Антиимпериализм
Антиимпериализм в политической науке и международных отношениях — это оппозиция империализму или неоколониализму . Антиимпериалистические настроения обычно проявляются как политический принцип в борьбе за независимость против интервенции или влияния глобальной сверхдержавы , а также в противостоянии колониальному правлению . Антиимпериализм может также возникнуть из конкретной экономической теории, например, в ленинской интерпретации империализма ( Владимира Ленина теория стоимости прибавочной об экспорте в менее развитые страны в поисках более высоких прибылей , что в конечном итоге приводит к империализму), которая вытекает из из работы Ленина 1917 года «Империализм, высшая стадия капитализма» . Люди, относящие себя к антиимпериалистам, часто заявляют, что они выступают против колониализма , колониальных империй, гегемонии , империализма и территориальной экспансии страны за пределы ее установленных границ. [1]
Влиятельным движением, независимым от западных левых , которое выступало за религиозный антиимпериализм, был панисламизм ; которые бросили вызов западной цивилизационной модели и приобрели известность в различных частях исламского мира в 19 и 20 веках. Ее самым влиятельным идеологом был суннитский богослов Мухаммад Рашид Рида , ярый противник западных идей, который призывал мусульман поднять вооруженное сопротивление, ведя джихад против империализма и восстановив исламский халифат . [2] [3] [4] [5] [6] своей резолюции на II Всемирном конгрессе Коминтерна в (1920) Ленин обвинил антиимпериализм панисламистов В содействии интересам буржуазии , феодалов-помещиков и религиозных священнослужителей ; и призвал коммунистов принудительно бороться с панисламизмом. С тех пор советские власти регулярно использовали обвинения в панисламизме, чтобы преследовать исламских диссидентов за антисоветскую деятельность и разжигание антикоммунистических восстаний. [7] [8]
Эта фраза получила широкое распространение после Второй мировой войны и в начале холодной войны , когда политические движения в колониях европейских держав продвигали национальный суверенитет. Некоторые антиимпериалистические группы, выступавшие против США, поддерживали власть Советского Союза , в то время как в некоторых марксистских школах, таких как маоизм , это подвергалось критике как социальный империализм . Исламистские движения традиционно рассматривают Россию и Китай как имперские и неоколониальные силы, занимающиеся преследованием и угнетением мусульманских общин внутри страны и за рубежом, в дополнение к США и их союзникам, таким как Израиль . [9]
Теория
[ редактировать ]В конце 1870-х годов термин «империализм» был введен в английский язык противниками агрессивной имперской политики премьер-министра Великобритании Бенджамина Дизраэли (1874–1880). [10] Вскоре его присвоили сторонники «империализма», такие как Джозеф Чемберлен . Для некоторых империализм означал политику идеализма и филантропии; другие утверждали, что это характеризовалось политическими интересами; и все большее число людей связывало это с капиталистической жадностью. Джон А. Хобсон и Владимир Ленин добавили к этому термину более теоретический макроэкономический оттенок. Многие левые теоретики следовали одному или обоим направлениям, подчеркивая структурный или системный характер «империализма». Такие авторы расширили временной период, связанный с этим термином, так что теперь он обозначает не политику или короткий промежуток десятилетий в конце 19 века, а глобальную систему, простирающуюся на несколько столетий, часто восходящую к Христофору Колумбу . По мере расширения применения этого термина его значение сместилось по пяти различным, но часто параллельным осям: моральному, экономическому, системному, культурному и временному. Эти изменения отражают – среди других сдвигов в чувствительности – растущее беспокойство по поводу факта власти, особенно власти Запада. [11] [12]
Отношения между капитализмом , аристократией и империализмом обсуждались и анализировались теоретиками, историками, политологами, такими как Джон А. Хобсон и Торстейн Веблен , Йозеф Шумпетер и Норман Энджелл . [13] Эти интеллектуалы написали большую часть своих работ об империализме до Первой мировой войны (1914–1918 гг.), однако их совместная работа послужила основой для изучения влияния империализма на Европу и способствовала политическим и идеологическим размышлениям о подъеме военно-промышленного комплекса. комплекс в США с 1950-х годов. [ нужна ссылка ]
Хобсон
[ редактировать ]Джон А. Хобсон сильно повлиял на антиимпериализм как марксистов, так и либералов во всем мире через свою книгу об империализме 1902 года. Он утверждал, что «коренной корень империализма» находится не в националистической гордости , а в капитализме. Как форма экономической организации империализм не нужен и аморален, поскольку является результатом неправильного распределения богатства в капиталистическом обществе. Это породило непреодолимое желание распространить национальные рынки на зарубежные страны в поисках прибылей, больших, чем те, которые доступны в метрополии. В капиталистической экономике богатые капиталисты получали непропорционально более высокий доход, чем рабочий класс. Если бы владельцы инвестировали свои доходы в свои фабрики, значительно возросшая производственная мощность превзошла бы рост спроса на продукцию и услуги этих фабрик. Ленин принял идеи Хобсона, чтобы доказать, что капитализм обречен и в конечном итоге будет заменен социализмом, и чем скорее, тем лучше. [ нужна ссылка ]
Хобсон также пользовался влиянием в либеральных кругах, особенно в Британской Либеральной партии. [14] Историки Питер Дуиньян и Льюис Х. Ганн утверждают, что Хобсон имел огромное влияние в начале 20 века, что вызвало широкое недоверие к империализму:
Идеи Хобсона не были полностью оригинальными; однако его ненависть к богатым людям и монополиям, его отвращение к тайным соглашениям и публичному хвастовству объединили все существующие обвинения империализма в одну последовательную систему... Его идеи оказали влияние на немецких националистических противников Британской империи, а также на французских англофобов и марксистов; они окрашивали мысли американских либералов и изоляционистских критиков колониализма. В последующие дни они должны были способствовать усилению недоверия Америки к Западной Европе и Британской империи. Хобсон помог заставить британцев отказаться от колониального правления; он предоставил коренным националистам в Азии и Африке боеприпасы для сопротивления правлению из Европы. [15]
