Jump to content

Черная психология

Психология чернокожих , также известная как афроамериканская психология и африканско-черная психология, — это научная область, которая фокусируется на том, как люди африканского происхождения познают и воспринимают мир. [1] Эта область, особенно в Соединенных Штатах, во многом возникла в результате непонимания психологии чернокожих людей в рамках традиционных вестернизированных представлений о психологии . [2] [3] В целом, эта область сочетает в себе точки зрения как исследований чернокожих , так и традиционной психологии, объединяя ряд определений и подходов и одновременно предлагая свою собственную структуру понимания. [4] [5]

На практике психология чернокожих существует как академическая, так и прикладная дисциплина, которая фокусируется на повышении благополучия людей африканского происхождения посредством более точных знаний. [1] [6] Основываясь на различных системах определений, в психологии чернокожих, как правило, используются различные подходы. [7] [8] В целом, эта область внесла свой вклад в разработку афроцентрических моделей исследований , терапии и благополучия, выявление неточностей в современных психологических концепциях, содействие пониманию, характерному для чернокожих и афроамериканцев, а также пропаганду повышения справедливости и признания превосходства чернокожих. [9] [6]

Определения

[ редактировать ]

Определения черной психологии разнообразны и вызывают постоянные дебаты в этой области. [10] [1] Опираясь на общую основу изучения понимания и поведения чернокожих, чаще всего возникают отклонения, касающиеся специфики психологии чернокожих. [1] [11] В то время как некоторые теоретики (такие как Уильям Дэвид Смит, Роберт Крисман и Хэлфорд Фэйрчайлд ) широко определяют черную психологию как любую попытку охарактеризовать понимание и опыт людей африканского происхождения, другие теоретики (такие как Джозеф Болдуин , Наим Акбар , Дауди Азибо, Амос Уилсон , Шон Атси, Аса Хиллиард , Уэйд Ноблс , Линда Джеймс Майерс и Шерил Гриллс) конкретно определяют психологию чернокожих через призму африканской философии и наследия. [1] [10] На основе этих различных систем определений между теоретиками возникают разногласия по поводу того, что считается черной психологией, а что нет. [12] Однако, несмотря на различные определения, точки зрения и подходы в этой области в целом, черная психология фокусируется на изучении мыслей , поведения , чувств , убеждений , отношений , взаимодействий и благополучия людей африканского происхождения. [1]

Некоторые примечательные определения черной психологии включают:

  • Джозеф Болдуин/Коби Камбон : «Африканская (черная) психология определяется как система знаний (философия, определения, концепции, модели, процедуры и практика), касающаяся природы социальной вселенной с точки зрения африканской космологии. ... Что Это определение означает, что африканская (черная) психология — это не что иное, как раскрытие, формулирование, операционализация и применение принципов структуры африканской реальности относительно психологических явлений». [12] цитируется в [1] [10]
  • Наим Акбар : «Африканская психология — это не вещь, а место: взгляд, перспектива, способ наблюдения. быть созданным на месте. Это точка зрения, которая заложена в историческом первенстве человеческого взгляда на землю, известную как Африка». [13] цитируется в [10]
  • Хэлфорд Фэйрчайлд : «Афроамериканская психология — это совокупность знаний, которая связана с пониманием афроамериканской жизни и культуры… Афроамериканская психология фокусируется на умственной, физической, психологической и духовной природе человечества. Это собрание работ. это было создано африканскими психологами в Соединенных Штатах (афроамериканцы) и во всем мире». [14] цитируется в [1]
  • Роберт Крисман : «Черная психология определяется как изучение моделей поведения чернокожих людей в социальной среде, которая явно антагонистична и нездорова. ... Она занимается разработкой соответствующих методологий и инструментов, необходимых для достоверного анализа опыта чернокожих. , в то же время критикуя методологии и инструменты белой западной психологии». [15] цитируется в [10]

Влияние африканской философии и истоки черной психологии

[ редактировать ]

Древний Египет

[ редактировать ]

Во многом сегодняшняя психология чернокожих находится под влиянием африканской философии прошлого. Истоки черной или африканской психологии можно проследить еще в Древнем Египте или Кемете (около 3400–600 гг. до н.э.). [16] В древние времена его первые пионеры были озабочены «развитием сознания , а также развитием и поддержанием позитивных отношений». [17]

Концепция Маат

[ редактировать ]

Одним из фундаментальных принципов, возникших в этот период времени, был Маат , или то, как «мысли, эмоции, поведение и духовная энергия людей соответствуют принципу истины». [17] Считалось, что эта концепция исходит от Ра , которого древние египтяне считали Богом во время творения. [17] Маат считался кодексом поведения, и его можно было разделить на семь основных добродетелей. [17] Также считается, что Маат «абсолютно требует социальной солидарности для своей реализации», подчеркивая важность сплоченного сообщества в применении этой концепции. [18]

Семь главных достоинств Маат заключаются в следующем. [17]

  1. Правда
  2. Справедливость
  3. Праведность
  4. Гармония
  5. Заказ
  6. Баланс
  7. Приличие

Считалось, что для того, чтобы отношения были крепкими, необходимо отражать и включать в себя эти семь добродетелей. [17] Считается, что эта концепция Маат существовала во многих африканских странах, таких как Египет, Эфиопия, Конго, Центральноафриканская Республика, Экваториальная Гвинея, Южный Камерун и Габон. [17] Также считалось, что Маат служит правилами, по которым живут как люди, так и Нетеру или боги. [17] Во многих отношениях Маат можно просто понимать как определение того, что правильно. [19] Эти семь добродетелей также подчеркивают философские убеждения сообщества о том, что необходимо для здоровых и продуктивных отношений.

Есть также семь принципов Маат, а именно:

  1. Есть только один универсальный порядок
  2. Есть один космический порядок
  3. Есть только одна мера
  4. Есть один космический закон, который предшествует всем духовным законам.
  5. Есть только один разум
  6. Есть только один путь
  7. Есть только одна реальность

Внутри этих семи основных принципов существует 42 божественных принципа. [19] которые во многом похожи на десять заповедей в том смысле, что определяют, что считается приемлемым поведением, а что нет. Они также подчеркивают важность единства внутри африканских обществ, поскольку существует только один космический/универсальный порядок, изложенный в этих семи принципах.

