Постколониальная теология
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
Христианский портал |
Постколониальная теология — это применение постколониальной критики к христианскому богословию . Как и в постколониальном дискурсе, термин «постколониальный» часто используется без дефиса, обозначая интеллектуальную реакцию против колониального. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Постколониальные теологи утверждают, что в прошлом доминирующая западная форма христианства на самом деле определялась, формировалась и определялась европейским колониализмом , подразумевая и усиливая такие понятия, как европоцентризм , колониальная эксплуатация и превосходство европейских ценностей и культуры. [ 2 ] Поэтому необходим критический анализ и создание альтернативных интерпретаций колониально-испорченных повествований. [ 3 ] Это достигается путем «пересмотра вопроса о том, как культуры коренных народов могут внести вклад в богословие и библейские исследования». [ 4 ]
Хотя деколонизация произошла вскоре после Второй мировой войны , постколониальные теории возникли только в конце 1970-х годов. Соответственно, область постколониальной теологии возникла только в 1990-е годы. [ 5 ]
Среди известных библеистов - Р.С. Сугиртараджа и Фернандо Сеговия , а среди богословов - Муса В. Дубе , Вай-Чинг Анджела Вонг , Квок Пуй-лан и Майра Ривера . [ 6 ]
Библейская критика
[ редактировать ]Учитывая сходство с литературным анализом, неудивительно, что библейские исследования стали первой областью христианских исследований, применившей постколониальную критику. [ 5 ] Принимая постколониальные критические методы, библейские исследования стремятся принимать во внимание вопросы «экспансии, господства и империализма» при изучении существующих библейских интерпретаций и построении новых повествований. [ 7 ] Незападные подходы коренных народов к теологизации Библии , которыми раньше пренебрегали в колониальном контексте «в пользу европейских методов», теперь пересматриваются в надежде «сделать Библию понятной для колонизированных культур на их собственных условиях». [ 4 ] Таким образом, традиционные области перевода , экзегезы и герменевтики в библейских исследованиях должны быть пересмотрены в свете постколониальной критики, а незападные точки зрения должны быть приняты во внимание, даже в качестве основных моментов.
Среди различных ученых Р. С. Сугиртараджа, один из главных сторонников постколониальных библейских исследований, выделил в своей книге «Библия и третий мир» три герменевтических подхода, возникших после колониализма : туземный или народный подход, освободительный подход и постколониальный подход. [ 8 ]
Есть определенные преимущества применения постколониальной критики к библейским исследованиям. Во-первых, это открывает потенциальные области и возможности для междисциплинарной работы, обогащая дисциплину, позволяя использовать различные подходы для выявления своих идей. Во-вторых, это позволяет критиковать то, как все делается, включая принципы и предпосылки в этой области. Кроме того, это также позволяет избежать отстраненности от современного мира, поскольку работа, проводимая в этой дисциплине, должна будет реагировать на постколониальный контекст. [ 9 ]
Историография христианской миссии
[ редактировать ]Если рассматривать христианскую историю с постколониальной критической точки зрения, то можно понять, что история по своей сути представляет собой нечто большее, чем просто беспристрастные факты. Поскольку история, по сути, представляет собой повествование о том, что произошло, это всегда интерпретация, которая «связана временем, местом и социальными, политическими, религиозными, культурными и экономическими позициями писателей», а также репрезентация, являющаяся «заинтересованной конструкцией». представительства, посредством которого власть выражается, отражается и осуществляется». [ 10 ]
Таким образом, постколониальные исторические методы начинаются с отслеживания развития доминирующего нарратива, за которым следует критическая переоценка источников и историографии основного нарратива и, наконец, выявление колониальных пятен и построение новых, альтернативных нарративов. [ 11 ] Это особенно актуально для истории церквей, в которых активно участвовала миссионерская работа, поскольку в таких историографиях, как правило, сложнее рассматривать участие Запада и поместные церкви с эгалитарной точки зрения.
