Игнасио Эллакурия
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( январь 2022 г. ) |
Игнасио Эллакурия | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 9 ноября 1930 г. |
Умер | 16 ноября 1989 г. | (59 лет)
Эра | Философия 20-го века |
Известные идеи | "преследовать" |
![]() |
Часть серии о |
Преследования католической церкви |
---|
![]() |
Игнасио Эллакурия SJ (9 ноября 1930 – 16 ноября 1989) был испано-сальвадорским иезуитом , философом и теологом , который работал профессором и ректором Центральноамериканского университета Хосе Симеона Каньяса (UCA), иезуитского университета в Эль Сальвадор основал в 1965 году. Он и несколько другие иезуиты и двое других были убиты сальвадорскими солдатами в последние годы гражданской войны в Сальвадоре .
Его работа определила ту форму, которую УЦА принял в первые годы своего существования и в последующие годы. Эллакурия также отвечал за разработку программ обучения священников в иезуитской провинции Центральной Америки.
Биография
[ редактировать ]Эллакурия присоединился к иезуитам в 1947 году и был направлен в Центральноамериканскую республику Сальвадор в 1948 году . Он жил и работал там большую часть своей жизни до своего убийства в 1989 году. В 1958 году Эллакурия изучал теологию у теолога II Ватиканского собора Карла Ранера в Инсбруке. , Австрия . [ 1 ] Он также жил в Эквадоре и Испании . [ 2 ]
Академическая работа Эллакурии стала важным вкладом в «Философию освобождения». школа Эта философская возникла из работ Аугусто Салазара Бонди и Леопольдо Зеа . Он сосредоточен на освобождении угнетенных , чтобы «достичь полноты человечества». Эллакурия также была решительным сторонником и участником теологии освобождения . Существуют разные типы латиноамериканской философии освобождения. Мысль Эллакурии представляет собой одно из течений этой философской традиции. [ 3 ]
Политические последствия приверженности Эллакурии своим идеям встретили сильное сопротивление со стороны консервативных религиозных и политических сил в Сальвадоре. Эллакурии Это сопротивление привело к убийству сальвадорской армией в 1989 году в его резиденции в УЦА вместе с пятью другими священниками-иезуитами и двумя сотрудниками.
Их убийство стало поворотным моментом в в Сальвадоре гражданской войне (см. «Историю Сальвадора »). С одной стороны, это усилило международное давление на правительство Сальвадора с целью подписать мирные соглашения с партизанской организацией ФНОМ . С другой стороны, это помогло сделать идеи Эллакурии (до этого известные только в Латинской Америке и Испании ) известными во всем мире.
Философия
[ редактировать ]
Философия Эллакурии берет за отправную точку Ксавьером Зубири критику западной философии (1898–1983). Для Зубири, начиная с Парменида , западная мысль отделяла ощущения от интеллекта . Эта ошибка привела к двум результатам. Первое было тем, что Зубири называл «логификацией интеллекта», а второе — тем, что он называл «осознанием реальности». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
«Логификация интеллекта» подразумевала, что интеллект сведен к логосу . Эта точка зрения привела философов к мысли, что то, что они называли « Бытием », было причиной реальности , а это, в свою очередь, объясняло смешение метафизики с онтологией . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Логификация интеллекта исключает чувственные, а не логические функции интеллекта. Хотя Зубири признавал описательные логотипы и разум важными компонентами интеллекта , он отмечал, что интеллект не сводится к ним. Для Зубири интеллект был единством с модальностями чувственного восприятия, логоса и разума. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Логификация интеллекта привела к восприятию реальности как «Бытия» в зоне в пространстве и времени (как в « Хайдеггера » Dasein ) опознаваемых сущностей с сущностью , находящейся вне человеческого мозга . Это то, что Зубири называл «осознанием реальности». Это восприятие рассматривает реальность как особую форму «Бытия». Таким образом, для Зубири «Бытие» было «субстанциализировано» западной философией . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Для Зубири реальность имеет первостепенное значение для Бытия, которое является не существительным , а глаголом . Бытие – это особый аспект реальности, а не наоборот. Метафизика изучает реальность, а онтология изучает бытие. Способ доступа людей к реальности — это разум, но не логифицированный, а «разумный разум», который сам по себе является частью реальности. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Чувства, логика , разум , интуиция и воображение — это одна и та же способность , потому что каждая из этих вещей определяет друг друга. Эта способность отличает людей от других видов и была достигнута в ходе эволюции . Наличие разумного интеллекта предполагает наличие совести и возможности воображать новые реальности. Эти формулировки сами по себе реальны по постулату. Реальности посредством постулирования также могут быть реализованы в других формах, поскольку разумный разум обладает способностью распознавать процессуальный и структурный характер реальности. Следовательно, люди способны влиять на него, создавать и преодолевать достигнутые исторические границы. