Jump to content

Шведская литература

(Перенаправлено из Театра Швеции )

Шведская литература ( швед . Svensk Litteratur ) — литература, написанная на шведском языке или писателями из Швеции. [1]

Первым литературным текстом из Швеции является рунический камень Рёк , вырезанный в эпоху викингов около 800 года нашей эры. С обращением страны в христианство около 1100 года нашей эры Швеция вступила в средние века , когда монашеские писатели предпочитали использовать латынь. сохранилось всего несколько Таким образом, текстов на старом шведском языке того периода шведский литературный язык развился . Шведская литература процветала только после того, как в 16 веке , что во многом произошло благодаря полному переводу христианской Библии на шведский язык в 1541 году. Этот перевод представляет собой так называемую Библию Густава Васы .

Благодаря улучшению образования и свободе, принесенной секуляризацией , в 17 веке несколько известных авторов стали развивать шведский язык дальше. Некоторые ключевые фигуры включают Георга Штирнхильма (17 век), который первым написал классическую поэзию на шведском языке; Йохан Хенрик Келлгрен (18 век), первый, кто бегло написал шведскую прозу; Карл Майкл Беллман (конец 18 века), первый автор бурлеск- баллад; и Август Стриндберг (конец 19 века), писатель-социореалист и драматург, завоевавший мировую известность. В Швеции период, начавшийся в 1880 году, известен как реализм, потому что в произведениях особое внимание уделялось социальному реализму .

В 1900-х годах одним из первых романистов был Яльмар Сёдерберг . В начале 20-го века продолжали появляться известные авторы, такие как Сельма Лагерлёф ( лауреат Нобелевской премии 1909 года) и Пер Лагерквист (лауреат Нобелевской премии 1951 года). Известным пролетарским писателем, получившим известность после Первой мировой войны, был Вильгельм Моберг ; между 1949 и 1959 годами он написал серию из четырех книг «Эмигранты» (шведский: Utvandrarna ), которую часто считают одним из лучших литературных произведений Швеции. В 1960-х годах Май Сьёваль и Пер Валёэ вместе создали серию всемирно известных детективных романов. Самым успешным автором детективных романов является Хеннинг Мэнкелл , произведения которого переведены на 37 языков. В жанре шпионской фантастики наиболее успешным писателем является Ян Гийу .

В последние десятилетия несколько шведских писателей зарекомендовали себя на международном уровне, например, писатель-детектив Хеннинг Манкелл и автор триллеров Стиг Ларссон . Также хорошо известна за пределами Швеции писательница детских книг Астрид Линдгрен , автор таких произведений, как «Пеппи Длинныйчулок» и «Эмиль из Кленовых холмов» .

Существует также сильная традиция шведского языка как литературного языка финской знати ; после разделения в начале 19 века в Финляндии родились шведскоязычные писатели, такие как Йохан Людвиг Рунеберг , написавший финский национальный эпос «Сказки прапорщика Стола» , и Туве Янссон .

Древнескандинавский

[ редактировать ]
Рунный камень Рёк , начало шведской литературы
Небесный рунный камень .

Большинство рунических камней имели практическое, а не литературное назначение и поэтому представляют интерес главным образом для историков и филологов . Некоторые рунические надписи также бессмысленны по своей природе и используются в магических или заклинательных целях. Самым заметным литературным исключением является рунический камень Рёк, датируемый примерно 800 годом нашей эры. Он содержит самую длинную известную надпись и включает в себя несколько отрывков из саг и легенд в различных просодических формах. Часть его написана аллитерирующим стихом , или форнырдислагом . Обычно его считают началом шведской литературы. [2] [3]

Средний возраст

[ редактировать ]

Христианизация . Швеции была одним из главных событий в истории страны и, естественно, оказала столь же глубокое влияние на литературу

Рунный камень Гёк является примером того, как исчезла древняя литература. В нем использована та же образность, что и в рамсундской резьбе , но добавлен христианский крест и изображения объединены таким образом, что полностью искажают внутреннюю логику событий. [4] Какой бы ни была причина, камень Гёк иллюстрирует, как языческий героический миф шел к своему исчезновению во время введения христианства. [4]

Литература теперь обращалась к иностранным текстам в качестве моделей. К 1200 году в Швеции утвердилось христианство и появилась средневековая европейская культура. Лишь немногие избранные владели письменностью, но записывалось мало. Самыми ранними произведениями, написанными на шведском языке, были провинциальные законы , впервые записанные в 13 веке.

Большую часть образования давала католическая церковь , и поэтому литература этого периода носила в основном богословский или клерикальный характер. Большая часть другой написанной литературы состоит из юридических текстов. Исключением являются рифмованные летописи, написанные вязальной вязью .

16 и 17 века

[ редактировать ]

Реформационная литература

[ редактировать ]

Считается, что шведская литература Реформации была написана между 1526 и 1658 годами. Однако этот период не получил высокой оценки с литературной точки зрения. Обычно это считается шагом назад с точки зрения литературного развития. [5] [6] [7] Основной причиной было желание короля Густава Васы контролировать и подвергать цензуре все публикации, в результате чего были опубликованы только Библия и несколько других религиозных произведений. [8] В то же время были разграблены католические монастыри и сожжены католические книги. Король не посчитал важным восстановить высшее образование, поэтому Уппсальский университет остался в упадке. [9]

В это время существовало сравнительно немного групп писателей. Горожане по-прежнему имели мало влияния, а значение церковных священнослужителей сильно снизилось. Протестантская Реформация 1520-х годов оставила священникам часть их прежней политической и экономической власти. Тем шведам, которые хотели получить высшее образование, обычно приходилось ехать за границу в университеты Ростока или Виттенберга . [10]

Помимо христианской реформаторской литературы существовало еще одно значительное идеологическое движение. Это был готизм , прославивший древнюю историю Швеции. [10]

Хотя вклад в шведскую культуру был невелик, этот период, по крайней мере, обеспечил неоценимую основу для будущего развития. Самое главное, что шведский перевод Библии 1541 года, так называемая Библия Густава Васы , впервые дал Швеции единый язык. Во-вторых, появление печатного станка привело к тому, что литература стала распространяться среди групп, до которых раньше она не могла дойти. [10]

литература эпохи Возрождения

[ редактировать ]
Первая страница гексаметрического Геркулеса работы Георга Штирнхильма , 1658 г.

