Jump to content

Постлиберальная теология

Постлиберальная теология (часто называемая нарративной теологией ) — христианское богословское движение, которое сосредотачивается на повествовательном представлении христианской веры как регулирующего фактора для развития последовательного систематического богословия . Таким образом, христианство — это всеобъемлющая история со своей собственной встроенной культурой, грамматикой и практиками, которые можно понять только с учетом собственной внутренней логики христианства. [ 1 ]

Движение стало популярным в конце двадцатого века, прежде всего среди учёных, связанных с Йельской школой богословия . [ 2 ] Сторонники оспаривают предположения Просвещения и современности , такие как фундаментализм и вера в универсальную рациональность . [ 3 ] говоря в терминах Людвига Витгенштейна концепции языковых игр . [ 4 ] Они утверждают, что библейское повествование бросает вызов доминирующим предпосылкам либерализма и либерального христианства , включая его акцент на автономной личности. [ 5 ]

Постлиберальная теология возникла среди ученых, которые либо преподавали, либо учились в Йельской школе богословия , таких как Джордж Линдбек , Ганс Вильгельм Фрей и выпускник Стэнли Хауэрвас . Иногда ее называют «Йельской школой» или «нарративной теологией». [ 6 ] Термин «постлиберальная теология» появился вскоре после публикации книги Линдбека « Природа доктрины: религия и теология в постлиберальную эпоху» (1984). [ 7 ]

Движение находится под богословским влиянием Карла Барта , Фомы Аквинского и, в некоторой степени, новой теологии французских католиков, таких как Анри де Любак . Однако явное философское влияние оказали Людвига Витгенштейна , философия языка моральная философия Аласдера Макинтайра и социологические идеи Клиффорда Гирца и Питера Бергера о природе сообществ. Философы науки, такие как Томас Кун , и теоретики литературы, такие как Эрих Ауэрбах, также повлияли на новый подход. [ 8 ]

Это движение повлияло на другие движения, такие как радикальная ортодоксия , библейское рассуждение , палеоортодоксальность , зарождающееся церковное движение и постлиберальные выражения евангелического протестантизма и римского католицизма . Его экуменический дух берет начало в работе Линдбека, которая была частично оживлена ​​его участием в качестве лютеранского наблюдателя на Втором Ватиканском соборе . [ 8 ]

Богословская платформа

[ редактировать ]

Отчасти являясь реакцией на тенденции теологического либерализма , постлиберальная теология укореняет рациональность не в уверенности индивидуального мыслящего субъекта ( cogito ergo sum , «Я мыслю, следовательно, существую»), а в языке и культуре живой традиции общественной жизни. . Постлибералы утверждают, что христианскую веру нельзя приравнивать ни к религиозным чувствам романтизма , ни к положениям рационалистического или фундаменталистского подхода к религии и теологии. Скорее, христианская вера понимается как культура и язык, в котором доктрины сравниваются с «глубинной грамматикой» языка и культуры первого порядка (практики, навыки, привычки) церкви, исторически сформированной непрерывным , регулирующее чтение библейского повествования с течением времени. Таким образом, в дополнение к критике богословского либерализма и акценту на Библии , существует также упор на традиции, а также на язык, культуру и понятность, присущие христианскому сообществу. В результате постлиберальные теологии часто ориентируются на библейское повествование как на сценарий, который необходимо выполнить, понимают ортодоксальные догмы (особенно вероучения) как глубинные грамматики христианской жизни и рассматривают такие библейские и традиционные грамматики как ресурс как для христианской жизни, так и для христианской жизни. самокритика и культурная критика.

Ранние постлибералы следовали мнению Карла Барта о том, что лучшая апологетика — это хорошая систематика, и поэтому считали, что христианам «не следует заниматься систематической апологетикой. Постлиберальные теологи будут устанавливать специальные связи с философией, искусством или разнообразным опытом окружающих их культур. , но они не верят, что какие-либо нехристианские рамки, философские или культурные, задают контекст, в котором христианские претензии должны быть защищены». Однако более поздние постлибералы смягчили это отвращение и серьезно смягчили первоначальные опасения как по поводу апологетики, так и по поводу метафизики. [ а ] Таким образом, постлиберальная теология во многом повторила дебаты начала 20-го века вокруг понятия «аналогии бытия» (ср. Ганс Урс фон Бальтазар, «Теология Карла Барта »). В отличие от предшествующей ей плюралистической либеральной тенденции, постлиберальная теология также склонна подчеркивать различия между религиозными мировоззрениями. [ 8 ] и часто будет наносить удары по доминирующим культурным тенденциям.

Интерпретация Священного Писания остается фундаментальной для постлиберальной теологии. Существует по крайней мере четыре ключевых экзегетических различия между либеральной и постлиберальной теологией. Во-первых, либеральная интерпретация Священного Писания осуществляется с учетом исторического контекста, тогда как постлиберальная интерпретация представляет собой «акт воображения», интерпретирующий текст с учетом потребностей читающего подсообщества на переднем плане. Либеральная теология стремится понять текст так, как он был бы применен к прошлому. Используя нефундационалистский подход, постлиберальная интерпретация направлена ​​на интерпретацию текста так, как он должен применяться сейчас и в будущем. Во-вторых, либеральные богословы подчеркивают зависимость от беспристрастного разума, позволяющего найти объективный смысл текста. Постлиберальные богословы, однако, признают невозможность чтения без навязывания читателю субъективной интерпретации текста, когда такое понятие объективного чтения распадается. В-третьих, «мы читаем тексты как полноценные переводчики, полностью находящиеся в каком-то политическом теле». То есть каждое значение в определенной степени зависит от читателя и его собственного набора контекстов. Наконец, поскольку чтение всегда осуществляется с заботой о подсообществе, постлиберальная интерпретация всегда содержит нормативный элемент, поощряющий активную реакцию. Либеральная интерпретация, с другой стороны, сосредоточена на истинах, не зависящих от времени и ситуации, которые не обязательно побуждают читателя к действию. [ 9 ] Однако более типичным для сегодняшней постлиберальной теологии является возврат к святоотеческим и средневековым герменевтическим моделям богословского прочтения Священного Писания, объединяющего историко-грамматические и духовно-образно-аллегорические смыслы в связное и верное понимание Священного Писания. Бразосский богословский комментарий к Библии является одним из примеров постлиберальной интерпретации Священных Писаний в действии.

