Резня в монастыре иезуитов на улице Раковецкой в Варшаве.
Резня в монастыре иезуитов на улице Раковецкой в Варшаве — нацистской Германии, военное преступление совершенное членами Ваффен-СС на второй день Варшавского восстания во время Второй мировой войны . 2 августа 1944 года около 40 поляков были убиты, а их тела сожжены в подвале иезуитского монастыря на улице Раковецкой, 61 в Варшаве . Среди жертв оказались 16 священников и религиозных братьев Общества Иисуса .
Прелюдия
[ редактировать ]был основан иезуитский монастырь ( Dom Pisarzy В декабре 1935 года на улице Раковецкой, 61 в варшавском районе Мокотув , буквально: «Дом писцов») . Вскоре после начала нацистской оккупации Польши эта часть Мокотова вошла в состав так называемого Немецкого района Варшавы. Многие окружающие здания были преобразованы в казармы для различных немецких военных или полицейских подразделений. [ 1 ]
1 августа 1944 года Армия Крайова начала восстание против нацистов в Варшаве . Польские повстанцы атаковали ряд удерживаемых немцами зданий на улице Раковецкой и в ее окрестностях, но были отбиты лучше оснащенными и более многочисленными войсками Вермахта и СС . [ 2 ] Монастырь и его обитатели в тот день не пострадали. Однако более десятка мирных поляков, удивленных началом восстания вдали от своих домов, укрылись в помещениях монастыря. [ 3 ]
Резня
[ редактировать ]Утром 2 августа монастырь подвергся обстрелу немецких легких зенитных орудий с близлежащего Мокотувского поля . [ 3 ] Никто не пострадал, но через несколько мгновений в здание ворвались около 20 Ваффен-СС солдат во главе с унтер-офицером . [ а ] Они утверждали, что из окон монастыря раздались выстрелы. В то время в здании находилось около 50 поляков, в том числе 25 священников и религиозных братьев, 12 несвященнослужителей, а также более десятка беженцев. Среди них был 10-летний алтарник Збышек Миколайчик. [ 4 ]
Солдаты СС провели быстрый обыск, но не смогли найти ничего, подтверждающего обвинения. Вскоре после этого некоторые из них покинули монастырь, взяв с собой игумена Эдварда Косибовича . Они утверждали, что отцу-настоятелю необходимо дать дополнительные объяснения своему командиру. На самом деле отца Косибовича отвезли на близлежащее Мокотувское поле и там ему выстрелили в затылок. [ 4 ] Тем временем те священники, которые говорили по-немецки, пытались успокоить атмосферу, заведя разговор с оставшимися солдатами, но безуспешно. [ 5 ]
Через некоторое время эсэсовцы собрали всех поляков в котельной монастыря. Затем их по одному вызывали солдаты, отнимали все драгоценные вещи ( драгоценности , часы и т. д.) и, наконец, проводили в небольшую комнату в подвале, которую раньше занимал кучер, работавший в монастыре. Когда все поляки собрались в кучере, солдаты СС забросали гранатами толпу и открыли огонь из автоматов . В последующие несколько часов солдаты неоднократно возвращались на место расправы и систематически казнили тех поляков, которые еще подавали признаки жизни. [ 6 ] По словам выживших, эсэсовцев сопровождал 10-летний немецкий мальчик, который помогал им находить раненых.
Его голос время от времени раздавался по комнате: «Achtung! Der lebt noch! O hier, hier, er atmet noch!» Впечатление было ужасное, потому что дальше послышались звуки автоматной очереди, сопровождавшиеся детским смехом и аплодисментами. [ 7 ]
Когда солдаты временно покинули подвал, 14 выживших, в основном раненых и притворившихся мертвыми среди груды тел, покинули комнату. Четверо иезуитов и одна неопознанная женщина спрятались на кухне монастыря (за штабелем дров ), а остальные нашли убежище в котельной монастыря, когда они также встретили мужчину, который прятался там до резни. Вскоре после этого солдаты СС вернулись на место расправы, облили тела бензином и подожгли. Вероятно, несколько тяжелораненых были сожжены заживо. [ 5 ] Эсэсовцы также полностью разграбили монастырь и подожгли многие его помещения.
Последней жертвой резни стал отец Францишек Шиманьяк (иезуит, военный капеллан). Не зная о том, что произошло, он вернулся на улицу Раковецкую, чтобы принять освященную гостию , и был застрелен в часовне монастыря. [ 8 ]
Около 40 поляков были убиты в иезуитском монастыре на улице Раковецкой 2 августа 1944 года. Среди них было восемь священников и восемь религиозных братьев Общества Иисуса, [ б ] как минимум восемь женщин и 10-летний прислужник. [ 9 ] [ 10 ] Польским историкам удалось опознать 32 жертвы резни. [ 9 ]
Полковник в отставке Золотонько рассказал мне, что после казни в монастыре он спросил у одного немецкого солдата, что случилось со священниками, особенно с настоятелем. Солдат ответил по-немецки: «Они все мертвы. Я сделаю то же самое со всеми остальными священниками».