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Для Зубири нет необходимости в реалистической / антиреалистической дискуссии о том, существует или нет реальность, которая является внешней и независимой по отношению к людям, или же реальность представляет собой массу внутренних иллюзий для людей. Это и то, и другое, но не в том смысле, в котором претендует критический реализм (где люди рассматриваются как реальность, которую можно отделить от объективной внешней реальности). По мнению Зубири, люди встроены в реальность и не могут существовать без нее. Им нужен воздух , еда , вода и другие существа . «Внешний» и объективный мир также должен проникнуть внутрь человека, чтобы он мог продолжать свое существование. Разумный разум должен быть способен осмыслить это существование таким образом, чтобы позволить людям реализовать свои возможности в мире. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
В этом ключе Эллакурия сказал, что человеческая реальность неизбежно является личной, социальной и исторической . Биология и общество являются элементами истории, а это значит, что они всегда находятся в движении. Но это не следует путать с историческим материализмом , который утверждает, что люди являются пассивными инструментами сил истории. Люди, безусловно, наследуют ограничения, созданные в прошлом, но у них всегда есть возможность преодолеть их благодаря своему разумному интеллекту. Праксис — это название, которое Эллакурия дает отраженным человеческим действиям, направленным на изменение реальности. В отличие от других животных, которые могут лишь механически реагировать на внешние раздражители, посредством разумного интеллекта и практики, людям приходится «осознавать» свое существование. Индивидуумы, находящиеся в диалектическом взаимодействии с обществом, должны определить, какой тип Эго им следует иметь, используя свой разумный интеллект, а это подразумевает преодоление унаследованных ограничений. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Это означает, что прогресс в реальности происходит за счет сочетания физических, биологических и «практических» факторов. Благодаря практике люди могут реализовать более широкий спектр возможностей для действий. Другими словами, одна практика может привести к более широкой и полной форме практики. В этом случае можно сказать, что практика способствует увеличению свободы, если свобода определяется как большие возможности для действия. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
По мнению Эллакурии, существование людей, изолированных от общества, означает, что история и практика не предоставили более широкий спектр возможностей для реализации каждому человеку в мире. Эта ситуация помешала этим исключенным людям осознать свое существование как людей. Следовательно, это ситуация, которая стоит в стороне от полноты человечества и полноты реальности. Но эту ситуацию можно изменить. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Эллакурия считал, что до эволюции человечества дальнейшее развитие исторической реальности происходило только за счет физических и биологических сил. Но с развитием человека практика также может способствовать осознанию исторической реальности. Поскольку у людей есть возможность размышлять, долг философии – использовать эту способность размышлять, чтобы изменить реальность и предоставить больше возможностей для индивидуальной реализации. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Этот образ мышления находит свои параллели в определении Марты Нуссбаум человеческого развития как увеличения человеческих способностей к действию в 1990-х годах. [ 7 ] и идея Амартии Сена о развитии как свободе. [ 8 ]
Теология
[ редактировать ]Как и многие другие богословы его поколения , Эллакурия намеревался построить новую теологию , которую он назвал Исторической теологией . Методологически его взгляд на историю следовал гегелевской диалектической традиции, кульминацией которой стал Маркса исторический материализм . Однако по содержанию он также критически относился к евроцентристскому взгляду Гегеля на историю. Эллакурия также отвергал взгляд Маркса на людей как на объекты их материальных условий. Он подчеркнул важность совести , человеческой практики и ее возможностей влиять на ход истории и, следовательно, на сами материальные условия. Критики обвинили его в теологии марксизмом . загрязнении Его мысль разделяет с марксизмом общий гегелевский взгляд на историю как на прогресс, осуществляемый путем преодоления противоречий. Некоторые, как Энрике Дюссель , утверждают, что сходство между теологией освобождения и мыслью Маркса можно найти в общих истоках повествования об освобождении в иудео-христианской традиции мысли. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Под исторической теологией Эллакурия подразумевал способ создания богословия: размышлять о вере, исходя из исторического настоящего , и размышлять об историческом настоящем, исходя из веры. По его мнению, вся теология обусловлена ее историческим настоящим. Историческое богословие намерено осознать свой исторический контекст и полностью его включить. Понятие locus theologicus (богословское место) очень важно в этом богословии. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Рудольф Бультман разработал экзистенциальную библейскую герменевтику или идею о том, что каждый человек может читать и понимать Библию только исходя из своего личного экзистенциального состояния, а библейский текст обретает жизнь только в том случае, если он может пробудить в читателе опыт веры. Это порождает герменевтический круг , поскольку читатель понимает Библию из своего исторического настоящего, а историческое настоящее — из Библии. Эллакурия присоединился к этой герменевтической традиции и сделал шаг вперед. Для Эллакурии читатель — не просто человек, а сообщество , точно так же, как народ Израиля в Ветхом Завете . Это означает, что на первом месте стоит вера сообщества, а затем индивидуальная вера. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
По мнению Эллакурии, ценность Ветхого Завета не уменьшается вместе с Новым Заветом . Новый Завет делает общинный характер веры Ветхого Завета чем-то радикальным и универсальным. Оно делает его радикальным, поскольку устанавливает, что союз Бога с людьми — это гораздо больше, чем простой свод законов и литургические обряды; это приглашение к справедливости и благотворительности не как к исключительной практике, а как к стабильной структуре. Именно поэтому этот союз закреплен в законе. Это делает веру универсальной, поскольку Новый Завет донесен до каждого человека, независимо от расы, культуры, пола, религии или социального положения. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Теология освобождения , по мнению Эллакурии, представляет собой новый способ реализации исторической теологии в определенном locus theologicus: историческом настоящем Латинской Америки, где большая часть населения угнетается структурами, которые лишают их возможности удовлетворить свои потребности и развиваться. Оно возникает из духа Gaudium et spes Второго Ватиканского Собора и социальных энциклик Папы Иоанна XXIII , и, более конкретно, Епископских конференций Медельина в 1978 году . в 1968 году и Пуэблы Такое размышление о Библии подтверждается историческими представляет собой коллектив, желающий освобождения от угнетения. Существует давняя библейская традиция об освобождении, которая начинается с Книги Исхода . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
По мнению Эллакурии, спасение совершается исторически , не только индивидуально, но и коллективно. Речь идет не только об освобождении от зла , вины , личных или социальных обид, боли , болезней и фетишизма . Эти формы освобождения начинаются только с освобождения от несправедливых структур, таких как рабство , политическое доминирование, психологическое и социальное угнетение . Помимо книги Исход, Библия представляет и другие подобные случаи освобождения от угнетения, как возвращение из плена в Вавилоне в книгах Ездры и Неемии ; борьба против македонской оккупации в книге Маккавеев ; Блаженства Иисуса ; и книга Апокалипсиса перед лицом гонений на христиан в Риме . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Другими формами исторического богословия могут быть, например, феминистская теология ; Теология освобождения черных , разработанная Джеймсом Коуном в борьбе за гражданские права в Соединенных Штатах ; Африканская теология освобождения , которая в основном применялась в Южной Африке в борьбе против апартеида ; и теология коренных народов , идущая от Бартоломе де лас Касаса и других миссионеров в первых испанских колониях в Америке в 16 веке. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Союз науки и теологии
[ редактировать ]В своем вступительном обращении к Университету Санта-Клары в 1982 году [ 14 ] Эллакурия обратился к проблемам, связанным с соединением теологии с наукой . Он сформулировал отношения между ними в своем видении университета который служил бы цели освобождения угнетенных , . По мнению Эллакурии, каждый университет имеет два аспекта. Наиболее очевидным из них является то, что речь идет о культуре или, другими словами, знании и использовании разумного интеллекта. Второе, и не столь очевидное, заключается в том, что университет должен учитывать социальную реальность именно потому, что университет неизбежно является социальной силой; оно должно трансформировать и просвещать общество, в котором оно живет.