С положительной стороны, Хобсон утверждал, что внутренние социальные реформы могут вылечить международную болезнь империализма, ликвидировав его экономическую основу. Хобсон предположил, что государственное вмешательство посредством налогообложения может стимулировать более широкое потребление, создать богатство и способствовать мирному многостороннему мировому порядку. И наоборот, если бы государство не вмешалось, рантье (люди, получающие доход от собственности или ценных бумаг) создавали бы социально негативное богатство, которое способствовало бы империализму и протекционизму. [16] [17]
Политическое движение
[ редактировать ]Как сознательное политическое движение, антиимпериализм зародился в Европе в конце 19 и начале 20 веков в противовес растущим европейским колониальным империям и контролю США над Филиппинами после 1898 года. [18] Однако наибольшего уровня народной поддержки оно достигло в самих колониях, где оно легло в основу самых разнообразных национально-освободительных движений в середине 20 века и позже. Эти движения и их антиимпериалистические идеи сыграли важную роль в процессе деколонизации 1950-х и 1960-х годов, в ходе которого большинство европейских колоний в Азии и Африке добились независимости. [10]
Международный контекст
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Первое использование термина «антиимпериалистический» произошло после того, как Соединенные Штаты вступили в испано-американскую войну в 1898 году. [19] Большинство активистов поддержали саму войну, но выступили против аннексии новых территорий, особенно Филиппин. [20] Антиимпериалистическая лига была основана 15 июня 1898 года в Бостоне в знак протеста против приобретения Филиппин, которое в любом случае произойдет. Антиимпериалисты выступали против расширения, потому что считали, что империализм нарушает кредо республиканизма , особенно необходимость « согласия управляемых ». Потрясенная американским империализмом, Антиимпериалистическая лига, в которую вошли такие известные граждане, как Эндрю Карнеги , Генри Джеймс , Уильям Джеймс и Марк Твен , сформировала платформу, в которой говорилось:
Мы считаем, что политика, известная как империализм, враждебна свободе и имеет тенденцию к милитаризму, злу, от которого нам было славно быть свободными. Мы сожалеем, что в стране Вашингтона и Линкольна возникла необходимость подтвердить, что все люди, независимо от расы и цвета кожи, имеют право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Мы утверждаем, что правительства получают свои справедливые полномочия с согласия управляемых. Мы настаиваем на том, что порабощение любого народа является «преступной агрессией» и открытой нелояльностью отличительным принципам нашего правительства...Мы сердечно приглашаем к сотрудничеству всех мужчин и женщин, которые остаются верными Декларации независимости и Конституции Соединенных Штатов. [21]
Фред Харрингтон заявляет, что «антиимпериалисты выступали против экспансии не по коммерческим, религиозным, конституционным или гуманитарным причинам, а потому, что они считали, что империалистическая политика противоречит политическим доктринам Декларации независимости, прощального обращения Вашингтона и Геттисбергская речь Линкольна». [22] [23] [24]
Важное влияние на американских интеллектуалов оказало творчество британского писателя Джона А. Хобсона . особенно Империализм: исследование (1902). Историки Питер Дуиньян и Льюис Х. Ганн утверждают, что Хобсон имел огромное влияние в начале 20 века, что вызвало широкое недоверие к империализму:
... ненависть Гобсона к богатым людям и монополиям, его отвращение к тайным соглашениям и публичному хвастовству объединили все существующие обвинения империализма в одну последовательную систему... Его идеи оказали влияние на немецких националистических противников Британской империи, а также на французских англофобов и марксисты; они окрашивали мысли американских либералов и изоляционистских критиков колониализма. В последующие дни они должны были способствовать усилению недоверия Америки к Западной Европе и Британской империи. Хобсон помог заставить британцев отказаться от колониального правления; он предоставил коренным националистам в Азии и Африке боеприпасы для сопротивления правлению из Европы. [15]
Отказ Америки от Лиги Наций в 1919 году сопровождался резкой реакцией Америки на европейский империализм. Американские учебники осуждали империализм как главную причину мировой войны. Были подчеркнуты наиболее уродливые аспекты британского колониального правления, напоминая о давних антибританских настроениях в Соединенных Штатах. [25]
В Великобритании и Канаде
[ редактировать ]Антиимпериализм внутри Великобритании возник в 1890-х годах, особенно внутри Либеральной партии . На протяжении более столетия, еще со времен Адама Смита в 1776 году, экономисты враждебно относились к империализму на том основании, что он нарушает принципы свободной торговли; они никогда не формировали народное движение. Действительно, империализм, похоже, был в целом популярен до 1890-х годов. [26] Ключевым импульсом примерно в 1900 году стало сильное общественное неодобрение действиями Великобритании во время Второй англо-бурской войны (1899–1902). Война велась против африканеров , голландских колонистов , построивших новую родину в Южной Африке. Противодействие Второй англо-бурской войне было скромным, когда война началась, и, как правило, было менее широко распространено, чем ее поддержка. Однако сразу же сформировались влиятельные группы против войны, в том числе Южноафриканский комитет примирения и комитет WT Stead « Остановить войну» . Большая часть оппозиции в Великобритании исходила от Либеральной партии. Интеллектуалы и активисты Британии, принадлежащие к социалистическому, рабочему и фабианскому движениям, обычно выступают против империализма, и Джон А. Хобсон , либерал, взял многие из своих идей из своих сочинений. [27] После англо-бурской войны противники империализма обратили внимание на колонии британской короны в Африке и Азии. [28] К 1920-м годам правительство спонсировало крупномасштабные выставки, пропагандирующие империализм, в частности, Выставку Британской империи 1924 года в Лондоне и Выставку империи 1938 года в Глазго . Некоторые интеллектуалы использовали возможность критиковать империализм как политику. [29]
Умеренно активные антиимперские движения возникли в Канаде и Австралии. Французские канадцы были враждебно настроены к британской экспансии, в то время как в Австралии против них выступали ирландские католики. [30] Французские канадцы утверждают, что канадский национализм был правильной и истинной целью, и иногда он противоречил лояльности Британской империи. Многие французские канадцы утверждали, что они будут сражаться за Канаду, но не будут сражаться за Империю. [31]
