София Элизабет Бреннер
София Элизабет Бреннер | |
---|---|
![]() София Элизабет Бреннер | |
Рожденный | 29 апреля 1659 г. |
Умер | 14 сентября 1730 г. Стокгольм |
Другие имена | София Элизабет Вебер |
Известный | Шведский писатель , поэт и салонист |
Супруг (а) | Элиас Бреннер ; 15 детей |
София Элизабет Бреннер , урожденная Вебер (29 апреля 1659 — 14 сентября 1730), шведская писательница , поэтесса , феминистка и хозяйка салона .
Биография
[ редактировать ]София Элизабет Бреннер родилась в семье строителя Никласа Вебера, немецкого иммигранта, и Кристины Спур.
Ей дали необычно высокое образование для женщины в Швеции 17 века. Будучи ребенком немецкого иммигранта, она могла говорить как по-немецки, так и по-шведски, а также изучала латынь. Она была зачислена в Немецкую школу для мальчиков в Стокгольме . Это не было чем-то уникальным (с 1575 года девочкам разрешалось учиться в первых школьных классах Швеции), но, тем не менее, не было обычным явлением: как сообщается, она была единственной девочкой в своей школе. Позже, более того, она училась дома под руководством академических наставников-мужчин. Одним из ее наставников был К. А. Зеллиниус, о котором она в 1676 году написала погребальную поэму. Она выучила шесть языков настолько хорошо, что на всех из них сочиняла стихи. [ 1 ]
В 1680 году она вышла замуж за миниатюриста художника- и чиновника Элиаса Бреннера . Она стала матерью 15 детей, из которых ее пережили только четверо. После замужества она стала хозяйкой литературно-художественного кружка: среди элиты, часто посещавшей дом ее и ее супруга, были известная актриса-любительница Аврора Кенигсмарк , художница Анна Мария Эренстраль , поэт Йохан Руниус и врач и писатель Урбан. Хьярне , известный своей оппозицией судам над ведьмами .
Писатель
[ редактировать ]Ее супруг и его друзья-художники поощряли Софию Элизабет Бреннер продолжить учебу и писать во время ее брака: известно, что она активно писала с года после замужества до самой смерти: единственное известное старое стихотворение - это ее похороны. стихотворение о своем учителе в 1676 году.
Она изучала голландскую, французскую и итальянскую поэзию и писала стихи на всех этих языках, кроме голландского: однако наиболее распространенным языком для нее был немецкий. Ее манеру письма называют более личной и конкретной, чем это было принято в ее время.
Большинство ее стихов посвящено свадьбам, похоронам, поздравлениям и праздникам общественных и частных лиц, особенно женщин и детей. Она писала не ради денег, а направляла свои стихи друзьям и благотворителям. Среди ее собственных образцов вдохновения были произведения датского псаломщика Томаса Кинго и шведских поэтов Самуэля Колумба и Петруса Лагерлёфа .
София Элизабет Бреннер представляла собой модную в ее время форму феминизма: в своих стихах она защищала права женщин на самообучение дома и настаивала на том, что женщины не уступают мужчинам интеллектуально. Она стала известна как образец для подражания женщины-ученого не только в Швеции, но и за рубежом, особенно в Германии, и была отмечена как таковая работой Testimoniorum fasciculus под редакцией Урбана Хьярне . Ее называли «Второй Сапфо » и «Десятой музой » и представляли как шведский ответ другим известным женщинам-ученым в современной Европе.
Сама она заявляла, что ее писательская деятельность нисколько не мешает ее обязанностям супруги и родителя и что ей вполне по силам выполнять и то, и другое.
Во время Великой Северной войны она выразила патриотизм, но также критически проиллюстрировала все негативные последствия тягот военного времени.
Бреннер была названа первой феминисткой в Швеции из-за ее стихотворения Det Qwinliga Könetz rätmätige Förswar (Оправданная защита женского пола) в 1693 году, которое, как полагают, было вдохновлено ее дружбой с Авророй Кенингсмарк. Ее лучшим произведением часто называют религиозную поэму Wårs Herres och Frälsares Jesu Christi alldraheligaste pijons historia («Святейшее мученичество Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа») 1710 года. В 1713 году она опубликовала сборник всех своих стихов, и тем самым стала первой женщиной, опубликовавшей себя как поэтесса на шведском языке.
Она придерживалась мнения, что мужчины и женщины действительно одинаковы умственно и различаются только телосложением и другим внешним видом. Эту точку зрения она выразила в своем коронационном стихотворении женщине-монарху Ульрике Элеоноре, королеве Швеции в 1719 году:
Воистину безразлично, какого цвета одежда мастера,
или как они называются,
если бы он только знал, как спасти корабль,
и перенеси его из бури в гавань,
Наше тело — не что иное, как одежда нашей души
что составляет единственную разницу между ним и ею,
что касается души, то она так же хороша,
да, даже лучше, в теле многих женщин
Одной из ее работ было стихотворение восхищения художницей Анной Марией Эренстраль , в котором также упоминается ее собственная деятельность как художницы и они обе как пионеры художницы:
Если я по врожденному инстинкту стремлюсь к своему удовольствию,
Ваша склонность проявляется в вашей работе.
Хотя искусство иногда может стоить нам часов,
Нет лучшего способа запомниться.
Пусть зависть скалится на нас, пусть смерть натягивает свой лук,
Чтобы не спугнуть ни твой карандаш, ни мою ручку.
Наследие
[ редактировать ]В национальной Национальной портретной галерее (Швеция) Грипсхольма , которая была открыта в 1822 году, она была одной из первых шести женщин шведской истории, которым подарили портрет в коллекции, наряду с Бриджит Шведской , Хедвиг Шарлоттой Норденфлюхт , Барбро Стигсдоттер (Свинхувуд) , София Розенхейн и Вендела Скайтт .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 03 января 2020 г. Проверено 6 мая 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
- Стейнберг, С.Х. «Бреннер, София Экисабет, урожденная Вебер». Энциклопедия мировой литературы Касселла. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс, 1953.
- Боман, Нильс (ред.), Шведские мужчины и женщины: биографический справочник. 1, AB, Боннье, Стокгольм, 1942 г. (шведский)
- Олссон, Бернт и Алгулин, Ингемар, История литературы в Швеции, 5., [ред. и доп.] изд., Норштедт, Стокгольм, 2009 г. (шведский)
- Остерберг, Карин, Левенхаупт, Инга и Уолберг, Анна Грета, Шведские женщины: пионеры-новаторы, Signum, Лунд, 1990 (шведский)
- Заметки о шведских женщинах (швед.)
- А. Л. Стьернельд (анон.): Gripsholmgalleriet , Стокгольм, 1833 г. (шведский)
- София Элизабет Бреннер (урожденная Вебер), urn:sbl:16945, шведский биографический лексикон (искусство Гуннара Кастрена), получено 19 сентября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1659 рождений
- 1730 смертей
- Шведские активистки за права женщин
- Шведские женщины-поэтессы
- Шведские салонисты
- шведскоязычные писатели
- Шведы немецкого происхождения
- Шведские писательницы XVII века.
- Шведские писательницы XVIII века.
- Шведские поэты 17 века.
- Шведские поэты XVIII века.
- Италоязычные поэты
- Немецкоязычные поэты
- Поэты голландского языка
- Люди из Шведской империи