Jump to content

Ян Мюрдаль

Мюрдаль в 2007 году

Ян Мюрдаль (19 июля 1927 г. - 30 октября 2020 г.) [1] ) был шведским писателем, известным своими резкими маоистскими , антиимпериалистическими и противоположными взглядами, а также неортодоксальным и весьма субъективным стилем автобиографии.

Ян Мюрдаль родился в Бромме , Стокгольм , в 1927 году. Он был сыном двух самых влиятельных интеллектуалов Швеции 20-го века, лауреатов Нобелевской премии Альвы Мюрдал (урожденной Раймер) и Гуннара Мюрдаля . [2] [3] [4] и брат Сисселы Бок и Кая Фёльстера . Через свою сестру Сисселу Мюрдал был зятем декана Гарвардской школы права и давнего президента Гарвардского университета Дерека Бока .

Мюрдаль был женат четыре раза. Его первые две жены, майор Лидберг (1952–1956) и Надя Викинг (1948–1952), родили ему двоих детей, Янкена Мюрдаля (от Викинга) и Еву Мюрдал (от Лидберга). [5] Мюрдал оставил обеих жен и их детей в молодом возрасте и большую часть своей жизни прожил со своей третьей женой Гун Кессле [ св ] (1926–2007). [6] Художник-график и фотограф, она иллюстрировала многие его работы. После смерти Кессле Мюрдаль женился на Андреа Гайтан Вега в 2008 году. В 2018 году они развелись.

Как общеизвестно и, действительно, как отмечено в собственных трудах Мюрдала, несколько членов семьи разорвали с ним связи после личных конфликтов из-за того, что он отказался от их отношений, или в знак протеста против того, как он изображал семью Мюрдала. [7] Его последняя книга «Вторая отсрочка» (2019) вызвала критику за графическое изображение сексуальных и супружеских отношений его собственных и его прошлых жен, хотя она также получила похвалу как произведение непоколебимого самоанализа. [8] [9]

Любители животных, Мюрдаль и Кессле (а позже только Мюрдал) владели несколькими кошками и собаками, которые фигурируют во многих его книгах.

Биография

[ редактировать ]

Будучи маленьким ребенком, Мюрдал последовал за своими родителями в Соединенные Штаты незадолго до Второй мировой войны. После немецкой оккупации Норвегии в 1940 году семья опасалась, что нацистское вторжение в Швецию может быть неизбежным, и решила вернуться. Ян сначала протестовал, считая себя в то время натурализованным американцем; Позже он подчеркнет роль, которую его детство в Нью-Йорке сыграло в формировании его интеллектуального развития.

Отношения между Мюрдалем и его родителями были непростыми, о чем он позже расскажет в нескольких книгах. В шестнадцать лет он бросил школу, чтобы сосредоточиться на писательстве и политике. Первоначально он не имел большого успеха как журналист и писатель, что он отчасти объяснял своими политическими взглядами и влиянием своих родителей, которые оба были ведущими фигурами в правящей Социал-демократической партии Швеции. [10]

Приняв марксистско-ленинские идеи уже в середине 1940-х годов, Мюрдал в течение нескольких лет был членом Демократической молодежи, молодежного крыла Коммунистической партии Швеции .

«Большая жизнь»

[ редактировать ]

Начиная с конца 1950-х годов Мюрдаль и его третья жена Кессле предприняли серию путешествий по странам третьего мира . Мюрдаль называл свой отказ от оседлой жизни и семьи и отныне полную преданность интеллектуальным и политическим занятиям «большой жизнью» («det stora livet»), характеризуя ее как выбор, который определил его жизнь.

Пара много лет жила в Афганистане, Иране и Индии. Мюрдаль начал сосредотачивать свои работы на антиколониальной политике и разработал политически ориентированную литературу о путешествиях . Ранним примером была его книга 1960 года «Перекресток культуры» , позже переизданная под названием «Путешествия по Афганистану» .

С середины 1950-х годов Мюрдал стал критиковать Советский Союз, и теперь он выразил эти опасения, в том числе в работах, посвященных Туркменистану и советской Центральной Азии . Поскольку его неортодоксальные марксистско-ленинские и антиколониальные идеи привели его к коммунизму маоистского типа, он стал стойким защитником китайского правительства Мао Цзэдуна , а затем и Культурной революции . Его книга 1963 года «Репортаж из китайской деревни» добилась определенного международного успеха, когда была выпущена на английском языке в 1965 году и предлагала очень редкое на тот момент социально-политическое исследование жизни в сельских районах Китая, хотя и с явной промаоистской точки зрения. Некоторые произведения Мюрдала впоследствии были запрещены в Восточном блоке .

