Праздник Черного Назарянина
Праздник Черного Назарянина | |
---|---|
![]() Перевод Черного Назарянина, 2024 г. | |
Также называется | Назарянин Перевод |
Наблюдается | Манила , Филиппины |
Литургический цвет | Бордовый, Фиолетовый, Желтый |
Тип | Культурный, Религиозный ( Католик ) |
Значение | Перенос образа Черного Назарянина , который верующие считают чудотворным, в церковь Кьяпо. |
Обряды | Шествие Черного Назарянина (Трасласьон), массовое присутствие, молитвы |
Дата | 9 января |
В следующий раз | 9 января 2025 г. |
Частота | Ежегодный |
Первый раз | 1787 |
Связано с | Страстная пятница |
Праздник Черного Назарянина (филиппинский: Pista ng Itím na Nazareno ), также известный как Трасласьон в честь массового шествия, связанного с праздником, — религиозный праздник, проводимый в Маниле , Филиппины , в центре которого находится Черный Назарянин , образ Иисус Христос . Он отмечается ежегодно 9 января.
Фон
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Праздник Черного Назарянина отмечает годовщину перевода или переноса изображения из первоначального места в церкви в современном парке Лунета в Кьяпо . Образ был принесен в церковь Сан-Хуан-Баутиста в Багумбаяне, ныне Лунета, до 31 мая 1606 года священниками-августинцами «Воспоминания». В 1608 году икона была помещена в церковь Воспоминания Сан-Николас-де-Толентино в Интрамуросе . он был перенесен в церковь Святого Иоанна Крестителя, которую сейчас обычно называют церковью Кьяпо . 9 января 1787 года [1] «Торжественный перенос» в итоге стал датой праздника Черного Назарянина. [2]
Изображение
[ редактировать ]Имена и характеристика
[ редактировать ]Существуют противоположные мнения о том, считать ли праздник Черного Назарянина настоящей фиестой в связи с тем, что празднование 9 января празднует перенесение образа, а не литургический « праздник » образа. Надлежащее литургическое поминовение Черного Назарянина приходится на Страстную пятницу . [3] В 2021 году приходской викарий базилики Дуглас Бадонг объяснил, что Праздник Черного Назарянина — это правильный термин для обозначения религиозного события, и его можно назвать фиестой, поскольку это событие похоже на типичный филиппинский фестиваль. [4]
Событие в просторечии называют « Назарено » по самому изображению. [4] или Перевод после шествия 9 января. [3] Слово « Перевод» часто искажается до неправильного «перевода». [2]
Деятельность
[ редактировать ]Шествие в честь Дня благодарения
[ редактировать ]Празднества начинаются с благодарственного шествия, которое обычно проводится поздним вечером 30 декабря перед началом новенны на следующий день, в канун Нового года . [5]
Пень
[ редактировать ]
Пахалик («поцелуй») обычно совершается за день или за несколько дней до фактического начала процессии на трибуне Квирино . Преданные выстраиваются в длинные очереди возле трибуны, часами ожидая возможности прикоснуться к изображению Черного Назарянина. [5]
Протирание изображения тканью, которое также производится во время самого шествия, соответствует народной вере в то, что ткань может поглощать силы святого объекта, обычно и особенно его лечебные способности. Эта святость через контакт происходит от древнего обычая ex Brandea — протирания тканью тел или могил Двенадцати Апостолов , что само по себе является частью более широкой категории реликвий третьего класса .
Перевод
[ редактировать ]Главным событием Праздника Черного Назарянина является Traslación , происходящее от испанского термина, означающего «проход» или «движение».
