Преследование нацистами католической церкви в Польше
Во время немецкой оккупации Польши (1939–1945) нацисты жестоко подавляли католическую церковь в Польше , наиболее жестоко в оккупированных немцами районах Польши . Тысячи церквей и монастырей систематически закрывались, захватывались или разрушались. В результате многие произведения религиозного искусства и предметы были безвозвратно утеряны.
Церковные лидеры особенно подвергались нападкам в рамках общих усилий по уничтожению польской культуры. По меньшей мере 1811 представителей польского духовенства были убиты в нацистских концентрационных лагерях . По оценкам, было убито 3000 представителей духовенства. Планы Гитлера по германизации Востока не допускали католицизма . [1]
Действия, предпринятые против польского католицизма, были частью Генерального плана Ост, который, если бы он был реализован, в конечном итоге искоренил бы существование поляков . В августе 1939 года Адольф Гитлер заявил, что он хочет, чтобы его силы «Мертвой головы» «убили без жалости и милосердия всех мужчин, женщин и детей польского происхождения или языка». [2]
Фон
Римско -католическая церковь присутствует в Польше уже почти 1000 лет. [3] Историк Ричард Дж. Эванс писал, что католическая церковь была институтом, который «больше, чем любой другой, поддерживал польскую национальную идентичность на протяжении веков». [4] К 1939 году около 65% поляков считали себя католиками. [3]
Вторжение нацистской Германии в преимущественно католическую Польшу в 1939 году спровоцировало Вторую мировую войну . Великобритания Советский и Франция объявили войну Германии в результате вторжения, в то время как Союз вторгся в восточную половину Польши в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа с Гитлером. [5]
Вторжение нацистской Германии в Польшу с запада произошло 1 сентября 1939 года, положив начало периоду оккупации. Нацистская идеология преследовала цель уничтожения польских евреев и относила этнических поляков, большинство из которых были католиками, к низшей расе. Евреев собирали в гетто или отправляли в лагеря смерти, в то время как этническая польская интеллигенция , священники и политики подвергались уничтожению ( Intelligenzaktion , AB-Aktion ). Принудительный труд также использовался как метод уничтожения.
Красная Армия вторглась в Польшу с востока 17 сентября 1939 года. [6] Советы также репрессировали польских католиков и духовенство , уделяя особое внимание борьбе с «классовыми врагами». Советская оккупация длилась почти два года. Операция «Барбаросса» — нападение Германии на Советский Союз — была начата в июне 1941 года, разрушив советско-нацистский пакт о ненападении и поставив всю Польшу под контроль нацистов. [7] Норман Дэвис писал: [8]
Адольф Гитлер страстно ненавидел Польшу. Ведь Польша находилась в самом сердце нацистского Lebensraum , идеологического «жизненного пространства», в которое стремилась расшириться Германия. Более того, он был населен смесью славян и евреев, которые в нацистских справочниках классифицировались как Untermenschen , или недочеловеки... [-] Гитлер специально приказал своим приспешникам действовать с большой жестокостью.
— Норман Дэвис ; Rising '44: Битва за Варшаву
Нацистский план относительно Польши включал уничтожение польской нации, что потребовало нападения на Польскую церковь, особенно на территориях, аннексированных Германией. [9] Биограф Ян Кершоу сказал в схеме германизации Центральной и Восточной Европы, что Гитлер ясно дал понять, что «в этой утопии не будет места христианским церквям». [1]
Нацистская идеология была враждебна христианству , и Гитлер презирал учение католической церкви. Избранный Гитлером заместитель и личный секретарь Мартин Борман и официальный нацистский философ Альфред Розенберг были решительными антихристианами. В своей книге 1930 года «Миф двадцатого века » Розенберг писал, что главными врагами немцев были «русские татары» и «семиты», включая христиан, особенно христиан католической церкви. [10]
Раздел Польши
Немецкие военные контролировали Польшу до 25 октября 1939 года. [11] Вслед за этим Германия присоединила польские территории к восточногерманским провинциям: Рейхсгау Вартеланд , Рейхсгау Данциг-Западная Пруссия , Силезская провинция и Восточная Пруссия . Остальная часть оккупированной нацистами Польши перешла под управление Генерал-губернаторства. [12] – «полицейское мини-государство» под контролем СС и правлением нацистского адвоката Ганса Франка . Дэвис писал, что этот район «стал беззаконной лабораторией нацистской расовой идеологии», со временем став базой главных нацистских концентрационных лагерей. [13] Однако политика нацистов по отношению к Церкви была менее суровой, чем в аннексированных регионах. [14]
Преследования
Преследование интеллигенции и духовенства
По словам Нормана Дэвиса , нацистский террор был «гораздо более жестоким и продолжительным в Польше, чем где-либо в Европе». [15] Нацистская идеология рассматривала этнических «поляков» - в основном католическое этническое большинство Польши - как «недочеловеков». После вторжения в Западную Польшу в 1939 году нацисты спровоцировали политику геноцида против еврейского меньшинства Польши. Они убивали или подавляли этническую польскую элиту, включая религиозных лидеров. [16] Во время вторжения 1939 года специальные отряды смерти СС и полиции были отправлены для ареста или казни всех, кого считали способными сопротивляться оккупации: профессионалов, священнослужителей и правительственных чиновников. [15]
Следующим летом AB Aktion ( Чрезвычайная операция по умиротворению ) арестовала несколько тысяч польских интеллигентов, а СС расстреляли многих священников в секторе Генерал-губернаторства. [15] Во время этой операции Польша находилась под военным контролем. Этот период военного контроля длился с 1 сентября 1939 года по 25 октября 1939 года. За этот период, «по одним данным, было проведено 714 массовых казней и расстреляно 6376 человек, в основном католиков. Другие называют число погибших в одном городе один на 20 000. Это был вкус грядущих событий». [17]
В 1940 году Гитлер провозгласил: «У поляков может быть только один хозяин — немец. Два хозяина не могут существовать рядом, и именно поэтому все представители польской интеллигенции должны быть убиты». [16] По словам Кроуэлла, между 1939 и 1945 годами было убито около 3000 членов (18%) польского духовенства. Из них 1992 человека были убиты в концентрационных лагерях. [18] ( Британская энциклопедия цитирует данные о польских священниках, убитых в нацистских концентрационных лагерях в 1811 году. [19] ).
