Иезуиты и нацистская Германия

В начале Второй мировой войны Общество Иисуса (иезуиты) насчитывало около 1700 членов в нацистской Германии , разделенной на три провинции: Восточную, Нижнюю и Верхнюю Германию. Нацистские лидеры восхищались дисциплиной ордена иезуитов, но выступали против его принципов. Из 152 иезуитов, убитых нацистами по всей Европе , 27 умерли в плену или в его результате, а 43 — в концентрационных лагерях . [1]
Гитлер был антиклерикалом и особенно презирал иезуитов. Провинциальный иезуит Огюстен Рош завершил войну в камере смертников за участие в июльском заговоре с целью свержения Гитлера. Католическая церковь подвергалась преследованиям в нацистской Германии , особенно жестокими гонения были в Польше . Генеральным настоятелем иезуитов в начале войны был Влодзимеж Ледоховский поляк . Радио Ватикана , которое выступало против зверств стран Оси , возглавлял иезуит Филиппо Соккорси. [2]
Иезуиты составляли самый крупный контингент духовенства, заключенного в казармах священников концентрационного лагеря Дахау , где погибло около 30 иезуитов. Несколько иезуитов играли видную роль в небольшом немецком Сопротивлении , в том числе влиятельный мученик Альфред Дельп из кружка Крайзау . [3] Немецкий иезуит Роберт Лейбер выступал посредником между Пием XII и немецким Сопротивлением . Среди иезуитов, ставших жертвами нацизма, Руперт Майер был причислен к лику блаженных из Германии. Среди двенадцати иезуитов «Праведных язычников», признанных Яд Вашем, есть бельгиец Жан-Батист Янсенс , который после войны был назначен генерал-настоятелем иезуитов. [4]
Отношение нацистов к иезуитам
[ редактировать ]Генрих Гиммлер был впечатлен организационной структурой Ордена. [5] Гитлер положительно отзывался об их влиянии на архитектуру и на себя в «Майн кампф» . [5] Но нацистская идеология не могла принять автономное учреждение, легитимность которого не исходила от правительства, и желала подчинения церкви государству. [6] По мнению историков Кершоу , Баллока , Эванса , Феста , Файера , Ширера и других, Гитлер в конечном итоге надеялся искоренить христианство в Германии. [7]
Биограф Гитлера Алан Буллок писал, что, хотя Гитлер был воспитан католиком и сохранял некоторое уважение к организационной силе католицизма, он испытывал крайнее презрение к его основным учениям, которые, по его словам, если их довести до конца, «означали бы систематическое культивирование человеческая неудача». [8] Ричард Дж. Эванс писал, что Гитлер считал, что в долгосрочной перспективе национал-социализм и религия не смогут сосуществовать, и неоднократно подчеркивал, что нацизм — это светская идеология, основанная на современной науке: «Наука, — заявил он, — легко уничтожит последние остатки суеверий». Германия не могла терпеть вмешательство иностранных влияний, таких как Папа, и «священники, по его словам, были «черными жуками», «абортами в черных рясах »». [9]
Хотя после 1933 года в состав нацистской партии входили многие католики, агрессивные антицерковные радикалы, такие как Геббельс, Мартин Борман и Гиммлер, считали кампанию Кирхенкампфа против церквей приоритетной задачей, а антицерковные и антиклерикальные настроения были сильны. среди рядовых партийных активистов. [10]