Ежегодно 9 января по улицам Кьяпо проходит Трасласьон Черного Назарянина, посвященный «торжественной передаче» копии образа из Сан-Николас-де-Толентино-интрамурос в Кьяпо, и его посещают до 6,5 миллионов верующих. [6] устойчивое заблуждение , согласно которому Трасласьон В последние годы в средствах массовой информации, а также недобросовестных политиках существует неоднократно упоминается как в основном «Праздник Черного Назарянина» ( Pistá ng Itím na Nazareno ), а иногда и «Праздник Кьяпо» (Pistá ng Itím na Nazareno). Pistá ng Quiapo ), которые, несмотря на хаотичную, но праздничную атмосферу, далеки от истины: литургическое поминовение Черного Назарянина приходится на Страстную пятницу (второе число года, в который обрабатывается изображение). [3] приходской праздник базилики приходится на 24 июня (одновременно с Днем Манилы ) – в день рождения ее титулованного Между тем , Иоанна Крестителя .
В последние годы маршрут процессии был изменен из-за увеличения количества аварий, чтобы дать возможность другим районам, находящимся за пределами традиционного маршрута, принять участие, а также из-за структурных недостатков близлежащих мостов. Обычно это школьные каникулы только для школ, расположенных рядом с маршрутом шествия, но впервые в истории города мэр Манилы Джозеф Эстрада в 2014 году объявил этот день особым нерабочим праздником из-за непроходимости некоторых улиц и прогнозируемых заторов. в других. Его преемники на посту мэра города сохранили эту практику. В 2024 году не кто иной, как президент Бонгбонг Маркос подтвердил статус этого дня как общегородского праздника. [7]
Согласно обычаю, Черный Назарянин покидает Малую базилику за день или два до ежегодного шествия либо публично, либо тайно. С 2016 года процессия начинается около 05:30 по тихоокеанскому времени ( GMT+8 ) после торжественной полуночной высокой мессы ( филиппинский : Misa Mayor ) на трибуне Кирино под председательством архиепископа Манилы , за которой через несколько часов следует утренняя молитва Литургия Часов . Он заканчивается в Кьяпо поздно вечером того же дня или рано утром следующего дня, в зависимости от того, как долго путешествовало изображение. Некоторые участники предпочитают дождаться изображения внутри Малой базилики, чтобы поприветствовать его, в то время как большинство преданных проходят весь маршрут процессии. [8]
Все преданные носят темно-бордовую и желтую одежду, как на изображении, и ходят босиком в знак покаяния и подражая пути Христа на Голгофу . По оценкам властей, в шествии 2013 года босиком прошли более 500 000 преданных, и за всю почти недельную церемонию посетили 9 миллионов человек. [8] Среди участников - семьи преданных, туристы и члены ассоциаций преданных по всей стране и за рубежом, все они несут свои длинные estandartes (религиозные хоругви ), обычно окрашенные в бордовый или белый цвет, вышитые золотом и украшенные изображением и названием ассоциации.

Черный Назарянин обрабатывается на Андах , и традиционно только мужчинам разрешалось быть мамамасаном («носителями»), преданные тянули колесный Андас за две большие веревки. В последние годы женщинам -мамасанам разрешили участвовать, а беременным женщинам запретили по соображениям безопасности. Существует также обычай соперничать за прикосновение к Кананг Баликат , или веревке, прикрепленной к правому плечу изображения. Народное поверье считает, что он обладает большой святостью, поскольку ближе всего к подражанию образу, несущему Крест.
Маршалы Малой базилики, известные как Хиджос дель Назарено («Сыны Назарянина»), образуют почетный караул вокруг изображения и являются единственными людьми, которым разрешено ездить на андах во время Трасласьона . Хиджо , отличающиеся от верующих, одетых в темно-бордовые одежды, своими желто-белыми рубашками, имеют основную задачу - защищать икону от повреждений и направлять мамамасана вперед и назад с помощью жестов рук, голосовых команд (иногда через мегафон ) и сигналов свистком. . Кроме того, они помогают верующим взобраться на анды , чтобы ненадолго коснуться креста иконы и вытереть изображение брошенной в них тряпкой.
