Jump to content

Джордж Мосс

Джордж Лахманн Мосс
Рожденный
Герхард Лахманн Моссе

( 1918-09-20 ) 20 сентября 1918 г.
Умер 22 января 1999 г. ( 1999-01-22 ) (80 лет)
Член правления Соредактор журнала современной истории
Награды Медаль Гете (1988).
Медаль Лео Бека (1998)
Академическое образование
Образование Школа Салемского замка , Кембриджский университет
Альма-матер
Докторантура Чарльз Ховард Макилвейн
Влияния
Академическая работа
Дисциплина История
Субдисциплина Европейская интеллектуальная история
Учреждения
Докторанты
Основные интересы Германия, фашизм , интеллектуальная история, гендерные исследования
Известные работы Кризис немецкой идеологии: интеллектуальные истоки Третьего рейха (1964), Национализм и сексуальность: респектабельная и ненормальная сексуальность в современной Европе (1985)
Примечания
Он был братом Хильды Моссе и троюродным братом Вернера Э. Моссе [ де ] .

Герхард «Джордж» Лахманн Моссе (20 сентября 1918 – 22 января 1999) был немецко-американским историком общества и культуры, эмигрировавшим из нацистской Германии в Великобританию, а затем в Соединенные Штаты. Он был профессором истории в Университете Айовы , Университете Висконсин-Мэдисон , а также в Израиле , в Еврейском университете в Иерусалиме . [1] Наиболее известный своими исследованиями нацизма , он является автором более 25 книг по таким разнообразным темам, как конституционная история , протестантская теология и история мужественности . В 1966 году он и Уолтер Лакер основали «Журнал современной истории» , который они редактировали совместно.

Биография

[ редактировать ]

Семья и ранние годы

[ редактировать ]

Моссе родился в Берлине в известной, зажиточной немецкой еврейской семье. Его мать Фелиция (1888–1972) была единственной дочерью издателя и филантропа Рудольфа Моссе , сына врача, заключенного в тюрьму за революционную деятельность в 1848 году. [2] и основатель издательской империи, в которую входили ведущие либеральные газеты Berliner Morgen-Zeitung и Berliner Tageblatt . [3] Это были наиболее уважаемые и престижные газеты, выпускавшиеся большой тройкой берлинских издательств времен Веймарской республики: Ульштейном , Шерлом (перешедшим к Гугенбергу ) и Моссе.

Дядя по материнской линии, Альберт Моссе , ученый-конституционист, помог разработать Конституцию Японии Мэйдзи . Моссе полагал, что существует фотография 1936 года, на которой Герман Геринг и японский наследный принц (возможно, спутанный Моссе с визитом принца Читибу в 1937 году ) стоят перед могилой своего дяди на еврейском кладбище на Шенхаузер-аллее . [4]

Отец Моссе, Ганс Лахманн (1885–1944) (после женитьбы он взял на вооружение двуствольный пистолет Лахманн-Моссе ) был внуком богатого и религиозного еврейского торговца зерном . Он дослужился до управления медиа-империей своего тестя. В 1923 году он поручил архитектору Эриху Мендельсону перепроектировать культовый дом Моссехаус , где публиковался « Тагеблатт» (здание было восстановлено в 1990-х годах).

В своей автобиографии Мосс описал себя как озорного ребенка, склонного к шалостям. Он получил образование в знаменитой гимназии Моммзена в Берлине, а с 1928 года — в Schule Schloss Salem , знаменитой спартанской школе-интернате, которая подвергала отпрысков богатых и влиятельных семей жизни, лишенной привилегий. Директор школы Салема Курт Хан был сторонником экспериментального обучения и требовал от всех учеников заниматься физически сложными видами деятельности на свежем воздухе. Хотя Моссе не нравился националистический дух школы, он признал, что ее упор на формирование характера и лидерство придал ему «некоторый костяк». [5] Командным занятиям он предпочитал индивидуальные виды спорта, например, катание на лыжах.

