Психология освобождения
Психология освобождения или социальная психология освобождения — это подход к психологии, целью которого является активное понимание психологии угнетенных и обедневших сообществ путем концептуального и практического рассмотрения репрессивной социально-политической структуры, в которой они существуют. [1] К центральным концепциям психологии освобождения относятся: осознание; критический реализм; деидеологизированная реальность; последовательная социальная ориентация; преференциальный вариант для угнетенного большинства и методологический эклектизм. [2] [3] [4] Посредством трансгрессивного и примирительного подходов психология освобождения стремится исправить трещины в отношениях, опыте и обществе, вызванные угнетением. Психология освобождения стремится включить в себя то, что или кто стал маргинализированным, как психологически, так и социально. Философия психологии освобождения подчеркивает взаимосвязь и совместное создание культуры, психики, личности и сообщества. Их следует рассматривать как взаимосвязанное и развивающееся множество точек зрения, действий и голосов в различных степенях диалога. Психология освобождения была впервые задумана испанско-сальвадорским психологом Игнасио Мартином-Баро и получила широкое развитие в Латинской Америке. Психология освобождения — это междисциплинарный подход, который опирается на философию освобождения, марксистскую, феминистскую и деколониальную мысль , теологию освобождения, критическую теорию, критическую и популярную педагогику, а также подобласти критической психологии, особенно критическую социальную психологию. [5]
История
[ редактировать ]Появление
[ редактировать ]Основные идеи психологии освобождения возникли в Латинской Америке в 1970-х годах в ответ на критику традиционной психологии, в частности социальной психологии . Психологию критиковали за 1) ценностную нейтральность; 2) утверждение универсальности; 3) социальная нерелевантность.
- Взгляд на науку как на нейтральную. Идея о том, что наука лишена моральных элементов, считалась ошибочной.
- Утверждение универсальности. Психологические теории создавались на основе исследований, проводимых в основном с участием белых студентов среднего класса, мужчин. Либерационисты подвергли сомнению представление о том, что такие принципы универсальны и, следовательно, применимы ко всем людям без учета контекстуальных факторов.
- Социальная нерелевантность. Считалось, что психология не способна генерировать знания, которые могли бы решить проблему социального неравенства .
В ответ на эту критику психологи стремились создать психологическую науку, которая рассматривала бы социальное неравенство как в теории, так и на практике. Важно отметить, что психология освобождения не является областью психологии, родственной клинической психологии, психологии развития или социальной психологии. Это скорее структура, целью которой является реконструкция психологии с учетом точки зрения угнетенных («нового собеседника» Мартина-Баро), чтобы дисциплина прекратила свое (часто невольное) соучастие со структурами, которые увековечивают доминирование, угнетение и неравенство. Как правило, люди, использующие эту концепцию, не называют себя «психологами освобождения», хотя этот термин иногда используется по отношению к ним. [3]
Истоки термина « психология освобождения» (или психология де ла либерасьон ), возможно, впервые появились в печати в 1976 году. Позднее он был широко использован Игнасио Мартин-Баро . Ряд других латиноамериканских социальных психологов также разработали и пропагандировали этот подход, в том числе Мартиса Монтеро (Венесуэла), Игнасио Доблес (Коста-Рика), Бернардо Хименес Домингес (Колумбия/Мексика), Хорхе Марио Флорес (Мексика), Эдгар Барреро (Колумбия). ) и Ракель Гуццо (Бразилия) и другие. [3] [4] Ряд подобных подходов независимо развивался в других регионах мира, включая Южную Африку и Филиппины. [6]
Основатель
[ редактировать ]Зарождение психологии освобождения началось среди психологов Латинской Америки в 1970-х годах. [3] Игнасио Мартин-Баро считается основателем психологии освобождения, и ее дальнейшее развитие получили другие. [4]

