Казармы священников концентрационного лагеря Дахау
В казармах священников Концентрации Дахау (по-немецки Pfarrerblock или Priesterblock ) содержалось духовенство, выступавшее против нацистского режима Адольфа Гитлера . С декабря 1940 года Берлин приказал перевести заключенных священнослужителей, содержавшихся в других лагерях, и Дахау стал центром заключения священнослужителей. Из 2720 священнослужителей, зарегистрированных как заключенные в Дахау, около 2579 (или 94,88%) были католиками . Среди других конфессий было 109 протестантов, 22 православных, 8 старокатоликов и мариавитов и 2 мусульманина. Члены Католического общества Иисуса (иезуиты) были самой многочисленной группой среди заключенных духовенства в Дахау.
Фон
[ редактировать ]Концентрационный лагерь Дахау
[ редактировать ]Дахау был основан в марте 1933 года как первый нацистский концентрационный лагерь . Дахау был в основном политическим лагерем, а не лагерем смерти, но из около 160 000 заключенных, отправленных в его главный лагерь, более 32 000 были либо казнены, либо умерли от болезней, недоедания или жестокого обращения. Узников Дахау использовали в качестве подопытных кроликов в медицинских экспериментах нацистов. [1] Больных отправляли в Хартхайм на убийство (в программе Т4 это называлось «эвтаназией» ). [2]
Наряду со священниками другие политические заключенные, в том числе социал-демократы и коммунисты , евреи , цыгане , Свидетели Иеговы и гомосексуалисты . в Дахау содержались и [1]
Церковная борьба
[ редактировать ]Перед голосованием в рейхстаге за Закон о полномочиях , согласно которому Гитлер получил «временные» диктаторские полномочия, с помощью которых он впоследствии окончательно демонтировал Веймарскую республику , Гитлер пообещал рейхстагу 23 марта 1933 года, что он не будет вмешиваться в права церкви. Однако, получив власть в Германии, Гитлер быстро нарушил это обещание. [3] [4] Он разделил лютеранскую церковь (главную протестантскую конфессию Германии) и спровоцировал жестокое преследование Свидетелей Иеговы . [5] Он опозорил Конкордат, подписанный с Ватиканом, и допустил преследование католической церкви в Германии. [5] [6] Долгосрочный план заключался в том, чтобы «дехристианизировать Германию после окончательной победы». Нацисты использовали термин Gleichschaltung для обозначения подчинения и подчинения линии Национал-социалистической немецкой рабочей партии: «не должно было быть никакого закона, кроме Гитлера, и, в конечном итоге, никакого бога, кроме Гитлера». [7] За короткий период конфликт нацистского правительства с церквями стал источником большой горечи в Германии. [8]
Сам Гитлер обладал радикальными инстинктами в отношении продолжающегося конфликта с католической и протестантской церквями в Германии. Хотя он время от времени говорил о желании отсрочить церковную борьбу и был готов сдерживать свой антиклерикализм из политических соображений, его «собственные подстрекательские комментарии давали его непосредственным подчиненным всю необходимую лицензию, чтобы разжечь жару в «церковной борьбе». уверены, что они «работали на фюрера»». [9] угрожающее, хотя поначалу в основном спорадическое преследование католической церкви в Германии . За захватом власти нацистами последовало [10] Режим заключил с Ватиканом договор Рейхконкордата , который запрещал духовенству участвовать в политике. [11] Конкордат, как писал Уильям Ширер , «едва был изложен на бумаге, как его нарушило нацистское правительство». 25 июля нацисты обнародовали закон о стерилизации, что стало оскорбительной политикой в глазах католической церкви. Пять дней спустя начались попытки распустить Католическую лигу молодежи. Духовенство, монахини и миряне стали подвергаться нападениям, что привело к тысячам арестов в последующие годы, часто по сфабрикованным обвинениям в контрабанде валюты или «безнравственности». [12] Перед лицом этих преследований Папа Пий XI издал свою энциклику Mit brennender Sorge , в которой осуждалась языческая идеология нацизма. В ответ были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря еще сотни священнослужителей. [13]