Эмиграция

[ редактировать ]

Моссе описал своих родителей, которые практиковали реформистский иудаизм и были антисионистами, как полностью интегрированных немцев (« gänzlich eingedeutscht »). Он предположил, что они не воспринимали всерьез угрозу, исходящую от Адольфа Гитлера и нацистов , пока приспешники нового режима не заставили его отца под дулом пистолета передать контроль над издательством. [6] Моссе, возможно, говорил метафорически: его отец в апреле 1933 года уехал в Париж в поисках убежища не только от нацистов, но и от бизнес-кредиторов. Осенью прошлого года из-за мирового финансового кризиса они лишили издателя права выкупа.

Неплатежеспособности избежать было невозможно, и режим воспользовался возможностью добиться передачи права собственности. В Париже Лахманн-Моссе получил приглашение от Германа Геринга вернуться в газету Berliner Tageblatt в качестве ее бизнес-менеджера с защитным статусом почетного арийца ( Ehrenarier ); [7] Моссе подозревал, что мотивом было перехватить контроль над сетью иностранных агентств печати и офисов, которые остались во владении семьи. [8] Его отец отклонил предложение и больше не вернулся в Германию.

С женой и детьми в Швейцарии Мосс-Лахманн из Парижа добился развода и женился на Кароле Штраух (матери гарвардского физика Карла Штрауха). В 1941 году пара переехала в Калифорнию, где в 1944 году умер его отец, известный меценат. [9]

Из Швейцарии Моссе переехал в Англию, где поступил в квакерскую школу Бутэма в Йорке . Именно здесь, согласно его автобиографии, он впервые осознал свою гомосексуальность. Будучи студентом с трудом, он провалил несколько экзаменов, но при финансовой поддержке родителей в 1937 году его приняли на изучение истории в Даунинг-колледж в Кембридже . [10] Здесь он впервые проявил интерес к исторической науке, посещая лекции Г. М. Тревельяна и Хелен Мод Кэм .

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В 1939 году семья Моссе переехала в Соединенные Штаты, и он продолжил обучение в Квакер -Хаверфордском колледже , получив степень бакалавра в 1941 году. Он поступил в аспирантуру Гарвардского университета , где получил стипендию, предназначенную для студентов, родившихся в Берлин-Шарлоттенбург . Его докторская диссертация 1946 года по конституционной истории Англии XVI и XVII веков, написанная под руководством Чарльза Ховарда Макилвейна , впоследствии была опубликована под названием «Борьба за суверенитет в Англии» (1950).

Вместе с другими представителями того, что он политически называет « поколением гражданской войны в Испании », Моссе был членом Социалистического клуба в Гарварде. Он признает, что они были наивны в отношении природы Советского Союза, которого считали прежде всего противником фашизма и незаменимым союзником против Гитлера. [11]

Первое академическое назначение Моссе в качестве историка было в Университете Айовы , где он сосредоточился на религии в Европе раннего Нового времени и опубликовал краткое исследование Реформации , которое стало широко используемым учебником. Здесь он организовал оппозицию маккартизму и, в 1948 году, поддержку Прогрессивной партии от президентской кампании Генри А. Уоллеса . Несмотря на то, что он находился в центре консервативного фермерского штата, он не испытал никаких личных последствий. Против Джозефа Маккарти он нашел союзников среди консервативных республиканцев, которые считали сенатора, травлящего красных, «подрывным радикалом». [12]

В 1955 году Мосс переехал в Университет Висконсин-Мэдисон и начал читать лекции по современной истории. Его книга «Культура Западной Европы: девятнадцатый и двадцатый века. Введение» (1961), в которой резюмируются эти лекции, также получила широкое распространение в качестве учебника.

Мосс более тридцати лет преподавал в Университете Висконсина, где он был назван профессором европейской истории Джона К. Баскома и профессором иудаики Вайнштейна-Баскома, одновременно занимая должность профессора истории Кебнера в Еврейском университете в Иерусалиме . Начиная с 1969 года, Мосс каждый год преподавал один семестр в Еврейском университете. Он также занимал должности приглашенного профессора в Тель-Авивском университете и Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана . После ухода из Университета Висконсина в 1989 году он преподавал в Кембриджском и Корнелльском университетах . Его назвали первым историком-исследователем, проживающим в Мемориальном музее Холокоста США .

