Jump to content

Психология мира

Психология мира – это раздел психологии и исследований мира , который занимается психологическими аспектами мира , конфликтов , насилия и войны . Психологию мира можно охарактеризовать четырьмя взаимосвязанными столпами: (1) исследования, (2) образование, (3) практика и (4) пропаганда. [1] Первый столп – исследования – наиболее подробно описан в этой статье.

Мирная психологическая деятельность базируется на психологических моделях (теориях) и методах; они обычно нормативно связаны в своих средствах и целях, стремясь к идеалу устойчивого мира, используя ненасильственные средства. Насилие и мир можно определить с точки зрения Йохана Галтунга : расширенной концептуализации мира [2] [3] согласно которому мир — это не просто отсутствие личного (прямого) насилия и войны (= негативный мир), но также отсутствие структурного (косвенного) и культурного насилия (= позитивный мир ). [4] Идеал мира можно также концептуализировать как всеобъемлющую реализацию прав человека (гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав); это должно, среди прочего, обеспечивать удовлетворение основных потребностей человека, таких как положительная личная и социальная идентичность, чувство контроля, безопасность, (социальная) справедливость, благополучие, безопасная окружающая среда и доступ к достаточному питанию и жилью. [5]

Исследования [ править ]

Психологические исследования мира могут быть аналитически (исследования мира ) или нормативно (исследования мира ) ориентированы. Независимо от своей аналитической или нормативной ориентации, психологические исследования мира в основном касаются психологических аспектов формирования, эскалации, уменьшения и разрешения конфликтов (включая войну), психосоциальных условий, способствующих или вредных для устойчивого мира , а также психосоциальных эффектов война и насилие . В каждом случае актуальны разные уровни анализа и объяснения: от уровня отдельных лиц до групп, социальных организаций и институтов, государств и государственных систем (например, Европейский Союз ), военных союзов (например, НАТО ) и систем коллективной безопасности. (например, Организация Объединенных Наций и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе [ОБСЕ]).

Формирование и эскалация конфликта [ править ]

Психология мира фокусируется на психологических аспектах формирования, эскалации, уменьшения и разрешения конфликтов. Конфликт существует , когда ожидания, интересы, потребности или действия хотя бы двух сторон конфликта воспринимаются хотя бы одной из сторон как несовместимые. Психология мира в основном связана с конфликтами между социальными группами (межгрупповыми конфликтами, например, между этническими группами, кланами, религиозными группами, государствами и т. д.), с точки зрения таких областей, как власть, богатство, доступ к сырью и рынкам, культурные или религиозные ценности. , честь, достоинство или признание. В конфликтах необходимо различать (открытые) позиции (например, «мы не ведем переговоров с Х») и основные интересы (например, власть, сферы влияния и богатство), а также между текущими триггерами (например, насилие в условиях конфликта). политический протест) и систематические, устойчивые, структурные причины (например, лишение группы политического участия или доступа к профессиональной занятости). Хотя конфликты неизбежны и при конструктивном разрешении могут привести к позитивным изменениям, [6] эскалацию конфликтов и, в частности, возникновение насилия можно предотвратить. Психологические процессы обработки информации (внимание, восприятие, память, мышление, суждение), эмоции и мотивация существенно влияют на то, как разрешается конфликт, и, в частности, на то, перерастают ли конфликты в эпизоды насилия. Важным фактором являются разные точки зрения сторон конфликта, например, когда поведение, основанное на позитивных намерениях, воспринимается противником как агрессивное и поэтому способствует эскалации. Конфликты могут легко обостриться. Может возникнуть цикл насилия, в котором участвуют обе стороны, и первоначальные жертвы могут стать преступниками, даже не осознавая этого («миф о жертве»). [7]

