Кирхенкампф
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Июнь 2011 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Кирхенкампф ( Немецкий: [ˈkɪʁçn̩kampf] , букв. «церковная борьба») — немецкий термин, обозначающий положение христианских церквей в Германии в период нацизма (1933–1945). Иногда используемый неоднозначно, этот термин может относиться к одному или нескольким из следующих различных «церковных борьбы»:
- Внутренний спор внутри немецкого протестантизма между немецкими христианами ( Deutsche Christen ) и Исповедующей церковью ( Bekennende Kirche ) по поводу контроля над протестантскими церквями;
- Напряженность между нацистским режимом и протестантскими церковными органами ; и
- Напряженность между нацистским режимом и католической церковью .
Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году , 95% немцев были христианами, 63% — протестантами и 32% — католиками. [1] Многие историки утверждают, что цель Гитлера в Кирхенкампфе заключалась не только в идеологической борьбе, но и, в конечном итоге, в искоренении церквей. [2] [3] [4] Другие историки утверждают, что такого плана не существовало. [5]
Некоторые ведущие нацисты, такие как Альфред Розенберг и Мартин Борман, были ярыми антихристианами и стремились в долгосрочной перспективе дехристианизировать Германию в пользу расовой формы германского язычества . Нацистская партия рассматривала церковную борьбу как важное поле идеологической битвы. Биограф Гитлера Ян Кершоу писал о борьбе как о продолжающемся и обостряющемся конфликте между нацистским государством и христианскими церквями. Историк Сюзанна Хешель писала, что Кирхенкампф относится только к внутреннему спору между членами Исповедующей церкви и членами (поддерживаемой нацистами) [6] ) « Немецкие христиане » над контролем над протестантской церковью. [7] Пьер Эйкоберри писал, что для католиков фраза «кирхенкампф» напоминает культуркампф времен Отто фон Бисмарка – кампанию, которая стремилась уменьшить влияние католической церкви в протестантской Германии с большинством населения.
Фон
[ редактировать ]
Нацизм хотел превратить субъективное сознание немецкого народа – его взгляды, ценности и менталитет – в целеустремленное, послушное Volksgemeinschaft или «Национальное народное сообщество». По словам Яна Кершоу , для достижения этой цели нацисты считали, что им придется заменить классовую, религиозную и региональную принадлежность «значительно возросшим национальным самосознанием, чтобы психологически мобилизовать немецкий народ для предстоящей борьбы и поднять его моральный дух во время войны». неизбежная война». [8] По словам Антона Гилла , нацисты не любили университеты, интеллектуалов, католическую и протестантскую церкви, их долгосрочный план состоял в том, чтобы «дехристианизировать Германию после окончательной победы». Нацисты использовали термин Gleichschaltung (координация) для обозначения подчинения и подчинения линии нацистской партии: «не должно было быть никакого закона, кроме Гитлера, и, в конечном итоге, никакого бога, кроме Гитлера». [9] Другие авторы, такие как Рихард Штайгманн-Галл , утверждают, что в нацистской партии были антихристианские личности, но они не представляли позицию движения. [10]
Нацистская идеология во многих отношениях противоречила традиционным христианским верованиям: нацисты критиковали христианские представления о «кротости и вине» на том основании, что они «подавляли инстинкты насилия, необходимые для предотвращения доминирования низших рас над арийцами». [11] Агрессивные антицерковные радикалы, такие как Альфред Розенберг и Мартин Борман, считали конфликт с церквями приоритетной задачей, а среди рядовых партийных активистов были сильны антицерковные и антиклерикальные настроения. [12] Восточной Пруссии Гауляйтер Эрих Кох , с другой стороны, заявил, что нацизм «должен был развиться из основных прусско-протестантских взглядов и из незавершенной Реформации Лютера». [13] Сам Гитлер презирал христианство, как заметил Алан Баллок : [14]
В глазах Гитлера христианство было религией, подходящей только для рабов; он особенно ненавидел эту этику. Его учение, заявил он, было бунтом против естественного закона отбора путем борьбы и выживания наиболее приспособленных.
Хотя Гитлер родился католиком, он отверг иудео-христианскую концепцию Бога и религии. [15] Хотя он сохранял некоторое уважение к организационной силе католицизма, он не испытывал ничего, кроме крайнего презрения к его учениям, которые, по его словам, если их довести до конца, «будут означать систематическое культивирование человеческой неудачи». [16] Однако важные немецкие консервативные элементы, такие как офицерский корпус, выступали против нападений нацистов на церкви, и, находясь у власти, Гитлер сдерживал свои собственные антиклерикальные инстинкты из политических соображений, а также антиклерикализм своих взглядов. [17]
Биограф Гитлера Ян Кершоу писал, что, хотя многие простые люди были апатичны, после многих лет предупреждений со стороны католического духовенства, католическое население Германии встретило приход к власти нацистов с неуверенностью, в то время как среди немецких протестантов было больше оптимизма по поводу того, что захват власти нацистами приведет к усилению власти. Германия может принести с собой «внутреннее моральное возрождение». [18] Однако в течение короткого периода напряженность между нацистским правительством и христианскими церквями стала источником недовольства в более религиозных кругах. [19]
Пять этапов
[ редактировать ]Кирхенкампф . можно разделить на пять этапов [20]
Первый (весна-осень 1933 г.)
[ редактировать ]
- Гитлер прилагает усилия по ассимиляции церквей с культурой нацизма.
- Гитлер движется к ликвидации политического католицизма : роспуск политических партий, связанных с католиками, и подписание Рейхконкордата с Ватиканом. Спорадические преследования католиков. [ нужны разъяснения ]
- Подготовка к созданию единой единой Рейхскирхе из 28 региональных протестантских церквей: Гитлер назначает пронацистского капеллана Людвига Мюллера епископом Рейха; раскол немецких протестантов.
Второй (осень 1933 г. - осень 1934 г.)
[ редактировать ]- Режим пытается поставить церкви под контроль нацистского государства ( Gleichschaltung ).
- Нарушения Конкордата нацистами начинаются сразу же после его подписания: обнародован закон о стерилизации , распущены католические молодежные лиги; преследовались духовенство, монахини и светские лидеры. [21]
- Еретические взгляды на имперского епископа и немецких христиан привели Мартина Нимёллера к основанию Чрезвычайной пасторской лиги , которая переросла в Исповедующую церковь , из которой некоторые священнослужители выступают против режима. [22]
Третий (осень 1934 г. - февраль 1937 г.)
[ редактировать ]- Режим пытается взять протестантские церкви под свой контроль, взяв на себя ответственность за церковные финансы и структуры управления.
- Неспособность Мюллера объединить протестантов в нацистскую церковь приводит к тому, что Гитлер назначает Ханса Керра министром по делам церкви.