16 и 17 ноября 1940 года Радио Ватикана сообщило, что религиозная жизнь польских католиков продолжает жестоко ограничиваться. Они утверждали, что за предыдущие четыре месяца в Германию было депортировано не менее 400 священнослужителей: [20]
Католические ассоциации в Генерал-губернаторстве также были распущены, католические учебные заведения закрыты, а католические профессора и учителя доведены до состояния крайней нужды или отправлены в концентрационные лагеря. Католическая пресса оказалась бессильной. В части, вошедшей в состав рейха, и особенно в Познании, представители католических священников и орденов были заключены в концентрационные лагеря. В других епархиях священников посадили в тюрьму. Целые районы страны были лишены всякого духовного служения, а церковные семинарии были разогнаны.
- Радио Ватикана, ноябрь 1940 г.
При подавлении восстания погибло от 150 000 до 180 000 мирных жителей, а также тысячи пленных повстанцев. До конца сентября 1944 года бойцы польского сопротивления не считались Германией участниками боевых действий. Таким образом, попав в плен, они были казнены. 165 000 выживших мирных жителей были отправлены в трудовые лагеря; 50 000 человек были отправлены в концентрационные лагеря, а город систематически разрушался. [ нужна ссылка ]
Присоединенные регионы
Нацистская политика в отношении Церкви была наиболее жесткой на территориях, которые она присоединила к Великой Германии , где нацисты приступили к систематическому демонтажу Церкви: арестовывали ее лидеров, сослали ее священнослужителей, закрыли ее церкви, монастыри и женские монастыри. Многие священнослужители были убиты. [15] [21] Присоединенные территории включали католическую архиепархию Гнезно-Познань и епархии Хелмно , Катовице и Влоцлавек , а также части епархий Ченстохова , Кельце , Краков , Ломжа , Лодзь , Плоцк и Варшава , которые все должны были быть «германизированы». В этих районах Польская церковь должна была быть полностью искоренена, хотя немецкие католики могли там остаться или поселиться. [9]
Гитлер намеревался использовать Польшу как колонию для заселения немцами. Коренные поляки должны были быть выселены, чтобы освободить место для немецких поселенцев. После поражения Польши Генрих Гиммлер был назначен рейхскомиссаром по усилению немецкой расы. Германизация аннексированных регионов началась в декабре 1939 года с депортации мужчин, женщин и детей. [22] В Вартеланде региональный лидер Артур Грейзер при поддержке Рейнхарда Гейдриха и Мартина Бормана начал атаку на католическую церковь. Его имущество и средства были конфискованы, а светские организации закрыты. Эванс писал, что «многочисленные священнослужители, монахи, епархиальные администраторы и чиновники церкви были арестованы, депортированы в Генерал-губернаторство, отправлены в концентрационные лагеря в Рейхе или просто расстреляны. Всего около 1700 польских священников оказались в Дахау: половина из них не выжили в заключении». Руководитель администрации Грейзера Август Ягер ранее возглавлял усилия по нацификации Евангелической церкви в Пруссии. [23] В Польше он получил прозвище « Кирхен-Ягер » (Охотник за церковью) за ярую враждебность к Церкви. [24] «К концу 1941 года, — писал Эванс, — Польская католическая церковь была фактически объявлена вне закона в Вартеланде. Она была более или менее германизирована на других оккупированных территориях, несмотря на энциклику, выпущенную Папой ещё 27 октября 1939 года с протестом против против этого преследования». [25]
В Западной Пруссии были арестованы 460 из существовавших 690 польских священников; выжившие просто бежали; в 1940 году еще служили только 20 человек. Из арестованных 214 были казнены; остальные были депортированы в Генерал-губернаторство. [26] Погибших было много: во Вроцлаве погибло 49,2% священнослужителей; в Хелмно - 47,8%; в Лодзи - 36,8%; в Познани - 31,1%. [26] В Варшавской епархии было убито 212 священнослужителей; в Вильно - 92; во Львове - 81; в Кракове – 30; в Кельце, 13. [26] Монахини постигла та же участь; около 400 монахинь были заключены в концлагерь Бояново. [26] Многие студенты семинарии и монахини были призваны на принудительные работы. [26] В Познани только две церкви не были закрыты или перепрофилированы; в Лодзи открытыми остались только четыре. [26]
Высшее духовенство Польши не было освобождено от репрессий; некоторые были вынуждены уйти в отставку, тогда как другие были арестованы, заключены в тюрьму или казнены. Среди них епископы Мариан Леон Фульман, Владислав Горал, Михал Козал , Антоний Юлиан Нововейский и Леон Ветманский были отправлены в концентрационные лагеря, а Горал, Нововейский, Козал и Ветманский были убиты в Заксенхаузене, Дахау, Сольдау и Освенциме соответственно. [26] [27] [28]