Канадцы-протестанты, обычно британского происхождения, обычно с энтузиазмом поддерживали британский империализм. Они отправили тысячи добровольцев сражаться вместе с британскими и имперскими силами против буров и в процессе еще сильнее отождествили себя с Британской империей. [32] Небольшое сопротивление исходило также от некоторых английских иммигрантов, таких как интеллектуальный лидер Голдвин Смит . [33] В Канаде ирландские католики боролись с французскими канадцами за контроль над католической церковью, поэтому ирландцы в целом поддерживали пробританскую позицию. [34] Антиимпериализм также быстро рос в Индии и стал основным элементом требования Конгресса о независимости. [ нужна ссылка ]
Ленинизм и марксизм-ленинизм
[ редактировать ]В середине XIX века Карл Маркс упомянул империализм как часть предыстории капиталистического способа производства в «Капитале» (1867–1894). Владимир Ленин определил империализм как «высшую стадию капитализма», экономическую стадию, на которой монопольный финансовый капитал становится доминирующим применением капитала. [35] Таким образом, указанные финансовые и экономические обстоятельства побудили национальные правительства и частные бизнес-корпорации к всемирной конкуренции за контроль над природными ресурсами и человеческим трудом посредством колониализма . [36]
Ленинские страны, а не взгляды на империализм и связанные с ним теории, такие как теория зависимости , касаются экономического доминирования и эксплуатации военного и политического доминирования народа, его страны и ее природных ресурсов. Следовательно, основной целью империализма является экономическая эксплуатация, а не простой контроль над страной или регионом. Таким образом, марксистское и ленинистское определение отличается от обычного политологического определения империализма как прямого контроля (вмешательства, оккупации и правления), характерного для колониальных и неоколониальных империй, используемого в сфере международных отношений . [37] [36]
В книге «Империализм, высшая стадия капитализма» (1917) Ленин выделил пять особенностей капиталистического развития, ведущих к империализму:
- Концентрация производства и капитала, ведущая к доминированию национальных и транснациональных монополий и картелей.
- Промышленный капитал как доминирующая форма капитала был заменен финансовым капиталом , при этом промышленные капиталисты все больше полагались на капитал, предоставляемый монополистическими финансовыми институтами. «Снова и снова последнее слово в развитии банковского дела — монополия».
- Вывоз упомянутого финансового капитала преобладает над вывозом товаров.
- Экономический раздел мира многонациональными картелями.
- Политическое разделение мира на колонии великими державами, в котором великие державы монополизируют инвестиции. [38]
Как правило, отношения между марксистами-ленинцами и радикальными левыми организациями, выступающими против войны , часто включают в себя убеждение таких политических активистов перейти от пацифизма к антиимпериализму, то есть перейти от противостояния войне в целом, в частности, к осуждению капиталистической экономической системы. [39]
В 20 веке Советский Союз представлял себя главным врагом империализма и, таким образом, политически и финансово поддерживал революционные организации третьего мира , боровшиеся за национальную независимость. Это было достигнуто за счет экспорта как финансового капитала, так и советской военной техники, при этом Советский Союз направил военных советников в Эфиопию , Анголу , Египет и Афганистан .
Однако анархисты , как и многие другие марксистские организации, охарактеризовали советскую внешнюю политику как империализм и привели ее в качестве доказательства того, что философия марксизма не разрешит и не устранит империализм. Мао Цзэдун разработал теорию о том, что Советский Союз был социал-империалистической нацией, социалистическим народом со склонностью к империализму, что является важным аспектом маоистского анализа истории Советского Союза. [40] В настоящее время термин «антиимпериализм» чаще всего применяется марксистами-ленинистами и политическими организациями схожего идеологического толка, выступающими против капитализма, представляющими классовый анализ общества и тому подобное. [41]
О природе империализма и о том, как ему противостоять и победить, Че Гевара сказал:
Империализм — это мировая система, последняя стадия капитализма, и он должен быть побеждён в мировом противостоянии. Стратегической целью этой борьбы должно стать уничтожение империализма. Наша доля, ответственность эксплуатируемых и слаборазвитых стран мира состоит в том, чтобы ликвидировать основы империализма: наши угнетенные нации, откуда они извлекают капиталы, сырье, технику и дешевую рабочую силу и куда они вывозят новые капиталы — инструменты. господства — оружие и всевозможные предметы; тем самым погружая нас в абсолютную зависимость.
- Че Гевара, Послание к Триконтиненталю, 1967 г. [42]
Троцкизм
[ редактировать ]Концепция перманентной военной экономики возникла в 1945 году из статьи троцкиста. [43] Эд Сард (псевдоним Фрэнк Демби, Уолтер С. Оукс и Т. Н. Вэнс), теоретик, предсказавший послевоенную гонку вооружений . В то время он утверждал, что Соединенные Штаты сохранят характер военной экономики ; даже в мирное время военные расходы США останутся большими, что снизит процент безработных по сравнению с 1930-ми годами. Он расширил этот анализ в 1950 и 1951 годах. [44]
Эта концепция была основным принципом Британской социалистической рабочей партии , основатель которой Тони Клифф исследовал ее применение к Первой мировой войне , американскому империализму и колониальным империям, включая Великобританию, Францию и Германию. [45]
Оппозиция советскому империализму
[ редактировать ]Страны, входившие в советскую сферу влияния, были номинально независимыми странами с отдельными правительствами, которые устанавливали свою собственную политику, но эта политика должна была оставаться в определенных пределах, установленных Советским Союзом. Эти ограничения были усилены угрозой интервенции советских войск, а затем и Варшавского договора . Крупные военные вторжения имели место в Восточной Германии в 1953 году , Венгрии в 1956 году , Чехословакии в 1968 году , Польше в 1980–81 годах и Афганистане в 1979–1989 годах . Страны советского блока считались государствами-сателлитами .
