Гомбурза
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2017 г. ) |
Гомбурза , альтернативно стилизованный под ГОМБУРЗА или ГомБурЗа , [1] [2] относится к трем филиппинским католическим священникам , Мариано Гомесу , Хосе Бургосу и Хасинто Саморе , которые были казнены мятежа 17 февраля 1872 года в Багумбаяне, Филиппины, испанскими колониальными властями по обвинению в подрывной деятельности, возникшей в результате Кавите в 1872 году . Название представляет собой смесь фамилий священников.
Гомбурза навлек на себя ненависть испанских властей за то, что боролся за равноправие священников и возглавил кампанию против испанских монахов. Они боролись по вопросам секуляризации на Филиппинах , что привело к конфликту религиозных и церковных светских лиц. [3]
Их казнь оказала глубокое влияние на многих филиппинцев конца XIX века; Хосе Ризал , позже ставший национальным героем страны, посвятил свой роман «Флибустьеризм» . их памяти [4] Поводом послужил мятеж рабочих на военно-морской верфи Кавите. [5] [6] необходимые властям, чтобы компенсировать предполагаемое унижение главной цели, Хосе Бургоса, который угрожал установленному порядку. [ нужны разъяснения ]
Бургос был доктором философии и искусств. [ нужна ссылка ] известность которого распространилась даже на Испанию, так что, когда новый губернатор и генерал-капитан Карлос Мария де ла Торре прибыл из Испании, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей, он пригласил Бургоса сесть рядом с ним в его карете во время инаугурационной процессии, место, традиционно отведенное для архиепископ . и испанец с полуострова Приходу либерала де ла Торре противостояло правящее меньшинство монахов, обычных священников, принадлежавших к ордену ( доминиканцы , августинцы , францисканцы и т. д.) и их союзников в гражданском правительстве. Его поддержали светские священники, большинство из которых были метисами, прикомандированными к приходам и обширным общинам, которые верили, что реформы и равенство, которых они хотели с испанцами на полуострове, наконец-то наступили. Не все религиозные ордена были против нативизации, как иезуиты и ордены воспоминаний; Иезуиты подвергались преследованиям в нескольких европейских империях за их поддержку антиколониальных коренных американцев в парагвайских миссиях, а «Воспоминания» передали свои приходы коренным филиппинцам, когда иезуиты были изгнаны, а «Вспоминания» перебрались на бывшую территорию иезуитов на Филиппинах. Однако менее чем через два года де ла Торре сменил Рафаэль де Искьердо . [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]Мариано Гомес де лос Анхелес был известным в свое время римско-католическим священником. [7] часть троицы, обвиняемой испанскими колониальными властями в мятеже на Филиппинах в XIX веке. Гомес был ребенком Алехандро Франсиско Гомеса и Мартины Кустодиа. Он родился в пригороде Санта-Крус, Манила, 2 августа 1799 года. Он был Торнатрасом , рожденным от смешанного местного (филиппинского), китайского и испанского происхождения. Он учился в Коллегии Сан-Хуан-де-Летран , а затем изучал богословие в Университете Санто-Томас , готовясь к священству в семинарии Манилы. Гомеш был назначен настоятелем Бакура , Кавите , 2 июня 1824 года. Помимо заботы о духовных потребностях, он также преподавал сельское хозяйство и надомное производство. Он боролся за права своих собратьев-туземных священников против испанских злоупотреблений. Он также принимал активное участие в издании газеты La Verdad . 17 февраля 1872 года он был одним из священников, казненных по ложным обвинениям в государственной измене и подстрекательстве к мятежу, приняв предполагаемое активное участие в восстании в Кавите. Позже он был приговорен к смертной казни через удавку военным судом на Багумбаянском поле. [ нужна ссылка ]
Хосе Аполонио Бургос-и-Гарсия родился в Вигане, Илокос-Южный, 9 февраля 1837 года и крестился 12 числа того же месяца. Его родителями были Хосе Бургос, испанский лейтенант испанской милиции Илокоса, и Флоренсия Гарсия, уроженка Вигана. В раннем подростковом возрасте он учился в Коллегии Сан-Хуан-де-Летран, а затем поступил в Университет Санто-Томас, получив степень бакалавра философии в 1855 году, бакалавра теологии в 1859 году, лиценциата философии в 1860 году, лиценциата теологии в 1859 году. 1862 г., доктор теологии и доктор канонического права в 1868 г. [8]
Хасинто Самора-и-дель Росарио родился 14 августа 1835 года в Пандакане, Манила. Его родителями были Венансио Самора и Илария дель Росарио. Он учился в колледже Сан-Хуан-де-Летран и получил степень бакалавра искусств. Позже он перешел в Университет Санто-Томаса и получил степень бакалавра канонического и гражданского права. Он готовился к священству в семинарии Манилы. В юном возрасте он мечтал стать священником. Получив министерскую и священническую власть, Самора смог основать приходы в Марикине, Пасиге и Батангасе, а ему также было поручено курировать Манильский собор 3 декабря 1864 года .