- 1936 год: нацисты сносят распятия в школах. Католический епископ Мюнстера Клеменс фон Гален , последуют протесты и публичные демонстрации. [23]
- 1936 - Исповедующая церковь протестует Гитлеру против антисемитизма, «антихристианских» тенденций режима и вмешательства в церковные дела. [24] Сотни пасторов арестованы, средства церкви конфискованы, сбор пожертвований запрещен. [24]
Четвертый (февраль 1937–1939 гг.)
[ редактировать ]- Более открытый конфликт, основанный на «самом нацизме и его антихристианских мировоззрениях». Режим увеличивает тюремное заключение сопротивляющихся священнослужителей.
- Март 1937 года: Папа Пий XI издает энциклику «Мит Бреннендер Зорге» , осуждающую антихристианскую природу нацистской идеологии , протестуя против нарушений режимом Конкордата, расизма и нарушений прав человека. [25]
- Режим отвечает усилением церковной борьбы. [12] В центре внимания оказалась пропагандистская кампания «судов над аморальностью». [12] В рождественском обращении 1937 года Папа Римский обратился к кардиналам: «Редко когда были столь серьезные преследования» [26]
- 1 июля 1937 г. Исповедующая церковь запрещена. [ нужна ссылка ] Мартин Нимёллер арестован. [27] Мартин Борман безуспешно пытается закрыть религиозные факультеты, но ему удалось сократить объем религиозного обучения в государственных школах до двух часов в неделю. [28]
Пятый этап (1939–1945 гг.)
[ редактировать ]- Еще больше священнослужителей было заключено в тюрьму – блок священников был создан в Дахау .
- В июне 1941 года Мартин Борман и Адольф Вагнер приказывают убрать распятия из всех классов Баварии. В Мюнхене вспыхнули массовые протесты с осуждением этого шага, и Гитлер вынудил Бормана отменить приказ. [29]
- Июль – август 1941 г. - кардинала Клеменса Августа графа фон Галена Проповеди осуждают беззаконие гестапо , конфискацию церковной собственности и нацистскую эвтаназию . Правительство уводит программу в подполье. [30]
- Духовенство было призвано в армию.
- Церковные публикации подвергались цензуре или запрещались.
- Услуги и функции ограничены или запрещены
Отношения нацистов с христианскими церквями
[ редактировать ]
Перед голосованием в Рейхстаге за Закон о полномочиях 1933 года , в соответствии с которым Гитлер получил «временные» диктаторские полномочия, с помощью которых он впоследствии окончательно разрушил Веймарскую республику , Гитлер пообещал Рейхстагу 23 марта 1933 года, что он не будет вмешиваться в права церквей. Однако, получив власть в Германии, Гитлер быстро нарушил это обещание. [31] Он разделил лютеранскую церковь (главную протестантскую конфессию Германии) и спровоцировал жестокое преследование Свидетелей Иеговы . [32] Он опозорил Конкордат, подписанный с Ватиканом, и разрешил нападения на католические организации и образование. [33] были созданы специальные казармы священников В концентрационном лагере Дахау для священнослужителей, выступавших против гитлеровского режима. В них обитали в основном польские католические священнослужители.


Ведущие нацисты различались по важности, которую они придавали церковной борьбе. Кершоу писал, что для нового нацистского правительства расовая политика и «церковная борьба» были одними из наиболее важных идеологических сфер: «В обеих областях партия без труда мобилизовала своих активистов, чей радикализм, в свою очередь, вынудил правительство принять законодательные меры». Фактически партийное руководство часто оказывалось вынужденным реагировать на давление снизу, вызванное тем, что гауляйтеры ведут свою собственную игру, или исходило иногда от радикальных активистов на местном уровне». [36] Со временем антиклерикализм и антицерковные настроения среди низовых партийных активистов «просто невозможно было искоренить», и они могли «использовать словесное насилие партийных лидеров в отношении церквей для своей поддержки. [37]
Сам Гитлер обладал радикальными инстинктами в отношении продолжающегося конфликта с католической и протестантской церквями в Германии. Хотя он время от времени говорил о желании отсрочить церковную борьбу и был готов сдерживать свой антиклерикализм из политических соображений, его «собственные подстрекательские комментарии давали его непосредственным подчиненным всю необходимую лицензию, чтобы разжечь жару в «церковной борьбе». уверены, что они «работали на фюрера»». [12]
Буллок писал, что церковь и армия были единственными двумя институтами, сохранившими некоторую независимость в нацистской Германии, и «среди самых смелых демонстраций оппозиции во время войны были проповеди, произнесенные католическим епископом Мюнстера и протестантским пастором доктором Нимёллером . ..», но что «Однако ни Католическая церковь, ни Евангелическая церковь как институты не считали возможным занять позицию открытой оппозиции режиму». [38] В нацистском полицейском государстве способность церкви и ее членов противостоять политике нацистов была жестко ограничена. [39] В 1935 году, когда протестантские пасторы прочитали заявление протеста с кафедр исповедующих церквей, нацистские власти ненадолго арестовали более 700 пасторов, а гестапо конфисковало копии Пия XI антинацистской папской энциклики 1937 года «Мит Бреннендер Зорге» из епархиальных офисов по всей Германии. [40] За отказ заявить о лояльности Рейху или быть призванным в армию Свидетели Иеговы были объявлены «врагами», при этом 6000 из общей численности населения в 30 000 человек были отправлены в концентрационные лагеря. [32]
Альфред Розенберг , «откровенный язычник», носил среди должностей титул «Посланник фюрера по полному интеллектуальному и философскому образованию и обучению для Национал-социалистической партии». [35] Он также считал нацизм и христианство несовместимыми. [ нужна ссылка ] В своем «Мифе двадцатого века » (1930) Розенберг писал, что главными врагами немцев были «русские татары» и «семиты», причем «семиты» включали христиан, особенно католическую церковь. [34]