Советский Союз демонстрировал тенденции, общие для исторических империй. [46] [47] Понятие «советская империя» часто относится к форме «классической» или «колониальной» империи, в которой коммунизм лишь заменяет традиционные имперские идеологии, такие как христианство или монархия, а не создает революционное государство. С академической точки зрения эта идея рассматривается как возникшая в книге Ричарда Пайпса 1957 года «Формирование Советского Союза: коммунизм и национализм, 1917–1923 годы», но она получила подкрепление, наряду с некоторыми другими взглядами, в продолжающихся научных исследованиях. [48] : 41 Некоторые ученые считают, что Советский Союз представлял собой гибридное образование, содержащее элементы, общие как для многонациональных империй, так и для национальных государств . [46] Советский Союз практиковал колониализм, как и обычные имперские державы. [47] [49] [50] [51] [52] [53] [54]
Исламский антиимпериализм
[ редактировать ]XVIII и XIX века стали свидетелями подъема многочисленных антиколониальных и антиимперских движений исламского сопротивления в различных частях мусульманского мира. К ним относилось движение джихада под руководством Имамата Кавказа и Черкесской Конфедерации против российского империализма во время Кавказских войн (1763–1864 гг. Н. Э.). Выдающимися лидерами этой кампании сопротивления были Гази Мулла , Хамзат Бек , Шамиль , Хаджи Керандико Берзег , Джембулат Болетоко и т. д. Другие крупные антиимперские движения включали войну Падри , войну на Яве и войну в Ачехе против голландской колонизации Индонезии , Моро . Восстание против Соединенных Штатов , Южноазиатское движение джихада Сайида Ахмада Шахида , Государство Махдистов в Судане и арабское Мувахидун , боровшееся с британским колониализмом , Военное восстание эмира Абд аль-Кадира против французов в Алжире, на северо-западной границе Восстания пуштунских племен против британского владычества , Омара Мухтара джихад против итальянских фашистов в Ливии и т. д. Создание и защита Исламская государственность , обеспечивающая соблюдение шариата (исламского закона), основанного на Коране и Сунне , устранение суеверий и неортодоксальных местных обычаев и народных ритуалов и т. д. были ключевыми целями этих реформаторских движений. [55]
Эти антиколониальные движения вдохновили рост панисламизма в конце 19 века; который породил многочисленные исламистские организации, пропагандирующие антиимпериализм во всем мусульманском мире ; такие как Братья-мусульмане ( Ихван аль-Муслимин ) и Джамаат-и-Ислами . [56] Сиро-египетский исламистский теоретик Мухаммад Рашид Рида (1865 г. н.э./1282 г.х. – 1935 г.н.э./1354 г.х.), салафитский теолог, находящийся под сильным влиянием предшествующих воинственных движений исламского возрождения , был ярым противником европейских имперских держав; и он призвал к вооруженному джихаду для защиты исламского мира от вторжения колониализма, дополненному политической программой по созданию исламских государств, которые будут соблюдать шариат (исламские законы). Он распространил эту антиимпериалистическую кампанию на теологический уровень через арабское движение Салафия ; который исповедовал ключевую тему возвращения к ценностям Салаф аль-Салиха . Это включало в себя теологическую атаку на западные идеологические течения, исходящие из принципов секуляризма и национализма , а также осуждение западного культурного империализма . [57] [58]
После Рашида Риды мантию исламистского антиимпериализма возглавили египетского «Братья-мусульмане» основатель Хасан аль-Банна , южноазиатских лидер революционных исламистов Сайид Абул А'ла Маудуди и теоретик египетского джихада Сайид Кутб . Маудуди считал, что Запад находится в упадке и что восстановление исламского могущества неизбежно. Открыто приравнивая западный колониализм к атеизму , Маудуди призвал мусульман сплотиться в джихаде против империалистических сил, чтобы восстановить свой духовный, культурный, экономический и военный суверенитет и самодостаточность. Сайид Кутб, египетский ученый, на которого оказали влияние как Маудуди, так и Рашид Рида, довел их идеи до логической кульминации; провозглашая необходимость перманентной, бесконечной исламистской революции не только против империалистов, но и против союзных им режимов в мусульманском мире . Эта революция против вероотступнических режимов должна вестись как вооруженный джихад идеологическим авангардом, стремящимся создать исламское государство и поддержать Таухид (исламский монотеизм). Эти идеи приобрели известность и приобрели влияние во всем исламском мире в эпоху после Второй мировой войны . В холодной войны период исламистские интеллектуалы из «Братьев-мусульман» и «Джамаат-и Ислами» также развернули пылкие антикоммунистические кампании, идеологически критикуя социализм и марксизм и упрекая левых как агентов советского империализма . [59]
В своей книге « Аль-Джихад Фил Ислам » южноазиатский революционный исламистский ученый Абул А'ла Маудуди дал всеобъемлющее религиозное опровержение империализма . Он утверждал, что репрессивные правители оправдывают империализм во имя прогресса и социально-политических реформ. Описывая основные черты империализма, Маудуди писал:
«Основное качество империализма — это господство одной конкретной нации или страны... Таким образом, двери империализма остаются закрытыми для людей других национальностей и по этой причине они не могут играть значительной роли в управлении его делами. Это порождает к развитию других недостатков в системе и характере подвластной нации. У них развивается слабость характера, утрачивается чувство собственного достоинства и чувство праведности. Даже если правящая нация не обращается с подданными с откровенной жестокостью и высокомерием, их. Характер (подвластной нации) опускается до такого низкого уровня подлости, что они становятся совершенно неспособными стремиться к достижению и поддержанию самоуправления в течение очень долгого времени».