Отчет кардинала Хлонда
После вторжения предстоятель Польши кардинал Август Хлонд представил Ватикану официальный отчет о преследованиях Польской церкви. Он сообщил об изъятиях церковного имущества и злоупотреблениях в отношении духовенства и монахинь в Гнезненской архиепархии: [29]
Многие священники находятся в заключении, терпят издевательства, избиения, жестокое обращение. Некоторое количество было депортировано в Германию... Другие содержались в концентрационных лагерях... Нередко можно увидеть священника среди трудовых банд, работающих в полях... Некоторых из них даже заперли на срок ночи в свинарниках, варварски избитые и подвергнутые другим пыткам... Каноник Казимир Степчинский... был вынужден в компании с евреем уносить человеческие экскременты... викарий, пожелавший занять место почтенного священника был жестоко избит прикладом винтовки
- Выдержки из доклада кардинала Хлонда Ватикану.
Часы работы церквей (в которых еще были священники) были ограничены воскресеньями с 9 до 11 часов утра. Проповеди можно было читать только на немецком языке. Польские гимны были запрещены. Распятия были убраны из школ, а религиозные инструкции были запрещены. «Католическая акция» была запрещена, католические благотворительные организации, такие как «Сент-Винсент де Поль», распущены, а их средства конфискованы. Религиозные святыни и статуи в общественных местах были «снесены дотла». [29]
В Познаньской архиепископии Хлонд сообщил, что духовенство подвергалось такому же жестокому обращению, как и в Гнезно, а некоторые из них были расстреляны, депортированы, заключены в тюрьму или пропали без вести. В Познани, которая служила центром организации церковной деятельности в Польше, нацисты подавили Национальный институт католических действий, Папскую ассоциацию по распространению веры, Ассоциацию женщин-католиков и католические молодежные группы. Другие католические СМИ и образовательные организации также были подавлены. Лидеры «Католического действия» были заключены в тюрьму, а президент Ассоциации католической молодежи Эдвард Потворовский был публично расстрелян на Гостынской площади, а президент Ассоциации католических девушек был выслан в Центральную Польшу. Курия и столичный суд были захвачены гестапо, а их записи конфискованы. Архиепископский дворец был захвачен и захвачен солдатами, а его архивы были переданы гестапо. Кафедральный собор Познани. была закрыта, а духовная семинария преобразована в полицейскую школу. Польская молодежь была арестована после мессы и депортирована в Германию. [29]
В Хелмненской епархии, вошедшей в состав рейха, Хлонд сообщил, что религиозная жизнь почти полностью подавлена, а древний собор закрыт и превращен в гараж. Знаменитая статуя Марии была перевернута, а резиденция епископа подверглась обыску. Духовенство и миряне подверглись пыткам, а церковное имущество было конфисковано. Остались только 20 из 650 священников – остальные были заключены в тюрьму, депортированы или вынуждены работать, что иногда приводило к смерти от усталости: [29]
[В Хелмненской епархии] Сообщается, что большое количество священников было расстреляно, но ни число, ни подробности пока неизвестны, поскольку оккупационные власти упорно хранят молчание по этому поводу... Церкви почти все было закрыто и конфисковано гестапо... все кресты и священные символы на обочинах дорог уничтожены... 95% священников заключены в тюрьмы, изгнаны или унижены на глазах верующих... и самые выдающиеся католики казнены.
- Выдержки из доклада кардинала Августа Хлонда Ватикану.
Хлонд сообщил о подобных бесчинствах и терроре в Катовицкой, Лодзинской и Влоцлавской епархиях, которые также были включены в состав Рейха. В своих последних замечаниях к Папе Пию XII Хлонд писал: [29]
Целью гитлеризма является систематическое и тотальное уничтожение католической церкви на богатых и плодородных территориях Польши, вошедших в состав Рейха... Доподлинно известно, что расстреляно 35 священников, но реальное число жертв... .. несомненно, насчитывается более сотни... Во многих округах жизнь Церкви совершенно подавлена, духовенство почти все изгнано; католические церкви и кладбища находятся в руках оккупантов... Католическое богослужение больше не существует... Монастыри и монастыри методично подавляются... Все [церковное имущество] было разграблено оккупантами.