Ян Кершоу писал, что покорение протестантских церквей оказалось более трудным, чем предполагал Гитлер. Имея 28 отдельных региональных церквей, его попытка создать единую церковь Рейха через Gleichschaltung в конечном итоге провалилась, и Гитлер потерял интерес в поддержке так называемых « немецких христиан », связанных с нацистами. [14] Гитлер назначил своего друга Людвига Мюллера , нациста и бывшего военно-морского капеллана, на должность имперского епископа, но еретические взгляды Мюллера против святого Павла и семитского происхождения Христа и Библии быстро оттолкнули часть протестантской церкви. Пастор Мартин Нимёллер ответил созданием Чрезвычайной пасторской лиги , которая вновь подтвердила Библию. Движение переросло в Исповедующую церковь , из которой некоторые священнослужители выступали против нацистского режима. [14] Исповедующая церковь была запрещена 1 июля 1937 года. Нимёллер был арестован гестапо и отправлен в концентрационные лагеря. [15] В основном он оставался в Дахау до падения режима. Духовные университеты были закрыты, а другие пасторы и богословы арестованы. [16] Дитрих Бонхеффер , еще один ведущий представитель Исповедующей церкви, с самого начала критиковал расизм гитлеровского режима и стал активным участником немецкого Сопротивления, призывая христиан выступить против зверств нацистов. Арестованный в 1943 году, он был замешан в июльском заговоре 1944 года с целью убийства Гитлера и казнен. [17]
Преследование духовенства
[ редактировать ]Нацистские записи показывают, что в попытке противостоять силе и влиянию духовного сопротивления службы безопасности очень внимательно следили за деятельностью епископов, давая указание установить агентов в каждой епархии и получать от епископов отчеты Ватикану. и что необходимо выяснить сферы деятельности епископов. Деканы должны были стать «глазами и ушами епископов» и «обширной сетью», созданной для наблюдения за деятельностью рядового духовенства: «Важность этого врага такова, что инспекторы полиции безопасности и службы безопасности будут эту группу людей и вопросы, обсуждаемые ими, их особую заботу». [18]
В книге «Дахау: официальная история 1933–1945 » Пол Бербен писал, что за духовенством пристально следили, часто осуждали, арестовывали и отправляли в концентрационные лагеря: «Один священник был заключен в тюрьму в Дахау за то, что заявил, что в Англии тоже есть хорошие люди; другой та же участь постигла предупреждение девушки, которая хотела выйти замуж за эсэсовца после того, как отрекся от католической веры, потому что он проводил службу по умершему коммунисту». Другие были арестованы просто на том основании, что их «подозревали в деятельности, враждебной государству» или что были основания «предполагать, что его действия могут нанести вред обществу». [19]
Духовенство в Дахау
[ редактировать ]Многие священнослужители были заключены в тюрьму в Дахау. [20] [21] Первый церковник прибыл в Дахау в 1935 году, но с 1940 года Дахау стал местом концентрации духовных узников нацистского режима. До этого, на ранних этапах существования лагеря, СС разрешили местному священнику служить мессу по воскресеньям в лагере, но придумали препятствия для участия заключенных: после первой католической мессы в июле 1933 года присутствовавших выстроили в ряд. в рядах и заставляли плевать, а затем лизать лица остальных, выстроившихся в ряд, прежде чем их избили. Сопровождающего священника также унижали и шпионили за ним, но ему разрешили выслушать исповедь – в присутствии охранника СС. В конце концов, эсэсовцы запланировали дополнительную работу для посетителей мессы и сказали священнику, что только двое желают присутствовать на мессе, после чего священник перестал приходить. [22]
11 декабря 1935 года Вильгельм Браун, католический теолог из Мюнхена, стал первым священнослужителем, заключенным в тюрьму в Дахау. Аннексия Австрии привела к увеличению числа заключенных-священнослужителей. Бербен писал: «Тогдашний комендант Лориц преследовал их с лютой ненавистью и, к сожалению, нашел нескольких заключенных, которые помогали охранникам в их зловещей работе». [23] До 1940 года заключенных-священнослужителей первоначально помещали в штрафные блоки 15 и 17 по прибытии, где они оставались некоторое время, прежде чем распределялись по другим блокам. С декабря 1940 года Берлин приказал перевести всё духовенство, входившее в сеть нацистских концентрационных лагерей, в Дахау, после чего лагерь стал местом сбора тысяч священнослужителей всех рангов. Священнослужители были переведены из Бухенвальда, Гузена, Маутхаузена и Заксенхаузена, хотя некоторые остались, отнесенные нацистскими властями к другим категориям, таким как «коммунисты». [24]