В декабре 2009 года индийский Джамаат-и-Ислами Хинд запустил десятидневную общенациональную кампанию под названием «Кампания против империализма». [61] Современные джихадистские движения, такие как Аль-Каида , находящиеся под влиянием идей Сайида Кутба, объявляют себя «глобальным революционным авангардом», ведущим джихад для защиты мусульман от зверств, совершаемых силами западного империализма и его союзников. [62]
В мировоззрении египетского теоретика джихада Сайида Кутба империалистическая политика светских западных режимов была продолжением их исторического «крестового духа». [63] В своем комментарии к Корана стиху 2:120 «{ Никогда ни евреи (о Пророк), ни христиане не будут довольны тобой, пока ты не последуешь их путем.. }», Сайид Кутб пишет:
«Конфликт между иудео-христианским миром, с одной стороны, и мусульманской общиной , с другой, по сути остается идеологическим, хотя с годами он проявлялся в различных обличьях, становился все более изощренным, а порой и более коварный. Мы видели, как первоначальный идеологический конфликт сменился экономической, политической и военной конфронтацией на том основании, что «религиозные» или «идеологические» конфликты устарели и обычно преследуются «фанатиками» и отсталыми людьми. К сожалению, некоторые наивны и сбиты с толку. Мусульмане поддались на эту уловку и убедили себя, что религиозные и идеологические аспекты конфликта больше не актуальны. Но на самом деле мировой сионизм и христианский империализм , а также мировой коммунизм ведут борьбу в первую очередь против ислама и мусульманского сообщества. и, прежде всего, по идеологическим соображениям... Конфронтация ведется не из-за контроля над территорией или экономическими ресурсами, или из-за военного господства. Если мы поверим в это, мы сыграем на руку нашим врагам, и нам некого будет винить в этом, кроме самих себя. последствия."
Либеральный антиимпериализм
[ редактировать ]Было также много примеров либерального антиимпериализма. Однако либеральные антиимпериалисты отличаются от социалистических антиимпериалистов, поскольку они не поддерживают антикапитализм . [65]
Южнокорейские либералы выступили против китайского и японского империализма. « Движение против Японии » связано с антиимпериалистическими настроениями в Южной Корее. ДПК, 14 августа 2019 года семь политиков, потомков активистов независимости заявили на пресс-конференции: «В духе Великой независимости Кореи 100 лет назад давайте преодолеем экономическое вторжение Синдзо Абэ правительства ». (100 년 전 대한독립의 정신으로 아베 정부 경제침략을 이겨내자.) [66] Южнокорейские либералы, в отличие от протекционистских антиимпериалистов, считают, что действия японского правительства, подорвавшие « принцип свободной торговли » (자유무역 원칙 или 자유무역 철칙) во время торгового спора между Японией и Южной Кореей, были «экономическим вторжением» крайне правого империализма. . (Южнокорейские либералы утверждают, что японское правительство нанесло несправедливый ущерб южнокорейской экономике, чтобы избежать компенсации корейским жертвам японских военных преступлений во времена империалистической Японии .) [65] Южнокорейские либералы также выступают против присвоения корейской культуры китайскому народу . [67]
Некоторые современные либералы в Соединенных Штатах , в том числе Деннис Кусинич , поддерживают принцип невмешательства . [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]Антонио Негри и Майкл Хардт утверждают, что традиционный антиимпериализм больше не актуален. В книге «Империя » [68] Негри и Хардт утверждают, что империализм больше не является практикой или сферой деятельности какой-либо одной нации или государства. Скорее, они утверждают, что «Империя» представляет собой конгломерат всех государств, наций, корпораций, средств массовой информации, популярной и интеллектуальной культуры и так далее; и, таким образом, традиционные антиимпериалистические методы и стратегии больше не могут быть применены против них. [ нужна ссылка ]
Эстонский . политолог Мария Мялксоо утверждает, что «одним из многих слепых пятен» в постколониальных исследованиях , связанных с антиимпериалистическими движениями, является то, что они часто игнорируют российский империализм и колониализм [69]
См. также
[ редактировать ]- Антиамериканизм
- Антибританские настроения
- Антифранцузские настроения
- Антизападные настроения
- Колониализм
- Децентрализация
- Историография Британской империи
- коренное население
- Интернационализм (политика)
- Ирландский национализм ( Ирландский республиканизм )
- Корейский национализм
- Лига против империализма
- Левый национализм
- Местализм (политика)
- Национально-освободительные войны
- Национальное самоопределение
- Постколониализм
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Кебнер и Гельмут Шмидт, Империализм: история и значение политического слова, 1840–1960 (2010).
- ^ Сальваторе, Армандо; Ханафи, Сари; Обусе, Киеко, ред. (2022). Оксфордский справочник по социологии Ближнего Востока . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 13, 860, 861. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190087470.001.0001 . ISBN 9780190087470 . Архивировано из оригинала 4 января 2023 г. Проверено 4 января 2023 г.
- ^ М. Ландау, Джейкоб (2016). Панислам: история и политика . Нью-Йорк: Рутледж. п. 9. ISBN 978-1-138-83939-7 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 г. Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Рой, Оливье (2007). «3: Реформаторские движения среди мусульман Империи». Новая Центральная Азия: Создание наций . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 39. ИСБН 978-0-8147-7609-4 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 г. Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Махмуд Абдельнасер, Валид (2011). «1: Историческая справка». Исламское движение в Египте: взгляды на международные отношения 1967–81 . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 31, 32. ISBN. 978-0-7103-0469-8 .
- ^ Капила, Шрути (2021). «2: Гадар! Насилие и политический потенциал планеты». Насильственное братство: индийская политическая мысль в глобальную эпоху . Принстон, Нью-Джерси, США: Издательство Принстонского университета. п. 58. ИСБН 978-0-691-19522-3 .