Стипендия

[ редактировать ]

Первой опубликованной работой Мосса была статья 1947 года в журнале Economic History Review, в которой описывалась Лига против хлебных законов . Он утверждал, что это была первая попытка землевладельцев организовать массовое движение, чтобы противостоять своим противникам. В «Святом притворстве» правда и ложь разделены тонкой линией (1957) он предположил, что в пуританской казуистике . Мосс заявил, что он подходит к истории не как к повествованию, а как к серии вопросов и возможных ответов. Повествование обеспечивает основу, в рамках которой может быть решена интересующая проблема. Постоянная тема его творчества — судьба либерализма . Критики отмечали, что он превратил лорда-главного судью сэра Эдварда Кока , главного героя своей книги «Борьба за суверенитет в Англии» (1950), в либерала задолго до того, как либерализм появился на свет. Рецензенты отмечали, что подтекстом его «Культуры Западной Европы» (1961) была победа тоталитаризма над либерализмом.

Его самая известная книга « Кризис немецкой идеологии: интеллектуальные истоки Третьего рейха» (1964) анализирует истоки националистической системы убеждений. Мосс, однако, утверждал, что только в своей книге «Национализация масс» (1975), посвященной сакрализации политики, он начал накладывать свой собственный отпечаток на анализ истории культуры. Он начал писать ее в иерусалимской квартире историка Якоба Тальмона , окруженной произведениями Руссо . Мосс стремился привлечь внимание к роли мифа, символа и политической литургии во Французской революции . Руссо, отметил он, перешел от веры в то, что «народ» может управлять собой на городских собраниях, к призывам правительства Польши изобрести публичные церемонии и фестивали, чтобы пробудить в людях чувство преданности нации. Моссе утверждал, что существует преемственность между его работой над Реформацией и его работой над новейшей историей. Он утверждал, что это не большой шаг от христианских систем верований к современным гражданским религиям, таким как национализм.

В «Кризисе немецкой идеологии » он проследил, как « Немецкая революция » стала антиеврейской, а в « На пути к окончательному решению » (1979) он написал общую историю расизма в Европе . Он утверждал, что, хотя изначально расизм был направлен в отношении чернокожих, впоследствии он был применен и к евреям. В книге «Национализм и сексуальность: респектабельная и ненормальная сексуальность в современной Европе» (1985) он утверждал, что существует связь между мужским эросом , немецким молодежным движением и народной мыслью. Из-за доминирования мужского образа в таком большом национализме он решил написать историю этого стереотипа в книге «Образ мужчины: создание современной мужественности» (1996).

Мосс считал национализм, который часто включает в себя расизм, главной угрозой современности. Как еврей, он рассматривал отказ от эпохи Просвещения в Европе как личную угрозу, поскольку именно дух Просвещения освободил евреев. Он отметил, что европейский национализм изначально пытался объединить патриотизм, права человека, космополитизм и толерантность. Лишь позже Франция, а затем и Германия пришли к выводу, что у них есть монополия на добродетель. В развитии этой точки зрения Мосс находился под влиянием Питера Фирека , который утверждал, что поворот к агрессивному национализму впервые возник в эпоху Иоганна Готлиба Фихте и Эрнста Морица Арндта . Моссе проследил истоки нацизма в идеологии völkisch до органического мировоззрения XIX века, которое сочетало псевдонаучную философию природы с мистическими представлениями о «немецкой душе». Нацисты сделали народное мышление доступным широкой публике посредством мощной риторики, мощных символов и массовых ритуалов. Мосс продемонстрировал, что антисемитизм основывался на стереотипах, изображавших еврея врагом немецкого народа , воплощением городской, материалистической, научной культуры, которая якобы была ответственна за разложение немецкого духа.

В книге «К окончательному решению» он утверждал, что расовые стереотипы коренятся в европейской тенденции классифицировать людей в зависимости от их близости или отдаленности от греческих идеалов красоты. Национализм и сексуальность: мораль и сексуальные нормы среднего класса в современной Европе распространили эти идеи на другие исключенные или преследуемые группы: евреев, гомосексуалистов, цыган и психически больных. Многие мыслители XIX века полагались на бинарные стереотипы, которые делили людей на «здоровых» или «дегенеративных», «нормальных» или «ненормальных», «своих» или «чужих». В книге «Образ мужчины: создание современной мужественности » Мосс утверждал, что мужская респектабельность среднего класса вызывает «противотипные» образы мужчин, чья слабость, нервозность и изнеженность угрожают подорвать идеал мужественности.

