Лукас Вишер (теолог)
Люк Вишер | |
---|---|
![]() Лукас Вишер в марте 2008 года | |
Рожденный | 23 ноября 1926 г. |
Умер | 11 марта 2008 г. | (81 год)
Национальность | швейцарский |
Супруг |
Барбара Шмидт |
Дети | 4 |
Лукас Вишер (родился 23 ноября 1926 года в Базеле , Швейцария ; умер 11 марта 2008 года в Женеве , Швейцария) — швейцарский реформатский теолог . С 1961 года он был секретарем по исследованиям Всемирного совета церквей (ВСЦ) Комиссии веры и устройства в Женеве, а с 1966 по 1979 год — директором комиссии. С 1980 по 1992 год он возглавлял протестантское бюро экуменизма в Швейцарии и преподавал экуменическое богословие на богословском факультете Бернского университета. С 1982 по 1989 год он был модератором богословского отдела Всемирного альянса реформатских церквей (WARC), а с 1982 по 2008 год — модератором программной комиссии Международного реформатского центра Джона Нокса в Женеве. В эти годы экологическая ответственность Церквей стала центром его работы.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Ранние годы в Базеле, 1926–1953 гг.
[ редактировать ]Семья Лукаса Фишера с обеих сторон играла роль в общественной жизни Швейцарии. Он родился 23 ноября 1926 года, вырос в Базеле и был младшим из четырех детей и посещал там гуманистическую гимназию («Humanistisches Gymnasium»). После пробного семестра права и истории с 1946 года Фишер изучал теологию в университетах Базеля, Страсбурга и Геттингена . Он завершил свое высшее образование, проучившись в Оксфорде и защитив докторскую диссертацию под руководством Оскара Куллмана об отце Церкви Василии Великом (1953). [ 1 ]
Приходское служение в Херблингене/Шаффхаузене, 1953–1961 гг.
[ редактировать ]В 1953 году Лукас Фишер женился на докторе права докторе Барбаре Шмидт и начал свое служение в приходе Херблинген недалеко от Шаффхаузена , где у них родились четверо детей. В кантоне Шаффхаузен Вишер принял участие в создании внутренней протестантской организации, которая впоследствии стала Рабочей группой христианских церквей в Швейцарии, и стал делегатом Экуменической комиссии Федерации протестантских церквей Швейцарии.
Параллельно со своими приходскими обязанностями Вишер защитил докторскую диссертацию («Абилитация») «История толкования 1 Кор. 6:11». Отказ от права и посредничество» в 1955 году (оригинальное немецкое название: «История толкования 1 Кор. 6:1-11. Отказ от права и арбитраж»).
В 1956 году Вишер вступил в контакт со Всемирным советом церквей (ВСЦ) в связи с заседанием Центрального комитета ВСЦ в Венгрии . Его целью было указать на подавление представителей церкви в Венгрии. ВСЦ нанял его переводчиком для этой встречи. Вскоре после этого Вишер получил свою первую официальную должность преподавателя аспирантуры Экуменического института Босси под Женевой. После выдвижения кандидатуры генеральным секретарем ВСЦ Виллемом Адольфом Виссер'т Хоофтом Вишер был избран секретарем по исследованиям Комиссии веры и порядка ВСЦ (1960). [ 2 ] [ 3 ]
Всемирный совет церквей (ВСЦ) в Женеве, 1961–1979 гг.
[ редактировать ]Начало работы Лукаса Вишера в ВСЦ совпало с 3-й Ассамблеей ВСЦ в Нью-Дели в 1961 году. Эта Ассамблея существенно изменила экуменическое движение: Международный миссионерский совет (ММС) и ВСЦ объединились; Православные Церкви России , Болгарии , Румынии и Польши присоединились и создали важное православное присутствие; несколько «молодых» церквей в южном полушарии расширили международный спектр, а наблюдатели от Римско-католической церкви впервые посетили ассамблею.