- Выдержки из доклада кардинала Хлонда Ватикану.
Польское духовенство во время оккупации
Восемьдесят процентов католического духовенства и пять епископов Вартегау были отправлены в концентрационные лагеря в 1939 году; 108 из них считаются блаженными мучениками. [18] Около 1,5 миллиона поляков были отправлены на принудительные работы в Германию. Считавшиеся расово неполноценными, им приходилось носить фиолетовые буквы «П», вшитые в их одежду — сексуальные отношения с немцами карались смертью. По оценкам, помимо геноцида польских евреев, во время немецкой оккупации и войны было убито от 1,8 до 1,9 миллиона польских мирных жителей. [15] Сотни священников и монахинь входят в число 5000 польских католиков, удостоенных чести Израиля за их роль в спасении евреев. [5]
Профессор университета, послевоенный примас Польши о. Стефану Вышинскому приказал покинуть Влоцлавек, его епископ Михал Козал и таким образом он избежал участи Козала и почти 2000 других священников, убитых в нацистских концентрационных лагерях. [19]
Священники в концлагере Дахау
Дахау был основан в марте 1933 года как первый нацистский концентрационный лагерь . Дахау был в основном политическим лагерем, и, по оценкам, в лагере содержалось около 2720 священнослужителей (в основном католических); нацисты основали специальные казармы для духовенства . [30] [31] [32] Из этого числа, зарегистрированного как заключенные в Дахау, около 2579 (или 94,88%) были католиками. Всего в лагере умерло 1034 священнослужителя, из них 132 были «переведены или ликвидированы» за это время. В Дахау немного другие цифры : Официальная история 1933–1945 гг. Автор Пол Бербен отметил, что в ходе расследования Р. Шнабеля 1966 года « Die Frommen in der Holle» было обнаружено в общей сложности 2771 священнослужитель. Сюда также входила судьба всех перечисленных священнослужителей: 692 человека были отмечены как убитые в лагере, а 336 были отправлены в «недействительные поезда» и, следовательно, предположительно убиты. [31]
Общее количество неизвестно [ противоречивый ] , поскольку некоторые представители духовенства не были признаны таковыми властями лагеря, а некоторые – особенно поляки – не хотели, чтобы их называли таковыми, опасаясь, что с ними будут плохо обращаться. [33] Наибольшее количество заключенных-священнослужителей прибыло из Польши. Всего в лагере было убито около 1748 польских католических священнослужителей, из которых около 868 были убиты. [31] [34] С 1940 года Дахау стал местом концентрации заключенных священнослужителей. [35] Священников собрали в блоках 26, 28 и 30, правда, временно. 26-й блок стал международным, а 28-й был зарезервирован для поляков – самой многочисленной группы. [36]
Нацисты ввели расовую иерархию – держа поляков в суровых условиях и отдавая предпочтение немецким священникам. [37] В декабре 1941 года прибыло 697 поляков, а в октябре 1942 года было привезено еще 500, в основном пожилых священнослужителей. Из этой последней группы, плохо одетых для сильного холода, выжили только 82 человека. Для нацистских медицинских экспериментов было выбрано большое количество польских священников. В ноябре 1942 года 20 получили флегмоны. 120 из них были использованы доктором Шиллингом для экспериментов с малярией в период с июля 1942 по май 1944 года. Несколько поляков умерли в «недействительных поездах», отправленных из лагеря, другие были убиты в лагере и получили поддельные свидетельства о смерти. Некоторые умерли в наказание за проступки – были забиты до смерти или доведены до изнеможения. [38]
Польским священникам не разрешалось заниматься религиозной деятельностью. В польский блок посадили антирелигиозных заключенных, чтобы гарантировать, что правило не будет нарушено, но некоторые нашли способы обойти запрет: тайно отслужить мессу во время работы. К 1944 году, когда надежды Германии на победу в войне угасли, условия смягчились, и поляки смогли проводить еженедельную службу. В конце концов им разрешили посещать часовню. [39] Религиозная деятельность за пределами часовни была полностью запрещена. [40] Лицам, не являющимся духовенством, было запрещено посещать часовню, и, как писал Бербен, немецкое духовенство опасалось, что нарушение этого правила лишит их часовни: «Духовенство в Блоке 26 бессердечно соблюдало это правило, что, естественно, вызвало бурю протеста. у поляков в блоке 28 все было по-другому: всех христиан, какой бы национальности они ни были, встречали как братьев и приглашали присутствовать на тайных воскресных мессах, совершаемых перед рассветом в условиях, напоминающих катакомбы». [41]
Сопротивление
После капитуляции польского правительства в конце сентября 1939 года польское подполье и Армия Крайова (Армия Крайова), верные польскому правительству в изгнании, оказали сопротивление нацистской оккупации. Положение польского сопротивления значительно осложнилось после вторжения нацистов в Советский Союз. Сталин, который намеревался установить послевоенный коммунистический режим, позволил Варшавское восстание нацистам подавить , в результате которого погибло 200 000 мирных жителей, а западные союзники в конечном итоге признали поддерживаемое Москвой правительство над базирующимся в Лондоне законным правительством Польши. . В конце войны последовала советизация Польши. [6]
