Мерси Одуйе
Мерси Одуйе | |
---|---|
Рожденный | Милосердие Амба Эвудзива Ямоа 21 октября 1934 г. Гана, Африка |
Супруг | Адедоин Модупе Одуйе (1968) |
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Африканская теология , Феминистская теология |
Школа или традиция |
|
Под влиянием |
Мерси Амба Эвудзива Одуйойе ( урожденная Ямоа ; родилась 21 октября 1934 года) — ганский богослов- методист , известный своей работой в области африканского женского богословия и теологической антропологии . В настоящее время она является директором Института африканских женщин в религии и культуре при Тринити-теологической семинарии, Гана . В 1987 году она основала Круг обеспокоенных африканских богословов в Гане, чтобы способствовать популяризации и издательской программе африканских женщин-богословов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мерси Амба Эвудзива Одуйойе родилась 21 октября 1934 года в семье Акан Чарльза Квау Ямоа и Мерси Яа Дакваа Ямоа в деревне Бронг Асанте. Она родилась на какао -ферме своего деда в Амоанне, недалеко от Асаманкесе , Гана , и была старшей из девяти братьев и сестер. [ 1 ] [ 2 ] Имя Эвудзива имеет аканское происхождение и было дано ей в честь деда.
Ее отец был рукоположенным методистским священником и учителем, который стал третьим президентом Методистской церкви Конференции в Гане в 1973–1977 годах. Ее мать окончила школу для девочек Уэсли и была активисткой в защиту женщин и детей в церкви. Одуйойе сказала, что она живет благодаря своему «христианизированному происхождению Акан». [ 3 ]
Образование
[ редактировать ]Одуйойе посещала Ммофратуро, методистскую школу-интернат для девочек в Кумаси, Гана , где требовались библейские курсы. [ 4 ] В 1959 году Одуйе поступил в Университет Ганы, чтобы изучать теологию. Она получила степень бакалавра теологии в Университете Ганы в 1963 году и продолжила обучение в Кембриджском университете, чтобы получить вторую степень бакалавра (1965) и степень магистра гуманитарных наук (1969), обе по теологии.
Одуйойе был удостоен почетных степеней ( Амстердамского университета 1991 г.), Университета Западного Кейпа (2002 г.), Йельского университета (2008 г.) и Стелленбосского университета (2009 г.).
Карьера
[ редактировать ]После окончания учебы в Кембридже Одуйойе занимала преподавательские должности в Принстонской теологической семинарии , Гарвардском университете , Союзной теологической семинарии и Университете Ибадана . Одуйе в настоящее время является директором Института женщин в религии и культуре Троицкой духовной семинарии в Легоне .
Одуйё начал преподавать в средней школе, а затем преподавал в колледже. После непродолжительного преподавания в школе для мальчиков в 1975 году она поступила на факультет религиоведения Ибаданского университета . [ 5 ] Будучи членом Экуменической ассоциации богословов третьего мира (EATWOT), она создала Комиссию по теологии с точки зрения женщин третьего мира. [ 1 ] Она также участвовала в четырехлетнем исследовании (1978–1981) под названием «Сообщество женщин и мужчин в церкви и обществе». Это исследование выявило неравенство в церковных общинах, а также сексизм, расизм и классизм в обществе в целом.
Помимо академических должностей, Одуйе работала в ряде экуменических организаций. В 1970–1973 годах она работала секретарем по делам молодежи Всеафриканской конференции церквей (AACC) в офисе в Ибадане. Она работала министром образования молодежи (1967–1979), а затем заместителем генерального секретаря (1987–1994) Всемирного совета церквей . Она была первой африканкой, занявшей эту должность. [ 2 ] В 1989 году она занимала пост президента Всемирной студенческой христианской федерации и основала Круг обеспокоенных африканских женщин-богословов .