С 2021 по 2023 год ежегодный Трасласьон был отменен из-за пандемии COVID-19 . [9] [10] вместо этого прибегая к альтернативам, таким как Падунгау («просмотр») Черного Назарянина и ежечасным мессам в церкви Кьяпо . Однако в 2022 году мессы проводились за закрытыми дверями из-за огромного всплеска случаев заболевания COVID-19, вызванного вариантом SARS-CoV-2 Omicron , что побуждало преданных посещать их онлайн . [10] Альтернативное шествие, известное как «Прогулка веры», состоялось 8 января 2023 года, и к нему присоединилось около 88 000 преданных. [11] [12]
После долгого перерыва Traslación вернулся в 2024 году. [13] Новый дизайн анды , построенный Sarao Motors . [14] был представлен для шествия того года, с изображением, заключенным в толстое закаленное и многослойное стекло, бортовыми огнями для освещения в ночное время, звуковой системой и встроенной камерой видеонаблюдения . [15] Несмотря на запреты организаторов и властей на восхождение на Анды , [5] многие до сих пор взбирались на него из-за своей преданности, веря, что это принесет чудеса. [16]
Ла Мирата или Дунгау обряд
[ редактировать ]Традиционный «Дунгау» , тагальская калька испанского названия обряда «Мирата» , «видеть» или «видеть», включает в себя Черного Назарянина, идущего с улицы Идальго , которого заставляют ненадолго остановиться на Пласа-дель-Кармен, площади вдоль юго-западного фланга. неоготической базилики Менор - де-Сан-Себастьян , прежде чем продолжить движение по улице Билибид-Вьехо. Обряд, который был прекращен в начале 1900-х годов по до сих пор неизвестным причинам, был возрожден и вновь включен в Трасласьон 9 января 2014 года после обнаружения старых документов, подтверждающих его практику. [17]
Местные священники «Воспоминания» убирают изображение Богоматери с горы Кармель из главной ниши мэра -ретабло или используют копию, называемую ее викарией . Изображение облачено в prima vista , используемое только в самых торжественных случаях, в camarín , или частной комнате. могут войти только монахини-августинцы и другие женщины в камарин На данный момент . Все мужчины, включая священников, выходят, поскольку им запрещено смотреть, как Богородица «переодевается». В течение всего процесса наделения четки читают .
Полностью облаченный в драгоценные одежды и регалии, оригинальное изображение, подаренное «Воспоминаниям» в 1617 году кармелитским женским монастырем в Мехико , затем торжественно и бесшумно переносится на своих маленьких андах на временные леса, возведенные на юго-западном склоне холма. церковь. Там несколько священников и служителей поднимают его, чтобы «увидеть» и «встретить» Черного Назарянина, пока преданные замолкают. За уроком Евангелия следуют общие ходатайства, и несколько молитв (часто « Отче наш» и «Радуйся, Мария ») горячо поются. Колокола базилики звонят во время короткого молебна. [18]
Затем председательствующие священники кричат « ¡Viva Jesús Nazareno! », на что толпа отвечает « ¡Viva! » и « ¡Viva Virgen del Carmen! », на что обычный ответ — « ¡Guapa! »; это приветствие повторяется трижды. Вскоре после этого священники медленно поворачивают изображение Богородицы так, чтобы она «смотрела», как Черный Назарянин и его процессия покидают окрестности Пласа-дель-Кармен. Затем изображение Богородицы возвращается на главный алтарь или копия возвращается на свое место, в то время как хор поет религиозный гимн Nuestro Padre Jesús Nazareno . [19]
С теологической точки зрения обряд Дунгау отражает четвертое Традиционное Крестное стояние , где Христос встречает свою Мать, Деву Марию , по пути на Голгофу, и отражает близость Христа и Его Матери. Обряд также рассматривается как «любезность» образа Богородицы по отношению к Черному Назарянину, поскольку святыня первой находится на маршруте процессии.