Министр пропаганды Йозеф Геббельс писал, что по «церковному вопросу... после войны он должен быть вообще решен... Существует, а именно, неразрешимое противоречие между христианским и героико-немецким мировоззрением». [10] Избранный Гитлером заместитель и личный секретарь с 1941 года Мартин Борман публично заявил в 1941 году, что «национал-социализм и христианство несовместимы». [11] В 1937 году Гиммлер писал: «Мы живем в эпоху окончательного конфликта с христианством. Частью миссии СС является дать немецкому народу в следующие полвека нехристианские идеологические основы, на которых можно было бы руководить и формировать их жизнь». [12]
Отношение иезуитов к нацистам
[ редактировать ]
По словам историка-иезуита Лапомарда, иезуиты «сопротивлялись злой политике Третьего рейха и, как следствие, очень сильно пострадали за такое противодействие нацистам в Европе». [13] Журналисты-иезуиты критиковали приход нацистов к власти в Stimmen der Zeit , и нацисты закрыли журнал. [14] Иезуиты Якоб Нотгес и Антон Кох решительно выступили против антихристианских настроений официального нацистского философа Альфреда Розенберга . [14]
По словам Лапомарды, «не было никаких сомнений» в стремлении иезуитского настоятеля генерала Ледоховского помешать немцам в Европе после того, как они вторглись в Польшу, «даже если он когда-то вынашивал, как утверждает один историк, концепцию союза католического блока в Европе против коммунистов на Востоке и протестантов на Западе, события резко изменили это видение». Владимир Ледоховский точно догадался о вероломной натуре Гитлера и предсказал пакт Гитлера-Сталина , а также использовал управляемую иезуитами службу Ватиканского радио для трансляции осуждения нацистских преступлений в Польше, что привело к протестам правительства Германии и содействовало подпольным движениям сопротивления в оккупированной Европе. [15]
Нацистское преследование иезуитов
[ редактировать ]Нацисты не любили католическую и протестантскую церкви. [16] Прокуроры на Нюрнбергском процессе утверждали, что Гитлер и его ближайшее окружение участвовали в преступном заговоре и проводили медленную и осторожную политику по искоренению христианства. [17] Церковь подверглась преследованиям в нацистской Германии , и около 152 иезуитов были убиты во время правления нацистов – 27 умерли в плену (или в его результате), а 43 умерли в концентрационных лагерях. [18]
Журналы иезуитов подверглись обыскам, были закрыты и приостановлены. [14] Нацисты расправились с иезуитскими школами, которые постепенно закрывались под давлением нацистов. [19]
, получившим образование иезуитов епископом Клеменсом Августом фон Галеном Знаменитые осуждения нацистской эвтаназии , в 1941 году были частично мотивированы конфискацией гестапо собственности иезуитов в его родном городе Мюнстере . [20]
Казармы священников в Дахау
[ редактировать ]В книге «Дахау: официальная история 1933–1945 » Пол Бербен писал, что во время правления нацистов за духовенством пристально следили, часто осуждали, арестовывали и отправляли в концентрационные лагеря. [21] В казармах священников концентрационного лагеря Дахау (по-немецки Pfarrerblock или Priesterblock ) содержалось духовенство, выступавшее против нацистского режима Адольфа Гитлера .
Из общего числа 2720 священнослужителей, зарегистрированных как заключенные в Дахау , подавляющее большинство, около 2579 (или 95%), были католиками. Бербен отметил, что в ходе расследования Р. Шнабеля « Die Frommen in der Hölle» в 1966 году было обнаружено альтернативное общее количество - 2771 человек, включая судьбу всего перечисленного духовенства: 692 человека были отмечены как умершие, а 336 были отправлены в «недействительные поезда» и, следовательно, считались мертвыми. [22] Члены ордена иезуитов составляли самую многочисленную группу среди заключенных духовенства в Дахау. [23] В Дахау было отправлено около 400 немецких священников, однако наибольший контингент составляли польские священники. [24] Лапомарда перечисляет около 30 иезуитов, погибших в Дахау (из 43 иезуитов, погибших в концентрационных лагерях). [18] Среди иезуитов, переживших Дахау, был Адам Козловецкий (который позже стал кардиналом). [23]