Йозеф Геббельс , нацистский министр пропаганды, был одним из наиболее антиклерикальных нацистских активистов. Геббельс помогал организовать «суды над безнравственностью» против духовенства в 1936 и 1937 годах, по мере развития войны. По «церковной проблеме», как он писал, «после войны ее необходимо вообще решить... Существует, а именно, неразрешимая проблема. противостояние христианского и героико-немецкого мировоззрения». [12] Обеспокоенный разногласиями, вызванными Кирхенкампфом, Гитлер сказал Геббельсу летом 1935 года, что стремится к «миру с церквями» - «по крайней мере, на какое-то время». [41] Как и в случае с «еврейской проблемой», радикалы, тем не менее, продвигали вперед церковную борьбу, особенно в католических регионах, так что к зиме 1935–1936 годов в этих регионах росло недовольство нацистами. [41] Кершоу отметил, что в начале 1937 года Гитлер снова сказал своему ближайшему окружению, что он «не хочет «церковной борьбы» на данном этапе», он ожидает «великой мировой борьбы через несколько лет». церкви «вызывали частые вспышки враждебности. В начале 1937 года он заявлял, что «христианство созрело для уничтожения» ( Унтерганг ) и что церкви должны уступить «примату государства», выступая против любого компромисса с «самым ужасным институтом, который только можно вообразить». [22]
Мартин Борман стал личным секретарем Гитлера и де-факто «заместителем» фюрера в апреле 1941 года. Он был ведущим защитником Кирхенкампфа. [42] Борман был жестким защитником нацистской ортодоксальности. [43] и считал христианство и нацизм «несовместимыми», прежде всего потому, что основные элементы христианства были «переняты из иудаизма». [11] В 1941 году он публично заявил, что «национал-социализм и христианство несовместимы». [35] Взгляд Бормана на христианство был изложен в конфиденциальной записке гауляйтерам в 1942 году; он возобновил борьбу против христианства, которая находилась в стадии разрядки, заявив, что власть церквей «должна быть абсолютно и окончательно сломлена», поскольку нацизм «совершенно несовместим с христианством». [42]
Уильям Ширер писал, что немецкий народ не был сильно встревожен нападениями нацистов на церкви. Подавляющее большинство не готово было пойти на смерть или тюремное заключение ради свободы вероисповедания, будучи слишком впечатленными первыми внешнеполитическими успехами Гитлера и восстановлением немецкой экономики. Мало кто сделал паузу, чтобы задуматься, «что под руководством Розенберга, Бормана и Гиммлера, которых поддерживал Гитлер, нацистский режим намеревался уничтожить христианство в Германии, если это возможно, и заменить старое язычество ранних племенных германских богов новыми язычество нацистских экстремистов». [35]
Поскольку нацистская политика принудительной координации Gleichschaltung столкнулась с таким сильным сопротивлением со стороны церквей, Гитлер решил отложить борьбу до окончания войны. [44] Во время войны Розенберг, официальный идеолог партии, обрисовал будущее религии в Германии, представив программу из тридцати пунктов будущего немецких церквей. Среди его статей: (1) Национальная имперская церковь Германии должна была претендовать на исключительный контроль над всеми церквями в рейхе; (5) «странные и чужеземные христианские религии, импортированные в Германию в злополучном 800 году» должны были быть истреблены; (7) священники/пасторы должны были быть заменены ораторами Национального Рейха; (13) публикация Библии должна была быть прекращена; (14) «Майн кампф» считалась главным источником этики; (18) распятия, Библии и святых следует убрать с алтарей; (19) «Майн кампф» должна была быть возложена на алтари «немецкой нации и, следовательно, Богу, самой священной книге»; (30) христианский крест убрать со всех церквей и заменить свастикой. [35] Несмотря на расследование, проведенное гестапо в 1941 году в ответ на обвинение президента Франклина Д. Рузвельта в нацистском заговоре «с целью отмены всех существующих религий — католической, протестантской, мусульманской, индуистской, буддийской и еврейской» и навязывания нацистской международной церкви. установил, что создателем программы из тридцати пунктов о будущем немецких церквей был Фриц Бильдт, фанатичный нацист и известный нарушитель спокойствия, а не Альфред Розенберг, который в 1937 году пытался провозгласить программу в Гарнизонной церкви в Штеттине незадолго до началось богослужение, его насильно отстранили от кафедры и оштрафовали на 500 юаней, признав, что он единственный автор и распространитель программы. [45] [46]
Католическая церковь
[ редактировать ]За захватом власти нацистами последовали явно угрожающие, но спорадические нападения на католические партии, организации и прессу. [47] что было сделано быстро, чтобы ликвидировать политический католицизм . Две тысячи функционеров Баварской народной партии были задержаны полицией в конце июня 1933 года, и она вместе с национальной католической центристской партией прекратила свое существование в начале июля. Тем временем вице-канцлер Франц фон Папен вел переговоры с Ватиканом о договоре Рейхсконкордата , который запрещал духовенству участвовать в политике. [48] Кершоу писал, что Ватикан стремился достичь соглашения с новым правительством, несмотря на «продолжающиеся притеснения католического духовенства и другие нарушения, совершаемые нацистскими радикалами против Церкви и ее организаций». [49]
Конкордат
[ редактировать ]Конкордат был подписан в Ватикане 20 июля 1933 года заместителем рейхсканцлера Германии Францем фон Папеном и кардиналом госсекретарем Эудженио Пачелли (впоследствии Папой Пием XII). В своей антинацистской энциклике 1937 года Папа Пий XI заявил, что Святой Престол подписал Конкордат «несмотря на многие серьезные опасения» и в надежде, что он «защитит свободу церкви в ее миссии спасения в Германии». Договор состоял из 34 статей и дополнительного протокола. Статья 1 гарантировала «свободу профессии и публичной практики католической религии» и признавала право церкви регулировать свои собственные дела. Через три месяца после подписания документа кардинал Адольф Бертрам , глава Конференции католических епископов Германии, написал в пастырском письме «тяжелую и мучительную тревогу» по поводу действий правительства в отношении католических организаций, благотворительных учреждений, молодежных групп. , пресса, «Католическое действие» и жестокое обращение с католиками за их политические убеждения. [50] По словам Пола О'Ши, Гитлер «явно пренебрегал» Конкордатом, и его подписание было для него всего лишь первым шагом в «постепенном подавлении католической церкви в Германии». [51] Антон Гилл писал, что «со своей обычной непреодолимой и запугивающей техникой Гитлер затем взял милю там, где ему дали дюйм» и закрыл все католические учреждения, функции которых не были строго религиозными: [52]
Быстро стало ясно, что [Гитлер] намеревался заключить католиков в тюрьму в их собственных церквях. Они могли служить мессу и сохранять свои ритуалы сколько угодно, но в противном случае они не могли иметь вообще ничего общего с немецким обществом. Католические школы и газеты были закрыты, а против католиков развернулась пропагандистская кампания.