Рональд Т. Миченер утверждает, что среди выражений постлиберальной теологии есть пять характеристик:

  1. Неосновательный
  2. Внутритекстовый
  3. Социально ориентированный
  4. Уважает плюрализм и разнообразие
  5. Принимает щедрую ортодоксальность [ 10 ]

Критики постлиберализма часто обеспокоены его «постосновополагающими» аспектами. Подобно критике постмодернистских философских систем , критики [ ВОЗ? ] задаемся вопросом, как можно сравнить одну постлиберальную теологию с другой, чтобы определить, какая из них лучше, более уместна и ближе к истине. Отход постлиберальной теологии от исторической необходимости и объективных соображений рассматривается многими консервативными христианами негативно. [ ВОЗ? ] Кроме того, критики задаются вопросом, какие последствия такие якобы релятивистские взгляды, такие как возможность религиозного плюрализма, могут иметь для христианства. [ 11 ] Несмотря на влияние на целое поколение молодых пасторов, движение с трудом находит поддержку на низовом уровне в основных протестантских конфессиях, многие из которых сталкиваются с порочным либерально-консервативным давлением и разногласиями, что движение склонно отвергать как признак культурного приспособления. . Некоторые критики предполагают, что, поскольку движение в значительной степени отвергло «посредническую» теологию (таким образом, сделав ее по большей части недоступной для мирян), его принципы трудно реализовать на уровне местных общин, поэтому постлиберализм остается в значительной степени академической специальностью, во многом подобно предшествующие движения, такие как неоортодоксальность . Однако более поздние постлиберальные теологии сделали посредничество центральной проблемой. [ б ] и можно увидеть, что массовые группы, такие как « Проект Экклесия», игнорируют подобную критику.

Дебаты были сосредоточены на вопросах несоизмеримости , сектантства , фидеизма , релятивизма , истины и онтологической ссылки. В ряде работ были предприняты попытки решить эти вопросы с разной степенью удовлетворения. [ с ] и дебаты продолжаются во всех богословских дисциплинах. Более того, критики [ ВОЗ? ] утверждали, что модель внутренней согласованности, которую принимают постлиберальные теологи, трудно согласовать с развитием современной науки, которая, казалось бы, бросает вызов принципам традиционного, ортодоксального христианства (например, новой физики или эволюции), однако такая критика игнорирует способы, которыми Постлиберальный взгляд на доктрины как на глубинные грамматики (записывающие правила веры, сформулированные в Никее и Халкидоне) обеспечивает динамичные способы соотнесения истин веры с истинами научных открытий. Точно так же Брюс Д. Маршалл и другие разработали постлиберальные подходы к истине, которые напоминают «умеренный реализм» средневековой корреспондентной теории истины (например, Фома Аквинский).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Например, см. Griffiths 1991 и Hauerwas 2002 .
  2. ^ Например, см. Milbank 1990 .
  3. ^ Например, см. Pecknold 2005 , Vanhoozer 2005 и DeHart 2006 .
  1. ^ Дорриен, Гэри (2001). «Третий путь в теологии? Истоки постлиберализма» . Христианский век . Том. 118, нет. 20. ISSN   0009-5281 . Проверено 9 марта 2018 г. - через Religion Online.
  2. ^ Газаль 2016 , с. 487.
  3. ^ Олсон, Роджер Э. (1996). «Назад к Библии (почти)» . Христианство сегодня . Том. 40, нет. 6. ISSN   0009-5753 . Проверено 9 марта 2018 г.
  4. ^ Эшфорд 2007 .
  5. ^ Уиллимон, Уильям Х. (1987). «Отвечая Пилату: Истина и постлиберальная церковь» . Христианский век . Том. 104, нет. 3. С. 82–85. ISSN   0009-5281 . Проверено 9 марта 2018 г. - через Religion Online.
  6. ^ Плэчер, Уильям К. (1999). «Быть ​​постлибералом: ответ Джеймсу Густавсону» . Христианский век . Том. 116, нет. 11. С. 390–392. ISSN   0009-5281 . Проверено 9 марта 2018 г. - через Religion Online.
  7. ^ Линдбек 1984 .
  8. ^ Jump up to: а б с Плэчер 1997 .
  9. ^ Брюггеманн 2005 .
  10. ^ Миченер 2013 , с. 4.
  11. ^ Густафсон, Джеймс М. (1999). «Что такое постлиберальная теология» . Христианский век . Том. 116, нет. 10. С. 353–355. ISSN   0009-5281 . Проверено 9 марта 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c03cbee394b5987b71260e501a878a1__1710093300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/a1/7c03cbee394b5987b71260e501a878a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Postliberal theology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)