Конфликты могут усиливаться, в частности, посредством создания образов врага , психологической войны и пропаганды, пропагандируемой средствами массовой информации, политической элитой, системами образования, социализацией, культурными символами и другими средствами. Образы врагов могут иметь зерно истины, но преувеличивают отрицательные стороны противника. Основные характеристики сильного образа врага включают в себя: (1) негативную оценку оппонента (например, агрессивного, аморального, но в то же время неполноценного), (2) одностороннее обвинение в негативных событиях и (3) иную оценку. аналогичных действий своей стороны, чем противника («двойной стандарт»; например, наращивание вооружений со своей стороны — самооборона, со стороны противника — агрессия). Эти конструкции могут привести к дегуманизации противника, в результате чего моральные стандарты перестанут применяться. В крайних случаях может показаться приемлемым и даже желательным, чтобы противник пострадал и был убит. Создание образа врага имеет центральную функцию оправдания вооружения, насилия и войны. Кроме того, это повышает индивидуальную и коллективную самооценку. [8]

Психологическая война включает в себя методы создания или усиления военной поддержки среди гражданского населения и военных. Эти методы включают дезинформацию с использованием средств массовой информации (военную пропаганду), а также саботаж, перемещение, убийства и террор. Военная пропаганда состоит из двух взаимодополняющих стратегий: (1) повторение, выделение и приукрашивание подробной информацией, которая усиливает образ врага или восприятие угрозы, и (2) игнорирование и обесценивание информации, которая может привести к деэскалации. Кроме того, может быть спровоцировано негативное поведение противника (например, маневрами на государственных границах) или обвинения в том, что противник совершает гнусные действия, могут быть полностью вымышленными (например, показания Найры ). [9]

Сокращение и разрешение конфликтов (психологические стратегии мира) [ править ]

Обсуждаются различные мирные психологические стратегии ненасильственного разрешения конфликтов (деэскалация конфликта, разрешение конфликта , трансформация конфликта). Можно различать стратегии на официальном уровне (например, меры по снижению напряженности и построению доверия, такие как «Поэтапные и взаимные инициативы по снижению напряженности» Чарльза Осгуда [GRIT], переговоры , посредничество ), подходы неофициальной дипломатии (интерактивная задача). -семинары по решению проблем), а также стратегии на уровне гражданского общества по вопросам мира и конфликтов (например, мирная журналистика , контакты между социальными группами).

Официальный уровень [ править ]

Модель GRIT Осгуда была разработана как противовес гонке вооружений в конфликте Восток-Запад, в котором бывшие сверхдержавы, США и СССР, постоянно увеличивали количество и качество своих вооружений, чтобы уничтожить человечество в результате ядерной войны. казалось все более возможным. Модель GRIT, напротив, была направлена ​​на деэскалацию и создание атмосферы взаимного доверия. Одна сторона публично объявляет и выполняет поддающийся проверке конкретный шаг по снижению напряженности, а также просит или предлагает другую сторону сделать что-то подобное (развивая спираль доверия). Соблюдается осторожность, чтобы каждый шаг не ставил под угрозу безопасность своей стороны. GRIT был разработан для того, чтобы обратить вспять напряженность, связанную с гонкой ядерных вооружений, путем привлечения каждой стороны к поэтапным и взаимным инициативам. [10] Хотя убедительных доказательств нет, было высказано предположение, что президент США Кеннеди и советский лидер Хрущев основывали свои переговоры после кубинского ракетного кризиса на этой концепции. [11]

Когда конфликтующие стороны вовлечены в длительные и серьезные конфликты, может быть трудно провести конструктивные двусторонние переговоры. В этом случае третья сторона (например, социолог или известный политик) может выступать в качестве посредника, чтобы облегчить управление конфликтом. Посредники должны быть хорошо осведомлены о конфликте и его истории, должны пользоваться доверием обеих сторон конфликта и должны быть знакомы с анализом конфликта и стратегиями коммуникации. Важные стратегии включают установление доверия, проработку основных элементов конфликта и, возможно, разделение проблемы так, чтобы можно было достичь хотя бы частичного решения и предотвратить или остановить насилие. Проблемы возникают, когда посредники предвзяты и имеют сильные индивидуальные интересы. Успех медиации более вероятен, если конфликт умеренно интенсивен, разница во власти между сторонами невелика, а посредники имеют высокий престиж (как личность или в силу организационной принадлежности). [12]

Неофициальный уровень [ править ]