Мартин-Баро был священником-иезуитом и социальным психологом испанского происхождения, который посвятил свою работу удовлетворению потребностей угнетенных групп в Латинской Америке и в конечном итоге был убит в результате своей работы. [4] [7] Поэтому его проект создания психологии, актуальной для угнетенного большинства населения американского континента, был преждевременно свернут. Сборник некоторых его статей из сборника « Сочинения по психологии освобождения». [8] – это плодотворный текст в этой области, в котором обсуждается роль психологии как средства преобразования общества. [1] [3] [4] Большая часть его работ до сих пор остается непереведенной на английский язык. Его два основных учебника, «Социальная психология Центральной Америки» , [9] и другие его книги [10] публикуются небольшим университетским издательством, редактором УЦА в Сальвадоре, в результате чего широта и глубина его работы малоизвестны даже в Латинской Америке. Мартин-Баро проводил исследовательские проекты с целью повышения осведомленности и расширения прав и возможностей угнетенных. жители Сальвадора переживают социальные, политические и связанные с войной травмы. [11]
Ключевые понятия
[ редактировать ]К центральным понятиям психологии освобождения относятся: осознание ; критический реализм ; деидеологизация; социальная направленность; преференциальный вариант для угнетенного большинства и методологический эклектизм. [2] [3] [4]
Осведомленность
[ редактировать ]Внутренняя связь опыта человека и социально-политической структуры является фундаментальным принципом психологии освобождения и называется concientización , термином, введенным бразильским педагогом Пауло Фрейре , который примерно можно перевести как повышение политико-социального сознания. [12] Фрейре выступал за развитие образования и критического сознания среди бедных граждан. Идея состоит в том, что в процессе осознания люди начинают лучше осознавать себя и свою жизнь, структурированную социальной реальностью угнетения, и учатся думать самостоятельно. Это дает им возможность стать социальными субъектами. Они меняются, когда начинают действовать в соответствии со своими социальными обстоятельствами. [13]
Понимание этой взаимосвязи имеет особое значение для понимания опыта и психологии угнетенных народов, структуры власти, которой они подчинены, и того, как это подчинение проявляется в их поведении и психопатологии. [3] [7]
Социальная ориентация
[ редактировать ]Психология освобождения критикует традиционную психологию за объяснение человеческого поведения независимо от социально-политического, исторического и культурного контекста. [1] [2] [4] Мартин-Баро утверждал, что неудача господствующей психологии заключается в приписывании личности характеристик, которые обнаруживаются в социальных отношениях группы. [14] Он утверждал, что индивидуальные характеристики являются результатом социальных отношений, и индивидуалистический взгляд на такие характеристики принижает роль социальных структур, неправильно приписывая личности социально-политические проблемы. [2] [4] Психология освобождения решает эту проблему, переориентируя фокус с индивидуалистической ориентации на социальную. Используя эту структуру, поведение угнетенных людей концептуализируется не через интрапсихические процессы, а как результат отчуждающей среды.
Социальная ориентация уделяет особое внимание пониманию роли истории в формировании нынешних условий и того, как эта история привела к угнетению конкретных сообществ. В рамках этой ориентации критический анализ социальной власти и ее структур имеет решающее значение. Это необходимо для того, чтобы понять политическую и социальную власть не как межличностное явление, а как часть институциональной организации общества. [3]
Преференциальный вариант для угнетенного большинства
[ редактировать ]Развитие психологии, которая исходит «от» угнетенных людей, а не «для» угнетенных людей, является целью психологов освобождения. Традиционная психология считается европоцентричной и подвергается критике за игнорирование уникального опыта угнетенных людей. Мартин-Баро выдвинул аналогичный аргумент, критикуя латиноамериканских психологов за принятие евроцентристских психологических моделей, которые не учитывали социальную, политическую и культурную среду бедных и угнетенных, которые составляли большинство людей в Сальвадоре 1980-х годов. [4] [7]
Психология освобождения далее критикует традиционную психологию за ее подход к пониманию явлений как башню из слоновой кости, следуя призыву Мартина-Баро к психологии переключить внимание с собственного социального и научного статуса на потребности и борьбу народного большинства. [15] В отличие от традиционных подходов, психология освобождения стремится вновь представить психолога как часть процесса освобождения угнетенных сообществ и вместе с ними.