Конкордат, как писал Уильям Ширер , «едва был изложен на бумаге, как его нарушило нацистское правительство». 25 июля нацисты обнародовали закон о стерилизации, что стало оскорбительной политикой в глазах католической церкви. Пять дней спустя начались попытки распустить Католическую лигу молодежи. Духовенство, монахини и миряне стали подвергаться нападениям, что привело к тысячам арестов в последующие годы, часто по сфабрикованным обвинениям в контрабанде валюты или «безнравственности». [21]
Продолжающаяся «борьба»
[ редактировать ]В кровавую ночь гитлеровской чистки длинными ножами в 1934 году Эрих Клаузенер , глава «Католического действия», был убит гестапо. [53] Католические издания были закрыты. Гестапо начало нарушать святость исповеди. [21]

В январе 1934 года Гитлер назначил Альфреда Розенберга руководителем культуры и образования Рейха. Розенберг был неоязычником и заведомо антикатоликом. [54] В своем «Мифе двадцатого века» (1930) Розенберг описал католическую церковь как одного из главных врагов нацизма. [34] 16 февраля 1934 года церковь ответила запретом книги Розенберга. [55] Sanctum Officium рекомендовал включить книгу Розенберга в Index Librorum Prohibitorum (список запрещенных книг католической церкви) за пренебрежение и отказ от «всех догм католической церкви, да и самих основ христианской религии». [56] Клеменс Август Граф фон Гален , епископ Мюнстера , высмеял неоязыческие теории Розенберга как, возможно, не более чем «повод для смеха в образованном мире», но предупредил, что «его огромное значение заключается в принятии его основных понятий». как подлинную философию национал-социализма и его почти неограниченную власть в области немецкого образования, следует воспринимать серьезно, если мы хотим понять ситуацию в Германии». [57]
При лидере нацистской молодежи Бальдуре фон Ширахе католические молодежные организации были расформированы, а дети-католики были объединены в гитлерюгенд . 2 апреля 1934 года Папа Пий XI обратился к молодежи Германии с посланием, в котором отметил, что пропаганда и давление оказываются с целью направить немецкую молодежь «от Христа и обратно к язычеству». Папа снова осудил новое язычество перед 5000 немецкими паломниками в Риме в мае и в других обращениях позже в том же году. [50]
В январе 1935 года нацистский министр внутренних дел Вильгельм Фрик призвал «положить конец влиянию церкви на общественную жизнь». В апреле была запрещена ежедневная публикация религиозных газет, а вскоре после этого была введена цензура еженедельных периодических изданий. Американская национальная католическая конференция благосостояния жаловалась на то, что «Гитлерюгенд» скандировала антицерковные песни и «антихристианские лозунги выкрикивались из грузовиков, на борту которых были непристойные карикатуры на священников и монахинь», в то время как организации католической молодежи «обвинялись в явных абсурдность коммунистического заговора». 12 мая члены Гитлерюгенда напали на Каспара Кляйна , архиепископа Падерборна . [58]
В июле Геринг издал декрет против политического католицизма . [58] В августе нацистские штурмовики провели антиклерикальные акции протеста в Мюнхене и Фрайберг-им-Брайсгау. [59] Нацистский пропагандист Юлиус Штрайхер обвинил духовенство и монахинь в сексуальных извращениях. «Суды над моралью» католического духовенства и монахинь начались летом 1935 года, когда возникла «угроза уголовного преследования по обвинениям, разработанным министерством пропаганды как побуждение духовенства согласиться на подрыв христианских учений в Рейхе». [60] В ходе кампании 1936 года против монастырей власти предъявили обвинение в «гомосексуализме» 276 членам религиозных орденов. [61]
При Рейнхарде Гейдрихе и Генрихе Гиммлере полиция безопасности и СД отвечали за подавление внутренних и внешних врагов нацистского государства. Среди этих врагов были «политические церкви», такие как лютеранское и католическое духовенство, выступавшее против гитлеровского режима. Таких диссидентов арестовывали и отправляли в концентрационные лагеря. [62] По словам биографа Гиммлера Питера Лонгериха , Гиммлер был яростным противником христианской сексуальной морали и «принципа христианского милосердия», которые он видел как опасное препятствие на пути к запланированной битве с «недочеловеками». [63] В 1937 году он писал: [64]
Мы живем в эпоху окончательного конфликта с христианством. Частью миссии СС является дать немецкому народу в ближайшие полвека нехристианские идеологические основы, на которых он сможет вести и формировать свою жизнь. Эта задача состоит не только в преодолении идеологического противника, но должна сопровождаться на каждом шагу положительным импульсом: в данном случае это означает реконструкцию немецкого наследия в самом широком и всеобъемлющем смысле.
Гиммлер видел главную задачу своей организации Schutzstaffel (SS) в том, чтобы «действовать в качестве авангарда в преодолении христианства и восстановлении «германского» образа жизни», чтобы подготовиться к предстоящему конфликту между «людьми и недочеловеками»: [63] Лонгерих писал, что, хотя нацистское движение в целом выступило против евреев и коммунистов, «связав дехристианизацию с регерманизацией, Гиммлер предоставил СС собственную цель и задачу». [63] Он приступил к тому, чтобы сделать свой СС средоточием «культа германцев». [65]
Геббельс отметил настроение Гитлера в своем дневнике 25 октября 1936 года: «Суды против католической церкви временно прекращены. Возможно, хочет мира, хотя бы временно. Теперь битва с большевизмом. Хочет поговорить с Фаульхабером». [56] 4 ноября 1936 года Гитлер встретил Фаульхабера. Гитлер говорил первый час, затем Фаульхабер сообщил ему, что нацистское правительство вело войну с церковью в течение трех лет – только в Баварии 600 религиозных учителей потеряли работу – и это число должно было возрасти до 1700, и правительство установил законы, которые церковь не могла принять – например, стерилизацию преступников и инвалидов. Хотя католическая церковь уважала понятие власти, тем не менее, «когда ваши чиновники или ваши законы оскорбляют церковные догмы или законы морали и тем самым оскорбляют нашу совесть, тогда мы должны быть в состоянии сформулировать это как ответственные защитники моральных законов». ". [56] Гитлер сказал Фаульхаберу, что радикальных нацистов невозможно сдержать, пока не будет мира с церковью и что либо нацисты и церковь будут вместе бороться с большевизмом, либо будет война против церкви. [56] Кершоу приводит эту встречу как пример способности Гитлера «вводить в заблуждение даже закоренелых критиков», поскольку «Фаульхабер – человек с острой проницательностью, который часто смело критиковал нацистские нападения на католическую церковь – ушел убежденным, что Гитлер был глубоко религиозен». [66]
С жгучей заботой
[ редактировать ]
К началу 1937 года церковная иерархия в Германии, которая первоначально пыталась сотрудничать с новым правительством, сильно разочаровалась. В марте Папа Пий XI издал энциклику Mit brennender Sorge ( нем . «С жгучей заботой» ). Папа заявил о неприкосновенности прав человека и выразил глубокую обеспокоенность по поводу игнорирования нацистским режимом Конкордата 1933 года, антихристианского характера его идеологии и нападок на христианские ценности. [25] Он обвинил правительство в том, что оно сеет «плевелы подозрений, разногласий, ненависти, клеветы, тайной и открытой фундаментальной враждебности к Христу и Его Церкви», а Пий отметил на горизонте «угрожающие грозовые тучи» религиозных войн на истребление над Германией. [67]
Ватикан приказал тайно переправить текст в Германию, напечатать и распространить. [25] Написанная на немецком языке, а не на обычной латыни, она читалась с кафедр всех немецких католических церквей в одно из самых загруженных церковных воскресений, Вербное воскресенье . По словам Гилла, «Гитлер был вне себя от ярости. Двенадцать печатных машин были конфискованы, а сотни людей отправлены либо в тюрьмы, либо в лагеря». [25] И это несмотря на статью 4 Конкордата, гарантирующую свободу переписки между Ватиканом и немецким духовенством. [68]