В тяжелых и длительных конфликтах может быть целесообразно вмешаться на уровне ниже официальной дипломатии . Интерактивное решение проблем – это такой неформальный подход к объединению участников конфликта. [13] К ним могут относиться граждане, пользующиеся большим уважением в различных сферах общества, таких как средства массовой информации, бизнес, политика, образование или религия. Команда ученых-социологов (например, психологов) инициирует и продвигает процесс решения проблем с элементами диагностики конфликта, генерации альтернатив и разработки ненасильственных решений, который приводит к результатам, удовлетворительным для всех участвующих сторон. Существует ожидание или надежда, что участники повлияют на свои правительства и общественное мнение, чтобы могли последовать официальные переговоры. Психологически важными компонентами процесса являются корректировка соответствующих образов себя и врага. Интерактивное решение задач использовалось, в частности, в израильско-палестинском конфликте американским психологом Гербертом Кельманом и его командой. [14]

общества гражданского Уровень

СМИ часто участвуют в формировании образа врага и эскалации конфликта. Мирная журналистика , напротив, имеет целью исследовать и использовать влияние средств массовой информации как средство поощрения конструктивного, ненасильственного разрешения конфликта. Ключевые стратегии включают в себя надлежащее представление конфликтующих сторон, а также конфликта и его истории, выявление пропаганды и освещение страданий людей. [15]

Коллективные действия и мирные демонстрации населения ради мирных и социально справедливых целей могут повлиять на решения власть имущих – особенно в демократических странах. Приверженность граждан зависит, среди прочего, от наличия возможностей в обществе, индивидуальных ценностных ориентаций (например, ненасилия, социальной справедливости), наличия образцов для подражания и предполагаемой вероятности успеха своих действий. [16]

Контакты между противоборствующими группами (например, на уровне муниципалитетов, ассоциаций, университетов, профсоюзов) могут способствовать построению позитивных отношений и уменьшению предрассудков (см. гипотезу контакта ). [17] [18] [19] [20] Условия, связанные с улучшением межгрупповых отношений, когда группы вступают в контакт друг с другом, включают: вовлеченные субъекты имеют схожий социальный статус; есть общие цели, которых можно достичь посредством сотрудничества; и контакты поддерживаются властями в обществе.

В асимметричных конфликтах , когда одна сторона конфликта имеет явное политическое, экономическое и/или военное превосходство, более сильная сторона может быть не заинтересована в действительно устойчивом разрешении конфликта. В асимметричных условиях, когда коренные причины конфликта не могут быть устранены в достаточной степени, структурное насилие сохраняется. Для таких ситуаций разработаны такие подходы, как ненасильственное сопротивление и психология освобождения . [21] которое зародилось в Латинской Америке и связано с теологией освобождения .

Ненасильственное сопротивление означает публичное ненасильственное поведение, направленное против несправедливости; оно предполагает публичное объяснение собственных намерений, обязательство общаться с другой стороной и готовность терпеть негативные последствия собственных действий. [22] Методы ненасильственного сопротивления варьируются от протестов (например, демонстраций) до отказа от сотрудничества (например, забастовок, бойкотов) и гражданского сопротивления . Особенно известны действия, речи и сочинения Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга-младшего.

Последствия насилия и войны

Психология мира исследует войну и насилие между группами также с целью проиллюстрировать психологические и социальные издержки войны и насилия и документировать причиненные человеческие страдания. К психологическим последствиям относятся, в частности, травматизация (в основном гражданского населения, но также и военнослужащих), когнитивные и эмоциональные повреждения, разрушение доверительных социальных отношений. Войны часто не решают коренных проблем; они часто провоцируют новое насилие и войны. Например, в послевоенных обществах можно наблюдать повышенный уровень насилия в семье и обществе. [23] Кроме того, теряются ресурсы, необходимые для решения гражданских вопросов (например, образования, здравоохранения, социального обеспечения). Всесторонних и объективных исследований последствий и издержек войны до сих пор мало. [24]

устойчивого Психосоциальные мира условия

Даже когда насилие остановлено или заключен мирный договор , для предотвращения риска новой эскалации требуется физическое и экономическое восстановление, а также социально-политические и психосоциальные вмешательства. Эти меры направлены на излечение психосоциальных ран войны, укрепление доверия, развитие общей коллективной памяти , признание прошлых проступков и достижение примирения и/или прощения . [25] Примерами являются травматологическая терапия и комиссии по установлению истины и примирению .