Эллакурия считал, что университет не может всегда и везде быть одинаковым. Оно должно постоянно смотреть на свою особую историческую реальность. Третий мир характеризуется скорее угнетением, чем свободой , больше бедностью , чем изобилием. По мнению Эллакурии, в таком контексте университет должен сделать все возможное, чтобы свобода победила угнетение. Он добавил, что университет должен выполнить это общее обязательство, используя только имеющиеся в его распоряжении средства. Как интеллектуальное сообщество, университет должен анализировать причины; используйте воображение и творческий подход вместе, чтобы найти способы решения проблем; распространять сознание, которое вдохновляет свободу самоопределения; воспитывать совестливых профессионалов, которые станут непосредственными инструментами такой трансформации; и постоянно совершенствовать образовательное учреждение, которое является одновременно отличным в учебе и этически ориентированным.
Эллакурия считала, что разум и вера могут объединиться в борьбе с реальностью бедности. Разум должен открыть глаза на их страдания, а вера видит в слабых мира сего, что должно означать спасение и обращение, к которому мы призваны.
Такой университет должен учитывать льготный вариант для бедных . Это не значит, что в университете будут учиться только бедняки; это не означает, что университет должен отказаться от своей миссии академического превосходства, совершенства, которое необходимо для решения сложных социальных проблем нашего времени. На самом деле это означает, утверждал он, что университет должен интеллектуально присутствовать там, где это необходимо; обеспечить наукой тех, у кого нет науки; предоставить навыки тем, у кого нет навыков; быть голосом тех, у кого нет голоса; оказывать интеллектуальную поддержку тем, кто не обладает академической квалификацией, чтобы сделать свои права законными.
Святость
[ редактировать ]В августе 2023 года архиепископ Сан-Сальвадора объявил о начале дела Эллакурии о канонизации .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мученики УЦА. «Игнасио Эллакурия» . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ «Игнасио Эллакурия (1930–1989)» (на испанском языке). Центральноамериканский университет «Хосе Симеон Каньяс» . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Орасио Черутти (2006). Философия освобождения Латинской Америки (на испанском языке). ISBN 9789681678203 . Проверено 20 октября 2013 г. [ мертвая ссылка ] [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гектор Самур (2003). Воля к освобождению (PDF) (на испанском языке). Гренада: Издательство Comares. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября . Получено 15 , октября [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Игнасио Эллакурия (1990). Философия исторической реальности . Сборник «Структуры и процессы»: основная серия «Структуры и прогресс» (на испанском языке). Том 7. Редакция УЦА. ISBN 9788484051589 . Проверено 20 октября 2013 г. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дэвид И. Гандольфо (2005). «Игнасио Эллакурия (1930—1989)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Марта Нуссбаум (2001). Женщины и человеческое развитие: подход, основанный на возможностях . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521003858 . Проверено 20 октября 2013 г. [ нужна страница ]
- ^ Амартия Сен (1999). Развитие как свобода . ISBN 9780192893307 . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 20 октября 2013 г. [ нужна страница ]
- ^ Энрике Дюссель (2007). Богословские метафоры Маркса (на испанском языке). Редакционный фонд «Собака и лягушка». ISBN 9789803964184 . Проверено 20 октября 2013 г. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кевин Ф. Берк (2000). Земля под крестом: теология Игнасио Эллакурии . Серия «Моральные традиции». Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781589014473 . Проверено 20 октября 2013 г. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Игнасио Эллакрия; Джон Небрино (2004). Тайна освобождения: фундаментальные концепции теологии освобождения . Книги Орбис ISBN 9781570755408 . Проверено 20 октября 2013 г. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мария Пилар Акино; Кевин Ф. Берк; Роберт Энтони Лассаль-Кляйн (2006). Любовь, рождающая надежду: мысль Игнасио Эллакурии . Литургическая пресса. ISBN 9780814652176 . Проверено 20 октября 2013 г. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хосе Мора Галиана (1999). «Игнасио Эллакурия. Биографический профиль. Человек и его работа» (на испанском языке) . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Игнатий Эллакурия (июнь 1982 г.). «Вступительная речь Университета Санта-Клары» . Университет Санта-Клары. Архивировано из оригинала 19 июля . Проверено 20 октября 2013 г. - через Санта-Клару сегодня, октябрь.
Подборка публикаций Эллакурии
[ редактировать ]- Эллакурия, Игнасио, Двадцать лет истории в Сальвадоре: политические сочинения [VA], три тома, второе издание, Сан-Сальвадор: UCA Editores, 1993.
- Эллакурия, Игнасио, Университетские сочинения [ЕС], Сан-Сальвадор: Редакция UCA, 1999.