Воспитание Мосса научило его осознавать как преимущества, так и опасности гуманистического образования. В его книге «Немецкие евреи за пределами иудаизма» (1985) описывается, как немецко-еврейская преданность Bildung , или совершенствованию, помогла евреям преодолеть свою групповую идентичность. Но в нем также утверждается, что во времена Веймарской республики . Bildung способствовал слепоте к нелиберальным политическим реалиям, которые позже поглотили еврейские семьи Либерализм Моссе также повлиял на его поддерживающую, но критическую позицию по отношению к сионизму и государству Израиль . В эссе, написанном по случаю 100-летия сионизма, он писал, что ранние сионисты представляли себе либеральное содружество, основанное на индивидуализме и солидарности, но «более агрессивный, исключающий и нормативный национализм в конечном итоге вышел на первый план».

Историк Джеймс Франклин утверждает, что:

Будучи учителем и ученым, Джордж Мосс задавал сложные вопросы о том, что значит быть интеллектуалом, вовлеченным в мировую жизнь. Центральная проблема, которую Мосс исследовал на протяжении всей своей карьеры, заключается в следующем: как интеллектуалы соотносят свои идеи с реальностью или с альтернативными взглядами на эту реальность? неумеренный... Для Мосса роль историка - это политическая деятельность; он или она должны очертить связи (и разъединения) между мифом и реальностью. [13]

Отличие как учитель

[ редактировать ]
Здание гуманитарных наук Джорджа Л. Моссе (справа), Университет Висконсин-Мэдисон

В Университете Висконсина Мосс был признан харизматичным и вдохновляющим преподавателем. В книге Тома Бейтса «Рады: правдивая история конца шестидесятых» (1992) описывается, как студенты стекались на курсы Мосса, чтобы «насладиться перекрестным огнем» с его другом и соперником, -марксистом историком Харви Голдбергом . Мосс очаровал своих учеников, смешав критический скептицизм с юмором, иронией и сочувствием; но они также восхищались тем, как он применял свои исторические знания к современным проблемам, пытаясь быть справедливым к противоположным взглядам, оставаясь при этом верным своим собственным принципам. Он был директором 38 докторов философии. диссертации.

Наследие

[ редактировать ]

Мосс оставил существенное завещание Университету Висконсина-Мэдисона на создание Программы Джорджа Л. Моссе по истории, совместной программы с Еврейским университетом Иерусалима . Он также оставил скромные пожертвования на поддержку исследований ЛГБТ как в Университете Висконсин-Мэдисон, так и в Университете Амстердама , где он преподавал в качестве приглашенного профессора. Эти пожертвования финансировались за счет реституции собственности семьи Моссе, которая была экспроприирована нацистским режимом и восстановлена ​​в 1989–1990 годах после распада Восточной Германии . Фонд Джорджа Моссе был создан в Амстердамском университете для дальнейшего развития исследований геев и лесбиянок . [14] Американская историческая ассоциация ежегодно присуждает премию Джорджа Л. Моссе . [15]

Награды и почести

[ редактировать ]