Ян Мюрдаль выступает на демонстрации против войны во Вьетнаме на Медборгарплатсен в Стокгольме, март 1966 года.

В середине 1960-х годов Мюрдаль, который вернулся в Швецию и поселился с Кессле недалеко от Мариефреда , стал главным идеологом молодых шведских новых левых сил . Он также был видным писателем и организатором шведского движения против войны во Вьетнаме . Тем не менее, он публиковал публикации по широкому кругу тем, выходящих за рамки антиимпериалистической политики, зарекомендовав себя как весьма своеобразный голос крайне левого крыла шведской политики и культуры.

Знаковой работой стала «Исповедь нелояльного европейца» , опубликованная на оригинальном английском языке в 1968 году, хотя во многом основанная на слиянии двух предыдущих шведских книг. В нем сопоставляется глубоко личная трагедия – самоубийство, которое Мюрдаль не смог предотвратить – с тем, что он считает безответственным политическим отстранением себя и других западных интеллектуалов («шлюх разума»), поскольку они не в состоянии вмешаться в надвигающуюся Третью мировую войну. порожденный противоречиями капитализма. Смешением личных и политических тем и фрагментарной структурой он предвосхитил более поздние «Я-романы» Мюрдала. Джон Леонард из New York Times охарактеризовал ее как «экстраординарную» книгу и «особенно тревожное сочетание художественной литературы, репортажа и аллегории». [11] в то время как Kirkus Reviews высказал более неоднозначное мнение о том, что было названо «любопытным документом социальной вины». [12]

В 1972 году Мюрдал стал соучредителем Folket i Bild/Kulturfront (FiB/K), политико-культурного ежемесячного издания «за свободу слова и прессы; за народную культуру и антиимпериализм». [13] Он продолжал сотрудничать с журналом большую часть своей жизни и продолжал вести в нем регулярную колонку до 2019 года. FiB/K привлекла к себе большое внимание, когда в 1973 году раскрыла дело IB , нанеся ущерб правящей Социал-демократической партии , призвав Швецию к нейтралитету. вопрос.

В соответствии со своей прокитайской и антисоветской политикой, Мюрдал поддерживал Демократическую Кампучию ( Камбоджа ) против вьетнамского вторжения в 1970-х годах, несмотря на свою длительную поддержку борьбы Вьетнама против Соединенных Штатов. Приглашенный в Кампучию в качестве гостя правительства Пол Пота , Мюрдаль положительно отозвался об этом опыте и сказал, что не видел «никаких ужасных историй». [14] Его защита красных кхмеров и отрицание сообщений о геноциде вызвали критику в Швеции и останутся предметом споров до конца его жизни; он никогда не отказывался от своих взглядов в поддержку красных кхмеров.

В начале 1980-х годов Мюрдал помог основать шведское движение солидарности с афганским сопротивлением советской оккупации . Он пришел к выводу, что Советский Союз превратился в еще более грозную империалистическую угрозу, чем Соединенные Штаты, и призвал Швецию тратить средства на национальную оборону. Он раскритиковал принятие постмаоистским Китаем рыночной экономики под руководством Дэн Сяопина , но продолжал с благодарностью писать об Албании Энвера Ходжи , например, в «Албании Defiant ».

Я Романы

[ редактировать ]

В 1982 году литературная карьера Мюрдала сделала новый виток с публикацией « Детства» . Полуавтобиографическое произведение, напоминающее «Исповедь» , вызвало скандал из-за нелестного изображения его родителей, Гуннара и Альвы. Мюрдаль продолжал публиковаться в жанре, который он назвал романами («jagböcker»), до конца своей жизни, рассказывая и пересказывая свою жизнь в виде фрагментарных историй, переплетенных с политическим и историческим материалом. Романы I все чаще затрагивали темы старения, памяти и смерти. Последней в серии станет его последняя книга «Вторая отсрочка» (2019).