- ^ Кэлвин Риклефс, Мерл (2007). «8: Политизированные полярности, ок. 1908-30». Поляризация яванского общества: исламские и другие взгляды, ок. 1830–1930 гг . Сингапур: NUS Press. стр. 235, 236. ISBN. 978-9971-69-359-6 .
- ^ М. Ландау ·, Якоб (2015). «III: Панисламские столкновения с российской и советской властью». Панислам: история и политика . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 167, 168. ISBN. 978-1-138-83939-7 .
- ^ Э. Фуллер, Грэм (2003). Будущее политического ислама . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 40. дои : 10.1057/9781403978608 . ISBN 978-1-4039-6556-1 . Архивировано из оригинала 4 января 2023 г. Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рихард Кебнер и Гельмут Шмидт, Империализм: история и значение политического слова, 1840–1960 (2010)
- ^ Марк Ф. Праудман, «Слова для ученых: семантика« империализма »». Журнал Исторического общества , сентябрь 2008 г., Том. 8 Выпуск 3, с395-433
- ^ Д.К. Филдхаус, «Империализм»: историографический пересмотр», Южноафриканский журнал экономической истории , март 1992 г., том 7, выпуск 1, стр. 45–72.
- ^ Г. К. Питлинг, «Глобализм, гегемонизм и британская власть: новый взгляд Дж. А. Хобсона и Альфреда Циммерна», History , июль 2004 г., Vol. 89 Выпуск 295, стр. 381–98.
- ^ Дэвид Лонг, На пути к новому либеральному интернационализму: международная теория Дж. А. Хобсона (1996).
- ^ Перейти обратно: а б Питер Дуиньян; Льюис Х. Ганн (2013). Бремя империи: оценка западного колониализма в Африке к югу от Сахары . Гувер Пресс. п. 59. ИСБН 9780817916930 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 г. Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ П. Дж. Кейн, «Капитализм, аристократия и империя: пересмотр некоторых «классических» теорий империализма», Журнал истории Империи и Содружества , март 2007 г., Vol. 35 Выпуск 1, стр. 25–47.
- ^ Г. К. Питлинг, «Глобализм, гегемонизм и британская власть: новый взгляд на Дж. А. Хобсона и Альфреда Циммерна», History , июль 2004 г., Vol. 89 Выпуск 295, стр. 381–398.
- ^ Харрингтон, 1935 г.
- ^ Роберт Л. Бейснер , Двенадцать против Империи: Антиимпериалисты, 1898–1900 (1968)
- ^ Джулиус Пратт, Экспансионисты 1898 года: Приобретение Гавайев и Испанских островов (1936), стр. 266–78.
- ^ «Платформа Американской антиимпериалистической лиги, 1899 год» . Фордэмский университет. Архивировано из оригинала 24 марта 2013 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Харрингтон, 1935, стр. 211–12.
- ^ Ричард Э. Уэлч-младший, Ответ империализму: Соединенные Штаты и филиппино-американская война, 1899–1902 (1978)
- ^ Э. Беркли Томпкинс, Антиимпериализм в Соединенных Штатах: Великие дебаты, 1890–1920 . (1970)
- ^ Корнелльский университет (1942). Влияние войны на Америку: шесть лекций преподавателей Корнеллского университета . Издательство Корнельского университета. п. 50. ISBN 9780801400971 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 г. Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Роберт Ливингстон Шайлер, «Рост антиимпериализма в Англии». Ежеквартальный журнал по политологии 37.3 (1922): 440–471. в JSTOR. Архивировано 16 ноября 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Грегори Клейс, Имперские скептики: британские критики империи, 1850–1920 (2010) , отрывок
- ^ Бернард Портер, Критики империи: радикальное отношение британцев к колониализму в Африке 1895–1914 (1968).
- ^ Сара Бриттон, «Приходите и посмотрите на Империю по Красному маршруту!»: Антиимпериализм и выставки в межвоенной Британии». Журнал исторической мастерской 69 № 1 (2010).
- ^ CN Коннолли, «Класс, место рождения, лояльность: отношение Австралии к англо-бурской войне». Австралийские исторические исследования 18.71 (1978): 210–232.
- ^ Карл Бергер, изд. Империализм и национализм, 1884–1914: конфликт в канадской мысли (1969).
- ^ Гордон Л. Хит, Война с положительной стороны: канадские протестантские церкви и война в Южной Африке, 1899–1902 гг. (McGill-Queen's Press-MQUP, 2009).
- ^ Р. Крейг Браун, «Голдвин Смит и антиимпериализм». Канадский исторический обзор 43.2 (1962): 93–105.
- ^ Марк Г. Макгоуэн, «Де-зеленение ирландцев: ирландско-католическая пресса Торонто, империализм и формирование новой идентичности, 1887–1914». Исторические документы/Исторические коммуникации 24.1 (1989): 118–145.
- ^ «Империализм», Словарь международных отношений Penguin (1998), Грэма Эванса и Джеффри Ньюнхэма. п. 244.
- ^ Перейти обратно: а б «Колониализм», Словарь международных отношений Penguin (1998) Грэм Эванс и Джеффри Ньюнхэм, стр. 79.
- ^ «Империализм», Словарь международных отношений Penguin (1998) Грэм Эванс и Джеффри Ньюнхэм, стр. 79.
- ^ «Ленин: Империализм, высшая стадия капитализма» . Архивировано из оригинала 10 января 2008 г. Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ «Еженедельный работник 403, четверг, 11 октября 2001 г.» . www.cpgb.org.uk. Архивировано из оригинала 11 июля 2002 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Борьба с западным империализмом: Мао, Сталин и Соединенные Штаты (1997), Майкл М. Шэн. стр.00.
- ^ Марксистские теории империализма: критический обзор (1990), Энтони Брюэр. п. 293.