Критический реализм
[ редактировать ]Мартин-Баро утверждал, что теории не должны определять проблемы, которые предстоит исследовать, а что проблемы порождают свои собственные теории. [4] Эта идея называется критическим реализмом . Это контрастирует с традиционным подходом к решению проблем, основанным на предвзятом теоретизировании, идеализмо-методологико (методологический идеализм). В критическом реализме теоретизирование играет вспомогательную, но не фундаментальную роль. [4] Идею Мартина-Баро о критическом реализме не следует приравнивать к работам Роя Бхаскара о критическом реализме . Хотя эти две идеи в некотором смысле концептуально схожи, они имеют разные значения (отсюда и использование этого термина здесь на испанском языке, а не попытка прямого перевода). [3]
Деидеологизированная реальность
[ редактировать ]Мартин-Баро подчеркивал роль идеологии в сокрытии социальных сил и отношений, которые создают и поддерживают угнетение: ключевой задачей психологов в этом случае является деидеологизация реальности, помогая людям понять для себя природу социальной реальности прозрачно, а не затемняемую доминирующая идеология. [3] [4] Идеология, понимаемая как идеи, увековечивающие интересы гегемонистских групп, поддерживает несправедливую социально-политическую среду. С другой стороны, деидеологизированная реальность побуждает представителей маргинализированных групп населения поддерживать идеологии, которые продвигают их собственные интересы, а не интересы гегемонии. [3] [4] [7] Анализ Мартин-Баро предполагаемого латиноамериканского фатализма и мифа о ленивых латиноамериканцах стал примером его подхода, а также использование им опросов общественного мнения для противодействия искажению, которое тогдашнее правительство и военные представляли во взглядах сальвадорской общественности на войну. [16]
Методологический эклектизм
[ редактировать ]Исследования в рамках психологии освобождения включают методологии из разных областей. Традиционные методологии, такие как опросы и количественный анализ, сочетаются с более новыми методами психологии, такими как качественный анализ, фотография, драматургия и текстовый анализ. [3]
Приложения
[ редактировать ]Общественная психология
[ редактировать ]Игнасио Мартин-Баро выступал против внедрения общественной психологии в Сальвадоре на основе мелиоративного ( асистенсиалистского ) подхода и ограниченной социальной перспективы доминирующих в то время североамериканских моделей. Тем не менее, общественная психология, и особенно ее латиноамериканские варианты (обычно называемые общественной социальной психологией), является одной из областей, наиболее подверженных влиянию концепций психологии освобождения. [17] Более того, общественная социальная психология в Латинской Америке, которая предшествовала психологии освобождения, [ нужна ссылка ] также имеет общие корни в более широком движении латиноамериканской критической и освободительной практики (особенно в теории зависимости , философии освобождения , теологии освобождения , критической или популярной педагогике ). [18]
Психотерапевтические приложения
[ редактировать ]Психология освобождения отходит от традиционной психологической расстановки приоритетов личности и приписывания индивидуальных страданий патологии внутри личности. Психология освобождения стремится понять человека в его социально-политическом, культурном и историческом контексте. Следовательно, дистресс понимается не только в интрапсихических терминах, но и в контексте репрессивной среды, которая психологизирует и индивидуализирует дистресс.В психотерапевтическом контексте это снимает бремя психологического дистресса исключительно с человека и его непосредственных обстоятельств и переосмысливает происхождение дистресса как среду и социальную структуру, которой подчиняются люди. Более того, это помогает людям понять свое отношение к властной структуре и то, как они в ней участвуют. [2] [4] [19] [20] В освободительных подходах к психическим расстройствам терапия является лишь шагом к «повторному включению» человека в его социальную среду, социальное действие и его экзистенциальный жизненный проект. [21]
Продвижение психологии освобождения вперед
[ редактировать ]С конца 1990-х годов проводятся международные конгрессы по психологии освобождения, прежде всего в университетах Латинской Америки. Эти конгрессы посетили сотни специалистов и студентов, и они сыграли решающую роль в увековечивании идеи социальной справедливости психологии освобождения.
Конкретные темы конгресса включают права человека, социальную справедливость, демократизацию и создание моделей психологии освобождения в психологической практике и педагогике. [1] В последние годы эти встречи стали все больше фокусироваться на решении проблем, связанных с бедностью и экономическим неравенством.
Международные конгрессы по психологии освобождения включают:
- 1-е место 1998 года в Мехико, Мексика. [22]
- 2-е место, 1999 г., Сан-Сальвадор, Сальвадор.
- 3-е место в 2000 году в Куэрнаваке, Мексика.
- 4-е, 2001 г., Гватемала-Сити, Гватемала. [23]
- 5-е место 2002 г., Гвадалахара, Халиско, Мексика.
- 6-е, 2003 г., Кампинас, Бразилия. [24]
- 7-е место 2005 г., Либерия, Коста-Рика. [25] [26]
- 8-е место в Сантьяго-де-Чили.
- 9-го числа 2008 г., Чьяпас, Мексика.