Иезуиты и Сопротивление
[ редактировать ]Руперт Майер
[ редактировать ]
Блаженный Руперт Майер , баварский иезуит и Первой мировой войны армейский капеллан , вступил в конфликт с национал-социалистами еще в 1923 году. Продолжая свою критику после прихода Гитлера к власти, Майер был заключен в тюрьму в 1939 году и отправлен в концентрационный лагерь Заксенхаузен . Поскольку его здоровье ухудшилось, нацисты, опасаясь создания мученика , отправили его в аббатство Этталь , но Мейер умер в 1945 году. [25] [26]
Ватикан
[ редактировать ]Поскольку Польша была захвачена в 1939 году, а Франция и Нидерланды еще не подверглись нападению, небольшое немецкое Сопротивление нуждалось в помощи Папы в подготовке государственного переворота с целью свержения Гитлера. [27] Личный секретарь Папы, немецкий иезуит о. Роберт Лейбер выступал посредником между Пием XII и немецким Сопротивлением . Он встретился с абвера офицером Йозефом Мюллером , посетившим Рим в 1939 и 1940 годах. [28]
Ватикан согласился предложить механизм посредничества между немецким военным сопротивлением и союзниками. [29] [30] 3 мая Мюллер сообщил отцу Лейберу, что вторжение в Нидерланды и Бельгию неизбежно. [31] Ватикан сообщил послу Нидерландов в Ватикане, что немцы планируют вторгнуться во Францию через Нидерланды и Бельгию 10 мая. [32] Ватикан также направил закодированное радиосообщение своим нунциям в Брюсселе и Гааге . [33]
Альфред Йодль отметил в своем дневнике, что немцы знали, что бельгийский посланник в Ватикане был проинформирован, и фюрер был сильно взволнован опасностью предательства. [34] Немецкое вторжение в Нидерланды последовало 10 мая, и Бельгия, Нидерланды и Люксембург были быстро разбиты. [31] В 1943 году Мюллер был арестован. [35] Остаток войны Мюллер провел в концентрационных лагерях, очутившись в Дахау . [36] Либер находился под наблюдением гестапо. [37] Ганс Бернд Гизевиус , чтобы сообщить о развитии событий и встретиться с Лейбером. Вместо Мюллера был отправлен [28]
Круг Крайсау
[ редактировать ]Религиозные мотивы были особенно сильны в Крейзау . Круге Сопротивления [38] Основанная в 1937 году, хотя и многоконфессиональная, она имела ярко выраженную христианскую ориентацию. Его мировоззрение основывалось как на немецкой романтической и идеалистической традиции, так и на католическом учении о естественном праве . [39] Круг настаивал на перевороте против Гитлера, но отсутствие оружия зависело от убеждения военных принять меры. [40]
Среди центральных членов Круга были отцы-иезуиты Августин Рёш , Альфред Дельп и Лотар Кёниг . [41] Епископ фон Прейзинг имел контакт с группой. [42] Католический консерватор Карл Людвиг фон Гуттенберг привел провинциального иезуита Южной Германии Августина Рёша в круг Крайзау вместе с Альфредом Дельпом. Для таких фигур, как Рёш, католические профсоюзные деятели Якоб Кайзер и Бернхард Леттерхаус , а также Июльского заговора лидер Клаус фон Штауффенберг , «религиозные мотивы и решимость сопротивляться, казалось, развивались рука об руку». [43]