Основная цель Комиссии «Вера и устройство», где Лукас Фишер занимал должность секретаря по исследованиям, а с 1966 года — директора, заключалась в следующем: «Движение за веру и устройство является неотъемлемой частью Всемирного совета церквей. Его целью всегда было «провозгласить единство Церкви Иисуса Христа и призвать церкви к цели видимого единства». Эта цель в основном преследуется посредством учебных программ, которые затрагивают те богословские вопросы, которые разделяют церкви. […] Основным методом работы «Веры и порядка» являются консультации во всех частях мира, на которых обсуждаются и рассматриваются вопросы, разделяющие Церкви. […] Ответственным за организацию этих консультаций и публикацию результатов этих встреч является Секретариат Комиссии веры и устройства Всемирного совета церквей в Женеве». [ 4 ]
Экуменические отношения
[ редактировать ]Лейенбергское согласие – Церковные союзы – Мировые конфессиональные организации
[ редактировать ]Вскоре после того, как Лукас Вишер начал работать в Женеве, его попросили сопровождать беседы между лютеранами и реформатами, начавшиеся в 1955 году, на европейском уровне. Было заявлено, что осуждения прошлого «уже не связаны с сегодняшним учением». В 1973 году после десяти лет работы было принято Лойенбергское соглашение и ратифицировано руководящими органами участвующих Церквей. Это привело к образованию Сообщества протестантских церквей Европы (CPCE) в 2003 году. [ 5 ]
Сопровождение переговоров на переговорах церковных союзов также было частью работы «Веры и Миропорядка», а также отношений с мировыми конфессиональными организациями и их двусторонних диалогов – контакты с мировыми конфессиональными организациями имели целью интегрировать их деятельность в экуменическое движение. . [ 6 ]
Отношения с православными церквями
[ редактировать ]В рамках ВСЦ Лукас Вишер поддерживал отношения с Православными Церквами России, Сербии, Болгарии, Польши и Армении, а также с Вселенским Патриархом I. Афинагором В последующие годы для него особенно важными стали отношения с Патриархом Грузии Илией II . Отношения с коммунистической Восточной Европой включали постоянную защиту прав человека и свободы религии. [ 7 ] В контексте России особое значение имело сотрудничество с представителем Московского Патриарха при ВСЦ, русским православным богословом Виталием Боровым. В 1964 году Лукас Вишер организовал вместе с Виталием Боровым и другими православными коллегами диалог между богословами восточной и восточно-православной традиций с целью работы над преодолением 1500-летнего раскола. [ 8 ]
Второй Ватиканский собор и отношения с Римско-католической церковью
[ редактировать ]Лукас Вишер привлек международное внимание как официальный наблюдатель ВСЦ на Втором Ватиканском соборе 1962–1965 годов. В те времена Римско-Католическая Церковь открылась для сотрудничества с другими Церквами посредством Декрета об экуменизме. «Совместная рабочая группа» ВСЦ и Римско-католической церкви начала свою работу в 1965 году, а Лукас Вишер был одним из двух ее секретарей до 1979 года. [ 9 ] Группа исследовала вопросы взаимоотношений между Единством и Властью, а также католичеством и апостольством в Церкви и подготовила ежегодные материалы для Недели молитвы о христианском единстве . [ 10 ]
Экуменические ассамблеи и исследования церковного единства
[ редактировать ]Единство всех в каждом месте
[ редактировать ]Генеральная ассамблея ВСЦ в Нью-Дели в 1961 году имела особое значение из-за своего Заявления о единстве. В Заявлении говорится о «полностью преданном общении» «всех в каждом месте», которые объединены «крещением в Иисуса Христа» и «преломлением одного хлеба», исповеданием Его «Господом и Спасителем» и «держанием единая апостольская вера», «проповедуя единое Евангелие» и «присоединяясь к общей молитве», а также «ведя совместную жизнь, охватывая свидетельство и служение всем». И «в то же время [они] объединены со всем христианским сообществом во всех местах и во все времена таким образом, что служение и члены принимаются всеми, и что все могут действовать и говорить вместе, когда того требуют обстоятельства, для решения задач, которые Бог призывает Свой народ». [ 11 ] Каким образом этого добиться, оставалось открытым.
Убежденный, что для достижения полностью преданного общения можно извлечь уроки из методов ранних христианских Соборов, Лукас Вишер, еще находясь в Нью-Дели, начал исследовательскую работу о Советах. [ 12 ] [ 13 ]
Группа патристических исследований, группа с активным православным участием, начала свою работу в 1962 году. [ 14 ] Формула единства Нью-Дели получила дальнейшее развитие на Четвертой Всемирной конференции по вере и порядку 1963 года в Монреале и на конференции Комиссии в Орхусе в 1964 году.