Период шведской истории между 1630 и 1718 годами известен как Шведская империя . Отчасти это соответствует самостоятельному литературному периоду. Литература эпохи Шведской империи считается началом шведской литературной традиции. [11]

Считается, что литература эпохи Возрождения была написана между 1658 и 1732 годами. Именно в 1658 году Георг Штирнхильм опубликовал свой «Геркулес» , первую гексаметрическую поэму на шведском языке.

Когда Швеция стала великой державой , возникла более сильная культура среднего класса. В отличие от эпохи Реформации, образование больше не ограничивалось исключительно церковными исследованиями, такими как теология. В эту эпоху на нее оказало огромное влияние ведущие страны того времени, а именно Германия, Франция, Голландия и Италия. Симптоматично, что человек, ставший известным как первый поэт Швеции, Георг Штирнхильм, был больше знаком с античной философией , чем с христианскими учениями.

Готизм также набрал силу. В период Шведской империи оно превратилось в литературную парадигму , целью которой было продвижение идеи о том, что Швеция является естественной великой державой. [10]

Титульный лист журнала «Then Swänska Argus» , 1732 г.

XVIII век называют золотым веком шведской литературы и науки. В этот период в Швеции появились авторы и литература гораздо более высокого уровня, чем когда-либо прежде. Одним из ключевых факторов был политический период, известный как Эпоха свободы (1712–1772), и первый шведский закон о свободе печати, написанный в 1766 году (см. Конституцию Швеции ). Это означало окончательный прорыв светской литературы. [12] [13]

Естественно, импульсы, которые оживили шведскую культурную жизнь, возникли в европейскую эпоху Просвещения . Основное влияние пришло из Германии, Англии и Франции, и это отразилось в шведской литературе. Шведский язык обогатился французскими словами, а идеи либерализации основывались на английской модели. [14]

Шведская литература консолидировалась около 1750 года; это считается началом лингвистического периода под названием «Поздний современный шведский» (1750 – около 1880). Первыми великими произведениями того времени были работы Олова фон Далина (1708–1763), в частности его еженедельник «Тогда Свянска Аргус» , основанный на книге Джозефа Аддисона « Зритель ». Далин дал очерк шведской культуры и истории, используя язык, обладающий беспрецедентным богатством сарказма и иронии . В 1730-х и 1740-х годах Далин был непревзойденной ярчайшей звездой на шведском литературном небосклоне. Он был первым, кто усовершенствовал язык для практических целей по сравнению с вымученной поэзией 17 века, и был первым автором, которого читала и ценила широкая публика. [15] [16]

В 18 веке популярность латыни быстро упала в пользу национального языка. Одним из первых авторов, адресовавших свои книги непосредственно широкой публике, был всемирно известный ботаник Карл Линней (1707–1778). Позже ключевыми фигурами были поэты Йохан Хенрик Келлгрен (1751–1795) и Карл Михаэль Беллман (1740–1795).

XVIII век был также веком, когда женщины-писатели впервые получили широкое признание. София Элизабет Бреннер (1659–1730), первая профессиональная писательница Швеции, начала свою карьеру в 17 веке, но продолжила ее и в следующем столетии. [17] Позже часто сатирические произведения Анны Марии Леннгрен (1754–1817) оказали длительное влияние, и по сей день остается предметом споров, как именно интерпретировать фразу «Några ordtil min k. Dotter, i Fall jag Hade Någon». («Несколько слов для моей любимой дочери, если бы она у меня была») – призывы оставаться дома и не заниматься литературой и политикой являются серьезными или сатирическими? [18]

Романтизм

[ редактировать ]
Титульная иллюстрация к Тегнера Эсаиаса «Саге о Фритьофе» (изд. 1876 г.)

В европейской истории период около 1805–1840 годов известен как романтизм . Он также произвел сильное впечатление на Швецию из-за немецкого влияния. За этот относительно короткий период появилось так много великих шведских поэтов, что эту эпоху называют Золотым веком шведской поэзии. [19] [20] Этот период начался примерно в 1810 году, когда было опубликовано несколько периодических изданий, отвергавших литературу XVIII века. Важным обществом было Готическое общество (1811 г.) и его периодическое издание «Идуна» , романтизированный взгляд на готизм . [19]

Одной из важных причин было то, что несколько поэтов впервые работали в одном направлении. Четырьмя главными поэтами-романтиками, внесшими значительный вклад в движение, были: профессор истории Эрик Густав Гейер , одиночка Эрик Йохан Стагнелиус , профессор греческого языка Эсайас Тегнер и профессор эстетики и философии П.А. Аттербом . [21]

Ранний либерализм

[ редактировать ]

Период между 1835 и 1879 годами известен как ранний либеральный период в истории Швеции. Взгляды романтиков стали восприниматься многими как раздутые и перегруженные формальностью. Первая откровенная либеральная газета в Швеции, Aftonbladet , была основана в 1830 году. Она быстро стала ведущей газетой Швеции благодаря своим либеральным взглядам и критике текущего положения дел. Газета сыграла свою роль в повороте литературы в более реалистическом направлении благодаря более лаконичному использованию языка. [22] [23]

Некоторые авторитеты считают Карла Йонаса Лава Альмквиста (1793–1866) самым выдающимся гением Швеции XIX века. [24] Начиная с 1838 года, он опубликовал серию социально и политически радикальных статей, критикующих как брак, так и церковные институты. Некоторые из его идей до сих пор интересны современным читателям, в частности работа «Дет горан» (1839), которая попала в список бестселлеров Германии лишь в 2004 году. [25] [26]

Натурализм, или реализм

[ редактировать ]
Писатель и драматург Август Стриндберг , картина Ричарда Берга , 1906 год.

Натурализм — одно из названий литературного периода между 1880 и 1900 годами. Однако в Швеции период, начинающийся с 1880 года, известен как реализм . Отчасти это связано с тем, что в 1880-е годы был такой сильный акцент на соцреализме , а отчасти потому, что 1890-е годы были периодом «поэтов 90-х». [27]

В конце 19 — начале 20 века скандинавская литература произвела первое впечатление на мировую литературу. Из Швеции основное имя было Август Стриндберг , но Ола Ханссон , Сельма Лагерлёф и Виктория Бенедиктссон . более широкого признания также добились [28]

Прорыв реализма в Швеции произошел в 1879 году. В том же году Август Стриндберг (1845–1912) опубликовал «Красную комнату» ( Röda Rummet ), сатирический роман, который безжалостно атаковал политический, академический, философский и религиозный миры. [29] [30]

Август Стриндберг был писателем, всемирно известным своими драмами и прозой, отличавшимся исключительным талантом и сложным интеллектом. Он продолжал писать несколько книг и драм до своей смерти в Стокгольме. [29] [30] Он также был опытным художником и фотографом. [31]

Поэты 90-х.