Расовая иерархия нацистской идеологии предусматривала определенные уступки и лучшее обращение с немецкими священниками, чем с другими. В связи с тяжелым состоянием военных действий Германии в 1944 году немецких священников пригласили вступить в вооруженные силы. Некоторые вызвались добровольцами в медицинский корпус, большинство отказалось, и власти сдались. [25]
Религиозная деятельность
[ редактировать ]Несмотря на враждебность СС к соблюдению религиозных обрядов, Ватиканские и немецкие епископы успешно лоббировали режим, сосредоточив духовенство в одном лагере, и добились разрешения на строительство часовни, чтобы священники могли жить совместно и чтобы им было выделено время для религиозной и интеллектуальной деятельности. Священников вывели из карцеров и собрали в блоках 26, 28 и 30, правда, временно. Блок 26 стал международным блоком, а 28 был зарезервирован для поляков – самой многочисленной группы. [26]
В блоке 26 была построена часовня, а 20 января 1941 года состоялась первая месса. [27] Два стола были сложены вместе, чтобы образовать алтарь, и священники ограничились одним облачением и скудными принадлежностями, привезенными польским капелланом из Заксенхаузена. В октябре 1941 года здание улучшилось, но алтарь и аксессуары были сохранены из-за его символической ценности. К 1944 году скиния, канделябры, статуи и крестные стоянки уже присутствовали, а ряд предметов был найден, тайно изготовлен или собран через продуктовые посылки. В строительстве и содержании принимали участие заключенные всех профессий. Первоначально скиния была украшена металлом из консервных банок, а с 1944 года — резным грушевым деревом, за которым стояло распятие, присланное прихожанами Мюнстера. Статуя Марии также была подарена на Пасху 1943 года, помещена на специальный алтарь и получила название «Богоматерь Дахау». Бербен написал: [28]
Терпеливая работа как духовенства, так и мирян в конце концов привела к чуду. Часовня имела длину 20 метров и ширину 9 и могла вместить около 800 человек, но часто набивалось более тысячи человек. Стены были расписаны светло-зелеными крестами, чередующимися с лилиями. Особое внимание было уделено украшению восточной части за алтарем. Окна... были сделаны похожими на витражи... но в сентябре 1941 года, когда немецкое духовенство было отделено от остальных, окна, выходящие на блок 28, были покрыты толстым слоем белой краски.
- Отрывок из Дахау: Официальная история 1933–1945 гг.». книги Пола Бербена «
Заключенным, не являющимся священнослужителями, было запрещено посещать часовню, и была возведена колючая проволока, чтобы изолировать священнослужителей от других заключенных. Среди «обычных заключенных» возникли разногласия и ревность. СС продолжали преследовать священников, посещающих часовню, отбирая Евхаристию, топча четки и медальоны. В марте 1941 года условия снова улучшились благодаря смягчению требований к работе, разрешению для медитации, разрешению читать газеты и пользоваться библиотекой, а также направлению русских и польских заключенных для ухода за помещениями священников. На короткое время были доставлены вино и какао. «Похоже, что это произошло из-за вмешательства Ватикана», - написал Бербен, хотя охрана лагеря продолжала унижать священников. [27]
Религиозная деятельность за пределами часовни была полностью запрещена. [29] Лицам, не являющимся духовенством, было запрещено входить в здание, и, как писал Бербен, немецкое духовенство опасалось, что нарушение этого правила лишит их часовни: «Духовенство в Блоке 26 бессердечно соблюдало это правило, что, естественно, вызвало бурю протеста. С поляками в Блоке 28 все было иначе: всех христиан, какой бы национальности они ни были, встречали как братьев и приглашали присутствовать на тайных воскресных мессах, совершавшихся перед рассветом в условиях, напоминающих катакомбы » . [30] Священники тайно исповедовались и раздавали Евхаристию другим заключенным. [31]
С марта 1943 года все священники могли служить мессу, а в 1944 году мессы проводились каждое воскресенье, их праздновали представители всех национальностей, а часовня также использовалась представителями других конфессий. [32] Хотя католики могли общаться на латыни, многонациональный характер заключенных затруднял общение.