Крещение, Евхаристия, служение и другие исследования
[ редактировать ]Работа над служением и таинствами была частью программы «Веры и порядка» со времени первой Всемирной конференции в 1927 году. Одной из задач Лукаса Фишера было продолжать эту работу. Подход Комиссии к разделению в Евхаристии отражен в Отчете Секции Единства в Нью-Дели 1961 г.: «Всякий раз, когда существующие убеждения допускают более прямой прогресс в направлении межобщения между Церквами, это следует делать, не дожидаясь консенсуса и общих действий. в экуменическом движении в целом». [ 15 ] В вопросе служения церковные традиции также находились достаточно далеко друг от друга, но в процессе изучения было достигнуто замечательное сближение богословских позиций. Для Лукаса Вишера было важно провести широкий процесс консультаций, чтобы облегчить принятие документа церквями-членами. Вскоре после его выхода из ВСЦ на пленарном заседании Комиссии в Лиме в 1982 году была принята Декларация о сближении «Крещение, Евхаристия и служение». [ 16 ]
Дальнейшие исследования в эти годы были связаны с традицией и традициями; авторитет Библии; Халкидонский собор и его значение для экуменического движения; поклонение сегодня; Дух, порядок и организация, а также общее свидетельство и прозелитизм. [ 17 ]
Единство Церкви – Единство Человечества
[ редактировать ]В свете человечества, раздираемого расизмом, нищетой, несправедливостью, войной и революционным насилием, Генеральная Ассамблея ВСЦ в Уппсале в 1968 году разработала концепцию Церкви как символа грядущего единства человечества. В нем описывалось «единство всех христиан в каждом месте» как «истинно всеобщая, вселенская, соборная форма совместной жизни и свидетельства». «Члены Всемирного совета церквей, преданные друг другу, должны работать ради того времени, когда подлинно универсальный совет снова будет говорить от имени всех христиан и указывать путь в будущее». [ 18 ]
В 1971 году – три года спустя – Лукас Фишер отмечает в предисловии к отчету о конференции «Вера и устройство» в Лувене : «Лувенскую встречу вполне можно рассматривать как решающий поворотный момент в истории движения «Вера и устройство». […] [Потому что] здесь Комиссия впервые обсудила вопрос единства в новом контексте. Было ясно, что единство Церкви больше не ставится под сомнение только конфессиональными различиями. Церкви должны воплотить в жизнь общение, данное им во Христе среди нынешних дебатов. Как они могут быть знаками присутствия Христа сегодня? На этот вопрос можно будет ответить только в том случае, если Церкви решительно займутся богословскими вопросами, возникающими в связи с нынешней ситуацией в мире. Прежде всего, на него можно будет ответить только в том случае, если они попытаются еще раз дать отчет о смысле своего существования, о том, что делает их Церковью». [ 19 ]
В последующие годы всеобъемлющее исследование «Единство Церкви – Единство человечества» развило это понимание дальше. [ 20 ] Для этой работы они стремились расширить сотрудничество с другими отделами ВСЦ. [ 21 ] Примером могут служить исследования о роли людей с ограниченными возможностями и об общении женщин и мужчин в Церкви. [ 22 ] [ 23 ]
Учитывая несправедливость во всем мире, в 1968 году Лукас Вишер вместе с Максом Гейгером и Андре Билером разработал концепцию политики развития «Бернскую декларацию» (сегодня: «Общественное внимание»). Его публичная пропаганда против апартеида и антирасистской программы ВСЦ привела к изгнанию Вишера режимом апартеида в 1974 году. [ 24 ]
Межрелигиозные вопросы теперь также рассматривались в контексте Единства Человечества. В 1968 году Вишер организовал первый мусульманско-христианский диалог ВСЦ в Картиньи недалеко от Женевы. [ 25 ] Церкви «должны задать себе вопрос… как Бог присутствует в истории всего человечества, как особенно следует понимать роль различных религий и идеологий в контексте истории Бога». [ 26 ]
Соборное братство
[ редактировать ]Концепция «соборного братства» стала официальной на 5-й Генеральной ассамблее ВСЦ в Найроби в 1975 году: «Единую Церковь следует рассматривать как соборное братство поместных церквей, которые сами по себе действительно едины. В этом соборном общении каждая поместная церковь обладает в общении с другими полнотой соборности […] [ 27 ]
С самого начала не только свидетельство и служение имели большое значение для экуменического движения, но и молитва. Поэтому Ассамблея предложила поощрять молитвы церквей и общин со всего мира друг за друга. В 1978 году «Вера и порядок» создали «Экуменический молитвенный цикл», чтобы поддержать общины в этом. [ 28 ]
Счет надежды
[ редактировать ]Чтобы «сделать исповедальную форму поиска единства видимой», Лукас Вишер инициировал исследование «Отчет в надежде, которая в нас» (1971). Христиане и церковные группы во многих странах участвовали в процессе, свидетельствуя о своей особой надежде, который занял многие годы. Получившийся в результате исповедальный текст был принят Всемирной конференцией «Вера и устройство» 1978 года в Бангалоре . Это исследование «установило веху» в истории Комиссии, сказал, оглядываясь назад, генеральный секретарь ВСЦ Эмилио Кастро. [ 29 ] Забегая вперед: в 1983 году Лукас Вишер больше не служил в ВСЦ, но он был глубоко привержен «Согласному процессу взаимных обязательств (Пакту) о справедливости, мире и целостности творения» 6-й Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере . [ 30 ] Он был членом рабочей группы ВСЦ по климату и продолжал с большим интересом следить за развитием ВСЦ. [ 31 ]
Протестантское бюро экуменизма в Швейцарии и профессор в Берне, 1980–1992 гг.