- 10 октября 2010 г., Каракас, Венесуэла.
- 11 октября 2012 г., Богота, Колумбия.
- 12 декабря 2014 г., Куско, Веб-страница конгресса Перу
- 13 октября 2016 г., Куэрнавака, Мексика, веб-страница конференции
Психология освобождения не ограничивается Латинской Америкой. [27] Этот термин использовал филиппинский психолог Вирджилио Энрикес, по-видимому, независимо от Мартина-Барро. [28] В других регионах предпринимались явные попытки применить этот подход на практике. [29] В 2011 году британский психолог Марк Бертон основал англоязычную сеть психологии освобождения. [30] Он имеет международное членство, что отражает интерес к психологии освобождения со стороны психологов, не читающих по-испански или по-португальски. [ нужна ссылка ] Более того, не все освободительные практики в психологии называются «психологией освобождения».
Примеры
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2019 г. ) |
Черная психология
[ редактировать ]Некоторые ученые [ ВОЗ? ] утверждают, что концепция психологии освобождения занимает центральное место в психологии чернокожих . Взаимосвязь личного и политического, фундаментальный принцип психологии освобождения, занимает центральное место в психологии чернокожих. [31] Более того, психология чернокожих считается по своей сути освободительной, поскольку она утверждает, что обращение к психологии чернокожих требует понимания и обращения к истории и социально-политической структуре власти, которые привели к глобальному угнетению лиц африканского происхождения. [32]
Сторонники черной психологии действуют в рамках социальной ориентации психологии освобождения, утверждая, что европоцентристские идеологии традиционной психологии неактуальны при работе с черными сообществами. Таким образом, при работе с такими сообществами необходима афроцентрическая концептуализация, признающая уникальную историю лиц африканского происхождения. [33] Используя концепцию психологии освобождения, психология черных утверждает, что простого признания особенностей опыта чернокожих недостаточно, если используемые психологические теории не исходят от сообществ, к которым они применяются. [19] [32] Такая позиция согласуется с утверждением Мартина-Баро о том, что использование европоцентристских психологических методов несовместимо с жизненным опытом угнетенных сообществ. [4]
Психология освобождения и ЛГБТ-психотерапия
[ редактировать ]Недавняя работа в Северной Америке была направлена на понимание прикладного использования психологии освобождения в психотерапии ЛГБТ . В отличие от традиционных психотерапевтических вмешательств, этот подход переосмысливает психологические проблемы ЛГБТ как результат понятного включения гомонегативных установок, характерных для социальных структур, в которых живут геи и трансгендеры.
Традиционная психотерапия обычно признает влияние гомофобии и ее влияние на ЛГБТ, но часто не может снять с человека вину за принятие таких взглядов. Однако освободительный психологический подход направлен на облегчение освобождения человека от вины за принятие гомонегативных взглядов общества. Вместо этого ответственность ложится на социальную среду, понимая, что люди сами конституируются как личности в своем социальном контексте. Такой подход понимает «психологические» проблемы как неразрывно связанные с социальным контекстом.
