Jump to content

Иезуиты и нацистская Германия

Августин Рёш (в центре) был иезуитом провинции Баварии во время войны и одним из трех иезуитов внутреннего круга Крайзау немецкого Сопротивления. Он закончил войну в камере смертников.

В начале Второй мировой войны Общество Иисуса (иезуиты) насчитывало около 1700 членов в нацистской Германии , разделенной на три провинции: Восточную, Нижнюю и Верхнюю Германию. Нацистские лидеры восхищались дисциплиной ордена иезуитов, но выступали против его принципов. Из 152 иезуитов, убитых нацистами по всей Европе , 27 умерли в плену или в его результате, а 43 — в концентрационных лагерях . [1]

Гитлер был антиклерикалом и особенно презирал иезуитов. Провинциальный иезуит Огюстен Рош завершил войну в камере смертников за участие в июльском заговоре с целью свержения Гитлера. Католическая церковь подвергалась преследованиям в нацистской Германии , особенно жестокими гонения были в Польше . Генеральным настоятелем иезуитов в начале войны был Влодзимеж Ледоховский поляк . Радио Ватикана , которое выступало против зверств стран Оси , возглавлял иезуит Филиппо Соккорси. [2]

Иезуиты составляли самый крупный контингент духовенства, заключенного в казармах священников концентрационного лагеря Дахау , где погибло около 30 иезуитов. Несколько иезуитов играли видную роль в небольшом немецком Сопротивлении , в том числе влиятельный мученик Альфред Дельп из кружка Крайзау . [3] Немецкий иезуит Роберт Лейбер выступал посредником между Пием XII и немецким Сопротивлением . Среди иезуитов, ставших жертвами нацизма, Руперт Майер был причислен к лику блаженных из Германии. Среди двенадцати иезуитов «Праведных язычников», признанных Яд Вашем, есть бельгиец Жан-Батист Янсенс , который после войны был назначен генерал-настоятелем иезуитов. [4]

Отношение нацистов к иезуитам

[ редактировать ]

Генрих Гиммлер был впечатлен организационной структурой Ордена. [5] Гитлер положительно отзывался об их влиянии на архитектуру и на себя в «Майн кампф» . [5] Но нацистская идеология не могла принять автономное учреждение, легитимность которого не исходила от правительства, и желала подчинения церкви государству. [6] По мнению историков Кершоу , Баллока , Эванса , Феста , Файера , Ширера и других, Гитлер в конечном итоге надеялся искоренить христианство в Германии. [7]

Биограф Гитлера Алан Буллок писал, что, хотя Гитлер был воспитан католиком и сохранял некоторое уважение к организационной силе католицизма, он испытывал крайнее презрение к его основным учениям, которые, по его словам, если их довести до конца, «означали бы систематическое культивирование человеческая неудача». [8] Ричард Дж. Эванс писал, что Гитлер считал, что в долгосрочной перспективе национал-социализм и религия не смогут сосуществовать, и неоднократно подчеркивал, что нацизм — это светская идеология, основанная на современной науке: «Наука, — заявил он, — легко уничтожит последние остатки суеверий». Германия не могла терпеть вмешательство иностранных влияний, таких как Папа, и «священники, по его словам, были «черными жуками», «абортами в черных рясах »». [9]

Хотя после 1933 года в состав нацистской партии входили многие католики, агрессивные антицерковные радикалы, такие как Геббельс, Мартин Борман и Гиммлер, считали кампанию Кирхенкампфа против церквей приоритетной задачей, а антицерковные и антиклерикальные настроения были сильны. среди рядовых партийных активистов. [10]

Министр пропаганды Йозеф Геббельс писал, что по «церковному вопросу... после войны он должен быть вообще решен... Существует, а именно, неразрешимое противоречие между христианским и героико-немецким мировоззрением». [10] Избранный Гитлером заместитель и личный секретарь с 1941 года Мартин Борман публично заявил в 1941 году, что «национал-социализм и христианство несовместимы». [11] В 1937 году Гиммлер писал: «Мы живем в эпоху окончательного конфликта с христианством. Частью миссии СС является дать немецкому народу в следующие полвека нехристианские идеологические основы, на которых можно было бы руководить и формировать их жизнь». [12]

Отношение иезуитов к нацистам

[ редактировать ]
Ранняя фотография польского иезуита Влодзимежа Ледоховского , который служил генерал- настоятелем иезуитов в начале Второй мировой войны.

