Йоханнес Эдфельт
Бо Йоханнес Эдфельт (21 декабря 1904 — 27 августа 1997) — шведский писатель, поэт, переводчик и литературный критик.
Уроженец Тибро , Эдфельт был избран членом Шведской академии в 1969 году, заняв место № 17. Он сменил Эрика Линдегрена , а после его смерти его сменил Хорас Энгдал .
Среди других произведений Эдфельт перевел произведения Нелли Сакс , Георга Тракла , Новалиса , Андреаса Грифиуса , Т.С. Элиота и Эзры Паунда .
Биография
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Эдфельт был сыном лейтенанта Августа Эдфельта и Эллен Хеллнер. Он вырос в Скаре, где изучал латынь и греческий язык в старшей средней школе. [ 1 ] Осенью 1923 года он изучал скандинавские языки в Лундском университете. [ 2 ] Он также посещал публичные лекции по философии и истории литературы.
С 1924 по 1930 год, за исключением военной службы в 1925–26 годах, Эдфельт изучал скандинавские языки, английский, немецкий, историю литературы и педагогики, включая курс истории философии, в Уппсальском университете. [ 3 ] В этот период он посещал студенческие кружки, на которых обсуждались Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. [ 4 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]После получения степени магистра в Уппсале весной 1930 года Эдфельт переехал в Стокгольм. [ 5 ] Финансовый кризис, последовавший за крахом Уолл-стрит в 1929 году, вскоре оказал свое влияние на шведский рынок труда, и в начале 30-х годов Эдфельт зарабатывал себе на жизнь написанием литературных обзоров. Осенью 1931 года он был принят на работу временным руководителем муниципальной школы в Сторвике в Гястрикланде. [ 6 ]
Зимой 1930–31 Эдфельт в Стокгольме познакомился с художницей Элен Апериа . [ 7 ] которому он позже посвятит свой сборник Aftonunderhållnng («Вечерние развлечения»). 2 марта 1932 года пара поженилась в Нилофтете в Скансене в Стокгольме. [ 8 ]
В 1933 году Эдфельт временно переехал в небольшой городок Мариефред, где завершил свой сборник Högmässa («Высокая месса») под наблюдением старшего поэта Бертиля Мальмберга , который обосновался в деревенской идиллии после нескольких лет, проведенных в Мюнхене. [ 9 ]
Поэзия
[ редактировать ]Ранние книги
[ редактировать ]В 1923 году Эдфельт дебютировал со сборником стихов Gryningsröster («Голоса рассвета») 1923, когда ему было всего 19 лет. Затем последовали сборники Unga Dagar (Молодые дни) 1925 года и Ansikten (Лица) 1929 года. Кроме классики, на него повлияли Франц Верфель , Бертольт Брехт , Эрих Кестнер , Вильгельм Экелунд , Харриет Левенхильм и Биргер Шёберг . [ 10 ]
Прорыв
[ редактировать ]Зрелую поэзию Эдфельта можно охарактеризовать как традиционалистскую по форме , но модернистскую по образности . [ 11 ] Свой главный прорыв он совершил в 1934 году с «Хёгмассой» («Высокая месса»), рецензии на которую были опубликованы во многих шведских ежедневных газетах. [ 12 ] К тому времени на Эдфельта повлияли шведские поэты, такие как Бертиль Мальмберг , Биргер Сьёберг , Бо Бергман и Эрик Аксель Карлфельдт, а также международные знаменитости, такие как Шарль Бодлер , Бертольт Брехт и Т. С. Элиот . [ 13 ]
Другой характерной чертой поэзии Эдфельта 1930-х годов являются многочисленные аллюзии на литературу, начиная от Библии и античных трагических драматургов и кончая психоанализом и модернизмом . [ 14 ] Иногда Эдфельт даже повторно использует часть метрической структуры старых шведских поэтов, чтобы создать определенное настроение. [ 15 ]
Evening Entertainment (Вечернее развлечение) 1932 года, I Denna Natt (Этой самой ночью) 1936 года, Vintern Är Lång (Зима длинная) 1939 года и Sång för Reskamrater (Песня для попутчиков) 1941 года — все они относятся к тому же творческому периоду, что и Högmässa . [ 16 ] Эти книги отличает контраст между темными человеческими страданиями и искупительным пламенем любви. [ 17 ]
Новое направление
[ редактировать ]В сборниках «Elden och Klyftan» («Огонь и расщелина») 1943 года и «Bråddjupt Eko» («Срочное эхо») 1947 года поэзия Эдфельта становится более интроспективной. [ 18 ] Начиная с Hemliga slagfält (Тайные поля сражений) 1952 года, в его сборниках присутствует элемент прозы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Острем, Йоханнес Эдфельт и античность, С комментариями Пола Острема, Kungälv 1989, стр. 64.
- ^ Улла-Бритта Лагеррот, Йоханнес Эдфельт, 1993, стр. 49, 78.
- ^ Лагеррот, 1993, стр. 98 и 105 и далее.
- ^ Письмо Эдфельта (в частном владении).
- ^ Лагеррот, 1993, стр. 133.
- ^ Лагеррот, 1993, стр. 134.
- ^ Лагеррот, 1993, стр. 134.
- ^ Лагеррот, 1993, стр. 134.
- ^ Лагеррот, 1993, стр. 164.
- ^ Письмо Эдфельта.
- ^ Бенгт Ландгрен, Четыре элемента, Исследования поэзии Йоханнеса Эдфельта от Хёгмассы до Броддюпт эко, Уппсала, 1979, passim.
- ^ Торгни Лилья, Палимпсест души: Традиция и модернизм в лирике Йоханнеса Эдфельта (диссертация в разработке) .
- ^ Лилия, Палимпсест души.
- ^ Лилия, Палимпсест души.
- ^ Лилия, Палимпсест души.
- ^ Маргит Пол, «Йоханнес Эдфельт сом tidsdiktare» (в: Перспективы Йоханнеса Эдфельта, исследования, собранные Уллой Бриттой Лагеррот и Гёстой Лёвендаль, стр. 208–245), Стокгольм, 1969.
- ^ См. Ландгрен, Четыре элемента, 1979.
- ^ Лилия, Палимпсест души.
Библиография
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]- Голоса рассвета (1923)
- Молодые дни (1925)
- Лица (1929)
- Вечерние развлечения (1932)
- Высокая месса (1934)
- В эту ночь (1936)
- Зима длинная (1939)
- Песня для попутчиков (1941)
- Огонь и разлом (1943)
- Глубокое эхо (1947)
- Тайные поля сражений (1952)
- Под Сатурном (1956)
- Перспективы (1958)
- Прозрачность (1962)
- Паутина (1968)
- Дни и ночи (1983)
- Компаньон (1989)
- Места встреч (1992)
- Координаторы (1996)
- Стихи (2004)
Проза
[ редактировать ]- Достоевский (1936)
- Бродяга (1941)
- Генрих Гейне (1955)
- Зеркало лет (1963)
- Биргер Шёберг (1971)
- Профили и эпизоды (1973)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1904 рождения
- 1997 смертей
- Люди из муниципалитета Тибро
- Члены Шведской академии
- шведскоязычные писатели
- шведские литературные критики
- Шведские переводчики
- шведские поэты
- Офицерские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Переводчики 20-го века
- Шведские поэты 20-го века
- Шведские поэты-мужчины
- Шведские писатели-мужчины XX века