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Борьба за суверенитет в Англии от правления королевы Елизаветы до петиции о праве , 1950 год.
  • Реформация , 1953 год.
  • Святое прикрытие: исследование христианства и государственного разума от Уильяма Перкинса до Джона Уинтропа , 1957.
  • Культура Западной Европы: девятнадцатый и двадцатый века. Введение , 1961.
  • Кризис немецкой идеологии: интеллектуальные истоки Третьего рейха , 1964.
  • Корпоративное государство и консервативная революция в Веймарской Германии , 1965 год.
  • Нацистская культура: интеллектуальная, культурная и социальная жизнь в Третьем рейхе , под редакцией Г.Л. Моссе, 1966.
  • 1914: Наступление Первой мировой войны , под редакцией Г. Л. Мосса и Уолтера Лакера, 1966.
  • Литература и политика в двадцатом веке , под редакцией Г. Л. Мосса и Уолтера Лакера, 1967.
  • Немцы и евреи: правые, левые и поиск «третьей силы» в донацистской Германии , 1970.
  • Историки в политике под редакцией Г. Л. Моссе и Уолтера Лакера, 1974.
  • Евреи и неевреи в Восточной Европе, 1918-1945 , под редакцией Г.Л. Моссе и Белы Ваго , 1974.
  • Национализация масс: политический символизм и массовые движения в Германии от наполеоновских войн до Третьего рейха , 1975.
  • Нацизм: исторический и сравнительный анализ национал-социализма , 1978.
  • К окончательному решению: история европейского расизма , 1978.
  • Международный фашизм: новые мысли и новые подходы , под редакцией Г.Л. Моссе, 1979.
  • Массы и человек: националистическое и фашистское восприятие реальности , 1980.
  • Немецкие евреи за пределами иудаизма , 1985.
  • Национализм и сексуальность: респектабельность и ненормальная сексуальность в современной Европе , 1985.
  • Павшие солдаты: изменение памяти о мировых войнах , 1990 г. (переведено на немецкий язык в 1993 г. и на французский язык в 1999 г.).
  • «Я остаюсь эмигрантом». [В разговоре с Ирен Рунге и Уве Стельбринком.] Берлин: Дитц, 1991 (на немецком языке).
  • Противостояние нации: еврейский и западный национализм , 1993.
  • Образ мужчины: создание современной мужественности , 1996.
  • Фашистская революция: к общей теории фашизма , 1999.
  • Противостояние истории – Мемуары , 2000.
  1. ^ Эрик Пейс, некролог . «Нью-Йорк Таймс» , 31 января 1999 г.
  2. ^ Мосс, Джордж (1991). «Я остаюсь эмигрантом» (PDF) (из разговора с Ирен Рунге и Уве Стельбринк). Берлин: Дитц. п. 7. ISBN  3320017543 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2021 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
  3. ^ Адольф Кохут, Знаменитые израильские мужчины и женщины в культурной истории человечества (Лейпциг: А.Х. Пейн, 1901), том. 2, стр. 389–394.
  4. ^ Г. Л. Моссе, «Я остаюсь эмигрантом» , с. 8.
  5. ^ Г.Л. Мосс, Противостояние истории – мемуары (Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2000), стр. 69.
  6. ^ Моссе, «Я остаюсь эмигрантом» , стр. 21, 28.
  7. ^ Йост Херманд , Культура в темные времена. Нацистский фашизм, внутренняя эмиграция, изгнание (Кёльн: Бёлау, 2010), с. 152. Также на английском языке как «Культура в темные времена: нацистский фашизм, внутренняя эмиграция и изгнание» (Нью-Йорк: Berghahn, 2013).
  8. ^ Моссе, «Я остаюсь эмигрантом» , с. 29
  9. ^ Элизабет Краус: Семья Мосс. Немецко-еврейский средний класс в XIX и XX веках (Мюнхен: CHBeck, 1999), с. 519.
  10. ^ Моссе, Противостояние истории , с. 93.
  11. ^ Моссе, «Я остаюсь эмигрантом» , стр. 42–43.
  12. ^ Там же.
  13. ^ Джеймс Э. Франклин, «Мосс, Джордж Л.», Энциклопедия историков и писателей-историков , изд. Келли Бойд (Чикаго: Фицрой Дирборн, 1999), том. 2, с. 841.
  14. ^ Карел Плессини. Опасности нормальности: Джордж Л. Мосс и переделка истории культуры . Мэдисон: Университет Висконсина, 2014, с. 260.
  15. ^ «Премия Джорджа Л. Мосса» . Американская историческая ассоциация . Проверено 3 февраля 2019 г.
  16. ^ «Джордж Лахманн Моссе» . Американская академия искусств и наук . Проверено 10 декабря 2021 г.