В декабре 1944 года в Дахау был рукоположен Карл Лейснер , дьякон из Мюнстера, умиравший от туберкулеза. Габриэль Пиге , епископ Клермон-Феррана, прибыл в лагерь в сентябре и смог организовать необходимые документы. Были тайно разысканы необходимые предметы богослужения, импровизированы епископский крест, митра, ряса и плащ, а Пике председательствовал на секретной церемонии, позволившей Лайснеру отслужить свою первую мессу. Новый священник умер вскоре после освобождения лагеря. [25]
Обращение с польским духовенством
[ редактировать ]Нацисты ввели расовую иерархию: поляков держали в суровых условиях, отдавая предпочтение немецким священникам. [33] В декабре 1941 года прибыло 697 поляков, а в октябре следующего года были привезены еще 500 человек, в основном пожилого духовенства. Из этой группы, плохо одетых для сильного холода, выжили только 82 человека. Для нацистских медицинских экспериментов было выбрано большое количество польских священников. В ноябре 1942 года 20 получили флегмоны . 120 из них были использованы доктором Шиллингом для экспериментов с малярией в период с июля 1942 по май 1944 года. Несколько поляков встретили свою смерть в «недействительных поездах», отправленных из лагеря, другие были ликвидированы в лагере и получили поддельные свидетельства о смерти. Некоторые умерли от жестокого наказания за проступки – были забиты до смерти или доведены до изнеможения. [34]
Польским священникам не разрешалась религиозная деятельность. Антирелигиозных заключенных посадили в польский блок, чтобы следить за тем, чтобы правило не было нарушено, но некоторые нашли способы обойти запрет: тайно отслужить мессу по своим рабочим деталям. К 1944 году условия смягчились, и поляки могли проводить еженедельную службу. В конце концов, им разрешили посетить часовню, поскольку надежды Германии на победу в войне угасли. [35]
Условия в лагере
[ редактировать ]1942 год был болезненным для узников Дахау. Измученные принудительным трудом и страдающие от недоедания, заключенные были вынуждены подметать сильный снегопад. Сотни людей погибли в блоках 26, 28 и 30. Духовенство – даже молодые немцы – было направлено на работу на плантациях, ремонте одежды, а некоторых и на офисную работу. Приход нового коменданта улучшил ситуацию по сравнению с августом того же года. Духовенству были разрешены продовольственные посылки – и они поступали от семей, прихожан и церковных групп, что позволяло тайно раздавать их другим заключенным, но относительный комфорт, предоставляемый священникам, возмущал обычных заключенных. Некоторые священники раздавали еду, другие ее копили. Выдача продуктовых посылок прекратилась в 1944 году, поскольку связь Германии пришла в упадок на заключительных этапах войны, хотя немецкие священники продолжали получать дополнительные талоны на питание. [35]
Духовенство было отстранено от административных должностей в лагере до 1943 года – до этого на эти должности назначались несимпатичные заключенные. С 1943 года священнослужители могли работать медсестрами и оказывать духовную помощь больным, некоторые из которых впоследствии становились жертвами инфекционных заболеваний. [36]
По словам Рональда Рыхлака, с заключенными духовенства обращались немного лучше, чем с другими заключенными, однако обращение ухудшилось после заявлений Папы или епископа с критикой нацистского режима, таких как рождественское обращение Папы Пия XII в 1942 году . Однажды на Пасху охранники отметили Страстную пятницу, подвергнув пыткам 60 священников. Связывали им руки за спиной, сковывали запястья и поднимали на цепях вверх, разрывая суставы, убивая и выводя из строя нескольких священников. Угроза дальнейших пыток использовалась, чтобы заставить священников послушаться. Еды было так мало, что заключенным приходилось доставать остатки из компостной кучи. [37]
Австрийский священник Андреас Райзер из Доргаштайна был заключен в тюрьму за то, что повесил в своей церкви объявление, осуждающее нацистскую систему. Отправленный в Дахау в августе 1938 года, он позже описал свой опыт, сказав, что заключенных раздевали до пояса, брили наголо и заставляли работать целый день. Молодому охраннику СС было поручено его мучить, и в какой-то момент он заставил Райзера намотать ему на голову колючую проволоку в виде «тернового венца» и носить доски (как Христос «нес крест»), в то время как еврейских заключенных заставляли плевать на него. ему. Дахау был вновь открыт в 1940 году, после чего немецкий священник Фриц Зейтц стал первым заключенным-священником - по прибытии над ним высмеяли и сказали, что Папа будет заключен в тюрьму в Дахау в конце войны. [23]