По словам историка-иезуита Лапомарда, иезуиты «сопротивлялись злой политике Третьего рейха и, как следствие, очень сильно пострадали за такое противодействие нацистам в Европе». [13] Журналисты-иезуиты критиковали приход нацистов к власти в Stimmen der Zeit , и нацисты закрыли журнал. [14] Иезуиты Якоб Нотгес и Антон Кох решительно выступили против антихристианских настроений официального нацистского философа Альфреда Розенберга . [14]

По словам Лапомарды, «не было никаких сомнений» в стремлении иезуитского настоятеля генерала Ледоховского помешать немцам в Европе после того, как они вторглись в Польшу, «даже если он когда-то вынашивал, как утверждает один историк, концепцию союза католического блока в Европе против коммунистов на Востоке и протестантов на Западе, события резко изменили это видение». Владимир Ледоховский точно догадался о вероломной натуре Гитлера и предсказал пакт Гитлера-Сталина , а также использовал управляемую иезуитами службу Ватиканского радио для трансляции осуждения нацистских преступлений в Польше, что привело к протестам правительства Германии и содействовало подпольным движениям сопротивления в оккупированной Европе. [15]

Нацистское преследование иезуитов

[ редактировать ]

Нацисты не любили католическую и протестантскую церкви. [16] Прокуроры на Нюрнбергском процессе утверждали, что Гитлер и его ближайшее окружение участвовали в преступном заговоре и проводили медленную и осторожную политику по искоренению христианства. [17] Церковь подверглась преследованиям в нацистской Германии , и около 152 иезуитов были убиты во время правления нацистов – 27 умерли в плену (или в его результате), а 43 умерли в концентрационных лагерях. [18]

Журналы иезуитов подверглись обыскам, были закрыты и приостановлены. [14] Нацисты расправились с иезуитскими школами, которые постепенно закрывались под давлением нацистов. [19]

, получившим образование иезуитов епископом Клеменсом Августом фон Галеном Знаменитые осуждения нацистской эвтаназии , в 1941 году были частично мотивированы конфискацией гестапо собственности иезуитов в его родном городе Мюнстере . [20]

Казармы священников в Дахау

[ редактировать ]

В книге «Дахау: официальная история 1933–1945 » Пол Бербен писал, что во время правления нацистов за духовенством пристально следили, часто осуждали, арестовывали и отправляли в концентрационные лагеря. [21] В казармах священников концентрационного лагеря Дахау (по-немецки Pfarrerblock или Priesterblock ) содержалось духовенство, выступавшее против нацистского режима Адольфа Гитлера .

Из общего числа 2720 священнослужителей, зарегистрированных как заключенные в Дахау , подавляющее большинство, около 2579 (или 95%), были католиками. Бербен отметил, что в ходе расследования Р. Шнабеля « Die Frommen in der Hölle» в 1966 году было обнаружено альтернативное общее количество - 2771 человек, включая судьбу всего перечисленного духовенства: 692 человека были отмечены как умершие, а 336 были отправлены в «недействительные поезда» и, следовательно, считались мертвыми. [22] Члены ордена иезуитов составляли самую многочисленную группу среди заключенных духовенства в Дахау. [23] В Дахау было отправлено около 400 немецких священников, однако наибольший контингент составляли польские священники. [24] Лапомарда перечисляет около 30 иезуитов, погибших в Дахау (из 43 иезуитов, погибших в концентрационных лагерях). [18] Среди иезуитов, переживших Дахау, был Адам Козловецкий (который позже стал кардиналом). [23]

Иезуиты и Сопротивление

[ редактировать ]

Руперт Майер

[ редактировать ]
Блаженного Руперта Майера SJ отправили в концентрационный лагерь Заксенхаузен в 1939 году.