Психика и душа

[ редактировать ]

Согласно древним кеметическим верованиям того времени, психику или душу можно было разделить на семь связанных элементов. [17]

Семь элементов психики/души заключаются в следующем. [17]

  1. ТО
  2. НЕТ
  3. ЛОЖКА
  4. АХУ
  5. С.Э.Б.
  6. БЕЛЫЙ
  7. банкомат

Первый — это КА, или «физическая структура человечества». [17] Также считается, что КА во многих отношениях включает в себя все остальные семь элементов. [17] Второе – БА или «дыхание жизни». [17] Считалось, что этот элемент произошел от Создателя и предка и присутствует во всех людях. [17] Третий элемент – ХАБА или «эмоция и движение». [17] В этом культурном контексте движение относится к естественному ритмическому порядку вещей. [17] Четвертый элемент — АХУ, или «способность мыслить и умственное восприятие». [17] Пятый элемент – СЭБ или «вечная душа». [17] Считалось, что этот конкретный элемент ограничен временем, то есть считалось, что он развивается в подростковом возрасте и связан со способностью к воспроизведению потомства. [17] Шестой элемент — ПУТА или «союз мозга с сознательным разумом». [17] Седьмой элемент — АТМУ или «божественная или вечная душа». [17] Все эти элементы взаимосвязаны и во многом представляют собой взаимодействие между людьми и Божественным, что имеет решающее значение для многих африканских верований. [17]

Разработка

[ редактировать ]

После окончания Гражданской войны в чернокожем сообществе начал проявляться толчок к образованию. Отойдя от секретных вечерних школ, существовавших во времена рабства, начали открываться разнообразные учебные центры и колледжи. Многие из этих школ были основаны миссионерскими ассоциациями и различными обществами вольноотпущенников. Земельные гранты федерального правительства, такие как Закон Моррилла 1862 года. [20] помог поддержать эти учреждения, а дополнительная помощь религиозных конфессий позволила поддержать эти школы. В последующие годы по всей стране были основаны колледжи для чернокожих, включая такие известные учреждения, как первый исторически черный колледж Университет Линкольна (1854 г.), Университет Фиск (1865 г.), Университет Говарда (1867 г.), Колледж Морхаус (1867 г.) и Колледж Спелмана (1881 г. ). ). [20] К 1940 году в семнадцати южных штатах существовало более ста колледжей для чернокожих, предлагающих различные степени, многие из которых были получены в области социальных наук и образования.

Инес Беверли Проссер

Первым афроамериканцем, получившим докторскую степень по психологии, был Фрэнсис Самнер из Университета Линкольна в 1920 году. [21] Первой афроамериканкой, получившей докторскую степень по психологии, была Инес Беверли Проссер из Университета Цинциннати в 1933 году. [21] Престижные университеты, такие как Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе , Корнелл и Гарвард , и это лишь некоторые из них, не предлагали афроамериканским студентам возможности получить докторскую степень по психологии в 1960-е годы. [22] Первый курс психологии в Университете Говарда предлагался только в 1899 году и носил название «Психология: краткий курс». Это был единственный курс, предлагаемый до 1906 года. Кафедра психологии не была создана до 1926 года Фрэнсисом Самнером . [23]

Курсы психологии стали как популярными, так и неотъемлемыми курсами в колледжах чернокожих, причем по крайней мере один курс появился еще в 1906 году. Курсы преподавали профессора с формальным образованием (как черные, так и белые). Хотя многие университеты имели программы большого влияния, наиболее известная из них находилась в Университете Говарда. Успехи Ховарда во многом были обусловлены усилиями Фрэнсиса Сесила Самнера . Часто считающийся отцом чернокожих психологов, Самнер структурировал программу психологии, преподавая не только идеи Эдварда Титченера , Джона Уотсона и Зигмунда Фрейда , но и множество курсов по таким темам, как обучение , личность , психическая гигиена и экспериментальная психология. [24] Экспериментальная направленность отражала три цели Самнера: обеспечить подготовку студентов в профессиональных областях, подчеркнуть культурную значимость психологии и подготовить студентов, желающих продолжить обучение в аспирантуре. Это не только отличало Ховард от других университетов чернокожих, но и создало сильную программу, которая была применима и к аспирантуре. Хотя Ховард предлагал только степени магистра, это давало прочную основу для тех, кто продолжал получать докторские степени. [25]

Хотя психология была популярным курсом в колледжах чернокожих, к концу 1930-х годов только Ховард и три других колледжа для чернокожих предлагали степень бакалавра психологии. Обычно упор делался на педагогическую психологию, оставляя на втором плане статистику и экспериментальные аспекты. Это привело к опросу, проведенному Германом Джорджем Канади между 1930 и 1940 годами относительно характера курсов бакалавриата, исследований в области психологии и других проблемных областей в колледжах чернокожих. Опрос показал, что в четырнадцати из пятидесяти колледжей есть факультеты психологии, а теоретические и лабораторные курсы встречаются редко. Курсы психологии в основном предлагались факультетами образования, что позволяло развивать педагогическую психологию и делало упор на практическое применение образования. [26]

Были также проблемы, когда дело касалось преподавания психологии с участием чернокожих студентов и белых преподавателей. В частности, в первые годы наблюдалось несоответствие норм взаимодействия из-за культурных различий, лежащих в основе интерактивного поведения, которые включают в себя разные реакции обратного канала среди чернокожих и белых американцев. [27] Это можно продемонстрировать на примере «гиперобъяснения», когда инструктор дает длинные объяснения, не распознавая утвердительные жесты, не включающие в себя голосовые подтексты, такие как «Я тебя понимаю». Это может привести к оскорблению со стороны чернокожего студента, который может счесть такое объяснение покровительственным. [27]

Аспирантура

[ редактировать ]