Хотя романы I укрепили позицию Мюрдала как крупной фигуры в шведской литературе и интеллектуальной жизни, с конца 1970-х годов его политическое влияние ослабло. После окончания холодной войны он стал все более маргинализироваться после того, как многие из его бывших сторонников отказались от своей прежней поддержки марксистско-ленинской политики. В отличие от многих других левых интеллектуалов 1960-х годов, Мюрдаль не пошел на уступки новому интеллектуальному климату; скорее, он удвоил свои взгляды до такой степени, что его начали считать политически токсичной фигурой.

Тем не менее, когда в 2007 году ему исполнилось 80 лет, Шведское национальное телевидение назвало его «одним из самых значительных [шведских] авторов 20-го века», отметив при этом, что его политические взгляды «подвергались резкой критике». [15]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В начале 2000-х Мюрдаль и Кессле переехали из своей давней резиденции в Фагервике, недалеко от Мариефреда, в Скиннскаттеберг . Через год после смерти Кессле в 2007 году Мюрдал снова женился на уроженке Мексики Андреа Гайтан Вега, которая была на 34 года младше его. [16] Они расстались в 2011 году. [17] затем помирились и окончательно развелись в 2018 году. [18] Мюрдаль некоторое время жил с Гайтаном Вегой в Фагерсте, но большую часть своей дальнейшей жизни провел в Варберге .

В 1988 году Мюрдалу пришлось перенести операцию на открытом сердце; Вся процедура была записана и превращена в образовательный документальный фильм, показанный по шведскому телевидению и в школах. Его здоровье снова ухудшилось в 2010-х годах, когда ему было за восемьдесят. Околосмертный опыт от сепсиса описан в книге «Вторая отсрочка» (2019).

В 2008 году поклонники Мюрдала создали Jan Myrdal Society [ sv ] , литературное общество, которое стремилось поддержать его творчество и стимулировать исследования его творчества и творчества Кессле. При поддержке Лассе Дидинга , левого миллионера, проживающего в Варберге, Общество помогло перевезти самого Мюрдала и его 50-тысячную книжную коллекцию в Варберг , где оно основало Библиотеку Яна Мюрдаля, в которой поселился автор. Однако Общество и Мюрдал неоднократно сталкивались по различным вопросам, политическим и финансовым. Общество также ежегодно вручает писателю или кинорежиссеру Ленинскую премию, которая в первые годы также называлась Большой премией Яна Мюрдаля.

В 2011 году на церемонии вручения премии Мюрдаль сказал о нашем времени следующее: «Сейчас снова пахнет Европой 1914 года. Поэтому лето-осень 1914 года дает нам прекрасные примеры именно поведения работников культуры. правящие мысли — это мысли правителей, и именно мы становимся трубами, через которые дует ветер силы». [19]

Завершив свою регулярную колонку в FiB/K в ноябре 2019 года в возрасте 92 лет, Мюрдал был наконец вынужден прекратить писать из-за плохого здоровья в 2020 году. [20]

Ян Мюрдаль умер в Варберге 30 октября 2020 года в возрасте 93 лет. Объявляя о его смерти, председатель Общества Яна Мюрдала Сесилия Червин написала: «Человек Ян Мюрдаль мертв. Желать мира его памяти было бы выражением буржуазной сентиментальности, которую он ненавидел. Так что вместо этого: читайте его произведения, посещайте и пользуйтесь его библиотекой и, прежде всего: продолжайте борьбу в его духе!» [21] [22] Посольство Китая в Стокгольме направило официальное письмо с соболезнованиями, в котором Мюрдаля назвали «старым другом китайского народа». [23]

В соответствии с желанием Мюрдала его тело было передано в дар университетской больнице для хирургической практики. [24]

Наследие

[ редактировать ]

Общество Яна Мюрдала продолжает управлять библиотекой Яна Мюрдаля в Варберге, которая открыта для исследователей. По данным Общества, около трети томов библиотеки не хранится ни в одной другой шведской библиотеке. [ нужна ссылка ] свидетельствующие о десятилетиях коллекционирования книг Мюрдалем в Швеции и за рубежом, в том числе во время его путешествий по Азии, Африке и Латинской Америке.

Признание

[ редактировать ]

Политические взгляды

[ редактировать ]
Мюрдал на митинге под открытым небом против участия Швеции в войне в Афганистане, октябрь 2007 г.