Нацисты ответили усилением церковной борьбы, начиная примерно с апреля. [12] Геббельс отметил в своем дневнике усиление словесных нападок на духовенство со стороны Гитлера и написал, что Гитлер одобрил начало сфабрикованных «судов над безнравственностью» против духовенства и антицерковной пропагандистской кампании. Организованное нападение Геббельса включало в себя инсценированный «суд над моралью» над 37 францисканцами. [12]
В своем обращении в канун Рождества 1937 года Папа Пий XI сообщил Коллегии кардиналов, что, несмотря на то, что «некоторые люди» говорили: «В Германии, на самом деле, существуют религиозные преследования... действительно редко бывали столь серьезные преследования. , такой ужасный, такой болезненный, такой печальный по своим глубоким последствиям... Поэтому наш протест не мог быть более явным или более решительным перед всем миром». [26]
Прелюдия ко Второй мировой войне
[ редактировать ]В марте 1938 года нацистский государственный министр Адольф Вагнер говорил о необходимости продолжать борьбу с политическим католицизмом, а Альфред Розенберг заявил, что церкви Германии «в том виде, в каком они существуют в настоящее время, должны исчезнуть из жизни нашего народа». В течение нескольких месяцев епископ Йоханнес Баптиста Спролл Ротенбергский , кардинал Михаэль фон Фаульхабер из Мюнхена и кардинал Теодор Иннитцер из Вены подверглись физическому нападению со стороны нацистов. [69]
Первоначально предложив поддержку аншлюсу, австрийский Иннитцер стал критиком нацистов и подвергся жестокому запугиванию с их стороны. [70] [ не удалось пройти проверку ] Получив власть в Австрии, нацисты повторили свои нападения на кардинала Иннитцера в октябре, когда нацистская толпа разграбила его резиденцию после того, как он осудил нацистский антисемитизм и насилие. [71] L'Osservatore Romano сообщила 15 октября, что Гитлерюгенд и СА собрались в соборе Иннитцера во время службы католической молодежи и начали «ответные крики и свистки: «Долой Инницера! Наша вера - Германия»». Позже толпа собралась у резиденции кардинала и на следующий день забросала здание камнями, ворвалась и обыскала его, избив секретаря до потери сознания, штурмуя другой дом соборной курии и выбросив его священника из окна. [69] Американская национальная католическая конференция благосостояния написала, что Папа Пий «снова протестовал против насилия нацистов, напоминая Нерона и Иуду-Предателя, сравнивая Гитлера с Юлианом Отступником». [69]
10 февраля 1939 года умер Папа Пий XI. Эудженио Пачелли был избран его преемником три недели спустя и стал Пием XII . [50] Европа оказалась на пороге Второй мировой войны.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Summi Pontificatus («Об ограничении власти государства»), изданная 20 октября 1939 года, была первой папской энцикликой, изданной Папой Пием XII. [72] и установил некоторые темы своего папства. [ нужна ссылка ] Во время подготовки письма Вторая мировая война началась с нацистско-советского вторжения в католическую Польшу. Говоря дипломатическим языком, Пий поддерживает католическое сопротивление и заявляет о своем неодобрении войны, расизма, антисемитизма, нацистско-советского вторжения в Польшу и жестоких нападений на церкви. [73]
В марте 1941 года Радио Ватикана осудило позицию Католической церкви в Германии во время войны: «Религиозная ситуация в Германии жалкая. Все молодые люди, которые чувствуют, что их призвание – принять священный сан, должны отказаться от этого желания. Все, что осталось от некогда великой католической прессы в Германии, — это несколько приходских журналов. Угроза национальной религии все больше нависает над всеми религиозными организациями. жизнь Эта национальная религия основана исключительно на воле фюрера». [74]
26 июля 1941 года епископ Август Граф фон Гален написал правительству письмо с жалобой: «Тайная полиция продолжает грабить собственность весьма уважаемых немецких мужчин и женщин только потому, что они принадлежали к католическим орденам». [75] Часто Гален напрямую протестовал Гитлеру по поводу нарушений Конкордата. Когда в 1936 году нацисты убрали распятия в школе, протест Галена вылился в публичные демонстрации. Как и Конрад фон Прейзинг , он участвовал в составлении папской энциклики 1937 года. [23] Его три мощные проповеди в июле и августе 1941 года принесли ему прозвище «Мюнстерский лев». Проповеди печатались и распространялись незаконно. [76] [77] Он осуждал беззаконие гестапо, конфискацию церковного имущества и жестокую программу нацистской эвтаназии. [30] Он напал на гестапо за захват церковной собственности и использование ее в своих целях, включая использование под кинотеатры и бордели. [78]
26 июня 1941 года немецкие епископы подготовили пастырское письмо своей Фульдской конференции , которое должно было быть зачитано со всех кафедр 6 июля: «Епископы снова и снова предъявляли свои обоснованные требования и жалобы соответствующим властям... Посредством этого пастырского послания В заявлении епископы хотят, чтобы вы увидели реальное положение церкви». Епископы написали, что церковь столкнулась с «ограничениями и ограничениями, налагаемыми на преподавание своей религии и на церковную жизнь», а также с большими препятствиями в области католического образования, свободы служения и религиозных праздников, практики благотворительности религиозными орденами и роль проповеди морали. Католическую прессу заставили замолчать, детские сады закрыли, а религиозное обучение в школах почти искоренили: [79]
Уважаемые члены епархий! Мы, епископы... испытываем огромную скорбь по поводу существования сил, стремящихся разрушить благословенный союз между Христом и немецким народом... на карту поставлено существование христианства в Германии.
Письмо епископов
[ редактировать ]В следующем году, 22 марта 1942 года, немецкие епископы опубликовали пастырское послание на тему «Борьба против христианства и Церкви»: [80] В письме говорилось о защите прав человека и верховенства закона, а также обвинилось правительство Рейха в «несправедливом притеснении и ненавистной борьбе против христианства и церкви», несмотря на верность немецких католиков Отечеству и храбрую службу солдат-католиков. Он обвинил режим в стремлении избавить Германию от христианства: [81]
В нашем Отечестве уже много лет идет война против христианства и Церкви и никогда еще не велась с таким ожесточением. Немецкие епископы неоднократно просили правительство Рейха прекратить эту фатальную борьбу; но, к сожалению, наши призывы и наши усилия не увенчались успехом.
В письме обрисовывались серийные нарушения Конкордата 1933 года, повторялись жалобы на удушение католических школ, прессы и больниц, а также говорилось, что «католическая вера была ограничена до такой степени, что она почти полностью исчезла из общественной жизни» и даже богослужений внутри страны. Церкви в Германии «часто ограничиваются или притесняются», тогда как на завоеванных территориях (и даже в Старом Рейхе) церкви «закрывались силой и даже использовались в светских целях». Свобода слова священнослужителей подавлялась, а за священниками «постоянно следили», наказывали за выполнение «священнических обязанностей» и заключали в концентрационные лагеря без судебного разбирательства. Религиозные ордена были изгнаны из школ, а их имущество конфисковано, а семинарии были конфискованы, «чтобы лишить католическое духовенство преемников». [81]
Епископы осудили нацистскую программу эвтаназии и заявили о своей поддержке прав человека и личной свободы перед Богом и «справедливыми законами» всех людей: [81]
Мы требуем юридического обоснования всех приговоров и освобождения всех сограждан, лишенных свободы без доказательств... Мы, немецкие епископы, не перестанем протестовать против убийства невинных людей. Ничья жизнь не будет в безопасности, пока не будет соблюдена Заповедь «Не убий»… Мы, епископы, от имени католического народа… требуем возвращения всего незаконно конфискованного, а в некоторых случаях и конфискованного имущества… ибо то, что сегодня происходит с церковной собственностью, завтра может случиться с любой законной собственностью.