Польская Армия Крайова осознавала связь между моральным духом и религиозной практикой, а католическая религия была неотъемлемой частью польского сопротивления, особенно во время Варшавского восстания 1944 года. [42] Несмотря на преследования, католические священники проповедовали национальный дух и поощряли сопротивление по всей Польше, и Сопротивление было полно духовенства. [43] Тысячи поляков были удостоены звания «Праведник народов мира» за помощь евреям – это самый крупный национальный контингент. [44] сотни священнослужителей и монахинь помогали евреям во время войны. [45]
Адам Сапега , архиепископ Краковский, стал фактическим главой Польской церкви после вторжения. Он открыто критиковал нацистский террор. [21] Сапега стала символом польского Сопротивления и сыграла важную роль в спасении евреев. [46] В знак культурного сопротивления он открыл подпольную семинарию. Среди семинаристов был Кароль Войтыла , будущий Папа Иоанн Павел II . [47] Войтыла был членом «Театра рапсодов», подпольной группы сопротивления, которая стремилась поддержать польскую культуру посредством запрещенного чтения стихов и драматических представлений. [48] Владислав Бартошевский , соучредитель «Жеготы» , работал с католическим подпольным движением « Фронт возрождения Польши» , был арестован во время нацистской чистки интеллигенции в 1940 году и отправлен в Освенцим. Освобожденные семь месяцев спустя под давлением международного Красного Креста , Бартошевский и Жегота спасли тысячи евреев. [49]
В Польше проживало большое еврейское население, и, по словам Дэвиса, число убитых и спасенных евреев было выше, чем в любой другой стране: цифра спасения обычно составляет от 100 000 до 150 000. [50] В Польше была своя традиция антисемитизма. По словам Дэвиса, в рамках своих усилий по подавлению потенциальных противников режима коммунистическое государство, утвердившееся в Польше после войны, преувеличивало присутствие антисемитизма в Польше, а также систематически порочило и репрессировало преданных католиков, выступавших против Холокоста, как в «деле Зеготы» 1948–1949 гг. [51] Сотни священнослужителей и монахинь помогали польским евреям во время войны, хотя точные цифры подтвердить трудно. [21] Монастыри играли важную роль в защите евреев. [52] Матильда Геттер , настоятельница сестер-францисканок рода Марии , спрятала множество детей в своем монастыре Плюди. В Колонии Виленской сестра Анна Борковская прятала мужчин из еврейского подполья из Виленского гетто. [53] С 1941 года такая помощь каралась смертной казнью. Ряд епископов оказывали помощь польским евреям, в частности Кароль Немира , епископ Пинский, который сотрудничал с подпольной организацией, поддерживая связи с еврейским гетто и укрывая евреев в резиденции архиепископа. [21]
Когда АК разведка Совет помощи евреям – Рада Помоцы Жидом (кодовое название Жегота обнаружила истинную судьбу транспортных средств, покидающих еврейское гетто, в конце 1942 года в сотрудничестве с церковными группами был создан ). Организация спасла тысячи людей. Особое внимание уделялось защите детей, поскольку было практически невозможно напрямую вмешаться в хорошо охраняемый транспорт. Были подготовлены фальшивые документы, а детей распределили по убежищам и церковным сетям. [50] Еврейских детей часто помещали в церковные приюты и монастыри. [54]
Католический религиозный пыл был характерной чертой Варшавского восстания 1944 года . Генерал Антони Хрусцель издал инструкции о том, как войска на передовой могут продолжать молиться, читать четки, исповедоваться и совершать религиозные праздники. Церкви были разрушены, но прихожан это не остановило. Религиозные ордена, особенно монахини, посвятили себя молитве за Восстание. Духовенство принимало участие на многих уровнях – в качестве капелланов в воинских частях или в уходе за постоянно растущим числом раненых и умирающих. «Монахини различных орденов, — писал Дэвис, — действовали как универсальные сестры милосердия и снискали всеобщую похвалу. Смертность среди них выше, чем среди большинства категорий гражданского населения. Попадая в плен к эсэсовцам, они вызывали особую ярость, которая часто заканчивалась изнасилованиями». или бойня». [55] По словам Дэвиса, католическая религия была неотъемлемой частью борьбы: [56]
Среди сотен капелланов, прикрепленных к Армии Крайовой, был Стефан Вышинский , который позже служил кардиналом-примасом Польши в коммунистическую эпоху. Религиозные общины в целом остались во время восстания, превратив свои склепы и подвалы в бомбоубежища и больницы и посвятив себя социальной работе. Закрытый монастырь сестер-бенедиктинцев Вечного Поклонения отменил многовековой запрет на посетителей-мужчин, став стратегической базой Армии Крайовой, и распахнул свои двери для беженцев, которых сестры выхаживали и кормили. Настоятельница получила ультиматум от немцев, но отказалась уехать, опасаясь удара по моральному духу. Дэвис писала, что сестры начали вечернюю молитву, собравшись вокруг скинии в окружении тысячи человек, в то время как немецкие самолеты пролетали над их головами, и «церковь рухнула в одном оглушительном взрыве... спасательные команды начали копать, чтобы спасти живых... монастырский хор пел, чтобы ободрить их. На рассвете несколько монахинь... выстроились рядами повстанцев, и немецкие орудия снова открыли огонь. [57]
Мученики
Польская Церковь чтит 108 мучеников Второй мировой войны , в том числе 11 сестер Святого Семейства Назаретского, убитых гестапо в 1943 году и известных как блаженные Новогрудские мученики . [58] Польская церковь открыла дело Юзефа и Виктории Ульмы к процессу беатификации в 2003 году. Пара и их семья были убиты за то, что они укрывали евреев. [59]