[ редактировать ]После ухода Лукаса Вишера из ВСЦ было создано Протестантское бюро экуменизма в Швейцарии, расположенное в офисе Федерации швейцарских протестантских церквей в Берне (с 2020 года: Протестантская церковь в Швейцарии). Руководство протестантского бюро экуменизма и недавно созданная кафедра экуменического богословия в Бернском университете предложили Вишеру возможность применить свой международный опыт с пользой в Швейцарии.
Для Федерации швейцарских протестантских церквей он написал заявление о сближении текстов ВСЦ по «Крещению, Евхаристии и служению» и – по случаю запланированного визита Папы Римского в 1981 году – меморандум «Протестантские церкви Швейцарии в экуменическом движении». (оригинальное немецкое название: «Die evangelischen Kirchen der Schweiz in der ökumenischen Bewegung»). Он основал Рабочую группу по православию и установил двусторонние отношения между Федерацией протестантских церквей Швейцарии и Православными церквями в России и Грузии, с Христианским советом Китая и с реформатскими церквями в Южной Корее . В 1988 году он был одним из основателей Швейцарской ассоциации друзей Грузии («Vereinigung der Freunde Georgiens»). [ 32 ] В качестве члена правления швейцарской секции (основанной в 1981 году) «Действия христиан за отмену пыток» (ACAT), [ 33 ] Вишер занимался нарушением прав человека во всем мире.
Публикация «Texte der Evangelischen Arbeitsstelle Ökumene Schweiz» и другие документы Протестантского бюро экуменизма в Швейцарии для использования в приходах информировали швейцарские церкви и общины о важности международных собраний и поощряли дальнейшую работу. Лукас Вишер был востребованным спикером и партнером по диалогу для средств массовой информации, общин и церковных организаций Швейцарии.
Что касается обновления протестантских церквей в Швейцарии, он участвовал в руководстве массовым движением Швейцарского протестантского синода («Schweizerische Evangelische Synode») с 1983 по 1987 год, который исследовал такие экуменически важные вопросы, как деноминация, Пакт о справедливости, мире и честности. творения, обновления богослужения и христиан в богатой стране. [ 34 ]
Будучи профессором экуменического богословия в Бернском университете, Вишер обсуждал темы, которые были актуальны для экуменического движения того времени, и стремился сотрудничать с коллегами по таким темам, как аспекты экологически ответственного образа жизни; Единство Церкви в Новом Завете; Израиль и Палестина, а также как представить церковную историю в экуменической перспективе. Результатом встречи по поводу последнего стал проект «Экуменической церковной истории в Швейцарии». [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Всемирный альянс реформатских церквей 1982–1989 гг.
[ редактировать ]На Генеральной ассамблее Всемирного альянса реформатских церквей в Оттаве в 1982 году (WARC; с 2010 года: Всемирное сообщество реформатских церквей (WCRC)) Лукас Вишер был избран модератором теологического факультета WARC. В то время ВАРК располагался в Экуменическом центре в Женеве. До следующей Генеральной Ассамблеи в Сеуле 1989 года он поставил в центр своей работы четыре темы:
- 1) вклад ВАРК в Соборный процесс за справедливость, мир и целостность творения;
- 2) Исповедание реформатских церквей (исследование «Призваны свидетельствовать Евангелие сегодня»);
- 3) Миссия и Единство:
- 4) Реформатское богослужение.
Он также поддержал двусторонний диалог с другими протестантскими мировыми федерациями, а также с Римско-католической церковью и православием.
Его работа в качестве модератора Программной комиссии Международного реформаторского центра Джона Нокса в Женеве (1982-2008) позволила ему использовать Центр как место проведения международных конференций ВАРК и публиковать «Серию Джона Нокса». [ 38 ]
Экологическая ответственность церквей
[ редактировать ]В 1975–1978 годах Лукас Фишер уже участвовал в двух форумах Рабочей группы христианских церквей Швейцарии за «новый образ жизни». [ 39 ] С 1980-х годов Вишер был движущей силой «Соборного процесса взаимных обязательств (Пакта) о справедливости, мире и целостности творения» на многих уровнях. Этот процесс был запущен на Генеральной ассамблее ВАРК в Оттаве в 1982 году. ВСЦ принял эту идею на Ассамблее 1983 года в Ванкувере и назначил Всемирный созыв в Сеуле в 1990 году. Лукас Вишер также внес огромный вклад в 1-ю Европейскую экуменическую ассамблею в Базеле в 1989 году и в Вторая Европейская экуменическая ассамблея в Граце, 1997 г.