Протестантские церкви
[ редактировать ]
Кершоу писал, что покорение протестантских церквей оказалось более трудным, чем предполагал Гитлер. Имея 28 отдельных региональных церквей, его попытка создать единую церковь Рейха через Gleichschaltung в конечном итоге провалилась, и Гитлер потерял интерес к поддержке так называемых « немецких христиан », связанных с нацистами. [22] Историк Сюзанна Хешель писала, что Кирхенкампф «иногда ошибочно понимается как относящийся к сопротивлению протестантских церквей национал-социализму, но на самом деле этот термин относится к внутреннему спору между членами Бекенненде Кирхе Исповедующей церкви и членами [поддерживаемой нацистами [6] ] Deutsche Christen Немецкие христиане за контроль над протестантской церковью». [7]
В 1933 году «немецкие христиане» хотели, чтобы нацистские доктрины о расе и лидерстве были применены к церкви Рейха, но у них было только около 3000 из 17000 пасторов Германии. В июле церковные лидеры представили конституцию Имперской церкви, которую одобрил Рейхстаг. Церковная федерация предложила высококвалифицированного пастора Фридриха фон Бодельшвинга стать новым имперским епископом, но Гитлер одобрил своего друга Людвига Мюллера , нациста и бывшего военно-морского капеллана, на должность рейхс епископа. Нацисты терроризировали сторонников Бодельшвинга и распустили различные церковные организации, обеспечив избрание Мюллера имперским епископом. [83] Но еретические взгляды Мюллера против апостола Павла и семитского происхождения Христа и Библии быстро оттолкнули часть протестантской церкви. Пастор Мартин Нимёллер ответил созданием Чрезвычайной пасторской лиги , которая вновь подтвердила Библию. Движение переросло в Исповедующую церковь , из которой некоторые священнослужители выступили против нацистского режима. [22]
К 1934 году Исповедующая церковь объявила себя законной протестантской церковью Германии. Несмотря на свою близость к Гитлеру, Мюллеру не удалось объединить протестантизм вокруг нацистской партии. [24] В ответ на попытку режима создать государственную церковь в марте 1935 года Синод Исповедующей Церкви объявил: [84]
Мы видим, что нашему народу угрожает смертельная опасность; опасность заключается в новой религии. Церковь получила указание от своего Учителя следить за тем, чтобы наш народ почитал Христа так, как подобает Судье мира. Церковь знает, что ее призовут к ответу, если немецкий народ отвернется от Христа без предупреждения».
Ответом нацистов на это заявление синода стал арест 700 пасторов-исповедующих. Мюллер подал в отставку. Чтобы спровоцировать новые усилия по координации протестантских церквей, Гитлер назначил другого друга, Ганса Керра, на должность министра по делам церкви. Относительно умеренный, Керрл поначалу добился определенных успехов в этом отношении, но на фоне продолжающихся протестов Исповедующей церкви против нацистской политики он обвинил церковников в неспособности оценить нацистскую доктрину «расы, крови и почвы» и дал следующее объяснение Нацистская концепция « позитивного христианства », говорящая группе покорных священнослужителей: [24]
Партия ] стоит на основе позитивного христианства, а позитивное христианство - это национал-социализм... Национал-социализм - это исполнение воли Бога... Божья воля проявляется в немецкой крови... Доктор Зелльнер и [католический епископ Мюнстера граф Гален пытался разъяснить мне, что христианство состоит в вере во Христа как Сына Божьего. Это меня смешит... Нет, христианство не зависит от Апостольского Символа Веры ... Истинное Христианство представляет партия, и немецкий народ теперь призывается партией и особенно Фюрером к настоящему Христианству... Фюрер — вестник нового откровения».
В конце 1935 года нацисты арестовали 700 пасторов исповедующей церкви. Когда в мае 1936 года Исповедующая церковь направила Гитлеру меморандум, в котором учтиво возражала против «антихристианских» тенденций его режима, осуждала антисемитизм и просила положить конец вмешательству в церковные дела. [24] Пауль Бербен писал: «К Гитлеру был отправлен посланник церкви, чтобы выразить протест против преследований, концентрационных лагерей и деятельности гестапо, а также потребовать свободы слова, особенно в прессе». [84] Нацистский министр внутренних дел Вильгельм Фрик отреагировал резко. Сотни пасторов были арестованы, доктор Вайслер, подписавший меморандум, был убит в концентрационном лагере Заксенхаузен , средства церкви были конфискованы, а сбор пожертвований запрещен. [24] Церковное сопротивление усилилось, и к началу 1937 года Гитлер отказался от надежды на объединение протестантских церквей. [84]
1 июля 1937 года Исповедующая церковь была запрещена. [ нужна ссылка ] Нимёллер был арестован гестапо и отправлен в концентрационные лагеря. [27] В основном он оставался в Дахау до падения режима. Духовные университеты были закрыты, а другие пасторы и богословы арестованы. [84]
Дитрих Бонхеффер , еще один ведущий представитель Исповедующей церкви, с самого начала критиковал расизм гитлеровского режима и стал активным участником немецкого сопротивления, призывая христиан выступить против зверств нацистов. Арестованный в 1943 году, он был замешан в июльском заговоре 1944 года с целью убийства Гитлера и казнен. [85]
Другим критиком нацистского режима был Эберхард Арнольд. [86] [ нужна проверка ] теолог, основавший Брудергоф . Брудерхоф отказался присягнуть фюреру и отказался вступить в армию. В 1933 году на общину совершили обыск и установили наблюдение, а затем в 1937 году снова совершили обыск и закрыли. Участникам было дано 24 часа на то, чтобы покинуть страну. [87]
Нацистская политика вмешательства в протестантизм не достигла своих целей. Большинство немецких протестантов не встало ни на сторону Deutsche Christen , ни на сторону Исповедующей церкви. Обе группы также столкнулись со значительными внутренними разногласиями и разногласиями. Мэри Фулбрук написала в своей истории Германии: [88]
Нацисты в конечном итоге отказались от попыток кооптировать христианство и почти не пытались скрывать свое презрение к христианским верованиям, этике и морали. Неспособные понять, что некоторые немцы искренне хотели объединить приверженность христианству и нацизму, некоторые члены СС даже стали рассматривать немецких христиан как чуть ли не большую угрозу, чем Исповедующая церковь.
