Jump to content

Джон Мбити

Джон Мбити
Рожденный
Джон Сэмюэл Мбити

( 1931-11-30 ) 30 ноября 1931 г.
Муланго , Кения
Умер 5 октября 2019 г. (05.10.2019) (87 лет)
Бургдорф , Швейцария
Национальность Кенийский
Супруг Верена Мбити-Зигенталер
Церковная карьера
Церковь Англиканская церковь
Рукоположен 1963
Академическое образование
Альма-матер
Диссертация Христианская эсхатология в отношении евангелизации племенной Африки (1963)
Академическая работа
Дисциплина
Школа или традиция
Учреждения
Известные работы Африканские религии и философия (1969)
Под влиянием

Джон Сэмюэл Мбити (1931–2019) был христианским философом и писателем кенийского происхождения. Он был рукоположенным англиканским священником и считается «отцом современного африканского богословия».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джон Мбити родился 30 ноября 1931 года в Муланго, округ Китуи , восточная Кения. Его родителями были два фермера, Самуэль Мутуви Нгаанги и Валеси Мбанди Киимба; Он был одним из шести детей и вырос в сильной христианской среде. Его христианское воспитание способствовало его образовательному путешествию по Африканской внутренней церкви. Он учился в средней школе Alliance в Найроби и продолжил свое образование в Университетском колледже Макерере, который окончил в 1953 году. Мбити продолжил свое академическое образование в США и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1956 году и степень бакалавра теологии в 1957 году в Баррингтон-колледже. , христианская гуманитарная школа в Род-Айленде . Затем он получил степень доктора философии по теологии в Кембриджском университете , который окончил в 1963 году. [4] Его докторская работа под руководством CFD Moule была направлена ​​на ответ на вопрос: «Как можно эффективно евангелизировать африканские общества, чтобы христианская вера могла глубоко и прочно проникнуть на африканскую почву?» [5]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

Мбити преподавал религию и теологию в Университете Макерере , Уганда, с 1964 по 1974 год, а затем был директором церквей Всемирного совета Экуменического института в Богис-Босси , Швейцария. Он занимал должность приглашенного профессора в университетах по всему миру и публиковал обширные публикации по философии, теологии и африканским устным традициям . [6]

Основополагающая книга Мбити «Африканские религии и философия» (1969) была первой работой, бросившей вызов христианскому предположению о том, что традиционные африканские религиозные идеи были «демоническими и антихристианскими». [7] Его сочувственное отношение к традиционным религиям было основано на обширной полевой работе. Мбити ясно дал понять, что его интерпретация этих религий основывается на строго христианской перспективе, и этот аспект его работы иногда подвергался резкой критике. [8] [9]

Научные интересы Мбити включали богословие в Африке и Азии, а также экуменизм . Он также участвовал в работе над книгой африканских пословиц , собранных со всего континента.

С 2005 года и до своей смерти в 2019 году Мбити был почетным профессором Бернского университета и приходским служителем на пенсии в городе Бургдорф , Швейцария. [10] Он был женат на Верене Мбити-Зигенталер, имел четверых детей и пятерых внуков. [11] Мбити умер в Бургдорфе 5 октября 2019 года. [12] [13]

Религиозная работа

[ редактировать ]

После окончания Кембриджского университета он был рукоположен в сан англиканского священника англиканской церкви . Он служил приходским священником в Англии, пока не вернулся в Макерере в 1964 году, чтобы преподавать традиционные африканские религии. С 1980 по 1996 год Мбити был приходским служителем в Бургдорфе , Швейцария, и одновременно преподавал с 1983 года в Бернском университете. [14]

Академическая работа

[ редактировать ]