По словам Гилла, «роль Дельпа заключалась в том, чтобы выяснить для [лидера группы] Мольтке возможности поддержки новой послевоенной Германии со стороны католического сообщества». [45] Рёш и Дельп также исследовали возможности достижения точки соприкосновения между христианскими и социалистическими профсоюзами. [45] Лотар Кениг, SJ , стал важным посредником между Кругом и епископами Грёбером Фрайбургским и Прейзингом Берлинским. [46]
Группа Крейзау объединила консервативные представления о реформе с социалистическими направлениями мысли – симбиоз, выраженный идеей Альфреда Дельпа о «личном социализме». [47] Группа отвергла западные модели, но хотела «объединить консервативные и социалистические ценности, аристократию и рабочих в новом демократическом синтезе, который включал бы церкви. [47] Дельп писал: «Пришло время, чтобы революция 20-го века получила четкую тему и возможность создать новые и прочные горизонты для человечества», под которыми он имел в виду социальную безопасность и основы индивидуального интеллектуального и религиозного развития. Пока людям не хватало достоинства, они были бы неспособны ни к молитве, ни к мысли. [48] В Die dritte Idee («Третья идея») Дельп изложил идею третьего пути, который, в отличие от коммунизма и капитализма , мог бы восстановить единство человека и общества. [49]
Круг Сольфа
[ редактировать ]В другую невоенную группу немецкого Сопротивления, получившую название «Чаепитие фрау Сольф» в гестапо , входил иезуит отец Фридрих Эркслебен . [50] Целью Круга Зольфа был поиск гуманитарных способов противодействия нацистскому режиму. Встреча проходила либо в доме фрау Сольф, либо в Элизабет фон Тадден доме . Фон Тадден был христианским реформатором образования и сотрудником Красного Креста . [51] Отто Кип и большая часть группы были арестованы в 1941 году и казнены. [50] [52]
Холокост
[ редактировать ]В своей истории героев Холокоста еврейский историк Мартин Гилберт отмечает, что священники и монахини таких орденов, как иезуиты, францисканцы и бенедиктинцы, прятали еврейских детей в монастырях, женских монастырях и школах, чтобы защитить их от нацистов. [53] Исторически иезуиты время от времени использовали свое влияние против евреев в католических странах, и, по словам Лапомарды, с 16 века еврейский народ и иезуиты часто оказывались в оппозиции. [5] В 1930-х годах у иезуитов все еще действовало правило, запрещающее лицам еврейского происхождения присоединяться к иезуитам. [14]
Четырнадцать священников-иезуитов были официально признаны Яд Вашем , Холокоста Управлением памяти мучеников и героев в Иерусалиме , за то, что они рисковали своей жизнью ради спасения евреев во время Холокоста Второй мировой войны . Это: Роджер Браун (1910–1981). [54] Франции; Пьер Шайе (1900–1972) из Франции; [55] Жан-Баптист Де Костер (1896–1968) из Бельгии; [56] Жан Флери (1905–1982) из Франции; [57] Эмиль Гесслер (1891–1958) из Бельгии; Жан-Батист Янссенс (1889–1964) из Бельгии; Альфонс Ламбретт (1884–1970) из Бельгии; Планкарт Эмиль (1906–2006) из Франции; ху: Райле Якаб (1894–1949) из Венгрии ; Анри Револь (1904–1992) из Франции; мн.: Адам Штарк (1907–1942) из Польши; Анри Ван Остаен (1906–1945) из Бельгии; Иоаннес Марангос [58] (1901–1989) Греции ; и Раффаэле де Чантуз Кубе (1904–1983) из Италии. Для получения дополнительной информации об этих иезуитах и других людях, которые помогали евреям, см. Винсент А. Лапомарда, 100 героических иезуитов Второй мировой войны (2015).
