Теопоэтика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2020 г. ) |
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
![]() |
![]() |
Теопоэтика в современном контексте представляет собой междисциплинарную область исследования, которая сочетает в себе элементы поэтического анализа , теологии процесса , нарративной теологии и постмодернистской философии . Первоначально разработанный Стэнли Хоппером и Дэвидом Лероем Миллером в 1960-х годах и значительно развитый Амосом Уайлдером в его тексте 1976 года «Теопоэтика: теология и религиозное воображение».
В последнее время возродился интерес к новой работе, проделанной двумя школами теопоэтики.
Одна школа ценит богословие процесса и философию постмодерна. Его возглавляют такие личности, как Л. Каллид Киф-Перри, Рубем Алвес , Кэтрин Келлер , Джон Капуто , Питер Роллинз , Скотт Холланд , Мелани Мэй , Мэтт Гинн , Роланд Фабер и другие. [ 1 ]
Другая школа мысли ценит философские трансценденталии , основанные на классической теологии . [ 2 ] Его возглавляют такие люди, как Энн М. Карпентер из колледжа Святой Марии , [ 3 ] Калифорния и Ричард Виладесау [ 4 ] при Университета Фордэма участии Брайана Никсона из Международного университета Веритас . [ 5 ] Эта школа теопоэтики находится под влиянием мысли Ганса Урса фон Бальтазара , о которой сообщали такие разные мыслители, как Григорий Нисский , Фома Аквинский , Максим Исповедник , Дитрих Рихард Альфред фон Хильдебранд , Давид Бентели Харт. [ 6 ] и Павел Флоренский . [ 7 ]
Описание
[ редактировать ]Постмодернистская теопоэтика
Первая школа теопоэтики предполагает, что вместо того, чтобы пытаться разработать «научную» теорию Бога, как это пытается сделать систематическое богословие , богословы должны вместо этого попытаться найти Бога через поэтическое выражение своего живого («воплощенного») опыта. Он призывает теологов принять реальность как законный источник божественного откровения и предполагает, что и божественное, и реальное загадочны, то есть не сводятся к буквалистским догмам или научным доказательствам.
Теопоэтика широко использует «радикальные» и «онтологические» метафоры, чтобы создать более гибкий и менее строгий референт божественного. Одна из функций теопоэтики — перекалибровка богословских взглядов, предполагающая, что теология может быть больше похожа на поэзию, чем на физику. Это противоречит логическому утверждению принципа двувалентности и контрастирует с некоторой жесткой библейской герменевтикой , которая предполагает, что каждый отрывок Священного Писания имеет только одну, обычно телеологическую , интерпретацию. Отказ от эстетики как живой части языка превратил академическую деятельность по изучению Библии и теологии в язык, более подходящий для юристов, чем для поэтов. Теопоэтика — это искусство использования слов и мыслей, которые обращаются к читателю эстетически и экзистенциально, чтобы вдохновить читателя на духовность.
В то время как те, кто использует строгий историко-грамматический подход, считают, что Священные Писания и богословие обладают безошибочным фактическим значением и обращают внимание на историчность , теопоэтический подход занимает аллегорическую позицию в отношении утверждений веры, которые можно постоянно перетолковывать. Теопоэтика предполагает, что так же, как стихотворение может приобретать новое значение в зависимости от контекста, в котором его интерпретирует читатель, так и тексты и переживания Божественного могут и должны приобретать новое значение в зависимости от меняющейся ситуации человека.
Классическая теопоэтика
Во второй школе теопоэтики цель черпается «из утверждения фон Бальтазара о поэтическом выражении: когда Бог говорит с нами в Воплощении, все качества человеческого языка — даже сам по себе — используются как созданная «грамматика», посредством которой Бог выражает себя к нам… Когда Бог находится в центре выражения, поэзия становится способной играть подлинную роль в богословском языке». [ 8 ]
Эта форма теопоэтики «требует взаимодействия трех обширных областей знания: метафизики , языка и христологии ». [ 9 ] и его следует «резко отличать от агностических инициатив движения «теопоэтики», происхождение которого не обнаруживается в мыслях Бальтазара ». [ 8 ]
Мифопоэтика оксфордских инклингов (К.С. Льюис, Дж.Р.Р. Толкин, Оуэн Барфилд, Чарльз Уильямс и др.) также может быть примером классической теопоэтики. Чарльз Уильямс дал название «Романтическая теология» своему проекту создания подкласса теологии на стыке творческой, особенно романтической, литературы и классической теологии; однако этот подкласс теологии сосредоточен на романтической любви между парой как способе любви к Богу. К.С. Льюис в своем эссе «Является ли теология поэзией?» вписывает поэзию в более широкое понимание богословия? Другие называли это христианским романтизмом, мифопоэтикой или теопоэтикой. Семинария Нортвинд предлагает докторскую программу по романтической теологии оксфордских инклингов. [www.NorthwindSeminary.edu]
Известные публикации
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Рикёр, Пол (1976), Теория интерпретации: дискурс и излишек значения , Форт-Уэрт: Texas Christian Press, ISBN 0-912646-59-4 .
- Уайлдер, Амос Нивен (1976), Теопоэтика: теология и религиозное воображение , Филадельфия: Крепость, ISBN 0-7880-9908-6 .
- Алвес, Рубем (2002), Поэт Воин Пророк , SCM Press, ISBN 978-0-334-02896-3 .