Это может освободить ЛГБТ от чувства ущемленности из-за гомонегативных идей. Затем они смогут изучить, каким образом они являются участниками социальной среды и каким образом они могут взять на себя ответственность за будущие действия. Кроме того, используя концепцию осознания , люди могут изучить, как изменение себя может бросить вызов репрессивной природе более широкой социально-политической системы. [2] хотя в большинстве случаев психологии освобождения существует более диалектическая связь между личными и социальными изменениями, при этом личные изменения не обязательно должны предшествовать социальному освобождению. [34]
Этнополитическая психология
[ редактировать ]Более того, рамки радикального исцеления тесно связаны с этнополитической психологией, формой психологии освобождения. Цель этнической политической психологии состоит в том, чтобы способствовать исцелению и трансформации посредством развития критического сознания и политического активизма, особенно в отношении деколонизации цветных людей. , переформулируя свою этническую идентичность и способствуя расовому примирению, личностному росту и социальным изменениям. [35] Культурный империализм, расизм, угнетение и колонизация могут привести к травме, которую, по мнению психологов освобождения, можно излечить с помощью этнополитической психологии, хотя комплексных исследований не существует. Этот процесс объединяет различные идентичности, дает людям чувство мастерства и воссоединяет их со своими корнями. Объединив восточные и западные традиции исцеления с лечением коренных народов, эта модель обеспечивает культурно приемлемую основу. POCI должны сопровождать практикующие, которые являются свидетелями их страданий и готовы помочь им признать системное расовое угнетение и колониализм, одновременно поддерживая сопротивление вместо сохранения статус-кво. [36]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Слоан, Т. (2002). Психология освобождения: Игнасио Мартин-Баро. Межамериканский журнал психологии, 36, 353–357.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рассел, ГМ, и Бохан, Дж.С. (2007). Освободительная психотерапия: психология освобождения и психотерапия с ЛГБТ-клиентами. Журнал психотерапии геев и лесбиянок, 11, 59–75.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бертон М. и Каган К. (2005). Социальная психология освобождения: уроки Латинской Америки. Журнал общественной и прикладной социальной психологии, 15, 63–78.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мартин-Баро, И. (1994). Сочинения по психологии освобождения (под редакцией Адрианны Арон и Шона Корна). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ «Определение психологии освобождения | Психология освобождения» . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Бертон, М., и Гуццо, Р. (2020). Психология освобождения: истоки и развитие. В Л. Комас-Диас и Э. Торрес Ривера (ред.), Психология освобождения: теория, метод, практика и социальная справедливость (стр. 17–40). Американская психологическая ассоциация. http://dx.doi.org/10.1037/0000198-002
- ^ Jump up to: а б с д Ольберс, Д. (2000). Труды по психологии освобождения. Ежегодный обзор критической психологии, 2, 194–195.
- ^ Арон А. и Корн С. (ред.). (1996). Игнасио Мартин-Баро: Сочинения по психологии освобождения. Нью-Йорк: Издательство Гарвардского университета, Арон, А.
- ^ Мартин-Баро, И. (1983). Действие и идеология: Социальная психология Центральной Америки I. Сан-Сальвадор: Редакция UCA; Мартин-Баро, И. (1989). Система, группа и власть: социальная психология Центральной Америки II. Сан-Сальвадор: Редакция УЦА.
- ^ Мартин-Баро, И. (1989). Общественное мнение Сальвадора (1987–1988 годы). Сан-Сальвадор: Редакция УЦА; Мартин-Баро, И. (2000). Социальная психология войны: травма и терапия. Сан-Сальвадор: Редакция УЦА.
- ^ Газтамбиде, Дэниел Дж. (2010), «Мартин-Баро, Игнасио» , в Лиминге, Дэвид А.; Мэдден, Кэтрин; Марлан, Стэнтон (ред.), Энциклопедия психологии и религии , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 542–544, doi : 10.1007/978-0-387-71802-6_813 , ISBN 978-0-387-71802-6 , получено 19 апреля 2022 г.
- ^ Монтеро, Марица (2014), Тео, Томас (редактор), «Сознание» , Энциклопедия критической психологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer, стр. 296–299, doi : 10.1007/978-1-4614-5583-7_55#citeas , ISBN 978-1-4614-5583-7 , получено 22 июня 2023 г.
- ^ Пикрен, Уэйд Э.; Резерфорд, Александра (2010). История современной психологии в контексте . Хобокен (Нью-Джерси): Джон Уайли. ISBN 978-0-470-27609-9 .
- ^ Уоткинс, Мэри (21 августа 2015 г.). «Психосоциальное сопровождение» . Журнал социальной и политической психологии . 3 (1): 324–341. дои : 10.5964/jspp.v3i1.103 . ISSN 2195-3325 .
- ^ Адамс, Гленн; Добльс, Игнасио; Гомес, Луис Х.; Куртиш, Тугче; Молина, Людвин Э. (21 августа 2015 г.). «Деколонизация психологической науки: введение в специальный тематический раздел» . Журнал социальной и политической психологии . 3 (1): 213–238. дои : 10.5964/jspp.v3i1.564 . hdl : 1808/21824 . ISSN 2195-3325 .
- ^ Монтеро, Марица (2009). Психология освобождения: теория и приложения . 233 Spring Street, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк 10013, США: Центральный университет Венесуэлы. ISBN 978-0-387-85783-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Бертон, М., и Каган, К. (2005). Социальная психология освобождения: уроки Латинской Америки. Журнал общественной и прикладной социальной психологии, 15 (1), 63–78.