В книге о своем пребывании в Дахау отец Жан Бернар из Люксембурга написал, что, хотя служить мессу было запрещено, священникам было очень удобно проводить тайные мессы, используя в качестве причастия остатки хлеба. [37]
Статистика
[ редактировать ]Из общего числа 2720 священнослужителей, зарегистрированных как заключенные в Дахау, подавляющее большинство, около 2579 (или 94,88%), были католиками. Среди других конфессий было 109 лютеран (известных по-немецки как евангелисты), 22 православных, 8 старых католиков и мариавитов и 2 мусульманина. В своей книге «Дахау: официальная история 1933–1945 » Пол Бербен отметил, что расследование Р. Шнабеля 1966 года « Die Frommen in der Holle» обнаружило альтернативное общее количество 2771 человека и включило в себя судьбу всего перечисленного духовенства, из которых 692 были отмечены как умершие и 336 отправлены. в «недействительных поездах» и поэтому считается погибшим. [38]
Кершоу отметил, что в Дахау было отправлено около 400 немецких священников. [39] Общее число трудно определить, поскольку некоторые представители духовенства не были признаны таковыми властями лагеря, а некоторые – особенно поляки – не хотели, чтобы их называли таковыми, опасаясь, что с ними будут плохо обращаться. [31]
Члены Католического общества Иисуса (иезуиты) были самой многочисленной группой среди заключенных духовенства в Дахау. [40]
Национальность | Общее количество | Выпущенный | Перенесено в другое место | Освобожден 29.4.45. | Покойный |
---|---|---|---|---|---|
Польша | 1780 | 78 | 4 | 830 | 868 |
Германия | 447 | 208 | 100 | 45 | 94 |
Франция | 156 | 5 | 4 | 137 | 10 |
Чехословакия | 109 | 1 | 10 | 74 | 24 |
Нидерланды | 63 | 10 | 0 | 36 | 17 |
Югославия | 50 | 2 | 6 | 38 | 4 |
Бельгия | 46 | 1 | 3 | 33 | 9 |
Италия | 28 | 0 | 1 | 26 | 1 |
Люксембург | 16 | 2 | 0 | 8 | 6 |
Дания | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 |
Литва | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 |
Венгрия | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 |
Лицо без гражданства | 3 | 0 | 1 | 2 | 0 |
Швейцария | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Греция | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 |
Британия | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Албания | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 |
Норвегия | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Румыния | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Испания | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Общий | 2720 | 314 | 132 | 1240 | 1034 |
Высокопоставленные заключенные
[ редактировать ]Небольшое количество священнослужителей в Дахау содержалось в частных камерах бункера. В их число входили высокопоставленные заключенные доктор Йоханнес Нойхойслер, католический вспомогательный епископ из Мюнхена и протестантский пастор преподобный Мартин Нимёллер . В 1940 году «немецкие епископы и Папа убедили рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера сосредоточить всех священников, заключенных в различных концентрационных лагерях, в один лагерь и разместить их всех вместе в отдельных блоках с часовней, где они могли бы служить мессу. В начале декабря 1940 года священники, уже находившиеся в Дахау, были помещены в казарменный блок 26 в конце лагерной улицы. В течение двух недель к ним присоединились около 800–900 священников из Бухенвальда , Маутхаузена , Заксенхаузена , Освенцима и других лагерей. были помещены в блоки 28 и 30. Блок 30 позже был преобразован в лазарет-барак». [ нужна ссылка ]
День памяти
[ редактировать ]Католик
[ редактировать ]Часовня «Смертельная агония Христа» была построена в Дахау в 1960 году как первый религиозный памятник на этом месте по инициативе бывших заключенных, в том числе Йоханнеса Нойхойслера (впоследствии вспомогательного епископа Мюнхена). Мемориальная доска в задней части часовни напоминает о страданиях польских пленных в Дахау и была установлена выжившими польскими священниками. Выжившие австрийцы подарили памятный колокол с надписью: «В верную память нашим погибшим товарищам всех наций, посвященный священниками Дахау и мирянами из Австрии». [41]
Монастырь босых кармелитов расположен рядом с Северной сторожевой башней в Дахау, Кармелью Драгоценной Крови, где монахини возносят молитвы об искуплении. В монастыре находится «Мадонна Дахау», статуя Марии из казарм священников. В монастыре похоронены и бывшие узники. [41] В монастыре также хранятся реликвии священномучеников, такие как сосуды ручной работы из листового металла, которые священники использовали для тайно совершаемых Месс.