Между 1920 и 1970 годами колледжи для чернокожих по всей стране выпустили более 1300 выпускников со степенью бакалавра, которые в конечном итоге получили степень доктора психологии. [ нужна ссылка ] Однако при попытках получить степень возникли трудности. Многим чернокожим ученикам было отказано в приеме в школы для белых на юге, и они искали возможности получения образования на севере. Университет Кларка в то время был лидером по выпуску чернокожих ученых; среди его известных выпускников Самнер и Дж. Генри Олстон. Для других школ это не было нормой. Помимо принятия или положений, которые требовали от чернокожих студентов пройти дополнительный год бакалавриата, чтобы доказать свою способность посещать школы для белых, самым тревожным фактором были финансы. Плата за обучение, содержание жизни и другие расходы заставили многих отложить или отказаться от учебы в аспирантуре ради надежной заработной платы на черных должностях. Сочетание этих факторов привело к тому, что из 3767 докторских степеней по психологии, присужденных в период с 1920 по 1966 год в десяти самых престижных университетах страны, только восемь были присуждены чернокожим кандидатам. [28]

В целом, обзор предыдущих исследований указывает на консенсус среди психологов в том, что черная психология и черные психологи играют важную роль в решении расовых проблем в Америке, помимо ее значения в рассмотрении концепции негритянской личности и психологических проблем, которые она влечет за собой. [29] Например, Эдвард Джонсон в книге «Роль негра в американской психологии» подчеркнул , что «черный психолог будет все больше и больше считать себя агентом социальных перемен». [30]

Научный расизм

[ редактировать ]

Концепция научного расизма присутствовала на протяжении всей истории и часто проявлялась по-разному. Исторически психология находилась под влиянием других областей, таких как антропология и биология . Начав с идеи о том, что людей можно классифицировать по расовому признаку, она быстро уступила место психологическим и биологическим теориям, описывающим естественную иерархию между различными расами; в самом низу этой иерархии находились чернокожие и другие маргинализированные люди. [31] Из этих взглядов возникли целые области, такие как френология , изучающая форму и размер черепа и их связь с умственными способностями. Эти исследования пришли к выводу, что черепа и мозг чернокожих людей меньше, чем у жителей Запада, и, следовательно, уступают им. [1] Кроме того, другие ученые, такие как Исидор Сен-Илер, изучали строение лица и пришли к выводу, что строение лица чернокожих людей больше похоже на обезьянье. [31] [1] Подобные псевдонауки привели к убеждению, что жители Запада физически, умственно и интеллектуально превосходят чернокожих людей. [31] [1] Психология также приняла многие выдающиеся нативистские подходы, такие как Дарвина теория эволюции , интеллекта Гальтона теории наследственного , Менделя теория наследственности и теория инстинктов Макдугалла . [1] Это привело к тому, что психология как дисциплина стала уделять большое внимание идее о том, что как физические, так и психологические черты наследуются, тем самым закрепляя негативные убеждения и стереотипы о чернокожих людях. [1] Среди этих стереотипов одной из наиболее часто изучаемых областей был интеллект . Психологи, такие как Джордж Оскар Фергюсон и Петерсон, пришли к выводу, что чернокожие дети имеют дефицит абстрактного мышления и в целом менее умны, чем белые дети. [1] Важно отметить, что этот подход также устраняет важность понимания других факторов, таких как угроза стереотипов , [32] это может повлиять на показатели интеллекта и другие психологические характеристики, что важно при изучении психологии чернокожих и психологии в целом. 

В том же духе чернокожие психологи, такие как Гатри, утверждают, что психологическая дисциплина также была разработана преимущественно на основе белых. [1] [3] Теории и выводы, основанные на этой концепции , затем применяются к чернокожему населению. Поскольку черная психология вытекает из совершенно иной концепции, а именно из африканской философии , [33] многие из этих выводов в конечном итоге приводят к созданию норм , неприменимых к чернокожим людям. Более того, психологические исследования часто проводятся на выборках, взятых из вестернизированного населения. [34] Результаты этих исследований искажают обобщения в отношении этих групп населения, которые составляют лишь 12% населения мира. [34] И структура белых, и создание западных норм имеют тенденцию патологизировать отношения и поведение , которые не типичны для белых людей. [35] [7] Эта патологизация чернокожих, в свою очередь, имеет негативные последствия для их средств к существованию и благополучия . [36] [37] Следовательно, научный расизм побудил многих известных чернокожих психологов основать Ассоциацию чернокожих психологов , исследовать психологию с разных точек зрения и развивать психологию чернокожих как область. [1]

Основные концепции и теории

[ редактировать ]

В этом разделе собраны основные концепции и теории черной психологии согласно статье Кевина Кокли и Раймы Гарбы 2018 года «Говорить правду власти: как черная/африканская психология изменила психологическую дисциплину». Эта статья является частью специального выпуска журнала Journal of Black Psychology за 2018 год , посвященного 50-летию Ассоциации черных психологов (ABPsi). Этот выпуск частично фокусируется на «теоретической революции/эволюции, произошедшей [среди ABPSi], в результате которой возникла область африканской/черной психологии». [38] В статье Кокли и Гарбы конкретно обсуждается, как черная психология сформировалась как дисциплина внутри и за пределами европоцентрической психологии . Авторы предлагают три методологических подхода: деконструктивистский, реконструктивистский и конструкционистский, чтобы организовать эволюцию основных концепций и теорий черной психологии с момента возникновения ABPSi. Используя эти три методологических подхода, авторы «определяют множество способов, которыми чернокожая/африканская психология бросила вызов преобладающим в психологии представлениям о поведении и культуре чернокожих и навсегда изменила психологические исследования чернокожих людей». [7]

деконструктивист

[ редактировать ]