Долгосрочные планы
[ редактировать ]Некоторые историки утверждают, что цель Гитлера в Кирхенкампфе заключалась не только в идеологической борьбе, но и, в конечном итоге, в искоренении церкви. [2] [3] [4] Другие историки утверждают, что такого плана не существовало. [5]
Алан Баллок писал, что «как только война закончится, [Гитлер] пообещал себе, что искоренит и уничтожит влияние христианских церквей, но до тех пор он будет осмотрительным». [89] Согласно Британской энциклопедии , Гитлер считал христианство и нацизм «несовместимыми» и намеревался заменить христианство «расистской формой воинственного язычества». [11]
См. также
[ редактировать ]- Прочь из Рима!
- Католическая церковь и нацистская Германия
- Католическое сопротивление нацистской Германии
- Рождество в нацистской Германии
- верующий в Бога
- С жгучей заботой
- Девятый день
- Преследование Свидетелей Иеговы в нацистской Германии
- Прусский союз церквей § Под властью нацистов
- Религия в нацистской Германии
- Религиозные аспекты нацизма
- Белая Роза
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Население по религиозной принадлежности (1910–1939)» (PDF) . Том 6. Веймарская республика 1918/19–1933 . История Германии в документах и фотографиях (на немецком языке). Вашингтон, округ Колумбия: Немецкий исторический институт.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бендерский 2007 , с. 147; Бизингер 1999 , с. 124; Дилл 1970 , с. 365; Фишель 2010 , с. 123; Гриффин 2006 , с. 10; Моссе 2003 , с. 240; Ширер 1990 , с. 240; Уитон 1968 , стр. 290, 363.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарки, Джо (13 января 2002 г.). «Слово за слово/Дело против нацистов; как гитлеровские силы планировали уничтожить немецкое христианство» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Генеральный план нацистов: преследование христианских церквей. Архивировано 26 сентября 2013 г., в Wayback Machine , Rutgers Journal of Law and Religion , зима 2001 г., публикуются доказательства, собранные УСС для Нюрнбергского процесса по делам о военных преступлениях 1945 и 1946 гг.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даттон 2007 , с. 41; Хешель 2008 , с. 23; Снайдер 1981 , с. 249; Стейгманн-Галль 2003 , с. 260.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Штакельберг 2007 , с. 261.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хешель 1994 .
- ^ Кершоу 2000b , стр. 173–174.
- ^ Гилл 1994 , стр. 14–15.
- ^ Штайгманн-Галль 2003 , с. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Суси 2018 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Кершоу 2008 , стр. 381–382.
- ^ Рис 2012 , с. 137.
- ^ Буллок 1991 , с. 218.
- ^ Буллок 1991 , с. 216; Рис 2012 , с. 135.
- ^ Буллок 1991 , стр. 216, 218.
- ^ Буллок 1991 , стр. 218, 236.
- ^ Кершоу 2008 , с. 261.
- ^ Кершоу 2008 , с. 372.
- ^ Люкер, Поэллот и Джексон 2000 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ширер 1960 , стр. 234–235.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кершоу 2008 , стр. 295–297.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилл 1994 , с. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ширер 1960 , стр. 238–239.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гилл 1994 , с. 58.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нацистская война против католической церкви 1942 г. , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мартин Нимёллер» 2018 .
- ^ Ланг 1979 , стр. 152–154.
- ^ Кершоу 2000c , с. 425.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Блаженный Клеменс Август, граф фон Гален» 2018 г.
- ^ Буллок 1991 , стр. 146–149; Кершоу 2008 , стр. 281–283.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блейни, 2011 , стр. 495–496.
- ^ Блейни 2011 , стр. 495–496; Кершоу 2008 , с. 295.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Альфред Розенберг» 2018 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ширер 1960 , стр. 240.
- ^ Кершоу 2008 , с. 328.
- ^ Кершоу 2008 , с. 382.
- ^ Буллок 1991 .
- ^ Макдонаф, Фрэнк (2015). Гестапо: миф и реальность тайной полиции Гитлера (впервые опубликовано в Великобритании под ред.). Лондон: Коронет. п. 84. ИСБН 978-1-4447-7805-2 .
- ^ «Немецкие церкви и нацистское государство» . Энциклопедия Холокоста . Вашингтон: Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кершоу 2000a , стр. 575–576.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вистрич 2002 , с. 11.
- ^ «Мартин Борман | Немецкий нацистский лидер» . Британская энциклопедия . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Фест 1996 , с. 32.
- ^ Конвей, Джон С. (1976). «Немецкая национальная церковь Рейха и американская военная пропаганда». Католический исторический обзор . 62 (3): 464–472. ISSN 0008-8080 . JSTOR 25019927 .
- ^ Рузвельт, Франклин Д. (27 октября 1941 г.). «Обращение ко Дню ВМФ и тотальной обороны, 27 октября 1941 г.» (PDF) . www.fdrlibrary.marist.edu .
- ^ Кершоу 2008 , с. 332.
- ^ Кершоу 2008 , с. 290.
- ^ Кершоу 2008 , с. 295.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Война нацистов против католической церкви 1942 года .
- ^ О'Ши 2008 , стр. 234–235.
- ^ Гилл 1994 , с. 57.
- ^ Кершоу 2008 , с. 315.
- ^ Нацистская война против католической церкви 1942 г .; Ширер 1960 , с. 240.
- ^ Гилл 1994 , «Хронология».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бонни 2009 , с. 122.
- ^ Бонни 2009 , с. 128.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нацистская война против католической церкви 1942 г. , с. 13.
- ^ Нацистская война против католической церкви 1942 , с. 14.
- ^ Нацистская война против католической церкви 1942 г. , стр. 15, 17.
- ^ Фест 1996 , с. 373.
- ^ «Рейхард Гейдрих: Подробно» . Энциклопедия Холокоста . Вашингтон: Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лонгерих 2012 , с. 265.
- ^ Лонгерих 2012 , с. 270.
- ^ Лонгерих 2012 , с. 269.
- ^ Кершоу 2008 , с. 373.
- ^ Пий XI 1937 ; Ширер 1960 , стр. 234–235.
- ^ Нацистская война против католической церкви 1942 , с. 27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нацистская война против католической церкви 1942 г. , стр. 29–30.
- ^ «Теодор Иннитцер | Австрийский кардинал» .
- ^ Ширер 1960 , стр. 349–350.
- ^ «Пий XII» . Размышления Британской энциклопедии о Холокосте . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ Пий XII 1939 , сек. 106.
- ^ Нацистская война против католической церкви 1942 , стр. 54–55.
- ^ Нацистская война против католической церкви 1942 , с. 55.
- ^ Эванс, Ричард Дж. (2009). Третий Рейх в состоянии войны . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. п. 98. ИСБН 978-0-14-101548-4 .
- ^ Макдонаф, Фрэнк (2015). Гестапо: миф и реальность тайной полиции Гитлера (впервые опубликовано в Великобритании под ред.). Лондон: Коронет. п. 82. ИСБН 978-1-4447-7805-2 .