- ^ Монтеро, М., Сонн, К., и Бертон, М. (2016). Общественная психология и психология освобождения: творческая синергия этической и преобразующей практики. В М. А. Бонде, И. Гарсиа де Серрано и К. Киз (ред.), Справочнике APA по общественной психологии (первое издание, том 1). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- ^ Jump up to: а б Афуапе, Т. (2011). Сила, сопротивление и освобождение в терапии переживших травму. Лондон: Рутледж.
- ^ Моан, Г. (2011). Гендер и колониализм: психологический анализ угнетения и освобождения. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Лира, Э., и Вайнштейн, Э. (2000). Пытка. Психологическая концептуализация и терапевтический процесс. В И. Мартин-Баро (ред.), Социальная психология войны. Сан-Сальвадор: Редакция УЦА.
- ^ Васкес, Джей-Джей (2000). (Ред.), Социальная психология и освобождение в Латинской Америке (стр. 41–52). Мехико: Автономный университет Мексики, отделение Истапалапа.
- ^ 4-я Международная конференция социальной психологии освобождения, Университет Сан-Карлос-де-Гватемала: город Гватемала, 13–15 ноября 2001 г. http://www.compsy.org.uk/4thIntSPdeL.htm
- ^ Гуццо, RSL, и Ласерда, Ф. (ред.). (2011). Социальная психология для Латинской Америки: спасение психологии и освобождения. Кампинас, Бразилия: Editora Alínea.
- ^ Манифест Либерии: Заявление Седьмого Международного конгресса социальной психологии освобождения, Либерия, Коста-Рика, 19 ноября 2006 г. http://www.compsy.org.uk/The_%20Liberia_%20Manifesto.htm
- ^ Доблес И., Балтодано С. и Леандро В. (ред.). (2007). Психология освобождения в контексте неолиберальной глобализации: действия, размышления и вызовы. Университетский город Родриго Фасио, Коста-Рика: Редакционный университет Коста-Рики.
- ^ Марк Бертон, Существует ли психология освобождения за пределами Латинской Америки? https://www.academia.edu/2122428/_exist_la_psicologia_de_la_liberacion_fuera_de_America_latina
- ^ Энрикес, В. (1994). От колониальной к освободительной психологии: филиппинский опыт. Манила: Издательство Университета Де Ла Саль.
- ^ Монтеро, М., и Сонн, К. (2009). Психология освобождения. Теория и применение. Нью-Йорк: Спрингер.
- ^ «Психология освобождения | Англоязычная сеть психологии освобождения» .
- ^ Френч, Брайана Х.; Льюис, Джиони А.; Мосли, Делла В.; Адамес, Гектор Ю.; Чавес-Дуэньяс, Наели Ю.; Чен, Грейс А.; Невилл, Хелен А. (январь 2020 г.). «К психологической основе радикального исцеления в цветных сообществах» . Консультирующий психолог . 48 (1): 14–46. дои : 10.1177/0011000019843506 . ISSN 0011-0000 .
- ^ Jump up to: а б Азибо, Д. (1994). Родственные области черной теологии освобождения и психологии освобождения: критическое эссе об их концептуальной основе и судьбе. Журнал черной психологии, 20, 334–356.
- ^ Деи, Джордж Дж. Сефа (1994). «Афроцентризм: краеугольный камень педагогики» . Ежеквартальный журнал «Антропология и образование» . 25 (1): 3–28. ISSN 0161-7761 .
- ^ Малерб, Ник (июнь 2018 г.). «Расширение концепций освобождения: придерживаясь марксизма с психологией освобождения» . Теория и психология . 28 (3): 340–357. дои : 10.1177/0959354318767757 . hdl : 10500/28748 . ISSN 0959-3543 .
- ^ Комас-Диас, Лилиан (2000). «Этнополитический подход к работе с цветными людьми» . Американский психолог . 55 (11): 1319–1325. дои : 10.1037/0003-066x.55.11.1319 . ISSN 1935-990Х . ПМИД 11280941 .
- ^ Френч, Брайана Х.; Льюис, Джиони А.; Мосли, Делла В.; Адамес, Гектор Ю.; Чавес-Дуэньяс, Наели Ю.; Чен, Грейс А.; Невилл, Хелен А. (2020). «К психологической основе радикального исцеления в цветных сообществах» . Консультирующий психолог . 48 (1): 14–46. дои : 10.1177/0011000019843506 . ISSN 0011-0000 . S2CID 191809923 .