Мбити вернулся в Университет Макерере, где преподавал африканскую традиционную религию с 1964 по 1974 год. Во время учебы здесь он написал свою первую книгу « Африканские религии и философия» (1969). В своей первой книге он сосредоточил основное внимание на том, чтобы бросить вызов широко распространенному мнению о том, что традиционные африканские религии уходят корнями в демонические антихристианские ценности, и подчеркнуть, что традиционные африканские религии заслуживают такого же уважения, как христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Он основывал свое утверждение на знании того, что в Библии Бог является создателем всего сущего, а это означает, что Бог открыл Себя всему сущему. Мбити мало что знал об африканской традиционной религии, поскольку он не знал о предыдущих лекциях, посвященных ее основам, из-за глубоких устных традиций таких религий. Он провел собственное исследование, чтобы преподавать в классе. Проводя полевые исследования, он собрал идеи более чем 300 африканских народов и племен. Когда студенты попросили его собрать сборник своих исследований, он вынудил его объединить свои заметки и лекции в свою первую книгу, которая была опубликована в 1969 году. После своей карьеры в Макерере он занимал должности приглашенного профессора в университетах по всему миру, где продолжал публиковать книги. по философии, теологии и африканским устным традициям. [4]

С 1974 по 1980 год Мбити был директором Экуменического института Босси Всемирного совета церквей. Он провел серию влиятельных конференций, посвященных межкультурной теологии. Его целью было собрать вместе африканских, азиатских и других богословов для экуменической встречи и диалога. Первая конференция в июне 1976 года была посвящена вкладу Африки и Азии в современное богословие. На конференции присутствовало более 80 участников. Его вторая, более известная конференция «Исповедование Христа в разных культурах» состоялась в Босси в июле 1977 года. На этой конференции присутствовало более 100 человек, собравшихся из 35 разных стран. Были дискуссии о том, как человек может перейти от контекстуального к универсальному исповеданию Христа, и подчеркивалось, как исповедание может найти выражение в литургии и богослужении. Его третья конференция была посвящена «Теологии коренных народов и Вселенской церкви».

Выйдя на пенсию с должности приходского священника (1996 г.) и преподавателя университета (2005 г.) в Швейцарии, Мбити перевел весь Новый Завет из оригинальных рукописей на греческом и иврите на свой родной язык кикамба , язык банту, на котором говорит народ камба в Кении (и Танзания).

Среди многочисленных престижных наград и почетных докторских степеней, полученных Мбити, Англиканская церковь Южной Африки удостоила Мбити Премии архиепископа за мир и справедливость во время празднования его жизни и творчества в Стелленбошском университете, Южно-Африканская Республика, в ноябре 2016 года.

Результаты африканской традиционной религии

[ редактировать ]

Мбити в своей книге пытается проанализировать истоки африканской традиционной религии, в частности, изучая устные традиции. Религия игбо — одна из традиционных африканских религий, которую исследовал Мбити; их традиции уходят корнями в их культуру. Полученная властями устно, эта традиция передавалась из поколения в поколение посредством одного и того же устного процесса. Их традиции вращаются вокруг в высшей степени онтологических явлений, заставляя их последователей подвергать сомнению их существование и бытие. В рамках своей традиционной жизни люди погружались в религиозное участие, которое, по их мнению, начинается еще до их рождения и продолжается после их смерти. Религиозная жизнь игбо связана с их предками и с теми, кто еще не родился, создавая мистический континуум. Религия игбо полностью воплощает в себе все характеристики традиционной мировой религии, включая ее верования, священные мифы, устные качества, сильное обращение к сердцам ее последователей, высокую степень ритуализации и наличие многочисленных священников, таких как исполняющие обязанности старейшины, короли. , жрецы и прорицатели. Религия игбо отличается от нетрадиционных прозелитских религий, поскольку в ней нет старейшин, которые выполняют миссионерскую работу, и людей, которые не проповедуют свою религию другим. Они верят в высшее существо, которое считается повелителем мира и всех его обитателей.