Кроме того, независимо от какого-либо конкретного конфликта и насилия, исследования в области психологии мира изучают психосоциальные условия, которые препятствуют или способствуют устойчивому миру. Основная цель состоит в том, чтобы превратить культуру насилия в культуру мира . [26]

Следующие культурные характеристики являются препятствиями на пути развития устойчивого мира: представление о своей собственной группе (этнической принадлежности, религии, нации и т. д.) как о превосходящей и более ценной, а о других как о низших и малоценных (или, в крайнем случае: нет значения); развитие образа врага, дегуманизация других, легитимизация насилия и ущерба; основные убеждения (идеологии), такие как этноцентризм , ориентация на социальное доминирование , авторитаризм , национализм , милитаризм и система образования, которая продвигает эти идеологии; различия во власти, которые защищаются или усиливаются сильными мира сего и которые создают неравные условия в таких областях, как благосостояние, здравоохранение, образование и политическое участие ( структурное насилие ). [27]

К факторам, способствующим развитию устойчивого мира, относятся: фундаментальная вера в то, что конфликты случаются часто, но их можно разрешить без насилия и на благо различных сторон конфликта; концепция гуманизма с чертами человеческого достоинства, пацифизма , сопереживания , уважения , толерантности и солидарности , а также уважения ко всем людям или к человечеству в целом; критическая близость к своей группе, которая – помимо позитивной идентификации – также интегрирует собственные слабости, ошибки и совершенные проступки в коллективную Я-концепцию. [26]

соблюдение прав человека При трансформации культуры насилия в культуру мира большое значение имеет . Права человека – это неотъемлемые права, которые распространяются на всех людей, без различия пола, цвета кожи, этнической принадлежности, языка, религии, политических убеждений или социального происхождения (запрет дискриминации). Хартия ООН по правам человека содержит основные документы Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ, 1948 г.) и Двойных пактов (1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах ). ВДПЧ состоит из 30 статей, охватывающих более 100 индивидуальных прав, включая гражданские и политические права (например, право на жизнь, запрет пыток, право на справедливый и публичный суд, право на убежище, свободу слова, регулярные выборы), а также социальные, экономические и культурные права (включая право на труд, отдых, оплачиваемый отпуск, защиту от безработицы, право на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и бесплатное начальное образование). Особое значение в концепции прав человека ООН имеет то, что все права человека значимы (неделимость) и применимы ко всем людям (универсальность). Психологические исследования прав человека в основном изучают знания, отношения и готовность действовать в поддержку прав человека. Репрезентативные опросы в Германии показывают, что реализация прав человека считается очень важной, но в то же время знания о правах человека низкие и неточные. Результаты показывают «уполовинивание» прав человека: некоторые гражданские права известны, тогда как экономические и социальные права вряд ли считаются правами человека. [28] Важным для психологии мира является также анализ того, используются ли права человека в смысле мира или ими злоупотребляют для создания имиджа врага или для подготовки войн.

В образовании [ править ]

Результаты психологии мира используются в содержании и практике образования мира на различных уровнях, от начальной школы до среднего и высшего образования (например, в форме курсов психологии мира в университетах). [29] ) к профессиональному обучению.

Практика [ править ]

Практика психологии мира относится, например, к работе по терапии травм, проведению тренингов по ненасильственному разрешению конфликтов и деятельности в таких ролях, как посредник в конфликте или работник гражданского мира . Особое значение имеет сотрудничество между исследованиями и практикой, например, в форме оценочных исследований , чтобы способствовать постоянному совершенствованию практики.

