Уолтер Чишек
Уолтер Чишек | |
---|---|
Рожденный | Уолтер Джозеф Чишек 4 ноября 1904 г. Шенандоа, Пенсильвания , США |
Умер | 8 декабря 1984 г. Бронкс , Нью-Йорк, США | ( 80 лет
Уолтер Джозеф Чишек , SJ (4 ноября 1904 — 8 декабря 1984) — польско-американский священник -иезуит Русской греко-католической церкви , который тайно проводил миссионерскую работу в Советском Союзе в период с 1939 по 1963 год.
Пятнадцать из этих лет прошли в заключении и каторжных работах в ГУЛАГе , плюс пять предшествующих им лет. [1] в московской печально известной тюрьме на Лубянке . Он был освобожден и вернулся в Соединенные Штаты в 1963 году, после чего написал две книги: «Он ведет меня» и мемуары «С Богом в России » и служил духовным наставником.
С 1990 года жизнь Чишека находится на рассмотрении Католической церкви на предмет беатификации . По состоянию на 2023 год [update] его титул — Слуга Божий .
Ранняя жизнь и учеба
[ редактировать ]Чишек родился 4 ноября 1904 года в шахтерском городке Шенандоа, штат Пенсильвания , в семье польских иммигрантов Марии (Мики) и Мартина Чишек, эмигрировавших в США в 1890-х годах из Галиции в Австро-Венгрии . [2] Бывший член уличной банды , он шокировал свою семью, решив стать священником. иезуитов Чишек поступил в послушник в Гайд-парке, штат Нью-Йорк, в 1928 году. В следующем году он вызвался служить миссионером в России, где большевистская революция 12 лет назад произошла . Христиан там открыто преследовали , и лишь немногие верующие имели доступ к священнику . Папа Пий XI обратился к священникам со всего мира с призывом поехать в Россию в качестве миссионеров. [2]
В 1934 году Чишек был отправлен в Рим для изучения богословия , русского языка , истории России и литургии в Папской русской коллегии (или « Руссикуме »). [3] Иезуитская , для семинария созданная для подготовки священников Русской Греко-Католической Церкви миссионерской работы в Советском Союзе и русском зарубежье .
Среди его коллег-семинаров по Руссикуму был Александр Куртна, новообращенный из эстонского православия , которого Чишек в своих мемуарах называл только под кодовым именем «Миша». После его изгнания ректором Руссикума в 1940 году Куртна работал, с одним перерывом в период с 1940 по 1944 год, переводчиком в Ватиканской Конгрегации восточных церквей . В то же время он шпионил в пользу советского НКВД , что имело разрушительные последствия для Чишека и многих других подпольных священников и верующих. [ нечеткий ] Куртна, который был верен СССР, начал шпионить в пользу нацистской Германии в 1943 году, потому что его Герберт Капплер угрожал отправить куратор и оберштурмбаннфюрер СС его и его жену в концентрационный лагерь . Однако Куртна предал Капплера, украв кодовые книги из его офиса и передав их Советам. Куртна и Чишек снова встретились в 1948 году в качестве политзаключенных в Норильлаге . [4] [5]
В 1937 году Чишек был рукоположен в священники византийского обряда в Риме и принял имя Владимир. [6]
В 1938 году Чишека отправили в иезуитскую миссию в Альбертин на востоке Польши . [2] С началом Второй мировой войны в 1939 году Советский Союз оккупировал восточную Польшу и вынудил его закрыть свою миссию. Приехав во Львов , он понял, что священнику будет легко проникнуть в Советский Союз среди потоков ссыльных, идущих на восток. Получив разрешение митрополита Андрея Шептицкого , он пересек границу в 1940 году под вымышленным именем Владимира Липинского . С двумя своими товарищами-иезуитами он проехал на поезде 2400 километров (1500 миль) до лесозаготовительного города Чусовой в Уральских горах . В течение года он работал неквалифицированным лесорубом , одновременно незаметно выполняя религиозное служение. [7]
Плен в Советском Союзе
[ редактировать ]Часть серии о |
Преследования католической церкви |
---|
Портал католицизма |
Чишек был арестован в 1941 году по ложному обвинению в шпионаже в пользу нацистской Германии и Ватикана . СССР К его шоку, НКВД ( тайная полиция ) уже знала его настоящее имя и то, что он был американским гражданином и католическим священником. Затем его отправили в Лубянскую тюрьму в Москве, штаб-квартиру НКВД. Он провел там пять лет, [8] большинство из них в одиночных камерах . В 1942 году под жестокими пытками он подписал признание в шпионаже и был приговорен к 15 годам каторжных работ в ГУЛАГе .