Травмы и жертвы
[ редактировать ]Трасласьон тянущих также известен жертвами, возникающими в результате толкотни и скопления людей, анды . Травмы и даже смерть преданных вызваны одним или несколькими факторами, включая жару, усталость или топтание толпой. [20] [21]
Длина
[ редактировать ]2012 года Трасласьон на данный момент является самым продолжительным в истории изображений. Процессия закончилась через 22 часа после того, как она покинула трибуну и прибыла на площадь Миранда около 05:15 утра по тихоокеанскому времени 10 января. Процессия заняла больше времени, чем обычно, поскольку колеса анд рано сломались в месте возле отеля «Манила» , а веревка немного порвалась. расстояние недалеко от Ливасанга Бонифачо . Поступали также сообщения о группах преданных, которые отклоняли изображение от ранее определенного маршрута, чтобы пройти мимо коммерческих учреждений за пределами традиционного маршрута. Этот незаконный акт был совершен для того, чтобы позволить домам и предприятиям сойти с запланированного маршрута, чтобы получить удачу и благословение изображения. [22] 2017 и 2018 годов Такая же продолжительность была зафиксирована и для Traslacións . [23] [24]
Между тем, Трасласьон 2007 года (первый, проведенный здесь по случаю «400-го Трасласьона», поскольку предыдущие шествия проводились только вокруг района Кьяпо ) был самым быстрым шествием в истории, которому потребовалось всего девять часов, прежде чем оно вернулось в город. Церковь Кьяпо. [25] После новых мер и изменения маршрута в 2020 году, в результате которого длина процессии уменьшилась на 300 метров (980 футов) за счет прохождения моста Аяла вместо обычного моста Джонса (2014–2019 годы) или традиционного моста Макартура (использовался в 2007, 2009 годах). –2013 г.), шествие 2020 г. длилось шестнадцать часов тридцать четыре минуты, что стало третьим по скорости в истории. [26] улучшение по сравнению с зафиксированным временем в двадцать один час в 2019 году. [21] В 2024 году с введением новых анд это время было сокращено до четырнадцати часов, пятидесяти девяти минут и десяти секунд . [6]
Участие толпы
[ редактировать ]Церковь Кьяпо зарегистрировала присутствие 6 532 501 преданного за 13-часовой период шествия 2024 года, по крайней мере пятая часть из них присутствовала в церкви; [27] в одном из самых больших скоплений людей в истории религиозного фестиваля. [6]
Литургическое соблюдение
[ редактировать ]Красные облачения используются на празднике Черного Назарянина. В отсутствие общенациональной литургической директивы о празднике решение о его праздновании оставалось за приходами и общинами. Таким образом, в 2024 году Манильская архиепископия предложила Святому Престолу объявить 9 января «национальным праздником Черного Назарянина». [28]
Литургия Слова для черных назарянских месс аналогична литургии, совершаемой в праздник Воздвижения Креста Господня . [29]
- Первое чтение: Числа 21 :4б-9.
- Ответный псалом : Псалом 78 ( 77 ): 1–2, 34–35, 36–37, 38.
- Второе чтение: Филиппийцам 2 :6-11.
- Евангелие : Иоанна 3 :13-17.
Чтобы удовлетворить наплыв преданных, в 2023 и 2024 годах в церкви Кьяпо проводились тридцатитрехчасовые мессы, начиная с первой всенощной мессы 8 января в 15:00 по тихоокеанскому времени до последней мессы в 23:00 следующего дня. [5]
Торжества за пределами Манилы
[ редактировать ]На Филиппинах
[ редактировать ]
Подобные шествия, повторяющие Трасласьон, проходят 9 января и в других частях страны. Самый крупный из них находится в Кагаян-де-Оро , где используется официальная копия изображения, данного Малой базиликой в 2009 году. С тех пор он стал центром богослужения на Минданао.