Блаженный Руперт Майер , баварский иезуит и Первой мировой войны армейский капеллан , вступил в конфликт с национал-социалистами еще в 1923 году. Продолжая свою критику после прихода Гитлера к власти, Майер был заключен в тюрьму в 1939 году и отправлен в концентрационный лагерь Заксенхаузен . Поскольку его здоровье ухудшилось, нацисты, опасаясь создания мученика , отправили его в аббатство Этталь , но Мейер умер в 1945 году. [25] [26]

Поскольку Польша была захвачена в 1939 году, а Франция и Нидерланды еще не подверглись нападению, небольшое немецкое Сопротивление нуждалось в помощи Папы в подготовке государственного переворота с целью свержения Гитлера. [27] Личный секретарь Папы, немецкий иезуит о. Роберт Лейбер выступал посредником между Пием XII и немецким Сопротивлением . Он встретился с абвера офицером Йозефом Мюллером , посетившим Рим в 1939 и 1940 годах. [28]

Ватикан согласился предложить механизм посредничества между немецким военным сопротивлением и союзниками. [29] [30] 3 мая Мюллер сообщил отцу Лейберу, что вторжение в Нидерланды и Бельгию неизбежно. [31] Ватикан сообщил послу Нидерландов в Ватикане, что немцы планируют вторгнуться во Францию ​​через Нидерланды и Бельгию 10 мая. [32] Ватикан также направил закодированное радиосообщение своим нунциям в Брюсселе и Гааге . [33]

Альфред Йодль отметил в своем дневнике, что немцы знали, что бельгийский посланник в Ватикане был проинформирован, и фюрер был сильно взволнован опасностью предательства. [34] Немецкое вторжение в Нидерланды последовало 10 мая, и Бельгия, Нидерланды и Люксембург были быстро разбиты. [31] В 1943 году Мюллер был арестован. [35] Остаток войны Мюллер провел в концентрационных лагерях, очутившись в Дахау . [36] Либер находился под наблюдением гестапо. [37] Ганс Бернд Гизевиус , чтобы сообщить о развитии событий и встретиться с Лейбером. Вместо Мюллера был отправлен [28]

Круг Крайсау

[ редактировать ]

Религиозные мотивы были особенно сильны в Крейзау . Круге Сопротивления [38] Основанная в 1937 году, хотя и многоконфессиональная, она имела ярко выраженную христианскую ориентацию. Его мировоззрение основывалось как на немецкой романтической и идеалистической традиции, так и на католическом учении о естественном праве . [39] Круг настаивал на перевороте против Гитлера, но отсутствие оружия зависело от убеждения военных принять меры. [40]

Среди центральных членов Круга были отцы-иезуиты Августин Рёш , Альфред Дельп и Лотар Кёниг . [41] Епископ фон Прейзинг имел контакт с группой. [42] Католический консерватор Карл Людвиг фон Гуттенберг привел провинциального иезуита Южной Германии Августина Рёша в круг Крайзау вместе с Альфредом Дельпом. Для таких фигур, как Рёш, католические профсоюзные деятели Якоб Кайзер и Бернхард Леттерхаус , а также Июльского заговора лидер Клаус фон Штауффенберг , «религиозные мотивы и решимость сопротивляться, казалось, развивались рука об руку». [43]

Иезуит Альфред Дельп был влиятельным членом Круга Крайзау – одной из немногих тайных групп немецкого Сопротивления, действовавших на территории нацистской Германии. Он был казнен в феврале 1945 года. [44]

По словам Гилла, «роль Дельпа заключалась в том, чтобы выяснить для [лидера группы] Мольтке возможности поддержки новой послевоенной Германии со стороны католического сообщества». [45] Рёш и Дельп также исследовали возможности достижения точки соприкосновения между христианскими и социалистическими профсоюзами. [45] Лотар Кениг, SJ , стал важным посредником между Кругом и епископами Грёбером Фрайбургским и Прейзингом Берлинским. [46]

