Африканская теология
Африканская теология — это христианская теология с точки зрения африканского культурного контекста. Ее следует отличать от черной теологии , которая возникла в контексте Америки и Южной Африки и более тесно связана с теологией освобождения . Хотя на африканском континенте существуют древние христианские традиции, в современный период христианство в Африке находилось под значительным влиянием западных форм христианства, возникших в результате европейской колонизации . [ 1 ]
Терминология
[ редактировать ]Черная теология и африканская теология возникли в разных социальных контекстах с разными целями. Черная теология развивалась в Соединенных Штатах и Южной Африке , где главной заботой была оппозиция расизму и освобождение от апартеида , в то время как африканская теология развивалась на более широком континенте, где главной заботой была коренизация христианского послания. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]В середине 20 века зародилось африканское богословие как теологическая область. [ 3 ] Это движение начало протестовать против негативных колониальных и миссионерских интерпретаций религии и культуры Африки. Понимая, что теология — это контекстуальный феномен, африканские христиане начали читать Библию , используя свою собственную культурную призму, что, конечно, привело к некоторым интерпретациям, которые не всегда согласовывались с тем, как интерпретирует вещи западная теология . Таким образом, африканское богословие стоит на плечах первых африканских независимых церквей , которые отделились от миссионерских церквей в конце 19-го или начале 20-го века. Африканская теология занимается формированием христианства по-африкански, адаптируя и используя африканские концепции и идеи. [ 4 ]
Африканские богословы, такие как Чарльз Ньямити , Боладжи Идову , Джон Мбити и Квеси Диксон , дали анализ и интерпретацию африканской традиционной религии и указали на ее связь с христианской верой. Ламин Санне и Кваме Бедиако доказывали важность разговорного языка Библии и теологии. Кваме Бедиако и Джон Поби разработали африканскую христологию с точки зрения предков.
Существует также движение африканских женщин-богословов , организованное в Круг обеспокоенных африканских женщин-богословов , созданное в 1989 году. [ 5 ] Ганским Одуйойе милосердием Амбой . Сегодня это движение сотен женщин-богословов из нескольких африканских стран и разного религиозного происхождения. Генеральными координаторами кружка были Одуйойе, Мусимби Каньоро , Изабель Апаво Фири , малавийец Фулата Мойо , а в настоящее время Муса Дубе . [ 6 ]
Использование традиционной культуры и религии африканской теологией вызывает беспокойство у некоторых консервативных христиан. Евангелисты, такие как Бьянг Като, утверждают, что такое взаимодействие приводит к религиозному синкретизму. [ 7 ] Африканские пятидесятники также считали традиционную культуру хранительницей идолопоклонства и оккультизма. [ 8 ] Однако в последнее время евангелисты начали бороться за разработку христианской теологии, учитывающей африканский контекст. В этом направлении африканские евангелисты взяли на себя инициативу по разработке африканского библейского комментария . [ 9 ] Хотя это не критический комментарий, он показывает стремление африканских евангелистов рассмотреть традиционные и современные проблемы Африки с евангелической точки зрения. Во-вторых, африканские евангелисты также взяли на себя инициативу в разработке христианской этики и текстов по систематическому богословию , которые затрагивают различные проблемы, с которыми сталкивается большинство африканских христиан. Например, Самуэль Кунхиоп рассматривал христианскую этику и систематическое богословие с точки зрения африканских евангелистов. [ 10 ] Точно так же Мэтью Майкл занимался систематическим богословием с точки зрения африканских традиций . [ 11 ]
Более того, считается, что акцент на традициях ограничивает африканское богословие. Это не позволяет теологии реагировать на меняющуюся природу культуры, особенно в свете растущего использования цифровых технологий . [ 12 ] [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Парратт 1995 .
- ^ Марти 2009 , стр. 1–2.
- ^ Фретхайм 2018 , стр. 33, 45.
- ^ Нвибо 2010 .
- ^ Пембертон 2003 , с. 6.
- ^ «Профиль» . Круг обеспокоенных африканских женщин-богословов. Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ^ Като 1975 .
- ^ Quayesi-начало 2015 г. , с. 18.
- ^ Адейемо 2010 .
- ^ Кунхиоп 2008 .
- ^ Майкл 2013 .
- ^ К 2022 году .
- ^ Чекпо 2022 .
Библиография
[ редактировать ]- Адейемо, Токунбо, изд. (2010). Африканский библейский комментарий: однотомный комментарий, написанный 70 африканскими учеными (2-е изд.). Даунерс-Гроув, Иллинойс: Зондерван. ISBN 978-0-310-29187-9 .
- Агана, Агана-Нсиире (март 2022 г.). «Переосмысление африканского богословия в свете развивающейся цифровой культуры» . Исследования мирового христианства . 28 (1): 87–109. дои : 10.3366/swc.2022.0372 . S2CID 247077128 .
- Фретхайм, Сара Дж. (2018). Кваме Бедиако и африканские христианские стипендии: новый религиозный дискурс в Гане двадцатого века . Юджин, Орегон: Cascade Books. ISBN 978-1-4982-9905-3 .
- Като, Бьянг (1975). «Евангелие, культурный контекст и религиозный синкретизм» (PDF) . В Дугласе, Джей Ди (ред.). Пусть Земля услышит Его Голос . Миннеаполис: Всемирные публикации. стр. 1216–1228.
- Кунхиоп, Сэмюэл Вадже (2008). Африканская христианская этика . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 978-9966-805-36-2 .
- Марти, Эммануэль (2009). Африканская теология: инкультурация и освобождение . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. ISBN 978-1-60899-125-9 .
- Майкл, Мэтью (2013). Христианская теология и африканские традиции . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. ISBN 978-1-62189-643-2 .
- Нвибо, Джозеф (2010). «Краткая заметка о необходимости африканского христианского богословия». Курс религиозного образования (CGO-HBO).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Парратт, Джон (1995). Новое изобретение христианства: африканское богословие сегодня . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans Publishing Co. ISBN издательства 978-0-8028-4113-1 .
- Пембертон, Кэрри (2003). Круговое мышление: африканские женщины-богословы в диалоге с Западом . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-474-0131-5 .
- Куайеси-Амакье, Джозеф (2015). «Ганские пятидесятники и причины зла» (PDF) . Электронный журнал религиозных и теологических исследований . 1 (1): 1–29.
- Цекпо, Кристиан (март 2022 г.). «Изменение метафор в африканском богословии: влияние цифровых культур» . Исследования мирового христианства . 28 (1): 71–86. дои : 10.3366/swc.2022.0371 . S2CID 247073364 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эверс, Джордж (1999). «Африканская теология ». В Фальбуше, Эрвин; Лохман, Ян Милич; Овца, Джон ; Пеликан, Ярослав ; Вишер, Люк (ред.). Энциклопедия христианства Том. 1. Бромили, Джеффри В. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательская компания Б. Эрдманс. стр. 100-1 30–31 . дои : 10.1163/2211-2685_eco_A115 . ISBN 978-0-8028-2413-4 . S2CID 240792297 .
- Ховард, Кевин Л. «Современные евангелические африканские богословы: учебник для начинающих» . Не нужно беспокоиться . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 20 января 2020 г.
- Музорева, Гвиньяи Х. (2000) [1987]. Истоки и развитие африканской теологии . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. ISBN 978-1-57910-339-2 .
- Окума, Питер (2002). На пути к африканской теологии: контекст игбо в Нигерии . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 978-3-0352-6058-8 .