Мбити также обнаружил, что религия игбо считает, что когда человек умирает, его душа или дух блуждает, пока тело не будет надлежащим образом похоронено. Этот период ожидания называется переходным периодом умершего. Христианство пришло на землю игбо в 1857 году, посеяв среди игбо страх, что, если они станут христианами, их бог принесет им катастрофу. Другие также отказались принять христианство, поскольку считали, что христианские миссионеры пришли сюда, чтобы уничтожить религию игбо. Христиане нападали на традиционную песенную музыку и танцы религии игбо, считая их аморальными. Это, возможно, способствовало возникновению религиозного конфликта между игбо и христианами и созданию впечатления, что традиционные африканские религии основаны на антихристианских верованиях. Старейшины просто защищали свои традиции. Одной из самых известных цитат Мбити в его книге «Африканские религии и философия» было: «Где бы ни был африканец, там есть религия». [15]

Мбити подвергся критике со стороны угандийского писателя Окота п'Битека за то, что он изложил свои аргументы в интеллектуальных терминах, установленных Западом. В частности, его самая большая критика заключалась в том, что африканские космологии в конечном итоге совпадают с христианскими взглядами на Бога как всемогущего, вездесущего и вечного. П'Битек написал в своей книге «Африканские религии в западной науке» , что традиционные африканские религии неузнаваемы для простых африканцев, живущих в сельской местности. По словам Дерека Петерсона, профессора истории и африканистики Мичиганского университета , Мбити якобы так и не ответил на критику . [16]

Точно так же Ценай Серекеберхан отнес Мбити к традиции этнофилософии и утверждал, что Мбити пытается «подставить внутреннюю сущность африканца подрывному взгляду христианина, мусульманина или модернизирующегося европеизированного африканца». [17]