Черная психология включает в себя множество концепций и теорий, применимых к афроамериканцам. [39] Концепции и теории исходят из двух точек зрения. [39] Одна точка зрения предполагает универсальность, а это означает, что афроамериканцев можно изучать с использованием универсальных законов, в то время как другая исходит из убеждения, что изучение африканских верований, поведения и психологии имеет важное значение для изучения афроамериканцев. [39] Размышляя о психологии чернокожих и приуроченной к 50-летию ABPsi, Кокли описывает три методологических подхода, которые характерны для работы многих чернокожих психологов. [7] Метод деконструкции фокусируется на диагностике и разрушении заблуждений и неточностей, которые увековечивает европоцентричная психология. [7] Примером этого является Роберта В. Гатри книга « Даже крыса была белой» , где он разоблачает неправду и восхваляет недооцененных черных психологов. В ABPsi существовало движение деконструкции, которое включало решение трех проблем, с которыми сталкивались чернокожие психологи, и внесение предложений в Американскую психологическую ассоциацию (APA). [40] Проблемы включали недостаточную представленность чернокожих психологов в программах высшего образования, игнорирование АПА проблем расизма и бедности, а также нехватку чернокожих психологов в АПА. [40] Эти проблемы побудили чернокожих психологов потребовать, чтобы APA интегрировала свою рабочую силу, представляла афроамериканцев в программах магистратуры и переоценивала свои программы до тех пор, пока не будет полностью устранен присущий им расизм в их стандартизированных измерениях чернокожей молодежи. [39] АПА была не единственной, кто боролся с этой проблемой. [41] В книге « Даже крыса была белой» Гатри отмечает, что судья Роберт Пекхэм счел, что Калифорния нарушает Закон о гражданских правах из-за использования стандартизированных психологических тестов, которые были культурно предвзятыми, расово предвзятыми и недействительными в целях неправомерного размещения студентов. в классы, предназначенные для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. [41] В дополнение к прошлым проблемам, существует западный процесс социализации, который изображает европоцентристскую психологию золотым стандартом диагностики и лечения проблем психического здоровья в современном мире. [42] Метод деконструкции помогает изменить то, как психологические исследования, проводимые с чернокожими участниками, воспринимаются и определяются исследователями. [7] Кроме того, метод деконструкции используется для разработки терапевтических техник, соответствующих оптимальной концептуальной теории, теории человеческого развития, основанной на африканской мысли и традициях и приведшей чернокожих людей к освобождению от таких вещей, как трубопровод из школы в тюрьму. и высокий уровень детской смертности. [42] Эти терапевтические методы и теории направлены на обеспечение психологического освобождения людей, имеющих корни в Африке. [42]

реконструктивист

[ редактировать ]

Метод реконструкции направлен на исправление ошибок в традиционной евроцентристской психологии, чтобы чернокожие люди имели доступ к более культурно чувствительным моделям психологии. [7] Этот метод специально исследует идеи самооценки чернокожих , расовой идентичности и культурного недоверия. [7] Реконструкционистский подход утверждает, что психология должна перестать концентрировать самооценку черных вокруг евроцентристских психологических идей и вместо этого переопределить самооценку черных как отдельную. [7] Реконструкционисты утверждают, что, не проводя дифференциации самооценки чернокожих, традиционные психологи будут продолжать распространять неточные представления о чернокожих людях. [33] Некоторые более радикальные реконструкционисты, такие как Уэйд Ноблс , основатель Ассоциации черных психологов, утверждают, что самооценка черных должна быть сосредоточена вокруг африканских мировоззрений , таких как коммунализм. [33] [7] Реконструктивистский подход также подчеркивает важность развития черной расовой идентичности, которая отвергает европоцентристские концепции идентичности. [7] [43] Уильям Кросс предложил выдающуюся модель расовой идентичности чернокожих, названную теорией нигреценции . [43] [44] Наконец, реконструктивистский подход исследует, каким образом расизм влияет на взаимодействие между черными и белыми людьми. [7] Чернокожие психологи, работающие в рамках реконструктивизма, такие как Артур Уэйли, Джером Тейлор, [45] а Фрэнсис и Сандра Террелл предложили термин «культурное недоверие» в качестве замены более старому термину «культурная паранойя» , чтобы обозначить способы, которыми у чернокожих людей развилось недоверие к белым американцам из-за многих лет угнетения и расизма. [7] [46] Чернокожие психологи утверждали, что слово «паранойя» неуместно, и поддерживали европоцентристские нормы. [7]

Конструктор

[ редактировать ]

Конструктивистский подход признает черную психологию как область, основанную на африканском мировоззрении и этосе, которая отличается и независима от евроцентристской психологии. Афроцентрические психологи разрабатывают парадигмы, практики и методологии в соответствии с ценностями африканского мировоззрения, чтобы обеспечить благополучие африканского народа и искоренить социальную, экономическую и политическую несправедливость. [7] [39] Этот афроцентрический подход подчеркивает участие людей африканского происхождения в создании и поддержании культурных знаний, которые не только помогают им выжить в условиях угнетения, но и позволяют им процветать как люди вне контекста этого угнетения. [47] Известные чернокожие психологи, которые основывают свою работу на африканском мировоззрении и идеалах, включают Линду Джеймс Майерс (оптимальное мировоззрение), [48] Коби Камбон (Культурная дезориентация), [49] Шон Утси (Сельскохозяйственное управление), [50] Джеймс М. Джонс (модель TRIOS), [51] Наим Акбар (расстройство инопланетного «я»), [52] [53] и Шерил Т. Гриллс (Шкала африцентризма). [54]

Организации

[ редактировать ]

В 1968 году Ассоциация чернокожих психологов была создана в знак протеста против отсутствия интереса Американской психологической ассоциации к афроамериканским психологам. В 1974 году Ассоциация черных психологов создала свой официальный журнал под названием « Журнал черной психологии» . Этот журнал направлен на понимание опыта и поведения афроамериканского населения. Он охватывает многие проблемы афроамериканского общества, такие как ВИЧ, серповидноклеточная анемия, расовая идентичность, афроамериканские дети и профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Области психологии, освещаемые в этом журнале, — это консультативная, клиническая, социальная, когнитивная, образовательная и организационная психология. [55]

В 2014 году была создана организация «Терапия для чернокожих девушек» с целью создания онлайн-пространства, посвященного укреплению психического здоровья чернокожих женщин и девочек. «Терапия для чернокожих девушек» направлена ​​на то, чтобы сделать темы психического здоровья более актуальными и доступными для чернокожих женщин. Эта платформа использует поп-культуру для иллюстрации психологических концепций. [56]