- ↑ Че Гевара: Послание к Триконтиненталу. Архивировано 27 января 2018 г. в Wayback Machine Spring 1967 года.
- ^ ван дер Линден, Марсель (2 января 2018 г.). «Эдвард Л. Сард (1913–99), теоретик постоянной военной экономики» . Критика . 46 (1): 117–130. дои : 10.1080/03017605.2017.1412629 . ISSN 0301-7605 .
- ^ См. Питера Друкера, Макса Шахтмана и его левых. Социалистическая одиссея через «американский век», Humanities Press, 1994, стр. хv, 218; Пол Хэмптон, «Троцкизм после Троцкого? C'est moi!», в Workers Liberty , том 55, апрель 1999 г., стр. 38
- ^ «Тони Клифф: постоянная военная экономика (май 1957 г.)» . www.marxists.org .
- ^ Перейти обратно: а б Бейсингер, Марк Р. (2006). «Советская империя как «фамильное сходство» ». Славянское обозрение . 65 (2): 294–303. дои : 10.2307/4148594 . JSTOR 4148594 . S2CID 156553569 .
Дэйв, Бхавна (2007). Казахстан: этническая принадлежность, язык и власть . Абингдон, Нью-Йорк: Рутледж. - ^ Перейти обратно: а б Каро, О. (1953). «Советский колониализм в Средней Азии». Иностранные дела . 32 (1): 135–144. дои : 10.2307/20031013 . JSTOR 20031013 .
- ^ Бекус, Нелли (1 января 2010 г.). Борьба за идентичность: официальная и альтернативная «беларусскость» . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 4, 41–50. ISBN 978-963-9776-68-5 .
- ^ Аннус, Эпп (2019). Советские постколониальные исследования: взгляд из западного приграничья . Рутледж . стр. 43–48. ISBN 978-0367-2345-4-6 .
- ^ Куччиолла, Риккардо (23 марта 2019 г.). «Хлопковая республика: колониальная практика в советском Узбекистане?» . Общество центрально-евразийских исследований . Архивировано из оригинала 15 января 2021 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Калначс, Бенедиктс (2016). Балтийская драма ХХ века: постколониальные нарративы, деколониальные варианты . Айстесис Верлаг. п. 14. ISBN 978-3849-8114-7-1 .
- ^ Лоринг, Бенджамин (2014). « Колонизаторы с партийными билетами. Советский внутренний колониализм в Средней Азии, 1917–39» . Критика: Исследования по истории России и Евразии . 15 (1). Издательство «Славица»: 77–102. дои : 10.1353/kri.2014.0012 . S2CID 159664992 .
- ^ Томпсон, Ева (2014). «В конце концов, это колониализм: некоторые эпистемологические замечания» (PDF) . Тексты Другие (1). Институт литературных исследований Польской академии наук : 74.
- ^ Вардис, Витас Стэнли (лето 1964 г.). «Советский колониализм в странах Балтии: заметка о природе современного колониализма» . Литуан . 10 (2). ISSN 0024-5089 . Архивировано из оригинала 09.11.2021 . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Мотадел, Дэвид (2014). «Введение, главы 7: Ислам и сопротивление в Британской империи, 8: Религиозные восстания в колониальной Северной Африке, 9: Мусульманская мобилизация на Кавказе императорской России, 10: Исламское сопротивление в Голландской колониальной империи». Ислам и европейские империи . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 15–42, 201–300. ISBN 978-0-19-966831-1 .
- ^ М. Люти, Лоренц (2020). Холодные войны: Азия, Ближний Восток, Европа . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 264–265. ISBN 978-1-108-41833-1 .
- ^ Чаттерджи, Чой (2018). «10: Исламский фундаментализм в критической перспективе». XX век: ретроспектива . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 253. ИСБН 978-0-8133-2691-7 .
- ^ Милтон-Эдвардс, Беверли (2014). «1: Разнообразная традиция из прошлого в настоящее». Исламский фундаментализм с 1945 года (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledg. стр. 24–25. ISBN 978-0-415-63988-0 .
- ^ К. Гани, Жасмин (21 октября 2022 г.). «Антиколониальная связь между исламскими движениями на Ближнем Востоке и в Южной Азии: Братья-мусульмане и Джамати-Ислам» . Постколониальные исследования . 26 . Рутледж: 55–76. дои : 10.1080/13688790.2023.2127660 . hdl : 10023/26238 . S2CID 253068552 .
- ^ А'ла Маудуди, Абул. Аль Джихад Фил Ислам [ Джихад в исламе ] (PDF) (на урду). Перевод Рафатуллы Шаха, Сайеда. Лахор: Сайед Халид Фарук Маудуди. стр. 63–65. Архивировано (PDF) из оригинала 24 января 2023 г. Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ «Джамаат начнет общенациональную «антиимпериалистическую» кампанию» . Зи Новости . 10 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2019 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Боровски, Одри (2015). «Аль-Каида и ИГИЛ: от революции к апокалипсису» . Философия сейчас . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года.
- ^ Кутб, Сайид (2006). аль-Мехри, AB (ред.). Вехи: специальное издание . Бирмингем: Книготорговцы и публикации Мактабы. п. 177. ИСБН 0-9548665-1-7 .
- ^ Кутб, Сайид (7 декабря 2016 г.). Фи Зилал аль-Коран [ В тени Корана ] (на арабском языке). стр. 123–124.
- ^ Перейти обратно: а б «Правительство срочно представляет ВТО «японское экономическое возмездие»… «нарушение принципов свободной торговли» » . Yonhap News TV . 10 июля 2019 года . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ «Семь членов Демократической партии, потомки борцов за независимость, говорят, что Абэ — новое препятствие на пути Корейского полуострова » . Ханкёре . 14 августа 2019 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Со стороны Ли Джэ Мёна: «Китайская культурная ярмарка, которая затмевает ханбок, мы не оставим ее такой» » . 5 февраля 2022 г.