Работает

[ редактировать ]
  • Истории Акамбы . Оксфордская библиотека африканской литературы. Издательство Оксфордского университета (декабрь 1966 г.). ISBN   0-19-815120-9
Этот труд состоит из около 80 различных историй разного рода, основанных на сказках Камбы. В Кикамбе, переведенных и отредактированных на английский язык, остались только два. Они углубляются в жизнь и общество камба, язык кикамба, а также в детализированную природу историй и контексты, в которых они рассказываются. Для обычного читателя они могут вывести не что иное, как сборник приятных африканских народных сказок.
  • Стихи о природе и вере . Поэты Африки. Восточноафриканское издательство (1969).
Сборник стихов африканских поэтов.
В первой книге Мбити систематически рассматривается мнение о том, что традиционные африканские религии коренятся в антихристианских верованиях. Он переработал книгу, включив в нее роль женщин в религии.
Африканские народы не являются религиозно неграмотными; в этой книге представлена ​​часть их традиционной религиозной и философской мудрости, собранной от более чем 270 разных народов и племен. Он содержит систематическое исследование практически всей информации, которую автор смог найти в письменной и иной форме об размышлениях африканцев о Боге. На это отражение, естественно, влияют географические, исторические, культурные и социально-политические факторы.
  • Эсхатология Нового Завета на африканском фоне . Издательство Оксфордского университета (март 1971 г.). ISBN   0-19-821659-9
Эта книга представляет собой исследование эсхатологии Нового Завета на африканском фоне: исследование встречи между богословием Нового Завета и традиционными африканскими концепциями.
В этой книге рассматривается подборка африканских пословиц, чтобы показать религиозные и этические практики, передаваемые через устную традицию.
Углубленный взгляд на медитативные ритуалы афроамериканского христианства, заклинания и молитвы, связанные с божественной силой.
  • Библия и теология в африканском христианстве . Издательство Оксфордского университета (апрель 1987 г.). ISBN   0-19-572593-X
  • Африканские пословицы . Претория: UNISA Press (1997).
  • Библия Кикамба - Утианио Мвеу Ва Мвияи Йесу Килисто (Новый Завет Господа Иисуса Христа), (декабрь 2014 г.) Литературное бюро Кении.
  1. ^ Ватадза, Мхазо (2016). Критическая оценка африканского коммунитаризма для экологического благополучия (магистерская диссертация). Университет Южной Африки. стр. 27–29. HDL : 10500/21210 .
  2. ^ Мтунусе, Пол Тобиас (2013). Право на конфиденциальность в контексте ВИЧ/СПИДа (диссертация доктора юридических наук). Университет Южной Африки. п. 183. HDL : 10500/11864 .
  3. ^ Вахякангас, Мика (2016). «Обзор книги от исторической к критической постколониальной теологии: вклад Джона С. Мбити и Джесси Н.К. Мугамби Роберта С. Хини ». Обмен . 45 (3): 309. дои : 10.1163/1572543X-12341409 . ISSN   1572-543X .
  4. ^ Jump up to: а б Нзвили, Фредрик (8 октября 2019 г.), «Кения оплакивает покойного профессора Сэмюэля Джона Мбити» , Всемирный совет церквей.
  5. ^ Джон С. Мбити, «Христианская эсхатология в отношении евангелизации племенной Африки», докторская диссертация (Кембриджский университет, 1963), 1 см. 46, 286; Роберт С. Хини , От исторической к критической постколониальной теологии (Юджин: Пиквик, 2015), 62–93.
  6. ^ Heinemann. Архивировано 10 октября 2007 г. в Wayback Machine. Биография автора. Проверено 23 марта 2006 г.
  7. ^ Мбити, Джон (1980). «Встреча христианской веры и африканской религии» . Христианский век (27 августа – 3 сентября): 817–820 гг. Архивировано из оригинала 31 марта 2006 года . Проверено 23 марта 2006 г. Онлайн-версия опубликована Religion Online.
  8. ^ Калумба, Кибуджо М (март 2005 г.). «Новый анализ «концепции времени» Мбити ». Философия Африканская . 8 (1): 11–20. дои : 10.5840/philafricana20058111 .
  9. ^ Инглиш, Паркер (март 2006 г.). «Калумба, Мбити и традиционная африканская концепция времени». Философия Африканская . 9 (1): 53–56. дои : 10.5840/philafricana20069111 .
  10. ^ «Университет Берна» . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 23 марта 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) Биография академического персонала (на немецком языке). Проверено 23 марта 2006 г.
  11. ^ «Мбити, Джон Сэмюэл» , Словарь африканских христианских биографий . [ мертвая ссылка ] .
  12. ^ вечер, Майкл Мусёка, 6 октября 2019 г. - 1:16 (6 октября 2019 г.). «Знаменитый кенийский ученый умер в Швейцарии» . Kenyans.co.ke . Проверено 6 октября 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Сандомир, Ричард (24 октября 2019 г.). «Джон Мбити, 87 лет, умер; пробитые мифы об африканских религиях» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 октября 2019 года . Проверено 28 октября 2019 г.
  14. ^ «ВСЦ чтит жизнь бывшего директора Босси Джона Сэмюэля Мбити» , Всемирный совет церквей, 8 октября 2019 г.
  15. ^ Океке, Чуквума О.; Ибенва, Кристофер Н.; Океке, Глория Точукву (2017). «Конфликты между африканской традиционной религией и христианством в Восточной Нигерии: пример игбо» . СЕЙДЖ Открыть . 7 (2): 215824401770932. doi : 10.1177/2158244017709322 .
  16. ^ Сандомир, Ричард (24 октября 2019 г.), «Джон Мбити, 87 лет, умер; пробитые мифы об африканских религиях» , The New York Times . См. Хини, Постколониальная теология, 119–125.
  17. ^ Африканская философия: основные чтения . Ценай Серекеберхан (Первое изд.). Сент-Пол, Миннесота. 1991. ISBN  1-55778-309-8 . ОСЛК   21407072 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хили, Джозеф 2020. Дань уважения Джону С. Мбити. Притчи 37:405-424
  • Олупона, Джейкоб К.; Сулейман С. Ньянг (май 1998 г.). «Религиозное плюрализм в Африке: очерки в честь Джона С. Мбити». Журнал религии в Африке . 28 (глава 2). БРИЛЛ: 247–250. дои : 10.2307/1581722 . JSTOR   1581722 .
  • Калумба, Кибуджо М; Инглиш, Паркер, ред. (1996). Африканская философия: классический подход . Прентис Холл. ISBN  0-13-323726-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eab37d31af87dbf46ccf595d629a1707__1712612820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/07/eab37d31af87dbf46ccf595d629a1707.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Mbiti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)