Среди наиболее почитаемых польских мучеников был францисканец святой Максимилиан Кольбе , который был убит в Освенциме-Биркенау , пожертвовав собственной жизнью ради спасения своего товарища по заключению, приговоренного к смерти властями лагеря. Камера, в которой он умер, теперь является святыней. [60] Во время войны он предоставил приют беженцам, в том числе 2000 евреев, которых он спрятал в своем монастыре в Непокалануве . [61]
Папа Пий XII
Верность Польши папству придала ее тяжелому положению международный масштаб, о котором знали как нацистские, так и советские оккупационные державы. В Польше Церковь была хорошо организована, а духовенство пользовалось уважением. Гарлинский писал, что «тысячелетняя связь Польской церкви с Римом давала ей некоторую защиту. В Германском рейхе насчитывалось 30 миллионов католиков, признававших власть Папы... и [каждый немецкий правитель], каким бы сильным он ни был против Рима, должен был принять во внимание этого..." [62] Папа Пий XII сменил Пия XI в марте 1939 года, накануне Второй мировой войны. Новый Папа столкнулся с агрессивной внешней политикой нацизма и осознал угрозу для Европы и Церкви со стороны советского коммунизма, проповедовавшего атеизм: «каждая система нападала на религию, обеим было отказано в свободе, и победа любой из них была бы поражением для Церкви». , - написал Гарлински. Пий XII лоббировал мировых лидеров, чтобы избежать войны, а затем попытался заключить мир, но воюющие стороны проигнорировали его, поскольку Германия и Россия начали относиться к католической Польше как к своей колонии. [63] В своей первой энциклике Summi Pontificatus от 20 октября 1939 года Пий ответил на вторжение в Польшу. Энциклика назвала войну Гитлера «нехристианской» и предложила Польше следующие слова: [64] [65]
[Это] «Час тьмы»… в котором дух насилия и раздора приносит неописуемые страдания человечеству… Народы, охваченные трагическим водоворотом войны, возможно, находятся еще только в «начале скорбей». «...но и теперь в тысячах семей царит смерть и запустение, плач и нищета. Кровь бесчисленных людей, даже не участвующих в боевых действиях, вызывает жалкую панихиду по такой нации, как Наша дорогая Польша, которая за свою верность Церкви, за свои заслуги в защите христианской цивилизации неизгладимыми буквами вписана в анналы история, имеет право на щедрое и братское сочувствие всего мира, пока ожидает, опираясь на могущественное заступничество Марии, Помощи христиан, часа воскресения в согласии с принципами справедливости и истинного мира.
— Верховный Понтификат — Папа Пий XII , октябрь. 1939 год
Папский нунций в Польше Филиппо Кортези покинул Варшаву вместе с дипломатическим корпусом после вторжения, а папский нунций в Германии Чезаре Орсениго взял на себя роль информирования о ситуации на территориях, присоединенных к Германии, но его роль заключалась в защите Церковь в Польше находилась в противоречии с его ролью в содействии улучшению отношений с правительством Германии и его собственными фашистскими симпатиями. Существовали и другие каналы связи, в том числе через польского предстоятеля кардинала Хлонда . Святой Престол отклонил просьбы Германии о заполнении епископств аннексированных территорий немецкими епископами, заявив, что он не признает новые границы до тех пор, пока не будет подписан мирный договор. [66]
В апреле 1940 года Святой Престол сообщил правительству США Франклина Д. Рузвельта, что все его усилия по доставке гуманитарной помощи были заблокированы немцами и что поэтому он стремится направить помощь непрямыми маршрутами, такими как американская «Комиссия по оказанию помощи Польше». ". [67] В 1942 году Американская национальная католическая конференция благосостояния сообщила, что «когда отчеты кардинала Хлонда хлынули в Ватикан, Папа Пий XII протестовал против чудовищ, о которых они рассказывали, с неумолимой энергией». Папы от Конференция отметила энциклику 28 октября и сообщила, что Пий обратился к польскому духовенству 30 сентября 1939 года, говоря о «видении безумного ужаса и мрачного отчаяния» и говоря, что он надеется, что, несмотря на работу «врагов Бога», католик жизнь выживет в Польше. В канун Рождества в обращении к Коллегии кардиналов Пий осудил зверства «даже в отношении мирных жителей, беженцев, стариков, женщин и детей, а также пренебрежение человеческим достоинством, свободой и человеческой жизнью», которые имели место в Польше. война как «действия, вопиющие о мести Божией». [68]
Ватикан использовал свою прессу и радио , чтобы в январе 1940 года рассказать миру о терроре польского народа. 16 и 17 ноября 1940 года Радио Ватикана сообщило, что религиозная жизнь католиков в Польше по-прежнему жестко ограничивается и что по меньшей мере 400 священнослужителей были депортированы в Германию за предыдущие четыре месяца: [20]
Католические ассоциации в Генерал-губернаторстве также были распущены, католические учебные заведения закрыты, а католические профессора и учителя доведены до состояния крайней нужды или отправлены в концентрационные лагеря. Католическая пресса оказалась бессильной. В части, вошедшей в состав рейха, и особенно в Познании, представители католических священников и орденов были заключены в концентрационные лагеря. В других епархиях священников посадили в тюрьму. Целые районы страны были лишены всякого духовного служения, а церковные семинарии были разогнаны.