[ редактировать ]

Шведские 1890-е годы известны своим поэтическим неоромантизмом , реакцией на социально-реалистическую литературу 1880-х годов. Первой ключевой фигурой литературы был Вернер фон Хайденштам (1859–1940); его литературный дебют состоялся в 1887 году со сборником стихов Vallfart och vandringsår («Годы паломничества и странствий»). [32] [33] Несколько лет спустя Густава Фрёдинга состоялся дебют . Хотя в свое время Фрёдинг вызывал споры, он оказался самым популярным поэтом Швеции. [34] Поэзия Эрика Акселя Карлфельдта была удостоена Нобелевской премии по литературе в 1931 году.

Писательница Сельма Лагерлёф (1858–1940), возможно, была самой яркой звездой 1890-х годов, и ее влияние сохранилось до наших дней. Двумя ее основными произведениями, переведенными на несколько языков, являются «Чудесные приключения Нильса» (1906–1907) и «Сага о Гёста Берлинге» (1891), но она также написала несколько других высоко оцененных книг. Лагерлёф была удостоена Нобелевской премии по литературе в 1909 году, главным образом за свои способности рассказывать истории. [35] [36]

Именно в 1910-х годах начался новый литературный период со стареющим Августом Стриндбергом , опубликовавшим несколько критических статей, оспаривающих многие консервативные ценности. С приходом социал-демократии и широкомасштабными забастовками ветер дул в сторону социальных реформ. [37] [38]

Современный роман

[ редактировать ]
Ялмар Сёдерберг

В 1910-е годы доминирующей формой литературного выражения стал роман. Одним из первых романистов был Яльмар Сёдерберг (1869–1941). Содерберг писал несколько цинично, временами с ницшеанским подтекстом, разочарованием и пессимизмом. В 1901 году он опубликовал « Молодежь Мартина Бирка» . Многие ценили его за литературные качества, но еще более важным аспектом было изображение Стокгольма , которое широко считается лучшим когда-либо написанным портретом Стокгольма. [39] Однако его самая уважаемая работа была еще впереди: «Доктор Глас» (1905), повесть о мести и страсти, которую некоторые считают лучшим и наиболее полным из всех шведских романов. [40] Маргарет Этвуд , например, сказала о Докторе Гласе : «Это происходит на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, но открывает двери, которые роман открывает с тех пор». [41] Роман Содерберга 1912 года Den allvarsamma leken ( «Серьезная игра ») также признан классикой шведской литературы и до сих пор широко читается. Его назвали единственным любовным романом в шведской литературе, и он был переведен как минимум на четырнадцать разных языков. значимым [42] [43]

Современником Седерберга был Бо Бергман . Дальнейшее развитие романа связано с такими писателями, как Густав Хелльстрем , Зигфрид Зивертц , Элин Вэгнер и Ялмар Бергман . [44]

Модернизм

[ редактировать ]

Пер Лагерквист был одним из первых модернистов в Швеции. Его экспрессионистская поэма «Онгест» ( «Тоска» , 1916) представила модернистскую литературу в Швеции. Лагерквист также писал прозу и пьесы в произведениях, посвященных великим экзистенциальным вопросам. В 1951 году Лагерквисту была присуждена Нобелевская премия по литературе . [45]

Другим ранним модернистом был Биргер Сьёберг, чья неоднозначная экспрессионистская книга стихов Kriser och kransar ( «Кризисы и венки ») появилась в 1926 году. Охваченные тревогой стихи были неожиданным контрастом с более ранним успехом Сьёберга с идиллическим и популярным козырьком Фриды (1922). И Лагерквист, и Сьёберг оказали влияние на поэтов-модернистов 1930-х и 1940-х годов. [45]

Карин Бойе находилась под влиянием модернизма и психоанализа . Бойе — один из самых читаемых поэтов Швеции, он также известен романом-антиутопией «Каллокайн» (1940). [45]

Пролетарская литература

[ редактировать ]

В 1929 году Артур Лундквист , Гарри Мартинсон , Эрик Аскланд , Йозеф Чельгрен и Густав Сандгрен опубликовали весьма влиятельную антологию модернистской поэзии Fem unga ( «Пять молодых людей »). [45]

Моа Мартинсон в 1957 году.

В шведском сельском хозяйстве существовала система рабочих, называемая statare , которым платили только натурой , продуктами и жильем, что можно сравнить с англосаксонской системой грузовиков . Среди немногих людей с таким прошлым, сделавших интеллектуальную карьеру, были писатели Ивар Ло-Йоханссон , Моа Мартинсон и Ян Фридегард . Их работы сыграли важную роль в отмене системы.

Благодаря таким произведениям, как роман «Godnatt, jord» ( «Спокойной ночи, земля» , 1933), в котором изображены statare, Ивар Ло-Йоханссон стал доминирующей фигурой в шведской пролетарской литературе. Романы Моа Мартинсон посвящены бедным женщинам, работающим на фермах и фабриках. серия автобиографических романов, начинающаяся с «Mor Gifter sig» ( «Моя мать выходит замуж» , 1936). Широко читается [45]

Эйвинд Джонсон и Гарри Мартинсон разработали шведский автобиографический роман на основе таких произведений, как серия романов Джонсона Romanen om Olof Мартинсона (1934–1937) и «Цветущая крапива» (1935). Джонсон также выступил против нацизма в своей новой трилогии «Крилон» (1941–1943) и написал известные исторические романы . Мартинсон стал известен как один из лучших шведских поэтов-натуралистов, и в 1956 году он опубликовал свою поэтическую космическую эпопею « Аниара» . [45] В 1974 году Джонсон и Мартинсон разделили Нобелевскую премию по литературе .