  17. ^ «Медаль Гете - Награжденные 1955–2018 гг.» [Медаль Гете - Награжденные 1955–2018 гг.] (PDF) . Институт Гете (на немецком языке). 2018. Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2018 года . Проверено 3 февраля 2019 г.
  18. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 10 декабря 2021 г.
  19. ^ «Кавалеры медали Лео Бека» . Институт Лео Бека, Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 4 февраля 2019 года . Проверено 3 февраля 2019 г.
  20. ^ Бенадузи, Лоренцо; Каравале, Джорджио, ред. (2014). Италия Джорджа Л. Моссе: интерпретация, прием и интеллектуальное наследие . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . п. 9. ISBN  978-1-349-49648-8 .
  21. ^ «Почетные доктора» . Еврейский университет Иерусалима . Проверено 3 февраля 2019 г.
  22. ^ Плессини, Карел (2009). «Работа Мосса между признанием и пренебрежением» (PDF) . От макиавеллизма до Холокоста: этико-политическая историография Джорджа Л. Моссе (докторская диссертация). Университет Берна . п. 276 . Проверено 3 февраля 2019 г.
  23. ^ «Почетная докторская степень профессору доктору Джорджу Моссе - «скромный жест возмещения ущерба» » [Почетная докторская степень профессору доктору Джорджу Моссе Джордж Моссе – «Скромный жест возмещения ущерба»] (на немецком языке). Зигенский университет . Проверено 3 февраля 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Арамини, Донателло. Джордж Л. Мосс, Италия и историки . Милан: Франко Анджели, 2010.
  • Ашхайм, Стивен Э. «Между рациональностью и иррационализмом: Джордж Л. Мосс, Холокост и история европейской культуры». Ежегодник Центра Симона Визенталя , том. 5 (1988), стр. 187–202.
  • Ашхайм, С. Джордж Мосс, Национализм, еврейство, сионизм и Израиль. Журнал современной истории , том. 56 (2020), стр. 854–863.
  • Брейнс, Пол. «Немцы, журналы и евреи / Мэдисон, Мужчины, марксизм и Моссе». Новая немецкая критика , вып. 20 (1980), стр. 81–103.
  • Брейнс, Пол. «С Джорджем Моссом в 1960-е». В «Политическом символизме в современной Европе: очерки в честь Джорджа Л. Моссе» , стр. 285–299. Сеймур Дрешер и др., ред. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция, 1982.
  • Даум, Андреас В. , «Беженцы из нацистской Германии как историки: происхождение и миграция, интересы и идентичности», в книге «Второе поколение: эмигранты из нацистской Германии как историки». С биобиблиографическим справочником , стр. 1–52. А.В. Даум, Хартмут Леманн , Джеймс Дж. Шиэн , ред. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2016.
  • Дрешер, Сеймур, Дэвид В. Сабин и Аллан Шарлин. «Джордж Мосс и политический символизм». В «Политическом символизме в современной Европе: очерки в честь Джорджа Л. Моссе» , стр. 1–15. Сеймур Дрешер и др., ред. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция, 1982.
  • Фишман, Стерлинг. «GLM: Признательность». В «Политическом символизме в современной Европе: очерки в честь Джорджа Л. Моссе» , стр. 275–284. Сеймур Дрешер и др., ред. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция, 1982.
  • Франклин, Джеймс Э. «Мосс, Джордж Л.» Энциклопедия историков и исторических сочинений , вып. 2, стр. 841–842. Келли Бойд, изд. Чикаго: Фицрой Дирборн, 1999.
  • Дорогой Эмилио. Очарование преследователя. Джордж Л. Мосс и катастрофа современного человека . Рим: Кароччи, 2007.
  • Херф, Джеффри . «Историк как провокатор: достижения и наследие Джорджа Моссе». Исследования Яд Вашем , том. 29 (2001), стр. 7–26.
  • Плессини, Карел. Опасности нормальности: Джордж Л. Мосс и переделка истории культуры Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2014.
  • Торторис, Джон. «Библиография Джорджа Л. Мосса». Немецкая политика и общество , том. 18 (2000), стр. 58–92.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 045a721eaa67d58ab9191788152aeb6b__1719255300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/6b/045a721eaa67d58ab9191788152aeb6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
George Mosse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)