- Радио Ватикана, ноябрь 1940 г.
В Померании нацистский гауляйтер Альберт Форстер разрешил немецким священникам и считал, что сами поляки могут быть германизированы. Однако из-за исключительно агрессивной политики Артура Грейзера , нацистского гауляйтера региона Вартеланд, немецкие католики и протестантская церковь подверглись кампании по искоренению Польской церкви, что побудило главу Конференции немецких епископов обратиться к Папе за помощью, но Пий дал осторожный ответ. [69] Хотя Пий участвовал в составлении антинацистской энциклики Mit brennender Sorge , которая оставалась обязательной на протяжении всей войны, он не повторял ее во время войны и, как писал Гарлинский, сознавал, что гитлеровская экспансия привела под власть 150 миллионов католиков. контроль над Третьим рейхом и что его заявления могут отрицательно повлиять на условия жизни католиков за пределами Польши. [70] Эта «сдержанная и аргументированная позиция», писал Гарлинский, хотя и оправданная в долгосрочной перспективе, «не устроила поляков», которые ожидали более откровенных высказываний против нацистов. Тем не менее, Гарлинский писал: [71]
[Т] многовековые узы, связывавшие [Польшу] с Римом, ослабили силу оккупации. Роль Церкви в борьбе народа за выживание и за свою душу была очень велика и проявлялась почти во всех сферах национальной жизни. Несмотря на потери и неудачи, сеть приходов охватывала всю страну и в своем служении приносила утешение верой и надеждой. Несмотря на личный риск, священники использовали свои кафедры для поддержания национального духа и поощрения сопротивления, епископства были видимым признаком существования организации, хотя и не правительственной, и движение сопротивления было полно духовенства на самых разных должностях...[- ...католическая церковь вышла из войны победителем, духовно окрепшая, внутренне закаленная потерями, окруженная всеобщим уважением и готовая к новым и трудным дням впереди.
- Отрывок из Польша и Вторая мировая война» книги Юзефа Гарлинского « ; 1985.
См. также
- Католическая церковь и нацистская Германия
- Преступления нацистов против этнических поляков
- Преследование нацистами католической церкви в Германии
- Советские репрессии против польских граждан (1939–1946).
- Холокост в Польше
- Жертвы Холокоста
- Польские территории, аннексированные нацистской Германией
- Польское движение сопротивления во Второй мировой войне
- Польское подземное государство
- Резня в монастыре иезуитов на улице Раковецкой в Варшаве (1944 г.)
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ян Кершоу; Гитлер Биография; 2008 Эдн; WW Нортон и компания; Лондон с.661
- ^ Анна Павелчинская (1980). Ценности и насилие в Освенциме: социологический анализ . стр. xvi – xvii.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война ; Макмиллан Пресс, 1985; стр. 60
- ^ Ричард Дж. Эванс ; Третий Рейх в войне ; Пингвин Пресс Нью-Йорк; 2009 г.; стр.34
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Папа Гитлера? Архивировано 11 февраля 2013 г. в Wayback Machine ; сэр Мартин Гилберт ; Американский зритель ; 18.8.06
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Британская энциклопедия: Польша – Вторая мировая война
- ^ Британская энциклопедия Online: Польша – Вторая мировая война
- ^ Норман Дэвис ; Восстание '44: Битва за Варшаву ; Викинг; 2003 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война ; Макмиллан Пресс, 1985; стр. 60
- ^ Британская энциклопедия Online: Альфред Розенберг
- ^ Норман Дэвис ; Восстание '44: Битва за Варшаву ; Викинг; 2003 г.; стр.83
- ^ «Вторжение в Польшу, осень 1939 года» .