Известным пролетарским писателем был Вильгельм Моберг (1898–1973). Обычно он писал о жизни простых людей и в особенности крестьянского населения. Монументальный труд Моберга был опубликован вскоре после Второй мировой войны: четырёхтомная «Эмигранты» серия (1949–1959) о шведской эмиграции в Северную Америку . В этой работе Моберг сентиментально изобразил пару XIX века во время их переезда в Новый Свет; и сколько борьбы и трудностей им пришлось пережить. [46]

Буржуазная литература

[ редактировать ]

Буржуазную литературу 1930-х годов писали Агнес фон Крусеншерна , Олле Хедберг и Фритиоф Нильссон Пиратен . Изображение Крусеншерной своего класса в сериале о фон Палене (1930–1935) вызвало яростные дебаты. Известными поэтами той эпохи были Йоханнес Эдфельт , Ялмар Гуллберг и Нильс Ферлин . [45]

1940-е и 1950-е годы

[ редактировать ]

В 1940-х годах модернистская литература, известная как фиртиотализм, была типично пессимистической с повторяющимися темами, такими как мука и вина, и произведения становились все более экспериментальными. Стиг Дагерман и писатель Ларс Алин — самые известные прозаики той эпохи, а Эрик Линдегрен и Карл Веннберг — ведущие поэты. [45] Некоторые известные авторы-женщины, такие как Стина Аронсон , Улла Исакссон и поэтесса Эльза Грейв, также появились в 1940-х годах. [45]

Литература 1950-х продолжила некоторые темы 1940-х, но стала более ироничной и игривой благодаря таким писателям, как Ларс Гилленстен , Вилли Кирклунд и Ларс Форсселл . Биргитта Троциг , крупная писательница-модернистка, чьи работы сосредоточены на экзистенциальных вопросах религиозного характера, совершила прорыв в книге « De utsatta» ( «Разоблачение» ) в 1957 году. Поэтами, связанными с 1950-ми годами, являются Вернер Аспенстрем , который стал одним из самых читаемых поэтов в Швеции и очень влиятельный Томас Транстрёмер , дебютировавший в 1954 году с 17 диктерами ( 17 стихотворениями ). [45]

1960-е и 1970-е годы

[ редактировать ]

В 1960-е годы появилась новая социально-критическая литература, которая часто фокусировалась на глобальной перспективе и антивоенных темах. Журналистские документальные книги были важной литературной тенденцией среди таких писателей, как Ян Мюрдаль , Свен Линдквист и Пер Вестберг . Сара Лидман , знаменитая писательница 1950-х годов, также обратилась к подобным политическим произведениям в 1960-х годах, но позже вернулась к написанию романов, посвященных жизни маленькой деревни на севере Швеции. Такие авторы, как Пер Улоф Сундман и Пер Олов Энквист, обратились к псевдодокументальным романам. Позже Энквист добился международного успеха благодаря историческому роману Livläkarens besök (1999, «Визит королевского врача »). Ларс Густавссон , наиболее известный благодаря своей частично автобиографической серии романов «Spricorna i muren» (1971–78; «Трещины в стене»), выступал против бюрократического шведского государства всеобщего благосостояния в многослойных, часто метафизических романах. ПК Джерсилд смешал соцреализм с фантастикой. Свен Дельблан написал серию из четырех известных исторических романов о регионе своего детства, в неидеализированном виде изображая сельское шведское общество. Пер Андерс Фогельстрем имел огромный успех благодаря серии широко читаемых исторических романов, в которых рассказывается о семье рабочего в Стокгольме с 1860-х по 1960-е годы, начиная с Mina Drömmars Stad ( «Город моей мечты» , 1960). [45]

Конец 20 века

[ редактировать ]

Романы Йорана Тунстрема ознаменовали возвращение радости повествования после политических тем 1970-х годов. Его романы, богатые фантазией и юмором и действие которых происходит в его родном регионе Вермланд , достигли апогея с «Juloratoriet» (1983; «Рождественская оратория» ). Торгни Линдгрен — один из самых успешных шведских писателей в мире. Его романы, действие которых происходит в отдаленной сельской местности северной Швеции, часто затрагивают вопросы власти, угнетения и природы зла, например, «Ormens väg på hälleberget» (1982; «Путь змеи» ). Другой ведущей писательницей 1970-1990-х годов была Керстин Экман . [47]

Ларс Норен , дебютировавший как поэт в 1960-е годы, стал знаменитым драматургом. Стиг Ларссон был ведущим писателем постмодерна . Кристина Лугн была признанным поэтом и драматургом. Катарина Фростенсон , Анн Ядерлунд и Биргитта Лилперс оживили поэзию. [45]

Клас Остергрен совершил крупный прорыв, написав роман « Джентльмены» в 1980 году. Плодовитый автор эпических романов и рассказов, Остергрен стал считаться одним из ведущих писателей. [48] Майгулл Аксельссон был известен романом Aprilhäxan ( «Апрельская ведьма» , 1997), в котором социальный реализм сочетался с магическим реализмом . Автобиографическое и исповедальное письмо имело подъем благодаря таким писателям, как Агнета Плейель , Эрнст Бруннер и Карина Ридберг . Петер Кильгорд , Сигрид Комбюхен и Ингер Эдельфельдт выступили как другие плодовитые прозаики. [45]

Томас Транстремер, 2014 г.

В 1930-х и 1940-х годах поэзия находилась под влиянием идеалов модернизма . Отличительными чертами было желание экспериментировать и пробовать различные стили, обычно свободный стих без рифмы и размера.

Ведущей фигурой модернизма вскоре оказался Яльмар Гуллберг (1898–1961). Он написал множество мистических и христианских сборников, таких как Andliga övningar ( «Духовные упражнения» , 1932) и других. После поэтического перерыва 1942–1952 годов он вновь появился в новом стиле в 1950-х годах. Атеистическая на первый взгляд, она оказала влияние на молодое поколение. [49] [50]

Гуннара Экелёфа (1907–1968) называют первым шведским поэтом -сюрреалистом благодаря его первому сборнику стихов, нигилистическому «Sent på jorden» (1932), произведению, которое почти не понимали его современники. [51] Но Экелёф двинулся в сторону романтизма , и со своим вторым сборником стихов «Dedikationen» в 1934 году он стал оценен в более широких кругах. [51] Он продолжал писать до самой старости и должен был занять доминирующее положение в шведской поэзии. Его стиль описывают как насыщенный символизмом и загадочный, но в то же время мучительный и ироничный. [52]