Группа Крейзау объединила консервативные представления о реформе с социалистическими направлениями мысли – симбиоз, выраженный идеей Альфреда Дельпа о «личном социализме». [47] Группа отвергла западные модели, но хотела «объединить консервативные и социалистические ценности, аристократию и рабочих в новом демократическом синтезе, который включал бы церкви. [47] Дельп писал: «Пришло время, чтобы революция 20-го века получила четкую тему и возможность создать новые и прочные горизонты для человечества», под которыми он имел в виду социальную безопасность и основы индивидуального интеллектуального и религиозного развития. Пока людям не хватало достоинства, они были бы неспособны ни к молитве, ни к мысли. [48] В Die dritte Idee («Третья идея») Дельп изложил идею третьего пути, который, в отличие от коммунизма и капитализма , мог бы восстановить единство человека и общества. [49]

Круг Сольфа

[ редактировать ]

В другую невоенную группу немецкого Сопротивления, получившую название «Чаепитие фрау Сольф» в гестапо , входил иезуит отец Фридрих Эркслебен . [50] Целью Круга Зольфа был поиск гуманитарных способов противодействия нацистскому режиму. Встреча проходила либо в доме фрау Сольф, либо в Элизабет фон Тадден доме . Фон Тадден был христианским реформатором образования и сотрудником Красного Креста . [51] Отто Кип и большая часть группы были арестованы в 1941 году и казнены. [50] [52]

Холокост

[ редактировать ]

В своей истории героев Холокоста еврейский историк Мартин Гилберт отмечает, что священники и монахини таких орденов, как иезуиты, францисканцы и бенедиктинцы, прятали еврейских детей в монастырях, женских монастырях и школах, чтобы защитить их от нацистов. [53] Исторически иезуиты время от времени использовали свое влияние против евреев в католических странах, и, по словам Лапомарды, с 16 века еврейский народ и иезуиты часто оказывались в оппозиции. [5] В 1930-х годах у иезуитов все еще действовало правило, запрещающее лицам еврейского происхождения присоединяться к иезуитам. [14]

Четырнадцать священников-иезуитов были официально признаны Яд Вашем , Холокоста Управлением памяти мучеников и героев в Иерусалиме , за то, что они рисковали своей жизнью ради спасения евреев во время Холокоста Второй мировой войны . Это: Роджер Браун (1910–1981). [54] Франции; Пьер Шайе (1900–1972) из ​​Франции; [55] Жан-Баптист Де Костер (1896–1968) из Бельгии; [56] Жан Флери (1905–1982) из ​​Франции; [57] Эмиль Гесслер (1891–1958) из Бельгии; Жан-Батист Янссенс (1889–1964) из Бельгии; Альфонс Ламбретт (1884–1970) из Бельгии; Планкарт Эмиль (1906–2006) из Франции; ху: Райле Якаб (1894–1949) из Венгрии ; Анри Револь (1904–1992) из ​​Франции; мн.: Адам Штарк (1907–1942) из ​​Польши; Анри Ван Остаен (1906–1945) из Бельгии; Иоаннес Марангос [58] (1901–1989) Греции ; и Раффаэле де Чантуз Кубе (1904–1983) из Италии. Для получения дополнительной информации об этих иезуитах и ​​других людях, которые помогали евреям, см. Винсент А. Лапомарда, 100 героических иезуитов Второй мировой войны (2015).

В конце 1942 года, когда Третий рейх был близок к своему полному размаху, нацисты стремились расширить свои облавы на евреев. В Лионе , в Виши, Франция , кардинал Жерлье демонстративно отказался выдать еврейских детей, приютившихся в католических домах, а 9 сентября в Лондоне сообщили, что французские власти Виши приказали арестовать всех католических священников, укрывавших евреев в неоккупированной зоне. . Восемь иезуитов были арестованы за то, что они укрывали сотни детей на территории иезуитов. [59]

Две трети из 300 000 евреев, живших во Франции на момент начала войны, пережили нацистский Холокост. [60] Большинство французских евреев пережили оккупацию, во многом благодаря помощи, полученной от католиков и протестантов , которые защищали их в монастырях , школах-интернатах, пресвитериях и семьях. [61] Организация Amitiés Chrétiennes действовала в Лионе , обеспечивая убежище для еврейских детей. Среди ее членов был иезуит Пьер Шайе . [62] Влиятельный французский богослов-иезуит Анри де Любак принимал активное участие в сопротивлении нацизму и антисемитизму . Вместе с Пьером Шайе он участвовал в публикации «Témoinage Chrétien» . Он ясно ответил на неоязычество и антисемитизм, назвав идею арийского Нового Завета, противоречащего семитскому Ветхому Завету , «богохульством» и «глупостью». [63]