Одуйе вышла замуж за Адедоина Модупе Одуйе в 1968 году, и они жили в Женеве до 1970 года. [ 2 ] Ее муж был выпускником Йельского университета и генеральным секретарем Студенческого христианского движения (СХМ), членом которого она также была. [ 6 ] Она ушла из ВСЦ в Женеве в 1970 году и переехала в Нигерию, где с 1970 по 1973 год работала секретарем по делам молодежи Всеафриканской конференции церквей (AACC). [ 7 ] Она покинула AACC, когда всем сотрудникам пришлось проживать в Найроби .
В 2011 году она выступила на 9-й ежегодной лекции памяти Патрисии Рейф , IHM, и представила тему «Женщины и насилие в Африке: тяжелое положение вдов и реакция церквей» в понедельник, 14 ноября 2011 года, в Театре Мадд в школе Клермонта. богословия . [ 8 ]
Круг обеспокоенных африканских женщин-богословов
[ редактировать ]В 1989 году доктор Одуйе созвала и открыла первое собрание Круга обеспокоенных африканских женщин-богословов в Тринити-колледже в Аккре, Гана. Международный комитет планирования помог спланировать созыв. Семьдесят девять женщин собрались со всего африканского континента, чтобы посмотреть, как они могут справиться с патриархатом, расизмом и сексизмом, укоренившимися как в культуре, так и в религии, — богословский метод, разработанный Одуйойе в Гарварде. Присутствующие назвали себя «Кругом обеспокоенных африканских женщин-богословов», отсылая к неиерархической и инклюзивной методологии. В то время как первая группа была преимущественно христианской, Круг питает «общность», личные встречи, которые поощряют солидарность в борьбе с многочисленными религиозными традициями, которые находят выражение на африканском континенте. [ 9 ]
В то же время в богословский дискурс ворвалась феминистская, мурджистская, азиатская и женская теология, а также другие теологии освобождения. Доктор Терезия Хинга, присутствовавшая на этой первой конференции Круга, сказала, что доктор Одуйойе была разочарована тем, что не увидела, что африканские женщины представлены в теологиях глобального освобождения. Одуйойе собрала от 70 до 80 женщин со всего африканского континента, чтобы посмотреть, как они могут бороться с патриархатом, расизмом и сексизмом, укоренившимися как в культуре, так и в религии. Основная цель кружка - систематически применять «герменевтику подозрений» как к религии, так и к культуре, а также продвигать публикации и исследования, которые способствуют несправедливости, особенно сексизму. [ 10 ] Участницы назвали себя «Кругом обеспокоенных африканских женщин-богословов», напоминая об их неиерархической и инклюзивной методологии. В то время как первая группа была в основном христианской, Круг стремится к общности с многочисленными религиозными традициями, которые находят выражение на африканском континенте. Круг представляет собой «диалогический подход к религиозной и культурной напряженности» в Африке и за ее пределами. [ 9 ] [ 11 ]
Африканская женская теология
[ редактировать ]Одуйойе известна как «мать африканского женского богословия». [ 7 ]
Одуйойе говорит о важности матрилинейного родства в ее ганском воспитании. Однако она вышла замуж за по отцовской линии представителя культуры йоруба через своего нигерийского мужа. У Одуйе нет детей. [ 12 ]
В 1948 году Одуйойе ощутил атмосферу независимости Ганы, когда Гана бойкотировала европейские товары. Ее чувство панафриканизма усилилось, и на нее особенно повлияло утверждение президента Кваме Нкрумы о том, что «независимость Ганы ничего не значит, если остальная часть Африки не будет независимой». [ 13 ] Более того, способы, с помощью которых Европа подчинила себе богатство Ганы, противоречили опыту Одуйойе на кокосовой ферме ее деда с взаимосвязанной экономикой. [ 14 ]
Во время преподавания Одуйе в США она поняла, что «люди, писавшие об Африке и христианстве в Африке, не были африканцами». [ 15 ] и все были мужчинами, имея в виду только «мужское лицо». [ 16 ] Она испытала движение теологии освобождения черных и нашла свой голос в теологии освобождения; однако теология освобождения не была чувствительна к феминистским проблемам, особенно для африканских женщин. [ 17 ] Она считала акцент западных феминистских богословов на сексуальности неточным отражением приоритетов африканских женщин. В Соединенных Штатах Элис Уокер и Мэри Дейли повысили осведомленность о том, что калечащие операции на половых органах являются основной проблемой для всех женщин. [ 18 ] Вопреки этому, Одуйе говорит, что женское богословие с африканской точки зрения подчеркивает проблемы бедности и дискриминации .
