями, которые представляют собой отверстия, которые нужно закрыть. Табулатура представляет собой отверстия в верхней части окарины и, при необходимости, отверстия в нижней части. Это позволяет легко играть, особенно новичкам. Две наиболее популярные системы табулатур:
- Система четырех дырок Джона Тейлора (изобретенная в 1964 году британским математиком Джоном Тейлором)
- Система сладкого картофеля с 10 лунками (изобретенная Джузеппе Донати из Будрио, Италия)
В зависимости от исполнителя, некоторые могут написать цифру или цифру поверх изображения, чтобы указать, сколько долей нужно удерживать ноту. [15]
Артикуляция
[ редактировать ]Из-за отсутствия клавиш окарина имеет много общих сочленений с оловянным свистком , таких как удары, удары, перекаты и скольжения. [16] Однако на окарине чаще используется язык, чем на тин-свистке, а вибрато всегда достигается за счет регулировки давления дыхания, а не с помощью пальцев. [17]
Похожие инструменты
[ редактировать ]Другие сосудистые флейты включают китайские сюнь и африканские глобусные флейты. Сюнь (упрощенный китайский: 埙; традиционный: 塤; пиньинь: сюнь) — это китайский сосуд-флейта, сделанный из глины или керамики. Это один из старейших китайских инструментов. Имея форму яйца, она отличается от окарины тем, что выдувается сбоку, как западная концертная флейта , а не имеет мундштук, похожий на блокфлейту ( фипель или клюв). Подобные инструменты существуют в Корее ( хун ) и Японии ( цутибуэ ). [18]
Родственное семейство инструментов — это семейство закрытых трубок, в которое входят свирели и другие инструменты, которые создают звук за счет вибрации столба воздуха внутри остановленного цилиндра . [ нужна ссылка ]
Аналогичными свойствами обладает и старинный кувшин- кувшин . [ нужна ссылка ]
Традиционный немецкий драгоценный рожок работает почти так же, как окарина. Разница лишь в материале, из которого он изготовлен: рог серны , козы или другого подходящего животного. [18]
Борриндо представляет собой простой полый глиняный шарик с тремя-четырьмя отверстиями для пальцев, одно из которых немного больше трех других, которые меньше и одинакового размера. [ нечеткий ] Отверстия расположены в форме равнобедренного треугольника . Борриндо изготавливается из мягкой аллювиальной глины, которую можно найти в большом количестве повсюду в центральной долине Инда . Будучи простейшей конструкции, его делают даже дети. Некоторые взрослые делают прекрасные борриндо большего размера, украшают их глиняными узорами и запекают. Эти запеченные борриндо с керамическим орнаментом представляют собой более поздние формы этого музыкального инструмента, который, по-видимому, ранее долгое время использовался в простой необожженной форме. [ нужна ссылка ] Звуковые ноты извлекаются путем выдувания в большее отверстие несколько горизонтально. Кончики пальцев помещаются в отверстия меньшего размера для регулирования нот. Простота игры делает ее популярной среди детей и молодежи. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «История Окарины» . ocarinaforest.com. 09.12.2012. Архивировано из оригинала 13 марта 2013 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ «Китайский Сюнь» . ocarinaforest.com. 31 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ «Руник Окарина» . Министерство культуры, молодежи и спорта Республики Косово. Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 г. Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ Пероно Каччафоко, Франческо (декабрь 2019 г.). «Доисторический «Гусь»: новая этимология слова «Окарина» ». Серия филологических наук . 41 (1–2). Анналы Университета Крайовы: 456–469.
- ^ Кинг, Шэрон Р. (15 февраля 1999 г.). «Сжатые данные; можно ли сыграть «чувства» на окарине?» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 июля 2009 года . Проверено 25 августа 2009 г.
- ^ «Волшебная шкатулка: возвращение в детство» . Книги с сайтаfinland.fi . 25 декабря 2014 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Пьер Арви: музыка
- ^ «Альманах Окарины» . Примечание к бухгалтерской книге. 3 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 года . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Игра на окарине в тон – интонация окарины» . Чистые окарины . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Хикман, Роберт. «Как температура воздуха влияет на высоту звука окарины» . Pureocarinas.com . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бенаде, Артур Х. (1990). Основы музыкальной акустики . Дуврские публикации. стр. 473–476. ISBN 9780486264844 .
- ^ «Физика окарины» . ocarinaforest.com. 2012-12-24. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Хикман, Роберт. «Многокамерные окарины и системы их настройки» . Чистые окарины . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ «Таблица аппликатуры окарины» . www.hindocarina.com. Архивировано из оригинала 29 января 2008 г. Проверено 21 апреля 2007 г.
- ^ Хикман, Роберт. «Артикуляционные ноты на окарине» . Чистые окарины . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Хикман, Роберт. «Орнамент на окарине» . Чистые окарины . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Окарина» . Seocarinas.com. Архивировано из оригинала 27 марта 2018 г. Проверено 30 марта 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адверси, Альдо (1963). Окарина Будрио: опубликовано по случаю 100-летия со дня рождения и отредактировано комитетом по мероприятиям Будрио (на итальянском языке). Бонджованни.
- Чедрони, Клаудио (2011). Септет окарины: история итальянской традиции (на итальянском языке). Издания Sonic Press.
- Холл, Барри (2006). От грязи к музыке: изготовление керамических музыкальных инструментов и наслаждение ими . Американское керамическое общество. ISBN 1-57498-139-0 . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г.
- Молинарио Праделли, Алессандро, изд. (2003). Звук глины: окарина Будрио 150 лет спустя (на итальянском языке). Город Будрио.
- Пероно Каччафоко, Франческо (2019). «Доисторический «Гусь»: новая этимология слова окарина» . Анналы Университета Крайовы. Серия филологических наук. Лингвистика (1–2): 356–369.
- Хикман, Роберт. Искусство изготовления окарины . (постоянные обновления)
- Хикман, Роберт. Серьезный игрок на окарине — основы отличной игры .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Китайские музыкальные инструменты
- Глиняные игрушки
- Ранние музыкальные инструменты
- Внутренние флейты
- Голландские музыкальные инструменты
- Немецкие музыкальные инструменты
- Итальянские музыкальные инструменты
- Сербские музыкальные инструменты
- Традиционные игрушки
- Сосудные флейты
- Игрушечные инструменты и шумогенераторы