Национальные квир- и транс-терапевты Америки были созданы в мае 2016 года как призыв к организации практикующих психиатров для создания сети, где терапевты могут углубить свой анализ справедливости в исцелении и где сообщество QTPoC (цветные квиры и трансгендерные люди) может подключиться к помощи. . Это организация исцеляющего правосудия, которая активно работает над изменением психического здоровья гомосексуалистов и цветных трансгендеров в Северной Америке. [57]

Выдающиеся участники

[ редактировать ]

Основатели Ассоциации черных психологов (ABPsi)

[ редактировать ]
  • Обри Спенсер Эскоффери : один из основателей ABPsi, он получил степень бакалавра в Колумбийском университете, степень магистра в Колумбийском университете и докторскую степень в Университете Коннектикута. [58]
  • Роберт В. Гатри : основатель ABPsi. Он наиболее известен своей книгой « Даже крыса была белой: исторический взгляд на психологию» . Американская психологическая ассоциация описала его как «одного из самых влиятельных и многогранных афроамериканских ученых века».
  • Реджинальд Ланье Джонс : клинический психолог, профессор колледжа, член-основатель и бывший президент Ассоциации чернокожих психологов.
  • Уэйд Ноблс : философ и психолог, сосредоточивший внимание на африканско-ориентированном образовании, исцелении и духовности. Он также был основателем и бывшим президентом ABPsi.
  • Джозеф Уайт
  • Роберт Ли Уильямс II : Он провел важные исследования расовых и культурных предубеждений при тестировании IQ и создал термин «Эбоника» . Он также был одним из основателей ABPsi.
  • Другие основатели: Джозеф Аквард, Кэлвин Аткинсон, Дж. Дон Барнс, Сильвия О'Брадович, Рональд Браун, Эд Дэвис, Гарольд Дент, Джим ДеШилдс, Расс Эванс, Джордж Франклин, Эл Гойнс, Роберт Грин, Билл Харви, Томас Хиллиард, Мэри Ховар, Джордж Джексон, Уолтер Джейкобс, Рой Джонс, Лютер Киндалл, Мэл Кинг, Де Лорис Майнот, Лонни Митчелл, Джейн Форт Моррисон, Леон Никс, Эдвин Николс, Билл Пирс, Дэвид Террелл, Чарльз Томас, Майк Уорд, Сэмюэл Уинслоу

Первые участники

[ редактировать ]
  • Дауди Аджани Я Азибо : Азибо — признанный на национальном уровне эксперт в области африканской психологии. Кроме того, он является создателем нозологии Азибо, диагностической системы психических расстройств, напрямую связанной с африканскоцентрированной теорией личности. [59]
  • Рут Уинифред Ховард Бекхэм : одна из первых афроамериканок, получивших докторскую степень по психологии.
  • Джон Генри Бродхед : считается афроамериканским пионером в области психологии.
  • Кеннет Кларк : первый чернокожий президент Американской ассоциации психологов. Он известен своей работой со своей женой Мэми Фиппс Кларк над известным кукольным экспериментом .
  • Оран Вендл Иглсон : Он был профессором психологии в колледже Спелмана. Кроме того, он был восьмым чернокожим человеком в США, получившим степень доктора психологии.
  • Франц Фанон : Фанон был политическим радикалом, панафриканистом и марксистским гуманистом. В основном он сосредоточился на психопатологии колонизации и человеческих, социальных и культурных последствиях деколонизации. Он сформулировал модель общественной психологии.
  • Рут Грейвс Кинг : первая женщина-президент Ассоциации чернокожих психологов.
  • Фрэнсис Сесил Самнер: Первый афроамериканец, получивший докторскую степень по психологии; его обычно называют «отцом черной психологии».
  • Чарльз Генри Томпсон : первый афроамериканец, получивший докторскую степень в области педагогической психологии.
  • Чарльз В. Томас : первый президент Ассоциации чернокожих психологов. [60]
  • Джон Эгбезиен Ошоди : афроамериканский клинический судебный психолог нигерийского происхождения и профессор психологической науки, который является ведущей фигурой в области африканскоцентрированной психологии и разработал теорию психоафриканского анализа, также известную как психоафриканская психология.
  • Джозеф Уайт : Уайт широко считается «крестным отцом черной психологии». [61] В 1961 году он стал первым афроамериканцем, получившим докторскую степень по психологии в Университете штата Мичиган, а также одним из пяти афроамериканцев в стране, получивших докторскую степень по психологии. [62] Джозеф Уайт способствовал успеху многих цветных студентов, а также работал в качестве защитника образовательной реформы. В 1970 году он также написал в журнале Ebony статью, разоблачающую выдумку «Черной психологии». [61]

Африканскоцентричные психологи и философы

[ редактировать ]
  • Наим Акбар : клинический психолог, известный своим афроцентричным подходом к психологии. Он является резким критиком европоцентристского подхода к психопатологии.
  • Молефи Кете Асанте : афроамериканский профессор и философ, ведущая фигура в области африканистики.
  • Кваме Гекье : ганский философ и важная фигура в развитии африканской психологии.
  • Джон Сэмюэл Мбити : христианский философ кенийского происхождения, исследовавший африканскую космологию.
  • Ниара Сударкаса : африканистка и антрополог, первая афроамериканка, преподававшая в Колумбийском университете.
  • Джон Эгбезиен Ошоди: американский клинический судебный психолог нигерийского происхождения. Он разработал теорию психоафриканской психологии, также известную как психоафрикализ, основополагающую точку зрения в африканско-центрированной психологии, которая включает в себя традиционные африканские исторические ценности и опыт наряду с современными теориями психологии африканских стран и диаспоры.