Беспокойство о целостности Божьего творения и солидарности с жертвами изменения климата уделялось мало внимания в церквях по сравнению с такими человекоцентричными темами, как мир и справедливость. Именно по этой причине Вишер сосредоточил свое внимание на теологии творения и экологической ответственности церквей. При поддержке Швейцарского протестантского синода в 1986 году была создана организация «OekU Kirche und Umwelt» (Церковь и окружающая среда; ныне: «OekU Kirchen für die Umwelt» [Церкви за окружающую среду]). [ 40 ] Вишер также участвовал в разработке программы ВСЦ по изменению климата. На 2-й Европейской экуменической ассамблее в Граце в 1997 году Вишер вместе с другими выступал за предложение создать специальные структуры для экологического свидетельства церквей на европейском уровне. Европейская христианская экологическая сеть (ECEN) была создана в 1998 году. [ 41 ] ECEN пропагандирует введение «Время творения» в церковный год с 1 сентября по 4 октября, среди других экологических мер.
Завершающие проекты: совместное свидетельствование в Женеве и юбилей Кальвина
[ редактировать ]С целью укрепления единства на местном уровне и при поддержке Международного реформатского центра Джона Нокса Лукас Вишер инициировал движение «Témoigner Ensemble à Genève» («Совместное свидетельствование о вере в Женеве»). В рамках этого движения более 60 общин мигрантов были связаны с женевскими общинами. Его первое публичное собрание 20 мая 2007 года собрало около 3000 человек возле собора Сен-Пьер на фестиваль. [ 42 ]
В связи с юбилеем Кальвина в 2009 году Лукас Вишер, которому сейчас за восемьдесят, выступал на местном, национальном и международном уровне за представление женевского реформатора, которое актуально для сегодняшнего контекста, а не для исторического контекста. Письменные вклады Вишера, излагающие взгляды Кальвина на единство Церкви, социальную справедливость, ответственное отношение к Божьему творению и святость жизни во время вооруженных конфликтов, были опубликованы совместно WARC и Международным реформатским центром Джона Нокса под названием «Das Vermächtnis». Йоханнес Кальвинс – Denkanstöße und Handlungsvorschläge für die Kirche im 21. Jahrhundert». [ 43 ]
Смерть
[ редактировать ]Лукас Вишер умер 11 марта 2008 года в Женеве. [ 44 ] Он был похоронен на кладбище Сольо в кантоне Граубюнден , Швейцария.
Почести
[ редактировать ]Почетные докторские степени:
- 1969 Карлов университет в Праге
- 1977 Фрибурский университет
- 1995 Дебреценский реформатский теологический университет.
- 2000 Университет реформатской церкви Кароли Гаспара в Венгрии.
- 2007 Женевский университет
Другой:
- Научная премия 1980 года города Базеля
Подборка работ
[ редактировать ]- Василий Великий. Исследования отца церкви четвертого века, диссертация, Базель, 1953 г. (на немецком языке).
- История толкования 1 Кор. 6.1-11, отказ от прав и арбитраж, хабилитация, Тюбинген , 1955 г. (на немецком языке).
- Экуменические очерки, двенадцать статей, Франкфурт-на-Майне, 1972 г.
- Йоханнес Файнер/Лукас Вишер (редактор): Общий катехизис: Книга христианской веры, Нью-Йорк, 1975 г. ( https://archive.org/details/commoncatechismb0000unse/mode/2up ).
- Изменение мира – обращение церквей. Пища для размышления Пятой Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей в Найроби, Франкфурт-на-Майне, 1976 г., стр. 83-106 (на немецком языке).
- Покровская, Женева, 1980 г. ( https://archive.org/details/intercession0000visc ).
- Дух Божий, Дух Христа: экуменические размышления о полемике о Filioque, документ «Вера и порядок» № 103, Женева, 1981 г. ( https://archive.org/details/wccfops2.110/mode/2up ).
- Секрет да, слова для воскресенья, Цюрих, 1987 г. (на немецком языке).
- Карин Бредулл Гершвилер/Андреас Каррер/Кристиан Линк/Ян Милич Лохман/Хайнц Рюггер (ред.): Совместное свидетельствование Божьего завета, очерки на темы экуменического движения, Геттинген, 1992 г. (на немецком языке).
- Лукас Вишер/Лукас Шенкер/Рудольф Деллспергер (редактор): Экуменическая церковная история Швейцарии, Фрибур (Швейцария)/Базель, 1994 (на немецком языке).