4 марта 2014 года копия Черного Назарянина из церкви Кьяпо прибыла в старую часовню миссионерского центра Св. Рока-Целителя, епископский комплекс, Брги. Каваян, Катарман, Северный Самар . С тех пор многие верующие со всего Северного Самара приезжали поклониться священному образу, особенно по пятницам. В то время указанный миссионерский центр строил церковь большего размера. [ нужна ссылка ]
9 января 2015 года состоялся первый Трасласьон , когда священный образ был торжественно перенесен из старой церкви в новое и недостроенное церковное здание. На мероприятие пришли толпы людей не только из Северного Самара , но и со всего острова. [30]
12 сентября 2016 года вновь построенная церковь была благословлена, освящена и освящена кардиналом Луисом Антонио Тагле . Мероприятию сослужили священники церкви Кьяпо, Феломино Дж. Бактол, епископ Военно-морской , почетный епископ Анхел Хобаян из епархии Катармана , Эммануэль К. Транс, епископ Катармана, первый администратор Миссионерского центра Алан Абалон и миссионерский центр. второй администратор и ректор Рико М. Манук. В мероприятии приняли участие преданные из разных епархий Восточных Висайских островов. В ходе церемонии Миссионерскому центру был присвоен статус епархиальной святыни, что сделало его первой церковью на Висайских островах, объявленной святыней в честь этого образа. [ нужна ссылка ]
18 августа 2019 года указанная святыня стала приходом, что сделало ее первым барангайским приходом во всей Катарманской епархии. Его нынешнее официальное название - приход Св. Рока Целителя, епархиальный храм Нуэстро Падре Хесуса Назарено. [31]
Другие страны
[ редактировать ]Филиппинцы за рубежом принесли традицию шествия и массового чествования образа Черного Назарянина в такие страны, как Австралия и США . Как и в Кьяпо, копию изображения проносят по улицам или в пределах прихода, а верующие читают молитвы. [ нужна ссылка ]
В сентябре 2012 года копия Черного Назарянина была канонически закреплена в римско-католическом приходе Святой Екатерины Сиенской в Резеде, Калифорния , США. Шествие в Объединенных Арабских Эмиратах стало первым Трасласьоном на Ближнем Востоке 4 января 2019 года, в первую пятницу того же месяца. [32]
Транспорт во время перевода
[ редактировать ]Передвижение по городу Маниле во время Трасласьона 9 января может быть затруднено, поскольку ожидается интенсивное движение транспорта. Большинство джипни в течение дня используют альтернативные маршруты, чтобы избежать процессии, тем самым создавая дополнительное время в пути. Некоторые системы общественного железнодорожного транспорта, такие как линия 1 , линия 2 и линия 3, предоставляют бесплатный проезд верующим, в которых легко узнать, что они одеты в темно-бордовую одежду и ходят босиком.
Изменение маршрута движения осуществляется во время ежегодного шествия и накануне и обеспечивается полицейским округом Манилы с подкреплением из Филиппинской национальной полиции , а с 2014 года - Вооруженных сил Филиппин и Управления развития столичной Манилы . Филиппинская береговая охрана охраняет участок реки Пасиг вдоль мостов Аяла (с 2020 года), Джонса (до 2019 года), Макартура (до 2013 года) и Кесона , чтобы обеспечить безопасный проход процессии.
Подобный сценарий могут пережить туристы и путешественники в Кагаян-де-Оро и Катармане, Северный Самар, во время ежегодных шествий священного изображения, а также в других городах и поселках, где в этот день процессией выносятся копии изображений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Inquirer, Philippine Daily (10 января 2012 г.). «В курсе: Праздник Черного Назарянина» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мадаранг, Кэтрин Риччи С. (9 января 2020 г.). отличается от «Перевода » «Праздник Черного Назарянина: «Перевод » Взаимодействие . Получено 10 , января