Чишек должен был остаться на Лубянке еще на четыре года. В 1946 году его отправили поездом в Красноярск , затем 20 дней на лодке на север по реке Енисей , пока он не достиг высоты 300 км за Полярным кругом в городе Норильске , центре трудового лагеря , известного как Норильлаг. Там Чишек был вынужден перегружать уголь на грузовые суда , а позже переведен на работу на угольные шахты, расположенные в вечной мерзлоте . Через год его направили работать на строительство завода по никелевых , медных , кобальтовых , платиновых и палладиевых руд переработке . С 1953 по 1955 год работал на шахтах. Его мемуары дают яркое описание Норильского восстания , которое началось в Горлаге и распространилось по Норильлагу после смерти Иосифа Сталина .
На протяжении всего своего длительного заключения Чишек продолжал молиться, совершать как Тридентскую мессу византийского обряда , так и Божественную литургию , исповедовать , проводить ретриты и совершать тайное и нелегальное приходское служение. считали его мертвым До тех пор, пока ему не разрешили написать в США в 1955 году, его семья и Общество Иисуса .
К 22 апреля 1955 года приговор Чишеку исполнился, и он был освобожден с ограничением на проживание только в городе Норильске. В это время он смог написать своим сестрам в США.
После создания католического прихода приказал Чишке в Норильске в 1958 году КГБ переехать в Красноярск, где он тайно основал несколько близлежащих миссионерских приходов. После того, как об этом узнало КГБ, его насильно перевели в Абакан , в 160 километрах (99 миль) к югу, где он проработал автомехаником еще четыре года. В 1963 году он получил письмо от своих сестер из США. Несколько месяцев спустя Советский Союз решил вернуть его (и американского студента Марвина Макинена ) в США в обмен на двух советских агентов. [8] Чишек не знал, что два президента США , Дуайт Д. Эйзенхауэр и Джон Ф. Кеннеди , требовали его репатриации с момента получения его первого письма сестрам в 1955 году. чиновник Госдепартамента США , который сказал ему, что он все еще является американским гражданином.
Освобождение и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Часть серии о |
Общество Иисуса |
---|
История |
Иерархия |
Духовность |
Работает |
Известные иезуиты |
Портал католицизма |
После почти 23 лет заключения Чишек был освобожден вместе с американским студентом Марвином Макиненом 12 октября 1963 года. Взамен Советы получили агентов ГРУ Ивана Дмитриевича Егорова и его жену Александру Егорову, которых ФБР арестовало за шпионаж в июле 1963 года.
В 1965 году Чишек начал работать и читать лекции в Центре Иоанна XXIII в Фордхэмском университете (ныне Центр восточнохристианских исследований при Скрэнтонском университете в Скрэнтоне, штат Пенсильвания ), консультируя и предлагая духовное руководство тем, кто его посещал. [8]
8 декабря 1984 года Чишек умер после многих лет ухудшения здоровья и был похоронен на иезуитском кладбище в Вернерсвилле, штат Пенсильвания .