Вторая проблема, которую Одуйойе выявила в западной феминистской теологии, заключалась в исключительно позитивном изображении миссионеров и их предполагаемой пользы для африканского населения. [ 15 ] Она разрушает эту концепцию, признавая африканскую культуру и традиции, которые не соответствуют западным идеалам, и выступая против попыток миссионеров стереть африканскую культуру. [ 19 ] По мнению Одуйе, « Библия — это не британская, не французская или европейская культура». [ 20 ] Ее работа по богословию африканских женщин направлена на расширение богословия африканских мужчин. [ 21 ] Одуйойе рассматривал возрождение африканского богословия как «... предпосылку для достижения независимости других стран». [ 22 ]
Христианство и местные культуры
[ редактировать ]Одуйойе требует от церквей ответственности за их вклад в патриархат и сексизм и утверждает, что мужчины и женщины имеют равный статус перед Богом. [ 23 ] Одуйойе выступает за принятие культур коренных народов Африки , которые содержат ресурсы для размышлений о гендере, выходящие за рамки патриархата западной культуры. [ 24 ] Одуйойе призывает женщин признать и заявить о своей важной роли в формировании церквей в своих сообществах.
Одуйойе неявно предлагает культурную критику, близкую к постколониальной теологии , которая стремится использовать культурное мышление коренных народов, чтобы бросить вызов западным нормам. На ассамблее Экуменической ассоциации богословов третьего мира в Нью-Дели, Индия , в 1981 году Одуйойе обратилась к тому, что она назвала «вторжением в вторжение». [ 25 ] Одуйойе использует гостеприимство и сестринство как ресурсы солидарности, чтобы помочь людям на Глобальном Юге справиться с последствиями общего угнетения. [ 26 ]
Работает
[ редактировать ]- «Размышления с точки зрения женщин третьего мира: женский опыт и теологии освобождения» в книге « Вторжение в третий мир: вызов теологии» (1983)
- Слышать и знать: богословские размышления о христианстве в Африке ( Юджин: Wipf and Stock Publishers, 1986) ISBN 9781606088616 , ОСЛК 758532712
- «Женщины и ритуалы в Африке» в книге «Воля к восстанию: женщины, традиции и церковь в Африке» (1992).
- «Феминистская теология с африканской точки зрения» в журнале «Пути африканской теологии» (1994).
- Дочери Ановы: африканские женщины и патриархат (Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books, 1999) ISBN 9780883449998 , ОСЛК 258564319
- Знакомство с богословием африканских женщин (Кливленд: The Pilgrim Press, 2001) ISBN 9780829814231 , ОСЛК 611377765
- Бусы и нити: размышления африканской женщины о христианстве в Африке (Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books, 2004). ISBN 9781570755439 , ОСЛК 55109167
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Оредейн, Олуватомизин (декабрь 2020 г.). «Мерси Амба Одуйе сосредотачивает африканских женщин в христианском богословии» . Журнал «Соджорнерс» . Том. 12. С. 22–27.
- ^ Jump up to: а б с Чидили 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Оредейн 2023 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Оредейн, Олуватомизин (11 мая 2023a). «Милосердие Амба Одуйойе и ее круг» . Христианский век . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Милосердие Амба Одуйё» . Университет Биола . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Фидлер, Рэйчел НьяГондве (2017). «Мерси Амба Одуйе как Мать и лидер Круга (1989–1996)». История кружка обеспокоенных африканских женщин-богословов, 1989–2007 гг . Мзуни Пресс. стр. 10–40. дои : 10.2307/j.ctvh8r2j5.4 . ISBN 9789996045226 . JSTOR j.ctvh8r2j5.4 .