Мюрдаль всю жизнь был марксистом-ленинцем после того, как в раннем возрасте порвал с социал-демократической политикой своих родителей. Он поддерживал политику Коммунистической партии Швеции, поддерживаемой Советским Союзом, в 1940-х и начале 1950-х годов, но позже перешел к прокитайскому, антиколониалистическому и антиимпериалистическому варианту коммунизма, наполненному сильными, своеобразными взглядами на шведскую культуру и историю. . Временами он называл себя маоистом или наксалитом , хотя в целом избегал политических ярлыков и предпочитал говорить в терминах левой интеллектуальной традиции.

Прекратив свое участие в поддерживаемом Москвой коммунистическом движении в середине 1950-х годов, Мюрдаль больше никогда не вступал в политическую партию, предпочитая позиционировать себя как независимый мыслитель и писатель. Однако с 1968 по 1973 год он возглавлял Ассоциацию шведско-китайской дружбы. [26] С 1971 по 1972 год, а затем с 1987 по 1989 год он был издателем и председателем правления Folket i Bild/Kulturfront (FiB/K). [13] Кроме того, он оказывал влияние более косвенного характера как интеллектуальная путеводная звезда KFML , маоистской группы, которая приобрела очень активных последователей в конце 1960-х и 1970-х годах. KFML и его союзники были доминирующей фракцией в крупном и культурно влиятельном провьетнамском движении Швеции , которое протестовало против войны США в этой стране . Эти группы усилили влияние Мюрдала в антивоенном движении, когда оно было на пике своего политического и культурного влияния. Позже он сыграл аналогичную роль в мобилизации меньшего, но, тем не менее, энергичного движения для противодействия советской оккупации Афганистана .

Взгляд Мюрдала на Коммунистическую партию Китая как политическую модель утратил силу после смерти Мао Цзэдуна , и Мюрдал резко критиковал Дэн Сяопина правление . В соответствии с этим смутным взглядом на новое руководство Китая он осудил площади Тяньаньмэнь в 1989 году и назвал правительство Пекина « военным режимом фашистского резню на типа». Однако в 1997 году Мюрдал публично пересмотрел это мнение, заявив, что он пришел к выводу, что, хотя протесты имели свои основания, репрессии со стороны правительства в конечном итоге стали необходимыми, чтобы не допустить скатывания Китая во внутренний конфликт. Поэтому, по его словам, «вопрос не может заключаться в том, было ли морально или аморально проливать кровь на площади Небесного Мира летом 1989 года, а было ли это необходимо или нет для того, чтобы предотвратить Боснию в миллиарде лет ». -пропорция размера и возможная война на Тихом океане, как я теперь считаю, тогда это было правильно и морально. Если в этом не было необходимости, то это было неправильно и преступно». [27] Эта точка зрения не встретила большого понимания в Швеции и часто использовалась критиками как доказательство того, что политика Мюрдаля выходила за рамки дозволенного. Впоследствии Мюрдаль смягчил свою критику в адрес Китая, назвав его глобальный подъем в позитивных терминах свидетельством глобального переустройства.

Возможно, даже больше, чем спор на площади Тяньаньмэнь, положение Мюрдала в общественной жизни Швеции пострадало из-за его защиты режима Пол Пота в Демократической Кампучии. Хотя он утверждал, что национальные освободительные войны и крестьянские восстания были по своей сути жестокими событиями, в которых, несомненно, погибло много камбоджийцев, он отверг изображения чисток режима как геноцида и продолжал называть высокопоставленных лидеров красных кхмеров друзьями и политическими союзниками до тех пор, пока его смерть. [28] [29] [30] [31]

Несмотря на свой опыт поддержки тоталитарных правительств, Мюрдал яростно выступал против ограничений свободы слова , ссылаясь на Первую поправку к Конституции Соединенных Штатов как на превосходящую большинство других конституционных положений, существующих в либеральных демократиях, а также за то, что он способствовал более широким дебатам даже на фоне Второй красной паники , чем это было распространено в Швеции (которая сама имела законную, избранную Коммунистическую партию ) в то же время. [32] Он неоднократно выступал в пользу гражданских свобод для всех, включая расистов , нацистов и исламистов . По его мнению, левым необходимо защищать и сохранять « буржуазные свободы», приобретенные в ходе прошлой классовой борьбы, и использовать любые существующие пределы свободы для достижения своих целей.