Наследие
[ редактировать ]В 1985 году монахиня-кармелитка Мария, которая была настоятельницей женского кармелитов обряда русинского монастыря , который Чишек помог основать и который находился под его духовным руководством, начала ходатайствовать о его официальной канонизации . В 1990 году епископ Майкл Джозеф Дудик из Русинской католической епархии Пассаик , штат Нью-Джерси , начал официальный епархиальный процесс расследования для официального признания на пути к беатификации . Дело о канонизации Чишека было официально открыто в марте 2012 года. [7] В настоящее время этим занимается епархия Аллентауна , штат Пенсильвания .
Молитвенный кружок Вальтера Чишека продолжает пропагандировать и способствовать его делу беатификации. [9]
Девять записей интервью, проведенных с Чишеком ( около 1964 г. ), хранятся в архиве Джорджтаунского университета .
По словам Константина Симона, SJ, « С Богом в России» , мемуары Чишека о десятилетиях его пребывания в СССР, выдержали несколько изданий на разных языках, включая французский , немецкий , испанский , итальянский , голландский , португальский , польский и словацкий . Хотя мемуары по-прежнему популярны среди католиков в Северной Америке , они не завоевали такой же популярности в Европе, где Чишека затмил его коллега-выпускник «Руссикума» и переживший ГУЛАГ Пьетро Леони . [9]
Чишек-холл в Фордхэмском университете в Нью-Йорке назван в его честь. В настоящее время здесь размещаются схоласты-иезуиты, находящиеся на первом этапе формального обучения священству. [7] Кроме того, в честь Чишека отведена небольшая комната. Он содержит (латинский) алтарь, священные сосуды, подсвечники и распятие , которые он использовал, а также копию его последних обетов и копию письма другу, содержащего духовные советы.
В Скрэнтонском университете также есть Зал Чишека. В Шенандоа, штат Пенсильвания, также есть школа Trinity Academy при Образовательном центре отца Уолтера Дж. Чишека. Коллекция Уолтера Чишека Университета Маркетта названа в его честь. [10] Кроме того, с 2002 года университет спонсирует ежегодную лекцию Чишека. [11]
Кавычки
[ редактировать ]- «Сила молитвы превосходит все усилия человека, стремящегося найти смысл жизни. Эта сила доступна всем; она может изменить слабости, ограничения и страдания человека». [12]
- «Переступить тот порог, который я боялся переступить, все вдруг показалось таким простым. Было только одно видение, Бог, который был всем во всем; была только одна воля, которая управляла всем, воля Бога. видеть его, различать его в любых обстоятельствах, в которых я оказался, и позволять ему управлять собой, Бог есть во всем, поддерживает все, направляет все вещи, чтобы различать это в каждой ситуации и обстоятельствах, видеть Его. воля во всем, заключалась в том, чтобы принять каждое обстоятельство и ситуацию и позволить себе идти вперед с совершенной уверенностью и доверием. Ничто не могло отделить меня от Него, потому что Он был во всем, и никакая опасность не могла мне угрожать, никакой страх не мог поколебать меня. страх потерять Его из виду. Будущее, каким бы оно ни было, было сокрыто в Его воле и поэтому приемлемо для меня, что бы оно ни принесло. Прошлое, со всеми его неудачами, не было забыто, оно оставалось мне напоминать; о слабости человеческой природы и глупости верить в себя. Но меня это больше не угнетало. Я больше не искал себе руководства, никоим образом не полагался на него, чтобы он больше не мог меня подвести. Отказавшись окончательно и полностью от всякого контроля над своей жизнью и будущей судьбой, я, как следствие, освободился от всякой ответственности. Благодаря этому я был освобожден от беспокойства и беспокойства, от любого напряжения и мог спокойно плыть по течению поддерживающего провидения Божьего в совершенном душевном мире». [1]
- «Его воля для нас была в двадцать четыре часа каждого дня: люди, места, обстоятельства, которые Он поставил перед нами в то время. Это были вещи, которые, как знал Бог, были важны для Него и для нас в тот момент, и именно в этом Он хотел, чтобы мы действовали». [1]
Книги
[ редактировать ]- С Богом в России (совместно с Дэниелом Л. Флаэрти, SJ), мемуары (Нью-Йорк: McGraw-Hill , 1964).