- Карпентер, Энн (2015). Теопоэтика: Ганс Урс фон Бальтазар и риск искусства и бытия. Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 978-0-268-07706-8 . ОКЛК 927188404.
- Круз-Вильялобос, Луис (2015). Богословская поэзия. Предисловие Джона Д. Капуто. Сантьяго-де-Чили: Hebel Ediciones [1] [2]
- Круз-Вильялобос, Луис (2019). Мудрые преступления. Сантьяго-де-Чили: Hebel Ediciones [3]
- Круз-Вильялобос, Луис (2019). Хайку в рай. Сантьяго-де-Чили: Hebel Ediciones [4]
- Круз-Вильялобос, Луис (2020). Нищий Бог. Теографии. Сантьяго-де-Чили: Независимая поэзия [5]
- Круз-Вильялобос, Луис (2020). Богословская поэзия. Предисловие Джона Д. Капуто. 2-е изд. Сантьяго-де-Чили: Независимая поэзия [6]
- Круз-Вильялобос, Луис и Лагунас, Самуэль (2020). Грязные молитвы. Сантьяго-де-Чили: Независимая поэзия. [7]
- Хоппер, Стэнли Ромейн; Кейзер, Р. Мелвин (1992), Стоунбернер, Тони (редактор), Путь преображения: религиозное воображение как теопоэзис , Вестминстер Джон Нокс Пресс, ISBN 0-664-21936-5 .
- Фабер, Роланд (2003), Бог как поэт мира: проблемы и перспективы процесса ( теологии на немецком языке), Scientific Book Society, ISBN 3-534-15864-4 .
- Миллер, Дэвид Л. (2006), Ады и святые призраки: теопоэтика христианской веры , США: Spring Journal Books, ISBN 1-882670-97-3 .
- Миллер, Дэвид Л. (2005), Три лика Бога: следы Троицы в литературе и жизни , США: Spring Journal Books, ISBN 1-882670-94-9 .
- Мэй, Мелани А. (1995), Тело знает: теопоэтика смерти и воскресения , Continuum International Publishing, ISBN 0-8264-0849-4
- Никсон, Брайан С. (2021). Красота (и банан): теопоэтическая эстетика . Випф и сток, ISBN 978-1-7252-8532-3
- Келлер, Кэтрин (2003), Лицо бездны: теология становления , Routledge, ISBN 0-415-25649-6
- Бронсинк, Трой (2013), Втянутый: творческий процесс для художников, активистов и последователей Иисуса , Параклет, ISBN 1557258716
- Харрити, Дэйв (2013), «Проявление: о вере, творчестве и приближающемся Царстве», Seedbed, ISBN 1628240229
- Киф-Перри, Л. Каллид (2014), Путь к воде: учебник по теопоэтике , Каскад, ISBN 978-1625645203
- Гарнер, Филип Майкл (2017), Теопоэтика: духовная поэзия для созерцательного богословия и повседневной жизни , Wipf and Stock, ISBN 9781498243742
- Тагор, Рабиндранат (1913/2019). Гитанджали: Подношение песни. Сантьяго-де-Чили: Независимая поэзия [8]
См. также
[ редактировать ]- Библейское богословие
- Христианское богословие
- Нарративная или постлиберальная теология
- Постмодернистское христианство
- Светская теология
- Теопоэзис
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краббе, Сайлас (2016). Красивый бриколаж: теопоэтика как разговор о Боге для нашего времени . Издатели Wipf & Stock. ISBN 9781498295352 .
- ^ Карпентер, Энн (2015). Теопоэтика: Ганс Урс фон Бальтазар и риск искусства и бытия . Издательство Университета Нотр-Дам. стр. 82–116. ISBN 978-0-268-07706-8 .
- ^ Карпентер, Энн (2015). Теопоэтика: Ганс Урс фон Бальтазар и риск искусства и бытия . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 978-0-268-07706-8 . OCLC 927188404 .
- ^ Виладесау, Ричард (1999). Богословская эстетика . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Никсон, Брайан (2020). Наклон: обретение Христа в культуре . Каскадная книга.
- ^ Харт, Дэвид Бентли (2003). Красота бесконечного: эстетика христианской истины . Издательство Эрдманс.
- ^ Никсон, Брайан (20 марта 2019 г.). «Калокагатик: Аргумент красоты» .
- ^ Перейти обратно: а б Карпентер, Энн (2015). Теопоэтика: Ганс Урс фон Бальтазар и риск искусства и бытия . Пресса Нотр-Дам. стр. Страница 3. ISBN 978-0-268-07706-8 .
- ^ Карпентер, Энн (2015). Теопоэтика: Ганс Урс фон Бальтазар и риск искусства и бытия . Пресса Нотр-Дам. стр. Стр. 4. ISBN 978-0-268-07706-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Theopoetics.net.
- Теопоэтика: журнал богословского воображения, литературы, воплощения и эстетики
- Статья «Микротеология: на пути к теопоэтике местного».
- Богословская поэзия. Поэзия (2015) Луиса Круса-Вильялобоса. Предисловие Джона Д. Капуто [9]
- Статья «Теопоэтика: чтобы мертвые снова могли стать садовниками» , Cross Currents
- Статья «Теопоэтическая/теополитическая» , Cross Currents
- Магистр искусств: теопоэтика и письмо (MATW), Богословская семинария Вифании
- Сертификат по теопоэтике и богословскому воображению, Богословская семинария Вифании.