В соответствии с этими позициями, Мюрдал резко критиковал шведскую конституцию 1974 года , которая была принята с целью модернизации конституции Швеции 19-го века. Для Мюрдала новая конституция не символизировала современность или демократический шаг вперед; скорее, это было ослабление защиты и разделения власти , закрепленных в прошлых конституционных правилах (см., например, Skriftställning 6: Lag utan ordning , 1975).

Мюрдал в целом придерживался мнения, что движения, которые искренне выражают стремление к национальному самоопределению или интересам рабочего класса, должны поддерживаться на их собственных условиях, в их собственном культурном и политическом контексте. Например, несмотря на то, что Мюрдал всю жизнь был атеистом , он утверждал, что марксисты могут – и даже должны – объединяться с консервативными религиозными движениями всякий раз, когда они выражают подлинные народные или классовые устремления. Он искал точки соприкосновения между христианскими и левыми идеями в Швеции, призывая ФиБ/К освободить место для некоммунистических и даже консервативных культурных взглядов; на международном уровне он положительно относился к исламистским группировкам, таким как «Хезболла» или афганские моджахеды . В 2006 году Мюрдаль заявил журналу «Хезболла аль-Интикад» : «Вопрос международной солидарности на самом деле очень прост. Мы сформулировали его во время войны против агрессии США в Юго-Восточной Азии: — Поддержите Освободительный фронт на их собственных условиях!» [33]

Защищая право антисемитских агитаторов и отрицателей Холокоста быть услышанными, в том числе Ахмеда Рами и Роберта Фориссона , а также занимая позиции в пользу нападений палестинцев на израильтян и правительство Ирана, Мюрдал преследовался обвинениями в антисемитизме . Он отверг критику. [34] Мюрдаль рассматривал сионизм как империалистическое явление, а Израиль как колониальное государство-поселенец, которое должно быть распущено и заменено двунациональным арабо - еврейским государством.

Его защита теократического правительства аятоллы Хомейни в Иране, которое он положительно сравнивал с правлением шаха , вызвала некоторую критику. В 1989 году Мюрдаль публично дистанцировался от шведских интеллектуалов, осудивших смертный приговор Хомейни писателю Салману Рушди за богохульство в «Сатанинских стихах» . Мюрдал утверждал, что, хотя Рушди должен пользоваться свободой слова и вероисповедания, фетва Хомейни формально была правильным выражением ислама в иранском контексте, а кампании в поддержку Рушди служили антимусульманским и империалистическим интересам.

В последующие годы Мюрдала критиковали со стороны левых за его нечувствительность к гендерным вопросам и гомофобию . Швеция легализовала усыновление гомосексуалистов в 2003 году и однополые браки в 2009 году. Мюрдаль был практически единственным среди левых, присоединившимся к христианским консерваторам в знак протеста против новых законов, утверждая, что законодателям необходимо уважать социальную реальность, а дети имеют право на юридически признанную биологическую мать и ребенка. отец. [35] Однако он отверг обвинения в гомофобии, заявив, что выступал за права геев еще в 1940-х годах, и пожаловался, что это обвинение стало «онлайн-правдой». Мюрдаль утверждал, что он не возражает против однополых браков, но возражает против законов, которые могут в конечном итоге заставить христианское, мусульманское , еврейское или другое духовенство вступать в брак с однополыми парами. «Называть это возражением против однополых браков бессмысленно», - сказал он. [36]

Поддержав сопротивление Афганистана Советскому Союзу в 1980-х годах, Мюрдал с таким же энтузиазмом поддерживал сопротивление талибов коалиционным силам под руководством США в Афганистане после 2001 года, включая контингент шведских международных сил содействия безопасности . В статье FiB/K 2009 года под названием «Смерть оккупантам!» он пришел к выводу, что желать смерти шведским солдатам в Афганистане в 2000-е годы одинаково правильно, как и желать смерти советским солдатам в Афганистане в 1980-е годы или британским колониальным войскам сто лет назад. По мнению Мюрдала, афганцы не обретут мира, если «солдаты ISAF, в том числе шведские, не будут доставлены домой в мешках для трупов и похоронены с воинскими почестями (и воодушевляющими речами министров кабинета!)» [37]

Ближе к концу своей жизни Мюрдал предупреждал, что организованные левые теряют свои позиции в рабочем классе, и настаивал на том, что политическая задача марксистов состоит в том, чтобы следовать за рабочим классом и выражать его требования. Он вызвал переполох среди своих сторонников, написав, что успехи крайне правого Национального фронта во Франции на выборах были основаны на ее способности привлечь избирателей из рабочего класса путем нападок на неолиберализм . Хотя лидер Национального фронта Марин Ле Пен «не является социалисткой», писал Мюрдаль, «она, тем не менее, выражает то, что на самом деле является классовыми требованиями рабочего класса и трудящихся». [38] В 2016 году он демонстративно написал статью для крайне правой газеты Nya Tider , основанной и управляемой бывшими членами Национал-демократов .