Другим важным поэтом-модернистом был Гарри Мартинсон (1904–1978). Гарри Мартинсон обладал беспрецедентным чувством природы, в духе Линнея . Как это было типично для его поколения, он писал свободный стих, не связанный рифмой и количеством слогов. Он также написал романы, классическим произведением которых является частично автобиографическая «Цветущая крапива » в 1935 году. Однако его самой замечательной работой была «Аниара» (1956) — история о космическом корабле, дрейфующем в космосе. [53]

Пожалуй, самым известным шведским поэтом ХХ века является Томас Транстремер (1931–2015). Его поэзию отличает христианский мистицизм , идущий на грани между сном и реальностью, физическим и метафизическим . [54] В то же время в шестидесятые годы возникла сильная традиция под влиянием исторического авангарда , и шведское движение конкретной поэзии стало одним из трех мировых представителей экспериментальной поэзии того времени, с такими представителями, как Ойвинд Фальстрём (который, по-видимому, публиковал первый манифест конкретной поэзии 1954 г.: «Hätila ragulpr på fåtskliaben»), в мире [55] Оке Ходелл , Бенгт Эмиль Джонсон и Лейф Нилен . В качестве реакции на экспериментальные шестидесятые, один из семидесятых перенял бит-традицию из США, продолжая авангардные усилия, которые привели к тому, что небольшие журналы начали публиковать стихи, трафаретное движение, из которого вышел один из главных шведских поэтов современности - Бруно К. Ойер – вырос и разработал лирический спектакль, вдохновленный Антонена Арто «Театром жестокости» , рок-н-роллом и авангардным спектаклем. [56]

Дэн Андерссон (родился 6 апреля 1888 года в Скаттлёсберге, приход Грангарде (на территории современного муниципалитета Людвика), Даларна, Швеция, умер 16 сентября 1920 года в Стокгольме) был шведским писателем и поэтом. Он также положил на музыку некоторые из своих стихов. Андерссон женился на учительнице начальной школы Ольге Турессон, сестре художника Гуннара Турессона, в 1918 году. Иногда он использовал псевдоним «Черный Джим». Андерссон причисляется к шведским пролетарским авторам, но его произведения не ограничиваются этим жанром. [57]

Несколько драматургов появились после Второй мировой войны. В 1950-х годах ревю были популярны; некоторыми именами эпохи были комики Повел Рамель и Кар де Мумма . Дуэт Хассе и Таге продолжил комедийную традицию в 1962 году и на двадцать лет стал своего рода институтом в шведском мире ревю, охватывая радио, телевидение и кинопроизводство.

В конце 1960-х годов произошел прорыв в альтернативной драме более свободного характера, и театр стал скорее местом встречи популярных вкусов. В 1970-х и 1980-х годах двумя наиболее известными драматургами были Ларс Норен (1944–) и Пер Олов Энквист (1934–2020). [58]

Детская литература

[ редактировать ]

В 1930-е годы появилось новое понимание потребностей детей. Это проявилось вскоре после Второй мировой войны, когда Астрид Линдгрен опубликовала в 1945 году книгу «Пеппи Длинныйчулок». Бунтарское поведение Пеппи поначалу вызвало сопротивление среди некоторых защитников культурных ценностей, но в конце концов ее приняли, и тем самым детская литература была освобождена от обязанности пропагандировать морализм . [59] [60]

Астрид Линдгрен продолжала публиковать множество детских бестселлеров, которые в конечном итоге сделали ее самым читаемым шведским автором независимо от жанра: по всему миру было напечатано более 100 миллионов экземпляров и переведено более чем на 80 языков. Во многих других книгах Линдгрен продемонстрировала свое прекрасное понимание детских мыслей и ценностей; в «Братьях Львиное Сердце» о смерти, а также о храбрости; в Мио, сын мой , сказка о дружбе. Но не все ее истории имели глубокий смысл. Три книги о Карлссоне-на-крыше (1955, '62, '68) повествуют о невысоком, пухлом и озорном человеке с пропеллером на спине, с которым подружился мальчик. Линдгрен написал двенадцать книг об Эмиле из Кленовых холмов , мальчике, жившем в сельской местности Смоланда в начале 1900-х годов, который постоянно попадает в неприятности из-за своих выходок, но в дальнейшей жизни становится ответственным и находчивым человеком и председателем муниципального совета. . [59]

Одним из немногих писателей-фантастов в шведской литературе, помимо Линдгрен, была финская писательница Туве Янссон (1914–2001), написавшая на шведском языке о муми-троллях . Муми-тролли — тролли, живущие в экономически и политически независимом государстве, без каких-либо материалистических забот. Муми-тролли понравились людям во многих странах, а книги Янссон были переведены более чем на 30 языков. [59] [61]

Криминальная фантастика

[ редактировать ]

До Второй мировой войны шведский детективный роман был основан на британских и американских моделях. После Второй мировой войны оно развивалось в самостоятельном направлении. В 1960-х годах Май Шёвалл (1935–2020) и Пер Валё (1926–1975) совместно создали серию всемирно известных детективных романов о сыщике Мартине Беке . За ним последовали и другие писатели.

Самым успешным автором шведских детективных романов является Хеннинг Манкелл (1948–2015) с его серией о Курте Валландере . Они были переведены на 37 языков и стали бестселлерами, особенно в Швеции и Германии. [62] Детективные рассказы Мэнкелла получили широкую похвалу за свою социологическую тематику, в которой исследуется влияние иммиграции, расизма, неонацизма и т. д. на либеральную культуру. Многие из рассказов были сняты не менее трех раз, дважды шведскими компаниями и последний раз в Англоязычный сериал с Кеннетом Браной в главной роли. Но Мэнкелл также написал несколько других известных книг, таких как Comédia Infantil (1995), о брошенном беспризорнике из города Мапуту . [63]

Несколько других шведских писателей-детективов стали популярны за рубежом, особенно в Германии; например, Лиза Марклунд (1962–), Хокан Нессер (1950–), Оса Ларссон , Арне Даль , Лейф Г.В. Перссон , Йохан Теорин , Камилла Лэкберг , Мари Юнгштедт и Оке Эдвардсон . Начиная с 2004 года и позже покойный Стиг Ларссон вызвал международную сенсацию своей трилогией «Миллениум» , продолжавшейся серией новых романов, написанных Дэвидом Лагеркранцем .

В жанре шпионской фантастики наиболее успешным писателем является Ян Гийу (1944–) и его бестселлеры о шпионе Карле Гамильтоне , многие из которых также были экранизированы. Из других произведений Гийу наиболее примечательными являются его серия о рыцаре-тамплиере Арне Магнуссоне и полуавтобиографический роман с метафорическим названием «Ондскан» ( «Зло» ).