Мученичество
[ редактировать ]Казнь Гомбурзы остается одним из самых спорных вопросов, глубоко укоренившихся в истории Филиппин. Однако их трагический конец привел к рассвету филиппинского национализма в 19 веке, который усилился доктором Хосе П. Рисалем, посвятившим свой второй роман под названием « Эль-Флибустеризм» , в котором осуждалось испанское правление и элита филиппинцев. В своем романе Ризал написал: «В память священников дона Мариано Гомеса (89 лет), дона Хосе Бургоса (35 лет) и дона Хасинто Саморы (37 лет). Казнен на поле Багумбаян 17 февраля. , 1872. Церковь, отказываясь унижать вас, поставила под сомнение вменяемое вам преступление, правительство, окружив ваши испытания тайной и тенями, вызывает веру в то, что произошла какая-то ошибка, совершенная в роковые моменты; и все Филиппины, поклоняясь вашей памяти и называя вас мучениками, никоим образом не признают ваши способности, поэтому, поскольку ваше соучастие в мятеже в Кавите не доказано, вы можете быть или не быть патриотами, и поскольку вы можете быть или не быть патриотами. вы можете питать или не питать чувства справедливости и свободы, я имею право посвятить свою работу вам как жертвам зла, которое я предпринимаю в бою». Однако следует отметить, что рассказ Ризала был ошибочным в деталях, поскольку казнь произошла 17 февраля 1872 года, а не 28 февраля 1872 года, как ошибочно упоминает Ризал. Кроме того, неточно указан возраст священников. На момент казни Гомесу было 72 года, Бургосу — 35 лет, а Саморе — 36 лет. [9]
Их смерти способствовала публичная казнь в Багумбаяне (Лусон) с использованием гарроты из-за ложных обвинений, выдвинутых против них испанскими властями. Их предполагаемые преступления включали государственную измену и подстрекательство к мятежу за то, что они были предполагаемыми вдохновителями восстания индейцев (коренных филиппинцев), работающих в арсенале Кавите. Более того, по мнению испанского военного трибунала, они считались частью тайного движения, направленного на свержение испанского правительства, что делало их угрозой для испанского духовенства. [10] Казнь с тех пор была названа Террором 1872 года и признана ключевым событием, способствовавшим последующей филиппинской революции 1896–1898 годов.