Ненасытный читатель, библиофил и необычайно плодовитый и эклектичный писатель, Мюрдал помимо романов и пьес публиковал книги и статьи на очень широкий круг тем. В произведениях Мюрдаля линия, разделяющая искусство, литературу и политику, обычно подвижна, если вообще существует; он часто погружается в обширные исторические и культурные разоблачения, возвращаясь на сотни лет назад, чтобы контекстуализировать современную проблему или личный опыт.

Как писатель, Мюрдаль был самоучкой. Бросив гимназию , чтобы сосредоточиться на писательстве, он некоторое время работал журналистом в местной газете и изо всех сил пытался найти издателя для ранних черновиков романов. «Репортаж из китайской деревни » (1963) не был его первой опубликованной книгой, но стал его прорывом, в том числе, в меньшей степени, на международном уровне. Полуантропологическое исследование представило картину жизни деревни в Китае во времена Мао, которая тогда была в значительной степени изолирована и малопонятна даже в левых кругах. Позже он опубликует аналогичные отчеты и путевые заметки из азиатских стран, включая Индию, Афганистан и тогдашнюю советскую Среднюю Азию.

Его книга 1968 года «Исповедь нелояльного европейца» была выбрана The New York Times как одна из «десяти книг, имеющих особое значение и превосходство». [39] В 1982 году Мюрдал вернулся в китайскую деревню, о которой он сообщил в 1962 году, и записал свои наблюдения в книге « Возвращение в китайскую деревню» (1984), в которой он выразил разочарование произошедшими изменениями и свою продолжающуюся поддержку программ Мао, включая Культурная революция .

Мюрдаль продолжал писать политическую и туристическую литературу даже после 80 лет. В 2010 году он отправился в Индию, чтобы присоединиться к наксалитско-маоистским повстанцам в их лагерях в джунглях, что привело к созданию книги « Красная звезда над Индией» (2012).

Однако Мюрдал был не только писателем-публицистом или полемистом. Его интересы выходили далеко за рамки современной политики, и на протяжении десятилетий он публиковал публикации на такие разнообразные темы, как французские карикатуры XIX века , Афганистан , Бальзак , пропагандистские плакаты военного времени, вино, конструктор , секс, смерть и Стриндберг . Действительно, интеллектуальный эклектизм Стриндберга, постоянная вражда и резкая политика, похоже, послужили моделью для литературной и общественной личности Мюрдала. [40]

К самым известным произведениям Мюрдала относятся полуавтобиографические романы «И» . В основном они касаются его детства и его сложных, противоречивых отношений с родителями, Альвой Мюрдал и Гуннаром Мюрдалем . Полный комплект автобиографического материала нехронологичен и содержит многочисленные повторы и переформулировки. По словам Антона Хонконена, собранный автобиографический материал включает в общей сложности пятнадцать томов и более 3250 страниц, охватывающих 57 лет публикации. [41]

Благодаря публикации « Детства» (на шведском языке как «Барндом» Мюрдала , 1982) «Романы I» стали прочно ассоциироваться с противоречиями вокруг его напряженных отношений со знаменитыми родителями. Нелестные портреты своих родителей, сделанные Мюрдалем – даже несмотря на то, что он признавал их важность как интеллектуалов – вызвали скандал во время «Детства» публикации . Позже в книгах я отошел от темы детства и сосредоточился на переживаниях Мюрдала в старости, но, тем не менее, регулярно перефразировал и комментировал опыт ранней жизни, никогда полностью не отказываясь от точки зрения ребенка.

Последняя книга Мюрдаля, Ett andra anstånd («Вторая отсрочка», 2019), является ярким примером более поздних романов I. Хотя в нем рассказывается о его детских годах и конфликтах с Альвой и Гуннаром, основное внимание уделяется старению и смерти, одиночеству, прошлой любви и сексу. На протяжении всей книги Мюрдал пересматривает свои прошлые рассказы о жизненных событиях, пересматривая повествования и исправляя свои собственные утверждения из более ранних книг и даже более ранних глав « Второй отсрочки» . Раскапывая нелестные аспекты своей жизни, которые он ранее подавлял или искажал, он наглядно описывает заражение венерическим заболеванием, измену жене и сам факт измены.