Известные афроамериканские психологи

[ редактировать ]
  • Джеймс Артур Бэйтон : американский психолог, проводивший исследования в области личности, расы, социальных проблем и психологии потребителей.
  • Альберт Сидни Бекхэм : новаторский афроамериканский психолог, внесший значительный вклад в базовые знания о различиях в показателях расового интеллекта.
  • Фэй Белгрейв : Ее работа сосредоточена на различных аспектах культуры, направленных на повышение благополучия афроамериканской молодежи. Автор учебника « Афроамериканская психология: от Африки до Америки», важного учебника в области афроамериканской психологии . [63]
  • Нэнси Бойд-Франклин : Она является автором пяти книг, посвященных этнической принадлежности и семейной терапии. Она наиболее известна своей разработкой методов лечения на дому и в сообществе, обслуживающих афроамериканские семьи.
  • Герман Джордж Канади : Канади был афроамериканским социальным психологом. Он известен как первый психолог, который изучил роль расы экзаменатора как фактора предвзятости при тестировании IQ.
  • Мэми Фиппс Кларк : Она провела известное «Кукольное исследование» и выступала в качестве свидетеля-эксперта в одном из дел «Браун против Совета по образованию».
  • Кевин Кокли : бывший главный редактор журнала черной психологии, автор мифа о черном антиинтеллектуализме, опубликовал более 70 журнальных статей и глав книг в области расовой идентичности, академических достижений и феномена самозванца и более 30 статей на такие темы, как рациональное недоверие чернокожих к полиции, отношения между полицией и расами, расизм и превосходство белых. [64]
  • Беверли Грин : Грин имеет докторскую степень по клинической психологии и опубликовала более 100 психологических статей. Она внесла свой вклад в области расы и пола в психологии.
  • Шерил Гриллс : бывший президент Американской ассоциации чернокожих психологов. Она внесла большой вклад в исследования в области афроамериканской психологии и общественной психологии. [65]
  • Джанет Хелмс : Хорошо известна своим исследованием проблем этнических меньшинств, особенно своей теорией расовой идентичности, которая применяется во многих дисциплинах.
  • Линда Джеймс Майерс : профессор афроамериканской психологии в Университете штата Огайо. Она известна своей критикой традиционной евроцентричной психологии. [66]
  • Хелен А. Невилл : профессор психологии, соредактор 5 книг и (со)автор почти 90 журнальных статей и глав книг в области расы, расизма и расовой идентичности. [67]
  • Фредерик Пейн Уоттс : доктор клинической психологии, написавший два важных труда в области психологии чернокожих. Он был четвертым афроамериканцем, получившим степень доктора психологии.
  • Говард Эмери Райт : афроамериканский социальный психолог и педагог. Он работал президентом Университета Аллена в Управлении образования США и директором отдела социальных наук в Хэмптонском институте. Он изучал тестирование отношений.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Белгрейв, Фэй; Эллисон, Кевин (2019). Афроамериканская психология: от Африки до Америки (4-е изд.). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
  2. ^ Кларк, К. (1972). Джонс, Реджинальд Л. (ред.). «Черные исследования или изучение чернокожих». Черная психология . Беркли, Калифорния: США: Издательство Cobb & Генри: 3–17.
  3. ^ Jump up to: а б Гатри, Роберт (1991). «Психология чернокожих американцев: историческая перспектива». Черная психология : 47–63.
  4. ^ Хикс, Л.Х.; Ридли, ЮВ (1979). «Черные исследования в психологии». Американский психолог . 34 (7): 597. дои : 10.1037/0003-066X.34.7.597 .
  5. ^ Джеймисон, ДеРиф Ф (март 2008 г.). «Сквозь призму черной психологии: критический обзор концептуальных и методологических проблем африкологии, как видно через парадигматическую призму черной психологии». Журнал панафриканских исследований . 2 : 96–117.
  6. ^ Jump up to: а б «Ассоциация черных психологов (ABPsi) — домашняя страница» . abpsi.org . Проверено 2 декабря 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кокли, Кевин; Гарба, Рамия (ноябрь 2018 г.). «Говорить правду власти: как черная / африканская психология изменила психологическую дисциплину». Журнал черной психологии . 44 (8): 695–721. дои : 10.1177/0095798418810592 . ISSN   0095-7984 . S2CID   149920611 .
  8. ^ Каренга, Маулана, «Введение в исследования чернокожих», Расизм: основная литература , SAGE Publications Ltd, стр. 209–216, ISBN   978-0-7619-7197-9 , получено 4 декабря 2019 г.
  9. ^ Холлидей, Берта Гарретт (2009). «История и видение афроамериканской психологии: множество путей к месту, пространству и власти». Культурное разнообразие и психология этнических меньшинств . 15 (4): 317–337. дои : 10.1037/a0016971 . ISSN   1939-0106 . ПМИД   19916668 . S2CID   463858 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и Джеймисон, ДеРиф Ф. (ноябрь 2018 г.). «Ключевые концепции, теории и проблемы африканской/черной психологии: взгляд с моста». Журнал черной психологии . 44 (8): 722–746. дои : 10.1177/0095798418810596 . ISSN   0095-7984 . S2CID   150027054 .
  11. ^ Смит, Уильям Д. (1974). «Редакция» . Журнал черной психологии . 1 :5–6. дои : 10.1177/009579847400100101 . S2CID   219973611 .
  12. ^ Jump up to: а б Болдуин, Джозеф А. (март 1986 г.). «Африканская (черная) психология: проблемы и синтез». Журнал исследований чернокожих . 16 (3): 235–249. дои : 10.1177/002193478601600301 . ISSN   0021-9347 . S2CID   144037766 .