- ^ Антонио Негри и Майкл Хардт, Empire , издательство Гарвардского университета (2001) ISBN 0-674-00671-2
- ^ Мялксоо, Мария (2023). «Постколониальный момент в войне России против Украины» . Журнал исследований геноцида . 25 (3–4): 471–481. дои : 10.1080/14623528.2022.2074947 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Али, Тарик и др. Антиимпериализм: Руководство для движения ISBN 1-898876-96-7 .
- Бойтин, Дженнифер Энн. Колониальный мегаполис: городские основания антиимпериализма и феминизма в межвоенном Париже (2010).
- Брендон, Пирс. «Моральный аудит Британской империи». History Today (октябрь 2007 г.), Vol. 57 Выпуск 10, стр. 44–47, онлайн на сайте EBSCO .
- Брендон, Пирс. Упадок и падение Британской империи, 1781–1997 (2008) отрывок и текстовый поиск. Архивировано 5 февраля 2023 г. в Wayback Machine .
- Каин, П.Дж. и А.Г. Хопкинс. Британский империализм, 1688–2000 (2-е изд. 2001 г.), 739 стр., подробная экономическая история, в которой представлены отрывки из новой диссертации о «джентльменских капиталистах» и текстовый поиск. Архивировано 5 февраля 2023 г. в Wayback Machine .
- Кастро, Дэниел, Уолтер Д. Миньоло и Ирен Сильверблатт. Другое лицо Империи: Бартоломе де Лас Касас, права коренных народов и церковный империализм (2007), отрывок и текстовый поиск. Архивировано 5 февраля 2023 г. в Wayback Machine , испанские колонии.
- Каллинейн, Майкл Патрик. Свобода и американский антиимпериализм, 1898–1909. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2012.
- Фергюсон, Найл. Империя: взлет и упадок британского мирового порядка и уроки глобальной власти (2002), отрывок и текстовый поиск. Архивировано 22 ноября 2020 г. на Wayback Machine .
- Фридман, Джереми и Питер Ратленд. «Антиимпериализм: ленинское наследие и судьба мировой революции». Славянское обозрение 76.3 (2017): 591–599.
- Гриффитс, Мартин, Терри О'Каллаган и Стивен С. Роуч , 2008. Международные отношения: ключевые концепции . Второе издание. Нью Миллан.
- Гамильтон, Ричард. Президент МакКинли, Война и империя (2006).
- Хардт, Майкл и Антонио Негри. Империя (2001), влиятельное заявление левых.
- Харрингтон, Фред Х. «Антиимпериалистическое движение в Соединенных Штатах, 1898–1900», Исторический обзор долины Миссисипи , Том. 22, № 2 (сентябрь 1935 г.), стр. 211–230 в JSTOR. Архивировано 30 сентября 2018 г. в Wayback Machine .
- Герман, Артур. Ганди и Черчилль: эпическое соперничество, которое разрушило империю и создало нашу эпоху (2009) [отрывок и текстовый поиск].
- Хобсон, Дж. А. Империализм: исследование (1905 г.) , за исключением текстового поиска, издание 2010 г. Архивировано 5 февраля 2023 г. в Wayback Machine .
- Джеймс, Лоуренс. Взлет и падение Британской империи (1997).
- Карш, Эфраим. Исламский империализм: история (2007), отрывок и текстовый поиск. Архивировано 5 февраля 2023 г. в Wayback Machine .
- Несс, Иммануэль и Зак Коуп, ред. Энциклопедия империализма и антиимпериализма Пэлгрейва (2 том, 2016 г.). 1456 стр.
- Олсон, Джеймс С. и др., ред. «Исторический словарь европейского империализма» (1991). Интернет-издание Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine .
- Оуэн, Николас. Британские левые и Индия: столичный антиимпериализм, 1885–1947 (2008) отрывок и текстовый поиск . Архивировано 5 февраля 2023 г. в Wayback Machine .
- Полсгроув, Кэрол. Покончить с британским правлением в Африке: писатели за общее дело (2009).
- Портер, Бернард. Львиная доля: История британского империализма 1850–2011 гг. (4-е изд. 2012 г.), Широкая всеобщая история; сильный антиимпериализм.
- Праудман, Марк Ф.. «Слова для ученых: семантика« империализма »». Журнал Исторического общества , сентябрь 2008 г., Том. 8 Выпуск 3, стр. 395-433.
- Сагромосо, Домитилла, Джеймс Гоу и Рэйчел Керр. Возвращение к российскому империализму: неоимперия, государственные интересы и гегемонистская власть (2010).
- Торнтон, А.П. Имперская идея и ее враги (2-е изд. 1985 г.)
- Томпкинс, Э. Беркли, изд. Антиимпериализм в Соединенных Штатах: Великие дебаты, 1890–1920 гг. (1970) выдержки из первичных и вторичных источников.
- Тайрелл, Ян и Джей Секстон, ред. Двойник Империи: антиимпериализм США от эпохи основания до эпохи терроризма (2015).
- Ван, Цзяньвэй. «Китайская интерпретация концепции империализма в антиимпериалистическом контексте 1920-х годов», Журнал современной китайской истории (2012), 6 № 2, стр. 164–181.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Антиимпериалисты , Интернет-путеводитель по американскому антиимпериализму .
- CWIHP в Центре ученых Вильсона: Сборник первичных документов по антиимпериализму в холодной войне. Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine .
- Проект антивоенной и радикальной истории Тихоокеанского северо-запада , мультимедийная коллекция фотографий, видео, устных рассказов и эссе.
- Империализм: высшая стадия капитализма, В.И. Ленин Полный текст на сайте marxists.org.
- Как империалистическая «помощь» блокирует развитие Африки , Томас Санкара , The Militant , 13 апреля 2009 г.
- Дэниел Якопович, В чреве зверя: вызов американскому империализму и наступательная политика .