Один из центральных романов I, «Майор Эн Кярлек» (1998), повествующий о втором браке Мюрдала, был переиздан с новыми добавленными материалами в 2020 году.

С 1960-х годов газетные и журнальные колонки Мюрдала собирались в пронумерованные тома с надписью Skriftställningar , что примерно означает «сочинения». Это слово напоминает любимое название Мюрдаля, архаичное «skriftställare», а не более современное «författare», автор. Мюрдал охарактеризовал эту серию как нерегулярное периодическое издание, выпускаемое одним человеком. Последним томом серии стал Skriftställning 21: På tvärs (2013).

Библиография на английском языке

[ редактировать ]
  • Репортаж из китайской деревни (1963) - перевод Мориса Майкла
  • Признания нелояльного европейца (1968)
  • Китай: Революция продолжается (1970) - с Ганом Кесслом, перевод Пола Бриттена Остина
  • Ангкор: Очерк искусства и империализма (1970) – с Ганом Кесслом
  • Албания Непокорный (1970)
  • Ворота в Азию: дневник из долгого путешествия (1972) – с Ганом Кесслом
  • Шелковый путь: путешествие из Высокого Памира и Или через Синьцзян и Ганьсу (1977) – с Гуном Кессле
  • Ковры из Китая, Синьцзяна и Тибета (1979) - перевод на английский Энн Хеннинг [42]
  • Индия ждет (1980)
  • Возвращение в китайскую деревню (1984)
  • Детство (1991)
  • Из двенадцати будет тринадцать (2010)
  • Красная звезда над Индией: Восстают несчастные на Земле (2014)
  1. ^ «Ян Мюрдал мертв – скончался в больнице» . www.expressen.se . 30 октября 2020 г.
  2. ^ «Премия Риксбанка Швеции в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля 1974 года» . Нобелевская премия.org . Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
  3. ^ «Нобелевская премия мира 1982 года» . NobelPrize.org . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
  4. ^ Пейс, Эрик (3 февраля 1986 г.). «Альва Мюрдаль, лауреат Нобелевской премии, умерла в Швеции в возрасте 84 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
  5. ^ "1996.20 :: Мюрдал Ян и Гун Кессле" . Collections.smvk.se .
  6. ^ «1996.20: Мюрдаль Ян и Гун Кессле» . Collections.smvk.se (на шведском языке). Архивировано из оригинала 4 ноября 2019 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
  7. ^ «Последний ход Яна Мюрдала - документальный фильм P1» (на шведском языке). Шведское радио. 31 марта 2013 г.
  8. ^ Андерссон/ТТ, Виктор (26 апреля 2019 г.). «Ян Мюрдаль за чертой стыда» . Svenska Dagbladet – через www.svd.se.
  9. ^ Лаппалайнен, Томас (25 апреля 2019 г.). «Ден стондактигэ коммунистен» . Проверено 21 ноября 2020 г.
  10. ^ Андерссон, Стеллан. «Международная сеть контактов в архивах Альвы и Гуннара Мюрдал» (PDF) . arbark.se . Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
  11. ^ Леонард, Джон (20 ноября 1970 г.). «Книги времени: Да, Камбоджа была цивилизованной» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 ноября 2020 г.
  12. ^ «Ян Мюрдаль: Исповедь нелояльного европейца» . Обзоры Киркуса . Проверено 21 ноября 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Люди в Bild/Kulturfront» . Люди в Bild/Kulturfront (на шведском языке).
  14. ^ Вискари, Вернер (14 октября 1979 г.). «Шведский писатель совершает поездку по району Пот Пот в Камбодже» . Нью-Йорк Таймс .
  15. ^ «Скиннскаттебергсбон Яну Мюрдалю исполняется 80 лет» . Новости СВТ . 19 июля 2007 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
  16. ^ «80-летний Ян Мюрдаль женится на 47-летней Андреа» . Экспрессен (на шведском языке). 9 июня 2008 г.
  17. ^ «Разводы Яна Мюрдаля» . Афтонбладет (на шведском языке). 10 октября 2011 г.