- Работа в условиях кризиса, теологические ориентации, Neukirchen-Vluyn, 1996 (на немецком языке).
- Жан Жак Баусвейн / Лукас Вишер (редактор), Реформатская семья во всем мире: обзор реформатских церквей, теологических школ и международных организаций, Издательство Уильяма Б. Эрдманс, Гранд-Рапидс, Мичиган/Кембридж, Великобритания, 1999.
- Ответственное общество? Об устойчивости, солидарности и правах человека, Neukirchen-Vluyn 2001 (на немецком языке).
- Тексты о сближении крещения, причастия и служения: как они возникли? Что они принесли? В: International Church Journal, 92 год, июль/сентябрь 2002/3, стр. 139–178 (на немецком языке).
- Христианское поклонение в реформатских церквях прошлого и настоящего, Гранд-Рапидс, 2003 г.
- Слушая стенания творения: отчет и документы с консультации по теологии творения, организованной Европейской христианской экологической сетью (ECEN) в Международном реформатском центре Джона Нокса с 28 марта по 1 апреля 2004 г., Женева, 2004 г.
- Наследие Жана Кальвина, Некоторые действия для Церкви в 21 веке, Женева, 2008 г.
- Тамара Грдзелидзе/Мартин Джордж/Лукас Вишер (ред.): Свидетель в смутные времена: история Православной церкви Грузии с 1811 года по настоящее время, Лондон, 2006.
- В память о свидетелях и мучениках прошлого: реформатская перспектива, Женева, 2006 г.
- Лукас Фишер/Кристиан Линк/Ульрих Луз (ред.): Экуменизм в Новом Завете и сегодня, Геттинген, 2009 г. (на немецком языке).
О Лукасе Вишере
[ редактировать ]- Андреас Каррер: Лукас Вишер (* 1926), в: Стефан Леймгрубер/Макс Шох (ред.): Против забвения Бога, швейцарские богословы в 19 и 20 веках, Базель, 1990, стр. 521-538 (на немецком языке).
- Карин Бредулл Гершвилер/Андреас Каррер/Кристиан Линк/Ян Милич Лохман/Хайнц Рюггер (ред.): Экуменическое богословие в проблемах современности, Лукас Вишер в свой 65-й день рождения, Геттинген, 1991 г. (на немецком языке).
- Гейко Мюллер-Фаренгольц: пророческий свидетель, К 75-летию Лукаса Фишера, Год евангелической теологии. 72, 2002/2, стр. 123–136 (на немецком языке).
- Михаил Кизинский: Экуменический взгляд на советы и соборность, Лукас Вишер и видение «вселенского совета», в: Catholica, Quarterly for Ecumenical Theology 66, Year 4, 2012, стр. 241–253 (на немецком языке).
Книги
[ редактировать ]- Общий катехизис: Книга христианской веры , 1975. ISBN 0-8164-0283-3
- «Покров» , 1980. ISBN 2-8254-0634-1
- Дух Божий, Дух Христа: экуменические размышления о споре о филиокве , 1981. ISBN 0-281-03820-1
- Христианское поклонение в реформатских церквях прошлого и настоящего , 2003. ISBN 0-8028-0520-5
- В память о свидетелях и мучениках прошлого: реформатская точка зрения , 2006. ISBN 2-8254-1482-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Письмо генерального секретаря ВСЦ преподобного доктора Самуэля Кобиа профессору доктору Лукасу Вишеру по случаю его 80-летия
- Письмо генерального секретаря ВСЦ преподобного доктора Самуэля Кобиа профессору доктору Лукасу Вишеру по случаю его смерти
- фотографии Симпозиум в честь 80-летия со дня рождения 24 ноября 2006 г., Берн, Швейцария [ постоянная мертвая ссылка ]
- Лукас Вишер: башня силы и острый богословский ум
- Веб-сайт Лукаса Вишера из Бернского университета: http://www.lukasvischer.unibe.ch/ .
- Работы Лукаса Фишера и о нем в каталоге Немецкой национальной библиотеки («Deutsche Nationalbibliothek»).
- Работы Лукаса Вишера и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки («Швейцарская национальная библиотека»).
- Швейцарский национальный архив («Швейцарский федеральный архив») http://www.bar.admin.ch/ Подпись Евангелического бюро экуменизма Швейцарии: J2.257#11.01.02.
- Фильм «Совместное свидетельствование в Женеве, 2007 г.»: https://www.youtube.com/watch?v=YUv0Fn_a12Y .
- Благодарность Лукаса Вишера от Всемирного совета церквей: http://www.oikoumene.org/de/resources/documents/general-secretary/tributes/rev-dr-lukas-vischer .