Святые Дахау
[ редактировать ]Среди священников-мучеников, погибших в Дахау, было много из 108 польских мучеников Второй мировой войны . [42] Блаженный Герхард Гиршфельдер умер от голода и болезни в 1942 году. [43] Святой Тит Брандсма , голландский кармелит, умер от смертельной инъекции в 1942 году. Блаженному Алоюсу Андритцки , немецкому священнику, в 1943 году была сделана смертельная инъекция. [44] Блаженный Энгельмар Унцайтиг , чешский священник, умер от брюшного тифа в 1945 году. [45] Блаженный Джузеппе Джиротти скончался в лагере в апреле 1945 года. [46]
На фоне преследований нацистами тирольских католиков блаженный Отто Нойрурер , приходской священник, был отправлен в Дахау за «клевету во вред немецкому браку», после того как он посоветовал девушке не выходить замуж за друга высокопоставленного нациста. Он был жестоко казнен в Бухенвальде в 1940 году за проведение там крещения. Он был первым священником, убитым в концентрационных лагерях. [47]
Блаженный Бернхард Лихтенберг скончался по дороге в Дахау в 1943 году. В декабре 1944 года блаженный Карл Лейснер в Дахау был рукоположен его сокамерник Габриэль Пиге , епископ Клермон-Феррана , дьякон из Мюнстера, умиравший от туберкулеза. На тайной церемонии председательствовал . Лейснер умер вскоре после освобождения лагеря. [48]
протестант
[ редактировать ]Протестантская церковь Примирения открылась в 1967 году. Ее необычную архитектуру разработал Гельмут Штрифлер. На стальных воротах часовни работы Фрица Куна написаны слова из 17-го псалма: «Скрой меня под тенью крыл твоих». [41]
русский православный
[ редактировать ]Русско-православная часовня Воскресения Господня открылась в 1995 году и была построена отрядом российских вооруженных сил. На иконах изображен воскресший Христос, выводящий узников лагеря из бараков через ворота, открытые ангелами; Последняя молитва Иисуса в Гефсиманском саду; и Пилат представляет Христа народу со словами «Ecce homo». [41]
Фильм
[ редактировать ]- Девятый день ; Германия 2004, Фолькер Шлёндорф .
Известные священнослужители содержатся в Дахау
[ редактировать ]- Блаженный Энгельмар Унцейтиг (1911–1945). Он был убежденным членом миссионеров Марианхилла . Гестапо . арестовало Унцайтига 21 апреля 1941 года за защиту евреев в его проповедях [49] и отправил его в концентрационный лагерь Дахау без суда 8 июня 1941 года. Осенью 1944 года он вызвался помогать жертвам брюшного тифа, но вскоре сам заразился этой болезнью. [50] Унзейтиг умер от болезни 2 марта 1945 года и был кремирован. Он стал известен как «Ангел Дахау».
- Гаврило V Сербский Патриарх Сербской Православной Церкви , заключенный в тюрьму в Дахау с сентября по декабрь 1944 года.
- ряд из 108 польских мучеников Второй мировой войны :
- Отец Жан Бернар (1907–1994), римско-католический священник из Люксембурга, находившийся в заключении с мая 1941 по август 1942 года. Он написал книгу Pfarrerblock 25487 о своем опыте в Дахау.
- Титус Брандсма , голландский отец -кармелит , священник и профессор философии, умер 26 июля 1942 года.
- Норберт Чапек (1870–1942) основатель Унитарной церкви в Чехии.