Традиция шведских баллад была заложена Беллманом в конце 18 века. В XIX веке поэтическое песенное творчество пришло в упадок с появлением университетских студенческих хоров, пока оно снова не возродилось в 1890-х годах. Поэты все чаще продолжали традицию перекладывать свои стихи на музыку, чтобы привлечь более широкую аудиторию. много стихов поэтов 90-х годов Густава Фрёдинга и Эрика Акселя Карлфельдта В начале 1900-х годов на музыку было положено .

Однако, пожалуй, самым известным шведским трубадуром 20-го века был Эверт Таубе (1890–1976). Он зарекомендовал себя как артист-исполнитель в 1920 году и около трех десятилетий гастролировал по Швеции. Он наиболее известен песнями о моряках, балладами об Аргентине и песнями о шведской деревне. [64]

С 1962 года и до своей смерти самым уважаемым певцом и автором песен в шведской балладной традиции был голландский иммигрант Корнелис Вресвейк (1937–1987). Некоторые из его песен были левыми песнями протеста , в которых он взял на себя смелость говорить от имени аутсайдеров общества, но сам он ненавидел, когда его называли певцом протеста. Его музыкальная вселенная была намного шире, и, например, на него сильно повлияла богатая шведская литература. После его смерти Фрисвейк также получил признание за свои поэтические качества. [64]

Литература в текстах поп-музыки

[ редактировать ]

Этот литературный период начался в Швеции в 1960-х годах под влиянием артистов из Англии и США. Поначалу литературное качество шведской поп-музыки было не более чем имитацией иностранных моделей, и только в 1970-х годах появилось независимое движение. . В это десятилетие молодежная массовая музыка достигла беспрецедентной популярности и открыла возможность для неизвестных артистов публиковать свою музыку. Из-за общего политического послания, которое часто представляют эти группы, их классифицируют как Progg (сокращение от «прогрессивные»). Хотя немногие прогг-исполнители действительно создали что-то стоящее, были некоторые группы, которые выделялись. Nationalteatern имели большое значение, потому что были не только музыкальной группой, но и театральными артистами; а благодаря талантливому левому художнику Микаэлю Вихе (1946–) из Hoola Bandoola Band произошло обновление шведского письма баллад в направлении высококачественной пролетарской лирики.

Одним из бунтовщиков 1970-х годов был Ульф Лунделл (1949–), который отказался от массового движения в пользу рок-н-ролла. В 1976 году он совершил прорыв в литературе своим дебютным романом «Джек» , романом битников , который стал представителем целого поколения. Хотя критиков это не впечатлило, роман продался большим тиражом и до сих пор многими ценится. [63]

Финляндия

[ редактировать ]

Шведский язык является официальным языком в Финляндии , примерно 5,6% населения считают его своим родным языком. Следовательно, литература на шведском языке имеет немало поклонников в Финляндии, среди которых есть несколько известных шведоязычных финских писателей, таких как Бо Карпелан , Кристер Кильман и Туве Янссон . Янссон, возможно, наиболее известная своими книгами о Муми-троллях для детей, писала романы и рассказы для взрослых, в том числе «Соммарбокен» (1972, «Летняя книга» ).

Финляндско-шведская литература возникла в конце 19 века. Карл Август Тавастшерна (1860–1898) считается первым финско-шведским писателем. В начале 20 века Эдит Сёдергран , Элмер Диктониус и Гуннар Бьёрлинг выступили как выдающиеся поэты-модернисты, оказавшие сильное влияние на модернистскую шведскую литературу . Среди современных романистов — Улла-Лена Лундберг , Кьелл Вестё и Моника Фагерхольм . [65]

Культурной организацией, представляющей такую ​​литературу, является Общество шведской литературы в Финляндии, которое описывает себя как «универсальное и ориентированное на будущее культурное учреждение финско-шведской литературы, культуры и исследований». Общество также является ведущим инвестором на мировых рынках акций и долговых обязательств и стойким защитником национальных интересов Финляндии, в последнее время – против посягательств шведских инвесторов. Такая позиция вызвала некоторое беспокойство среди членов Общества, приверженных проекту общескандинавского признания литературы.

В число авторов, появившихся в XXI веке, входят Сара Стридсберг , Йонас Хассен Хемири , Лена Андерссон , Джон Айвиде Линдквист и Линда Бострём Кнаусгорд . Микаэль Ниеми и Фредрик Бакман добились международного успеха благодаря романам-бестселлерам «Популярная музыка Виттулы» и «Человек по имени Уве» соответственно. Некоторые авторы криминальной фантастики добились международного успеха как часть литературной волны скандинавского нуара . [66]

Нобелевские лауреаты

[ редактировать ]

Шведские писатели удостоены Нобелевской премии по литературе , и год ее вручения им:

  • Сельма Лагерлёф , 1909 — « В знак признания высокого идеализма, яркого воображения и духовного восприятия, которые характеризуют ее произведения » [35]
  • Вернер фон Хайденштам , 1916 — « В знак признания его значения как ведущего представителя новой эпохи в нашей литературе ». [67]
  • Эрик Аксель Карлфельдт , 1931 — « За поэзию Эрика Акселя Карлфельдта ». [68] В благодарственной речи уточняется: «Швед сказал бы, что мы прославляем этого поэта, потому что он представляет наш характер со стилем и искренностью, которые мы хотели бы иметь, и потому что он пел с исключительной силой и изысканным очарованием традиции нашего люди, все драгоценные черты, которые лежат в основе нашего чувства дома и страны в тени покрытых соснами гор ». [69]
  • Пяр Лагерквист , 1951 — « За художественную энергию и истинную независимость ума, с которыми он пытается в своей поэзии найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством ». [70]
  • Эйвинд Джонсон , 1974 (совместно) — « За повествовательное искусство, дальновидное в странах и эпохах, на службе свободы » [71]
  • Гарри Мартинсон , 1974 (совместно) — « За произведения, ловящие росинку и отражающие космос ». [71]
  • Томас Транстремер , 2011 — « Потому что через свои сжатые, полупрозрачные образы он дает нам свежий доступ к реальности » [72]