- ^ Jump up to: а б «Милосердие Амба Одуйё» . Университет Биола . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Мессина, Джина (11 ноября 2011 г.). «Доктор Мерси Одуйо и девятая ежегодная лекция Патрисии Рейф Джины Мессина-Дайсерт» . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Осень 2017 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Рено, Мириам; Швейкер, Уильям, ред. (2021). Мультирелигиозные взгляды на глобальную этику: в поисках общей морали . Развивайте новое критическое мышление в религии, теологии и библейских исследованиях. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-367-64002-6 .
- ^ Хинга, Терезия (2002). «Африканские феминистские теологии, глобальная деревня и императив солидарности через границы: случай круга обеспокоенных африканских женщин-богословов». Журнал феминистских исследований религии . 18 : 79–86 – через JSTOR.
- ^ Оредейн 2016 , с. 155.
- ^ Оредейн 2016 , с. 157.
- ^ Оредейн 2016 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Оредейн 2016 , с. 160.
- ^ Работа 2004 , с. 9.
- ^ Оредейн 2016 , с. 159.
- ^ Работа 2004 , с. 11.
- ^ Работа 2004 , с. 14.
- ^ Оредейн 2016 , с. 161.
- ^ Работа 2004 , с. 20.
- ^ Работа 2004 , с. 8.
- ^ Oduyoye 1995 , p. 181.
- ^ Oduyoye 1995 , p. 161.
- ^ Работа 2004 , с. 21.
- ^ Работа 2004 , стр. 19–22.
Библиография
[ редактировать ]- Амоа, Элизабет (2006). "Предисловие". В Изабель Апаво Фири ; Надар, Сароджини (ред.). Африканские женщины, религия и здоровье: очерки в честь Мерси Одуйойе . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books. стр. xvii – xxii. ISBN 9781570756351 .
- Чидили, Варфоломей Удеало (2003). Видение Мерси Амбы Одуйе, африканского феминистского богослова и педагога: Педагогика человеческого достоинства (Диссертация). Коллекция ETD для Университета Фордхэма.
- Хинга, Терезия М. (2017). Африканцы, христианки, феминистки: непрекращающийся поиск того, что имеет значение . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books. ISBN 978-1-62698-249-9 .
- Квок Пуй-лан (весна 2004 г.). «Милосердие Амба Одуйе и богословие африканских женщин». Журнал феминистских исследований религии . 20 (1): 7–22. JSTOR 25002487 .
- Одуйе, Мерси Амба (1997). «Африканский опыт Бога глазами женщины Акан». Перекрестные течения . 47 (4): 493–504. JSTOR 24460601 .
- Одуйойе, Мерси Амба (1995). Дочери Ановы: африканские женщины и патриархат . Книги Орбис. ISBN 0-88344-999-4 . OCLC 782239625 .
- Оредейн, Олуватомизин (2016). «Интервью с Мерси Амбой Одуйе: Мерси Амба Одуйойе своими словами». Журнал феминистских исследований религии . 32 (2): 153–164. дои : 10.2979/jfemistudreli.32.2.26 . JSTOR 10.2979/jfemistudreli.32.2.26 . S2CID 151907949 .
- Оредейн, Олуватомизин (2023). Теология милосердия Амба Одуйе: экуменизм, феминизм и общинная практика . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 9780268205256 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фири, Изабель Апаво; Надар, Сароджини, ред. (2012). Африканские женщины, религия и здоровье: очерки в честь милосердия Амба Эвудзива Одуйойе . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-62032-092-1 .
- Пембертон, Кэрри (2003). Круговое мышление: африканские женщины-богословы в диалоге с Западом . Брилл. ISBN 90-04-12441-1 .
- Живые люди
- 1934 рождения
- Ганские феминистки
- Ганские методисты
- Ганские богословы
- Методистские богословы
- Протестантские богословы XXI века
- Выпускники Университета Ганы
- Выпускники Кембриджского университета
- Преподаватели Гарвардского университета
- Академический состав Ибаданского университета
- Женщины-христианские богословы
- Христианство в Африке
- Выпускники Чикагской духовной семинарии
- Протестантские богословы ХХ века
- Ученые мирового христианства
- Христианские богословы-феминистки
- Черный феминизм