По существу, постколониальная критика вносит вклад в дисциплину, признавая, что нынешние нарративы сформированы или, по крайней мере, вероятно, будут сформированы колониальным контекстом. Это приводит к осознанию того, что могут и должны существовать альтернативные репрезентации этих частей истории. Таким образом, предвзятое историческое прочтение предотвращается или, по крайней мере, сокращается. [ 12 ]
Христианское богословие
[ редактировать ]Учитывая короткую историю постколониальной критики, постколониальная теология как область исследования все еще находится «в зачаточном состоянии». [ 5 ] Р. С. Сугиртараджа утверждает, что его развитие в дальнейшем сдерживается нежеланием Запада анализировать теологические последствия колониального империализма. [ 13 ]
Однако теологи колонизированного не-Запада, такие как К. С. Сон и Чон Хён Гён, уже давно занимаются богословием, размышляя или даже сопротивляясь колонизирующему Западу. Интерпретированные с точки зрения постколониальной критики, эти теологии можно ретроспективно отнести к постколониальной теологии. [ 14 ] Географически их также можно концептуализировать по трем основным континентам: Африке, Азии и Латинской Америке. Региональные теологии также находятся под влиянием других интеллектуальных тенденций, таких как теология освобождения или феминистская теология .
Африканская теология
[ редактировать ]В Африке богословие часто формулируется в одном из двух аспектов: инкультурация и освобождение. [ 15 ] Первую часто называют африканской теологией , этот термин впервые появился в 1965 году на Всеафриканской конференции церквей и может быть идентифицирован как «попытка африканцев дать богословское выражение своей духовной, политической и экономической борьбе». [ 16 ] Последняя является формой теологии освобождения и также имеет интересную связь с черной теологией в Северной Америке . Позже это оказало влияние на богословие Южной Африки, особенно во время и после апартеида . [ 17 ]
Азиатское богословие
[ редактировать ]Азиатскую теологию можно понимать как постколониальную по своей сути, [ 18 ] поскольку он продвинулся к «отрыву от западной теологии и осудил полезность теологии, которая объединилась с колониальными державами и их доминированием». [ 19 ] Это резонирует с сильными течениями национализма . Однако, поскольку азиатские церкви исторически считались подчиненными колониальным властям, богословам приходилось бороться с напряжением (или даже конфликтом) между религиозной и национальной идентичностью. Кроме того, в фокусе внимания – коренизация населения , освобождение от бедности, а также практическая приверженность практическому использованию реальности. [ 20 ] Следовательно, влияние теологии освобождения легко заметить.
Местные азиатские теологии включают теологию далитов в Южной Азии, теологию Минджунг в Южной Корее и теологию Буракумин в Японии. [ 21 ]
Латиноамериканское богословие
[ редактировать ]Латиноамериканская церковь известна своей теологией освобождения, которая повлияла на многочисленные богословские течения во всем мире. Возможно, это самое раннее постколониальное сопротивление западному доминированию. По сравнению с этим оно кажется более политически настроенным и менее озабоченным формулированием инкультурированной теологии. в 1950-х годах Вдохновленный Римско-католической церковью , он критикует колониальную ситуацию по трем направлениям, обращая внимание на то, как угнетение структурно насаждалось властями, при соучастии церкви и усваивалось самими угнетенными. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Сугиртхараджа 2006 , с. 8; Ашрофт 2001 , с. Ошибка 10 .
- ^ Амаладосс 2014 , с. 107; Ракотонирина 1999 , с. 157; Стил Ирландия 2008 , стр. 683–684; Сугиртараджа 2006 , с. 16.
- ^ Альтхаус-Рейд и Томпсон 1999 , стр. i–ii.
- ^ Перейти обратно: а б Стил Ирландия 2008 , с. 684.
- ^ Перейти обратно: а б с 2014 , с. 9.
- ^ Альтхаус-Рейд и Томпсон 1999 , с. iii; Кван 2014 , стр. 10–13, 18–22; Стил Ирландия 2008 , с. 683.
- ^ Сугиртхараджа 2006 , с. 17.
- ^ Сугиртараджа 2001 , стр. 7–9, 175–275.
- ^ Сугиртараджа 2006 , стр. 17–18.
- ^ Ракотонирина 1999 , стр. 107-1. 158–159. Также обсуждалось в Styers 2009 , с. 853.
- ^ Ракотонирина 1999 , с. 162, 173.
- ^ Ракотонирина 1999 , с. 167–168, 173.
- ^ Сугиртхараджа 2006 , с. 19; Сугиртараджа 2004 , с. 22; Хини 2019 , с. 71.
- ^ 2014 , с. 10.
- ^ Марти 1993 , с. xi.
- ^ Пато 1994 , с. 153.
- ^ Пато 1994 , с. 156.
- ^ 2014 , с. 11.
- ^ Люди 1997 .
- ^ Вонг 2002 , с. 21.
- ^ Амаладосс 2014 , стр. 9–10.
- ^ Келлер, Науснер и Ривера 2004 , стр. 5–6, 8.