- Эллакурия, Игнасио, Философия исторической реальности , Сан-Сальвадор: Редакция UCA, 1990.
- Эллакурия, Игнасио, Escritos Filosóficos [EF], три тома Сан-Сальвадор: UCA Editores, 1996–2001.
- Эллакурия, Игнасио, Богословские сочинения [ET], четыре тома, Сан-Сальвадор: UCA Editores, 2000–2002 гг.
- Эллакурия, Игнасио, «Философия и политика» [1972], VA-1, стр. 47–62
- Эллакурия, Игнасио, «Освобождение: миссия и харизма церкви» [1973], ET-2, стр. 553–584
- Эллакурия, Игнасио, «Десять лет спустя: возможен ли другой университет?» [1975], ЕС, стр. 49–92
- Эллакурия, Игнасио, «К основанию латиноамериканского богословского метода» [1975], ET-1, стр. 187–218
- Эллакурия, Игнасио, «Философия для чего?» [1976], ЭФ-3, стр. 115–132
- Эллакурия, Игнасио, «Биологические основы этики» [1979], EF-3, стр. 251–269
- Эллакурия, Игнасио, «Университет и политика» [1980], VA-1, стр. 17–46
- Эллакурия, Игнасио, «Объект философии» [1981], VA-1, стр. 63–92
- Эллакурия, Игнасио, «Освободительная функция философии» [1985], VA-1, стр. 93–122
- Эллакурия, Игнасио, «Преодоление идеалистического редукционизма в Зубири» [1988], EF-3, стр. 403–430
- Эллакурия, Игнасио, «Вызов народного большинства» (1989), ЕС, стр. 297–306 (перевод на английский доступен в TSSP, стр. 171–176).
- Эллакурия, Игнасио, «О концепции и идее освобождения» [1989], ET-1, стр. 629–657
- Эллакурия, Игнасио, «Утопия и пророчество в Латинской Америке» [1989], ET-2, стр. 233–294 (английский перевод доступен в TSSP, стр. 44–88).
- О Эллакурии
- Берк, Кевин, Земля под крестом: теология Игнасио Эллакурии , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета, 2000.
- Берк, Кевин; Лассаль-Кляйн, Роберт, Любовь, порождающая надежду. Мысль Игнасио Эллакурии , Коллевиль, Миннесота: Liturgical Press, 2005.
- Черутти, Орасио, Философия освобождения Латинской Америки , Мехико: FCE, 1992.
- Хассетт, Джон; Лейси, Хью (ред.), На пути к обществу, которое служит своему народу: интеллектуальный вклад убитых иезуитов Сальвадора [TSSP], Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета, 1991.
- Ли, Майкл, Неся бремя спасения. Сотериология Игнасио Эллакурии , Нью-Йорк: Книга Гердера, издательская компания Crossroad, 2008.
- Самур, Гектор, Воля освобождения: философская мысль Игнасио Эллакурии , Сан-Сальвадор: UCA Editores, 2002 г.
- Солс Люсия, Хосе: Наследие Игнасио Эллакурии , Барселона: Cristianisme i Justícia, 1998.
- Солс Люсия, Хосе: Историческое богословие Игнасио Эллакурии , Мадрид: Тротта, 1999.
- Солс Люсия, Хосе: причины Эллакурии , Барселона: Cristianisme i Justícia, 2014.
- Уитфилд, Тереза, Платя цену: Игнасио Эллакурия и убитые иезуиты Сальвадора , Филадельфия: Temple University Press, 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1930 рождений
- 1989 смертей
- Убийства 1989 года в Северной Америке
- Люди из Португалете
- Замученные римско-католические священники
- Католические мученики Сальвадора
- Убитые сальвадорцы
- Мученики-иезуиты
- Баскские римско-католические священники
- Испанские римско-католические богословы XX века
- Испанские иезуиты 20-го века
- Теологи освобождения
- Римско-католические миссионеры в Сальвадоре
- Католические философы
- Испанские философы XX века
- Испанцы убиты за границей
- Убитые испанцы
- В Сальвадоре убиты люди
- Участники гражданской войны в Сальвадоре
- Похороны в Сальвадоре
- Римско-католические мученики XX века
- Иезуитские миссионеры
- Испанские римско-католические миссионеры
- Академический состав Центральноамериканского университета
- Баскские иезуиты