Исторические отчеты
[ редактировать ]Казнь Гомбурсы была задокументирована испанским историком по имени Хосе Монтеро-и-Видаль, который написал книгу под названием Historia General de Filipinas, в которой основное внимание уделяется взгляду испанца на мятеж в Кавите. Включение предвзятого рассказа о причинах казни Гомбурзы позже вызвало широкую критику. [11]
Рассказ Видаля был подтвержден тогдашним генерал-губернатором Рафаэлем Искьердо-и-Гутьерресом . В своем докладе он рассказал, что отмена привилегий, которыми пользовались работники арсеналов Кавите, вызвала «революцию». Он также обвинил средства массовой информации, особенно испанскую прессу, независимо от демократической, либеральной или республиканской принадлежности, в безудержном распространении средств массовой информации. Говорят, что последний содержал пропаганду, такую как свержение светского престола, которая якобы вдохновила индейцев (коренных филиппинцев) на организацию мятежа. Генерал Искьердо также упомянул, что местное духовенство было частью повстанцев, выступавших против испанских монахов. Духовенство якобы хотело положить конец господству Испании над Филиппинами, чтобы избрать нового хари , который будет управлять страной, и назвало отцов Хосе Бургоса и Хасинто Самору ответственными за это. Рассказы этих двух испанцев поддерживали друг друга, указывая тем самым на спланированный заговор между образованными лидерами, метисами, абогадильо, жителями Манилы и Кавите, а также местным духовенством. Кроме того, 20 июня 1872 года в районе Сампалок отмечался праздник Девы Лорето, в ходе которого по обычной традиции устраивался фейерверк. Однако, по словам Искьердо и Видаля, фейерверк ввел в заблуждение жителей Кавите, заставив их напасть на испанских офицеров, выполняя желание республиканцев искоренить испанское присутствие. Произошло также массовое убийство монахов, что сделало арест Гомбурзы законным. В результате быстрого судебного разбирательства они были приговорены к смертной казни через удушение. [12]
Тем не менее, возникло много спекуляций по поводу их быстрого конца, которые взволновали общественность, а некоторые разногласия были опубликованы Филиппинским агентством новостей. В сообщениях говорилось, что испанские прокуроры подкупили свидетеля, чтобы тот дал показания против трех священников, обвиненных в подстрекательстве к мятежу и государственной измене, что привело к их смерти от удавки. Более того, по словам Эдмунда Плаушута, цитируемого Хайме Венерасионом, поздно вечером 15 февраля 1872 года трое священников были признаны виновными в государственной измене как подстрекатели мятежа на военно-морской верфи Кавите и приговорены к смертной казни испанским военным трибуналом. На следующее утро приговор суда был зачитан священнику в форте Сантьяго, и им сказали, что они будут казнены на следующий день (17 февраля 1872 г.). После того, как они выслушали приговор, Бургос зарыдал, Самора потерял рассудок и так и не пришел в себя, и только Гомес бесстрастно слушал. [13]
Почти сорок тысяч филиппинцев, находившихся в разных местах вокруг платформы, стали свидетелями казни филиппинского священника и видели Салдуа (артиллериста, давшего показания в пользу осуждения священника). Когда духовник Гомеса, монах «Вспомнить», громко призвал его смириться со своей судьбой, он ответил: «Отец, я знаю, что ни один лист не падает на землю иначе, как по воле Бога. Поскольку Он желает, чтобы я умер здесь, Его святой будет сделано».