Неприязнь к немцам и нацизму была сильна в католической Бельгии. [64] Бельгийский генерал-настоятель иезуитов Жан-Батист Янссенс позже был удостоен звания Праведника народов мира Яд Вашем . [65] Нацисты оккупировали Венгрию в 1944 году и начали широкомасштабную депортацию евреев. [66] Настоятелю-иезуиту Якабу Райле приписывают спасение около 150 евреев в резиденции иезуитов в Будапеште . [67] В Литве священники активно спасали евреев, в том числе иезуит Брониус Паукстис. [68]

Нацистская империя

[ редактировать ]
Эксгумированное тело отца Эдварда Косибовича С.Я., игумена на месте резни в иезуитском монастыре на улице Раковецкой в ​​Варшаве (1944 г.) .

Генеральным настоятелем всемирного ордена иезуитов в начале войны был Влодзимеж Ледоховский поляк . Преследование нацистами католической церкви в Польше было особенно жестоким. Винсент Лапомарда писал, что Ледоховский помог «ужесточить общее отношение иезуитов к нацистам» и что он позволил Радио Ватикана продолжить кампанию против нацистов в Польше. Радио Ватикана, которым руководил иезуит Филиппо Соккорси, выступало против нацистского угнетения – особенно в отношении Польши и виши-французского антисемитизма. [2]

В планах Гитлера по германизации Востока не было места христианским церквям. [69] Нацистская политика в отношении Церкви была наиболее жесткой на территориях, которые она присоединила к Великой Германии , где нацисты приступили к систематическому демонтажу Церкви: арестовывали ее лидеров, сослали ее священнослужителей, закрыли ее церкви, монастыри и женские монастыри. Многие священнослужители были убиты. [70] [71]

В ноябре 1940 года управляемое иезуитами радио Ватикана сообщило, что религиозная жизнь католиков в Польше была жестко ограничена и что за предыдущие четыре месяца в Германию было депортировано по меньшей мере 400 священнослужителей. [72] Среди преступлений нацистов против католиков в Польше была резня в резиденции иезуитов на улице Раковецкой в ​​Варшаве (1944 год) .