  13. ^ Акбар, Наим (2004). Статьи Акбара по африканской психологии . Таллахасси, Флорида: Mind Productions.
  14. ^ Фэйрчайлд, Хэлфорд Х. (2000). «Афроамериканская психология». Энциклопедия психологии: Аборти - Быстан. Том. 1 . Энциклопедия психологии, Vol. 1 . Американская психологическая ассоциация. стр. 92–99. дои : 10.1037/10516-029 . ISBN  1-55798-650-9 .
  15. ^ Крисман, Роберт (июль 1975 г.). «Черная психология: двойная задача». Черный ученый . 6 (10): 1. дои : 10.1080/00064246.1975.11413751 . ISSN   0006-4246 .
  16. ^ Джонсон, Филип Д. (февраль 2008 г.). «Обзор: В поисках конвергенции ФЭЙ З. БЕЛГРЕЙВ и КЕВИН В. АЛЛИСОН, Афроамериканская психология: от Африки до Америки. Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE, 2006. 441 стр. ISBN 0-7619-2471-X (pbk)». Теория и психология . 18 (1): 141–142. дои : 10.1177/09593543080180010104 . ISSN   0959-3543 . S2CID   143935029 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v ВЕДХАРА, К. (01 октября 2005 г.). «Справочник Sage по психологии здоровья. Стивен Саттон, Эндрю Баум, Мари Джонстон (редакторы). Лондон: Sage Publications, стр. 448, 85 фунтов стерлингов. ISBN 0-7619-6849-0» . Международный журнал эпидемиологии . 34 (5): 1175–1176. дои : 10.1093/ije/dyi168 . ISSN   1464-3685 .
  18. ^ «Отзывы». Древние ближневосточные исследования . 33 : 119–121. 1 января 1995 г. дои : 10.2143/anes.33.0.525755 . ISSN   1378-4641 .
  19. ^ Jump up to: а б Кристенсен, Дарин (26 января 2017 г.). «География репрессий в Африке». Журнал разрешения конфликтов . 62 (7): 1517–1543. дои : 10.1177/0022002716686829 . ISSN   0022-0027 . S2CID   55255742 .
  20. ^ Jump up to: а б Гатри, Р.В. (1998). п. 120.
  21. ^ Jump up to: а б «Избранные психологи: Фрэнсис Сесил Самнер, доктор философии, и Инес Беверли Проссер, доктор философии» . апа.орг . Проверено 5 декабря 2019 г.
  22. ^ Гаррет Холлидей, Берта (2009). «История и взгляды афроамериканской психологии: множество путей к месту, пространству и авторитету» (PDF) . Культурное разнообразие и психология этнических меньшинств . 15 (4): 317–337. дои : 10.1037/a0016971 . ПМИД   19916668 .
  23. ^ Хопкинс, Реджинальд; Росс, Шерман; Хикс, Лесли Х. (1992). «История факультета психологии Университета Говарда». Журнал Вашингтонской академии наук . 82 (3): 161–167. ISSN   0043-0439 . JSTOR   24531076 .
  24. ^ Гатри, Р.В. (1998). стр. 155–156.
  25. ^ Гатри, Р.В. (1998), стр. 159–160.
  26. ^ Гатри, Р.В. (1998) с. 126.
  27. ^ Jump up to: а б Кларк, Джон Таггарт (2014). Переговоры об элите: язык, раса, класс и идентичность среди афроамериканских старшеклассников . Лондон: Рутледж. п. 57. ИСБН  9781905763214 .
  28. ^ Гатри, Р.В. (1998). п. 136.
  29. ^ Ричардс, Грэм (2003). Раса, расизм и психология: к рефлексивной истории . Лондон: Рутледж. стр. 237 . ISBN  0415101409 .
  30. ^ Джонсон, Э.Э. (1969). «Роль негра в американской психологии». Американский психолог . 24 (8): 757–759. дои : 10.1037/h0037812 .
  31. ^ Jump up to: а б с Гатри, Роберт (2003). Даже крыса была белой . Аллин и Бэкон. стр. 32–35. ISBN  0205392644 .
  32. ^ Перри, Тереза. (2003). Молодые, одаренные и черные: продвижение высоких достижений среди афроамериканских студентов . Стил, Клод., Хиллиард, Аса Г. Бостон: Beacon Press. стр. 109–130. ISBN  0-8070-3154-2 . OCLC   50270964 .
  33. ^ Jump up to: а б с Дворяне, Уэйд (1991). «Африканская философия: основы черной психологии». Черная психология : 47–63.
  34. ^ Jump up to: а б Генрих, Джозеф; Хейне, Стивен Дж.; Норензаян, Ара (2016), Каздин, Алан Э. (ред.), «Большинство людей не СТРАННЫЕ», Методологические вопросы и стратегии в клинических исследованиях (4-е изд.). , Американская психологическая ассоциация, стр. 113–114, номер документа : 10.1037/14805-007 , ISBN.  978-1-4338-2091-5
  35. ^ Адамс, Гленн; Солтер, Фиа С. (2007). «Психология здоровья в африканских условиях: культурно-психологический анализ». Журнал психологии здоровья . 12 (3): 539–551. дои : 10.1177/1359105307076240 . ISSN   1359-1053 . ПМИД   17440003 . S2CID   32953881 .
  36. ^ Льюис, Тене Т.; Ван Дайк, Мириам Э. (2018). «Дискриминация и здоровье афроамериканцев: потенциальное значение взаимосвязей» . Современные направления психологической науки . 27 (3): 176–182. дои : 10.1177/0963721418770442 . ISSN   0963-7214 . ПМК   6330707 . PMID   30655654 .
  37. ^ Кадаре, Майкл С.; Спейт, Сюзетт Л. (2018). «Исследовательское исследование отношения афроамериканских мужчин к обращению за психологической помощью» . Журнал черной психологии . 44 (4): 347–370. дои : 10.1177/0095798418774655 . ISSN   0095-7984 .
  38. ^ Джексон-Лоуман, Х. (2018). «Введение: Строительство вечности». Журнал черной психологии , 44 (8), 827–833.
  39. ^ Jump up to: а б с д и Белгрейв, Фэй З.; Эллисон, Кевин В. (2019). Афроамериканская психология: от Африки до Америки . SAGE Publications, Inc. Таузенд-Оукс: ISBN  9781506333403 .
  40. ^ Jump up to: а б Холл-Кэмпбелл, Ниамби (21 мая 2013 г.). «Формирование Ассоциации черных психологов: последствия для диаспоры». Журнал черной психологии . дои : 10.1177/0095798413480674 . S2CID   147540323 .
  41. ^ Jump up to: а б Гатри, Роберт (2004). Даже крыса была белой. Исторический взгляд на психологию . США: Пирсон. п. 80. ИСБН  0205392644 .
  42. ^ Jump up to: а б с Майерс, Линда Джеймс; Андерсон, Мишель; Лодж, Таня; Спейт, Сюзетт; Куинер, Джон Э. (27 декабря 2018 г.). «Вклад оптимальной теории в понимание и решение глобальных проблем человечества». Журнал черной психологии . 44 (8): 747–771. дои : 10.1177/0095798418813240 . S2CID   149666066 .