- ^ Jump up to: а б с Ченг, Уиллард (9 января 2019 г.). «Верующие-католики напомнили: «Праздник» Черного Назарянина приходится на Страстную пятницу» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Баклиг, Кристина Элоиза (8 января 2021 г.). «Почему ежегодное празднование Черного Назарянина называют праздником?» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эрмосо, Кристина (29 декабря 2023 г.). «Церковь Квиапо планирует мероприятия к Назарено 2024» . Манильский бюллетень . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Рита, Джовиленд (9 января 2024 г.). «Черный Назарянин вернулся в церковь Кьяпо; Траласьсьон занял 15 часов» . Интегрированные новости GMA . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Маркос объявляет 9 января особым нерабочим днем в Маниле в связи с Трасласионом 2024 года» . Новости АБС-ЦБН. 4 января 2024 г. . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «9 миллионов преданных посетили праздник Черного Назарянина» . philstar.com . 10 января 2013 года . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Тиангко, Минка; Джазул, Норин (23 октября 2020 г.). « Траслацион 2021 года отменен; альтернативные планы Праздника Черного Назарянина раскрыты» . Манильский бюллетень . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фернандес, Даниса (4 января 2022 г.). «Оперативная группа одобрила приостановку шествия Чёрного Назарянина в Маниле» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ «Прелат говорит, что «Аллея веры» Назарено 2023 года «успешно проведена» » . Манильский бюллетень . 8 января 2023 г. . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Вирнес, Франческа (8 января 2023 г.). «Тысячи людей присутствуют на первой Аллее веры в честь праздника Черного Назарянина» . Новости GMA онлайн . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Канлас, Ричилин (27 декабря 2023 г.). «Ожидается, что более 22 миллионов преданных присоединятся к Трасласиону 2024; маршрут шествия открыт» . Манильский бюллетень . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Фернандо, Жан (9 января 2024 г.). «Карета Черного Назарянина, сделанная в Лас-Пиньяс» . Манильский бюллетень . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Рита, Джовиленд (4 января 2024 г.). «Новые анды Black Nazarene включают освещение, звуковую систему и камеру видеонаблюдения» . GMA Интегрированные новости . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Дату, Деннис (9 января 2024 г.). «Даже если это запрещено: некоторые приверженцы Назарянина рискнули подняться по ступенькам» . Новости ABS-CBN (на филиппинском языке) . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Что такое обряд «Дунгау» во время Траслациона?» . Интегрированные новости GMA . 8 января 2024 г. . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ де Кастро, Джей (9 января 2014 г.). «ОБНОВЛЕНИЕ | ПРЕДАННЫЕ УЖЕ ОЖИДАЮТ В ЦЕРКВИ САН-СЕБАСТЬЯНА «МИРАТА» ИЛИ «ДАНГАВ» » (на тагальском языке). Новости5. Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ Веласко, Рики. Репортаж радионовостей. Радиошоу Доктора Лава (Репортаж). ДЗММ .
- ^ Гегина, Овен Иосиф; Лозада, Бонг (10 января 2015 г.). «Двое погибли, двое пострадали от удара током в ходе 19-часового «траслациона» Черного Назарянина » . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «21-часовой Трасласион 2019 года завершился «без каких-либо неприятных происшествий» » . Филстар . 10 января 2019 г. Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Андраде, Жаннетт И.; Сантос, Матикас (10 января 2012 г.). « Завершилась «самая длинная» процессия Чёрных Назарянина» . newsinfo.inquirer.net .
- ^ «Эрап: Ноль смертей в Трасласьоне 2017 Божье чудо» . Филстар . 10 января 2017 г. Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Бондок, Марлли Рим. «Трасласион движется от трибуны Квирино к церкви Кьяпо» . Новости ГМА . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ 24 Орас Экспресс: 9 января 2024 г. Интегрированные новости GMA . 9 января 2024 г. Событие происходит с 23:26 до 23:32 минут . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Патинио, Фердинанд (10 января 2020 г.). «Траслацион 2020 — один из самых быстрых и упорядоченных в истории: прелаты» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Черный Назарянин возвращается в церковь Кьяпо почти через 15 часов» . Новости АБС-ЦБН . 9 января 2024 г. . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Лагард, Рой (9 января 2024 г.). «Манильская епархия просит Ватикан объявить 9 января национальным праздником Черного Назарянина» . Новости ЦБКП . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Тагальские массовые чтения к празднику Черного Назарянина , получено 9 января 2024 г.
- ^ «Черный Назарянин возвращается домой в Северный Самар | Sunday Examiner» . sundayex.catholic.org.hk . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Церковь Н. Самар объявлена святыней Черного Назарянина» . Новости ЦБКП . 14 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2016 г.
- ^ «ЧЕРНЫЙ НАЗАРЯНИЦ» . Новена Матери нашей вечной помощи | Святая Екатерина Сиенская Резеда Калифорния .