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; стр.86
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; стр.92
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Поляки: жертвы нацистской эпохи» (PDF) . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Поляки» (PDF) . Мемориальный музей Холокоста США. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2012 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Норман Дэвис; Rising '44: Битва за Варшаву ; Викинг; 2003 г.; стр.85–86
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кроуэлл, Томас Дж., Католическая культура Холокоста язычников , по состоянию на 18 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Британская энциклопедия онлайн – Стефан Вышинский ; Британская энциклопедия Inc; 2013. Интернет. 14 апр. 2013.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нацистская война против католической церкви; Национальная католическая конференция благосостояния; Вашингтон, округ Колумбия; 1942 год; стр. 49–50
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Либионка, Дариуш (2004). «Католическая церковь в Польше и Холокост, 1939–1945» (PDF) . В Кэрол Риттнер; Стивен Д. Смит; Ирена Штайнфельдт (ред.). Холокост и христианский мир: размышления о прошлом, вызовы будущему . Нью Лиф Пресс. стр. 74–78. ISBN 978-0-89221-591-1 .
- ^ Ричард Дж. Эванс; Третий Рейх в войне; Пингвин Пресс Нью-Йорк; 2009 г.; стр.28-29
- ^ Ричард Дж. Эванс; Третий Рейх в войне; Пингвин Пресс Нью-Йорк; 2009 г.; стр.33-34
- ^ Марк Мазовер ; Империя Гитлера – правление нацистов в оккупированной Европе ; Пингвин; 2008 г.; ISBN 978-0-7139-9681-4 ; стр.92.
- ^ Ричард Дж. Эванс; Третий Рейх в войне; Пингвин Пресс Нью-Йорк; 2009 г.; стр.34
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Библиотека: Языческий Холокост» .
- ^ Пьер Блет (1999). Пий XII и Вторая мировая война: По данным архивов Ватикана . Паулист Пресс. п. 71 . ISBN 978-0-8091-0503-8 .
- ^ Институт современного еврейства Авраама Хармана, Еврейский университет, Эли Ледерхендлер, Стивен С. Уайз, профессор американской еврейской истории и институтов, Иерусалим (2 февраля 2006 г.). Евреи, католики и бремя истории . Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN 978-0-19-534571-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нацистская война против католической церкви; Национальная католическая конференция благосостояния; Вашингтон, округ Колумбия; 1942 год; стр. 34-51
- ^ Британская энциклопедия: Дахау , Майкл Беренбаум.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945 ; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; стр. 276-277
- ^ Священники Дахау Рональда Рыхлака ; InsideCatholic.com; 8 октября 2007 г.
- ^ Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945 ; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; стр.157
- ^ «Виртуальный тур» .
- ^ Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; п. 143
- ^ Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; стр.145-6.
- ^ Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; стр.148.
- ^ Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; стр.148-9.
- ^ Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; стр.150.
- ^ Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; стр.156.
- ^ Пол Бербен; Дахау: Официальная история 1933–1945; Норфолк Пресс; Лондон; 1975 год; ISBN 0-85211-009-X ; стр.153-4.
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; стр.402
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; п. 74
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; стр.594
- ^ http://www.yadvashem.org/download/about_holocaust/christian_world/libionka.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр. 74-5
- ^ «Наследие Иоанна Павла без границ - Malta Independent» .
- ^ Британская энциклопедия: Блаженный Иоанн Павел II
- ↑ «Я просто сделал то, что сказано в Библии» , «Католический вестник», 25 февраля 2005 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву ; Викинг; 2003 г.; стр.200
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; стр. 566 и 568-9
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр.74
- ^ Литания святым Второй мировой войны ; Иерусалим Пост ; 11 апреля 2008 г.
- ^ «Жегота» .
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; стр. 403-405
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; р402
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; р405-6
- ^ «Сестра Стелла и товарищи» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2012 г. Проверено 4 ноября 2011 г.
- ^ Колдуэлл, Саймон (19 января 2011 г.). «Десять католических героев Холокоста» . Католический вестник . Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ «Святой Максимилиан Кольбе» .
- ^ «Максимилиан Кольбе» .
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр 60-61
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр 69-71
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр. 72
- ^ Верховный Понтификат - Раздел 106
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр. 71-72. Но эти дипломатические действия не были сочтены достаточными в Польше, где ожидались более откровенные заявления.
- ^ Библиотека Рузвельта ; Дипломатическая переписка: государственный секретарь Ватикана Майрону Тейлору , 26 апреля 1940 г.
- ^ Нацистская война против католической церкви; Национальная католическая конференция благосостояния; Вашингтон, округ Колумбия; 1942 год; п. 49
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр.63.
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр.71-74.
- ^ Юзеф Гарлински; Польша и Вторая мировая война; Макмиллан Пресс, 1985; стр.74.
Внешние ссылки
- Нацистское преследование католической церкви
- Папа Пий XII и Вторая мировая война
- История католицизма в Польше
- Польские католики
- Германо-польские отношения
- Холокост в Польше
- Военные преступления нацистов в Польше
- Антикатолицизм в Германии
- Антикатолицизм в Польше
- Культурная история Польши во время Второй мировой войны.