В конце 1942 года, когда Третий рейх был близок к своему полному размаху, нацисты стремились расширить свои облавы на евреев. В Лионе , в Виши, Франция , кардинал Жерлье демонстративно отказался выдать еврейских детей, приютившихся в католических домах, а 9 сентября в Лондоне сообщили, что французские власти Виши приказали арестовать всех католических священников, укрывавших евреев в неоккупированной зоне. . Восемь иезуитов были арестованы за то, что они укрывали сотни детей на территории иезуитов. [59]
Две трети из 300 000 евреев, живших во Франции на момент начала войны, пережили нацистский Холокост. [60] Большинство французских евреев пережили оккупацию, во многом благодаря помощи, полученной от католиков и протестантов , которые защищали их в монастырях , школах-интернатах, пресвитериях и семьях. [61] Организация Amitiés Chrétiennes действовала в Лионе , обеспечивая убежище для еврейских детей. Среди ее членов был иезуит Пьер Шайе . [62] Влиятельный французский богослов-иезуит Анри де Любак принимал активное участие в сопротивлении нацизму и антисемитизму . Вместе с Пьером Шайе он участвовал в публикации «Témoinage Chrétien» . Он ясно ответил на неоязычество и антисемитизм, назвав идею арийского Нового Завета, противоречащего семитскому Ветхому Завету , «богохульством» и «глупостью». [63]
Неприязнь к немцам и нацизму была сильна в католической Бельгии. [64] Бельгийский генерал-настоятель иезуитов Жан-Батист Янссенс позже был удостоен звания Праведника народов мира Яд Вашем . [65] Нацисты оккупировали Венгрию в 1944 году и начали широкомасштабную депортацию евреев. [66] Настоятелю-иезуиту Якабу Райле приписывают спасение около 150 евреев в резиденции иезуитов в Будапеште . [67] В Литве священники активно спасали евреев, в том числе иезуит Брониус Паукстис. [68]
Нацистская империя
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2015 г. ) |
Польша
[ редактировать ]
Генеральным настоятелем всемирного ордена иезуитов в начале войны был Влодзимеж Ледоховский поляк . Преследование нацистами католической церкви в Польше было особенно жестоким. Винсент Лапомарда писал, что Ледоховский помог «ужесточить общее отношение иезуитов к нацистам» и что он позволил Радио Ватикана продолжить кампанию против нацистов в Польше. Радио Ватикана, которым руководил иезуит Филиппо Соккорси, выступало против нацистского угнетения – особенно в отношении Польши и виши-французского антисемитизма. [2]
В планах Гитлера по германизации Востока не было места христианским церквям. [69] Нацистская политика в отношении Церкви была наиболее жесткой на территориях, которые она присоединила к Великой Германии , где нацисты приступили к систематическому демонтажу Церкви: арестовывали ее лидеров, сослали ее священнослужителей, закрыли ее церкви, монастыри и женские монастыри. Многие священнослужители были убиты. [70] [71]
В ноябре 1940 года управляемое иезуитами радио Ватикана сообщило, что религиозная жизнь католиков в Польше была жестко ограничена и что за предыдущие четыре месяца в Германию было депортировано по меньшей мере 400 священнослужителей. [72] Среди преступлений нацистов против католиков в Польше была резня в резиденции иезуитов на улице Раковецкой в Варшаве (1944 год) .
Среди наиболее значительных польских иезуитов, переживших казармы священников концентрационного лагеря Дахау, был Адам Козловецкий , который позже служил кардиналом . Он был арестован как молодой священник в Иезуитском колледже в Кракове в 1939 году и оставался в тюрьме до апреля 1945 года. Позже он написал свои воспоминания о своем пребывании в Дахау, где самый высокий процент заключенных священнослужителей составляли иезуиты. [23]
См. также
[ редактировать ]- Католическая церковь и нацистская Германия
- Католическое сопротивление нацизму
- Резня в монастыре иезуитов на улице Раковецкой в Варшаве (1944 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 33 и Приложение А
- ^ Перейти обратно: а б Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; стр. 266–267.
- ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 33
- ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; Приложение А, Б
- ^ Перейти обратно: а б с Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 12
- ^ Теодор С. Хамероу; На пути к волчьему логову – немецкое сопротивление Гитлеру ; Belknap Press издательства Гарвардского университета; 1997 год; ISBN 0-674-63680-5 ; п. 196
- ^ * Ричард Дж. Эванс ; Третий Рейх в войне ; Пингвин Пресс; Нью-Йорк 2009, с. 547: Эванс пишет, что Гитлер считал, что в долгосрочной перспективе национал-социализм и религия не смогут сосуществовать, и неоднократно подчеркивал, что нацизм — это светская идеология, основанная на современной науке: «Наука, — заявил он, — легко уничтожит последние остатки суеверий». Германия не могла мириться с вмешательством иностранных влияний, таких как Папа и «священники, по его словам, были «черными жуками», «абортами в черных рясах»».