Списки важных шведских книг 20 века

[ редактировать ]
В 1997 году журнал Biblioteket i Fokus , ориентированный на библиотеки, организовал опрос, чтобы определить шведские книги века. 27 000 человек проголосовали за составление списка из 100 книг. В топ-20 книг вошли: [73]
  1. Вильгельм Моберг , «Эмигранты» серия , 1949–59.
  2. Астрид Линдгрен , Пеппи Длинныйчулок , 1945 год.
  3. Астрид Линдгрен , «Братья Львиное сердце» , 1973 год.
  4. Пер Андерс Фогельстрём , «Город» серия 1960–1968 ,
  5. Сельма Лагерлёф , «Чудесные приключения Нильса» ( чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции ), 1906–07.
  6. Астрид Линдгрен , Эмиль из Кленовых холмов ( Эмиль в Лённеберге ), 1963 год
  7. Франс Г. Бенгтссон , Длинные корабли ( Рёде Орм ), 1941–45.
  8. Астрид Линдгрен , Мио, сын мой ( Mio, min Mio ), 1954 год
  9. Астрид Линдгрен , Ронья Дочь разбойника ( Ronja Rövardotter ), 1981
  10. Йоран Тунстрем , «Рождественская оратория» , 1983 г.
  11. Сельма Лагерлёф , Иерусалим , 1901–02 гг.
  12. Гарри Мартинсон , Аниара , 1956 год.
  13. Марианна Фредрикссон , дубы Саймон и , 1985 год.
  14. Экман , Blackwater 1993 г. Керстин ,
  15. Ян Гийу , Зло , 1981
  16. Ульф Лунделл , Джек , 1976 г.
  17. Яльмар Сёдерберг , Серьёзная игра , 1912 год.
  18. Моа Мартинсон , «Мать выходит замуж» , 1936 год.
  19. Джонас Гарделл , Воспитание комика , 1992
  20. Андерс Якобссон , Сёрен Олссон , Берт-дневники , 1987–
был проведен опрос по определению наиболее важных шведских книг 20-го века В 1998 году в рамках шоу Röda rummet на общественном телевидении Sveriges Television . 17 000 человек проголосовали за составление списка из 100 книг. В топ-20 книг вошли: [74]
  1. Вильгельм Моберг , «Эмигранты» серия
  2. Гарри Мартинсон , Аниара
  3. Франс Бенгтссон , «Длинные корабли»
  4. Астрид Линдгрен , Пеппи Длинныйчулок
  5. Пер Андерс Фогельстрём , «Город» серия
  6. Сельма Лагерлёф , «Чудесные приключения Нильса»
  7. Сельма Лагерлёф , император Португалии
  8. Яльмар Сёдерберг « Серьезная игра»
  9. Сельма Лагерлёф , Иерусалим
  10. Эйвинд Джонсон , «Время его светлости» , 1960 год.
  11. Вильгельм Моберг , Ваше время на земле
  12. Йоран Тунстрем , Рождественская оратория
  13. Астрид Линдгрен , Братья Львиное Сердце
  14. Эйвинд Джонсон , Возвращение в Итаку ( Волна пляжей ), 1946 год.
  15. Гарри Мартинсон , «Цветущая крапива» 1935 год. ,
  16. Яльмар Сёдерберг , Доктор Глас ( Doktor Glas ), 1905 год.
  17. Андерс Якобссон , Сёрен Олссон , Дневники Берта
  18. Гарри Мартинсон , Дорога в королевство часов , 1948 год.
  19. Астрид Линдгрен , Эмиль из Мейпл-Хиллз
  20. Вильгельм Моберг , «Катайтесь этой ночью!» ( Поездка в ночи ), 1941 год.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Все ссылки на номера страниц «Густавсона» относятся к шведскоязычному изданию его книги.