Среди наиболее значительных польских иезуитов, переживших казармы священников концентрационного лагеря Дахау, был Адам Козловецкий , который позже служил кардиналом . Он был арестован как молодой священник в Иезуитском колледже в Кракове в 1939 году и оставался в тюрьме до апреля 1945 года. Позже он написал свои воспоминания о своем пребывании в Дахау, где самый высокий процент заключенных священнослужителей составляли иезуиты. [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 33 и Приложение А
  2. ^ Перейти обратно: а б Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; стр. 266–267.
  3. ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 33
  4. ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; Приложение А, Б
  5. ^ Перейти обратно: а б с Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 12
  6. ^ Теодор С. Хамероу; На пути к волчьему логову – немецкое сопротивление Гитлеру ; Belknap Press издательства Гарвардского университета; 1997 год; ISBN   0-674-63680-5 ; п. 196
  7. ^ * Ричард Дж. Эванс ; Третий Рейх в войне ; Пингвин Пресс; Нью-Йорк 2009, с. 547: Эванс пишет, что Гитлер считал, что в долгосрочной перспективе национал-социализм и религия не смогут сосуществовать, и неоднократно подчеркивал, что нацизм — это светская идеология, основанная на современной науке: «Наука, — заявил он, — легко уничтожит последние остатки суеверий». Германия не могла мириться с вмешательством иностранных влияний, таких как Папа и «священники, по его словам, были «черными жуками», «абортами в черных рясах»».
    • Алан Баллок ; Гитлер: исследование тирании ; HarperPerennial, издание 1991 г.; п. 219: «Как только война закончится, [Гитлер] пообещал себе, что он искоренит и уничтожит влияние христианских церквей, но до тех пор он будет осмотрительным».
    • Майкл Файер ; Ответ немецкой католической церкви на национал-социализм. Архивировано 20 января 2019 г. в Wayback Machine , опубликовано Яд Вашем : «К концу десятилетия тридцатых годов церковные чиновники хорошо осознавали, что конечная цель Гитлера и другими нацистами была полная ликвидация католицизма и христианской религии, поскольку подавляющее большинство немцев были либо католиками, либо протестантами, эта цель должна была быть долгосрочной, а не краткосрочной целью нацистов».
    • Ширер, Уильям Л. , Взлет и падение Третьего Рейха: История нацистской Германии , с. 240, Simon and Schuster, 1990: «... под руководством Розенберга, Бормана и Гиммлера – при поддержке Гитлера – нацистский режим намеревался уничтожить христианство в Германии , если это возможно, и заменить старое язычество ранними племенными германскими племенами. боги и новое язычество нацистских экстремистов».
    • Ян Кершоу ; Гитлер: биография ; Нортон; 2008 Эдн; стр. 295–297: Нетерпение Гитлера к церквям, писал Кершоу, «вызывало частые вспышки враждебности. В начале 1937 года он заявлял, что «христианство созрело для разрушения» и что церкви должны уступить «примату государства». ", выступая против любого компромисса с "самым ужасным институтом, который только можно себе представить".
  8. ^ Алан Баллок ; Гитлер: исследование тирании ; HarperPerennial, издание 1991 г.; п. 218
  9. ^ Ричард Дж. Эванс ; Третий Рейх в войне ; Пингвин Пресс; Нью-Йорк 2009, с. 547
  10. ^ Перейти обратно: а б Ян Кершоу; Гитлер Биография ; 2008 Эдн; WW Нортон и Ко; Лондон; стр. 381–382
  11. ^ Уильям Л. Ширер; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; п. 240
  12. ^ Питер Лонгерих; Генрих Гиммлер ; Перевод Джереми Ноукса и Лесли Шарпа; Издательство Оксфордского университета; 2012 г.; п. 270
  13. ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 359
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 14
  15. ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; стр. 145–146.
  16. ^ Гилл, Антон (1994). Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру . Хайнеманн Мандарин. 1995 г., мягкая обложка ISBN   978-0-434-29276-9 , стр. 14–15
  17. ^ Джо Шарки; «Слово за слово/Дело против нацистов; как гитлеровские войска планировали уничтожить немецкое христианство» ; Нью-Йорк Таймс ; 13 января 2002 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; Приложение А.
  19. ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; стр. 16–18
  20. ^ Ричард Дж. Эванс; Третий Рейх в войне ; Пингвин Пресс; Нью-Йорк, 2009 г., стр. 97–98.
  21. ^ Бербен, Пол (1975). Дахау, 1933–1945: официальная история . Норфолк Пресс. ISBN   978-0-85211-009-6 ; п. 42
  22. ^ Бербен, Пол (1975). Дахау, 1933–1945: официальная история . Норфолк Пресс. ISBN   978-0-85211-009-6 ; стр. 276–277
  23. ^ Перейти обратно: а б с Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; стр. 140–141
  24. ^ Кершоу, Ян (2008). Гитлер: Биография . WW Нортон и компания. ISBN   978-0-393-06757-6 , стр. 210–211
  25. ^ «Понтифик восхваляет баварского врага нацизма» . Информационное агентство «Зенит» . Проверено 6 ноября 2013 г.
  26. ^ «Библиотека: Языческий Холокост» . Католическая культура . Проверено 6 ноября 2013 г.