- Фотографии симпозиума по случаю 80-летия Лукаса Фишера 24 ноября 2006 г. в Берне: http://jalbum.net/a/1464338/ .
- Всемирный совет церквей: http://www.oikoumene.org/de/index?set_language=de .
- Всемирное сообщество реформатских церквей, WCRC (до 2010 г.: Всемирный альянс реформатских церквей, WARC): http://www.wcrc.ch/ .
- Протестантская церковь в Швейцарии (до 2020 г. Федерация протестантских церквей Швейцарии): https://www.evref.ch/en/ .
- oeku Kirchen für die Umwelt/oeku Церкви в защиту окружающей среды (ранее: oeku Kirche und Umwelt/oeku Church and Environment): http://www.oeku.ch/ .
- Ответственность за создание ARGE: http://www.argeschoepfung.at/ .
- Европейская христианская экологическая сеть: http://www.ecen.org/ .
- Общественный взгляд: https://www.publiceye.ch/ .
- Глобетика: http://www.globethics.net/ .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андреас Каррер: Лукас Вишер (* 1926), в: Стефан Леймгрубер / Макс Шох (ред.): Против забвения Бога, швейцарские богословы в 19 и 20 веках, Базель, 1990, стр. 522 и далее (на немецком языке).
- ^ Андреас Каррер: Лукас Вишер (* 1926), в: Стефан Леймгрубер / Макс Шох (ред.): Против забвения Бога, швейцарские богословы в 19 и 20 веках, Базель, 1990, стр. 522 и далее (на немецком языке).
- ^ См. Лукас Фишер: Взгляд назад на восемь десятилетий, 2006 г., стр. 30–33 (на немецком языке; неопубликовано).
- ^ Вера и порядок (на немецком языке).
- ^ Андре Бирмеле в: Карин Бредулл Гершвилер/Андреас Каррер/Кристиан Линк/Ян Милич Лохман/Хайнц Рюггер (ред.): Экуменическое богословие в проблемах современности, Лукас Вишер в свой 65-й день рождения, Геттинген, 1991, стр. 225 (на немецком языке).
- ^ См. В. А. Виссер'т Хоофт (ред.): Отчет Нью-Дели, Третья ассамблея Всемирного совета церквей, 1961, Женева, 1962, стр. 130 и далее ( https://archive.org/details/wcca11/page/ 130/режим/2up ).
- ^ См. Эмилио Кастро: Карин Бредулл Гершвилер/Андреас Каррер/Кристиан Линк/Ян Милич Лохман/Хайнц Рюггер (ред.): Экуменическое богословие, стр. 14f. (на немецком языке).
- ^ См. Протокол заседания Рабочего комитета 1966 г., Загорск, Женева, 1967 г., стр. 17 ( https://archive.org/details/wccfops2.052/page/16/mode/2up ).
- ^ См. «Вишер, Лукас» в: Словарь экуменического движения, 2-е издание, Женева, 2002 г., стр. 1195.
- ^ Новые направления в вере и порядке, Протокол заседания Рабочего комитета, 1967 г., Бристоль, Женева, 1967 г., стр. 116,120,123f. ( https://archive.org/details/wccfops2.054/page/122/mode/2up ).
- ^ WA Visser't Hooft (ред.): Отчет Нью-Дели, стр. 116 ( https://archive.org/details/wcca11/page/116/mode/2up ).
- ^ См. WA Visser't Hooft (ред.): New Delhi Report, p. 131 ( https://archive.org/details/wcca11/page/130/mode/2up ).
- ^ См. Лукас Вишер: Взгляд на восемь десятилетий, 2006, стр. 38 (на немецком языке; не опубликовано).
- ^ См. Протокол рабочего комитета «Вера и устройство», 1962 г., Париж, Женева, 1962 г., стр. 8f. ( https://archive.org/details/wccfops2.040/page/8/mode/2up ).
- ^ WA Visser't Hooft (ред.): Отчет Нью-Дели, стр. 128 ( https://archive.org/details/wcca11/page/128/mode/2up ).
- ^ См. Крещение, Евхаристия и служение, Вера и устройство, документ № 111, «Лимский текст».
- ^ См. «Вера и порядок», Лувен, 1971 г., Отчеты и документы об исследованиях, «Вера и порядок», документ № 59 ( https://ia800801.us.archive.org/4/items/wccfops2.065/wccfops2.065.pdf ).
- ^ Норман Гудолл (ред.): Отчет Упсалы за 1968 г., Официальный отчет Четвертой ассамблеи Всемирного совета церквей, Женева, 1968 г., стр. 17 ( https://archive.org/details/wcca14/page/16/mode/2up ).