- Йозеф Беран (1888–1969) после Второй мировой войны кардинал и пражский архиепископ, арестован коммунистическим режимом и насильно выслан из страны.
- Штепан Трохта (1905–1974) после войны чешский епископ, находившийся в тюрьме на многие годы коммунистическим режимом, и кардинал в грудной клетке .
- Блаженный Стефан Винцентий Фрелиховский , польский римско-католический священник, скончался 23 февраля 1945 года.
- Август Фрелих , немецкий римско-католический священник, защищал права немецких католиков и жестокое обращение с польскими подневольными работниками.
- Блаженный Хилари Павел Янушевский , польский монах-кармелит Древнего Обряда и римско-католический священник.
- Игнаций Еж , польский римско-католический епископ
- Йозеф Кентенич , основатель Шенштатского движения , провёл три с половиной года в Дахау.
- Епископ Ян Мария Михал Ковальский , первый генералис (генеральный министр) ордена мариавитов . Он погиб 18 мая 1942 года в газовой камере замка Хартхайм .
- Адам Козловецкий , польский римско-католический кардинал-иезуит, миссионер в Африке
- Макс Лакманн , лютеранский пастор и основатель Лиги евангелически-католического воссоединения
- Блаженный Карл Лейснер , в Дахау с 14 декабря 1941 года, освобожден 4 мая 1945 года, но умер 12 августа от туберкулеза, заразившегося в лагере.
- Йозеф Ленцель , немецкий римско-католический священник, помогал польским подневольным работникам.
- Бернхард Лихтенберг - немецкий римско-католический священник, был отправлен в Дахау, но умер по дороге туда в 1943 году.
- Хенрик Малак , польский римско-католический священник, находившийся в Дахау с 14 декабря 1941 года до освобождения в апреле 1945 года. Он написал книгу «Стрижки в лагерях смерти», опубликованную после его смерти, о шести годах своего заключения в лагерях Штуттгоф, Гренцдорф, Заксенхаузен и Дахау. .
- Мартин Нимёллер , заключен в тюрьму в 1941 году, освобожден 4 мая 1945 года.
- Николай Велимирович , епископ Сербской Православной Церкви и влиятельный богословский писатель, почитаемый как святой в Восточной Православной Церкви .
- Лоуренс Внук , польский римско-католический священник
- Нанне Цвип , пастор Голландской реформатской церкви в Энсхеде, выступила с кафедры против нацистов и их обращения с голландскими гражданами и антисемитизма, арестована 20 апреля 1942 года, умерла в Дахау от истощения и недоедания 24 ноября 1942 года.
- Августин Шуберт — чешский римско-католический священник, монах-августинец и лидер Орловского движения.
- Франц Бем , римско-католический приходской священник, неоднократно проповедовавший с кафедры против нацистской идеологии. Умер 13 февраля 1945 года.
См. также
[ редактировать ]- Международный день молитвы за преследуемую церковь
- Преследование нацистами католической церкви в Польше
- Католическая церковь и нацистская Германия
- Преследование Свидетелей Иеговы в нацистской Германии
- Немецкое сопротивление нацизму
- Спасение евреев католиками во время Холокоста
- Иезуиты и нацизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Беренбаум, Майкл . «Дахау (концлагерь, Германия)» . Британская энциклопедия . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Беренбаум, Майкл . «Программа Т4, нацистская политика)» . Британская энциклопедия . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Кершоу 2008 , стр. 281–283.
- ^ Буллок 1991 , стр. 146–149.
- ^ Jump up to: а б Блейни, 2011 , стр. 495–496.
- ^ Кершоу 2008 , с. 295.
- ^ Гилл 1994 , стр. 14–15.
- ^ Кершоу 2008 , с. 372.
- ^ Кершоу 2008 , стр. 381–382.
- ^ Кершоу 2008 , с. 332.
- ^ Кершоу 2008 , с. 290.
- ^ Ширер 1990 , стр. 234–235.
- ^ Бербен 1975 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Кершоу 2008 , стр. 295–297.
- ^ «Мартин Нимёллер (немецкий богослов и пастор)» . Британская энциклопедия . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Бербен 1975 , с. 140.