- Алан Баллок ; Гитлер: исследование тирании ; HarperPerennial, издание 1991 г.; п. 219: «Как только война закончится, [Гитлер] пообещал себе, что он искоренит и уничтожит влияние христианских церквей, но до тех пор он будет осмотрительным».
- Майкл Файер ; Ответ немецкой католической церкви на национал-социализм. Архивировано 20 января 2019 г. в Wayback Machine , опубликовано Яд Вашем : «К концу десятилетия тридцатых годов церковные чиновники хорошо осознавали, что конечная цель Гитлера и другими нацистами была полная ликвидация католицизма и христианской религии, поскольку подавляющее большинство немцев были либо католиками, либо протестантами, эта цель должна была быть долгосрочной, а не краткосрочной целью нацистов».
- Ширер, Уильям Л. , Взлет и падение Третьего Рейха: История нацистской Германии , с. 240, Simon and Schuster, 1990: «... под руководством Розенберга, Бормана и Гиммлера – при поддержке Гитлера – нацистский режим намеревался уничтожить христианство в Германии , если это возможно, и заменить старое язычество ранними племенными германскими племенами. боги и новое язычество нацистских экстремистов».
- Ян Кершоу ; Гитлер: биография ; Нортон; 2008 Эдн; стр. 295–297: Нетерпение Гитлера к церквям, писал Кершоу, «вызывало частые вспышки враждебности. В начале 1937 года он заявлял, что «христианство созрело для разрушения» и что церкви должны уступить «примату государства». ", выступая против любого компромисса с "самым ужасным институтом, который только можно себе представить".
- ^ Алан Баллок ; Гитлер: исследование тирании ; HarperPerennial, издание 1991 г.; п. 218
- ^ Ричард Дж. Эванс ; Третий Рейх в войне ; Пингвин Пресс; Нью-Йорк 2009, с. 547
- ^ Перейти обратно: а б Ян Кершоу; Гитлер Биография ; 2008 Эдн; WW Нортон и Ко; Лондон; стр. 381–382
- ^ Уильям Л. Ширер; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; п. 240
- ^ Питер Лонгерих; Генрих Гиммлер ; Перевод Джереми Ноукса и Лесли Шарпа; Издательство Оксфордского университета; 2012 г.; п. 270
- ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 359
- ^ Перейти обратно: а б с д Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 14
- ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; стр. 145–146.
- ^ Гилл, Антон (1994). Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру . Хайнеманн Мандарин. 1995 г., мягкая обложка ISBN 978-0-434-29276-9 , стр. 14–15
- ^ Джо Шарки; «Слово за слово/Дело против нацистов; как гитлеровские войска планировали уничтожить немецкое христианство» ; Нью-Йорк Таймс ; 13 января 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; Приложение А.
- ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; стр. 16–18
- ^ Ричард Дж. Эванс; Третий Рейх в войне ; Пингвин Пресс; Нью-Йорк, 2009 г., стр. 97–98.
- ^ Бербен, Пол (1975). Дахау, 1933–1945: официальная история . Норфолк Пресс. ISBN 978-0-85211-009-6 ; п. 42
- ^ Бербен, Пол (1975). Дахау, 1933–1945: официальная история . Норфолк Пресс. ISBN 978-0-85211-009-6 ; стр. 276–277
- ^ Перейти обратно: а б с Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; стр. 140–141
- ^ Кершоу, Ян (2008). Гитлер: Биография . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-06757-6 , стр. 210–211
- ^ «Понтифик восхваляет баварского врага нацизма» . Информационное агентство «Зенит» . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Библиотека: Языческий Холокост» . Католическая культура . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ Джон Толанд; Гитлер ; Издания Вордсворта; 1997 Эдн; п. 760
- ^ Перейти обратно: а б Питер Хоффманн ; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр. 161, 294
- ^ Питер Хоффманн ; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; п. 160
- ^ Уильям Л. Ширер ; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; стр. 648–649.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Хебблтуэйт ; Павел VI, первый современный Папа ; ХарперКоллинзРелигиозный; 1993 год; п. 143
- ^ Уильям Л. Ширер ; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; п. 716
- ^ Мартин Гилберт; Вторая мировая война ; Батлер и Таннер Лтд.; 1989 год; п. 59
- ^ Уильям Л. Ширер ; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; п. 719
- ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933-1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр. 292–295
- ^ Иоахим Фест; Планирование смерти Гитлера: немецкое сопротивление Гитлеру, 1933–1945 ; Вайденфельд и Николсон, 1996, с. 131
- ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 265.
- ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 200
- ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; стр. 100–101
- ^ Ян Кершоу; Гитлер Биография ; 2008 Эдн; WW Нортон и Ко; Лондон; п. 823
- ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; п. 33.
- ^ Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; п. 161
- ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 225
- ^ Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; п. 264
- ^ Перейти обратно: а б Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; п. 164
- ^ Лотар Кениг ; «Мемориальный центр немецкого сопротивления, Указатель лиц»; получено 4 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; стр. 86–87
- ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 67
- ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 142
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Л. Ширер; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; стр. 1025–1026.
- ^ Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; п. 160
- ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (первое английское издание); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; п. 32
- ^ Мартин Гилберт; Праведники: невоспетые герои Холокоста ; Холт в мягкой обложке; Нью-Йорк; 2004 г.; Предисловие
- ^ Braun Roger (1910–1981 ) ; Yad Vashem
- ^ Chaillet Pierre (1900–1972) ; Yad Vashem
- ^ De Coster, Father Jean-Baptiste ; Yad Vashem
- ^ Fleury Jean (1905–1982 ) ; Yad Vashem
- ^ «Праведник народов мира» . Праведники народов мира .
- ^ Мартин Гилберт; Холокост: еврейская трагедия ; Коллинз; Лондон; 1986 год; п. 451
- ^ Мартин Гилберт; Праведники – Невоспетые герои Холокоста ; Даблдэй; 2002 г.; ISBN 0-385-60100-X ; п. 251
- ^ http://www.yadvashem.org/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%20686.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Еврейские спасательные операции в Бельгии и Франции ; Люсьен Стейнберг ; опубликовано Яд Вашем
- ^ «Le Monde des Religions - Надпись» . Lemondedesreligions.fr. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Мартин Гилберт; Праведники – Невоспетые герои Холокоста ; Даблдэй; 2002 г.; ISBN 0-385-60100-X ; п. 253
- ^ «Праведники народов мира удостоены чести Яд Вашем | К 1 января 2011 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2011 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Майкл Файер; Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 гг.; Издательство Университета Индианы; п. 117
- ^ Мартин Гилберт; Праведники – Невоспетые герои Холокоста; Даблдэй; 2002 г.; ISBN 0-385-60100-X ; п. 337
- ^ Мартин Гилберт; Праведники – Невоспетые герои Холокоста ; Даблдэй; 2002 г.; ISBN 0-385-60100-X ; п. 75
- ^ Ян Кершоу; Гитлер Биография ; 2008 Эдн; WW Нортон и компания; Лондон с. 661
- ^ «Поляки: жертвы нацистской эпохи» . Мемориальный музей Холокоста США. Архивировано из оригинала 28 ноября 2005 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Либионка, Дариуш (2004). «Католическая церковь в Польше и Холокост, 1939–1945» (PDF) . В Кэрол Риттнер; Стивен Д. Смит; Ирена Штайнфельдт (ред.). Холокост и христианский мир: размышления о прошлом, вызовы будущему . Нью Лиф Пресс. стр. 74–78. ISBN 978-0-89221-591-1 .
- ^ «Нацистская война против католической церкви»; Национальная католическая конференция благосостояния; Вашингтон, округ Колумбия; 1942 год; стр. 49–50