- ^ Вера и порядок, Лувен, 1971, стр. 5f. ( https://ia800801.us.archive.org/4/items/wccfops2.065/wccfops2.065.pdf ).
- ^ См. «Вера и порядок», Лувен, 1971, стр. 171 и далее ( https://ia800801.us.archive.org/4/items/wccfops2.065/wccfops2.065.pdf ).
- ^ См. Рабочий комитет 1967 Бристоль, стр. 118 ( https://archive.org/details/wccfops2.054/page/118/mode/2up ).
- ^ См. Гейко Мюллер-Фаренгольц (ред.): Единство в современном мире, Франкфурт-на-Майне, 1978 г. (на немецком языке).
- ^ См. Гейко Мюллер-Фаренгольц (ред.): Мы нужны друг другу, инвалиды, несущие церковную ответственность, Франкфурт-на-Майне, 1979; Констанс Парви (редактор): Сообщество женщин и мужчин в церкви, Отчет о консультации ВСЦ в Шеффилде, 1981 г., Нойкирхен-Флуйн, 1985 г. (на немецком языке).
- ^ См. Лукас Вишер: Взгляд на восемь десятилетий, 2006, стр. 114–124 (на немецком языке; не опубликовано).
- ^ См. Протокол заседания Рабочего комитета 1969 г., Кентербери, Всемирный совет церквей (редактор), Женева, 1969 г., стр. 21–23 ( https://archive.org/details/wccfops2.060/page/20/mode) . /2up ).
- ^ Лукас Вишер: Изменение мира - обращение церквей. Пища для размышлений с Пятой Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей в Найроби, Франкфурт-на-Майне, 1976 г., стр. 43f. (на немецком языке).
- ^ »Дэвид М. Пэтон (ред.): Ломая барьеры, Найроби, 1975 г., Официальный отчет Пятой ассамблеи Всемирного совета церквей, Женева, 1975 г., с. 60 ( https://archive.org/details/wcca17/page/60/mode/2up ); Лукас Фишер: Veränderung der Welt, стр. 83–106.
- ^ См. Цикл экуменической молитвы; см. также Вселенский Покровский календарь. Для народа Божьего на земле, Франкфурт-на-Майне, 1979 г., 3-е расширенное издание, 2008 г. (на немецком языке).
- ^ Предисловие к: Карин Бредулл Гершвилер/Андреас Каррер/Кристиан Линк/Ян Милич Лохман/Хайнц Рюггер (ред.): Экуменическое богословие, стр. 11.
- ^ Дэвид Гилл (ред.): Собравшиеся на всю жизнь, Официальный отчет Шестой Ассамблеи Всемирного совета церквей в Ванкувере, 1983 г., Женева, 1983 г., стр. 255 ( https://archive.org/details/wcca20/page/254/mode/2up?q=conciliar+process+justice ).
- ^ См. Лукас Вишер: О будущем Всемирного совета церквей, в: Карин Бредулл Гершвилер/Андреас Каррер/Кристиан Линк/Ян Милич Лохман/Хайнц Рюггер (ред.): Совместное свидетельствование Божьего завета, эссе на темы экуменического движения. , Геттинген, 1992, стр. 179–214.
- ^ См . http://www.freunde-georgiens.ch (на немецком языке).
- ^ См. http://www.acat.ch (на немецком и французском языках).
- ^ Архив Протестантского бюро экуменизма в Швейцарии находится в Швейцарском национальном архиве («Schweizerisches Bundesarchiv») в Берне, Signatur J2.257#11.01.02 (на немецком языке).
- ^ См. Каталог курсов теологического факультета Берна (на немецком языке).
- ^ См. Лукас Фишер/Christian Link/Ульрих Луз (ред.): Экуменизм в Новом Завете и сегодня, Геттинген, 2009 г. (на немецком языке).
- ^ См. Лукас Вишер/Лукас Шенкер/Рудольф Деллспергер (ред.): Экуменическая церковная история Швейцарии, Фрибур (Швейцария)/Базель, 1994 (на немецком языке).
- ^ См . http://www.johnknox.ch/programme/livres .
- ^ См. Швейцарский национальный архив («Швейцарский федеральный архив») J2.257#2006/85#90* (на немецком языке).
- ^ См. http://www.oeku.ch (на немецком и французском языках).
- ^ См. http://www.ecen.org .
- ^ См. Témoigner Ensemble à Genève (на французском языке); https://www.youtube.com/watch?v=YUv0Fn_a12Y .
- ^ См . http://www.lukasvischer.unibe.ch/pdf/2008_vermaechtnis_calvins.pdf (на немецком языке).
- ^ См. архивную копию (память об оригинале от 14 марта 2008 г. в Интернет-архиве).