См. также [ править ]

Литература [ править ]

Обзорная литература [ править ]

  • Бар-Тал, Д. (2013). Трудноразрешимые конфликты: Социально-психологические основы и динамика. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Бар-Тал, Д. (ред.) (2011). Межгрупповые конфликты и их разрешение: социально-психологическая перспектива. Нью-Йорк: Psychology Press.
  • Блумберг, Х.Х., Хэйр, А.П., и Костин, А. (2006). Психология мира: всестороннее введение. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Бретертон Д. и Балвин Н. (ред.) (2012). Психология мира в Австралии. Нью-Йорк: Спрингер.
  • Кристи, диджей (ред.) (2012). Энциклопедия психологии мира. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.
  • Кристи, DJ, и Пим, JE (ред.) (2012). Неубийственная психология. Гонолулу, Гавайи: Центр глобального неубийства. http://nonkilling.org/pdf/nkpsy.pdf
  • Кристи, ди-джей, Вагнер, Р.В., и Винтер, Д.Д. (ред.) (2001). Мир, конфликт и насилие: психология мира в 21 веке. Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. https://web.archive.org/web/20140625170938/http://academic.marion.ohio-state.edu/dchristie/Peace%20Psychology%20Book.html
  • Коулман, П.Т., и Дойч, М. (ред.) (2012). Психологические компоненты устойчивого мира. Нью-Йорк: Спрингер.
  • Дойч М., Коулман П.Т. и Маркус ЕС (2007). Справочник по разрешению конфликтов: Теория и практика (2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.
  • Гал-Эд, Х., доктор (2016). Сад мира: ответ на вызов цивилизации мира. Журнал прикладного искусства и здоровья, 7 (2), 275–288.
  • Гал-Эд, Х., доктор (2009). Искусство и смысл: ИСКУССТВО как модальность процесса прощения и мирного сознания , в книге Калайджян А. и Палуцян Р.Ф. (ред.). Серия книг по психологии мира. Прощение и примирение: психологические пути к трансформации конфликта и построению мира. Нью-Йорк: Springer Science + Business Media.
  • Макнейр, RM (2011). Психология мира: Введение (2-е изд.). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.
  • Монтьель, Си Джей, и Нур, Нью-Мексико (ред.) (2009). Психология мира в Азии. Нью-Йорк: Спрингер.
  • Симич О., Волчич З. и Филпот Ч.Р. (ред.) (2012). Психология мира на Балканах: справиться с жестоким прошлым и построить мир. Нью-Йорк: Спрингер.
  • Соммер Г. и Фукс А. (ред.) (2004). Война и мир: Справочник по психологии конфликтов и мира. Вайнхайм: Бельц. http://archiv.ub.uni-marburg.de/es/2013/0003/
  • Стауб, Э. (2013). Преодоление зла: геноцид, жестокие конфликты и терроризм. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Тропп, Л.Р. (ред.) (2012). Оксфордский справочник по межгрупповым конфликтам. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Серия книг [ править ]