- ^ Гилл 1994 , с. 60.
- ^ Нацистская война против католической церкви 1942 , стр. 63–67.
- ^ Фест 1996 , с. 377.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нацистская война против католической церкви 1942 г. , стр. 74–80.
- ^ Британская энциклопедия Интернет - немецкие христиане ; сеть 25 апреля 2013 г.
- ^ Ширер 1960 , стр. 234–238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бербен 1975 , с. 140.
- ^ Шерман 2018 .
- ^ «Эберхард Арнольд: основатель Брудерхофа» . www.eberhardarnold.com . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Ганс Мейер рассказывает, как гестапо совершило рейд на Рен Брудерхоф в 1933 году» . Брудерхоф. 2012. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Фулбрук 1991 , с. 81.
- ^ Буллок 1991 , с. 219.
Библиография
[ редактировать ]- «Альфред Розенберг» . Британская энциклопедия . 2018 . Проверено 3 января 2019 г.
- Айльон, Хосе Рамон (2016). Софи Шолль против Гитлера [ Софи Шолль против Гитлера ] (на испанском языке). Мадрид: Word Editions. ISBN 978-84-9061-449-5 .
- Бендерский, Джозеф В. (2007). Краткая история нацистской Германии (3-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0-7425-5363-7 .
- Бербен, Пол (1975). Дахау: Официальная история, 1933–1945 . Лондон: Норфолк Пресс. ISBN 978-0-85211-009-6 .
- Бизингер, Джозеф А. (1999). «Рейхский конкордат 1933 года: борьба церкви против нацистской Германии» . В Коппе, Фрэнк Дж. (ред.). Спорные конкордаты: отношения Ватикана с Наполеоном, Муссолини и Гитлером . Вашингтон: Издательство Католического университета Америки. стр. 120–181 . ISBN 978-0-8132-0920-3 .
- Блейни, Джеффри (2011). Краткая история христианства . Боярышник, Виктория: Викинг.
- «Блаженный Клеменс Август, граф фон Гален» . Британская энциклопедия . 2018 . Проверено 3 января 2019 г.
- Бонни, Ричард (2009). Противостояние нацистской войне с христианством: Информационные бюллетени Kulturkampf, 1936–1939 гг . Берн: Международные академические издательства. ISBN 978-3-03911-904-2 .
- Буллок, Алан (1991). Гитлер: исследование тирании . Нью-Йорк: HarperPerennial. ISBN 978-0-06-092020-3 .
- Дилл, Маршалл младший (1970). Германия: Современная история (ред.). Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-07101-2 .
- Даттон, Дональд Г. (2007). Психология геноцида, массовых убийств и крайнего насилия . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood.
- Фест, Иоахим (1996). Планируя смерть Гитлера: немецкое сопротивление Гитлеру, 1933–1945 гг . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Фишель, Джек Р. (2010). Исторический словарь Холокоста . Исторические словари войны, революции и гражданских беспорядков. Том. 42 (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7485-5 .
- Фулбрук, Мэри (1991). Фонтана История Германии, 1918–1990: Разделенная нация . Лондон: Фонтана Пресс.
- Гилл, Антон (1994). Почетное поражение: история немецкого сопротивления Гитлеру . Лондон: Хайнеманн.
- Гриффин, Роджер (2006). "Введение". В Бламире, Киприан; Джексон, Пол (ред.). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 1–26. ISBN 978-1-57607-940-9 .
- Хешель, Сюзанна (1994). «Нацификация христианской теологии: Вальтер Грундманн и Институт изучения и искоренения еврейского влияния на немецкую церковную жизнь». История Церкви . 63 (4): 587–605. дои : 10.2307/3167632 . ISSN 1755-2613 . JSTOR 3167632 . S2CID 162663380 .
- ——— (2008). Арийский Иисус . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Кершоу, Ян (2000a). Гитлер, 1889–1936: Высокомерие . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-32035-0 .
- ——— (2000б). Нацистская диктатура: проблемы и перспективы интерпретации (4-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ——— (2000с). Гитлер 1936–1945: Немезида (1-е изд.). Лондон: Аллен Лейн / The Penguin Press. ISBN 0-713-99229-8 .
- ——— (2008). Гитлер: Биография . Лондон: WW Norton & Company.
- Ланг, Йохен фон (1979). Секретарь. Мартин Борман: Человек, который манипулировал Гитлером . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-394-50321-9 .
- Люкер, Эрвин Л.; Поэллот, Лютер; Джексон, Пол, ред. (2000). «Кирченкампф» . Христианская циклопедия . Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia. Архивировано из оригинала 17 октября 2009 года . Проверено 9 марта 2008 г.
- Лонгерих, Питер (2012). Генрих Гиммлер . Перевод Ноукса, Джереми; Шарп, Лесли. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-959232-6 .
- «Мартин Нимёллер» . Британская энциклопедия . 2018 . Проверено 3 января 2019 г.
- Мосс, Джордж Л. (2003). Нацистская культура: интеллектуальная, культурная и социальная жизнь в Третьем рейхе . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0-299-19304-1 .
- Нацистская война против католической церкви . Вашингтон: Национальная конференция католического благосостояния. 1942 год.
- О'Ши, Пол (2008). «Слишком тяжелый крест»: Эудженио Пачелли; Политика и евреи Европы, 1917–1943 гг . Друал, Новый Южный Уэльс: Rosenberg Publishing. ISBN 978-1-877058-71-4 .
- Пий XI (1937). С Бреннендером Зорге . Ватикан: Библиотека Эдитрис Ватикана . Проверено 4 января 2019 г.
- Пий XII (1939). Верховный Понтификат Ватикан: Издательство Ватикана . Проверено 4 января 2019 г.
- Рис, Лоуренс (2012). Темная харизма Адольфа Гитлера . Лондон: Эбери Пресс.
- Шерман, Франклин (2018). «Дитрих Бонхеффер» . Британская энциклопедия . Проверено 3 января 2019 г.
- Ширер, Уильям Л. (1960). Взлет и падение Третьего рейха: история нацистской Германии . Лондон: Секер и Варбург.
- ——— (1990). Взлет и падение Третьего рейха: история нацистской Германии . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-72868-7 .
- Снайдер, Луи Л. (1981). Гитлеровский Третий Рейх: Документальная история . Нью-Йорк: Нельсон-Холл.
- Суси, Роберт (2018). «Фашизм» . Британская энциклопедия . Проверено 3 января 2019 г.
- Штакельберг, Родерик (2007). Спутник Рутледжа в нацистской Германии . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-203-92696-3 .
- Стейгманн-Галл, Ричард (2003). Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 гг . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511818103 . ISBN 978-0-521-82371-5 .
- Уитон, Элиот Баркуло (1968). Нацистская революция 1933–1935 годов: прелюдия к катастрофе; С предысторией Веймарской эпохи . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей.
- Вистрич, Роберт С. (2002). Кто есть кто в нацистской Германии (ред.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-26038-1 .