- Он ведет меня (совместно с Дэниелом Л. Флаэрти, SJ), мемуары (Нью-Йорк: Doubleday , 1973).
- С Богом в Америке (опубликовано посмертно), мемуары с первоисточниками (Чикаго: Loyola Press , 2016).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Чишек, Уолтер Дж. (1973). Он ведет меня . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc., стр. 38, 79–80. ISBN 0-89870-546-0 .
- ^ Jump up to: а б с «Об отце Цишеке» . Молитвенная лига отца Вальтера Чишека . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 г.
- ^ Гузик (2019). «Преподобный Уолтер Дж. Чишек, SJ: Икона католической русской миссии» . Польское обозрение . 64 (4): 28–43. doi : 10.5406/polishreview.64.4.0028 . JSTOR 10.5406/polishreview.64.4.0028 . S2CID 211646777 .
- ^ Дэвид Альварес и Роберт А. Грэм, SJ (1997), Ничего священного: нацистский шпионаж против Ватикана , Фрэнк Касс, Лондон. Страницы 114–139.
- ^ Дэвид Альварес (2002), Шпионы в Ватикане: шпионаж и интриги от Наполеона до Холокоста , Университетское издательство Канзаса . Страницы 222–236, 316–318.
- ^ византийского обряда Члены Русской католической церкви , как и члены других восточно-католических церквей , находятся в полном общении с Римско-католической церковью, но отличаются обрядами, обычаями и каноническим правом от западной католической церкви или католической церкви латинского обряда. Однако большинство католиков в России всегда были членами церкви латинского обряда.
- ^ Jump up to: а б с «Отец-иезуит Уолтер Чишек: жизнь в служении», Конференция иезуитов Канады и США.
- ^ Jump up to: а б с Мантоне, Энтони Д., «Слуга Божий отец Уолтер Чишек, SJ (1904–1984)», SSVM
- ^ Jump up to: а б Константин Саймон SJ (2009), Про Россию: Руссикум и католическая работа для России , Orientalium . Страница 481.
- ^ «Коллекция Чишека // Мемориальные библиотеки Рейнора // Университет Маркетта» .
- ^ «Маркетт примет технического директора Microsoft для лекции Чишека // Центр новостей // Университет Маркетта» .
- ^ «Вальтер Чишек, SJ Tribute by Images of Heaven» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2002 г. Проверено 7 ноября 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подробная информация о материалах Чишека. Архивировано 4 февраля 2012 г. в Wayback Machine в библиотеке Джорджтаунского университета.
- Журнал Time, 1963 год, история об освобождении Уолтера Чишека.
- Краткое изложение произведений Вальтера Чишека
- 1904 рождения
- 1984 смертей
- Жители Шенандоа, Пенсильвания
- Американские Слуги Божьи
- Польские восточные католики
- Американцы польского происхождения
- Американские восточные католики
- Американские иезуиты 20-го века
- Восточно-католические писатели
- Римско-католические писатели
- Американские мемуаристы XX века
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Антикатолицизм в Советском Союзе
- Жертвы антикатолического насилия
- Американцы заключены в тюрьму за границей
- Американские люди, заключенные в тюрьму в Советском Союзе
- Почитаемые христиане 20-го века
- Американские эмигранты в России
- Американские эмигранты в Советском Союзе
- Иностранные узники ГУЛАГа
- Восточно-католическое духовенство ХХ века
- Иезуиты-слуги божьи
- Восточно-католические Слуги Божьи
- Преследования со стороны атеистических государств
- Антихристианские настроения в России.
- Католики из Пенсильвании
- Участники Норильского восстания.
- Мемуаристы из Пенсильвании