  1. ^ Например, и Биргитта из Швеции (14 век), и Эмануэль Сведенборг (18 век) написали большую часть своих работ на латыни , но, поскольку они приехали из Швеции, их произведения обычно считаются частью шведской литературы такими авторитетами, как Алгулин (1989). ) и Дельблан, Лённрот и Густафссон (1999).
  2. ^ Густавсон, 1961 (Глава 1)
  3. ^ Античность и средневековье , Лённрот, в Лённроте, Йоранссон, Дельбланк, Шведская литература , том 1.
  4. ^ Jump up to: а б Лённрот Л. и Дельблан С. (1993). Шведская литература. 1. От древнейших времен до времен свободы: 800–1718 гг . Стокгольм: Боннье Альба. ISBN   91-34-51408-2 стр. 49.
  5. ^ Тигерстедт, стр.68-70.
  6. Алгулин, стр.25, также согласен
  7. ^ Густавсон, стр.54, также согласен.
  8. ^ Этот отчет предоставлен Хэггом (1996), стр.83-84.
  9. ^ Этот отчет приведен в Tigerstedt (1971), стр.68-70.
  10. ^ Jump up to: а б с д Тигерштедт
  11. ^ Тигерстед
  12. ^ Густавсон, стр. 102–103.
  13. ^ Варбург, стр.57 ( Ссылка онлайн )
  14. ^ Алгулин, стр.38–39.
  15. ^ Алгулин, стр.39–41.
  16. ^ Густавсон, стр.108.
  17. ^ Олссон (2009), стр. 94.
  18. ^ Олссон (2009), стр. 137-139.
  19. ^ Jump up to: а б Алгулин, стр.67–68.
  20. ^ Густавсон, стр. 143–148.
  21. ^ Густавсон, стр.146
  22. ^ Алгулин, стр.82-83.
  23. ^ Густавсон, стр. 187–188.
  24. ^ Алгулин, стр.86
  25. ^ В переводе Энн Сторм как «Неделя с Сарой» (2004), ISBN   3-463-40457-5 Страница ZDF. Архивировано 10 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  26. ^ Густавсон, стр. 196–200.
  27. Однако со временем классификация поэтов 90-х годов, отдельная от реалистов 1880-х, стала менее заметной среди ученых. Различие между этими двумя периодами проводится Густавсоном, стр. 228–268 (1961), но не Алгулином, стр. 109–115 (1989).
  28. ^ Алгулин, стр.109.
  29. ^ Jump up to: а б Алгулин стр.115–132.
  30. ^ Jump up to: а б Густавсон, стр. 238–257.
  31. ^ Август Стриндберг и визуальная культура: возникновение оптической современности в изображении, тексте и театре . Шредер, Джонатан Э., Стенпорт и Анна Вестерстол, Сальцер, Эстер, редакторы. Лондон: Блумсбери. 2019. ISBN  978-1-5013-6326-9 . OCLC   1140132855 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  32. ^ Алгулин, стр.137–140.
  33. ^ Густавсон, том 2, стр.11
  34. ^ Олссон (2009), стр. 300.
  35. ^ Jump up to: а б Нобелевская премия по литературе 1909 г. , Официальный веб-сайт Нобелевского фонда, 15 октября 2006 г.
  36. ^ Алгулин, стр.158–160.
  37. ^ Густавсон, том. 2, с. 12
  38. ^ Густавсон, том. 2, стр. 7–16.
  39. Как рассказал Густавсон, том 2 (1961)
  40. По сообщению Алгулина, стр.169 (1989).
  41. ^ Из ее введения к переводу Пола Бриттена Остина , Harvill Press Edition, 2002, ISBN   1-84343-009-6 .
  42. ^ Ялмар Сёдерберг Серьезная игра. Сборник сочинений 10 изд. Буре Хольмбек и Бьёрн Салин, Lind & Co 2012, стр. 347–349, 359–361 (на шведском языке).
  43. ^ Ялмар Сёдерберг Общество Сёдерберга
  44. ^ шведской литературы Британская энциклопедия
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Современная литература Швеция.se
  46. ^ Алгулин, стр.191–194.
  47. ^ Шведская литература 3 От модернизма к рынку средств массовой информации: 1920–1995 / редакторы: Ларс Лённрот, Свен Дельблан, Сверкер Йоранссон.
  48. ^ Клас Остергрен Природа и культура
  49. ^ Тигерстедт (1975), стр. 474–476.
  50. ^ Хэгг (1996), стр. 481–484.
  51. ^ Jump up to: а б Лундквист, Мартинссон, Экелёф , компания Espmark & ​​Olsson, в Дельблане, Лённрот, Йоранссон, том 3
  52. ^ Хэгг (1996), стр. 528–524
  53. ^ Алгулин, с.230-231.
  54. ^ Poeten dold i Bilden , Lilja & Schiöler, в Lönnroth, Delblanc & Göransson (ред.), том 3, стр. 342–370.
  55. Название взято из книги «Винни-Пух» и на английском языке звучит как «Hipy papy bthuthdththuthda bthuthdy». Ойвинд Фальстрём, «HÄTILA RAGULPR PÅ FÅTSKLIABEN», Одиссея нет. 2/3 1954 года.
  56. ^ Пер Бэкстрем, Пепел, пустота и огонь. Проблема аутсайдера у Бруно К. Ойера , (дисс.) Лунд: Ellerströms förlag, 2003.
  57. ^ Дэн Андерссон britannica.com , 2013. Проверено 31 июля 2013.
  58. ^ От придворного театра к рабочей пьесе , Forser & TJäder, в Delblanc, Göransson & Lönnroth, Шведская литература , том 3.
  59. ^ Jump up to: а б с Свенссон, С., Итак, мир будет как новый , в Lönnroth, Delblanc & Göransson (ред.), Шведская литература , том. 3. (1999)
  60. Более подробную информацию о Пеппи Длинныйчулок в шведской культуре можно найти в статье « Пеппи Длинныйчулок: образец для подражания шведской бунтарки и феминистки» . Архивировано 5 августа 2009 года в Wayback Machine Шведского института . Проверено 28 июля 2009 г.
  61. ^ Веб-сайт Художественного музея Тампере. Проверено 20 октября 2006 г.
  62. По следам самого известного детектива Швеции. Архивировано 15 июля 2009 года в Wayback Machine , Шведский институт . Проверено 17 октября 2006 г.
  63. ^ Jump up to: а б Развлечения , развлечения, Лённрот, Ларс, в Lönnroth, Delblanc & Göransson (ред.), том 3, стр. 275–297.
  64. ^ «Финская литература – ​​Модернизм, Поэзия, Проза» . britannica.com.
  65. ^ Лучшая современная скандинавская художественная литература, которую можно прочитать сейчас Скандинавский стандарт
  66. ^ Нобелевская премия по литературе 1916 г. , Официальный веб-сайт Нобелевского фонда, 15 октября 2006 г.
  67. Нобелевская премия по литературе 1931 г. , Официальный веб-сайт Нобелевского фонда, 15 октября 2006 г.
  68. Нобелевская премия по литературе 1931 года, презентационная речь , Официальный веб-сайт Нобелевского фонда, 15 октября 2006 г.
  69. ^ Нобелевская премия по литературе 1951 г. , Официальный веб-сайт Нобелевского фонда, 15 октября 2006 г.
  70. ^ Jump up to: а б Нобелевская премия по литературе 1974 г. , Официальный веб-сайт Нобелевского фонда, 15 октября 2006 г.
  71. ^ «Нобелевская премия по литературе 2011 года – пресс-релиз» . Нобелевская премия.org . Проверено 6 октября 2011 г.
  72. Результаты опроса, предоставленные Projekt Runeberg.
  73. ^ Полный список предоставлен Projekt Runeberg.
  • Алгулин, Ингемар, История шведской литературы , опубликованная Шведским институтом , 1989. ISBN   91-520-0239-Х
  • Густавсон, Алрик, История шведской литературы , 2 тома (Стокгольм, 1963). Впервые опубликовано как «История шведской литературы» (Американско-скандинавский фонд, 1961).
  • Хэгг, Йоран, История шведской литературы (Centraltryckeriet AB, Borås, 1996)
  • Лённрот Л., Дельблан С., Йоранссон С. Шведская литература (редактор), 3 тома (1999)
  • Олссон Б., Алгулин И. и др., История литературы в Швеции (2009), ISBN   978-91-1-302268-0
  • Варбург, Карл, Svensk Litteraturhistoria i Sammandrag (1904), с. 57 ( https://runeberg.org/svlihist/ Online link], предоставлено Project Runeberg ). Эта книга довольно старая, но она была написана для школ и, вероятно, фактически верна. Однако его фокус отличается от современных книг.
  • Национальная энциклопедия , статья Шведская
  • Веб-сайт Шведского института , по состоянию на 17 октября 2006 г.
  • Тигерстедт, Э.Н., История шведской литературы (Tryckindustri AB, Solna, 1971)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5316e88b3259752b8f58bc0153812cfa__1720413480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/fa/5316e88b3259752b8f58bc0153812cfa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swedish literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)