Тем не менее, доктор Тринидад Эрменегильдо Пардо де Тавера , филиппинский ученый и исследователь, сообщил миру о филиппинской стороне спора. По его словам, это был всего лишь бунт рабочих арсенала Кавите из-за их недовольства отменой своих привилегий по приказу генерала Искьердо от 20 января 1872 года. Около 200 человек, включая солдат, рабочих и жителей Кавите во главе с сержантом Ламадридом убил всех испанских офицеров, оказавшихся в поле зрения, включая командира. Но затем генерал Искьердо вместе с монахами преувеличил это событие, чтобы встревожить испанское правительство и отложить проведение реформ для коренных филиппинцев. Такие реформы включали создание школы искусств и ремесел, целью которой было улучшение образования филиппинцев, но это означало бы, что монахи потеряют свою власть в правительстве. Генерал Искьердо воспользовался этим событием, чтобы вселить страх в умы коренных филиппинцев. К сожалению, испанское правительство в Испании полагалось на отчет генерала Искьердо и больше не предпринимало попыток расследовать этот вопрос. Они полагали, что указанное движение действительно было большим и хорошо спланированным заговором с целью подорвать суверенитет Испании на Филиппинах. [14]
Кавите мятеж
[ редактировать ]Так называемый Кавитский мятеж рабочих арсенала военно-морской верфи из-за снижения заработной платы привел к появлению свидетеля, готового обвинить трех священников, каждый из которых был осужден в дисциплинарном порядке и приговорен к смертной казни через гарроту 17 февраля 1872 года. Тела Трое священников были похоронены в общей безымянной могиле на кладбище Пако , в соответствии с практикой хоронения врагов государства. [5] Примечательно, что в архивах Испании нет никаких записей о том, как на либерала Искьердо можно было повлиять, чтобы он санкционировал эти казни. [ нужна ссылка ] Грегорио Мелитон Мартинес (тот самый архиепископ, который рукоположил святого Эсекьеля Морено и Диаса ), архиепископ Манилы, отказался лишить сана священников, поскольку они не нарушили никакого канонического права . Он приказал звонить в колокола каждой церкви в честь казнённых священников, настолько это подействовало на будущего филиппинского героя Хосе Ризаля , который был свидетелем их казни. В результате расследования появилось множество подозреваемых, большинство из которых были сосланы на Гуам на Марианских островах . [ нужна ссылка ]
Восстановление останков
[ редактировать ]В 1978 году останки, предположительно принадлежавшие троим, были обнаружены на кладбище Пако-Парк инженерным управлением города Манилы. [15] Могила в память о троице была воздвигнута на том же месте, где были обнаружены останки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Агбаяни III, Эуфемио О. (8 февраля 2022 г.). «Вспоминая ГОМБУРЗУ на протяжении многих лет» . Национальная историческая комиссия Филиппин . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Чуа, Майкл «Сяо» (16 апреля 2022 г.). «МаДжоХа для ГомБурЗа» . Манила Таймс . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ «ГОМБУРЗА казнены 17 февраля 1872 года» . Проект Кахимьянг . 16 февраля 2012 года . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ «История националистической партии» . Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года . Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Проблема секуляризации и казнь Гомбурзы» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ «Падре Хосе Ма Бургос» . Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ ИСТОРИЯ ФИЛИППИН . ГРИНВУД. 2020. с. 186. ИСБН 978-1-4408-7358-4 .
- ^ «Отец Хосе Бургос родился в Вигане, Илокос-Сур, 9 февраля 1837 года» . Проект Кахимьянг . 8 февраля 2012 года . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Клементе, Джанет Эспина; Круз, Джеффри Роэл (2019). Жизнь и творчество РИЗАЛа . Южный треугольник, Кесон-Сити, Филиппины: C&E Publishing, Inc. стр. 186–187. ISBN 978-971-9811-43-5 .
- ^ «Мученичество ГомБурЗа | Президентский музей и библиотека» . Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ «Доклад о мятеже Кавите | Политика» . Скрибд . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Пьедад-Пугей, Крис Антонетт (5 сентября 2012 г.). «Два лица мятежа в Кавите 1872 года» . Национальная историческая комиссия Филиппин . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года.
- ^ Окампо, Амбет. «Мученичество ГомБурЗа» . Президентский музей и библиотека Малаканского дворца . Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ Пьедад-Пугей, Крис Антонетт (5 сентября 2012 г.). «Два лица мятежа в Кавите 1872 года» . Национальная историческая комиссия Филиппин . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ Касипит, Дженнифер Р. «ГОМБУРЗА. Все началось с упорных мучеников» . Проверено 30 июля 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зайде, Грегорио Ф. (1984). Филиппинская история и правительство . Типография Национального книжного магазина.
- Джанет Эспина-Клементе и Джеффри Роэл К. Круз (2019). Жизнь и творчество Ризала . C&E Паблишинг, Инк.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- медиафайлы по теме: Гомбурза Викискладе есть