  18. ^ Эрландссон, Мартин (8 марта 2018 г.). «90-летний Ян Мюрдаль разводится» . hn.se (на шведском языке).
  19. ^ «Выступление Яна Мюрдала 2011» . Ленинприсет . Проверено 13 мая 2023 г.
  20. ^ Линделеф, Кнут (7 ноября 2019 г.). «Последняя позиция в Священных Писаниях Яна Мюрдала» . Люди в Bild-Kulturfront . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  21. ^ Червин, Сесилия. «Ян Мюрдаль мертв» . Общество Яна Мюрдаля . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  22. ^ Линделеф, Кнут (7 ноября 2019 г.). «Последняя позиция в Священных Писаниях Яна Мюрдала» .
  23. ^ «Письмо соболезнования от посла Китая в Швеции» . Общество Яна Мюрдаля . Проверено 21 ноября 2020 г.
  24. ^ «Будущие хирурги будут практиковаться на теле Мюрдаля» . Новости Халланда. 2 ноября 2020 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
  25. ^ Лаксгорд, Калле (25 октября 2019 г.). «Похвала министра культуры Франции» . Шведский книжный магазин (на шведском языке) . Проверено 14 июня 2022 г.
  26. ^ «Мюрдал, Ян (скандинавские авторы)» . Проект Рунеберг .
  27. ^ Парнер, Мэтт. «Ян Мюрдаль – критический взгляд» (PDF) . marxistarkiv.se . Архивировано (PDF) из оригинала 30 июля 2019 г. Проверено 6 ноября 2020 г.
  28. ^ «Я не видел массового убийства» . Афтонбладет (на шведском языке). 28 марта 2006 г.
  29. Svenska Dagbladet, 19 июля 2007 г., редакционный блог: 80 лет памяти.
  30. ^ Питер Фрёберг Холостой : Улыбка Пол Пота. Шведское путешествие по Красным Кхмерам Камбоджи . Книжная гильдия Гутенберга, Франкфурт-на-Майне, 2013 г. ISBN   978-3-7632-6579-4 .
  31. ^ Йоша Глейтер : Неописуемая жестокость, поразительная некомпетентность. Пол Пот и европейская солидарность: выживший и современный свидетель описывают террористический режим красных кхмеров . В: ФАЗ от 1 июля 2013 г., стр. 28.
  32. ^ https://www.youtube.com/watch?v=Q0zlDKZxgHo
  33. ^ «Интервью Аль-Интикада со шведским интеллектуалом и писателем Яном Мюрдалем» . Алинтикад . 28 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
  34. ^ «Ян Мюрдаль: Я не ставлю под сомнение геноцид евреев» . Экспрессен (на шведском языке). 16 мая 2017 г.
  35. ^ «Не стесняйтесь называть меня гетеронормативным» . Svenska Dagbladet (на шведском языке). 23 октября 2007 г.
  36. Folket i Bild/Kulturfront, № 3/2012 «Om könet och politiken», стр. 44–45: « Брак – в наши дни – простая правовая форма для регулирования взаимных финансов, наследования и отцовства. Однополые браки не новы, чем моя и Ганс, которая по простым причинам (её десятилетний санаторий) была . бездетной заведомо
  37. ^ «Смерть оккупантам! — FiB — Folket i Bild Kulturfront» . web.fib.se (на шведском языке).
  38. ^ Мюрдаль, Ян. «Позиция: речь о Марин Ле Пен» . Общество Яна Мюрдаля . Folket i Bild/Kulturfront (2/2014) . Проверено 21 ноября 2019 г.
  39. ^ Мюрдал, Ян (1990). Исповедь нелояльного европейца . Лейк Вью Пресс. ISBN  094170226X .
  40. ^ Линдстрем, Лассе. «Шведский пример: Август Стриндберг» (на шведском языке). Общество Яна Мюрдаля.
  41. ^ https://www.lindelof.nu/wp-content/uploads/2019/04/Honkonen-JM_Paper.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  42. ^ Ян Мюрдаль (1979). Ковры из Китая, Синьцзяна и Тибета Перевод Энн Хеннинг. Пантеона Книги ISBN  9780394482316 – через Интернет-архив .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebd0545febb9c8fafe7e352f4a5bcc6d__1719167220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/6d/ebd0545febb9c8fafe7e352f4a5bcc6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Myrdal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)