Библиография
[ редактировать ]- Альтхаус-Рейд, Марселла ; Томпсон, Т. Джек (1999). «Редакция». Исследования мирового христианства . 5 (2): i – iv. дои : 10.3366/swc.1999.5.2.i . ISSN 1354-9901 .
- Амаладосс, Майкл (2014). «Азиатские богословские тенденции». У Уилфреда, Феликса (ред.). Оксфордский справочник христианства в Азии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 104–120. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199329069.013.0006 . ISBN 978-0-19932-906-9 .
- Хини, Роберт С. (2019). Постколониальная теология: поиск Бога и друг друга среди ненависти . Юджин, Орегон: Каскад. ISBN 978-1-5326-0220-7 .
- Келлер, Кэтрин ; Науснер, Майкл; Ривера, Майра (2004). «Введение: Чужой/нация, освобождение и постколониальное подполье». Постколониальные теологии: божественность и империя . Сент-Луис, Миссури: Chalice Press. стр. 1–19. ISBN 978-0-82723-001-9 .
- Кван, Саймон Шуй-Ман (2014). Постколониальное сопротивление и азиатская теология . Исследования Рутледжа в области азиатской религии и философии. Том. 11. Абингдон, Англия: Рутледж. ISBN 978-1-31588-219-2 .
- Марти, Эммануэль (1993). Африканская теология: инкультурация и освобождение . Нью-Йорк: Книги Орбис. ISBN 978-0-88344-861-8 .
- Пато, Люк Лунгиле (1994). «Африканские теологии». Ин де Гручи, Джон В .; Вилла-Висенсио, Чарльз (ред.). Занятие богословием в контексте: перспективы Южной Африки . Теология и практика. Том. 1. Нью-Йорк: Книги Орбис. стр. 152–161. ISBN 978-0-88344-989-9 .
- Ракотонирина, Рэйчел А. (1999). «Сила и знания в историографии миссий: постколониальный подход к мартирологическим текстам на Мадагаскаре 1837–1937». Исследования мирового христианства . 5 (2): 156–176. дои : 10.3366/swc.1999.5.2.156 . ISSN 1354-9901 .
- Стил Айрленд, Марек (2008). «Постколониальная теология». В Дирнессе, Уильям А .; Кярккяйнен, Вели-Матти (ред.). Глобальный богословский словарь . Ноттингем: InterVarsity Press. стр. 683–687. ISBN 978-1-84474-350-6 .
- Стайерс, Рэндалл (2009). «Постколониальная теория и изучение христианской истории». История Церкви . 78 (4): 849–854. дои : 10.1017/S0009640709990552 . ISSN 0009-6407 . JSTOR 20618795 . S2CID 146535243 .
- Сугиртараджа, Р.С. (2001). Библия и третий мир: доколониальные, колониальные и постколониальные встречи . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 2009 г.). дои : 10.1017/CBO9780511612619 . ISBN 978-0-51161-261-9 .
- ——— (2004). «Самоуспокоенность и тупики: христианская теология и колониализм». В Келлере, Кэтрин ; Науснер, Майкл; Ривера, Майра (ред.). Постколониальные теологии: божественность и империя . Сент-Луис, Миссури: Chalice Press. ISBN 978-0-82723-001-9 .
- ——— (2006). «Описание последствий: обзор постколониальной критики». В Сугиртарадже, Р.С. (ред.). Постколониальный читатель Библии . Оксфорд: Издательство Блэквелл. стр. 7–32. дои : 10.1002/9780470775080.ch1 . ISBN 978-0-47077-508-0 .
- Вай-Чинг Анджела Вонг (1997). «Азиатская теология в меняющейся Азии: к азиатской богословской повестке дня на 21 век» . Вестник СТС (приложение). Шатин, Гонконг: Христианская конференция Азии . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ——— (2002). «Бедная женщина»: критический анализ азиатской теологии и современной китайской художественной литературы, написанной женщинами . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-4899-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Квок Пуй-лан (2005). Постколониальное воображение и феминистская теология . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22883-5 .
- Сильвер, Стефан (2020). «Среди сестер: что постколониальные исследования говорят о теологии освобождения». В Страббе, Юте; Ротт, Герхард; Лутц, Рональд (ред.). Социальная работа Юга, Том 8: Знания коренных народов и местных жителей в социальной работе . Международная социальная работа. Том 8. Ольденбург: Пауло Фрейре Верлаг. стр. 83–96. ISBN 978-3-86585-916-7 .