— свидетельство о. Александр Кисель . [ 11 ]
Судьба выживших
[ редактировать ]В ночь со 2 на 3 августа пятеро выживших, прятавшихся на кухне, сбежали из монастыря. Четверо иезуитов покинули Варшаву и нашли убежище за пределами города. Однако женщина, которая первоначально их сопровождала, вернулась в Мотокув, чтобы найти детей, которых она оставила в своей квартире до начала восстания (по словам отца Яна Росиака, она пережила войну). [ 12 ]
Через два дня спрятавшиеся в котельной поляки установили контакт с жителями соседнего многоквартирного дома. 5 августа польские военные медсестры, присланные из госпиталя Армии Крайовой, тайно всех их эвакуировали. [ 13 ]
Последствия
[ редактировать ]В первые дни Варшавского восстания немцы превратили близлежащие казармы Штауферказерне на улице Раковецкой, 4 во временную тюрьму . Польские заключенные (обычно мирные жители, захваченные в Мокотове) использовались в качестве принудительных работ. Среди пленников был один иезуит, о. Бруно Павельчик. Он жил в монастыре на улице Раковецкой, но начало восстания застало его врасплох в другой части города. Вскоре после этого он был задержан немцами и заключен в тюрьму в Штауферказерне , где присоединился к команде, ответственной за уничтожение тел, покрывающих улицы Мокотова. Когда его команда добралась до разграбленного монастыря, о. Павелчику удалось убедить своих сокамерников, что будет проще замуровать комнату, полную трупов, чем переместить тела и закопать их где-нибудь еще. Это позволило идентифицировать множество жертв резни после войны. [ 14 ]
После войны останки жертв были помещены в четыре гроба и захоронены под полом той же комнаты в подвале монастыря, где произошла резня. Отец-игумен Эдуард Косибович и о. Леонард Гринашкевич – священник-иезуит, убитый во время восстания в Новом городе Варшавы Там же (но в отдельных гробах) похоронен . Комната была превращена в часовню. [ 15 ]
В 1950-е годы жертвам резни были увековечены две памятные доски. Один из них, спроектированный скульптором Каролем Чореком , выставлен на стене монастыря (со стороны улицы Анджея Боболы). Второй – отдельно стоящий, расположенный возле ограды костела на улице Раковецкой. [ 16 ]
о. Владислав Вёнчек , один из иезуитов, убитых 2 августа 1944 года, удостоен звания Слуги Божьего . В настоящее время он является одним из 122 польских мучеников Второй мировой войны, включенных в процесс беатификации , начатый в 1994 году, чья первая сессия беатификации прошла в Варшаве 17 сентября 2003 года.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эсэсовцы, вероятно, были отправлены из близлежащих Ваффен-СС казарм на улице Раковецкой, 4 ( Stauferkaserne ). В казармах размещались силы 3-го танково-гренадерского батальона СС под командованием оберштурмфюрера Мартина Патца. Это подразделение несет ответственность за многие злодеяния, совершенные в Мокотове во время Варшавского восстания . См.: Датнер и Лещинский (1962), с. 127.
- ^ Включая отца Эдварда Косибовича и отца Францишека Шиманьяка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Палушкевич (2003), стр. 7.
- ^ Боркевич (1969), стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б Палушкевич (2003), стр. 10.
- ^ Jump up to: а б Датнер и Лещинский (1962), стр. 124.
- ^ Jump up to: а б Палушкевич (2003), стр. 12–13.
- ^ Датнер и Лещинский (1962), стр. 125–126.
- ^ Дэвис (2006), с. 353–354.
- ^ Палушкевич (2003), стр. 14.
- ^ Jump up to: а б Мотыль и Рутковски (1994), стр. 141.
- ^ Палушкевич (2003), стр. 8.
- ^ Датнер и Лещинский (1962), стр. 127.
- ^ Палушкевич (2003), стр. 105.
- ^ Палушкевич (2003), стр. 15–16.
- ^ Палушкевич (2003), стр. 16–17.
- ^ Палушкевич (2003), стр. 17.
- ^ Цепловский (1987), стр. 188.
Библиография
[ редактировать ]- Адам Боркевич (1969). Варшавское восстание. Очерк военной деятельности . Варшава: Издательский институт PAX.
- Станислав Цепловский (1987). Памятные надписи в Варшаве XVIII–XX веков . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-06109-Х .
- Шимон Датнер ; Казимеж Лещинский (1962). Преступления оккупанта во время Варшавского восстания 1944 года (в документах) . Варшава: Издательство МОН.
- Норман Дэвис (2006). Восстание 44 года . Краков: Издательство Знак. ISBN 978-83-240-1386-9 .
- Майя Мотыль; Станислав Рутковский (1994). Варшавское восстание - реестр мест и фактов преступлений . Варшава: ГКБЗпНП-ИПН.
- Фелициан Палушкевич (2003). Монастырская резня . Варшава: Издательство «Ретос». ISBN 83-917849-1-6 .