- ^ Шерман, Франклин. «Дитрих Бонхёффер (немецкий богослов)» . Британская энциклопедия . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ Бербен 1975 , стр. 141–142.
- ^ Бербен 1975 , с. 142.
- ^ «Дахау» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ «Станция 10: Кэмп-роуд» . Мемориальный комплекс концентрационного лагеря Дахау . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Бербен 1975 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Бербен 1975 , стр. 143–145.
- ^ Бербен 1975 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Бербен 1975 , стр. 154–155.
- ^ Бербен 1975 , стр. 145–146.
- ^ Jump up to: а б Бербен 1975 , стр. 146–147.
- ^ Бербен 1975 , стр. 152–153.
- ^ Бербен 1975 , с. 156.
- ^ Бербен 1975 , стр. 153–154.
- ^ Jump up to: а б Бербен 1975 , с. 157.
- ^ Бербен 1975 , с. 154.
- ^ Бербен 1975 , с. 148.
- ^ Бербен 1975 , стр. 148–149.
- ^ Jump up to: а б Бербен 1975 , с. 150.
- ^ Бербен 1975 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Рычлак, Рональд Дж. (8 октября 2007 г.). «Священники Дахау» . Католический город . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Бербен 1975 , стр. 276–277.
- ^ Кершоу 2000 , стр. 210–211.
- ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх; 2-е изд., Эдвин Меллен Пресс; 2005 г.; стр.140-141
- ^ Jump up to: а б с д «Станция 12: Религиозные памятники» . Мемориальный комплекс концентрационного лагеря Дахау . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ «108 мучеников Второй мировой войны» . Saints.SQPN.com. 12 апреля 2009 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Глатц, Кэрол (20 сентября 2010 г.). «Немецкий священник-мученик, умерший в Дахау, беатифицирован на мессе» . Католическая служба новостей . Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ «Блаженный Алоис Андрицкий» . Saints.SQPN.com. 10 декабря 2010 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ «Преподобный Энгельмар Унцайтиг» . Saints.SQPN.com. 7 июля 2009 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ «Достопочтенный Джузеппе Джиротти» . Saints.SQPN.com. 4 апреля 2013 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ «Жизнеописания блаженных – 1996» . ЭВТН . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Бербен 1975 , стр. 154–5.
- ^ Фишель, Джек / Ортманн, Сьюзен М. (2004): Холокост и его религиозное воздействие: критическая оценка и аннотированная библиография, стр. 101
- ^ «Отец Энгельмар Унцейтиг ШММ (1911–1945)» . Миссионерское общество Марианхилла . Проверено 23 января 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пача (Пасха) в Дахау. Архивировано 27 июня 2020 г. в Wayback Machine.
- Священники Дахау
Библиография
[ редактировать ]- Бербен, Пол (1975). Дахау, 1933–1945: официальная история . Норфолк Пресс. ISBN 978-0-85211-009-6 .
- Бернар, Жан (2007). Priestblock 25487: Мемуары о Дахау . Перевод Деборы Лукас Шнайдер. Игнатиус Пресс . ISBN 978-0-9725981-7-0 .
- Блейни, Джеффри (2011). Краткая история христианства . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-85796-255-3 .
- Буллок, Алан (1991). Гитлер: исследование тирании . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-092020-3 .
- Гилл, Антон (1994). Почетное поражение: история немецкого сопротивления Гитлеру, 1933–1945 гг . Лондон: Генри Холт и компания . ISBN 978-0-8050-3514-8 .
- Кершоу, Ян (2008). Гитлер: Биография . WW Нортон и компания . ISBN 978-0-393-06757-6 . Проверено 8 августа 2013 г.
- Кершоу, Ян (2000). Нацистская диктатура: проблемы и перспективы интерпретации . Блумсбери США . ISBN 978-0-340-76028-4 .
- Коршинский, Францишек (1957). в Дахау ( Яркие лучи на польском языке). Паллоттинум . Проверено 9 августа 2013 г.
- Нойхойслер, Иоганн (1999). Каково было в концентрационном лагере Дахау?: Попытка приблизиться к истине . Проверено 9 августа 2013 г.
- Ширер, Уильям Л. (1990). Взлет и падение Третьего Рейха . Саймон и Шустер . ISBN 978-0-671-72868-7 .