Журналы [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ См . http://www.peacepsych.org/peace-resources.htm.
  2. ^ Галтунг, Дж. (1969). Насилие, мир и исследования мира. Журнал исследований мира, 6 (3), 167–191.
  3. ^ Галтунг, Дж. (1990). Культурное насилие. Журнал исследований мира, 27 (3), 291–305.
  4. ^ Кристи, ди-джей, Вагнер, Р.В., и Винтер, Д.Д. (2001). Введение в психологию мира. В книге DJ Christie, RV Wagner и DD Winter (ред.), « Мир, конфликты и насилие: психология мира в 21 веке» (стр. 1–13). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  5. ^ Тропп, ЛР (2012). Понимание и реагирование на межгрупповой конфликт: на пути к комплексному анализу. В Л. Р. Троппе (ред.), Оксфордском справочнике по межгрупповым конфликтам (стр. 3–10). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  6. ^ Крисберг, Л. (2007). Конструктивные конфликты: от эскалации к разрешению (3-е изд.). Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд.
  7. ^ Бар-Тал, Д. и Хаммак, PL (2012). Конфликты, делегитимизация и насилие. В Л. Р. Троппе (ред.), Оксфордском справочнике по межгрупповым конфликтам (стр. 29–52). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  8. ^ Психологи за социальную ответственность (2004). Изображения врагов: ресурсный материал для уменьшения враждебности. Вашингтон, округ Колумбия: Психологи за социальную ответственность. http://www.psysr.org/about/pubs_resources/Enemyimagesmanual.pdf
  9. ^ Джагер, С. (2004). Пропаганда и военные репортажи. В Г. Зоммере и А. Фуксе (ред.), « Война и мир: Справочник по психологии конфликтов и мира» (стр. 317–329). Вайнхайм: Бельц.
  10. ^ Осгуд, CE (1962). Альтернатива войне или капитуляции. Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса.
  11. ^ Ценг О., Лэндис Д. и Ценг Д.Ю. (2012). Продолжающийся вклад Чарльза Э. Осгуда в межкультурное общение и далеко за его пределы! Международный журнал межкультурных отношений, 36 , 832-842.
  12. ^ Харди, С. (2012). Посредничество. В Д. Кристи (ред.), Энциклопедия психологии мира. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
  13. ^ Кельман, ХК (2002). Интерактивное решение проблем: неформальное посредничество ученого-практика. В Дж. Берковиче (ред.), Исследования в области международного посредничества: Очерки в честь Джеффри З. Рубина (стр. 167-193). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. http://www.wcfia.harvard.edu/node/831
  14. ^ д'Эстре, TP (2012). Разрешение трудноразрешимых конфликтов посредством интерактивного решения проблем. В Л. Р. Троппе (ред.), Оксфордском справочнике по межгрупповым конфликтам (стр. 229-251). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  15. ^ Кемпф, В. (2012). Мирная журналистика. В Д. Кристи (ред.), Энциклопедия психологии мира. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
  16. ^ Бенке, К., и Шани, М. (2012). Активизм, антивоенный. В Д. Кристи (ред.), Энциклопедия психологии мира. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.</
  17. ^ Олпорт, GW (1954). Природа предрассудков. Ридинг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
  18. ^ Петтигрю, Т.Ф., и Тропп, Л.Р. (2011). Когда группы встречаются: Динамика межгруппового контакта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.
  19. ^ Вагнер, У., и Хьюстон, М. (2012). Межгрупповой контакт. В Л. Р. Троппе (ред.), Оксфордском справочнике по межгрупповым конфликтам (стр. 193-209). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  20. ^ Палак, Элизабет Леви; Грин, Сет Ариэль; Грин, Дональд (2018). «Гипотеза контакта переоценена» . Поведенческая государственная политика : 1–30. дои : 10.1017/bpp.2018.25 .
  21. ^ Монтеро, М., и Сонн, CC (ред.) (2009). Психология освобождения: Теория и приложения. Нью-Йорк: Спрингер.
  22. ^ Блази, Б. (2004). Ненасильственное сопротивление. В Г. Зоммере и А. Фуксе (ред.), « Война и мир: Справочник по психологии конфликтов и мира» (стр. 412–424). Вайнхайм: Бельц.
  23. ^ Макнейр, RM (2012). Травматический стресс, вызванный совершением преступления. В Д. Кристи (ред.), Энциклопедия психологии мира. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
  24. ^ Кантнер, Э. (2007). Шок и трепет доходят до дома: затраты здравоохранения США на войну в Ираке. Вашингтон, округ Колумбия: Врачи за социальную ответственность. [1]
  25. ^ Хамбер, Б. (2009). Преобразование общества после политического насилия: правда, примирение и психическое здоровье. Нью-Йорк: Спрингер.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Де Ривера, Дж. (2012). Культура мира. В Д. Кристи (ред.), Энциклопедия психологии мира. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
  27. ^ Фукс, А. (2004). Культура и война. В книге Г. Зоммера и А. Фукса (ред.), « Война и мир: Справочник по психологии конфликтов и мира» (стр. 383–396). Вайнхайм: Бельц.
  28. ^ Стеллмахер Дж. и Соммер Г. (2012). Права человека и нарушения прав человека, психологические аспекты. В Д. Кристи (ред.), Энциклопедия психологии мира (т. 2, стр. 514–518). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.
  29. ^ См . http://peacepsychology.org/peace-course-syllabi/.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c78fa3fd3095d0ff61ac04d1ddea5a19__1679478000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/19/c78fa3fd3095d0ff61ac04d1ddea5a19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peace psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)