  27. ^ Джон Толанд; Гитлер ; Издания Вордсворта; 1997 Эдн; п. 760
  28. ^ Перейти обратно: а б Питер Хоффманн ; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр. 161, 294
  29. ^ Питер Хоффманн ; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; п. 160
  30. ^ Уильям Л. Ширер ; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; стр. 648–649.
  31. ^ Перейти обратно: а б Питер Хебблтуэйт ; Павел VI, первый современный Папа ; ХарперКоллинзРелигиозный; 1993 год; п. 143
  32. ^ Уильям Л. Ширер ; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; п. 716
  33. ^ Мартин Гилберт; Вторая мировая война ; Батлер и Таннер Лтд.; 1989 год; п. 59
  34. ^ Уильям Л. Ширер ; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; п. 719
  35. ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933-1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр. 292–295
  36. ^ Иоахим Фест; Планирование смерти Гитлера: немецкое сопротивление Гитлеру, 1933–1945 ; Вайденфельд и Николсон, 1996, с. 131
  37. ^ Винсент А. Лапомарда; Иезуиты и Третий Рейх ; 2-й Эдн, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс ; 2005 г.; п. 265.
  38. ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 200
  39. ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; стр. 100–101
  40. ^ Ян Кершоу; Гитлер Биография ; 2008 Эдн; WW Нортон и Ко; Лондон; п. 823
  41. ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; п. 33.
  42. ^ Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; п. 161
  43. ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 225
  44. ^ Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; п. 264
  45. ^ Перейти обратно: а б Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; п. 164
  46. ^ Лотар Кениг ; «Мемориальный центр немецкого сопротивления, Указатель лиц»; получено 4 сентября 2013 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; стр. 86–87
  48. ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 67
  49. ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 142
  50. ^ Перейти обратно: а б Уильям Л. Ширер; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; стр. 1025–1026.
  51. ^ Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру ; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; п. 160
  52. ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (первое английское издание); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; п. 32
  53. ^ Мартин Гилберт; Праведники: невоспетые герои Холокоста ; Холт в мягкой обложке; Нью-Йорк; 2004 г.; Предисловие
  54. ^ Braun Roger (1910–1981 ) ; Yad Vashem
  55. ^ Chaillet Pierre (1900–1972) ; Yad Vashem
  56. ^ De Coster, Father Jean-Baptiste ; Yad Vashem
  57. ^ Fleury Jean (1905–1982 ) ; Yad Vashem
  58. ^ «Праведник народов мира» . Праведники народов мира .
  59. ^ Мартин Гилберт; Холокост: еврейская трагедия ; Коллинз; Лондон; 1986 год; п. 451
  60. ^ Мартин Гилберт; Праведники – Невоспетые герои Холокоста ; Даблдэй; 2002 г.; ISBN   0-385-60100-X ; п. 251
  61. ^ http://www.yadvashem.org/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%20686.pdf [ пустой URL PDF ]
  62. ^ Еврейские спасательные операции в Бельгии и Франции ; Люсьен Стейнберг ; опубликовано Яд Вашем
  63. ^ «Le Monde des Religions - Надпись» . Lemondedesreligions.fr. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 16 октября 2014 г.
  64. ^ Мартин Гилберт; Праведники – Невоспетые герои Холокоста ; Даблдэй; 2002 г.; ISBN   0-385-60100-X ; п. 253
  65. ^ «Праведники народов мира удостоены чести Яд Вашем | К 1 января 2011 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2011 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
  66. ^ Майкл Файер; Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 гг.; Издательство Университета Индианы; п. 117
  67. ^ Мартин Гилберт; Праведники – Невоспетые герои Холокоста; Даблдэй; 2002 г.; ISBN   0-385-60100-X ; п. 337
  68. ^ Мартин Гилберт; Праведники – Невоспетые герои Холокоста ; Даблдэй; 2002 г.; ISBN   0-385-60100-X ; п. 75
  69. ^ Ян Кершоу; Гитлер Биография ; 2008 Эдн; WW Нортон и компания; Лондон с. 661
  70. ^ «Поляки: жертвы нацистской эпохи» . Мемориальный музей Холокоста США. Архивировано из оригинала 28 ноября 2005 года . Проверено 24 мая 2013 г.
  71. ^ Либионка, Дариуш (2004). «Католическая церковь в Польше и Холокост, 1939–1945» (PDF) . В Кэрол Риттнер; Стивен Д. Смит; Ирена Штайнфельдт (ред.). Холокост и христианский мир: размышления о прошлом, вызовы будущему . Нью Лиф Пресс. стр. 74–78. ISBN  978-0-89221-591-1 .
  72. ^ «Нацистская война против католической церкви»; Национальная католическая конференция благосостояния; Вашингтон, округ Колумбия; 1942 год; стр. 49–50
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5a5047b21aee7825dfcbefa3e5261fc__1707891960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/fc/d5a5047b21aee7825dfcbefa3e5261fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jesuits and Nazi Germany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)