  43. ^ Jump up to: а б Кросс, Уильям (1991). Оттенки черного: разнообразие афроамериканской идентичности . Издательство Университета Темпл. стр. 151–187.
  44. ^ Вандивер, Беверли Дж .; Фэген-Смит, Пион Э.; Кокли, Кевин О.; Кросс, Уильям Э.; Уоррелл, Фрэнк К. (июль 2001 г.). «Модель Нигресценции Кросса: от теории к масштабу и к теории» . Журнал мультикультурного консультирования и развития . 29 (3): 174–200. дои : 10.1002/j.2161-1912.2001.tb00516.x . ISSN   0883-8534 .
  45. ^ «Джером Тейлор» . Департамент африканских исследований . Университет Питтсбурга. 10 февраля 2021 г.
  46. ^ Уэйли, Артур Л. (2001). «Культурное недоверие: важная психологическая конструкция для диагностики и лечения афроамериканцев». Профессиональная психология: исследования и практика . 32 (6): 555–562. дои : 10.1037/0735-7028.32.6.555 . ISSN   1939-1323 . S2CID   2503267 .
  47. ^ Болдуин, Дж. А. (1980). «Психология угнетения». В книге М. К. Асанте и А. Ванди (ред.), Современная черная мысль: альтернативный анализ в социальных и поведенческих науках (стр. 95–110). Беверли-Хиллз: Сейдж.
  48. ^ Майерс, ЖЖ (1988). Понимание афроцентрического мировоззрения: введение в оптимальную психологию. Дубьюк, Айова: Кендалл/Хант.
  49. ^ Камбон, К. (2003). Культурная дезориентация: величайшая угроза выживанию Черной Расы в 21 веке. Таллахасси: Публикации нубийских наций.
  50. ^ Утси, Шон О.; Адамс, Ева П.; Болден, Марк (2000). «Разработка и первоначальная проверка реестра систем выживания в сельском хозяйстве». Журнал черной психологии . 26 (2). Публикации SAGE: 194–215. дои : 10.1177/0095798400026002005 . ISSN   0095-7984 . S2CID   145093500 .
  51. ^ Джонс, Дж. М. (2003). «ТРИОС: психологическая теория африканского наследия в американской культуре». Журнал социальных проблем , 59, 217–242.
  52. ^ Акбар, Н. (1981). «Психические расстройства среди афроамериканцев». Бюллетень Blacks Books , 7, 18–25.
  53. ^ Акбар, Н. (1984). «Африцентрическая социальная наука за освобождение человека». В «Журнале исследований чернокожих» , 14, 395–414.
  54. ^ Гриллс C, Лонгшор D: Африцентризм: Психометрический анализ показателей самоотчета. Журнал черной психологии 22:86-106, 1996.
  55. ^ Холлидей, Б.Г. (2009). п. 318.
  56. ^ "О" . Терапия для чернокожих девушек . Проверено 17 апреля 2022 г.
  57. ^ «О NQTTCN — Национальной сети цветных квир- и транс-терапевтов» . nqttcn.com . Проверено 17 апреля 2022 г.
  58. ^ Уильямс, Р.Л. (2008). История Ассоциации чернокожих психологов: профили выдающихся чернокожих психологов . АвторДом. п. 167. ИСБН  978-1-4343-9663-1 . Проверено 4 сентября 2022 г.
  59. ^ Зулу, Итибари М. (15 октября 2014 г.). «Нозология Азибо: интервью с Дауди Аджани и Азибо» . Журнал панафриканских исследований . 7 (5): 171–177. ISSN   0888-6601 . Гейл   А391596938 .
  60. ^ « Отец черной психологии»: доктор Чарльз В. Томас II» . 19 февраля 2016 года . Проверено 4 сентября 2022 г.
  61. ^ Jump up to: а б «Выдающийся психолог: Джозеф Уайт, доктор философии» . Американская психологическая ассоциация . 2012 . Проверено 17 апреля 2022 г.
  62. ^ «Джозеф Л. Уайт» . сенат.университет Калифорнии.edu . Проверено 17 апреля 2022 г.
  63. ^ «Фэй Белгрейв, доктор философии» . Центр культурного опыта в профилактике .
  64. ^ "Кто я" . Кевин Кокли .
  65. ^ «Шерил Гриллс, доктор философии» . Университет Лойолы Мэримаунт .
  66. ^ «Выдающийся психолог: Линда Джеймс Майерс, доктор философии» . Американская психологическая ассоциация .
  67. ^ «Хелен Невилл» . Департамент афроамериканских исследований . Университет Иллинойса Урбана-Шампейн.
  • Белгрейв, ФЗ, и Эллисон, К.В. (2010). Введение в афроамериканскую психологию. Афроамериканская психология: от Африки до Америки (2-е изд.). Тысячи дубов, Калифорния. 1-25.
  • Кусумано, Д. (2008). Глобализация общей психологии (с африканским акцентом). Грант раздела VI , 1–8.
  • Холлидей, Б.Г. (2009). История и видение афроамериканской психологии: множество путей к месту, пространству и авторитету. Культурное разнообразие и психология этнических меньшинств , 15 (4), 317–337.
  • Гатри, Р.В. (1998). Даже крыса была белой (2-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.
  • Уиттен, Л. (1993). Внедрение психологии черных во вводный курс психологии. Преподавание психологии , 20 (1), 13–21.
  • Ошоди, Дж. Э. (1996). Место спиритуализма и древней Африки в американской психологии. Журнал исследований чернокожих , 27 (2), 172–182.
  • О. (2022). Терапия для чернокожих девушек. https://therapyforblackgirls.com/about/
  • О NQTTCN. (2022). Национальная сеть цветных квир- и транс-терапевтов. https://nqttcn.com/en/about-nqttcn/
  • Известный психолог, Джозеф Уайт, доктор философии. (2012). Американская психологическая ассоциация. https://www.apa.org/pi/oema/resources/ethnicity-health/psychologies/white
  • Памяти Джозефа Л. Уайта. (2022). Калифорнийский университет: Академический сенат. https://senate.universityofcalifornia.edu/in-memoriam/files/joseph-white.html
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84d004810aa887f2f2c0e0d347ec254d__1720654260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/4d/84d004810aa887f2f2c0e0d347ec254d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Black psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)